Научная статья на тему 'Кластерный анализ в стратегии устойчивого развития санаторно-курортного комплекса'

Кластерный анализ в стратегии устойчивого развития санаторно-курортного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
319
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНАТОРНО-КУРОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / МИКРО- / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОНТИНУУМЫ / МАТРИЦА ЭФФЕКТИВНОСТИ / АТТРАКТОР / «БАНК КАПИТАЛОВ» / «BANK CAPITAL» / SANATORIUM-RESORT COMPLEX / MICRO-MACRO-ECONOMIC CONTINUUM / THE MATRIX OF EFFECTIVE / ATTRACTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ракитская А. А.

Одной из основных задач социально-экономического развития Республики Беларусь является организация восстановления и поддержания здоровья населения, которая имеет многопрофильный характер и во многом обусловливается устойчивым развитием санаторнокурортного комплекса, в том числе и социальной сферы. В сложившейся ситуации решающее значение имеют социально-экономическое обоснование возможностей развития санаторно-курортного комплекса на базе имеющихся ресурсов санаторно-курортных организаций, совершенствование организационно-правового регулирования деятельности санаторно-курортного комплекса, разработки методики расчетов экономических показателей эффективности функционирования организаций санаторно-курортного комплекса с учетом социальных факторов, макрои микроэкономических тенденций развития санаторно-курортного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTER ANALYSIS IN SUSTAINABLE DEVELOPMENT STRATEGY OF SANATORIUM-RESORT COMPLEX

One of the main tasks of socio-economic development of the Republic of Belarus is the organization to restore and maintain the health of the population, which has a multi-disciplinary in nature and is largely determined by the sustainable development of sanatorium-resort complex, including the social sphere. In this situation the crucial socio-economic assessment of development opportunities san-Torn-resort complex on the basis of available resources sanatorium organizations, improving the organizational and legal regulation of sanatorium-resort complex, the development of methods of calculations of economic performance within the organization spa complex, taking into account social factors, macro-and microeconomic trends in the development of sanatorium-resort complex.

Текст научной работы на тему «Кластерный анализ в стратегии устойчивого развития санаторно-курортного комплекса»

КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ В СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА

Ракитская А.А., ст. преподаватель кафедры экономики и финансов ГФ УО ФПБ «Международный университет «МИТСО»

Одной из основных задач социально-экономического развития Республики Беларусь является организация восстановления и поддержания здоровья населения, которая имеет многопрофильный характер и во многом обусловливается устойчивым развитием санаторно-курортного комплекса, в том числе и социальной сферы. В сложившейся ситуации решающее значение имеют социально-экономическое обоснование возможностей развития санаторно-курортного комплекса на базе имеющихся ресурсов санаторно-курортных организаций, совершенствование организационно-правового регулирования деятельности санаторно-курортного комплекса, разработки методики расчетов экономических показателей эффективности функционирования организаций санаторно-курортного комплекса с учетом социальных факторов, макро- и микроэкономических тенденций развития санаторно-курортного комплекса.

Ключевые слова: санаторно-курортный комплекс, микро-, макроэкономический континуумы, матрица эффективности, аттрактор, «банк капиталов».

CLUSTER ANALYSIS IN SUSTAINABLE DEVELOPMENT STRATEGY OF SANATORIUM-RESORT COMPLEX

Rakitskaya A., head lecturer, Economics and Finance chair, International university «MITSO», GF UO FPB

One of the main tasks of socio-economic development of the Republic of Belarus is the organization to restore and maintain the health of the population, which has a multi-disciplinary in nature and is largely determined by the sustainable development of sanatorium-resort complex, including the social sphere. In this situation the crucial socio-economic assessment of development opportunities san-Torn-resort complex on the basis of available resources sanatorium organizations, improving the organizational and legal regulation of sanatorium-resort complex, the development of methods of calculations of economic performance within the organization spa complex, taking into account social factors, macro-and micro-economic trends in the development of sanatorium-resort complex.

