Научная статья на тему 'Классификация слоговых сочетаний (на материале романов О. Де Бальзака)'

Классификация слоговых сочетаний (на материале романов О. Де Бальзака) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
269
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОГОВОЕ СОЧЕТАНИЕ / РАВЕНСТВО СЛОГОВ / ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СЛОГОВ / РИТМ ПРОЗЫ / СТРУКТУРА РИТМИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЫ / ИЕРАРХИЯ РИТМИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ / КВАНТИТАТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ЛИНГВИСТИКЕ / МЕЖДУУДАРНЫЙ ИНТЕРВАЛ / СЛОГ / SYLLABLE COMBINATION / SYLLABLE EQUALITY / SYLLABLE SEQUENCE / PROSE RHYTHM / RHYTHMIC UNIT STRUCTURE / HIERARCHY OF RHYTHMIC UNITS / QUANTITATIVE METHODS IN LINGUISTICS / INTERVAL BETWEEN STRESSES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бойчук Елена Игоревна

В статье представлена типология слоговых сочетаний в зависимости от различных факторов: позиции, количества слогов в ритмической группе, их комбинаций. На основе данных критериев выделяются типы слоговых равенств и последовательностей. Исследование проводится на материале романов О. де Бальзака.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF SYLLABLE COMBINATIONS (BASED ON A STUDY OF THE NOVELS BY O. DE BALZAC)

This article is a study of the typology of syllable combinations that depend on different factors of their allocation: position, quantity of syllables in the rhythmic group and their combinations. Types of syllable equalities and sequences are based on these criterions. The study is based on the novels by O. de Balsac.

Текст научной работы на тему «Классификация слоговых сочетаний (на материале романов О. Де Бальзака)»

ношения в современном русском языке [Текст] / М.В. Всеволодова, Т.А. Ященко. - 2-е изд. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008. - 208 с.

2. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. [Текст] / И.Р. Г альперин; отв. ред. Г.В. Степанов. - 7-е изд. - М.: Либроком, 2009. - 144 с.

3. Евтюхин, В.Б. Категория обусловленности в современном русском языке и вопросы теории синтаксических категорий. [Текст] / В.Б. Евтюхин. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 1997. - 197 с.

4. Нечаева, О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) [Текст]

/ О.А. Нечаева. - Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1974. - 261 с.

УДК 81 ББК 81.055

5. Хамаганова, В.М. Функционирование констатирующих текстов в структуре текста типа «рассуждение» [Текст] / В.М. Хамаганова. // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. -2010. - № 3 (32). - С. 142-149.

6. Ширяев, Е.Н. Отношения логической обусловленности: способы выражения и распределения по сферам языка [Текст] / Е.Н. Ширяев // Грамматические исследования: Функционально-стилистический аспект. Морфология. Словообразование. Синтаксис / отв. ред. Д.Н. Шмелев. - М., 1991. - 246 с.

Е.И. Бойчук

КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОГОВЫХ СОЧЕТАНИЙ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНОВ О. ДЕ БАЛЬЗАКА)

В статье представлена типология слоговых сочетаний в зависимости от различных факторов: позиции, количества слогов в ритмической группе, их комбинаций. На основе данных критериев выделяются типы слоговых равенств и последовательностей. Исследование проводится на материале романов О. де Бальзака.

Ключевые слова: слоговое сочетание;равенство слогов; последовательность слогов; ритм прозы; структура ритмической единицы; иерархия ритмических единиц; квантитативные методы в лингвистике; междуударный интервал; слог

E.I. Boychuk

CLASSIFICATION OF SYLLABLE COMBINATIONS (BASED ON A STUDY OF THE NOVELS BY O. DE BALZAC)

This article is a study of the typology of syllable combinations that depend on different factors of their allocation: position, quantity of syllables in the rhythmic group and their combinations. Types of syllable equalities and sequences are based on these criterions. The study is based on the novels by O. de Balsac.

