В. С. ЛИПАТНИКОВ*
Виталий Сергеевич Липатников — аспирант кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента СПбГУЭФ.
В 2007 г. окончил СПбГУЭФ.
Автор 5 публикаций.
Область научной специализации — инновационный менеджмент.
^ ^ ^
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОД ПОСТРОЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ*
Инновационную экономику часто называют «экономикой, основанной на знаниях». Стратегический потенциал развитой страны определяется не общим массовым образованием, а творческим потенциалом и уровнем научно-технической и организационно-политической элиты. Несколько десятилетий назад в промышленности началось формирование «третьей волны», по выражению выдающегося футуролога и лауреата Нобелевской премии по экономике Олвина Тоффлера. От массового, единообразного производства с гигантскими промышленными комплексами начался переход к небольшим промышленным структурам, росту разнообразия, гибкому учету пожеланий заказчиков к производимой продукции. Аналогичная «волна» пришла в системы образования. «Научить учиться», «научить правильно задавать вопросы и намечать цели» стало важнее, чем дать определенный набор знаний и профессиональных навыков, которые могут очень скоро утратить свое значение. Наступившая эпоха инноваций стала серьезным экзаменом для стран, технологий, образовательных систем и социальных институтов.
В ряде принятых Правительством нашей страны документов, очерчивающих экономическую стратегию развития, зафиксирован курс России на активное участие в процессе глобализации. Отчасти такая «фритредерская» политика диктуется тем, что в России не производится необходимый объем продовольственных товаров и многих товаров высокотехнологичных отраслей. Поэтому сегодня отказаться от импорта многих товаров Россия просто не может. Пока импортный поток «уравновешивается» в основном экспортом газа, нефти и ряда других невосполнимых минеральных ресурсов («экономика трубы»).
Однако в условиях глобализации такая ситуация не может продолжаться долгое время. Во-первых, потому, что себестоимость минерального сырья в России, как правило, значительно выше, чем в других странах-экспортерах, с которыми в условиях глобализации придется конкурировать. Во-вторых, из-за больших транспортных издержек. В-третьих, в силу экстремальных природных условий велика энергоемкость производимой продукции. В-четвертых, страна переживает инфраструктурный кризис, выход из которого требует огромных вложений в обновление или замену трубопроводов, железных дорог, линий передач и т. д. По оценке, обнародованной М. Тэтчер, в условиях глобализации в России экономически оправданно проживание 15 млн человек. Поэтому в мировом экономическом сообществе в долгосрочной перспективе Россия может существовать только в качестве производителя товаров и услуг, которые не могут быть созданы в других странах, т. е. продукции сектора высоких технологий.
Вторая причина состоит в геоэкономическом положении России. Сохранение территориальной целостности и суверенитета страны подразумевает в конкретных условиях нашей страны необходимость усиленной охраны государственной границы и готовность к защите национальных интересов хотя бы в странах ближнего зарубежья. При крайне тяжелой демографической ситуации это также требует хорошо оснащенной и вооруженной армии, что невозможно без сильного инновационного сектора экономики.
Третья причина связана с использованием людей, идей, технологий, имеющихся в стране благодаря огромным вложениям в «человеческий капитал» и в развитие оборонного комплекса, которые были сделаны в предшествующие годы. Этот важнейший ресурс стремительно тает — во многих институтах, конструкторских бюро, на предприятиях в отсутствие молодежи утрачивается научный и технологический потенциал, накопленный старшим поколением опыт выполнения крупных научно-технических проектов. В ближайшие пять лет при сохранении нынешних тенденций многое будет утеряно безвозвратно.
Четвертая причина состоит в том, что место страны в современном мире определяется тем набором макротехнологий, который она в состоянии поддерживать и обновлять, что требует потока инноваций и постоянного технологического перевооружения локомотивных отраслей экономики. При этом возможности «купить», «украсть», «освоить» зарубежные технологии, как показывает отечественный и зарубежный опыт, оказываются весьма ограниченны и требуют огромных затрат [1].
ГРНТИ 06.61.01 © В. С. Липатников, 2009 Статья публикуется по рекомендации кандидата экономических наук, профессора В. П. Воробьева.
Из 50 макротехнологий, существующих в мире, Советский Союз владел 12. В современной России ни одного комплекса технологий соответствующего технического, организационного, научно-технического обеспечения, который входит в понятие макротехнологии, нет. Имеются отдельные образцы, предприятия, разработки, но утрачена система.
При сохранении нынешних тенденций «инновационный кризис» уже в среднесрочной перспективе может привести к экономической или военной катастрофе, к социальной нестабильности. Поэтому от того, будет ли решена в ближайшие годы поставленная Президентом РФ задача, зависит дальнейшее существование нашей страны.