Keywords: sanatorium-resort complex, micro-macro-economic continuum, the matrix of effective, attractor, «bank capital».

В Республике Беларусь по-прежнему принято говорить о рынке либо с политкорректной модальностью, либо в сослагательном наклонении. Однако даже такой сегмент сферы общественных благ, как сектор здравоохранения уже освоил категориальный аппарат рыночных отношений. Так, в настоящее время наличествует четкое понимание, что наряду с предложением услуг по охране общественного здоровья требуется еще и устойчивый платежеспособный спрос на здоровье и сопутствующая ему экономическая мотивация. Вот почему нет ни одной отрасли в народном хозяйстве Республики Беларусь, которую можно было бы считать нейтральной по отношению к рассматриваемой проблематике, но сектор здравоохранения руководствуется миссией сохранения и умножения общественного здоровья непосредственно. Здравоохранительная сфера содержит в себе три составные части:

- лечебная медицина;

- производство, продажа и распределение фармацевтических препаратов;

- санаторно-курортный комплекс (СКК).

Наиболее неприспособленным к рынку в Республике Беларусь оказался сектор лечебной медицины, главным образом, потому что здесь производятся блага, большинство из которых не обладают свойством исключения. Наиболее адаптированным к рыночным условиям является фармацевтический сектор в силу того, что его продукты материальны, обладают свойствами экономической делимости и ликвидности. Продукция уникального в мировом масштабе постсоветского санаторно-курортного комплекса совмещает в себе как рыночные, так и нерыночные свойства.

Специфику СКК составляет то обстоятельство, что его хозяйствующие субъекты производят санаторно-курортный услуги (СКУ), в себестоимости которых очень высока доля живого труда, являющегося функцией человеческого капитала, тонкую материю которого до сих пор не научились выражать в экономическом поле.

В настоящее время особенности СКУ достаточно хорошо проанализированы в ряде научных исследований. Выделим основные их свойства:

- нематериальность (неосязаемость);

Таблица 1. Основные экономические континуумы

Континуумы И a 11 Гн>/1 ее распространенные категории, пригодные для анализа санаторно-курортной деятельности Базовые закономерности Прикладные принципы

Микроэкономический Полезность, предельная полезность, предельные издержки, экономическая и бухгалтерская прибыль Кумулятивный процесс установления рыночного равновесия, равновесие Нэша и др. «Золотое») правило оптимизации прибыли, ценовая дискриминация, лидсрстов в цепах и др.

Теория побочных эффектов и общественных благ Положительные и отрицательные побочные эффекты, ценовая асимметрия, общественное благо и др. Фундаментальные равенства, парадокс loi голосования, ситуация неблагоприятного отбора и др. Теорема Коуза, корректирующие налоги, гарантии, применение хеджевых инструментов. И др.

Макроэкономический Совокупный спрос и совокупное предложение, мультипликаторы (государственных расходов, отраслевые, инвестиций), коэффициент монетизации Макроэкономическое равновесие, закон Вагнера, закон Оукена, естественный цикл деловой конъюнктуры, политический цикл и др. Государственное регулирование экономики с целью достижения полной занятости ресурсов - бюджетно-налоговая, денежно-кредитная, амортизационная, валютная...

Таблица 2. Матрица компонентов общей эффективности санаторно-курортной деятельности

Показатели Пространство микроэффектов Пространство мезоэффектов Пространство макроэффектов

Показатели медицинской эффек- к,, K,i

тивности

Показатели коммерческой эффек- Kit К,; к„

тивности

Показатели социальной эффек- Kji Кп к33

тивности

- неотделимость услуги от источника ее производства;

- комплексный характер СКУ;

- их большая вариативность.

