Научная статья на тему 'Кластерный подход к обеспечению развития туристско-рекреационной сферы региона'

Кластерный подход к обеспечению развития туристско-рекреационной сферы региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
541
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ТУРИЗМ / ГРАНИЦЫ КЛАСТЕРА / ЮЖНО-РОССИЙСКИЕ РЕГИОНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пелевина Надежда Алексеевна

В статье представлен анализ экономического содержания категории «туристский кластер», его структуры. Предложен подход к определению границ туристского кластера. Выявлены императивы развития южно-российского туристского кластера. Обозначены ключевые составляющие концептуальной модели развития сетевой структуры туристского кластера Юга России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the analysis of the economic content of the category tourist cluster and its structure. The approach to determining tourist cluster boundaries is proposed. The imperatives for development of the South Russian tourist cluster are educed. The key constituents of the conceptual model of developing the net structure of the South Russian tourist cluster are designated.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход к обеспечению развития туристско-рекреационной сферы региона»

Н. А. Пелевина

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА

Работа представлена кафедрой мировой и региональной экономики филиала Северо-Кавказской академии государственной службы в г. Пятигорске.

Научный руководитель - кандидат экономических наук, доцент Н. Н. Киселева

В статье представлен анализ экономического содержания категории «туристский кластер», его структуры. Предложен подход к определению границ туристского кластера. Выявлены императивы развития южно-российского туристского кластера. Обозначены ключевые составляющие концептуальной модели развития сетевой структуры туристского кластера Юга России.

Ключевые слова: кластер, туризм, границы кластера, южно-российские регионы.

N. Pelevina

CLUSTER APPROACH TO MAINTENANCE OF A REGION'S RECREATIONAL

SPHERE DEVELOPMENT

The article presents the analysis of the economic content of the category "tourist cluster" and its structure. The approach to determining tourist cluster boundaries is proposed. The imperatives for development of the South Russian tourist cluster are educed. The key constituents of the conceptual model of developing the net structure of the South Russian tourist cluster are designated.

Key words: cluster, tourism, cluster boundaries, Russian southern regions.

В современной экономике главным фактором повышения устойчивости развития социально-экономических систем стали обмен знаниями, опытом и повышение конкуренции на локальных рынках. Отсюда появилась идея формирования кластеров, обеспечивающих повышение конкурентоспособности и определяющих устойчивое развитие в региональном и национальном масштабе. Формирование кластеров стимулирует развитие внутреннего потенциала регионов, способствуя тем самым сокращению межрегиональных различий. Интеграционная природа кластеров обеспечивает включенность экономики региона в глобальные экономические процессы. Формирование в рамках кластеров замкнутых технологических цепочек способствует экологизации производства. Развитие кластеров на основе традиционных для региона производств позволяет максимально полно использовать потенциал этноэкономического сектора региона. В этой связи в научной литературе и программных документах формулируется задача содействия образованию кластеров и их включению в национальные и международные сети со стороны региональных и местных властей1.

Под кластерами, согласно определению, предложенному М. Портером, понимают «сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков услуг, фирм в родственных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но при этом ведущих совместную работу»2.

Таким образом, кластер можно определить как систему взаимосвязанных фирм и организаций, ценность которой как единого целого превышает простую сумму составных частей. Он представляет собой пространственную организационную форму, которая по своей внутренней сущности может быть, по

мнению ученых, более эффективной в отношении компоновки факторов производства, снижения издержек производства, транзак-ционных издержек и рисков, доступа к ин-формации3. Кластеры создают механизм для объединения компаний, правительственных институтов различных уровней для ведения конструктивного диалога по вопросам повышения устойчивости социально-экономической системы, предлагают новый механизм для сотрудничества бизнес-структур и пра-

4

вительства .

Кластеры могут формироваться как в условиях развитой, так и развивающейся экономики. Однако, как отмечает М. Портер, в условиях развивающейся экономики значительная часть экономической деятельности имеет тенденцию концентрироваться вокруг столичных городов в связи с отсутствием инфраструктуры и необходимых институтов в остальных областях5.

В условиях развивающейся экономики толчком к улучшению инфраструктуры и рассредоточению экономической деятельности может стать развитие туристского кластера.

