Научная статья на тему 'Кластерный подход к стратегическому развитию лесопромышленного комплекса северо-западного региона'

Кластерный подход к стратегическому развитию лесопромышленного комплекса северо-западного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
361
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КЛАСТЕР / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафронова Лилия Федоровна

Определены глобальные и локальные цели развития лесопромышленного комплекса. Кластерный подход рассматривается как приоритет рыночной стратегии развития предприятий деревообрабатывающей промышленности Cеверо-Западного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход к стратегическому развитию лесопромышленного комплекса северо-западного региона»

РЫНОЧНАЯ СРЕДА

УДК 338.46 ББК 65.43

Л.Ф. Сафронова

кластерный подход к стратегическому развитию лесопромышленного комплекса северо-западного региона

Определены глобальные и локальные цели развития лесопромышленного комплекса. Кластерный подход рассматривается как приоритет рыночной стратегии развития предприятий деревообрабатывающей промышленности Cеверо-Западного региона.

Ключевые слова:

государственное регулирование, кластер, предпринимательская деятельность, ресурсное обеспечение, стратегическое развитие.

Согласно концепции стратегического развития лесопромышленного комплекса (ЛПК), в долгосрочной перспективе определяются главные стратегические цели, конкретные задачи и функции развития ЛПК. К разряду главных стратегических целей можно отнести создание условий для стабильного развития ЛПК и обеспечение устойчивого роста его хозяйства в интересах повышения эффективности предпринимательской деятельности и нового качественного уровня жизни работников отрасли.

Алгоритм разработки и реализации концепции стратегического развития лесопромышленного комплекса должен быть основан на принципах целенаправленности, эффективности и управляемости. Управление реализацией концепции стратегического развития ЛПК предлагается осуществлять в следующей последовательности: анализ и диагностирование ситуации, определение целей и задач; разработка информационной модели ситуации и вариантов решений; оценка и выбор оптимального варианта решения по изменению сложившейся ситуации, разработка организационного плана решения; определение инструментов управления и регулирования; формирование программы действий; передача программы действий на исполнение; контроль полученных результатов на основе сравнения изменив-

шейся и изначальной ситуации с ее информационной моделью.

Концепция является важнейшей частью системы государственного регулирования предпринимательства лесопромышленного комплекса. Она должна обладать прогнозно-аналитическими функциями; содержать, во-первых, всю информацию, необходимую для принятия стратегически важных решений о рациональных направлениях развития; во-вторых, включать альтернативные варианты, обеспечивающие достижение поставленных целей.

Сегодня существует проект Государственной программы «Развитие лесного хозяйства» на 2012-2020 годы. Это одна из первых государственных программ, уже готовых к утверждению. Она начнёт действовать с 2012 года и будет реализована в три этапа.

На первом этапе (2012-2014 гг.) будет завершена работа по созданию эффективной системы охраны лесов от пожаров и других неблагоприятных факторов. Также будет создана единая система государственного лесного реестра и материально-техническая база воспроизводства лесов. Для этого в числе прочего будет завершено создание единой диспетчерской службы, свыше 1500 местных диспетчерских пунктов. Во всех регионах в полной мере начнут работу специализированные лесопожар-

Общество

Terra Humana

ные учреждения, внедрены современные средства обнаружения и тушения пожаров (тепловизоры, беспилотные летательные аппараты), значительно будет увеличиваться площадь мониторинга лесов - на 400 млн га ежегодно.

На втором этапе (в 2015-2017 гг.) основной акцент планируется сделать на совершенствовании арендных отношений, решении задач по лесоустройству и строительству лесных дорог. Для этого планируется создать 27 генетико-селекционных центров, которые будут давать свыше 110 млн саженцев ежегодно, эта работа уже началась, на 30% будут увеличены площади лесов, передаваемых в аренду для целей, не связанных с заготовкой древесины: у леса появится реальный хозяин.

На заключительном этапе (2018-2020 гг.) будет завершено создание системы госуд арс-твенной инвентаризации лесов, модернизирована система научных исследований.

В программе учтены положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., а также - Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, в которой особое внимание уделяется разработке и внедрению максимально эффективного способа лесопользования; разработке мероприятий, ведущих к оптимальному лесоводству, учитывающему природные характеристики лесных массивов России; укреплению позиций- на экспортных рынках и самообеспечение внутреннего рынка продукцией глубокой обработки древесины. Подчеркнута роль крупных корпоративных структур в реализации национальных преимуществ лесного комплекса.

Важная тема анализа регионального хозяйства связана с товарными потоками. Экономические связи должны формировать устойчивые отношения между предприятиями в регионе и предприятиями соседних регионов. Характерная особена ность межхозяйственных взаимодействий в сферах производства и сбыта связана с тем, что устойчивые и значимые связи формируются только по отдельным видам товарной продукции.