Столь сложная специфика результата деятельности СКК заставляет усомниться в корректности разделения факторов, воздействующих на санаторно-курортную организацию (СКО), на внешние и внутренние. СКУ является сложным процессом взаимодействия потребителя и производителя, а потому ценность лечебно-рекреативного продукта во многом зависит не только от субъекта предложения, но и от тех, кто оценивает данный продукт. Субъектность деятельности отдельного СКО может концентрироваться в доброй воле (goodwill) внешнего окружения, тогда как ее «внутренняя среда» может стать объектом пристального анализа менеджмента более высокой инстанции и общественности, что обусловило применение к анализу факторов, воздействующих на СКО, рассматриваемых в методологии трех хозяйственных континуумов, каждый из которых обладает своим специфическим категориальным аппаратом (таблица 1).

1. Хрестоматийно известен микроэкономический континуум, категориальный аппарат которого был разработан еще в XIX веке в трудах У. Джевонса, К. Менгера, Л. Вальраса и А. Маршалла.

2. Надежно апробирован макроэкономический континуум, разработанный Дж.М. Кейнсом.

3. Мы выделяем третий, промежуточный, мезоэкономический континуум, разработанный доктриной институционализма и неоин-ституционализма.

Употребление термина «континуум» обусловлено несводимостью некоторых категорий хозяйственного анализа макроэкономики и микроэкономики. В то же время всем теоретическим континуумам свойственны общие категории, составившие фундамент современного мейнстрима экономической теории. Так, каждая организация СКК является не только хозяйствующим микроэкономическим субъектом, но и элементом национальной экономики.

В современной микроэкономике имеется комплекс теоретических и практических проблем, которые несколько выделяются среди остальных микроэкономических тем. Это теория общественных благ и общественного выбора, теория внешних (побочных) эффектов, общего рыночного равновесия. В рамках данных тем государство оказывается субъектом, подобно тому, как в рамках макроэкономического континуума субъектом макроэкономического действия тоже оказывается государство. Однако имеется существенное отличие данных общих тем от макроэкономического контекста. Здесь государство воздействует не на весь рынок, а является частью общего хозяйственного процесса.

В экономической теории сложился оригинальный категориальный аппарат, который, хотя и сформировался в рамках дис-

циплины «Микроэкономика», обладает автономным контекстом. На этом основании необходимо выделить сферу государственной микроэкономической политики в отдельный континуум, названный мезоэкономическим. Особый категоральный аппарат и выделенные факторы, влияющие на эффективность деятельности СКО, позволили построить матрицу компонентов общей эффективности санаторно-курортной деятельности.

Пространство микроэффектов (К, К21, К31) представляет собой микроэкономический континуум с юридическими ограничениями. Подобным образом можно определить пространства мезо- и макроэффектов. Переход из микроэкономического континуума в мезоэкономический осуществляется при осознании недостаточности рынка (фиаско рынка) для решения проблем эффективности. Переход из мезоэкономического в макроэкономический континуум происходит при осознании ограниченности директивного и инди-рективного планирования.

Для измерения эффективности СКО необходимо знать компоненты данного понятия, удельный вес каждой из них и меру корреляции между данными переменными.

В микроэкономическом плане оценивается деятельность конкретного хозяйственного субъекта в условиях редкости ресурсов. Различают медицинскую, коммерческую и социальную эффективность. В Российской Федерации осуществляются попытки свести эти три показателя, каждый из которых исчисляется автономно к единому интегральному показателю [3, 5], что не позволяет получить объективной оценки. Отметим все компоненты хозяйственной эффективности - медицинскую, коммерческую и социальную - следует рассматривать не как экстенсивные величины, а как системообразующие вектора, формирующие ориентацию в микроэкономическом континууме.

Также требует рассмотрения экономическое пространство теории внешних эффектов (К , К22, К32), в контексте которого содержится попытка зафиксировать экономические последствия негативных и позитивных побочных эффектов. Очевидно, что лечебный эффект стандартного пакета санаторно-курортных услуг, помимо своего прямого лечебного эффекта имеет массу позитивных побочных эффектов (К12): отдых, спортивная деятельность, лечение неосновных заболеваний, экскурсии и т.п. Они обычно не включены в стандартный пакет услуг по путевки, но, как правило, возможность их обретения воздействует на степень предпочтения потенциальных покупателей, а стало быть, и на цену путевки.

