Научная статья на тему 'Кластерный подход развития инновационной активности в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС)'

Кластерный подход развития инновационной активности в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
353
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ КЛАСТЕРЫ / СОЗДАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КЛАСТЕРОВ В ЕАЭС / СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ / ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОСУДАРСТВА / CLUSTERING / INNOVATIVE CLUSTERS / INTERNATIONAL CLUSTERS / CREATION OF THE INTERNATIONAL CLUSTERS IN EURASIAN ECONOMIC UNION / STIMULATION OF INNOVATIVE ACTIVITY / PHARMACEUTICAL CLUSTERS / INCREASE IN COMPETITIVENESS OF THE STATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпенко Оксана Алексеевна, Степанников Владислав Алексеевич

В данной статье рассматривается необходимость усиления развития инноваций в экономике каждой страны и в рамках Евразийского экономического союза. С этой целью необходимо обеспечить эффективное использование финансовых ресурсов, привлечь дополнительные источники финансирования и обеспечить создание инвестиционной привлекательности для потенциальных инвесторов. Одним из основных путей улучшения ситуации в области развития отраслей, регионов и стран является создание новых инновационных кластеров, в том числе в области фармацевтики, так называемых фармкластеров. Авторы рассматривают успешные примеры работы подобных кластеров в Карагандинской области в Казахстане, в Витебской области в Беларуси и в Калужской области в России и делают выводы о возможности их интеграции и кооперации. При рассмотрении мирового опыта функционирования международных фармацевтических кластеров авторы делают вывод о положительном синергетическом эффекте сотрудничества. Для того чтобы обеспечить успешную деятельность данных кластеров необходима обоюдная заинтересованность в их создании, как со стороны частного бизнеса, так и государства. Создание кластеров на международном уровне являет собой эффективный способ развития инноваций в менее развитых стран, участвующих в кластерном сотрудничестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карпенко Оксана Алексеевна, Степанников Владислав Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cluster approach of development of innovative activity of the Eurasian Economic Union countries

In this article the need of strengthening of development of innovations for economy of each country and within the Eurasian Economic Union is considered. For this purpose it is necessary to provide effective use of financial resources, to attract additional sources of financing and to provide creation of investment attractiveness for potential investors. One of the main ways of improvement of a situation in the field of development of branches, regions and the countries is creation of new innovative clusters, including in the field of pharmaceutics. Authors review successful examples of work of similar clusters in Kazakhstan, Belarus and in the Kaluga region of Russia and draw conclusions about a possibility of their integration and cooperation. By consideration of international experience of functioning of the international pharmaceutical clusters authors draw a conclusion about positive synergetic effect of cooperation. To provide successful activity of these clusters mutual interest in their creation, as is necessary from private business, and the state. Creation of clusters at the international level is an effective way of development of innovations in less developed the countries participating in cluster cooperation.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход развития инновационной активности в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС)»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2018, №4, Том 10 / 2018, No 4, Vol 10 https://esj.today/issue-4-2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/22ECVN418.pdf Статья поступила в редакцию 16.07.2018; опубликована 03.09.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:

Карпенко О. А., Степанников В. А. Кластерный подход развития инновационной активности в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) // Вестник Евразийской науки, 2018 №4, https://esj.today/PDF/22ECVN418.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Karpenko O.A., Stepannikov V.A. (2018). Cluster approach of development of innovative activity of the Eurasian Economic Union countries. The Eurasian Scientific Journal, [online] 4(10). Available at: https ://esj. today/PDF/22ECVN418.pdf (in Russian)

УДК 338.28 ГРНТИ 06.52.13

Карпенко Оксана Алексеевна

ФГОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Москва, Россия

Доцент кафедры «Финансы и кредит» Кандидат экономических наук E-mail: karpenko_oa@rudn.university РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=338897 SCOPUS: http://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57191668653