Межхозяйственные товарно-денежные отношения между предприятиями отрасли внутри региона носят более сложный и гармоничный характер. Их сложность определяется множеством факторов. Основным является то, что экономические отношения внутри региона ориентированы на формирование выгодных для лесопро-

мышленного комплекса товарных потоков. Межхозяйственные товарно-денежные отношения в таком контексте включены в процесс освоения территорий. Если на уровне экономических связей между хозяйствующими субъектами денежные отношения играют большую роль, то внутри региона они менее значимы. Схема межхо-зяйственных связей лесозаготовительных предприятий с предприятиями-потребителями лесозаготовительного сырья страны и Северо-Западного региона выглядит так:

Предприятия

России

\h

IW

Лесо-

заготовительные

предприятия

W

Предприятия

региона

Схема многоуровневого анализа и регулирования товарных г-отоков позволяет сделать объектом рассмотрения не только деревообрабатывающее, но и лесозаготовительное предприятиеа как непосредственных участников регионального лесопромышленного рынка.

Например, положение лесозаготовительного пр едприятия ООО «Русский лес» Тихвинского района Л енинградской области характеризуется низким уровнем рентабельности, процент использования проиаводственной мощности по всему ассортименту товарной продукции очень низкий. Отсутствие адекватных денежных поступлен ий привело к физической амортизации основной 'части основных; средств, что привело к увеличению степени износа, выбытие техники и оборудования уве-личилосд в несколько раз. Сложившееся состояние с обеспечением лесозаготовок техникой и лесозаготовительными машинами является критическим. Низкое воспроизводство материальных ресурсов при значительном выбытии привело к резкому снижению уровня механизации трудоемких процессов и эффективности использования ресурсов в целом. Напротив, у деревообрабатывающ его пцед приятия

ООО «ММ-Ефимовский» Бокситогорского района Ленинградской области наблюдается улучшение технического состояния основных средств за счет интенсивного их обновления. Снижение коэффициента обновления объясняется недозагружен-ностью производственных мощностей на деревообрабатывающем производстве*.

Отсюда вытекают следующие проблемы: нехватка сырья для переработки, т.к. лесозаготовки являются сезонными, что

* www.r47.naloq.ru (сайт Управления Федеральной налоговой службы Ленинградской области).

влечет сезонность загрузки производственных мощностей предприятия; руководство предприятия не работает в направлении договорной основы поставок сырья на перспективу; предприятие при достаточных производственных мощностях и возможностях ставит перед собой минимальную цель «оставаться на плаву»; нехватка финансовых средств; отсутствие законодательных гарантий прав собственности и выполнения контрактов; низкий уровень менеджмента и административного управления экономикой; неразвитость сбытовой деятельности (продукцию производят впрок, не анализируя рынок и спрос, что приводит к загруженности складских помещений и росту издержек обращения).

Объемы реализации ООО «ММ-Ефи-мовский» приближаются к полумиллиардному рубежу. Отсюда можно сделать вывод, что наиболее крупными и эффективными предприятиями в ЛПК являются интегрированные структуры на основе деревообрабатывающих производств. Исходя из этих предпосылок, предлагается уделить большее внимание кластерному подходу к стратегическому развитию ЛПК.

Согласно теории М. Портера, кластер -это группа географически содействующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с мини организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга [5, с. 495].

Дискуссия о кластерах как особой форме территориальной организации производства развернулась среди российских экономистов и эконом-географов сразу после первых публикаций М. Портера. В России впервые на необходимость проведения кластерной политики указал министр экономического развития и торговли Г.О. Греф, формулируя актуальные задачи на 2006 г. Кластерная политика была названа новым институтом развития, способствующим снятию барьеров в развитий межотраслевых и межсекторальных экономических связей. В дальнейшем тема выделения и формирования отралевых и региональных кластеров и кластерной политики нашла отражение и в других правительственных документах. Например, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. рассмотрены три сценария развития страны: инерционный, энергосырьевой и инновационный [3, с. 15]. Отмечено, что успех

реализации инновационного сценария будет зависеть от способности государственных органов власти создать условия для дальнейшего совершенствования институциональной среды и формирования институциональных структур, присущих постиндустриальной экономике и обществу. В числе этих условий названа поддержка кластерных инициатив, направленных на достижение результативной кооперации организаций-поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций в рамках территориально-производственных кластеров.

Таким образом, кластер - это совокупность юридически самостоятельных предприятий, преследующих сопутствующие цели, ведущих согласованный и скоординированный бизнес.

В нашем случае мы рассматриваем вертикальную интеграцию образования кластера, ядром которой является предприятие деревообрабатывающей промышленности.

