Научная статья на тему 'Классификация стратегий и особенности стратегического планирования развития нефтегазового сектора'

Классификация стратегий и особенности стратегического планирования развития нефтегазового сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
541
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕФТЬ И ГАЗ / OIL AND GAS / НЕФТЕГАЗОВЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / OIL AND GAS SECTOR / НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС / OIL AND GAS COMPLEX / ОТРАСЛИ / INDUSTRY / ТЕРРИТОРИЯ / TERRITORY / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ / INTEGRATED DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коноваленко Н.П.

В настоящее время в России разрабатываются и принимаются различные концепции стратегического развития отраслей народного хозяйства страны. В статье раскрывается их сущность и указываются принципы современного стратегического планирования. Кроме того, в публикации приводится авторская классификация стратегий. В соответствии с ней в автором выделены документы-стратегии, которые определяют наиболее вероятный курс развития отдельных территорий страны исходя из их потенциала (возможностей), а также существующих проблем и возможных угроз; сценарии и направления развития производств и отраслей хозяйства страны, а также меры их поддержки; курс качественного комплексного развития хозяйства страны в целом, развития ее важнейших инфраструктурных компонентов, а также направления и пути повышения уровня и качества жизни граждан. Особое внимание автор уделяет анализу стратегического развития одного из важнейших элементов российской экономики нефтегазового комплекса, который в силу определенных факторов во многом определяет рост развития социально-экономического комплекса страны и качество жизни ее населения, а также указывает на необходимость формирования в настоящее время комплексной стратегии среднеи долгосрочного развития нефтегазового сектора экономики, которая стала бы синтезом осуществляемого отраслевого и территориального стратегического планирования развития нефтяной и газовой промышленности и сопутствующих производств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Being realized in Russia strategies’ classification. Peculiarities of strategic planning of oil and gas sector development

Today in Russia different concepts of strategic development of national economy’s branches are being developed and applied. This article underlines the necessity and importance of these documents’ development and adoption, exposes the essence and marks the principles of modern strategic planning. Besides, this work contains the author’s classification of strategies. In accordance with it this article separates out the documents-strategies which define: the most probable course of the country’s territories’ development (according to their potential and opportunities, and also actual problems and possible threats); development scenarios and ways of productions and economy branches of the country, and also measures for their support; course of qualitative complex development of the country’s economy in general, development of the main infrastructural components, and also directions and ways of level and quality rise of citizens’ life. The special attention is paid to the strategic development analysis of one of the most important elements of Russian economy oil and gas complex, which defines a development’s growth of social and economic complex of the country and life quality of the population. The article’s author points at the necessity of formation a complex strategy of average and long-term development of oil and gas sector, which would become a synthesis of branch and territorial strategic planning’s development of oil and gas industry and accompanying industries.

Текст научной работы на тему «Классификация стратегий и особенности стратегического планирования развития нефтегазового сектора»

Н.П. Коноваленко, канд. экон. наук, доцент, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Саратов, Россия, nataliya.konovalencko@yandex.ru

КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАТЕГИИ И ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА

В настоящее время в России разрабатываются и принимаются различные концепции стратегического развития отраслей народного хозяйства страны. В статье раскрывается их сущность и указываются принципы современного стратегического планирования. Кроме того, в публикации приводится авторская классификация стратегий. В соответствии с ней в автором выделены документы-стратегии, которые определяют наиболее вероятный курс развития отдельных территорий страны исходя из их потенциала (возможностей), а также существующих проблем и возможных угроз; сценарии и направления развития производств и отраслей хозяйства страны, а также меры их поддержки; курс качественного комплексного развития хозяйства страны в целом, развития ее важнейших инфраструктурных компонентов, а также направления и пути повышения уровня и качества жизни граждан. Особое внимание автор уделяет анализу стратегического развития одного из важнейших элементов российской экономики — нефтегазового комплекса, который в силу определенных факторов во многом определяет рост развития социально-экономического комплекса страны и качество жизни ее населения, а также указывает на необходимость формирования в настоящее время комплексной стратегии средне- и долгосрочного развития нефтегазового сектора экономики, которая стала бы синтезом осуществляемого отраслевого и территориального стратегического планирования развития нефтяной и газовой промышленности и сопутствующих производств. Ключевые слова: нефть и газ, нефтегазовый сектор экономики, нефтегазовый комплекс, отрасли, территория, стратегическое планирование, устойчивое развитие, комплексное развитие.

