Научная статья на тему 'Кластер как особая организационная форма объединений в сфере предпринимательства'

Кластер как особая организационная форма объединений в сфере предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1161
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНАЯ МОДЕЛЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ / CLUSTER MODEL ASSOCIATIONS / ОБЪЕДИНЕНИЯ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ASSOCIATIONS IN THE FIELD OF ENTREPRENEURSHIP / КЛАССИФИКАЦИЯ КЛАСТЕРОВ / CLASSIFICATION OF CLUSTERS / ИННОВАЦИОННЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / INNOVATIVE TERRITORIAL CLUSTER / СLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скворцова Т.А., Паршина Е.А.

В статье рассматривается экономическое содержание кластеров как объединений в сфере предпринимательской деятельности и возможность их развития в России в современных условиях. Обосновывается необходимость включения в действующее законодательство кластера в качестве особой организационно-правовой формы предпринимательского объединения в целях создания универсальной институциональной среды развития предпринимательства.А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

rticle discusses the economic content of the clusters as associations in the field of entrepreneurship and the possibility of their development in Russia in modern conditions. The necessity of including in the legislation of the cluster as a special organizational-legal form of business Association in order to create the universal institutional environment for entrepreneurship development.

Текст научной работы на тему «Кластер как особая организационная форма объединений в сфере предпринимательства»

Т. А. Скворцова, Е. А. Паршина

КЛАСТЕР КАК ОСОБАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА ОБЪЕДИНЕНИЙ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация

В статье рассматривается экономическое содержание кластеров как объединений в сфере предпринимательской деятельности и возможность их развития в России в современных условиях. Обосновывается необходимость включения в действующее законодательство кластера в качестве особой организационно-правовой формы предпринимательского объединения в целях создания универсальной институциональной среды развития предпринимательства.

Ключевые слова

Кластер, кластерная модель объединения, объединения в сфере предпринимательства, классификация кластеров, инновационный территориальный кластер.

T. A. Skvortsova, E. A. Parshina

CLUSTER AS A SPECIAL ORGANIZATIONAL FORM OF ASSOCIATIONS IN THE FIELD OF ENTREPRENEURSHIP

Annotation

Article discusses the economic content of the clusters as associations in the field of entrepreneurship and the possibility of their development in Russia in modern conditions. The necessity of including in the legislation of the cluster as a special organizational-legal form of business Association in order to create the universal institutional environment for entrepreneurship development.

Keywords

Cluster, cluster model associations, associations in the field of entrepreneurship, the classification of clusters, innovative territorial cluster.

Действующие экономические условия функционирования бизнеса в России ставят на передний план задачу интеграции предприятий различных форм (малых, средних, крупных) в целях повышения их устойчивости и конкурентоспособности, привлечения иностранных инвестиций и активизации экономической интеграции, чему способствует формирование и развитие территориальных кластеров.

В Концепции кластерного развития Ростовской области на 20152020 гг. отмечаются ожидаемые положительные эффекты кластерной региональной политики, в том числе за счет

«ускоренного наращивания инфраструктурного и кадрового потенциала, развития сети конкурентоспособных поставщиков и сервисных организаций, включая малые и средние предприятия, обеспечения необходимого учета потребностей бизнеса в рамках механизмов территориального планирования» [1].

Использование промышленных кластеров в качестве организационной модели предпринимательства способствует развитию инноваций в промышленном производстве за счет уменьшения затрат на их внедрение, созданию устойчивых технологических, научно-

технических и иных связей между предприятиями малого и крупного бизнеса, что дает возможность для их специализации и снижения издержек. Это в конечном итоге повышает конкурентоспособность отечественных предприятий на международных рынках.

Кластер (англ. cluster) как научный термин ранее применялся в ряде естественных наук. Значение его в переводе с английского языка определяется как: 1) кисть, гроздь; 2) скопление, концентрация; 3) группа [2].

Феномен кластера как объединения на некоторой территории экономически взаимосвязанных предприятий известен со времен ремесленного производства. В России на рубеже XVII и XVIII вв. уже появились прототипы современных кластеров: «в области солеварения, а позже металлургии — это были знаменитые уральские заводы Демидовых. Территориально-промышленные комплексы советского времени также работали в логике формирования компактно размещенных в пространстве длинных производственных цепочек» [3]. Но только лишь к концу ХХ в. концепция кластерного развития промышленности стала рассматриваться в качестве драйвера региональной экономической политики.