Key words: syllable combination, syllable equality; syllable sequence;prose rhythm; rhythmic unit structure; hierarchy of rhythmic units; quantitative methods in linguistics; interval between stresses

Предпринятое исследование основывается на законах языковой статистики, в частности на работе закона распределения длин ритмических единиц, их многокомпонентности. Закон представляет собой соотношение частот различных языковых единиц с точки зрения их длин в текстах. Квантитативные методы в стихосложении активно используются с целью выявления специфики функционирования различных языковых законов. Так, в отечественной лингвистике основоположником квантитативных методов в стихосложении считается А. Белый, использовавший в своем исследовании формулу ритмического счисления строк, которую вывел математик, поэт

и «ритмист» А.А. Баранов (Рем): (n-1)/n, где «n» - порядковый номер строки с повтором [Белый, 1929, с. 80]. На основе полученных чисел А. Белый строит кривую взаимоотношения строк, выявляющую «композицию ритмического стиля, независимую от размера и всегда индивидуальную для того или иного стихотворения; <...>» [Белый, 1929, с. 90]. Среди адептов теории А. Белого можно назвать Б.В. Томашевского, А.Н. Колмогорова, М.Л. Гаспарова, М.И. Шапира, Г.Н. Иванову-Лукьянову, проводивших свои исследования не только на материале поэтических текстов, но и прозы [Иванова-Лукьянова, 2004].

Рассматривая упорядоченность между-

ударных интервалов в прозаическом тексте, Г.Н. Иванова-Лукьянова определяет величины отклонений количества слогов от среднего междуударного интервала (среднее квадратическое отклонение). Чем меньше эта величина, тем выше ритмическая стройность текста [Иванова-Лукьянова, 2004, с. 152]. В качестве основной ритмической единицы автор рассматривает такт - фонетическое слово [Иванова-Лукьянова, 2004, с. 153].

Распределение длин ритмических единиц в прозаическом тексте основано на количестве слогов, входящих в ритмическую единицу, что приводит к образованию различных типов сочетаемости количеств слогов. При этом в качестве ритмических единиц нами рассматриваются: ритмическая группа (РГ), ритмический блок (РБ), простое предложение (1111) или фразовый компонент (ФК), фраза (Ф), сверхфразовый компонент (СФК) и сверх-фразовое единство (СФЕ) (более подробно об иерархии ритмических единиц см. [Бойчук, 2011]).

Сочетания слогов в поэтическом или прозаическом текстах образуют особый рельеф ударных групп в зависимости от разных слоговых сочетаний, поэтому различные слоговые комбинации рассматриваются в тесной взаимосвязи с метром, ударением и паузировани-ем. Основной целью данного исследования является выявление типологии сочетаемости количеств слогов в ритмических единицах, а также характеристика слоговых сочетаний в произведениях О. де Бальзака.

В ходе анализа слоговой структуры ритмических единиц исследуемых текстов были выявлены следующие типы равенств в зависимости от нескольких факторов:

1) от позиции: а) самостоятельно употребленное равенство (3+3, 4+4+4+4), б) равенство в составе ритмической последовательности (8+7+4+4+6);

2) от комбинации слогов внутри равенства: а) кольцевое равенство (4+5+4), б) последовательное дублированное равенство (3+3+4+4);

3) от количества объединенных групп -двух-, трех-, четырехгруппные и т.д.;

4) от количества слогов в равносложных группах - одно-, двусложные, трехсложные и т.д.

Типы последовательностей выделяются в зависимости от следующих факторов:

1) от возрастающего или убывающего количества слогов - восходящие (5+6)/нисходя-щие (5+4) последовательности;

2) от количества объединенных групп -двух-,трех-, четырехгруппные и т.д.;

3) от величины шага - пошаговая последовательность (с шагом в один слог), последовательности с шагом в два, три и более слогов;

4) от характера расположения слогов

внутри последовательности: переменные

(3+4+3+4), последовательности типа арифметической прогрессии (5+6+7). Последовательности данного типа имеют следующие характеристики: а) как правило, отсутствуют первые несколько членов прогрессии, б) последовательности могут быть возрастающими или убывающими, в) представляют собой прямую последовательность чисел с разницей (или шагом) в один слог, г) включают не более четырех членов. Приведенная типология основана на исследовании, проведенном на материале французских романов писателей XIX в. (Стендаля, О. де Бальзака, Г. Флобера, Г. де Мопассана).

Рассмотрим особенности слоговой структуры романов О. де Бальзака «Отец Горио», «Полковник Шабер», «Шуаны, или Бретань в 1799 г.», «Шагреневая кожа», «Евгения Гранде», «Утраченные иллюзии».

Общий диапазон количества слогов, в рамках которого обнаруживаются ритмично звучащие равенства и последовательности, составляет от одного до восьми слогов. Для каждого произведения О. де Бальзака отмечается определенная частотность равенства или последовательности слогов в рамках той или иной ритмической единицы. В указанном выше общем диапазоне для всех исследованных произведений, романы Бальзака имеют свои рамки и свои характеристики как для равенства, так и для последовательности.