Необходимость стратегического планирования и его реализации субъектами государственного управления в рыночной экономике отмечается как зарубежными, так отечественными учеными.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ под стратегическим планированием следует понимать «деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований,

отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, которая направлена на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации»1. При этом организация и функционирование системы стратегического планирования согласно статье 7 этого федерального закона должна основываться на следующих принципах: целостности и единства; разграничения полномочий;

преемственности и непрерывности; сбалан сированности системы стратегического пла нирования; результативности и эффектив ности стратегического планирования; от ветственности его участников; прозрачности (открытости) стратегического планирования; реалистичности; ресурсной обеспеченности; из-меряемости целей; соответствия показателей целям; программно-целевом принципе2. =

Таким образом, нормативно-правой акт указывает на то, что деятельность участников стратегического планирования, во-первых, должна основываться на ряде конкретных, взаимоувязанных между собой принципах; во-вторых, должна быть связана целеполаганием, а также прогнозированием, планированием и программированием.

Следует отметить, что в качестве общей стратегической цели для России можно считать достижение высокого уровня качества и масштаба развития экономики, которые должны соответствовать геополитической и исторической роли страны. Для этого необходимо обеспечить рост производительности труда; повысить конкурентоспособность отечественной продукции и объемы выпуска наукоемких товаров; достичь максимально возможного и экономически оправданного импортозамещения; обеспечить отрасль экономики квалифицированными кадрами (управленческими, инженерно-техническими и др.): разработать и реализовать комплекс мероприятий по повышению благосостояния населения, развитию здравоохранения и образования, сбалансированному комплексному развитию регионов страны, формированию и развитию национальной инновационной системы, развитию транспортной инфраструктуры и др.

Эти задачи должны быть достигнуты в результате активной деятельности государства по избавлению бизнеса от навязчивого надзора и контроля, стабилизации и ослаблению налоговой нагрузки, нормализации валютного рынка путем воздействия на спекулянтов, более полного использования внутренних сбережений и средств от деоф-шоризации на развитие экономики и пр.3.

В качестве общей стратегической цели для России можно считать достижение высокого уровня качества и масштаба развития экономики, которые должны соответствовать геополитической и исторической роли страны.

В качестве инструмента обеспечения планомерных и целенаправленных действий государственной власти в отмеченных направлениях (с учетом долгосрочных тенденций и перспектив развития ситуации) можно использовать стратегическое планирование.

Сегодня в России на федеральном уровне принято множество документов, которые определяют долгосрочный = курс развития общества, экономики и социальной сферы, регионов государства, а также действия органов государственной власти по самым разным направлениям жизнедеятельности населения и функционирования национального хозяйственного комплекса. В названии многих из них есть слово «стратегия». Для наглядного примера приведем названия принятых в России стратегий, определим область их действия. В ходе проведенного анализа можно условно выделить три основные группы.

1. Стратегии, в которых определяются перспективные ориентиры, условия и направления экономического и социального развития отдельных территорий страны: стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года; стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года; стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года; стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года; стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года; стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025; стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года; стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года; стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года4.

Таким образом, в России принят целый перечень стратегических документов,

которые определяют наиболее вероятный курс комплексного развития отдельных территорий страны исходя из их потенциала (возможностей), а также существующих проблем и возможных угроз. Данными документами фактически устанавливаются основные стратегические направления территориального развития государства (существуют стратегии развития для большинства из образованных в России федеральных округов, для отдельных, важнейших для страны, регионов и районов — Сибири, Дальнего Востока, Арктической зоны). Следует отметить, что для устойчивого социально-экономического развития Крымского федерального округа в 2014 году был принят федеральный закон «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. № 377-Ф3).