На рисунке1 представим сеть коммерческих побочных эффектов (К12) санаторно-курортной деятельности.

Внешние социальные эффекты (К23)также являются позитивным побочным результатом деятельности СКК.

СКО предоставляют работу многим работникам, обслуживаю-

Рис. 1 Вектора внешних эффектов санаторно-курортного дела

Рис. 2. Генеральная схема управления устойчивым развитием санаторно-курортной деятельности.

щим обширную инфраструктуру отдыха. Имеются в виду дополнительные к специализированным организациям производственные структуры, вместе с ним формирующие рекреационный комплекс. Это предприятия общественного питания, культурно-бытового обслуживания, учреждения по материально-техническому обслуживанию СКО и местного населения, транспортные, логистические и строительные организации, обслуживающие нужды санаториев. Все эти организации очень часто удалены от альтернативных рынков труда и несут не меньшую социальную нагрузку, чем СКО.

В-третьих, СКК Республики Беларусь рассматривается как составная часть всей национальной экономики.

Медицинские макроэффекты работы СКК (К31) представляют собой агрегирование результатов работы каждой СКО в аспекте концепции общественного здоровья [2]:

- тот прирост продолжительности жизни населения, который имеет место в результате деятельности СКК;

- улучшение эмоционального состояния общества в результате деятельности всех СКК;

- сокращение детской смертности;

- уменьшение инвалидности;

- приобретение привычки и вкуса к здоровому образу жизни.

В данном квадранте необходимо выделить не экстенсивные

факторы, подчиненные аддитивному методу, а те, которые невозможно помыслить без целого контекста, каковым здесь является все общество. На первый план выходят факторы, связанные с образом жизни человека и психосоциальных патологий. Поэтому неслучайно в Республике Беларусь проблемами общественного здоровья занимается санитарно-эпидемиологическая отрасль здравоохранения. Однако, во всем мире различного рода психопатологические зависимости, негативно воздействующие на общественное здоровье, распространяются по тем же геометрическим закономерностям, что и эпидемии и, стало быть, эти проблемы не могут не быть и проблемами тех организаций, которые занимаются профилактикой, расширенным воспроизводством и укреплением здоровья.

Макроэффекты К32 представляют собой главным образом следующие значения:

- сумму налоговых платежей организаций данной сферы;

- величину замедления денежной массы в результате поступления на рынок рекреационных услуг и фондов СКК, замедляющих денежную массу и таким образом предоставляющих в распоряжение банковской системы дополнительный эмиссионно-инвестиционный ресурс;

- сумму валютных поступлений в страну в результате продажи санаторно-курортных услуг иностранцам, а также их расходам во время проживания в Беларуси;

- сумму прямых и косвенных внутренних и иностранных инвестиций, имеющих весомый отраслевой мультипликатор.

Социальные макроэффекты К33 деятельности СКК проявляются в рамках социальной политики государства.

Значительная часть СКК может быть отнесена к социальному сектору национальной экономики. В рамках социального сектора обеспечиваются социальные потребности общества, создаются условия здоровой жизнедеятельности человека. Специфика данного поля определена тем обстоятельством, что СКО являются средствами и возможностями государства и профсоюзов оказания социальной помощи населению. Структура СКК, отчасти и цены на путевки, определяются не только коммерческими расчетами, но и социальными потребностями общества.

Итак, можно определить следующие стадии стратегии устойчивого развития, каждая из которых имеет проекцию, как в микроэкономическом, так в мезо- и макроэкономическом аспекте.

1. Видение сущности стратегии устойчивого развития. Оно может быть различным в зависимости от контекста - микро-, мезо- или макроэкономического.

2. Анализ проблем и вызовов, с которыми сталкивается та или иная структура в сфере производства СКУ.