Так, в произведении «Отец Горио» преобладающей является ритмическая последовательность, как правило, включающая две-три ритмические группы и находящаяся в диапазоне от двух до семи слогов. При этом третью часть составляют нисходящие последовательности с шагом в один слог: Enfin,/ne mariez pas vos filles/si vous les aimez (p. 237) -2+6+5

- Ф - в двух последних ритмических группах наблюдается последовательность с разницей в один слог.

Кроме того, встречались нисходящие пошаговые последовательности, включающие более двух групп и представляющие собой арифметическую прогрессию: La main de mes filles,/ça me sauverait,/je le sens (p. 237) - 5+4+3

- Ф. Восходящие последовательности с шагом в один слог являются наиболее частотными с точки зрения фонетического ритма: Ce pauvre jeune homme / a pourtant raison. (p. 89) - 4+5

- ПП.

Довольно частыми являются последовательности, сочетающиеся с равенством. В этом случае объединяется более трех ритмических групп: Avoir soif toujours,/et ne jamais boire,/voilà comment/j’ai vécu/depuis dix ans. (p. 237) - 5+5+4+3+4 - Ф - в данном примере также имеет место кольцевое равенство (4+3+4).

Eugène rougit./Eugène!/Eugène,/si vous l’aviez/déjà vendue,/perdue (p. 240) -

4+2+2+4+4+2 - СФК - такая комбинация, включающая и последовательное, и кольцевое равенство относительно небольшого количества слогов, имеет несколько отрывистый характер, что, возможно, обусловлено смысловым значением данного эпизода - эпизода предсмертной агонии старика Горио.

Наиболее часто встречающиеся равенства слогов в ритмической группе находятся в диапазоне от двух до пяти слогов. При этом равные объединения охватывают три и более ритмические группы: Nasie,/Fifine,/allons,/venez! (p. 238) - 2+2+2+2 - ПП; <...> et il comprit/ qu’Anastasie/n’étaitplus libre (p. 240) - 4+4+4

- 2ФК.

В романе «Полковник Шабер» очевидно равноправное употребление равенства и последовательности слогов. Первое находится в диапазоне от одного до семи слогов, второе -от двух до восьми слогов. В рамках равенства наиболее частотными являются объединения по две ритмические группы, для последовательности с небольшим количеством слогов (3+4+5) характерны возрастающие объединения по две-четыре группы с шагом в один-два слога:

Enfin je vis le jour,/mais à travers la neige,/ (p. 20) - 6+6 - ФК; «Hé bien donc,/à nous deux»,/ se dit-il/à lui-même <... > (p. 46) - 3+3+3+3 - Ф. В тексте отмечаются различные типы равенства слогов, а именно кольцевое равенство с шагом через одну ритмическую группу, а

также равенство, заключенное между двумя равными по количеству слогов группами: En ce moment,/je m’aperçus,/que j’avais/la tête ouverte (p. 19) - 4+4+3+4 - Ф - последовательное и кольцевое равенство слогов в группах; Tout marchait à la fois,/la requête,/la causerie/et la conspiration. (p. 5) - 6+3+3+6 - ПП.

Среди последовательностей слогов в ритмических единицах встречаются случаи двукратно повторяющейся одной и той же переменной последовательности: Je vous parlerai/ de mes malheurs plus tard./Laissez-moi d’abord/ vous établir les faits,/<...> (p. 18) - 5+6+5+6 -ПП+ФК; J’entendis,/ou crus entendre,/je ne veux /rien affirmer, <...> (p. 18) - 3+4+3+4 - 2ФК.

Последовательности с шагом в два слога в большинстве случаев возрастающие: Où va madame?/demanda le valet. (p. 54) - 4+6 - Ф.

Следующий пример демонстрирует возможность усиления ритмики текста другими средствами на фоне равенства и последовательности слогов:

Enfin,/en levant les mains,/en tâtant les morts,/<...> (p. 19) - 5+5 - РБ - равенство слогов сопровождается синтаксическим анафорическим повтором, произносимым с одинаковой перечислительной интонацией. С грамматической точки зрения данное средство ритмизации рассматривается как употребление однородных обстоятельств с одинаковой структурой (герундий+существительное). Таким образом, данные конструкции могут быть рассмотрены как проявление синтаксического параллелизма.

