106 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ
Список литературы:
1. Новикова Т.Г. Папка индивидуальных достижений - «портфолио» // Директор школы. - 2009. - № 7. - С. 45-48.
2. Пейп С.Дж., Чошанов М. Учебные портфолио - новые формы контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы. - 2000. - № 1. -С. 65-67.
3. Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки // Школьные технологии. - 2004. - № 3. - С. 32-36.
4. Римкявичене O.A. Портфолио в современном образовательном поле. - Санкт-Петербург, 2005.
5. Голуб Г.Б. Технология портфолио в системе педагогической диагностики. - Самара, 2004.
6. Загвязинский В.В. Методология и методы психолого-педагогического условия: уч. пособие для студентов выс. пед. уч. завед. - М.: Академия, 2008. - 207 с.
КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ
© Устиненко Е.В.*
Нижневартовский государственный гуманитарный университет, г. Нижневартовск
Данная статья посвящена проблеме организации эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями школьников. Автор выделяет основные направления организации работы общеобразовательного учреждения с семьей и дает педагогические рекомендации классным руководителям по организации эффективного взаимодействия с родителями учащихся.
Необходимость организовывать работу с родителями диктуется вовсе не обязанностью родителей «помогать школе», школа должна сама справляться профессионально со своими функциями. Взаимодействие классного руководителя с родителями вызвано заботой о том, чтобы семейное воспитание находилось в гармонии с системой школьного воспитания. Чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы, от которого страдает, в первую очередь, ребенок.
* Студент кафедры Общей и социальной педагогики. Научный руководитель: С.К. Овсянникова, доцент кафедры Общей и социальной педагогики, кандидат педагогических наук.
Можно выделить основные направления организации работы общеобразовательного учреждения с семьей: составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.); организация диагностической работы по изучению семей; использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей; организация психолого-педагогического просвещения родителей; создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся; выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания; внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики; оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков; использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета; создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет учреждения, Попечительский совет, родительский комитет, Совет отцов и др.); объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, клуб молодой семьи, семейные клубы и др.); активное включение в работу с семьей педагога-психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, библиотекаря, воспитателей групп продленного дня [1].
Целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.
Классным руководителям необходимо строить взаимодействие с родителями на идее сотрудничества. Прежде всего, надо постараться отойти от однонаправленной работы, в которой учитель - ведущий, а родитель - изначально ведомый. Важна установка равноправия («работа вместе с родителями» = сотрудничество), но она даётся с трудом, поскольку авторитарность стала естественной чертой многих учителей. Важный принцип партнёрства: все возникающие проблемы решаются только совместно. Какие это могут быть проблемы? Причины «неуспешности» ребёнка и создание для него ситуации успеха; выбор и реализация индивидуальной образовательной программы для ребёнка; мотивация учения, образовательные интересы ребёнка, его жизненные планы; условия повышения статуса ребёнка в детском сообществе; выявление, реализация и развитие способностей ребёнка; причины отчуждения детей и взрослых и его преодоление.
108 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ
При возникновении затруднений в отношениях педагогов с родителями рекомендуем классным руководителям посещать семинары по освоению методов педагогической поддержки или психологические тренинги для классных руководителей и проанализировать причины затруднений. Необходимо выяснить, что именно и почему не получается в работе с родителями. Опросы, наблюдение, анкетирование, обсуждение с родителями причин их пассивности и отчуждения поможет классным руководителям переосмыслить свой опыт и начать целенаправленно строить сотрудничество детей и взрослых в каждом классе. Классному руководителю надо уметь заинтересовать родителей, продуктивно строить диалог, слушать собеседника, находить позитивные идеи у других и генерировать свои идеи, спокойно воспринимать критику и вообще всякое иное мнение.
Эффективному взаимодействию с родителями учащихся будет способствовать применение методики контактного взаимодействия учителя с родителями (данная методика была разработана в НИИ общих проблем воспитания АПН СССР Л.И. Алексеевой), включающая следующие стадии:
- поиск контактов;
- поиск общей темы;
- установление общих требований к воспитанию ребенка;
- упрочение сотрудничества в достижении общей цели;
- реализация индивидуального подхода;
- совершенствование педагогического сотрудничества [3].
Данная методика помогает классному руководителю глубже изучить
семью, проникнуть в ее сложный мир, установить доверительные взаимоотношения с родителями, помочь им увидеть недостатки в воспитании детей, убедить их в необходимости изменить сложившиеся воспитательные условия, педагогические методы воздействия.
Педагогу надо быть осведомлённым относительно некоторых социально-психологических особенностей разных групп родителей и учитывать при построении сотрудничества с ними различия в знании разных сторон жизнедеятельности ребёнка в школе; понимании проблем образования в целом; знании концепции образования в школе; правовой, психологической и педагогической культуре; готовности участвовать в делах школы или в соуправлении; потребности в консультировании, обучении, социальной поддержке.
Иногда родители не могут понять подхода учителей и классного руководителя к воспитанию и обучению или предлагаемых ими методов и, кроме того, не имеют привычки к долговременному общению с профессионалами. В этом случае необходимо использовать методы, позволяющие им понять друг друга и долговременно общаться: попросить такую семью быть ассистентами в какой-либо программе, организованной в школе (например, родительском клубе, вечерних курсах по обучению детей или ро-
дителей); развивать контакты с семьями, уже имеющими подобный опыт; использовать «союзников» - людей, знающих семью и способных убедить ее в необходимости принять помощь со стороны классного руководителя или психолога; распространять информацию на понятном для родителей языке через стенную печать, буклеты и листки с адресной доставкой. Откройте свои уроки для родителей; заинтересуйте их подготовкой совместных уроков и внеклассных мероприятий; привлеките к организации в классе творческих отчётов детей по предмету (на предметных неделях, по итогам погружения, работы предметного кружка, в дни науки или искусства).
Необходимо привлекать семьи для участия в организации и проведении любых форм школьной активности (не только вечера и экскурсии, но и работа с другими семьями, различного вида конкурсы); нужно периодически знакомить родителей с проектами, в которых участвует их ребёнок, класс, школа; с содержанием новых курсов и факультативов.
Педагогу нужно развивать уверенность родителей в успехе. Им необходима позитивная поддержка, способная упрочить уверенность в необходимости работы с детьми и своем успехе в данной работе. Такую поддержку может дать взаимодействие с педагогами, другими семьями и собственными детьми.
Очень важно предупредить эмоциональное «выгорание» родителей. «Выгорание» - эмоциональная усталость и стресс, возникающие при работе с другими людьми. Оно может быть не только у педагогов, но и у родителей при воспитании детей. Чтобы предотвратить его возникновение, можно: разделять заботы по воспитанию ме^ду родителями или несколькими семьями, а также привлекать несколько семей к участию в какой-либо работе в школе; убедиться в том, что семьи получили необходимую подготовку к данной работе; в случае необходимости давать родителям возможность отдыхать или какое-то время не принимать участия в работе школы; обеспечивать общение семей друг с другом с целью отдыха, оказания помощи и поддержки.
Понимание педагогами особенностей семейного воспитания в конкретных семьях укрепляет сотрудничество с родителями, помогает учитывать их образовательно-воспитательный потенциал и находить нестандартные формы взаимодействия школы с семьями, независимо от их материального статуса. Это создаёт условия для совместной деятельности и благоприятного климата общения.
Список литературы:
1. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч) / Авт.-сост. С.А. Цабыбин. - Волгоград: Учитель, 2006. - 90 с.
2. Сенько В.Г. Учителя и родители. - М., 2002.