В условиях глобализации важным условием устойчивости и экономической независимости является внутренняя организация, способность быстро и четко реагировать на изменения внутренней и внешней конъюнктуры как отдельных регионов, так и страны в целом, осуществлять быструю адаптацию за счет средств инновационной политики. Таким образом, требования к высокой организации локальных систем как более мобильных в сравнении с глобальной системой значительно возрастают. В связи с этим актуальным становится вопрос разработки и реализации инновационной политики, а также формирования инновационного микроклимата.
В мировой практике существуют различные способы активизации и совершенствования инновационной среды. К ним можно отнести формирование развитой инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, региональные инновационные фонды), создание сети трансфера технологий (пропаганда результатов инновационной деятельности и распространение инноваций с привлечением торгово-промышленных палат за пределами регионов), прямую и косвенную финансовую поддержку инновационных проектов, а также кластерный подход в реализации инновационной политики.
Кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители, посредники) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга. Иными словами, под кластером понимается сеть независимых производственных и (или) сервисных фирм, включая их поставщиков, создателей технологий и ноу-хау (университеты, научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании), связующих рыночных институтов (брокеры, консультанты) и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости [2].
В основе процесса образования кластера лежит обмен информацией по поводу потребностей, техники и технологий между отраслями — покупателями, поставщиками и родственными отраслями. Конкуренция между предприятиями кластера может негативно повлиять на обмен информацией, так как каждое из них хочет пользоваться ею самостоятельно. Тот факт, что взаимный обмен ставит в выгодные условия все местные фирмы в их конкуренции с иностранными компаниями, не снимает в полной мере их озабоченности своим собственным положением на рынке. Механизмами, способствующими взаимообмену между кластерами, являются те условия, которые обеспечивают беспрепятственную передачу информации и координацию интересов горизонтально и вертикально связанных фирм. Факторы, облегчающие движение информации: личные взаимоотношения на почве совместной учебы или службы в армии; связи, возникающие в научных сообществах, профессиональных ассоциациях; связи, обусловленные географической близостью; отраслевые ассоциации, обслуживающие кластеры; нормы поведения, такие как вера в длительные и прочные взаимоотношения. Факторы, определяющие совпадение целей и совместимость внутри кластеров: семейные или околосемейные связи внутри кластера между фирмами (что особенно актуально для азиатских стран); общая собственность внутри промышленной группы; долевое участие в акционерной собственности; взаимодействие между директорами фирм; национальный патриотизм.
Фирмы-конкуренты из отраслей, имеющих международное признание, а иногда и целые кластеры часто располагаются в одном городе или районе. Концентрация соперников, их покупателей и поставщиков способствует росту эффективности специализации производства. Однако еще более важным является влияние географической концентрации на совершенствование производственных процессов и внедрение новшеств внутри кластера.
Опыт передовых и развивающихся стран показал, что кластерный подход служит основой для конструктивного диалога между представителями предпринимательского сектора и государства. Он позволил повысить эффективность взаимодействия частного сектора, государства, торговых ассоциаций, исследовательских и образовательных учреждений в инновационном процессе. В мировой практике проявилась тенденция концентрации компании на главных направлениях и делегирования производства промежуточных продуктов и сферы ключевых услуг другим, в том числе малым, предприятиям. Однако для многих малых предприятий, отличающихся индивидуализмом и предприимчивостью, организация такого сотрудничества с конкурентами, поставщиками или клиентами может представлять реальную угрозу потери имевшихся ранее преимуществ. Вот почему такое сотрудничество требует более высокого уровня внутренней организации и стратегического мышления руководителей малых предприятий для определения необходимой степени взаимодействия и интеграции с партнерами. С учетом этой тенденции создание кластеров оказывает мощное влияние на малый бизнес.
Можно ожидать, что в ближайшем будущем основную роль в обеспечении устойчивой конкурентоспособности для большинства кластеров будет играть фактор качества корпоративной стратегии. В частности, ключевым аспектом стратегического развития кластеров станут глобализация операций, ориентация на потребителей конкретных региональных рынков. В настоящее время подход к региональному развитию, основанный на кластерах, находит все большее понимание и в России. Одним из наиболее ярких тому примеров является претворение в жизнь комплексной программы мероприятий по реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге, принятой Правительством города. Дело в том, что эффективная реструктуризация бывших промышленных гигантов и территориально-промышленных комплексов требует глубокого взаимодействия между крупным, средним и малым бизнесом, их конструктивного сотрудничества с вузами и НИИ при безусловной поддержке государственных и местных органов власти. И здесь применение кластерного подхода предоставляет необходимые инструменты и методологию, позволяющие достигнуть расширенного развития малого и среднего предпринимательства.
ЛИТЕРАТУРА
1.. The Global Technology Revolution 2020, In-Depth Analyses. Bio/Nano/Materials/Infoimation Trends, Drivers, Barriers, and
Social Implications // Silberglitt et al., MG-475-NIC, 2006. 2. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.