Tous les clercs partirent/d’un grand éclat de rire. (p. 5) - 5+6 - ПП - последовательность с шагом в один слог сопровождается рифмой на звук [i:r] в лексемах partirent, rire и аллитерацией на звук [г].

В тексте романа «Шуаны, или Бретань в 1799 г.» наблюдается явное количественное преимущество слоговых последовательностей различного характера, располагающихся в диапазоне от одного до восьми слогов: нисходящие и восходящие последовательности с шагом в один-три слога, включающие более двух ритмических групп: Vous avez perdu des hommes/nous n’en manquerons jamais. (p. 35) -7+6 - Ф; En suivant les routes de droite, / vous y arriverez par en haut. (p. 243)-7+8 - ПП; -Ah! Oui,/je crois/que tout est possible (p. 213) -2+2+5 - Ф.

Следующий пример заключает в себе зеркальную восходяще-нисходящую последовательность с равенством в рамках каждой части:

- Écoute-moi,/Marie,/m’aimes-tu?/

- Oui,/dit-elle.

Eh ! bien,/sois à moi. (p. 250) -3+2+2+1+2+2+3 - СФЕ.

Последовательности такого рода довольно редкие, с большей частотностью в тексте обнаруживаются хаотичные с точки зрения количества слогов группы, но, тем не менее, включающие в свой состав равенство: Mais toi,/que fais-tu ici? /Tu chouannes encore,/tu cours par les chemins/comme une bête enragée/qui cherche à mordre (p. 82) - 2+5+5+6+6+4 - СФК - на фоне последовательности проявляется анафорический повтор личного местоимения tu; Une même espérance/unissait leur pensée,/une même douleur/les séparait,/c’était une angoisse,/ c’était une volupté. (p. 250) - 5+6+4+4+5+6 Ф

- данная последовательность сопровождается аллитерацией на звук [s], синтаксическим параллелизмом, анафорическим повтором.

В романе также обнаруживаются последовательности, построенные по принципу арифметической прогрессии с разницей в один слог: Hulot fit la grimace,/haussa les épaules/ et répondit :/- Avant de prendre le potage,/je lui conseille/de le sentir (p. 53) - 6+5+4 +7+4+4 -21111 - данный пример также демонстрирует смену ритмического рисунка при переходе от арифметической прогрессии к последовательности слогов 7+4+4.

Слоговые равенства в романе «Шуаны» проявляются в диапазоне частотности от трех до восьми слогов. При этом в большей степени встречаются объединения по две ритмические группы с равным количеством слогов: <...>il sonne la messe/et il la dit (p. 48) - 4+4

- 2ФК; Ces femmes-là/vont toujours/deux par deux, /disait Hulot. (p. 53) - 3+3+3 (первые три ритмические группы) - Ф; Le courrier porte de l’argent,/et nous en manquerons toujours ! (p. 35) - 7+7 - Ф.

Исследование текста данного романа показывает, что наиболее часто на фоне равенства или последовательности слогов проявляются такие ритмические средства, как рифма, аллитерация, анафора, синтаксический параллелизм, однородные члены.

В романе «Шагреневая кожа» также в

большей степени преобладают последовательности по сравнению с равенством. Их характер по большей части определяется как восходящий с шагом в один-два слога. Наиболее частотными являются последовательности, находящиеся в диапазоне от трех до восьми слогов при количестве групп от трех и более и включающие в свой состав слоговое равенство: Je sortis ravi,/séduit par cette femme,/enivré par son luxe,/chatouillé dans tout ce/que mon coeur avait de noble,/de vicieux,/de bon,/de mauvais (p. 62) - 5+5+6+6+7+3+2+3 -Ф - В первых пяти группах происходит плавное пошаговое нарастание количества слогов, что приводит к некоторой смысловой кульминации данной фразы, а именно к выделению лексемы noble, в значении которой сокрыто истинное чувство Рафаэля по отношении к Феодоре. Далее происходит смена ритмического рисунка за счет сочетания групп с относительно большой разницей количества слогов: 7+3, что, вероятно, связано с появлением в тексте лексемы, выражающей противоположное благородству качество - порочность.

Je revis la comtesse/avec sa robe blanche,/ses grandes manches gracieuses,/et sa séduisante démarche,/et son corsage tentateur. (p. 68) -6+5+5+7+7 - ФК - перечислительная конструкция в четырех последних ритмических группах с равенством слогов при шаге в два слога между третьей и четвертой группами сопровождается также морфологическим повтором притяжательного прилагательного в третьем лице в разных грамматических формах: в форме женского и мужского рода, единственного и множественного числа.