Майкл Портер в 1990 г. в работе «Конкурентные преимущества стран» сформулировал понятие кластера следующим образом: кластер — это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную работу [4].

Указанное определение базируется на эндогенной (внутренней) природе кластера как экономического явления. Группа компаний, объединенная в кластер, не может быть создана в соответ-

ствии с командой сверху. Она может быть образована только естественным путем, в результате добровольного объединения лиц. Вместе с тем развитие кластерного подхода в различных отраслях народного хозяйства в России напрямую зависит и от эффективности взаимодействия представителей власти и бизнеса.

Действующее российское законодательство (ст. 3 Федерального закона № 488-ФЗ от 31.12.2014 «О промышленной политике в Российской Федерации») содержит легальное определение понятия «промышленный кластер» — это «совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации» [5]. Данное определение отражает основные особенности кластера как экономического явления, которые состоят в следующем:

«1) присутствие крупного предприятия-лидера или двух-трех лидирующих компаний, выпускающих сходные продукты, которые определяют долговременную прогнозируемую хозяйственную, производственную и иную стратегию, по сути, являясь институцией данной локальной системы;

2) географическая локализация основного количества кластерообразу-ющих предприятий;

3)устойчивость и прогнозируе-мость производственно-хозяйственных связей предприятий — участников промышленного кластера;

4) долговременное планирование и координация действий предприятий, входящих в промышленный кластер на основе ее производственных программ, инновационных задач, имеющихся систем управления и контроля качества готовой продукции» [6].

Несмотря на многочисленные положительные стороны кластеров, необходимо указать и на некоторые отрицательные аспекты. К числу негативных сторон кластерной системы организации следует отнести тенденции монополизации рынка. Так, крупные кластерные объединения могут признаваться группой лиц по смыслу ст. 9 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 (ред. от 21.07.2014) «О защите конкуренции», и, соответственно, «установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц, если федеральным законом не установлено иное» [7].

Группы лиц могут быть признаны субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке (ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» [7]), и в связи с этим подвергаться особому контролю со стороны антимонопольного органа, то есть подвергаться

Торгово-сбытовые организации

Поставщики

Кластеры как сложная и многомерная экономическая категория может и должна быть подвергнута научной

высокой степени административно-правового воздействия, что, на наш взгляд, не будет способствовать экономическому развитию рассматриваемых субъектов рынка.

Вместе с тем малые предприятия, входящие в кластер, которые не получили бы каких-либо преимуществ от конкуренции с крупными компаниями кластера, а наоборот, могли бы не выдержать конкурентной борьбы с ними, бесспорно, выигрывают от такого рода объединения с крупным бизнесом и их экономическая устойчивость повысится.

Структура кластера может включать в себя: промышленные предприятия, торгово-сбытовые организации, предприятия сервисного обслуживания, поставщиков, финансовые и страховые компании, научно-исследовательские и инновационные предприятия, маркетинговые и иные компании, оказывающие информационные и консультационные услуги и др. На рисунке 1 представлена возможная модель кластерного объединения.

классификации по различным основаниям. В таблице 1 приведены основные виды кластеров.

Маркетинговые и иные компании, оказывающие информационные и консультационные услуги

Рисунок 1 — Возможная модель кластера

Таблица 1 — Основные виды кластеров

Критерий классификации Виды кластеров

По отраслевому признаку Созданные в различных отраслях промышленности (лесопере-работка, машиностроение и т. д.), сельском хозяйстве, в банковской сфере и т. п.

По типу кластера Монопроизводственный — линейный кластер, одна технологическая цепочка. Диверсифицированный — вертикальная цепь, состоящая из большого числа последовательных ступеней и из отраслей, обеспечивающих оборудованием и другими ресурсами

По технологическим параметрам Кустарные, индустриальные, инновационные

По характеру появления Сформированные естественным путем, стихийно. Созданные искусственно, намеренно

По степени сформированности Функционирующие (полное использование первичного ресурса, надежные каналы сбыта). Устойчивые (существенное использование первичного ресурса, долгосрочные каналы распределения). Латентные (имеются необходимые ресурсы, но не развиты партнерские и информационные связи, рисковые каналы перераспределения ресурсов). Потенциальные (в них существует потенциал, однако не хватает многих составляющих, например не получили достаточного развития связи между предприятиями, входящими в кластер)

Особо остро стоит в настоящее время задача формирования и поддержки инновационных кластеров. Постановление Правительства РФ № 188 от 06.03.2013 (ред. от 15.09.2014) «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров» «устанавливает порядок предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ развития пилотных инновационных территориальных кластеров» [8].

