Научная статья на тему 'Кластерная организация намерения спроса'

Кластерная организация намерения спроса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / СПРОС / ОРГАНИЗАЦИЯ / ФРАКТАЛ / КЛАСТЕР / ECONOMICS / DEMAND / ORGANIZATION / FRACTAL / CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захаров А. А., Соболев Р. С.

Изложены принципы фрактального структурирования подсистемы социального намерения экономического спроса в кластерной промышленной корпорации. Показаны методы отображения субъектных лидера и ведомого в цепных звеньях – фракталах – намерения экономического спроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTER THE ORGANIZATION OF INTENTION OF DEMAND

Principles fractal structurizations of a subsystem of social intention of economic demand in cluster industrial corporation are stated. Methods of display of the subject leader and dependent in chain links – fractals – of intentions of economic demand are shown.

Текст научной работы на тему «Кластерная организация намерения спроса»

УДК 330.46:332.012.2.001

А.А. Захаров, Р.С. Соболев

КЛАСТЕРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАМЕРЕНИЯ СПРОСА

Изложены принципы фрактального структурирования подсистемы социального намерения экономического спроса в кластерной промышленной корпорации. Показаны методы отображения субъектных лидера и ведомого в цепных звеньях - фракталах - намерения экономического спроса.

Экономика, спрос, организация, фрактал, кластер А.А. Zakharov, R.S. Sobolev CLUSTER THE ORGANIZATION OF INTENTION OF DEMAND

Principles fractal structurizations of a subsystem of social intention of economic demand in cluster industrial corporation are stated. Methods of display of the subject leader and dependent in chain links - fractals -of intentions of economic demand are shown.

Economics, demand, organization, fractal, cluster

Методология фрактальной типологизации звеньев, лигандов (цепных ветвящихся подкластеров) и подсистем (рис. 10-33) в кластерных социальных и экономических системах (СЭС) впервые предложена И.В. Кнышевым [1] и активно развивается в работах саратовской методологической школы [2]. Количество публикаций, связанных с кластерными системами, превысило миллион. Однако общая теория и основы проектирования организации и управления в кластерных СЭС развиваются практически только в рамках вышеуказанной школы.

Рассмотрим структурные особенности кластерной организации намерения (рис. 1315) экономического спроса D (demand) в сравнении с кластерной организацией стремления (рис. 10-12) к экономическому предложению S (supply). Всякое D-звено, фактически D-Sx-звено, имеет две главные стороны: D-сторону намерения и S-сторону стремления.

С D-стороны типологизируемого D-звена намерение (n, v) спроса (рис. 13) - это всегда двухмерная характеристика, содержащая выход n и вход v в нее: хотение n(t)=1/p-v(t) S-благ субъектным D-звеном или S * -D-подсистемой, D-выход звена во внешний социальноэкономический мир; побуждение v(t) оплатить хотимое S-благо по продуктовой цене 1/p=n/v=n v/1 v, D-вход звена из внешнего социально-экономического мира. Квант nv продукта эквивалентен единице 1 v стоимости. Многообразие продуктов «корзины» намерения приводимо к ее общей единице 1 n наблюдения интегрального хотения n (табл. 3-6).

Фрактальность намерения состоит в том, что независимо от его двухмерной концепции (табл. 3-6): продуктово-затратной (v, n), потоко-ценовой (p, q) и т.д. - оно всегда содержит выход во внешний мир и вход из него. Одномерное намерение: только хотение или только побуждение - является субъектным, а не социальным ноуменом, и не имеет прямого отношения к системной (с прямой и обратной связями) организации намерений в СЭС.

Социально-психологическое намерение спроса (рис. 13) телеологически направлено на реализацию последующих объектных владения, потребительского пользования и/или распоряжения товаром, услугой или выполненной работой - вначале хотимыми продуктами.

S* - D

Социальная S * -D-психология (рис. 13-15)

S1 - D

Хотение n(t)

оплатить S-благо

S * -D- лидер, собственная

Субъектное О-звено:

субъект Б^-хозяйствования, предприятие, покупатель, потре битель , рынки Ба и Бу - как Б^-фрактал 8-Б-кластера

Желание vi(t)

денег, кредита

Стремление (v1, n1) к кредитованию

.Надежда n1(t)>n(t)

D-СК {n, v}

->k-

D-S1-состояния ожиданий

интереса v и потребности Пі

->k-

купить S-благо

Sl-D * - лидер, собственная

S-СК {vi, пі}

1*

а - социальное D-звено - S * -D-кластерообразователь (ср. рис. 10-12) -в социально-психологических (разомкнутых) состояниях с входами системных ожиданий - согласований финансового интереса v(t) и потребности n1 (t) спроса. D-СК, S-СК - система социально-психологических координат намерения спроса (demand) и стремления к предложению (supply) на S-D-сечениях

S* - D

S1 - D

Хотение n(t)

S-блага Намерение (n, v)

спроса,

D - аксиологическое

По буждение v(t) ^

оплатить S-благо

S *-D-лидер, собственная

Цепное субъектное О-звено:

субъект Б^-хозяйствования, предприятие, покупатель, потребитель, рынки Ба и Бу - как Б-81-фрактал 8-Б-кластера

Надежда n1(t)

купить S-благо Транспонированное, S-этологическое стремление (п1, v1)

Желание v1(t)

денег, кредитования

D-СК {п, v}

->k-

D-S1-состояния ожидания

S1-D * -ведомый,

I транспонированная,

интереса v и задержки интереса v1

S-СК {v1, п1}

1*

б - О-кластерообразователь (а) с транспонированным стремлением к кредитованию в социально-психологических состояниях с разомкнутыми, пассивными входом финансового интереса у(!) продавца и выходом интереса уД!) к кредитованию

S* - D Лидер

Хотение п (t )

или потребность Побуждение v(t)

оплатить хотение

Кластерообразователь D-Sl-фрактал социального S-D-кластера

Ведомый S1 - D1 Лидер

Потр е б но сть п 1( t )

в потреблении S-блага Интерес v1(t)

оплатить iS-благо

D1-подкластер намерения рынков Бd потребления и Бv финансирования

в - в *-О-подкластер в основном социально-психологическом состоянии (п, V): имеется хотение или согласована потребность п^), ожидается финансовый интерес v(t)

Рис. 13. Ноуменные модели социально-психологических концепций фрактального О-кластерообразователя в Б *-й-подкластере социального Б-й-движения

потребностей п * и интересов V *. Пунктиром отмечены замыкания активных выходов (а-в) или входа (б), пассивные входы (ожидания) и выходы (задержки) разомкнуты

Б* - Б

Побуждение у(|) оплатить Б-благо

Транспонированное н амерение (у, п)

^ Хотение п(|) Б-блага

Б * -Б-ведомый,

Субъектное О-звено:

субъект Б-81-хозяйствования, предприятие, покупатель, потребитель, рынки Ба и Бу - как Б-81-фрактал Б-Б-кластера

Надежда п1(1)

купить Б-благо

Транспонированное стремление (пі, у1)

Желание у1(1) ^

денег, кредита

Бі-Б * -ведомый,

транспонированная Ь Б-Бі-состояния задержек ^ I транспонированная

Б-СК {у, п}

потребности п и интереса у і

Б-СК {уі, пі}

і*

а - транспонированный в *-О-кластерообразователь в социально-психологических состояниях (ср. рис. 13 а) с пассивными выходами задержек согласования материальной потребности п© и финансового интереса v1(t) к кредитам. СК - двухмерная система социально-психологических координат на поперечных в-О-сечениях

Б* - Б

Бі - Б

Побуждение у(1) , о платить Б-благо Транспонированное,

Б-этологическое н амерение (у, п)

, ^ Хотение п(|)

Б-блага

Б * -Б-ведомый, транспонированная^ Б-Бі-состояния задержки

Цепное субъектное О-звено:

субъект Б-81-хозяйствования, предприятие, покупатель, потребитель, рынки Ба и Бу - как Б-81-фрактал Б-Б-кластера

Желание уі(І)

денег, кредита Стремление (уі, пі) к кредитованию, Б-аксиологическое

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Надежда пі(І)

Б-СК {у, п}

потребностей п и ожидания пі

■На-

купить Б-благо

Бі-Б *-лидер, собственная

Б-СК {уі, пі}

і*

б - О-кластерообразователь (рис. 13 а) с транспонированным намерением спроса в социально-психологических (разомкнутых) состояниях с пассивными выходом (задержкой) согласования материальной

в *-О-потребности п и входом (ожиданием) предельной потребности п1>п

Б* -

Б Ведомый

По бужде ние у( I )

оплатить хотение Хотение п(1)

или потребность

Кластероо бразователь. Б-Бі-фрактал социального Б-Б-кластера

Лидер Бі - Бі Ведомый

Интерес уі ( I)

оплатить .Б-благо Потребность пі(І)

в потреблении Б-блага

Бі-подкластер намерения рынков Ба спроса и Бу финансирования

в - в *-О-подкластер (рис. 13,в) в транспонированном социально-психологическом состоянии (V, п): имеется побуждение или согласован интерес у(!), задержана потребность п(!)

Рис. 14. Ноуменные модели социально-психологических концепций типового - фрактального - субъектного О-звена как О-кластерообразователя

в транспонированном цепном Б *-й-подкластере социального Б-й-движения

финансовых интересов V * и материальных потребностей п *

а - социальный в *-О-подкластер (рис. 13 б,в) в основном социально-психологическом цепном

состоянии (п, V): в *-О-подкластер - лидер; ожидаемый в-О * -подкластер - ведомый, комплементарный; О-кластерообразователь (рис. 13 б) - лидер в намерении (п, V) спроса и ведомый в стремлении (п1, v1) к кредитованию

б - О-кластерообразователь (рис. 13 а) в социально-психологических состояниях двухстороннего лидера в намерении (п, V) спроса и стремлении ^, п1) к кредитованию