2. Стратегии, которые определяют долгосрочные ориентиры развития отдельных отраслей и производств хозяйственного комплекса России: стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года; стратегия развития черной металлургии России на 2014—2020 годы и на перспективу до 2030 года; стратегия развития цветной металлургии России на 2014— 2020 годы и на перспективу до 2030 года; стратегия развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года; стратегия развития медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года; стратегия развития энергомашиностроения Российской Федерации на 2010—2020 годы и на перспективу до 2030 года; стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2020 года; стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года; стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020

Сегодня в России на федеральном уровне принято множество документов, которые определяют долгосрочный курс развития общества, экономики и социальной сферы, регионов государства, а также действия органов государственной власти по самым

разным направлениям жизнедеятельности населения и функционирования национального хозяйственного комплекса.

года; стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года; стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года и план мероприятий по ее реализации; стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу; стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года; Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014—2020 годы и на перспективу до 2025 года; стратегия развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года и др.

Эта группа стратегий нацелена на определение:

— приоритетных направлений развития соответствующих производств, отраслей и комплексов хозяйства страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу и путей их реализации;

— действий органов государственной власти различного уровня и бизнеса, а также их согласование по ключевым направлениям развития соответствующих производств, отраслей и комплексов хозяйства страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

— перспективных направлений по разработке и корректировке нормативно-правовой базы развития соответствующих производств, отраслей и комплексов хозяйства

страны;

— решений на государственном уровне по разработке и реализации целевых программ и проектов развития соответствующих производств, отраслей и комплексов хозяйства страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Таким образом, в данных концепциях определено текущее состояние и выявлены основные системные проблемы в развитии соответствующих производств, отраслей и комплексов; установлены целевые сценарии развития соот-

ветствующих производств, отраслей и комплексов на среднесрочную и долгосрочную перспективу; обозначены государственные меры поддержки соответствующих производств, отраслей и комплексов, определены мероприятия по их реализации, а также представлены ожидаемые результаты их реализации.

3. Стратегии, которые призваны определить курс развития важных сфер жизнедеятельности (в том числе, инфраструктурного характера) современного общества и страны в целом: стратегия развития информационного общества в Российской Федерации; стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года; стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации; стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года; стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года; стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года; стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на пери-

од до 2025 года; стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и план ее реализации; энергетическая стратегия России на период до 2030 года и др.

Реализация документов данной группы должна обеспечить качественное комплексное развитие хозяйства страны, способствовать развитию инфраструктур, а также повышению уровня и качества жизни граждан.

Следует отметить, что, несмотря на разнообразное количество «стратегий», стратегия развития такого межотраслевого комплекса, как нефтегазовый (является важнейшей составной частью национального хозяйственного комплекса России, а также значимым источником поступления валютных средств и «наполнения» доходной части бюджета страны) в целом по России отсутствует, в то время как деятельность комплекса связана с добычей, переработкой, транспортировкой и хранением востребованных энергетических ресурсов — нефти и газа.

На данный момент имеются документы, которые определяют развитие отдельных его отраслей, основных его комплексо-образующих предприятий, общей природ-но-ресурсной базы.

Так, например, обеспечение максимально эффективного использования природных энергетических ресурсов, а также потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики страны, повышения качества жизни его населения и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций — определены в качестве основных задач «Энергетической стратегии России на период до 2030 года» :

(принята распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р). Данной стратегией устанавливаются приоритеты развития нефтяного комплекса (удовлетворение спроса национальной экономики и населения страны в нефти и продуктах ее переработки; обеспечение спроса потребителей на международных рынках без ущерба для национальных интересов и потребностей; обеспечение устойчивого развития комплекса, его инвестиционно-инновационное обновление) и газовой промышленности (удовлетворение спроса национальной экономики и населения страны в газе; обеспечение спроса потребителей на международных рынках без ущерба для национальных интересов и потребностей; развитие единой системы газоснабжения; совершенствование организационной структуры газовой отрасли, в том числе с целью повышения экономических результатов ее деятельно-сти)5.

В целом можно констатировать, что в рамках данного документа определены общие направления развития нефтяного комплекса, а также отдельно — курс развития газовой отрасли промышленности страны (причем только с позиции обеспечения национальной энергетической безопасности государства на основе тенденций, которые сложились к периоду разработки и принятия данного документа). Следует отметить, что в настоящее время — в современных условиях, диктуемых геополитическими, геоэкономическими факторами и социально-экономическим развитием

В настоящее время - в современных условиях, диктуемых геополитическими, геоэкономическими факторами и социально-экономическим развитием России, - ведется подготовка новой энергетической стратегии России на период до 2035 года.