Туристский кластер является крупным самостоятельным межотраслевым хозяйственным комплексом, который лежит не в привычной вертикальной плоскости, а охватывает некое горизонтальное пространство, включающее предприятия и организации разной отраслевой принадлежности. Он представляет собой совокупность взаимосвязанных отраслей и производств региональной экономики, единой функциональной задачей которых является деятельность по удовлетворению потребностей людей в различных видах отдыха и путешествий при рациональном использовании всех имеющихся туристских ресурсов региона.

Для наиболее полной характеристики туристского кластера целесообразно выделить его четыре структурных разреза:

• функционально-отраслевую структуру кластера как совокупность отраслей и ви-

дов деятельности, выполняющих определенные функции и интегрируемых в его рамках для достижения конечной цели - удовлетворения потребностей населения в туристских услугах;

• организационно-управленческую как систему организационных форм и органов управления, иерархически сопряженных, обеспечивающих целенаправленное и взаимосогласованное развитие всех звеньев регионального туристского кластера;

• социально-экономическую как совокупность общественных и социальных групп населения, занятых в различных отраслях, а также совокупность различных типов предприятий и организаций сферы туризма;

• территориально-производственную как совокупность туристских комплексов в рамках региона.

Ядро туристского кластера образуют туристские фирмы-посредники, осуществляющие формирование и реализацию туристского продукта потребителям, и предприятия «пребывания в путешествии», т. е. комплекс предприятий размещения (согласно классификации ВТО, к ним относятся гостиницы, дома отдыха, санатории, кемпинги и т. п., а также предприятия общественного питания, зрелищных услуг и ряд других).

Наиболее сложный вопрос - это определение границ туристского кластера. Если отнести к нему все связанные с производством туристского продукта отрасли, то его границы практически совпадают с рамками региональной экономики. Тем самым этот кластер как структурное новообразование в современной экономике становится расплывчатым, теряет свою специфику. Поэтому важно выделить совокупность тех отраслей и предприятий, от взаимосвязей и степени развития которых в наибольшей мере зависит выполнение всем комплексом его функциональных задач. Это возможно сделать на основе межотраслевого баланса. Путем количественного измерения функциональных связей можно рассчитать показа-

тель, отражающий долю туристской продукции в общем объеме производства отрасли. Если свыше 50% продукции данной отрасли идет непосредственно на реализацию основной цели туризма, то отрасль может быть включена в туристический кластер.

В частности, к таким отраслям прежде всего следует отнести транспортные предприятия, обеспечивающие продвижение туриста от постоянного места жительства до места отдыха и обратно. К ним относятся все виды транспортных предприятий: воздушный, железнодорожный, автомобильный, водный и т. д.

Следует отметить, что на Юге России есть база локальных преимуществ для построения туристского кластера, причем как в рамках отдельных регионов (Республики Дагестан и Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская республики, Краснодарский и Ставропольский края, Республика Калмыкия и т. д.), так и на межрегиональном уровне. Целесообразность развития данного кластера связана с возможностью использования уникальной бальнеологической базы, сложившейся сети разнопрофильных локальных санаторно-курортных комплексов, наличием в регионе протяженных морских побережий и уникальных горных ландшафтов, обширных и разнообразных этнокультурных и исторических ресурсов.

В качестве основного императива развития южно-российского туристского кластера выступает эффективность действия формальных и неформальных механизмов сведения вместе участников кластера.

В условиях кластера видоизменяются формы сетей, выходя за пределы иерархических сетей и превращаясь в решетки многочисленных перекрывающихся и подвижных взаимосвязей между участниками кластера . Однако исследование туристско-рекреацион-ной сферы Юга России показывает, что связи между существующими в этой сфере фирмами и институтами развиты слабо. В частно-

сти, по результатам опроса представителен туристских фирм, работающих с направлением «Кавказские Минеральные Воды», они недовольны уровнем сотрудничества с санаториями. Так, из четырех параметров (пре-

доставляемые скидки, обеспечение рекламными и информационными материалами, взаимодействие по вопросам бронирования и степень соблюдения договоренностей) ни один не был оценен на «хорошо» (рис. 1)7.

□ реклама Нскидки

□ бронирование В договоренность

Рис. 1. Оценка турфирмами сотрудничества с санаториями КМВ

Не отлажено сотрудничество турфирм с авиакомпаниями. В результате - высокая стоимость авиабилетов, что приводит к увеличению стоимости тура, и предложение турфирмы становится неконкурентным.

