Научная статья на тему 'Классификация системообразующих предприятий'

Классификация системообразующих предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3110
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМООБРАЗУЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ПРИЗНАКИ КЛАССИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коготов В.В.

В статье актуализируется роль крупных предприятий в развитии национальной экономики. Проведена детальная классификация системообразующих предприятий по различным признакам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификация системообразующих предприятий»

УДК 330.341

классификация

системообразующих предприятий

в. В. КОГОТОВ, соискатель кафедры маркетинга и информационных технологий E-mail: byyf. byyf1970@yandex. ru Волжский университет им. В. Н. Татищева

В статье актуализируется роль крупных предприятий в развитии национальной экономики. Проведена детальная классификация системообразующих предприятий по различным признакам.

Ключевые слова: системообразующее предприятие, классификация, признаки классификации.

Крупные предприятия играют важную роль, которая определяется их вкладом как в формирование национальной экономики в целом, так и в формирование государственного бюджета. Поэтому крупные отечественные компании необходимо рассматривать как национальное достояние, во многом не имеющее аналогов в мире. Национальное достояние определяется тем, что деятельность таких компаний имеет безусловное общегосударственное и международное значение, т. е. направлена не только на извлечение прибыли, используемой на развитие бизнеса, но и на социальные нужды государства, на создание ресурсо-и энергосберегающих технологий, на развитие инфраструктуры, на поддержку национального спорта, искусства, здравоохранения, образования и т. д., в конечном итоге, на прогрессивное развитие государства и на обеспечение национальной безопасности.

Вся совокупность сфер влияния крупных предприятий на уровень социально-экономической жизни страны может быть рассмотрена как система, следовательно, такие предприятия логично называть системообразующими предприятиями, другими словами, это предприятия, формирующие ту или иную сферу своего функционирования.

К системе сфер, где крупное предприятие может оказывать свое значительное влияние, можно отнести:

- конкретный вид экономической деятельности функционирования предприятия;

- конкретное муниципальное образование функционирования предприятия;

- бюджет страны.

Таким образом, можно выделить следующие виды системообразующих предприятий по признаку сферы функционирования:

1) видообразующие предприятия в рассматриваемой экономической деятельности (далее - видо-образующие предприятия);

2) градообразующие предприятия;

3) бюджетообразующие предприятия.

Следует отметить, что к системообразующим

предприятиям можно отнести те предприятия, которые проявляют свою образующую роль не менее, чем в двух сферах.

Системообразующим предприятием будем называть крупное предприятие, которое оказывает свое формирующее влияние на вид экономической деятельности, на город или на бюджет.

Давая характеристики каждой из сфер функционирования крупного предприятия, можно сказать следующее.

Видообразующее предприятие - это компания, выпуск продукции (услуг) которой составляет более 20 % всей выпущенной продукции в данном виде экономической деятельности и, таким образом, формирующая тренд развития вида экономической деятельности в перспективе.

Примером такого предприятия можно назвать компанию «Роснефть», которая является крупнейшей компанией в РФ по объемам добычи нефти (табл. 1).

Таблица 1

Добыча нефти в РФ нефтегазовыми компаниями на 01.01.2011, млн т

Компания 2010 г. 2009 г. Темпы

Объем добычи Доля, % Объем добычи Доля, °% прироста, °%

Роснефть 132 066 22,0 123 950 21,0 7,0

ЛУКОЙЛ 104 041 17,0 104 049 18,0 0

ТЖ-БР 92 225 15,0 90 681 16,0 2,0

Сургутнефтегаз 70 756 12,0 70 901 12,0 0

Газпромнефть 51 548 9,0 49 295 9,0 1,0

Татнефть 25 783 5,0 26 718 5,0 0

Прочие 123 001 20,0 109 968 19,0 1,0

В целом по РФ (без компаний 600 419 100 575 623 100 4,0

«Газпромнефть» и «НОВАТЭК»)

Источник: ИнфоТЭК-КОНСАЛТ. http://consult@citek. ги.