3. Декомпозиция задачи устойчивого развития структуры по трем направлениям - медицинскому, экономическому, социальному.

4. Оперативное планирование с целью достижения оптимизации использования ^ресурсов по ¡-СКО.

5. Переход на новый цикл управленческих решений либо на новый уровень, предопределенный существованием регулярного аттрактора (рисунок 2.).

Аттрамктор — компактное подмножество фазового пространства динамической системы, все траектории из некоторой окрестности которого стремятся к нему при времени, стремящемся к бесконечности.

В экономической теории формализованы типичные случаи так называемого фиаско рынка. Так, рынок сам по себе не в состоянии решить проблему побочных эффектов, неопределенности и общественных благ. Заслуживает особого внимания то обстоятельство, что фиаско рынка наступает не в результате неумелого управления, а напротив, успешный менеджмент в микроэкономическом поле может породить такой рыночный провал как монополия. Поэтому в представленной автором схеме, фаза аттрактора наступает после фазы оптимизации использования производственных ресурсов.

В мезоэкономике государство, действуя в качестве хозяйствующего субъекта со своей особой миссией, в состоянии устранить многие провалы рынка, однако и этот экономический континуум содержит фазу аттрактора. Так, государство может блокировать импорт туристических услуг из других стран, желая увеличить реализацию отечественных СКУ. Однако, такая же стратегия возможна и у соседнего государства, и тогда из-за неспособности договориться может наступить спад в индустрии отдыха двух стран. Таким образом, стратегия

устойчивого развития СКК должна состоять либо в том, чтобы расширить мезоэкономическое пространство посредством формирования договоренностей двух государств о создании общих позитивных побочных эффектов, либо в том, чтобы перейти на макроэкономический уровень, в котором хозяйственная деятельность государства является частью глобального макроэкономического равновесия.

Основные проблемы управления СКК располагаются на трех уровнях, но полный цикл управленческой стратегии не сводится к трем инстанциям управления. Потому что наиболее оптимальное управление сводится к созданию такого комплекса хозяйственных объектов, которое не нуждается в жестком и постоянном управлении.

Адаптации СКК Республики Беларусь к рыночным условиям очень содействовало бы создание особой финансовой инфраструктуры, обеспечивающей привлечение внутренних и внешних инвестиционных и кредитных ресурсов. Данное направление было рассмотрено в исследовании Кортунова А.П. [4], направленное на формирование инвестиционного портфеля в холдинговой структуре российского регионального СКК. Это направление включает в себя следующие составляющие:

специализированный курортный банк, реализующий все виды операций, включая трастовые;

страховые медицинские организации, аккумулирующие средства клиентов санаторно-курортного комплекса с целью финансирования реализуемых дискретно в течение определенного периода санаторно-курортных услуг и формирования инвестиционных потоков, направленных на развитие материальной | базы;

специализированная фондовая биржа (в зависимости от размеров региона ее функции могут выполнять подразделения неспециализированных финансовых институтов), обеспечивающая свободное хождение на фондовом рынке акций и других ценных бумаг как санаторно-курортных учреждений, так и других хозяйствующих субъектов, входящих в структуру санаторно-курортного комплекса.

Предлагаемая автором концепция Банка капиталов в пределах территориально-рекреационной системы (ТРС) построена, как результат конкретизации общей идеи белорусского Банка капиталов [7], основывается на матричной структуре санаторно-курортного комплекса и призвана решать проблему трудностей самоорганизации малого бизнеса.

В кризисные времена нередко возникает ситуация, когда каждый из микроэкономических проектов, рассматриваемый в абстрагировании от смежных проектов, может оказаться убыточным, однако, взятые в одном комплексе, они могут оказаться приемлемыми для инвестиций. Причина состоит в том, что в рамках индивидуальных планов не рассматриваются многочисленные позитивные внешние эффекты и межотраслевые мультипликаторы.