Целью предоставления государственных субсидий является оказание финансовой поддержки исполнения расходных обязательств бюджетов

субъектов Российской Федерации по финансированию программ, предусматривающих реализацию мероприятий по ряду основных направлений, указанных в Постановлении Правительства РФ № 188 от 06.03.2013, таких как «обеспечение деятельности специализированных организаций, осуществляющих методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития территориальных кластеров; профессиональная переподготовка, повышение квалификации и проведение стажировок работников организаций, указанных в программе в качестве ее участников (далее — организации-участники), по направлениям реализации программ (в том числе за рубежом); консультирование организаций-участников по вопросам разработки инвестиционных проектов в инновационной сфере» [8] и др.

Считаем, что наряду с указанными механизмами государственной поддержки следует также особое внимание уделить созданию организационно-правовой основы создания и деятельности кластеров, в том числе и в инновационной сфере.

На основе проведенного исследования установлено, что кластер представляет собой особую организационную структуру объединения хозяйствующих субъектов. Вместе с тем кластер не признается юридическим лицом, а является объединением экономически и юридически самостоятельных субъектов предпринимательства, между которыми складываются и развиваются устойчивые экономические отношения. Однако единое для всех участников кластера соглашение отсутствует.

В действующем законодательстве отсутствует какая-либо правовая регламентация отношений организаций внутри кластера. В связи с этим отсутствует четкое представление об организационно-правовой форме взаимодействия хозяйствующих субъектов, объединенных в такой кластер. Так, на информационном портале малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия) указано: «Кластеры — это ассоциация (некоммерческое партнерство), основанная на принципе доверия между участниками и решения спорных вопросов через третейский суд. В нем нет общего собственника, а членство — добровольно. Все участники работают над созданием мощного бренда, продукция под которым всегда должна быть качеством выше, чем принято в регионе» [9].

Экономический эффект от создания такого типа объединения, как кластер будет достигнут только в случае создания благоприятной институциональной среды для развития предпринимательства. Одной из важнейших составляющих такой институциональной среды является создание действенного правового поля. К сожалению, действующее законодатель-

ство не позволяет определить правовую основу функционирования кластеров. Вообще регламентация деятельности предпринимательских объединений в России далека от совершенства.

Под предпринимательским объединением в научной литературе понимается «не обладающая статусом юридического лица совокупность экономически взаимосвязанных субъектов — организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, совместно участвующих в осуществлении предпринимательской деятельности для достижения согласованных целей; такое объединение может быть создано как на добровольной (договорной) основе, так и вследствие экономического контроля одного участника над другими» [10].

По экономическим критериям, как правило, выделяются следующие виды предпринимательских объединений: консорциумы, концерны, картели, конгломераты, синдикаты и др.

Следует различать экономическое содержание конкретного объединения и его юридическую форму. Так, А. Б. Фельдман справедливо указывает на необходимость учета указанных различий: «Методологически правильно выделить экономические механизмы объединения предприятий и выражающие определенные производственные отношения и организационно-правовые формы, в которых осуществляется действие этих механизмов» [11].

По юридическим критериям (организационно-правовая форма) следует выделить холдинги и договорные объединения предпринимателей (основанные на договоре простого либо инвестиционного товарищества). Полагаем, что в качестве особой организационно-правовой формы объединения предпринимателей следует выделить кластер.

На основании проведенного исследования кластерной модели организации предпринимательства необходимо сделать ряд выводов.

Несмотря на то что кластерная модель взаимодействия субъектов различных форм в различных областях предпринимательской деятельности имеет как достоинства, так и недостатки, в целом данная модель в современных условиях кризисного состояния экономики РФ может быть эффективной. Развитие кластеров позволит российским бизнес-структурам оптимизировать их положение в производственных цепочках создания стоимости, что неизбежно повлечет увеличение уровня их конкурентоспособности как на отечественном, так и на международном рынках. Однако эффективность организации кластеров невозможна без создания соответствующей экономико-юридической модели. В настоящее время кластер существует и активно развивается как экономическое явление, вместе с тем сущность кластера как особой организационной формы объединения хозяйствующих субъектов не нашла адекватного закрепления в нормах действующего законодательства РФ.

