Научная статья на тему 'Клиническая значимость метаболического синдрома у лиц женского пола детородного возраста'

Клиническая значимость метаболического синдрома у лиц женского пола детородного возраста Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
62
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Клиническая значимость метаболического синдрома у лиц женского пола детородного возраста»

Выводы: Метаболические нарушения, особенно в сочетании с АГ и СОАС достоверно ассоциированы с ФП, причем наиболее часто с пароксизмальной ее формой и чаще в группе пациентов среднего возраста. Наличие патологического процесса в щитовидной железе, даже в отсутствие гормональной тиреоидной дисфункции, может способствовать развитию ФП во всех возрастных группах, наиболее значимо у женщин среднего возраста. Нарушения дыхания во сне оказывают достоверное влияние на риск развития ФП, больше в пожилом и старческом возрасте.

Бартош-Зеленая С.Ю., Глухов Н.В.

КЛИНИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ МЕТАБОЛИЧЕСКОГО СИНДРОМА У ЛИЦ ЖЕНСКОГО ПОЛА ДЕТОРОДНОГО ВОЗРАСТА

ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет

им. И.И. Мечникова», Санкт-Петербург ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова», Санкт-

Петербург, lanmed@rambler. ru

Цель: изучить клиническую значимость различных критериев метаболического синдрома у лиц женского пола детородного возраста.

Материалы исследования: В результате скрининга 1786 лиц женского пола для углубленного исследования была отобрана основная группа общей численностью 306 человек, которым был поставлен диагноз метаболического синдрома (МС).

В основную подростковую группу вошли 92 пациентки от 15 до 20 лет, у которых был диагностирован МС по следующим «сводным» критериям -критериям ВОЗ, 1999 (нарушение толерантности к глюкозе, НТГ), модифицированным критериям ВОЗ (уровень инсулина плазмы натощак более верхнего квартиля данного показателя в исследуемой популяции) и критериям Международной федерации диабетологов (IDF, 2005) с поправками на пол и возраст [Cook S. et al., 2003; De Ferranti S.D., 2004; Singh G.K., 2006; Jolliffe C.J., Janssen I., 2007]. Средний возраст пациенток составил 17,9±0,24 года (CI; 17,418,4). В этой группе выявлялись дополнительные критерии, свойственные МС -это повышение уровня мочевой кислоты > 75-го процентиля для данного возраста и пола (> 280 мкмоль/л), фибриногена (> 3,0 г/л), лептина (> 15,6 нг/мл) и снижение уровня адипонектина < 25-го процентиля для данного возраста и пола (< 4,98 мкг/мл), уровня глобулина связывающего половые гормоны (< 59 нмоль/л). Синдром поликистозных яичников (СПКЯ), как один из критериев МС по рекомендациям Американской Ассоциации клинических эндокринологов (AASE,

2002) устанавливался согласно рекомендациям Rotterdam PCOS consensus (2004).

В основную репродуктивную группу вошли 214 пациенток от 21 до 45 лет, у которых был диагностирован МС по следующим «сводным» критериям -критериям ВОЗ, 1999 (НТГ), модифицированным критериям ВОЗ (уровень инсулина плазмы натощак более верхнего квартиля данного показателя в исследуемой популяции) и критериям IDF (2005) с учетом возрастных уровней липидов и артериального давления (АД) по результатам популяционного исследования 1975-1982 гг. в г. Ленинграде [Климов А.Н., 1989]. Средний возраст составил 32,0±0,47 года (CI; 31,1-33,0). В этой группе выявлялись также дополнительные критерии - повышение уровня мочевой кислоты > 75-го процентиля для данного возраста и пола (> 304 мкмоль/л), фибриногена (> 3,0 г/л), лептина (> 7,6 нг/мл) и снижение адипонектина < 25-го процентиля для данного возраста и пола (< 4,30 мкг/мл), глобулина связывающего половые гормоны (< 60 нмоль/л), СПКЯ.