По аналогии с концепцией Банка капиталов представляется экономически обоснованной концепция банка капиталов, специализирующегося на обслуживании санаторно-курортного комплекса. Данное предложение отвечает духу довольно известной в Беларуси директивы Президента № 4 [1] об усовершенствовании инфраструктуры и системы финансирования малого предпринимательства в целях активизации предпринимательской деятельности и обеспечения эффективной поддержки предпринимательства, особенно на этапах начала и становления предпринимательской деятельности.

В сфере СКК функционируют множество субъектов хозяйствования, продукты деятельности которых являются взаимодополняемыми благами с отрицательным коэффициентом перекрестной эластичности. Так, в пределах одной территориально-рекреационной системы может находиться спортивная база, санаторий, торговые заведения и объекты агротуризма, и вполне вероятна ситуация, при которой каждый из субъектов хозяйствования не в состоянии достичь должной меры рентабельности без своих соседей, каждый из которых максимизирует свою прибыль, но оказывает косвенное воздействие на всю ТРС.

В рамках структуры Банка капиталов, специализированного на работе с СКК, может существовать множество депозитариев, каждый из которых призван аккумулировать залоговые денежные средства для предстоящих инвестиций в определенной территориально-рекреационной системе. Если потенциальный инвестор планирует вложить свои средства в строительство объекта в пределах данного ТРС, он должен будет разместить свои денежные средства на соответствующем депозитарии банка капиталов СКК, которые таким образом будут выполнять залоговую функцию в качестве показателя серьёзности его намерений. При исполнении определенной меры аккумулируемых в банке инвестиционных капиталов возникнут

условия для того, чтобы реализовывать их сразу все, создавая спектр позитивных внешних эффектов не только для СКК, но и для всей индустрии отдыха и туризма.

Если же определенный инвестиционный проект не будет поддержан смежными проектами, он может быть и не реализован, однако в данном случае частный инвестор не будет нести большого риска, особенно в сравнении с ситуацией, когда ему приходится сначала осуществлять крупные вложения, обращая денежные средства в неликвидные, прежде, чем ему доведется убедиться, что данный проект не рентабелен ввиду, к примеру, отсутствия мультипликационных и агломерационных эффектов. Более того, инвестор одиозного проекта в сфере СКК может получить определенный депозитный процент, отчасти компенсирующий бездействие его капитала в течение испытательного срока.

Основной причиной низкой инвестиционной активности в Республике Беларусь, в том числе и в белорусском СКК, помимо правовых препон, является высокая степень экономической неопределенности, постоянно порождающей возможности значительных рисков ликвидности. Поэтому уменьшение степени инвестиционного риска положительно скажется на возможностях привлечения прямых инвестиций в СКК Республики.

В контексте данной модели идентифицируется метод форсайта, представляющий собой комплексный прогноз. Классическая экономическая экспертиза исходит из постулата об объективности анализа в убежденности, что сам прогноз не сказывается на прогнозируемых событиях. Тогда как в рамках методологии форсайта прогноз определенного развития событий в сфере СКК обретает свое наличное бытие в форме депозитов, отражающих меру готовности потенциального инвестора к осуществлению инвестиций. И тогда сам факт готовности осуществлять инвестиции может убедить других потенциальных инвесторов последовать его примеру. И если несколько инвесторов будут готовы осуществлять параллельные капиталовложения на базе определенного рекреационного ресурса, это само по себе станет убедительным аргументом в пользу реалистичности решения каждого из них. Таким образом, сделанный инвесторами прогноз (в форме залоговых средств в соответствующем депозитарии банка капиталов) станет непосредственно воздействовать на принятие решения по данным капиталовложениям и тем самым корректировать себя. Так в Республике Беларусь на территории Гродненской области Дятловского района локализуются радоновые ресурсы, вовлеченные в свой хозяйственный оборот санаторием «Радон». Эта местность весьма насыщенна и в социо-культурном плане, а потому данный санаторий, рассматриваемый в контексте стратегии форсайта, может стать центром притяжения для прямых инвестиций и в другие объекты этого района. Инвесторы, поддерживающие эту идею, смогут разместить свои средства в Банке капиталов СКК. При достижении критической величины потенциальных инвестиций укрепится решимость инвестирования и можно будет найти организационные формы, приемлемые для инвестирования в конкретные объекты, возводимые на базе данного лечебно-рекреационного ресурса. Если должная сумма потенциальных инвестиций не накопится, можно будет попробовать переориентировать эти средства на финансирование другого объекта.

