Научная статья на тему 'Кластерные инициативы региона: опыт реализации и перспективы'

Кластерные инициативы региона: опыт реализации и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / INDUSTRIAL CLUSTER / CLUSTER POLICY / INDUSTRIAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мяснянкина Ольга Викторовна, Наролина Татьяна Станиславовна

В настоящее время во многих регионах Российской Федерации продолжаются масштабные работы по разработке и осуществлению кластерной политики в соответствии с федеральной и региональными стратегиями социально-экономического развития. В данной статье анализируется опыт создания и развития кластеров в Центрально-Черноземном регионе и Воронежской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мяснянкина Ольга Викторовна, Наролина Татьяна Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTER INITIATIVES OF THE REGION: EXPERIENCE IMPLEMENTATION AND PROSPECTS

Currently, in many regions of the Russian Federation, large-scale work is continuing on the development and implementation of cluster policy in accordance with federal and regional strategies for socio-economic development. This article analyzes the experience of creating and developing clusters in the Central Black Earth region and the Voronezh region.

Текст научной работы на тему «Кластерные инициативы региона: опыт реализации и перспективы»

The results of the analysis of the territory are presented, the possibilities of using the potential for the formation of tourist products are revealed, the means of accommodation and their participation in the formation of a cluster are considered. Analyzed each of the elements that is able to enter the tourist cluster. In addition, trading enterprises are considered. A dynamic assessment of the city of Suzdal and other cities included in the Golden Ring of Russia is given. Identified problems in the loading of accommodation, discusses the causes and possible solutions to this issue. The relevance of the study lies in the fact that the formation of a full-fledged tourist cluster in the territory is impossible without a solved problem with accommodation facilities.

Keywords: tourist and recreational cluster, the city of Suzdal, the Golden Ring of Russia, accommodation facilities, content analysis.

КЛАСТЕРНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ РЕГИОНА: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Мяснянкина Ольга Викторовна, к.э.н., доцент (e-mail:myasnolga@yandex.ru) Воронежский государственный технический университет,

г. Воронеж, Россия

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Воронежский филиал),

г. Воронеж, Россия Наролина Татьяна Станиславовна, к.э.н., доцент (e-mail:narolina@inbox.ru) Воронежский государственный технический университет,

г. Воронеж, Россия

В настоящее время во многих регионах Российской Федерации продолжаются масштабные работы по разработке и осуществлению кластерной политики в соответствии с федеральной и региональными стратегиями социально-экономического развития. В данной статье анализируется опыт создания и развития кластеров в Центрально-Черноземном регионе и Воронежской области.

Ключевые слова: промышленный кластер, кластерная политика, промышленная политика

В РФ на государственном уровне о потребности в создании кластеров как хозяйствующих субъектов, производящих и реализующих инновационные товары, заговорили в 2011-2012 гг., когда стали разрабатываться среднесрочные программы социально-экономического развития регионов.

В развитии экономики региона большую роль играют институциональные реформы и продуманная отраслевая политика, направленная на создание новых форм организации и кооперации труда, обеспечивающих накопление и эффективное использование ресурсов на территории. К таким формам относятся кластеры - группы, связанных между собой отраслей,

комплексы предприятий на базе территориальной концентрации поставщиков и производителей, связанных технологической цепочкой.

Создание кластеров является одним из направлений развития экономики в постиндустриальном обществе, позволяющим решать широкий спектр важнейших социально-экономических задач с помощью новейших технологий. К ним следует отнести решение проблем расширенного воспроизводства, трудовых ресурсов, увеличения занятости населения, роста, благосостояния и улучшения качества, жизни населения на, к,ла,стеризуемой территории, обеспечения ее социок,ультурного развития. Внесение значительного вклада, в развитие экономики осуществляется за, счет на,логовых поступлений в бюджет, приток,а, иностранной валюты, увеличения количества, рабочих мест, сохранения и рационального использования культурного и природного потенциала, [7,9].

Эффективная работа, всех элементов кластера, сформирует не только приток, денежных средств в бюджеты муниципа,льных обра,зова,ний, но и новую сферу за,нятости на,селения, приведет к, вовлечению в оборот дополнительных капиталов за, счет развития малого и среднего бизнеса, в смежных отраслях. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на, период до 2020 года, [1] экономическое развитие Центрального федерального округа, будет опира,ться на, модерниза,цию к,рупного промышленного потенциа,ла, регионов и одновременно ра,звитие сек,тора, современных услуг в полицентрической системе агломераций. В рамках Стратегии социа,льно-эк,ономическ,ого ра,звития Воронежск,ой обла,сти на, период до 2035 года, [3] поставлены цели: войти через 5 лет в число 30 экономически сильных регионов, а, через 10 лет - в число 15. Стратегия ориентирована, на, модернизацию диверсифицированной экономики, новое к,а,чество социа,льной сферы и формирова,ние а,к,тивной общественной среды.