Финансовая сфера, как и любая другая сфера экономики, также имеет в своей структуре видооб-разующие предприятия, развитие которых может оказывать на нее существенное влияние. Можно выделить такой критерий отбора финансово-кредитных организаций, как кредитный портфель, который характеризует способность банка размещать денежные средства. Коммерческие банки по критерию величины кредитного портфеля представлены в табл. 2.

Можно сделать вывод, что видообразующим предприятием будет являться Сбербанк России, который имеет более 29,03 % всего объема размещенных кредитов банковской сферы.

Если взять автомобильную промышленность, то здесь видообразующим предприятием является ОАО «АвтоВАЗ» (рис. 1).

80

70

Таблица 2 Кредитный портфель банков РФ на 01.07.2011, млрд руб.

Банк Объем кредитного портфеля Доля, °%

Сбербанк России 6 806,38 29,03

Банк ВТБ 2 197,78 9,37

Газпромбанк 1 315,82 5,6

Россельхозбанк 1 025,06 4,4

ВТБ 24 901,43 3,8

Банк Москвы 695,15 2,9

Прочие банки 10 498,38 44,8

Итого по банкам РФ 23 440 100

Источник: авторская разработка.

Объективным будет сказать, что изменение финансового состояния таких предприятий непременно скажется на развитии всего вида экономической деятельности в целом, поскольку фактор их влияния

60

50

40

30

20

10

2009 1 2010

Автомобили Новые Автомобили Автомобили

ОАО «АвтоВАЗ» автомобили ЗАО <ЮМ УАЗ

АвтоВАЗ»

Исmочнuк:годовойотчетОАО«АвтоВАЗ».URL:http//www.vaz.гu.

Рис. 1. Динамика Автомобили Автомобили доли объемов ГАЗ ОАО «ИЖ Авто» продаж легковых

автомобилей в РФ, %

является наибольшим. В этой связи формирующее воздействие видообразующих предприятий нельзя переоценить.

Градообразующие предприятия - это один из видов системообразующих предприятий, которые в значительной степени формируют ВВП страны, их вклад оценивается на уровне 20-30 %. От того, насколько они включены в глобальный экономический обмен и какие проблемы встречают на этом пути, зависит эффективность всей российской экономики. Градообразующее предприятие обусловливает социально-экономическое развитие населенного пункта, в котором оно размещено.

В настоящее время в научной литературе фактически отсутствует общепринятое определение понятия «градообразующее предприятие». В российском законодательстве можно найти лишь различные подходы к данному понятию. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.08.1994 № 1001 «О порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий-должников, являющихся градообразующими» к градообразующим относятся предприятия, у которых:

- численность работающих составляет 30 % от общего числа работающего населения населенного пункта;

- имеются на балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, которые обслуживают не менее 30 % численности населения населенного пункта [3].

В Федеральном законе от 08.01.1998 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»1 (ст. 132) было указано, что градообразующая организация -это юридическое лицо, численность работников которого с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, а также иные организации, численность работников которых превышает 5 тыс. чел.

Попытки дать определение градообразующему предприятию предпринимались и в рамках законодательства субъектов РФ. Например, в нормативных документах Ивановской области содержится следующее определение: «Под градообразующими организациями понимаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25 % численности работающего населения соответствующего населенного пункта» [4].

1 Документ утратил силу.

Из представленных определений следует, что законодатель разнится в количественных показателях, характеризующих градообразующее предприятие.

Несмотря на то, что в количественных характеристиках определения «градообразующее предприятие» у специалистов и законодателей нет единого мнения, большинство из них, пытаясь найти наиболее близкое к действительности определение, сходятся в понимании следующих фактов:

- предприятие предоставляет рабочие места значительному количеству трудоспособного населения территории;

- предприятие выполняет социальные обязательства, как правило, не только перед работниками своего предприятия, но и перед большинством жителей территории, на которой располагается.

Таким образом, градообразующие предприятия -это финансовый (налоговый) и социальный гарант территории. А следовательно, инициативы, исходящие от градообразующего предприятия могут дать значительный толчок для развития территории.

Можно определить цели градообразующего предприятия, реализация которых оказывает прямое воздействие на социально-экономическое положение муниципального образования, где осуществляет свою деятельность это предприятие (рис. 2).