Стратегия форсайта напоминает кооперативную стратегию, однако первая отличается от второй тем, что здесь каждый из субъектов хозяйствования не теряет свою экономическую самостоятельность на данном рынке, что может оказаться дополнительным стимулом для привлечения частных инвестиций в СКК. И это находится в соответствии с рядом недавно принятых в Беларуси государственных инициатив по поддержке малого бизнеса [6]. Поэтому размещать средства в банке капиталов СКК могут не только юридические и физические лица, но и объединенное правительство (местные органы власти), тем самым в контексте индикативного планирования авторитетно и ответственно указывая частным инвесторам перспективные направления ведения бизнеса в СКК.

Позиционирование инвестиционной готовности будущих субъектов хозяйствования мыслится публичным, в режиме реального времени, а именно: посредством современных средств связи, прежде всего Интернет, каждый человек должен иметь возможность знать, какие сферы курортного и туристического бизнеса пользуются вниманием инвесторов. Тем самым возникают условия для рейтингования территориально-рекреационных систем на рыночной основе.

Для финансирования СКК целесообразно содействовать массовому акционированию организаций. В настоящее время у организаций комплекса имеется весьма скромный интерес к проблеме эмиссии

акций. Такое положение вещей является временным и объясняется крайней неразвитостью фондового рынка. В свою очередь фондовый рынок в Республике Беларусь плохо развит по причине всеобщего недоверия населения к ценным бумагам в целом. А потому механизм стимулирования массового интереса к инвестициям в инфраструктуру СКК необходимо создать до того, как в Республике заработает цивилизованный фондовый рынок.

Представляется очень важным, чтобы в ходе программы массовой социализации инвестиций источниками капиталовложений были не только зарубежные инвесторы и только крупные субъекты хозяйствования, но и представители среднего и малого бизнеса.

Среди множества решений данной проблемы является поощрение государством создания холдингов. Особенно эффективными могут оказаться интегрированные холдинги, каждый из которых формируется на базе территориально-рекреационной системы СКК, быть может, и в симбиозе с организациями туристического комплекса.

Основная задача состоит в том, чтобы сформировать у каждого отечественного инвестора интерес к приобретению акций организаций СКК. Чтобы предотвратить развитие спекулятивных тенденций на этом рынке, следует создать механизм, обеспечивающий стабильность курсов акций. Для этого необходимо, во-первых, стандартизировать оборот акций, приведя их к единому знаменателю, во-вторых, рыночными методами таргетировать определенную динамику курсов акций.

Представляется перспективным и проект рекреационной специализации определенной территории, на которой может быть воспроизведены в контексте свободной экономической зоны основные на социокультурных особенностях и традициях других государств, что позволит сделать территорию Республик Беларусь открытой для крупномасштабных инвестиций и со стороны зарубежных предпринимателей.

Литература:

1. Директива № 4 от 31 декабря 2010 г. «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь. - Режим доступа: http://www.president.gov. by. - Дата доступа: 24.11.2012

2. Ключенович В.И. Общественное здоровье: концептуальные подходы при создании модели управления. - Режим доступа: http:// www.mednovosti.by. - Дата доступа: 20.11.2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Колесников А.В. Оценка эффективности деятельности санаторно-курортных организаций в условиях современного рынка. дис. ... кандидата экон. наук / А.В. Колесников, Тихоокеанский государственный университет. - Хабаровск, 2007

4. Кортунов, А.П. Организационно-экономические основы управления развитием санаторно-курортного комплекса: автореф. дисс. канд. экон. наук: 08.00.05 / А.П. Кортунов. СПб. - 2001. - 22 с.