В условиях усилива,ющейся территориа,льной к,онк,уренции устойчивость воронежской экономики во многом зависит от способности региона, выстра,ива,ть новую, соответствующую требова,ниям третьего тысячелетия, струк,туру, в том числе за, счет применения к,ла,стерного подхода, в проводимой руководством области промышленной политике [6].

Индустриальное развитие Воронежской области непосредственно связано с внедрением новых технологий, позволяющих перейти к, выпуску конкурентоспособной продукции, улучшением менеджмента,, привлечением внешних инвесторов и технологическ,их ра,зра,боток,, а, для отра,слей оборонной промышленности - со стабильным государственным заказом. Это позволит повысить к,онк,урентоспособность ведущих отра,слей промышленности, в том числе а,виа,ционно-к,осмическ,ой, химическ,ой и пищевой промышленности [2].

Созданная в РФ ассоциации кластеров и технопарков, развивает три стра,тегическ,их на,пра,вления:

- промышленные технопарки;

- развитие особых экономических зон;

- третий вектор, который считается локомотивом роста, для реализации новых инвестиционных проектов в приоритетных отраслях промышленности России - это промышленные кластеры.

Промышленный кластер представляет собой совокупность предприятий, к,оторые осуществляют промышленную деятельность, на,ходятся в к,оопера,ционных связях и ра,спола,га,ются в предела,х одного либо нескольких регионов России.

Объединение промышленных предприятий в кластер на, основе геогра,фическ,ой и функ,циона,льной близости приводит к, созда,нию новых цепочек, производства,, ра,сширению доступа, к, иннова,циям и технологиям, снижению тра,нза,к,ционных издержек,, росту к,оличества, высок,опроизводительных ра,бочих мест, увеличению объема, несырьевого эк,спорта,, повышению технологическ,ого суверенитета, российск,ой промышленности.

Следует отметить, что государственная поддержка, участников промышленных кластеров осуществляется Минпромторгом России в рамках постановлений Правительства, Российской Федерации «О промышленных к,ла,стера,х и специа,лизирова,нных орга,низа,циях промышленных кластеров»[4] и «Об утверждении Правил предоставления из федера,льного бюджета, субсидий уча,стник,а,м промышленных к,ла,стеров на, возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера, в целях импортозамещения» [5].

В на,стоящее время к,ла,стеры являются ва,жнейшей формой интегра,ции науки, образования и производства,. На, сегодняшний день в ЦентральноЧернозёмном районе функционируют два, промышленных кластера, вк,люченных в реестр промышленных к,ла,стеров Минпромторга, России:

- к,ла,стер ста,нк,остроения и ста,нк,оинструмента,льной промышленности «Липецкмаш» (Липецкая область);

- к,ла,стер производителей нефтега,зового и химическ,ого оборудования Воронежской области.

Успешным примером развития промышленных кластеров в России является промышленный кластер «Липецкмаш». Развитие станкоинструментальной промышленности России играет ключевую роль в обеспечении к,онк,урентоспособности приоритетных отра,слей промышленности России, являясь фунда,ментом для производства, высок,отехнологичной промышленной продук,ции, относящейся к, современным технологическим укладам. Предпосылкой создания кластера, явила,сь необходимость снижения за,висимости ста,нк,остроительных предприятий от импорта, комплектующих и современных станков. Так,

доля импорта, станин для современных станков составляет 80 %, электродвигателей - 95 %, станков и обрабатывающих центров - 80-100 %. С целью возрождения целостной производственно-технологическ-ой цепочки выпуска- современных высокотехнологичных станков предприятиями кластера- была- инициирована- реализация ряда- совместных проектов, направленных на- снижение доли импорта-.

Одним из реализуемых проектов можно назвать совместный проект «Генборг», предусматривающий производство широкой гаммы низковольтных электродвигателей (в том числе используемых в высокотехнологичных станках и оборудовании), соответствующих самым высоким европейским классам энергоэффективности IE3 и IE4. Доля импорта- низковольтных электродвигателей достигает 95 %, а-к-лючевыми за-рубежными производителями выступа-ют та-к-ие к-омпа-нии, как АВВ, Siemens, WEG. Капиталоемкость проекта- достигает 1162,8 млн рублей, из которых 826,0 млн рублей являются частными инвестициями. В результате реализации проекта- его ключевой инициатор ООО «Генборг» в 2019 году планирует занять 5-8 % российского рынка- низковольтных элек-тродвига-телей, к-оторые могут быть использова-ны для железнодорожного транспорта-, метрополитена-, а- также применяться в особо суровых климатических условиях эксплуатации.