Таким образом, ключевым фактором, сдерживающим развитие кластеров в южно-российских регионах, является фрагментарность экономики Юга России. По замечанию А. Г. Дружинина, «вследствие пери-ферийности, рентоориентированности, мно-гоукладности и наличия в своей структуре мощной, глубоко укоренившейся теневой составляющей экономика Юга России фрагментарна. Формирующие ее региональные хозяйственные комплексы в силу своих структурных особенностей обладают крайне слабой степенью взаимосопряженности. Их объединяют не столько горизонтальные рыночные связи, сколько общие проблемные ситуации, а также складывающиеся бизнес-сети и существующие системы ин-фраструктуры»8.

В этой связи основой предлагаемой автором данной работы концептуальной модели развития сетевой структуры южно-

российского туристского кластера являются следующие составляющие.

Во-первых, необходимо определить формы участия в развитии кластера федеральных, региональных и муниципальных органов власти. В качестве таких форм могут выступать: организация исследовательской работы в местных вузах по разработке связанных с кластером технологий; улучшение транспортной, коммуникационной и другой инфраструктуры; спонсирование форумов для сбора вместе участников кластера; поощрение направленных на интересы кластера усилий по привлечению поставщиков и провайдеров из других регионов; организация департамента, координирующего деятельность участников кластера.

Во-вторых, развитие кластера предполагает консолидацию инвестиционных ресурсов его участников, формирование банка данных инвестиционных проектов и банка данных потенциальных инвесторов. В частности, развитие туристского кластера предполагает разработку схемы инвестиционного сотрудничества турфирм и средств размещения, когда за определенными турфирмами на

долгосрочный период закрепляются блоки номеров в реконструируемой гостинице (базе отдыха) по льготной цене при условии авансирования ими инвестиционных ресурсов в реконструкцию и развитие соответствующей гостиницы; создание благоприятных условий для поощрения кооперации туристских и гостиничных структур со страховыми компаниями не только с точки зрения разработки и продвижения туристского продукта, организации страхования туристов, но и с точки зрения возможных инвестиций в развитие гостинично-туристского комплекса.

Повышению эффективности функционирования кластера будет содействовать создание системы регионального маркетинга продукта, которую можно определить как систему действий участников кластера, целью которой является совместное продвижение продукта региона на национальный и мировой рынок. Принципиально важным представляется то, что именно использование регионального маркетинга как движущей силы организации предпринимательства в регионе позволяет учитывать при принятии хозяйственных решений состояние, динамику предложения и спроса, конъюнктуру рын-

ка, характер развития межрегиональных связей, а также создавать условия для максимального приспособления процесса регионального воспроизводства к требованиям рынка.

Важная роль в развитии сетевой структуры южно-российских кластеров отводится отраслям новой экономики - профессиональному образованию, информационно-коммуникационным рынкам, производству инноваций и так называемых интеллектуальных услуг, - которые должны пронизывать кластеры, существенно повышая эффективность экономической деятельности на уровне корпоративного управления, на уровне рыночных взаимодействий, снижая трансакци-онные издержки и открывая новые информационные возможности.

В развивающейся экономике важным инструментом, способствующим росту кластеров, является создание особых экономических зон, которые формируют благоприятные условия для привлечения капиталов как отечественных, так и зарубежных инвесторов в развитие региональных кластеров, способствуя тем самым повышению устойчивости социально-экономической системы региона.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Княгинин В. Н., Шедровицкий П. Г. Промышленная политика России: кто оплатит издержки глобализации. М.: Европа, 2005; Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.minre-gion.ru/WorkItems/DocItem.aspx?DocID=179&PageID=148

2 ПортерМ. Конкуренция / Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. С. 256.

3 Doeringer B., Tekla D. G. Business Strategy and Cross-Industry Clusters // Economic Development Quarterly. 1995. Vol. 9. No 3. Р. 225-237.

4 Englmann F., Walz U. Industrial Clusters and Regional Growth in the Presence of Local Inputs // Journal of Regional Science. 1995. Vol. 35. Р. 3-27.

5 Портер М. Указ. соч. С. 300.

6 Там же. С. 291.

7 Проект «Разработка мер по повышению экономической эффективности туристско-курортного комплекса Кавказских Минеральных Вод». Работа по государственному контракту № 1484 от 25.08.2005. Заказчик - Федеральное агентство по туризму. Исполнитель - ООО «Финансовый и организационный консалтинг». М., 2005. С. 125.

8 Дружинин А. Г. Юг России конца XX - начала XXI в. (экономико-географические аспекты). Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2005. С. 132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.