Степанников Владислав Алексеевич

ФГКВОУ ВО «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Министерства обороны Российской Федерации, Воронеж, Россия

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: stepannikov12@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=442964

Кластерный подход развития инновационной активности в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС)

Аннотация. В данной статье рассматривается необходимость усиления развития инноваций в экономике каждой страны и в рамках Евразийского экономического союза. С этой целью необходимо обеспечить эффективное использование финансовых ресурсов, привлечь дополнительные источники финансирования и обеспечить создание инвестиционной привлекательности для потенциальных инвесторов. Одним из основных путей улучшения ситуации в области развития отраслей, регионов и стран является создание новых инновационных кластеров, в том числе в области фармацевтики, так называемых фармкластеров. Авторы рассматривают успешные примеры работы подобных кластеров в Карагандинской области в Казахстане, в Витебской области в Беларуси и в Калужской области в России и делают выводы о возможности их интеграции и кооперации. При рассмотрении мирового опыта функционирования международных фармацевтических кластеров авторы делают вывод о положительном синергетическом эффекте сотрудничества. Для того чтобы обеспечить успешную деятельность данных кластеров необходима обоюдная заинтересованность в их создании, как со стороны частного бизнеса, так и государства. Создание кластеров на международном уровне являет собой эффективный способ развития инноваций в менее развитых стран, участвующих в кластерном сотрудничестве.

Ключевые слова: кластеризация; инновационные кластеры; международные кластеры; создание международных кластеров в ЕАЭС; стимулирование инновационной активности; фармацевтические кластеры; повышение конкурентоспособности государства

В настоящее время залогом устойчивого экономического развития страны в целом, а также доходности и финансовой устойчивости предприятий является инновационная деятельность. Значение инноваций год от года увеличивается, они играют экономическую, социальную и производственную функцию в любом обществе. Состояние экономического развития государства очень часто определяется как конкурентопособность продукции компаний на мировом рынке и спрос на нее со стороны нерезидентов. Рост инновационной активности становится задачей не просто отдельных компаний, но и всего государства в целом. Результаты научно-исследовательских и конструкторских работ, ноу-хау, различные нововведения в различных сферах деятельность необходимы для роста эффективности производства на предприятиях с последующим воплощением в реальной действительности. Эффективное использование финансовых ресурсов, привлечение дополнительных источников финансирования, создание новых финансовых инструментов, улучшение финансовой инфраструктуры позволит увеличить инвестиционную привлекательность предприятий, отраслей, всей страны в целом.

Инновационный процесс также осуществляется и в практике управления, что представляет собой важную характеристику современной экономики, основанием для ее роста. Затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы продолжают увеличиваться в общем объеме инвестиций, растут затраты предприятий на техническое перевооружение и приобретение современных основных средств. Одновременно растет роль государственной научно-технической, инвестиционной, инновационной, научной и образовательной политики, устанавливающей основные условия научно-технического прогресса. Наиболее быстро в мировой экономике растут расходы на НИОКР, достигая в развитых странах почти 4 % ВВП, при этом около трети из них финансирует государство [1].

Постоянное совершенствование и обновление технологической базы, рост технической оснащенности компаний представляет собой основу роста и реализации конкурентного потенциала экономики [2]. Государства, активно занимающиеся инновациями, имеют возможность получать выгоды от своего технологического превосходства путем установления наиболее выгодных для них ценовых пропорций, общих стандартов, международных норм находящиеся на «передовой» НТП. Развитые государства обеспечивают собственное технологическое преимущество путем установления наиболее целесообразных с их точки зрения ценовых пропорций, общих стандартов, каких-либо иных норм международного экономического сотрудничества, обеспечивающих им возможность обеспечить присвоение интеллектуальной ренты на мировом уровне [6].

Ликвидация перманентно увеличивающейся технологической «пропасти» или разрыва между центром и иными субъектами мировой экономической системы заставляет менее развитые страны более активно проводить научно-техническую и инновационную политику.