гетической стратегии России на период до 2035 года.

Обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы в объемах, необходимых для удовлетворения потребностей предприятий нефтегазового комплекса и геополитических интересов государства в целом, а также потребностей общества и экономики в сфере геологического изучения территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и акваторий внутренних морей, Арктики и Антарктики — ключевые цели геологической отрасли, которые указаны в «Стратегии развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года»6. Исходя из того, что минерально-сырьевая база является естественной основой и одним из факторов конкурентного преимущества нефтегазового комплекса России, реализация задач данной стратегии должно обеспечить устойчивое воспроизводство и освоение месторождений углеводородных ресурсов для нужд комплекса.

В действующих сегодня стратегиях, в которых определены цели и пути развития федеральных округов и отдельных регионов России, также отмечается необходимость реализации мер по развитию нефтяной и газовой отрасли, созданию перерабатывающих углеводородное сырье производств, повышению эффективности освоения месторождений нефти, газа, а также росту уровня эффективности финансово-экономической деятельности компаний данного сектора экономики. Следует отметить, что в ряде документов (к примеру, «Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа», «Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа», «Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа») выделен отдельно вопрос (в форме раздела стратегий) о развитии нефтегазового комплекса на территории соответствующих федеральных округов.

Согласно стратегиям, развитие нефте-

России, — ведется подготовка новой энер- газового комплекса будет осуществляться

в результате создания и развития на территории — в регионе (районе) реализации стратегии — механизмов стимулирования эффективного воспроизводства и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов, в том числе путем утилизации попутного нефтяного газа; повышения глубины и объемов переработки углеводородных ресурсов; создания благоприятных условий для деятельности компаний, особенно малых хозяйствующих субъектов, которые эксплуатируют незначительные по запасам месторождения углеводородов; массовое внедрение новых технологий для освоения месторождений нефти и газа, особенно в труднодоступных местах, а также для переработки и транспортировки углеводородного сырья; развития транспортной инфраструктуры для повышения эффективности транспортировки нефти, газа и нефтепродуктов, в том числе и на экспорт и пр. Следует также отметить важность стратегического планирования развития отдельных территорий (регионов, районов) страны. Именно с принятием в 2013 году «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» развитие науки и технологий стало одним из приоритетных направлений политики России в данном регионе76.

Кроме того, развитие нефтегазового комплекса конкретным образом влияет на состояние и развитие других сфер и отраслей экономики страны. К примеру, реализация целей, которые представлены в стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года, будет невозможной без повышения эффективности деятельности предприятий нефтегазового комплекса, а также обеспечения его устойчивого сбалансированного функционирования.

В целом, принятие стратегии развития нефтегазового комплекса России как сложного национального хозяйственного объединения экономически, ресурсно-и технологически взаимосвязанных и взаимодополняющих предприятий и отраслей обеспечит синхронизацию стратегий тер-

Развитие нефтегазового комплек са конкретным образом влияет на состояние и развитие других сфер и отраслей экономики страны.

риториального, отраслевого и общехозяйственного развития страны. Документ должен быть ориентирован на то, чтобы перевести данный комплекс на уровень развития - промышленно развитых стран; обеспечить рост уровня конкурентоспособности ресурсно-сырьевого и производственного потенциала комплекса, в том числе и за счет формирования и развития соответствующих кластеров; осуществить масштабную модернизацию действующих мощностей и создать условия для производства новых современных технологий для нефтегазового комплекса на базе отечественных разработок в науке и технике и пр.

Таким образом, документов, имеющих в название слово «стратегия» в России на федеральном уровне принято много, и в них определяются направления и пути развития самых разных сфер, отраслей, а также территориальных административных образований и районов страны. Исходя из ориентации, а также целевой направленности стратегий, принимаемых на федеральном уровне, их условно можно разделить на три большие группы. Кроме того, по мнению автора статьи, для эффективного, гармоничного и устойчивого развития нефтегазового комплекса страны на обозримую перспективу следует разработать комплексный стратегический документ, который синхронизировал бы и интегрировал отдельные стратегические разработки по данной индустрии экономики страны, 'jjjj

Литература

1. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2014/07/03/ strategia-dok.html (дата обращения 20.09.2015)

2. Там же.