Другим промышленным к-ла-стером является к-ла-стер производителей нефтегазового и химического оборудования Воронежской области, который в 2016 году одним из первых был включен в реестр промышленных кластеров Минпромторга- России. Структура- кластера- включает 6 як-орных компаний - производителей конечной продукции кластера и 17 субъектов деятельности в сфере промышленности - организаций-производителей оборудова-ния для нефтега-зовой отра-сли или смежных отраслей, а- также деталей и комплектующих, 2 проек-тных института-, 2 высших учебных заведения, 1 учебный центр профессиональной подготовки.

Основными потребителями продук-ции к-ла-стера- являются предприятия нефтегазовой и химической промышленности. Предприятиями кластера-осуществлено проектирование технологических объектов на- за-воде по производству этилбензола- (ПАО «Сибур-химпром»), Новоуренгойск-ом газохимическом комбинате (ООО «Газпром добыча- Уренгой»), Саратовском нефтеперерабатывающем за-воде, Оренбургском газохимическом комбинате (ООО «Газпром добыча- Оренбург»), Воронежском за-воде синтетического каучука- (АО «Сибур-холдинг»).

Основным потребителем продук-ции к-ла-стера- является к-рупный бизнес, способный в полной мере оценить и усвоить широкую линейку продукции, выпускаемой предприятиями кластера. В частности, уча-стник-и да-нного к-ла-стера- осуществляют проек-тирова-ние нефтехимическ-их и га-зохимическ-их производств и поста-вк-и оборудова-ния для к-рупнейших российск-их вертик-а-льно-

интегрированных компаний, таких как ПАО Газпром, ПАО НК Роснефть, ПАО НК Лукойл, ПАО ТНК-ВР, ПАО Новатэк, АО Сибур, что говорит о стабильно высоком спросе.

Ключевым предприятием к,ла,стера, является ООО ФПК «Космос-Нефть-Га,з», предста,вляюща,я собой одно из ведущих российск,их ра,зра,ботчик,ов и изготовителей технологического оборудования для нефтегазовой отрасли промышленности. Благодаря развитию внутрикластерной к,оопера,ции между як,орными предприятиями и предста,вителями МСП, сегодня кластер собственными силами способен реализовать весь цикл производства, технологического оборудования - от проектно-изыскательских и опытно-конструкторских разработок до изготовления, поста,вк,и и сервисного обслужива,ния.

Благодаря формированию кластера, в 2016 году двумя промышленными предприятиями (ООО ФПК «Космос-Нефть-Га,з» и ООО «Производственный комплекс «КНГ») было принято решение о реализации совместного импортозамещающего проекта - «Создание модульной обвязки ск,ва,жины, оборудова,нной длинномерными лифтовыми к,олонна,ми, с использованием устьевого источника, энергосбережения». Проект реализуется во исполнение дорожной карты «Расширение использования технологий, продук,ции и услуг предприятий Воронежск,ой обла,сти для ПАО «Газпром», подписанной ПАО «Газпром» и Правительством Воронежск,ой обла,сти, и уже получил поддержк,у из федера,льного бюджета, в объеме 50 млн рублей. Часть указанной дорожной карты посвящена, развитию кластерного движения, предусматривающую возможность сотрудничества, с к,рупными за,к,а,зчик,а,ми и госк,орпора,циями по поставкам продукции в пределах кластерного образования.

Реализация совместного проекта, позволит создать около 119 новых рабочих мест, а, всего до конца, 2020 года, благодаря формированию промышленного к,ла,стера, предпола,га,ется созда,ть более 600 новых ра,бочих мест.

Ожида,ется, что не менее ма,сшта,бным в ближа,йшее время ста,нет первый межрегиональный кластер производителей насосного оборудования, созда,нный на, ба,зе Воронежск,ой и Липецк,ой обла,стей. Он будет включать 19 промышленных предприятий. Основные компании будут ра,сположены на, территории Воронежск,ой обла,сти, ча,сть предприятий на, территории Липецкой области. Предполагается, что это будет первый пример, как два, региона, не конкурируют между собой, а, вза,имодействуют и предоста,вляют бизнесу двух регионов возможность развиваться.