Исходя из этой информации (см. рис. 2), можно дать следующее определение: градообразующее предприятие - это предприятие, которое функционирует в рамках определенного города и определяет производственно-технологические, финансово-экономические и социально-трудовые характеристики данного муниципального образования.

Выделим следующие критерии отнесения предприятия к виду «Градообразующие»:

- на предприятии должно работать не менее 30 % от общего числа занятых в экономике города;

- на предприятии должно производиться более 50 % общегородского объема продукции;

- предприятие должно иметь на своем балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, которые обслуживают не менее 30 % населения города;

- доля доходов, поступающая от предприятия в городской бюджет, должна быть свыше 30 % его доходной части.

Примером градообразующих предприятий являются предприятия ОАО «АвтоВАЗ» в Тольятти, ОАО «Ниженкамскнефтехим» в Нижнекамске, ОАО «ГМК «Норильский никель» в Норильске и др.

Рис. 2. Цели градообразующего предприятия

Уровень влияние градообразующего предприятия ОАО «АвтоВАЗ» на бюджет муниципального образования представлен в табл. 3 [2].

Формирование доходов бюджета Тольятти (в части поступлений по налогу на доходы физических лиц) в кризисный период 2009-2010 гг. имело понижательную динамику. В 2009 г. налог на доходы физических лиц поступил в бюджет городского округа в сумме 3 017,1 млн руб., или 98,7 % к утвержденному плану года. В сравнении с уровнем 2008 г. поступления в 2009 г. снизились на 627,6 млн руб. Причины снижения были следующими:

- введение сокращенного рабочего дня на градообразующем предприятии ОАО «АвтоВАЗ»;

- рост уровня безработицы;

- снижение фонда оплаты труда и размера средней заработной платы.

В общей сумме поступлений налога на доходы физических лиц (по месту работы налогоплательщика) наибольшая доля принадлежит ОАО «АвтоВАЗ»: 2008 г. - 36,9 %, 2009 г. - 35,3 %, 2010 г. - 31,6 %. Эти данные подтверждают справедливое утверждение, что данное градообразующее предприятие по-прежнему является ведущим налогоплательщиком Тольятти.

Следующим видом системообразующих предприятий являются бюджетообразующие предприятия, чья доля в наполняемости федерального бюджета является значительной.

Таблица 3

Динамика поступлений налога на доходы физических лиц (по месту работы налогоплательщика) в 2008-2010 гг.

2008 2009 2010

Показатель Фактическая Доля, Фактическая Доля, Планируемая Доля,

сумма, тыс. руб. % сумма, тыс. руб. % сумма, тыс. руб. %

Налог на доходы физических лиц 3 644 634 100 3 017 071 100 2 827 376 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В том числе:

ОАО «АвтоВАЗ» 1 343 370 36,9 1 065 000 35,3 892 920 31,6

ОАО «Тольяттиазот» 82 987 2,3 51 200 1,7 51 200 1,8

ОАО «КуйбышевАзот» 75 520 2,1 56 829 1,9 56 829 2,0

ООО «Тольяттикаучук» 70 208 1,9 66 896 2,2 66 092 2,3

ООО «Тольяттинский трансформатор» 26 337 0,7 25 600 0,9 25 600 0,9

ТЭЦ ОАО «АвтоВАЗ» 12 766 0,3 10 995 0,4 10 154 0,4

ОАО «Волгоцеммаш» 12 092 0,3 11 356 0,4 10 800 0,4

К бюджетообразующим предприятиям будем относить предприятия, соответствующие критериям отбора законодателя. В соответствии с приказом МНС России от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290 «Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях» к категории крупнейших применяются критерии отбора, указанные в табл. 4.

Приказом от 02.04.2010 № ММ-7-2/161@ «О внесении изменений в приказ МНС России от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290@ и приказом ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@» были внесены поправки, расширяющие перечень предприятий, подпадающих под вид предприятий, оказывающих значимую роль в формировании бюджета страны. Теперь к данной категории предприятий относят предприятия ОПК, стратегические предприятия, кредитные и страховые организации, подпадающие под определенные законодателем критерии.