Следующий пример несколько хаотичен с точки зрения последовательности слогов, однако с некоторым постоянством здесь наблюдается появление пятисложных ритмических групп: Pendant quinze jours,/je ne sortis pas/ de ma mansarde,/et consumai toutes mes nuits/ en de pâles études./Malgré mon courage/et les inspirations/de mon désespoir,/je travaillais/ difficilement,/par saccades./La muse avait fui. (p. 86) - 4+5+4+7+5+5+6+5+4+4+3+5 - СФЕ.

Равенство слогов в ритмических группах чаще всего находится в диапазоне от двух до шести. При этом равенство в большей степени объединяет две ритмические группы, реже три: A vous entendre,/je suis un sot. (p. 29) 4+4

- ПП; Je pris mon chapeau,/je la saluai. (p. 86)

- 5+5 - Ф; Euphrasie leur lança/un regard de vipère,<... > (p. 38) - 6+6 - ФК.

Текст романа «Евгения Гранде» представлен большим разнообразием ритмически звучащих последовательностей, которые имеют преимущественно восходящий характер. При этом количество групп, объединенных в последовательности, редко превышает число пять. Элементы последовательности с шагом в один-три слога нередко располагаются в виде арифметической прогрессии с разницей в один-два слога: Va,/va ton train,/damnée intrigante! (p. 41) - 1+3+5 - ПП.

Диапазон наиболее распространенных последовательных сочетаний ритмических групп находится в рамках от двух до шести слогов. Разница в один - два слога при сочетании двух ритмических групп придает тексту большую ритмичность: Je n’ai rien vu/de si joli nulle part (p. 65) - 4+6 - ПП; <...> si ma robe/ vous plaît tant,/vous sauverez/votre âme./Je suis trop bon chrétien/pour vous la refuser/en m’en allant,/et vous pourrez en faire/tout ce que vous voudrez. (p. 61) - 3+3+3+2+6+6+4+6+5 - СФК

- в данном примере отмечается сочетание простого и кольцевого равенства: в первых трех группах и в шестой - восьмой группах с шагом в два слога. Последние две группы представляют собой убывающую последовательность с шагом в один слог.

Случаи включения равенства в последовательность довольно частые; самостоятельное равенство находится в диапазоне от четырех до семи слогов и объединяет две-четыре ритмические группы: Les murs étaient épais,/les contrevents discrets. (p. 59) - 7+7 - Ф; Quand le père Grandet/eut fermé sa porte,/il appela Nanon. (p. 106) - 5+5+5 - Ф.

Текст романа «Утраченные иллюзии» содержит большое количество равных по длине ритмических групп. Ритмично звучащих последовательностей в тексте значительно меньше и их характер преимущественно двусложный, т.е. последовательности в большинстве своем состоят из двух ритмических групп с шагом в сторону увеличения длины группы в один-два слога: L’avarice commence/ où la pauvreté cesse. (p. 816) - 5+6 - Ф.

Tout en épiant/la pensée de son fils,/il fit le dénombrement/des méchants ustensiles/ nécessaires à l’exploitation/d’une imprimerie en province ; <... > (p. 10) - 4+6+7+6+8+7 - ФК -

данный пример включает несколько типов последовательностей: с шагом в два слога (4+6, 6+8), пошаговые последовательности (6+7, 8+7), а также кольцевое равенство (6+7+6).

В тексте также присутствуют нисходящие последовательности, представляющие собой арифметическую прогрессию с разницей в один слог, однако их частотность невелика: Cet apprentis était flanqué/d’un côté par la cuisine,/ de l’autre par un bûcher. (p. 365) - 8+7+6 - ПП

- ритмичность усиливается за счет синтаксически параллельных конструкций, вводимых в текст предложения анафорическим повтором «d’un côté», «de l’autre (côté)».

Слоговый диапазон наиболее часто встречающихся последовательностей и равенства слогов составляет промежуток от трех до восьми слогов. Большую часть равных по длине ритмических групп составляют единицы, включающие две - четыре группы: Prends l’inventaire/et descendons ! (p. 84) 4+4; Leprote des Didot/devint un savant. (p. 4) 5+5; S’ils n’ont point de bonheur,/en est-il sur la terre? (p. 22) 6+6; <...> il crut pouvoir/se libérer/et accepta/ ces conditions. (p. 11) 4+4+4+4; <...> le jour où il aurait remboursé cette somme à son père, il deviendrait/seul et unique/propriétaire de l’imprimerie. (p. 11) 4+4+8 (последние три ритмические группы) - ФК - дополнительное ударение в последней восьмисложной ритмической группе падает на четвертый слог, как и ритмическое ударение предыдущих двух групп, что объясняет стремление к присоединению восьмисложной группы к двум четырехсложным.