В отношении кластера должна быть разработана особая юридическая модель внутреннего взаимодействия предприятий, которые в него входят. Для этого полагаем целесообразным включение в ГК РФ отдельной главы 4.1 «Объединения в сфере предпринимательства», в которой был бы урегулирован правовой статус различных таких объединений, в том числе и кластеров. Такой подход законодателя способствовал бы созданию необходимой правовой базы для дальнейшего развития кластера как экономической модели.

Библиографический список

1. Постановление Правительства Ростовской области № 164 от 12.03.2015 «Об утверждении концепции кластерного развития Ростовской области на 2015-2020 гг.» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://docs.cntd.ru/ document/424040471.

2. Рехтина, И. В., Шунина, О. А. Экономические и правовые предпосылки формирования региональных кластеров на территории Российской Федерации // Юридический мир. — 2012. — № 10. — С. 34-39.

3. Щедровицкий, П. Кластеры — что это? [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://stalker-exp.ru/analiz/ klasteri_chto_eto.

4. Портер, М. Конкуренция. — М. : Вильямс, 2005.

5. Федеральный закон № 488-ФЗ от 31.12.2014 «О промышленной политике в Российской Федерации» // Российская газета. — 2015. — 12 янв. — № 1.

6. Кластерный подход построения России [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.lawinrussia.ru/node/ 313660.

7. Федеральный закон № 135-ФЗ от 26.07.2006 (ред. от 21.07.2014) «О защите конкуренции» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

8. Постановление Правительства РФ № 188 от 06.03.2013 (ред. от 15.09.2014) «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

9. Информационный портал малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс]. — Режим доступа : www.b 14.ru/content/articles/faq/m,98,10400.

10. Корпоративное право : учебник / Е. Г. Афанасьева, В. Ю. Бакшинс-кас, Е. П. Губин [и др.] ; отв. ред. И. С. Шиткина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2015.

11. Фельдман, А. Б. Управление корпоративным капиталом. — М. : Финансовая академия при Правительстве РФ, 1999.

Bibliographic list

1. Decree of Government of Rostov region № 164 from 12.03.2015 «On approval of the concept of cluster development of Rostov region for 2015-2020» [Electronic resource], — URL: http://docs.cntd.ru/document/ 424040471.

2. Retina, I. V., Shunina, O. A. Economic and legal prerequisites for the formation of regional clusters in the territory of Russian Federation // Legal world. — 2012. — № 10. — P. 34-39.

3. Shchedrovitsky, P. Clusters — what is it? [Electronic resource], — URL : http://stalker-exp.ru/analiz/klasteri_chto_ eto.

4. Porter, M. Competition. — M. : Williams, 2005.

5. Federal law № 488-FZ from 31.12.2014 «On industrial policy in the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta. — 2015. — 12, January. — № 1.

6. The cluster approach of construction of Russia [Electronic resource], — URL: http://www.lawm russia.ru/node/ 313660.

7. Federal law № 135-FZ from 26.07.2006 «On protection of competition» (as amended on 21.07.2014) [Electronic resource] // LRS «Consultant Plus».

8. Decree of Government of Russian Federation № 188 from 06.03.2013 «On approval of Rules of distribution and granting subsidies from the Federal budget to budgets of subjects of the Russian Federation on the implementation of activities under programs of development of pilot innovative territorial clusters» (as amended on 15.09.2014) [Electronic resource] // LRS «Consultant Plus».

9. Information portal of small and average business of Republic of Sakha (Yakutia) [Electronic resource], — URL : http://www.bl4.ru/content/articles/faq/

m,98,10400.

10. Corporate law : textbook / E. G. Afanasyev, V. Y. Bekshinskas, E. P. Gubin [etc.] ; ed. by I. S. Shitkina. — 2-e ed., rev. and supplementary. — M. : KNORUS, 2015.

11. Feldman, A. B. Management of corporate capital. — M. : Finance Academy under Government of Russian Federation, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.