Рассматривая другие признаки классификаций системообразующих предприятий, можно выделить такой признак, как форма системообразующего предприятия.

Можно сказать, что данный вид предприятий существует в двух основных формах:

1) самостоятельное системообразующее предприятие - неделимый хозяйственный субъект, который:

- имеет единую производственную систему;

- является единым экономическим агентом;

2) интегрированное системообразующее предприятие - некая совокупность предприятий, работающих в одном секторе экономики и явля-

критерии отбора крупне]

ющихся самостоятельным юридическим лицом. Само понятие «интегрированная бизнес-группа» предполагает наличие соответствующих принципов интеграции - основы, на которой происходит объединение предприятий в группу (концерн, трест, ФПГ).

Далее можно выделить такой признак классификации системообразующих предприятий, как тип стратегической зоны хозяйствования, который предполагает группировку интегрированных объединений по виду кластера хозяйствования. Разделение интегрированных экономических систем на кластеры может происходить по двум основным признакам: экономическому и географическому. В соответствии с географическим признаком системообразующие интегрированные предприятия могут быть классифицированы:

- на межрегиональные интегрированные объединения - включают участников из различных регионов одной страны;

- на региональные интегрированные объединения - это системы, объединяющие участников одного региона;

- на местные интегрированные объединения -включают в свой состав предприятия одного города, района или сельской местности.

По экономическому признаку различают кластеры:

- производственный (местный) кластер - представляет собой территорию, на которой действуют хозяйствующие субъекты, объединенные одним видом продукции (например, автомобильный кластер в Поволжье);

- ресурсный кластер - предполагает объединение предприятий по ресурсному обеспечению (в том числе материальные ресурсы, финансы, персонал, сырье и пр.);

Таблица 4

шх налогоплательщиков

Уровень предприятия суммарный объем начисленных федеральных налогов суммарный объем выручки и прочих операционных доходов Объем активов

Федеральный уровень налогового администрирования

Предприятия сферы производства и услуг 1 млрд руб. 10 млрд руб. 10 млрд руб.

Предприятия сферы услуг связи 300 млн руб

Предприятия сферы трансп. услуг 50 млн руб

Региональный уровень налогового администрирования

Предприятия сферы производства и услуг От 75 млн руб. до 1 млрд руб. От 1 млрд руб. до 10 млрд руб. От 1 млрд руб. до 10 млрд руб.

Предприятия сферы услуг связи -

Предприятия сферы трансп. услуг Свыше 30 млн руб.

- отраслевой кластер - включает в себя участников интегрированного объединения, осуществляющих свою деятельность в каком-либо одном секторе экономики;

- сырьевой кластер - это объединение участников по виду используемого в производственном процессе сырья.

Рассматривая пример системообразующего предприятия по признаку «Тип стратегической зоны хозяйствования», можно выделить Самарс-ко-Тольяттинский кластер автомобилестоения, где системообразующим предприятием будет являться предприятие ОАО «АвтоВАЗ».

Автомобилестроение является одним из системообразующих секторов экономики Самарской области. В данном кластере сконцентрировано около 40 % производства, 40 % занятых, 65 % основных фондов промышленности, 25 % затрат на исследования и разработки, 20 % экспорта Самарской области (рис. 3).

«Корневой» организацией автомобильного кластера Самарской области является крупнейшая российская автомобильная компания ОАО «АвтоВАЗ». Ее доля в российском производстве легковых автомобилей составляет 75 %, ниша на внутреннем российском рынке - 40 %, ценовой сегмент - средний. Поставщиками деталей и комплектующих для ОАО «АвтоВАЗ» являются порядка 700 компаний с общей численностью занятых около 2 млн чел.

В кластер входит значительное число фирм, производящих автомобили и автокомпоненты, оказывающих услуги. Крупнейшими (с выручкой свыше 1 млрд руб.) являются компании ОАО <^М АвтоВАЗ», ОАО «АвтоВАЗагрегат», ЗАО «ВАЗин-терСервис», ОАО «Автоцентр-Тольятти-ВАЗ», ОАО «Самара-Лада», ЗАО «Мотор-Супер» и т. д.