Наиболее высоких темпов развития инноваций и НТП можно достичь лишь в результате совместных действий целого ряда стран, реализуемых в рамках процесс интеграции между странами. Именно поэтому межгосударственная организация инновационного бизнеса и системное воздействие инноваций приобретает все большее значение. В рамках данной концепции страны ЕАЭС все больше переходят к реализации новой системы развития и модернизации экономики на базе использования современных передовых технологий, которая должна включать использование национальных ресурсов и иностранных инвестиций, новых

знаний и технологий. В настоящее время страны ЕАЭС стремятся к обновлению и совершенствованию промышленного производства на основе широкого внедрения передовых технологий для повышения конкурентоспособности и устойчивости промышленного производства.

Согласно статьи 92 Договора о Евразийском экономическом союзе основными целями проведения промышленной политика в ЕАЭС являются ускорение и укрепление промышленного производства в пределах союза, а также рост конкурентоспособности промышленности государств союза и улучшение сотрудничества, имеющего целью повышение конкурентной позиции промышленности стран-членов, а также рост инновационной активности в государствах с учетом устранения барьеров1.

Страны-участники ЕАЭС для достижения целей проведения промышленной политики в рамках альянса могут стимулировать взаимовыгодную промышленную кооперацию в целях создания высокотехнологичной, инновационной и конкурентоспособной продукции, реализовывать совместные программы и проекты при участии государств-членов на взаимовыгодной основе; учреждать совместные технологические платформы и промышленные кластеры.

Одним из наиболее важных инструментов повышения и модернизации национальных экономик стран ЕАЭС является учреждение и развитие инновационно-промышленных кластеров. В большинстве стран, входящих в ЕАЭС были приняты свои собственные концепции инновационно-промышленного развития, в том числе с помощью кластеров. Так, например в Беларуси в 2014 году была принята Концепция формирования и развития инновационно-промышленных кластеров2 . Основной целью принятия данной концепции явилась оценка имеющегося потенциала и поиск проблем, перспектив и механизмов повышения активности кластерного развития республики Беларусь до 2020 года. В концепции подчеркнута необходимость учреждения многопрофильных кластеров в сфере нанотехнологий, биотехнологий и фармацевтики путем создания научно-технологических парков с правовым режимом, соответствующем Парку высоких технологий. Концепция предполагает создание комплексной государственной поддержки кластеров, что как предполагается ускорит процесс внедрения современных форм интеграции и кооперации различных субъектов хозяйствования. Данная интеграция может осуществляться как на национальном уровне, так и в рамках ЕАЭС.

Государственная программа индустриально-инновационного развития республики Казахстан на 2015-2019 годы предусматривает создание одиннадцати кластеров по двум направлениям: в форме кластеров в традиционных секторах экономики с использованием природно-ресурсного потенциала и в виде инновационных кластеров (технопарков)3.

1 "Договор о Евразийском экономическом союзе" (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.02.2017).

2 Постановление Совета Министров Республики Беларусь 16 января 2014 г. N 27 «Об утверждении Концепции формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в республике Беларусь и мероприятий по ее реализации».

3 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года").

Страница 3 из 10

Методология

22ECVN418

Основным нормативно-правовым актом, предусматривающим реализацию кластерной политики в Российской Федерации, является Концепция долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года. Она подразумевала создание целого ряда территориально-производственных кластеров как одного из инструментов модернизации экономики и увеличения конкурентного потенциала регионов. Концепция устанавливает необходимость создания двух видов кластеров: инновационных высокотехнологичных (в высоко урбанизированных регионах) и территориально-производственных (в слаборазвитых регионах, ориентированных на современных технологии глубокой переработки сырья и создание товаров с высокой добавленной стоимостью) [3].