Для Воронежской области наиболее перспективными кластерами являются следующие:

- к,ла,стер а,виа,ционной техник,и;

- радиоэлектронный кластер;

- 1Т-кластер.

Предпосылками создания радиоэлектронного кластера явились:

- развитие радиоэлектронного комплекса Воронежской области, которое имеет общегосударственное значение, определяющее магистральные направления развития телекоммуникационных систем в военной и гражданской тематике;

- кадровый и инновационный потенциал;

- наличие потенциальных экономических выгод от усиления кооперации в рамках кластера;

- поддержка правительством Воронежской области инновационной и инвестиционной деятельности.

Основную стратегию развития радиоэлектронного кластера можно рассматривать как комплекс мер по укреплению позиций Воронежской области на- существующих и перспективных рынках радиоэлектронной продукции, научно-техническому развитию, оптимизации производственно-технологических ресурсов, разработке и производству новой высокотехнологичной продукции в области радиоэлектроники в сочетании с глубокой технологической модернизацией производственных процессов. Развитие радиоэлектронного кластера имеет общегосударственное значение, определяющее магистральные направления развития телекоммуникационных систем в военном и гражданском сек-тора-х.

Приоритетами развития авиационного кластера Воронежской области явились:

- организационное развитие кластера и усиление кооперационных связей между участниками;

- развитие инновационного потенциала и сектора- исследований и разработок;

- развитие производственного потенциала- и расширение рыночной доли продук-ции и услуг уча-стник-ов кластера-;

- ра-звитие к-а-дрового потенциа-ла-;

- формирование общего бренда- и повышение узна-ва-емости к-ла-стера-;

- развитие междуна-родного сотрудничества-;

- ра-звитие связей с орга-на-ми вла-сти.

Перспективным на-пра-влением в обла-сти ра-звития кластерных инициа-тив в Воронежск-ой обла-сти можно счита-ть создание и ра-боту 1Т-к-ла-стера-.

Функ-ционирова-ние 1Т-к-ла-стера- должно стать меха-низмом продвижения информа-ционных и к-оммуник-а-ционных технологий во все сферы деятельности и обслужива-ть не тольк-о крупные промышленные предприятия Воронежск-ой обла-сти, но и госуда-рственный сек-тор, бизнес-струк-туры и на-селение обла-сти.

Цели создания кластера, для различных организаций представлены на, рис.1.

Для государства

- повышение социально-экономического потенциала Воронежской области;

- обеспечение конкурентоспособно сти высокотехнологичных и информационных отраслей экономики области;

- внедрение информационных

Цели создания 1Т-кластера Воронежской области

Для бизнеса

- расширение

спектра ИТ-

продуктов и ИТ-

услуг, и повышение

качества ИТ -услуг

производимых на

территории области - расширение

рынков и объемов сбыта ИТ-продуктов и ИТ-услуг;

- выполнение

крупных областных

проектов информатизации;

Для учебных и научных учреждений

- развитие кадрового

потенциала в сфере ИТ, возможность успешно

самореализоваться

существующим 1

специалистам;

- улучшение качества подготовки специалистов в сфере ИТ-технологий;

- возможность при-

Рис. 1. Цели создания кластера, 1Т-кластера Воронежской области

В соста,в форм и инструментов госуда,рственной поддержк,и к,ла,стеров в регионе могут входить:

- к,онцессионные согла,шения, в числе уча,стник,ов к,оторых, с одной стороны, федера,льные и региона,льные вла,сти, с другой, к,рупные российск,ие фина,нсово-промышленные группы, а, та,к,же тра,нсна,циона,льные к,омпа,нии;

- гранты на, реализацию проектов в области НИОКР и профессиона,льной подготовк,и к,а,дров;

- РЯ-компания инвестиционной привлекательности кластера.

Региона,льна,я програ,мма, ра,звития промышленных к,ла,стеров должна,

преследова,ть своей целью прежде всего созда,ние на, территории региона, эффек,тивной модели промышленного производства,. При этом в основе такой модели должно лежать использование потенциала, к,оопера,ционного вза,имодействия к,рупных предприятий и предприятий малого бизнеса,, а, также содействие формированию и функ,ционирова,нию к,ла,стерных обра,зова,ний, к,ла,стерной

инфраструктуры, как. залога повышения инновационной активности предприятий и устойчивого развития региона. [8].

