Научная статья на тему 'Кластерный подход как метод построения инновационной системы'

Кластерный подход как метод построения инновационной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / INNOVATION ECONOMICS / INNOVATION SYSTEM / CLUSTER / CLUSTER APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Липатников Виталий Сергеевич

В статье рассмотрены и обоснованы причины, по которым экономика России должна перейти на инновационный путь развития, а также описана суть и основные характеристики кластерного подхода одного из самых популярных методов по формированию инновационной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The cluster approach as an innovation system formation method

The reasons on which the economy of Russia should pass to an innovative way of development are considered and proved in this article, the essence and the basic characteristics of the cluster approach one of the most popular innovative environment formation methods is also described here.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход как метод построения инновационной системы»

В. С. ЛИПАТНИКОВ*

Виталий Сергеевич Липатников — аспирант кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента СПбГУЭФ.

В 2007 г. окончил СПбГУЭФ.

Автор 5 публикаций.

Область научной специализации — инновационный менеджмент.

^ ^ ^

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОД ПОСТРОЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ*

Инновационную экономику часто называют «экономикой, основанной на знаниях». Стратегический потенциал развитой страны определяется не общим массовым образованием, а творческим потенциалом и уровнем научно-технической и организационно-политической элиты. Несколько десятилетий назад в промышленности началось формирование «третьей волны», по выражению выдающегося футуролога и лауреата Нобелевской премии по экономике Олвина Тоффлера. От массового, единообразного производства с гигантскими промышленными комплексами начался переход к небольшим промышленным структурам, росту разнообразия, гибкому учету пожеланий заказчиков к производимой продукции. Аналогичная «волна» пришла в системы образования. «Научить учиться», «научить правильно задавать вопросы и намечать цели» стало важнее, чем дать определенный набор знаний и профессиональных навыков, которые могут очень скоро утратить свое значение. Наступившая эпоха инноваций стала серьезным экзаменом для стран, технологий, образовательных систем и социальных институтов.

В ряде принятых Правительством нашей страны документов, очерчивающих экономическую стратегию развития, зафиксирован курс России на активное участие в процессе глобализации. Отчасти такая «фритредерская» политика диктуется тем, что в России не производится необходимый объем продовольственных товаров и многих товаров высокотехнологичных отраслей. Поэтому сегодня отказаться от импорта многих товаров Россия просто не может. Пока импортный поток «уравновешивается» в основном экспортом газа, нефти и ряда других невосполнимых минеральных ресурсов («экономика трубы»).

Однако в условиях глобализации такая ситуация не может продолжаться долгое время. Во-первых, потому, что себестоимость минерального сырья в России, как правило, значительно выше, чем в других странах-экспортерах, с которыми в условиях глобализации придется конкурировать. Во-вторых, из-за больших транспортных издержек. В-третьих, в силу экстремальных природных условий велика энергоемкость производимой продукции. В-четвертых, страна переживает инфраструктурный кризис, выход из которого требует огромных вложений в обновление или замену трубопроводов, железных дорог, линий передач и т. д. По оценке, обнародованной М. Тэтчер, в условиях глобализации в России экономически оправданно проживание 15 млн человек. Поэтому в мировом экономическом сообществе в долгосрочной перспективе Россия может существовать только в качестве производителя товаров и услуг, которые не могут быть созданы в других странах, т. е. продукции сектора высоких технологий.

Вторая причина состоит в геоэкономическом положении России. Сохранение территориальной целостности и суверенитета страны подразумевает в конкретных условиях нашей страны необходимость усиленной охраны государственной границы и готовность к защите национальных интересов хотя бы в странах ближнего зарубежья. При крайне тяжелой демографической ситуации это также требует хорошо оснащенной и вооруженной армии, что невозможно без сильного инновационного сектора экономики.

Третья причина связана с использованием людей, идей, технологий, имеющихся в стране благодаря огромным вложениям в «человеческий капитал» и в развитие оборонного комплекса, которые были сделаны в предшествующие годы. Этот важнейший ресурс стремительно тает — во многих институтах, конструкторских бюро, на предприятиях в отсутствие молодежи утрачивается научный и технологический потенциал, накопленный старшим поколением опыт выполнения крупных научно-технических проектов. В ближайшие пять лет при сохранении нынешних тенденций многое будет утеряно безвозвратно.

Четвертая причина состоит в том, что место страны в современном мире определяется тем набором макротехнологий, который она в состоянии поддерживать и обновлять, что требует потока инноваций и постоянного технологического перевооружения локомотивных отраслей экономики. При этом возможности «купить», «украсть», «освоить» зарубежные технологии, как показывает отечественный и зарубежный опыт, оказываются весьма ограниченны и требуют огромных затрат [1].

ГРНТИ 06.61.01 © В. С. Липатников, 2009 Статья публикуется по рекомендации кандидата экономических наук, профессора В. П. Воробьева.

Из 50 макротехнологий, существующих в мире, Советский Союз владел 12. В современной России ни одного комплекса технологий соответствующего технического, организационного, научно-технического обеспечения, который входит в понятие макротехнологии, нет. Имеются отдельные образцы, предприятия, разработки, но утрачена система.