Вертикальная интеграция осуществляется при объединении компаний, производящих сырье, осуществляющих его переработку и часто самостоятельно реализующих ее на рынке потребителю. Это предполагает, что в отличие от горизонтальной структуры в новом отраслевом образовании устанавливается контроль над собственностью предприятия или его поведением, с той лишь разницей, что объединяемые предприятия относятся к разным стадиям технологической цепочки [7, с. 132].

Образование кластера, «ядром» которого будут являться производства по глубокой переработке древесины, приведет к обеспечению высокого качества продукции, с высокой добавленной стоимостью, пользующейся растущим спросом на внутреннем и внешнем рынках, в основе которого лежат устойчивые предпосылки увеличения регионального благосостояния.

Каждое из предприятий, входящих в создающийся кластер, реализует свои стратегические цели. Предприятие деревообрабатывающей промышленности - бесперебойное и в достаточном объеме снабженное сырьем производство. Лесозаготовительное предприятие - делая ориентацию на потребность дерево-обратывающего предприятия в сырье и оптимизируя тем самым направление производства, избегают проблемы сбыта продукции и соответственно уменьшаются потери и затраты связанные с хранени-

Общество

Terra Humana

ем произведенной продукции. Основной функциональной обязанностью торговых предприятий в кластере - это не только проработка способов и каналов сбыта продукции деревообработки, но и разработка маркетинговой стратегии для кластера в целом. Торговые предприятия анализируют рынок и тем самым оптимизируют по объемам номенклатуру и ассортимент выпускаемой предприятием деревообрабатывающей промышленности продукции, ориентированной на спрос, а также способствуют популяризации бренда продукции предприятий, входящих в кластер. Тем самым торговые предприятия снимают у производственных предприятий проблемы продвижения продукции на рынок и сокращают затраты, связанные с маркетинговой деятельностью. Хотя производственные предприятия и теряют контроль по продвижению произведенной продукции на рынок, но снятие с них задач маркетинга приводит к увеличению их эффективности, т.к. тогда их деятельность сосредотачивается на усилении производственного потенциала и технического перевооружения.

Положительным моментом для предприятий, входящих в кластер, является использование системы трансфертного ценообразования. Экономические выгоды трансфертного ценообразования очевидны: это важный механизм перераспределения финансовых ресурсов в рамках интегрированной! структуры. Путем концентрации прибыли в едином центре и дальнейшего их перераспределения в соответствии с потребностями входящих в кластер предприятий организуется практически командная структура.

Стремление к экономии (финансовых ресурсов также можно рассматривать в качестве мотива для формирования кластера, т.к. в результате перераспределения

прибыли между структурными подразделениями появляется возможность снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, а в рамках технологической цепочки снижается дебиторская и кредиторская задолженности между предприятиями на разных стадиях производства и, следовательно, нет необходимости финансовых затрат на привлечение дополнительных ресурсов, и средства находятся в связанном состоянии менее продолжительное время.

Предприятия-участники кластера способны конструктивно реализовывать имеющийся потенциал для прорыва в приоритетных направлениях. Кластеры способствуют совершенствованию кадровой инфраструктуры, появляются возможности для научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, снижаются издержки производства и обращения, появляются возможности для более успешного выхода на внешние рынки.

Для формирования и устойчивого развития кластера необходима государственная поддержка. Государственные органы управления должны способствовать установлению экономических связей между предприятиями, образующими кластер (рис. 1).

Процесс распределения и перераспределения ресурсов в наиболее важные направления деятельности лесопромышленного комплекка Северо-Западного региона составляет основное содержание разработки и реализаций стратегий ресурсного обеспечения. Деревообрабатывающие предприятия находятся в определенной системе отношений (связей) со всеми остальными субъектами хозяйствования как в целом в национальном хозбйстве, так и в территориальных, отраслевых и прочих его образованиях. При этом развет-ленность отношений для каждого пред-

Региональные органы власти

Научно-исследовательские

институты

Финансовые институты

Лесо-

заготовительные

предприятия

Деревообра- ►

батывающие

предприятия

Торговые

предприятия

Рис. 1. Формирование зрелого кластера

приятия, как правило, индивидуальнна. Предприятия деревообрабатывающей промышленности осуществляют не только выработку продукции, но и создают потоки ресурсов на себя и от себя.

Методы правительственного вмешательства в экономическое развитие, традиционно аргументируемые несовершенством рынка, в настоящее время корректируются под воздействием выявленных «провалов» государства. К наиболее существенным последних можно отнести издержки традиционных отраслевого и регионального подходов к экономической политике, а также несогласованность действий различных ветвей и уровней власти. Эти и некоторые другие мотивы объясняют переспектив-ность реализации кластерного подхода. По сути, кластерная политика представляет собой смешанную форму нескольких направлений в более традиционных политиках, связанных с развитием бизнеса и региональным развитием. Она объединяет промышленную политику, региональную политику, политику поддержки малого бизнеса, политику по привлечению иностранных и внутренних инвестиций, инновационную, научно-техническую, образовательную и другие политики. Реализация кластерной политики подразумевает комплекс мер преимущественно регулятивного характера, направленных на устранение препятствий, возникающих на пути обмена знаниями и навыками, мешающих установлению взаимодействия и взаимозависимости между различными участниками кластера [4, с. 5].