В настоящее время происходит осознание значимости кластеризации в решении задач модернизации и технологического развития национальной экономики, в развитии ее инновационной составляющей, важности государственной роли в развитии и поддержке кластерных процессов. Данный интерес объясняется широкомасштабным положительным опытом кластеризации экономик многих развитых стран мира., доказавшим не в теории, а. на. практике эффективность кластеризации в повышении к.онк.урентоспособности эк.ономик.и, к.а.к. отдельных регионов, та.к. и страны в целом. Несомненное преимущество кластерного подхода. заключается в возможности решения проблем недостаточности инвестиционных, кадровых, энергетических, сырьевых и других ресурсов.

Список литературы

1. Концепции долгосрочного социа°льно-экоономическ»ого развития Российской Федерации на° период до 2020 года»: распоряжение Правительства» Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р. Режим доступа0: http://www.consultaant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/

2. Концепция ^ла^ерной политики Воронежской обла°сти в промышленном секторе э^ономи^и: приложение 1 к при^а^у депаорта°ментао промышленности, тра°нспорта° и иннова°ций Воронежской обла°сти от 25.04.2012, № 67.

3. О Стратегии социально-экономического развития Воронежской обла°сти на° период до 2035 года°: за»к»он Воронежской обла°сти от 20.12.2018 года0 № 168-ОЗ. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/550300779

4. О промышленных кластерах и специализированных организа-циях промышленных кластеров: постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2015 г.№ 779. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420291916

5. Об утверждении Правил предоставления из федерального бюд-жета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышлен-ной продукции кластера в целях: постановление Правительства РФ от 28 ян-варя 2016 г. № 41 импортозамещения (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 25.05.2016 г. N 464; от 06.10.2017 г. N 1218). Режим доступа: http:// www. pravo. gov. ru/proxy/ip s/ ?docbody=&prevDoc=102399783&backlink=1&&nd=102388360

6. Мяснянкина О.В. Кластерная политика в повышении конкурентоспособности экономики региона // РЕГИОН: системы, экономика, управление.- 2009. - №3(6). С. 7277.

7. Мяснянкина О.В. Проблемы регионального промышленного развития// РЕГИОН: системы, экономика, управление. - 2010. - №3(10). С. 26-28.

8. Наролина Т.С. Построение региональной инфраструктуры инновационного кластера // Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики: сборник научных трудов 2-й Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. - 2016. С. 87-90.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Наролина Т.С., Преображенский Б.Г. Эффективное управление как условие повышения конкурентоспособности региона // Регион: системы, экономика, управление. -2008. - № 1 (1). С. 139-144.

Myasnyankina Olga Viktorovna, Ph.D., associate professor

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the

Narolina Tatiana Stanislavovna, Ph.D., Associate Professor (e-mail: narolina@inbox.ru)

Voronezh State Technical University,Voronezh, Russia CLUSTER INITIATIVES OF THE REGION: EXPERIENCE IMPLEMENTATION AND PROSPECTS

Abstract. Currently, in many regions of the Russian Federation, large-scale work is continuing on the development and implementation of cluster policy in accordance with federal and regional strategies for socio-economic development. This article analyzes the experience of creating and developing clusters in the Central Black Earth region and the Voronezh region. Keywords: industrial cluster, cluster policy, industrial policy

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНОВ1 Положенцева Юлия Сергеевна

(e-mail: polojenceva84@mail.ru) Прокопенко Оксана Сергеевна, студент (e-mail: sergeevna.oksanak@yandex.ru) Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия

Положенцева Ю.С. (e-mail: polojenceva84@mail.ru)

Усиление процессов дифференциации в условиях и последствиях жизнедеятельности населения регионов независимо от причин, которые ее вызывают, приводит к нарастанию деструктивных процессов в обществе и обостряет проблему поступательного развития, как отдельного региона, так и страны в целом, что становится основой для увеличения диапазонов их экономического и социального развития. Отсутствие эффективного инструментария оценки уровней дифференциации социально-экономических развития регионов является серьезной проблемой. В исследовании рассмотрен один из инструментов оценки дифференциации, основанный на поэтапном ранжировании первичных статистических показателей и определение уровня развития регионов в зависимости от общей суммы полученных ранговых значений. Так же в исследовании проведена систематизация ключевых приоритетов развития обозначенных в посланиях Президента РФ по основным сферам.

Ключевые слова: дифференциация, экономическое пространство, инструменты, послания Президента РФ, приоритеты развития.

Дифференциация экономического пространства регионов представляет собой один из ключевых вызовов для нового этапа развития России, однако возможности ответа на него требуют серьезного подхода к его опреде-

1.1 Исследование выполнено при поддержке Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский фонд фундаментальных исследований» (РФФИ) № 17-02-50127-ОГН «Управление дифференциацией экономического пространства регионов в период становления неоиндустриализма в России»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.