в - в *-О-подкластер (а) в транспонированном цепном социально-психологическом состоянии (V,

п): в *-О-подкластер - ведомый; ожидаемый в-О * -подкластер - лидер; О-кластерообразователь (рис. 14 б) - ведомый в намерении (V, п) спроса и лидер в его стремлении ^, п1) к кредитованию (ср. рис. 10-12)

Б* - Б

По бужде ние у( I )

оплатить хотение Хотение п(1;)

или потребность

Кластерообразователь,

Б-Бі-фрактал

социального

Б-Б-кластера

Бі - Бі Потр е б но сть п 1( I )

в потреблении Б-блага Интерес ^

оплатить :Б-благо

Бх-подкластер намерения рынков Ба спроса и Бу финансирования

г - О-кластерообразователь (рис. 14 а) в состояниях двухстороннего ведомого в намерении (V, п) спроса и стремлении (п^ V!) к кредитованию потребления

Рис. 15. Тетрада основных классов ноуменных моделей социально-психологических концепций (п *, V*) и (V*, п *) в *-О-кластерообразователя в составе в *-О-подкластера социального в-О-движения материальных потребностей п * (1) и финансовых интересов V * (1) в едином субъектном, социальном и рыночном времени 1

Намерение снабжения (рис. 10) имеет ту же правовую (всегда субъектную) и/или юридическую (всегда объектную) значимость, что и намерение спроса. Однако снабжение телеологически направлено на технологическую, производственную или жизнеобеспечивающую деятельность. Цель намерения снабжения - обосновать стремление к экономическому предложению и в последующем обеспечить производство предлагаемых Б-благ п всеми социально, экономически и технологически необходимыми компонентами по всем их степеням экономико-психологической и экономической свобод. Итак, Б-намерение спроса (рис. 13) методологически симметрично Б-намерению снабжения (рис. 10), они представимы в одной основной системе субъектных координат {п, V} хотений п и побуждений V.

С Б-стороны фрактально типологизируемого субъектного Б-звена должно существовать стремление (V х, п х) к кредитованию спроса - всегда двухмерная характеристика, содержащая выход V х и вход в нее п х: желание V х (0=рп х (1) денег, кредита субъектным Б-звеном или Б1-Б1* -подсистемой, Б^выход звена во внешний экономико-социальный мир; надежду п 1(1)>п(1) купить Б-благо по стоимостной цене р=У1/п1=Уп/1 п, Б1-вход звена из внешнего экономико-социального, финансового, кредитующего мира. Квант у п стоимости эквивалентен единице 1 п хотимого продукта. Множество затрат на «корзину» хотения п 1 приводимо к предельной У1 затратной способности Б-звена в единой валюте 1 у.

Фрактальность стремления к кредитованию состоит в том, что независимо от его двухмерной концепции (табл. 3-6), оно, как и намерение спроса, содержит выход во внешний мир и вход из него. Функционально и телеологически стремление к предложению (рис. 10) и стремление (рис. 13) к кредитованию спроса различается по следующим принципам: Б-принцип - есть желание V (Б-следствие) получить деньги V, этиологически основанное на надежде п (Б-причине) продать произведенный продукт п (рис. 10); Б-принцип - есть желание V1 (Б-следствие) получить (заработать, заимствовать и т.д.) деньги, вызванное надеждой п 1 (Б-причиной) купить продукт п 1. Итак, Б-стремление к кредитованию методологически симметрично Б-стремлению к экономическому предложению.

Лидером и/или ведомым субъектный Б-фрактал может быть как в его намерении, так и стремлении. Всего возможны четыре комбинации лидерства и подчиненности (рис. 15), как и в случае субъектного Б-фрактала (рис. 12). Двойным лидером субъект хозяйствования будет тогда, когда он находится в собственных системах координат: намерения {п, V} спроса; стремления {V1, п 1} к кредитованию; выходы являются ординатами, а входы - абсциссами. Ведомым субъект будет в транспонированных системах координат. Лидер характеризуется выходной характеристикой п^) и/или V 1(п 1), а ведомый - входной характеристикой v(n) и/или п ^ 1). Кластерообразователь как фрактал, связующий все входные и/или выходные хорологические лиганды в кластерную СЭС (рис. 3, 12, 15), как правило, должен быть лидером в своем основном функциональном назначении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Методология первичной самоорганизации хозяйственных систем / под общ. ред. С.В. Павлова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. 144 с.

2. Междисциплинарная методология гуманитарных и естественных наук: сб. науч. статей / под науч. ред. Иг.В. Кнышева. Саратов: Научная книга, 2008. 244 с.

3. Кукушкин М.А. Человеческий фактор в управлении социальными и экономическими системами / М.А. Кукушкин. Саратов: Научная книга, 2007. 347 с.

Захаров Александр Александрович -

доктор технических наук, профессор Саратовского государственного технического университета

Соболев Роман Сергеевич -

кандидат экономических наук, заместитель директора ГП «МПФ Г ознака», г. Москва

Статья поступила в редакцию 25.09.09, принята к опубликованию 25.11.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.