5. Методические рекомендации «Комплексная оценка эффективности деятельности санаторно-курортного учреждения как самостоятельного хозяйствующего субъекта: методические подходы и организационные технологии». - Министерство здравоохранения Российской Федерации - Режим доступа: http://www.lawrussia.ru. -Дата доступа: 18.11.2012.

6. «О мерах по реализации Закона РБ «О поддержке малого и среднего предпринимательства» [О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» - Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. - Режим доступа: http://www.pravo.by. - Дата доступа: 25.11.2012

7. Шебеко К.К., Золотарева О.А., Минченко А.А. Банк капиталов / Экономика и банки. - № 1. - 2010. - С. 16-29.

МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КОРПОРАЦИИ КАК АКТИВНОЙ СИСТЕМЫ

Токарева И.В., Вице-президент БФА-Банк

В статье с системных позиций рассмотрены особенности распределения инвестиционных ресурсов между подразделениями корпоративных образований. На основе анализа модели управления инвестиционными ресурсами Корпорации ОАО «РЖД» утверждается необходимость управления инвестиционной деятельностью Компании на основе теории активных систем. Предложен оригинальный алгоритм распределения инвестиционных ресурсов, позволяющий обеспечить эффективность управления инвестиционной деятельностью Компании.

Ключевые слова: инвестиционный менеджмент, корпорация, активные системы, распределение ресурсов.

SIMULATION OF INVESTMENT MANAGEMENT CORPORATION AS AN ACTIVE

SYSTEM

Tokareva I., Vice-president, BFA-Bank

The article with the system positions the features of the distribution of investment resources between departments of corporate entities. Based on the analysis of the model of management of investment resources of the Corporation JSC "Russian Railways" approved by the need to manage the investment activities of the Company on the basis of the theory of active systems. An original algorithm for allocation of investment resources, allowing for effective investment management of the Company.

Keywords: investment management corporation, active systems, the distribution of resources.

Является очевидным фактом то, что современная российская экономика развивается на основе создания крупных экономических образований, каждое из которых представляет собой объединение целого ряда относительно независимых предприятий. Типичным и ярким примером таких образований выступает крупнейшая в мире транспортная корпорация ОАО «РЖД».

В [2] , в зависимости от взаимоотношений корпоративного центра и его структурных подразделений, рассматривается ряд моделей управления. Что касается ОАО «РЖД», то здесь не может реализоваться единая модель взаимодействия корпоративного центра с соответствующими подразделениями вследствие сложности структуры корпорации. Это могут быть модели «финансового контроля», когда подразделения автономны в бизнесе, но их руководители нанимаются только материнской компанией; «стратегического руководства», когда корпоративный центр разрабатывает общую концепцию, в рамках которой происходит развитие подразделений; «стратегического планирования», когда центр отдельным подразделениям предоставляет некоторые услуги, обеспечивая эффект синергии за

счет их интеграции; «организационного представительства», когда центр обеспечивает координацию деятельности ряда подразделений, их представительство и защиту интересов.

Такая специфика определяется особенностью состава ОАО «РЖД» веерного типа (рисунок 1), характеризуется разветвленно-стью его подразделений, чья деятельность зависит от конъюнктуры региональных рынков, в рамках которых им трудно конкурировать с другими видами транспорта, поскольку износ основных фондов составляет значительные величины, достигающие 50% и более.

Из изложенного следует, что изменить такую ситуацию можно лишь на пути значительных инвестиционных вливаний в развитие материально-технической базы подразделений. Это требует решения задач объективного обоснования политики распределения инвестиционных ресурсов между основными подразделениями.

Решение задач управления инвестиционной деятельностью целесообразно строить на основе теории активных систем. Действительно, ОАО «РЖД» можно рассматривать в качестве активной системы, поскольку его составляющие обладают как свойством

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.