При создании институтов, способствующих развитию инновационных технологий необходимо предусмотреть формирование многопрофильных кластерных структур, включая кластеры в сфере нано-, биотехнологий и фармацевтической промышленности. Двадцать пять российских кластеров приобрели статус пилотных инновационных территориальных кластеров входящих в перечень Минэкономразвития (утвержденный поручением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2012 г. № ДМ-П8-5060).

Согласно специфике профильной отрасли данные кластеры подлежат отнесению к одному из следующих видов технологической специализации: ядерные и радиационные технологии; производство летательных и космических аппаратов; фармацевтика, биотехнологии и медицинская промышленность; судостроение; новые материалы; химия и нефтехимия; информационные технологии и электроника.

В настоящем исследовании мы затронем только одну из наиболее успешных отраслей промышленности в современной экономике стран ЕАЭС-фармацевтическую, а также кластеры, созданные в ее рамках.

По общепринятому определению, фармацевтический кластер - это группа географически локализованных и взаимосвязанных инновационных фирм - разработчиков лекарств, производственных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, объектов инфраструктуры (научно-исследовательских институтов, вузов, технопарков, бизнес-инкубаторов) и других организаций. Все они дополняют друг друга и усиливают конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Отличительный признак эффективно действующих кластеров - выход инновационной продукции. А опыт каждого фармацевтического кластера - незаменимый кейс для тех, кто тоже решил пойти по этому пути.

В доступных источниках содержится информация о нижеследующих фармкластерах в Российской Федерации: Волоколамский, Санкт-Петербургский, Калужский, Ярославский, Рязанский, Уральский, Новосибирский, Томский, Дубнинский, Иркутский, Нижегородский, Пермский. Некоторые из вышеперечисленных кластеров - Дубнинский, Санкт-Петербургский, Томский входят в особые экономические зоны. Созданные кластеры отличаются по уровню зрелости и инновационной направленности. Некоторые находятся на проектном уровне или на стадии начального строительства, другие уже работают, например, выпускают лекарства и иную фармацевтическую продукцию. С нашей точки зрения, самыми перспективными в Российской Федерации могут считаться Санкт-Петербургский, Калужский, Ярославский и Уральский фармкластеры.

Наиболее крупным из них является Калужский фармкластер, насчитывающий 63 участники и около 9000 рабочих мест [2].

В настоящее время в Калужском фармкластере насчитывается 63 участника, создано около 9000 рабочих мест. В 2019 году планируется открытие двух российских компаний «Фарм-Синтез» и «Сфера-Фарм», а также будет организован выпуск упаковок для лекарств.

Немецкая компания «Stada» и англо-шведская «Asta Zeneca» участвуют в пилотном проекте по обязательной маркировке лекарственных средств (рис. 1).

Рисунок 1. Устойчивые кооперационные связи участников кластера (источник: http://www.pharmclusterkaluga.ru/)

Немецкая научно-технологическая компания «Мерк» и ГК «Фармконтракт» заключили с Калужским фармацевтическим кластером соглашения о стратегическом сотрудничестве и партнерстве.

Образовательный проект немецкой компании «Мерк» давно реализуется на с участием научно-исследовательского ядерного университета «Московский инженерно-физический институт» в г. Обнинске. Российская компания «Фармконтракт» является поставщиком услуг и оборудования для реализации инфраструктурных проектов рамках регионального отраслевого кластера, калужские фармкомпании будут покупать оборудование с дополнительной скидкой.

Калужский фармкластер объединяет крупнейшие международные и российские фармконцерны («Hemopharm», «Astra Zeneka», «Niarmedic» «Novo Nordisc», «Stada CAC», «BerlinChemie/Menarini»), средние и малые инновационные компании, ведущие научно-исследовательские и образовательные центры - всего более 60 участников. Однако в числе компаний-участников нет фирм из Казахстана и Беларуси, что говорит о недостаточной степени интеграции фармацевтических предприятий в странах ЕАЭС.