Автомобильный кластер, сложив шийся на территории Самарско-Тольяттинской агломерации, имеет довольно зрелую форму, характеризуется ярко выраженными чертами, свойственными классической кластерной системе с крупной «корневой» организацией, окруженной широкой разветвленной сетью поставщиков и партнеров (рис. 4).

По признаку участия государства можно выделить следующие виды системообразующих предприятий:

- государственные;

- муниципальные;

- частные;

- смешанные.

Рассматривая роль государства в формировании капитала и управлении системообразующими предприятиями, автор пришел к выводу, что наиболее сильные позиции государства оказались в такой сфере деятельности, как транспорт, где доля государства достигает 73 % [1].

Основную роль в этом секторе играют железные дороги, газо- и нефтепроводы. При этом железнодорожный транспорт контролируется компанией ОАО «Российские железные дороги», находящейся в 100 %-ной собственности государства, нефтепроводы - компанией «Транснефть», магистральные газопроводы - «Газпромом» (эти компании также имеют государственную долю участия).

Производство судов, летательных и космических аппаратов на 57 % контролируется государством. Это обусловлено наличием в данном секторе экономики системообразующих предприятий аэрокосмического комплекса, контролируемых государством, а также сильными позициями государства в крупнейших судостроительных активах. В частности, государственное участие наиболее весомо проявляется в таких компаниях, как РСК МиГ, «Уфимское моторостроительное производственное объединение», «Казанский вертолетный завод», «Улан-Удэнский авиационный завод», НПО «Сатурн», «Объединенная судостроительная корпорация».

Таким образом, проведенный анализ показывает, что к настоящему времени в российской экономике сложилась достаточно высокая степень огосударствления ряда видов экономической деятельности через участие государства в системообразующих предприятиях, формирующих конкретный сектор экономики.

Классификации системообразующих предприятий на основе проведенного исследования представлена в табл. 5.

Затраты на исследования (13 %)

Экоспорт (11 %)

О 6 ьем производства (21 %)

Рис. 3. Место автомобильного кластера в экономике Самарской области в 2010 г.

Федеральные органы власти

Правительство Самарской области

Мэрия городского округа Тольятти

Поволжское отделение Российской инженерной академии

Вузовская наука

Научные подразделения организаций-производителей

Потребители

Дилеры

Сервисные центры, центры обслуживания

ЯДРО КЛАСТЕРА

Производство автомобилей (ОАО «АвтоВАЗ», ЗАО «GM АвтоВАЗ» и др.)

Поставщики материалов и комплектующих

Поставщики оборудования

Банки, инвестиционные компании

Производство автокомпонентов

Самарский областной фонд инноваций и инвестиций

Информационные технологии

Производственная инфраструктура

Специализированные бизнес-услуги

Высшие и средне-специальные учебные заведения Самары и Тольятти

Переподготовка кадров

рис. 4. СтруктураавтомобильногокластераСамарскойобласти

Список литературы

1. Власов И. Государева доля // Российская бизнес-газета. 28.06.2011. № 803 (21).

2. Каючкина М. А. Моногород: риск снижения поступления доходов в бюджет // Экономические науки. 2010. № 11 (72). С. 221-225.

3. О порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий-должников, являющихся градообразующими: постановление Правительства РФ от 29.08.1994 № 1001. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

4. О поддержке градообразующих предприятий (организаций), расположенных на территории Ивановской области: закон Ивановской области от 14.12.2000 № 89-ОЗ (в ред. закона Ивановской области от 22.10.2003 № 96-ОЗ с изм., внесенными законом Ивановской области от 12.01.2005 № 8-ОЗ).

Таблица 5 классификация системообразующих предприятий

Признак классификации системообразующих предприятий Вид системообразующего предприятия

Сфера функционирования Видообразующее предприятие. Бюджетообразующее предприятие. Градообразующее предприятие

Форма системообразующего предприятия Самостоятельное системообразующее предприятие. Интегрированное системообразующее предприятие

Тип стратегической зоны хозяйствования Экономические кластеры функционирования системообразующих предприятий. Географические кластеры функционирования системообразующих предприятий

Степень участия государства Го сударственно е. Муниципальное. Частное. Смешанное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.