3. Сенчагов В.К., Иванов Е.А. Закон о стратегическом планировании и задачи по его реализации // Вестник Финансового университета. 2015. № 3 (87). С. 38-50.

4. Консультант плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 10.09.2015).

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р «Об утверждении Энергетической стратегия России на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: http:// docs.cntd.ru/document/902187046 (дата обращения 10.09.2015)

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1039-р «Об утверждении

Стратегии развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.lawmix.ru/prof/2711 (дата обращения 10.09.2015).

7. Зарецкая О.В., Сабуров А.А. Формирование стратегии научных исследований Арктики в Норвегии и России в конце XX — начале XXI века // Дискуссия. 2013. № 11(41).С. 136-140.

BEING REALIZED IN RUSSIA STRATEGIES' CLASSIFICATION. PECULIARITIES OF STRATEGIC PLANNING OF OIL AND GAS SECTOR DEVELOPMENT

N.P. Konovalenko, Candidate of Economics, Docent, The department of national economics and state and municipal management, Saratov Socio-Economic Institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov, Russia, nataliya.konovalencko@yandex.ru

Today in Russia different concepts of strategic development of national economy's branches are being developed and applied. This article underlines the necessity and importance of these documents' development and adoption, exposes the essence and marks the principles of modern strategic planning. Besides, this work contains the author's classification of strategies. In accordance with it this article separates out the documents-strategies which define: the most probable course of the country's territories' development (according to their potential and opportunities, and also actual problems and possible threats); development scenarios and ways of productions and economy branches of the country, and also measures for their support; course of qualitative complex development of the country's economy in general, development of the main infrastructural components, and also directions and ways of level and quality rise of citizens' life. The special attention is paid to the strategic development analysis of one of the most important elements of Russian economy — oil and gas complex, which defines a development's growth of social and economic complex of the country and life quality of the population. The article's author points at the necessity offormation a complex strategy of average and long-term development of oil and gas sector, which would become a synthesis of branch and territorial strategic planning's development of oil and gas industry and accompanying industries.

Key words: oil and gas, the oil and gas sector, oil and gas complex, industry, territory, strategic planning, sustainable development, integrated development.

References

1. Federal law of 28.06.2014 No. 172-FL "About strategic planning in Russian Federation" (with amendments and supplements) (in Russian). Available at: http:// www.rg.ru/2014/07/03/strategia-dok.html (accessed 20.09.2015).

2. Federal law of 28.06.2014 No. 172-FL "About strategic planning in Russian Federation" (with amendments and supplements) (in Russian). Available at: http:// www.rg.ru/2014/07/03/strategia-dok.html (accessed 20.09.2015).

3. Senchagov VK., Ivanov E.A. Zakon o strategicheskom planirovanii i zadachi po ego realizatsii [The law on strategic planning and objectives for its implementation]. Vestnik Finansovogo universiteta — Bulletin of the Financial University, 2015, no. 3 (87), pp. 38-50.

4. Consultant plus (in Russian). Available at: http://www. consultant.ru/ (accessed 10.09.2015).

5. The order of the Government of the Russian Federation dated 13 November 2009 # 1715-R "On approving the Energy strategy of Russia for the period up to 2030" (in Russian). Available at: http://docs.cntd. ru/document/902187046 (accessed 10.09.2015)

6. The order of the Government of the Russian Federation from June 21, 2010 № 1039-R "On approval of the Strategy for development of the geological industry of the Russian Federation until 2030" (in Russian). Available at: http://www.lawmix.ru/prof/2711 (accessed 10.09.2015).

7. Zaretskaia O.V., Saburov A.A. Formirovanie strategii nauchnykh issledovanii Arktiki v Norvegii i Rossii v kontse XX — nachale XXI veka [Formation of strategy of scientific research in the Arctic in Norway and Russia in the late XX — early XXI century]. Diskussiia — Discussion, 2013, no. 11(41), pp. 136-140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.