Наиболее крупный инновационный фармацевтический кластер Казахстана расположен в Карагандинской области4. Семнадцать крупных компаний объединились с целью создания полного производственного цикла в данном кластере, что позволило уменьшить себестоимость лекарств. В кластере производится внедрение современных IT-технологий и модернизация производства лекарств. Карагандинский фармацевтический кластер сотрудничает с крупными

4 Указ Президента Республики Казахстан от 1 августа 2014 года № 874 «Об утверждении Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы».

российскими фармацевтическими предприятиями, такими как ПАО «Фармстандарт», ЗАО «Биокад», ООО «Фармапарк», АО «Генериум». Таким образом, в рамках данного кластера развивается сотрудничество в области технологических фармацевтических платформ между двумя странами.

Первый фармкластер также появился в 2015 году в Витебской области в республике Беларусь, он объединяет почти 15 % белорусских фармацевтических компаний. Научно-исследовательским ядром данного кластера является центра трансферта технологий, включенный в Государственную программу инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы. Он был создан в Витебском государственном медуниверситете. Основной целью кластера является формирование научно-технической базы, позволяющей соответствовать современному технологическому уровню, имеющей возможность создать новые лекарственные средства по полному циклу: от создания молекулы, синтеза до проведения доклинических исследований и отработки новых производственных технологий, что становится возможным лишь путем объединения целого ряда предприятий в рамках кластера.

К Витебскому фармкластеру с целью реализации совместных научно-исследовательских проектов намерена присоединиться словацкая научно-исследовательская компания BioMed. Витебский фармкластер активно сотрудничает с Санкт-Петербурсгской государственной химио-фармацевтической академией, что представляет собой один из положительных примеров совместного сотрудничества в рамках ЕАЭС. В настоящее время рассматривается вопрос и о включении их совместных проектов в одну из межгосударственных программ, что представляет собой очень важный шаг в инновационном взаимодействии государств.

Исходя из мирового опыта, с целью выведения экономики государства на этап нового технологического уклада необходим существенный инициирующий импульс, связанный с развитием новых технологий не только в рамках одного кластера, но и формирование международных кластеров в рамках ЕАЭС. Для того, чтобы обеспечить успешную деятельность данных кластеров необходима обоюдная заинтересованность в их создании, как со стороны частного бизнеса, так и государства. Создание кластеров на международном уровне являет собой эффективный способ развития инноваций в менее развитых стран, участвующих в кластерном сотрудничестве.

На сегодняшний день все международные кластеры подразделяются на трансграничные и транснациональные [8]. Транснациональный кластер - это международный кластер, в котором участники зарегистрированы в не граничащих между собой регионах или странах, членами данного кластера могут быть как самостоятельные стрейкхолдеры, так и региональные кластеры [9]. Главным отличием трансграничного кластера от транснационального является то, что его члены проживают в приграничных областях [10].

Львиная доля международных транснациональных и трансграничных кластеров расположена в Северной Европе, обладающей существенным научно-техническим и инновационным потенциалом [4]. Кластерное развитие на данной территории осуществляется в рамках модели «тройной спирали», акцентирующий внимание на сотрудничестве высших учебных заведений, отдельных предприятий и государства, являющегося основой инновационной системы [5].

Самым крупным международным инновационном фармкластером на Севере Европы в Скандинавии является долина Медикон (Medicon Valley)5, расположенная на границе двух государств - Дании и Швеции. Долина Медикон представляет собой центр Скандинавской

5 http ://www.mediconvalley.co m/industry/biotech-pharma.