В контрольную подростковую группу вошли 40 девушек, средний возраст которых составил 17,8±0,25 года (CI; 17,2-18,3 года). Контрольную репродуктивную группу составили 60 женщин в возрасте 30,5±0,83 года (CI; 28,832,2 года). Статистически значимых различий возраста пациенток в основной и контрольной группах подросткового (р=0,83) и репродуктивного (р=0,13) возраста получено не было.

Произведено сравнение клинической значимости критериев ВОЗ (1999), ВОЗ мод., NCEP-АТР III (2001), ААСЕ (2002), IDF (2005), модифицированных критериев IDF с поправками на пол, возраст, процентильные значения для уровня АД, липидного спектра крови и показателей абдоминального ожирения. Установлено, что для лиц женского пола подросткового возраста более информативными являются модифицированные критерии IDF с поправками на пол, возраст, процентильные значения для уровня АД, липидного спектра крови и показателей абдоминального ожирения, по которым частота встречаемости МС составила 57,6%. Наиболее частыми клинико-лабораторными проявлениями МС у девушек являются гиперинсулинемия (92,5%), повышенная масса тела и ожирение (67,4%), гиперхолестеринемия (72,5%) и гипоадипонектинемия (80,8%).

Для лиц женского пола репродуктивного возраста более информативными являются критерии ААСЕ (72,4%) и модифицированные критерии IDF с учетом возрастных уровней липидного спектра крови и уровня АД (77,6%). Из дополнительных критериев у женщин репродуктивного возраста помимо нарушений отмечаемых в группе лиц подросткового возраста, часто встречались гипертриглицеридемия (63,3%) в сочетании с гипоальфахолестеринемией (67%), гиперфибриногенемия (85,3%) и гиперлептинемия (81,6%). СПКЯ в составе МС

имеет непосредственное отношение к репродуктивной функции и был выявлен у 30% подростков и у 46 % у молодых женщин.

Выводы: Общепринятые критерии диагностики МС не учитывают возрастные и региональные нормы и не могут быть использованы ввиду слабой выявляемости метаболических нарушений у девушек-подростков. С целью раннего выявления МС у подростков целесообразно использовать модифицированные критерии IDF (57,6%). У женщин репродуктивного возраста в клинической практике возможно использование критериев ААСЕ (72,4%) и модифицированных критериев IDF с учетом возрастных уровней липидного спектра крови и уровня АД. Критерии АТР III (2001), IDF (2005) и ВОЗ мод. могут быть полезными (выявление МС в 67,3, 66,4% и 60,3% случаев соответственно), но не выявляют всех пациенток с МС репродуктивного возраста. Это обуславливает необходимость использования дополнительных критериев у женщин детородного возраста, связанных с инсулинорезистентностью при МС, в частности, концентрации лептина и адипонектина, а также выявления СПКЯ.

Берлов Д.Н., Павлова Л.П.

ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДОВ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ

ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

Санкт-Петербургский государственный университет, Биолого-почвенный

факультет, dberlov@yandex.ru

3доровье нации определяется не только состоянием развития медицины, но и факторами донозологического уровня, включая как здоровый образ жизни, так и валеологический контроль здоровья. В этой связи методы определения функционального состояния человека, как системного ответа организма, обеспечивающего его адекватность требованиям деятельности, могут иметь очень важное практическое значение в различных мониторингах, скринингах, уроках здоровья. Особую роль начинают играть методы экспресс-диагностики, которые позволяют оценить функциональное состояние человека за небольшое время.

Понятие функционального состояния широко используется в физиологии, психологии, медицине, однако можно констатировать, что до сих пор отсутствует единая теория функциональных состояний. Это приводит к появлению методологических и практических сложностей применения методов диагностики функциональных состояний. К их числу можно отнести выбор компонент многомерного вектора, с учетом точности и дробности анализа; проблему сдвига функционального состояния во время и в результате диагностики; проблему

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.