Исследование равенств и последовательностей в текстах романов О. де Бальзака привело к некоторому обобщению результатов, касающихся характера проявления этих средств создания ритма: 1) для всех произведений в большей степени характерны восходящие последовательности с шагом в один-два слога;

2) для равенства как самостоятельного, так и в рамках последовательности, характерно объединение в две-четыре ритмические группы;

3) для всех произведений частотными являются кольцевые равенства через один слог, равенства в рамках последовательности, последовательности типа арифметической прогрессии, переменные последовательности; 4) часто равенство или последовательность сопровождаются определенными ритмически-

ми средствами на фонетическом или лексикограмматическом уровнях. Наиболее распространенными средствами, проявляющимися на фоне равенства или последовательности, являются рифма, ассонанс, аллитерация, лексический повтор, однородные члены, синтаксический параллелизм.

Исследование равенств и последовательностей также показало, что в одних случаях равенство звучит ритмично, а в других четкость ритма ослабевает. Иногда более ритмичной оказывается последовательность с разницей в два и более слогов, чем равенство. Это объясняется, во-первых, наличием каких-либо других дополнительных ритмических средств любого языкового уровня, во-вторых, наличием единства дополнительных ударений внутри ритмических групп. Это единство ударений придает ритму эксплицитный характер. Двухгруппные восходящие последовательности с шагом в один слог (3+4, 5+6 и

УДК 81 ББК 81.055

др.) в большей степени ритмичны «на слух». Это объясняется с метрической точки зрения единством ударений в стопах, составляющих ритмическую единицу. Следует отметить, что равенства и последовательности слогов имеют эпизодический характер встречаемости в тексте.

Библиографический список:

1. Белый, А. Ритм как диалектика и «Медный всадник» [Текст] / А. Белый. - М.: Федерация, 1929. -282 с.

2. Бойчук, Е.И. Уровни ритмизации французского художественного текста [Текст] / Е.И. Бойчук // Ярославский педагогический вестник. Гуманитарные науки [Yaroslavl pedagogical bulletin: научный журнал].

- Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2011. - №2, Том 1 (Гуманитарные науки). - С. 181-185.

3. Иванова-Лукьянова, Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм [Текст]: учеб. пособие / Г.Н. Иванова-Лукьянова.

- М.: Флинта: Наука, 2004. - 200 с.

Л.Б. Гнездилова

ИРОНИЯ И НАМЕК КАК СПОСОБЫ УКЛОНЕНИЯ КОММУНИКАНТА

ОТ ПРЯМОГО ОТВЕТА

В статье дается описание тактик иронии и намека, реализующих стратегию уклонения от прямого ответа в рамках дипломатичного сценария коммуникации. В работе синтезированы научно-исследовательские данные по лингвистике и психологии общения, проведен анализ вербальных средств, репрезентирующих данные тактики.

Ключевые слова: ирония; намек; сокрытие истинного смысла; стратегия уклонения от прямого ответа

L.B. Gnezdilova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IRONY AND HINT AS MEANS OF A COMMUNICANT’S EVADING A DIRECT ANSWER

In this paper the description of the tactics of irony and hint which represent the strategy of evading a direct answer within the limits of the diplomatic communication scenario is given. The data on

linguistics and psychology of a dialogue have bee those tactics has been performed.

Key words: irony; hint; hiding of true sense; t

Диалогическое общение представляет собой взаимодействие коммуникантов, осуществляемое в соответствии с определенными принципами, законами и механизмами поведения. Типом поведения коммуникантов в ситуации диалогического общения является коммуникативная стратегия. В рамках коммуникативной стратегии выделяются такие так-

synthesized, and an analysis of verbal markers of strategy of evading a direct answer

тики, как локальные приемы и линии речевого поведения.

Конвенцианализированность этикета привела к появлению косвенных форм речевого взаимодействия и, как результат, к повышению престижа тех коммуникативных стратегий и тактик, которые позволяют говорящему достигнуть своей цели в рамках диплома-

Вестник ИГЛУ, 2014

© Гнездилова Л.Б., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.