медицинской науке, располагающей современной экосистемой, инфраструктурой и талантливыми кадрами, подготовленными передовыми университетами [7]. Долина Медикон на сегодняшний день является центром притяжения бизнес сообщества и талантливых ученых. Наиболее крупными компаниями, работающими в долине Медикон являются: Novo Nordisk, LEO Pharma, Baxter Gambro, Lundbeck. К настоящему моменту времени ученые долины, путем создания альянсов и стратегического партнерства, разработали лекарства для лечения большого количества болезней, в том числе диабета, онкологических заболеваний. Принимая во внимание особую важность исследований, проводимых в долине Медикон, правительства Дании и Швеции выделяют государственное финансирование на продолжение исследований. Государственная финансовая помощь позволяет придать стимулы для развития фармацевтической и биомедицинской промышленности, сделав ее инвестиционно привлекательной для потенциальных инвесторов. Особую роль в оказании всех видов поддержки развитию данного кластера играет правительство Дании. В этой стране создано специальное Министерство науки, технологий и развития, ведающее вопросами совершенствования научно-технического развития на всех уровнях власти от национального до международного, занимающееся поддержкой конкуренции и управляющего научными кластерами.

Выводы. В целом, в большинстве стран Скандинавии создано достаточное количество программ по стимулированию развития национальных и межнациональных кластеров, занимающихся инновационными разработками. Немаловажное значение в развитии международных кластеров в Скандинавии сыграло государственное финансирование, принятие законов в области инноваций и их последующее совершенствование, создание инновационной инфраструктуры и экосистемы, развитие венчурного финансирования исследований, организация сотрудничества с предпринимателями, высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими центрами, оказание помощи субъектам малого предпринимательства, занимающегося инновациями.

Рассмотрение успешного опыта создания международных кластеров в Скандинавских странах позволяет сделать выводы о тех факторах, которые способствовали их становлению и развитию. В первую очередь, это достижение определенного уровня научно-технического и инновационного развития в тех странах, которые принимают участие в кластерах. Во -вторых, это государственная финансовая, законодательная и инфраструктурная поддержка развития как отдельных инновационных предприятий и проектов, так и международных инновационных кластеров. При этом надлежит установить интерактивные формы кооперации между научными учреждениями, государственными органами и бизнес-сообществом с целью выработки долгосрочных прогнозов и концепций, а также среднесрочных программ и конкретных планов по достижению заранее установленных целей развития в рамках «модели тройной спирали». В странах ЕАЭС предстоит принять закон о методах и механизмах контроля за выполнением запланированных мероприятий всех участников процесса государственного стратегического планирования с учетом особенностей государственного частного партнерства.

Институты развития, крупные компании и банки ЕАЭС должны быть интегрированы в систему стратегического планирования на уровне государства. Целевые показатели эффективности деятельности государственных институтов развития, коммерческих банков, крупных корпораций и агентств по сферам их деятельности позволят проконтролировать создание новых конкурентоспособных на мировом рынке производств и их объединений в виде кластеров как на национальном, так и на мировом уровнях. Необходимо установить целевые показатели их работы по профильным направлениям деятельности. Они должны поспособствовать созданию конкурентоспособных на мировом рынке производств нового технологического уклада, а также ввести механизмы реальной ответственности за их своевременное достижение. Именно международные кластеры должны обеспечивать наиболее

эффективное применение научно-технологического потенциала Евразийского экономического союза с целью сотрудничества экономических агентов. Они будут оказывать содействие созданию региональных и общемировых цепочек добавленной стоимости.

В настоящее время научно-технических потенциал стран ЕАЭС совсем небольшой, как по своим абсолютным, так и по относительным показателям, при этом большая его часть сконцентрирована в РФ. Следует включить научно-техническую политику в основные функции ЕАЭС, восстановить институт международных и межгосударственных целевых программ, необходимо организовывать проведение совместных научно-исследовательских работ на приоритетных направлениях НТП в рамках международных кластерных инициатив. В области современных технологий на уровне ЕАЭС необходимо обеспечить формирование производственных систем на основе новых технологий, стимулирование распространение новых прорывных технологий, что возможно также в рамках международной кластеризации, в том числе в области фармацевтики.

При этом целесообразно развивать инновационную инфраструктуру ЕАЭС, создавать систему защиты интеллектуальной собственности. Подобное становится возможным лишь при условии приведение национальных правовых систем и нормативно -правовых актов в области охраны авторский прав и патентования к тем стандартам, которые существуют в ведущих странах мира.