Кластеры позволяют государственным структурам в регионах четче регулировать направления социально-экономического развития территорий, пргнозировать и корректировать тенденции хозяйственного развития за счет координации усилий заинтересованных сторон [1, с. 17].

Одним из важнейших направлений региональных органов государственной власти в стимулировании развития кластера должно быть привлечение крупных финансовых институтов, обеспечение гарантии снижения их рисков, что будет способствовать стимулированию развития финансового рынка в регионе.

Более широкому привлечению иностранных и отечественных инвестиций мешают политическая и экономическая нестабильность, несовершенство и нечеткость налогового законодательства, недостаточные, по мнению инвесторов, гарантии возврата вложенных средств и льгот различного уровня.

Для инвестора особенно важное значение имеет политическая ситуация как фактор, определяющий стабильность. В любом случае необходимо подробное описание ситуации, даже если она оценивается как неблагоприятная, т.к. инвесторов отпугивает отсутствие достоверной информации.

Необходимо отметить, что за последние годы было принято значительное количество нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность на федеральном [8] и региональном уровнях [2; 6], создающих привлекательные условия для инвесторов, более четко проработаны механизмы государственной поддержки инновационной деятельности, особенно в области создания новых технологий и наукоемкой продукции. Большинство проблем, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности должны решаться на региональном уровне с использованием предпосылок, созданных федеральными органами власти. Это касается в полной мере того инструментария, которым владеет регион: налоговое законодательство регионального уровня, позволяющее устанавливать льготы по налогу на прибыль, зачисляемому в областной бюджет, налогу на имущество, транспортному налогу. Кроме того, местное законодательство может устанавливать гарантии для инвесторов, принимать для них режим наибольшего благоприятствования и ряд других льгот и преимуществ, которые варьируются достаточно широко.

Кроме названных препринимаются конкретные меры по улучшению инвестиционного климата Северо-Запада и внедрению прогрессивных технологий. Введена система инструментов государственной поддержки инвестиционного процесса, основными составляющими которой являются: улучшение процедуры предо-

ставления объектов недвижимости для инвесторов; снижение административных барьеров при ведении инвестиционной деятельности; модернизация системы государственного заказа на уровне региона, которая станет еще более открытой, способствующей увеличению конкуренции; развитие механизма государственно-частного партнерства.

В свою очередь, излишняя поддержка кластера со стороны органов государственной власти может вести к формированию ложного кластера. Такой кластер, прикрываясь модным названием, будет пользоваться сверхподдержкой региональной экономики для введения конкурентной

Общество

Terra Humana

борьбы. Распознать ложные кластеры бывает не просто, если не прослеживать динамику их успехов. Для того, чтобы кластерная политика не превратилась в очередной инструмент лоббирования политических и отраслевых интересов, она должна охватывать, по возможности, максимально широкий круг участников.

В современных условиях растущей конкуренции формирование кластерной политики предприятиями деревообрабатывающей промышленности СевероЗападного региона будет способствовать продвижению общей региональной стратегии развития. Опыт других регионов, несомненно, важен при определении це-

лей и разработке механизмов реализации кластерной политики.

Кластерная политика, ориентированная на конкурентоспособность, должна концентрировать усилия власти на развитии тех секторов экономики, которые способны выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью. Основы стратегического развития Северо-Запада должны основываться на использовании всех ресурсов области: природно-климатических, интеллектуальных, экономических, культурно-исторических. Кластеры могут быть результативными в случае, когда они действуют в соответствии со стратегией регионального развития.

список литературы:

[1] Блудова С.Н. Преимущества кластерного подхода в управление экономикой // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика», - 2006, № 3-17.

[2] Закон Ленинградской области от 22.07.1997 г. № 24-ФЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ленинградской области».

[3] Ларина Н.И. Региональные кластеры и территориально-производственные комплексы как форма территориальной организации производства // Регион: экономика и социология. - 2007, № 4-15.

[4] Марков Л.С. Проблемы реализации кластерной политики в России // Научный эксперт. - 2007, № 4-5.

[5] Портер М. Конкуренция. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. - 495 с.

[6] Постановление Правительства Ленинградской области от 27.12.2004 г. № 318 «Об утверждении Положения о комитете экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области» (с изменениями на 20.07.2011 г.).

[7] Третьяк В.П. Кластеры предприятий. - М.: Август Борг, 2006. - 132 с.

[8] Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ (ред. от 12.12.2011 г.) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.