При сохранении нынешних тенденций «инновационный кризис» уже в среднесрочной перспективе может привести к экономической или военной катастрофе, к социальной нестабильности. Поэтому от того, будет ли решена в ближайшие годы поставленная Президентом РФ задача, зависит дальнейшее существование нашей страны.

В условиях глобализации важным условием устойчивости и экономической независимости является внутренняя организация, способность быстро и четко реагировать на изменения внутренней и внешней конъюнктуры как отдельных регионов, так и страны в целом, осуществлять быструю адаптацию за счет средств инновационной политики. Таким образом, требования к высокой организации локальных систем как более мобильных в сравнении с глобальной системой значительно возрастают. В связи с этим актуальным становится вопрос разработки и реализации инновационной политики, а также формирования инновационного микроклимата.

В мировой практике существуют различные способы активизации и совершенствования инновационной среды. К ним можно отнести формирование развитой инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, региональные инновационные фонды), создание сети трансфера технологий (пропаганда результатов инновационной деятельности и распространение инноваций с привлечением торгово-промышленных палат за пределами регионов), прямую и косвенную финансовую поддержку инновационных проектов, а также кластерный подход в реализации инновационной политики.

Кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители, посредники) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга. Иными словами, под кластером понимается сеть независимых производственных и (или) сервисных фирм, включая их поставщиков, создателей технологий и ноу-хау (университеты, научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании), связующих рыночных институтов (брокеры, консультанты) и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости [2].

В основе процесса образования кластера лежит обмен информацией по поводу потребностей, техники и технологий между отраслями — покупателями, поставщиками и родственными отраслями. Конкуренция между предприятиями кластера может негативно повлиять на обмен информацией, так как каждое из них хочет пользоваться ею самостоятельно. Тот факт, что взаимный обмен ставит в выгодные условия все местные фирмы в их конкуренции с иностранными компаниями, не снимает в полной мере их озабоченности своим собственным положением на рынке. Механизмами, способствующими взаимообмену между кластерами, являются те условия, которые обеспечивают беспрепятственную передачу информации и координацию интересов горизонтально и вертикально связанных фирм. Факторы, облегчающие движение информации: личные взаимоотношения на почве совместной учебы или службы в армии; связи, возникающие в научных сообществах, профессиональных ассоциациях; связи, обусловленные географической близостью; отраслевые ассоциации, обслуживающие кластеры; нормы поведения, такие как вера в длительные и прочные взаимоотношения. Факторы, определяющие совпадение целей и совместимость внутри кластеров: семейные или околосемейные связи внутри кластера между фирмами (что особенно актуально для азиатских стран); общая собственность внутри промышленной группы; долевое участие в акционерной собственности; взаимодействие между директорами фирм; национальный патриотизм.

Фирмы-конкуренты из отраслей, имеющих международное признание, а иногда и целые кластеры часто располагаются в одном городе или районе. Концентрация соперников, их покупателей и поставщиков способствует росту эффективности специализации производства. Однако еще более важным является влияние географической концентрации на совершенствование производственных процессов и внедрение новшеств внутри кластера.

Опыт передовых и развивающихся стран показал, что кластерный подход служит основой для конструктивного диалога между представителями предпринимательского сектора и государства. Он позволил повысить эффективность взаимодействия частного сектора, государства, торговых ассоциаций, исследовательских и образовательных учреждений в инновационном процессе. В мировой практике проявилась тенденция концентрации компании на главных направлениях и делегирования производства промежуточных продуктов и сферы ключевых услуг другим, в том числе малым, предприятиям. Однако для многих малых предприятий, отличающихся индивидуализмом и предприимчивостью, организация такого сотрудничества с конкурентами, поставщиками или клиентами может представлять реальную угрозу потери имевшихся ранее преимуществ. Вот почему такое сотрудничество требует более высокого уровня внутренней организации и стратегического мышления руководителей малых предприятий для определения необходимой степени взаимодействия и интеграции с партнерами. С учетом этой тенденции создание кластеров оказывает мощное влияние на малый бизнес.

Можно ожидать, что в ближайшем будущем основную роль в обеспечении устойчивой конкурентоспособности для большинства кластеров будет играть фактор качества корпоративной стратегии. В частности, ключевым аспектом стратегического развития кластеров станут глобализация операций, ориентация на потребителей конкретных региональных рынков. В настоящее время подход к региональному развитию, основанный на кластерах, находит все большее понимание и в России. Одним из наиболее ярких тому примеров является претворение в жизнь комплексной программы мероприятий по реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге, принятой Правительством города. Дело в том, что эффективная реструктуризация бывших промышленных гигантов и территориально-промышленных комплексов требует глубокого взаимодействия между крупным, средним и малым бизнесом, их конструктивного сотрудничества с вузами и НИИ при безусловной поддержке государственных и местных органов власти. И здесь применение кластерного подхода предоставляет необходимые инструменты и методологию, позволяющие достигнуть расширенного развития малого и среднего предпринимательства.

ЛИТЕРАТУРА

1.. The Global Technology Revolution 2020, In-Depth Analyses. Bio/Nano/Materials/Infoimation Trends, Drivers, Barriers, and

Social Implications // Silberglitt et al., MG-475-NIC, 2006. 2. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.