Итак, на основе обобщения вышесказанного мы предлагаем создать международный кластер в рамках ЕАЭС в области фармацевтики, так как именно в этой области каждая из стран-участниц имеет свои собственные стабильно развивающиеся фармкластеры.

Рассмотренный выше положительный опыт создания межгосударственных кластеров доказал то, что за счет эффекта синергии повышается конкурентоспособность всех компаний на глобальном уровне. Все вышеперечисленное позволяет создать условия для реализации инновационных старт-апов. Национальные экономики получают при этом возможности расширения инновационно-технологической кооперации и использования положительного мирового опыта коммерциализации технологий, начиная с фундаментальных исследований и заканчивая маркетингом и продажей инновационной продукции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Колошин А., Разгуляев К., Тимофеев Ю., Русинов В. Анализ зарубежного опыта повышения отраслевой, региональной конкурентоспособности на основе развития кластеров. URL: http://politanaliz.ru.

2. Круглов В.Н., Пауков С.А. Фармацевтический кластер региона: инновационное обновление // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 49. - С. 62-70.

3. З.Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации. URL: http://base.consultant.ru.

4. Михайлов А.С. Формирование международных кластеров в Балтийском регионе // Балтийский регион. - 2013. - № 1. - С. 53-66.

5. Рекорд С.И. Развитие промышленно-инновационных кластеров в Европе: эволюция и современная дискуссия. - СПб.: Изд-во С-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2010. - 109 с.

6. Суслякова О.Н. Необходимость и направления совершенствования механизма поддержки малого предпринимательства в Калужской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 31. - С. 971-9751.

7. Cluster policy in Europe. A brief summary of cluster policies in 31 European countries. Europe Innova Cluster Mapping Project. Oxford Research AS. 2008.

8. Roelandt, T. and den Hartog, P. (1999), "Boosting innovation: the cluster approach", OECD Proceedings, OECD, Paris, p. 315.

9. So'lvell, O". (2008), "Clusters and cluster policy in Europe", paper presented at the Conference in Pamplona, 20-21 November, available at: www.euroinnova-navarra.eu/documentacion/dia%2021/0rjan_Solvell.pdf.

10. Tijanic', L. (2009). "Politika Europske unije u formiranju klastera", Ekonomska istraz'ivanja, Vol. 22 No. 1, pp. 149-67.

Karpenko Oksana Alekseevana

Russian university of peoples' friendship, Moscow, Russia E-mail: karpenko_oa@rudn.university

Stepannikov Vladislav Alekseevich

Military and air academy of a name of professor N.E. Zhukovskogo and Yu.A. Gagarin, Voroneg, Russia

E-mail: stepannikov12@mail.ru

Cluster approach of development of innovative activity of the Eurasian Economic Union countries

Abstract. In this article the need of strengthening of development of innovations for economy of each country and within the Eurasian Economic Union is considered. For this purpose it is necessary to provide effective use of financial resources, to attract additional sources of financing and to provide creation of investment attractiveness for potential investors. One of the main ways of improvement of a situation in the field of development of branches, regions and the countries is creation of new innovative clusters, including in the field of pharmaceutics. Authors review successful examples of work of similar clusters in Kazakhstan, Belarus and in the Kaluga region of Russia and draw conclusions about a possibility of their integration and cooperation. By consideration of international experience of functioning of the international pharmaceutical clusters authors draw a conclusion about positive synergetic effect of cooperation. To provide successful activity of these clusters mutual interest in their creation, as is necessary from private business, and the state. Creation of clusters at the international level is an effective way of development of innovations in less developed the countries participating in cluster cooperation.

Keywords: a clustering; innovative clusters; the international clusters; creation of the international clusters in Eurasian Economic Union; stimulation of innovative activity; pharmaceutical clusters; increase in competitiveness of the state

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.