Научная статья на тему 'Классификация рыб бассейна нижней Оби в лингвокультурологическом аспекте с точки зрения народа ханты и русских сибиряков'

Классификация рыб бассейна нижней Оби в лингвокультурологическом аспекте с точки зрения народа ханты и русских сибиряков Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
751
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫБОЛОВЫ-ХАНТЫ / БЛАГОРОДНЫЕ И НЕБЛАГОРОДНЫЕ СОРТА РЫБ / ВЕРОВАНИЯ / ЗАПРЕТЫ / ПРЕДАНИЯ / KHANTY FISHERMEN / NOBLE AND IGNOBLE CLASSES OF FISH / BELIEFS / PROHIBITIONS / LEGENDS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Енов Владимир Егорович

Статья посвящена выявлению и описанию видов рыб, обитающих в бассейне Нижней Оби, играющих для народа ханты по настоящее время главенствующую роль не только как основной продукт питания, но и как прямая связь с его культурой, обычаями, обрядами, традиционными промыслами и языком. Проблема рассматривается в сравнительно-типологическом плане с традициями русских, для которых рыба – дополнительный источник питания, и поэтому у них нет такого трепетного отношения к рыбе, таких верований, запретов и преданий, которые до сих пор существуют у рыболовов-ханты, живущих в Шурышкарском р-не Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of Fishes of the Lower Ob River Basin in Linguistic and Cultural Aspect from the Point of View of the Khanty People and Russian Siberians

The article is devoted to revealing and description of types of fishes living in the Lower Ob River basin that still play a dominant role for Khanty people not only as the main food, but also as the direct connection with their culture, customs, ceremonies, traditional trades and language. The problem is examined in a comparative-typological aspect with traditions of Russian Siberians, for whom fish is an additional source of meal and therefore they do not have such a quivering attitude towards fish, such beliefs, prohibitions and legends that still exist among Khanty-fishermen, which live in Shuryshkarsky district of Yamalo-Nenets Autonomous Area of Tyumen Region.

Текст научной работы на тему «Классификация рыб бассейна нижней Оби в лингвокультурологическом аспекте с точки зрения народа ханты и русских сибиряков»

Ф о л ь к л о р и с т и к А

УДК 398.33(470.5) В. Е. Енов

КЛАССИФИКАЦИЯ РЫБ БАССЕЙНА НИЖНЕЙ ОБИ В ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАРОДА ХАНТЫ И РУССКИХ СИБИРЯКОВ

Статья посвящена выявлению и описанию видов рыб, обитающих в бассейне Нижней Оби, играющих для народа ханты по настоящее время главенствующую роль не только как основной продукт питания, но и как прямая связь с его культурой, обычаями, обрядами, традиционными промыслами и языком. Проблема рассматривается в сравнительно-типологическом плане с традициями русских, для которых рыба - дополнительный источник питания, и поэтому у них нет такого трепетного отношения к рыбе, таких верований, запретов и преданий, которые до сих пор существуют у рыболовов-ханты, живущих в Шурышкарском р-не Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области.

Ключевые слова: рыболовы-ханты, благородные и неблагородные сорта рыб, верования, запреты, предания.

Из наименований видов рыб, обитающих в водах рек Большая и Малая Обь на территории Шурышкарского р-на Ямало-Ненецкого автономного округа, нами выявлено 18, играющих немаловажную роль не только в жизни народа ханты, веками промышляющего рыбу и выживающего за счет нее, но и для русских сибиряков, осевших позже на этой земле и научившихся у коренных жителей всевозможным способам рыбной ловли.

На основе научной классификации д.б.н. П. А. Попова [1. С. 23-371] в книге «Рыбы Сибири» нами определены следующие семейства:

1) осетровые (сух - осетр, кары - стерлядь);

2) лососевые (аланг хул - таймень);

3) сиговые (вунш - нельма, мохсанг - муксун, щохар - щекур, пишьян -пыжьян, сарах - сырок);

4) щуковые (сорт - щука);

5) карповые (мевты - язь, ай мевты - подъязок, тувхул - карась золотистый, ас тувхул - карась серебристый, келщи - сорога, щапар - чебак);

6) окуневые (ханшанг хул - окунь, лар - ёрш);

7) налимовые (паннэ - налим).

Рыбы семейства сиговых, по мнению информантов и по нашим наблюдениям, считаются в народе «ханты хул», то есть хантыйской рыбой. Полагаем, это связано с тем, что коренные жители с давних пор употребляют их в пищу в сыром и мороженом виде.

Уместно сказать о том, что рыбу, один из основных продуктов питания, ханты употребляют вареной, соленой, вяленой, сушеной и жареной в котле на рыбьем жире. Едят они и сырую рыбу «няр хул» (свежевыловленную в летнюю пору), и мороженую «потом хул» (свежемороженую в зимнее время). При этом ханты предпочитают осетровые (осетр, стерлядь), лососевые (таймень и др.) и сиговые породы рыб (нельма, муксун, щекур, пыжьян, сырок). Русские путешественники, побывавшие в хантыйской среде в кон. XIX в., в своих записях отмечают: «Остяки занимались едою сырых сырков. Процесс этот совершается таким образом: сначала тщательно очищают чешую, затем срезывают бок до костей от головы до хвоста и эту срезанную часть засовывают в рот, сколько может войти, а у самого рта обрезывают ножом. Бок сырка средней величины съедается в три приема. Остяк может съесть сразу 4 сырка» [2. С. 47]. Прочие виды рыб (налим, щука, язь, сорога, чебак, карась и т.д.) ханты, как и русские сибиряки, едят только в вареном или хорошо прожаренном виде.

Приготовлением пищи у хантов занимается женщина, передавая свои навыки дочерям. Лишь в некоторых случаях, отмеченных З. И. Рандымовой, мужчины сами готовили отдельные блюда или помогали женщинам (например зимой рубили мясо, рыбу, разделывали мерзлую рыбу). Запретные для женщин виды рыб: осетра (сух), налима (паннэ), щуку (сорт) - мужчины разрубали на куски и опускали их в котел, а женщина помешивала, пользуясь только деревянным черпаком лый, так как ей нельзя прикасаться к данным видам рыб острыми и железными предметами... [3. С. 76].

В связи с употреблением в пищу рыбных блюд у народа ханты издавна были установлены общие правила и определенные запреты:

1) после того, как уха отварена, из котла черпаком лый аккуратно достают куски рыбы и раскладывают их по деревянным чашам хуван, в обычные кружки наливают уху хошъйингк; затем берут одну чашу с рыбой и кружку с ухой, выставляют их в священном углу дома на 2-3 минуты, чтобы домашние духи могли вкусить запах выставленного им угощения;

2) затем чаши с рыбой и кружки с ухой ставят на стол и приступают к еде;

3) в это время хозяйка может взять со стола отваренный кусок хвостовой части рыбы и положить его в кошачью чашку (кот или кошка считаются священными домашними животными, и, в свою очередь, полакомившись, они могут обратиться к своим духам, чтобы те послали их хозяину еще больше удачи в рыбном промысле);

4) рыбу можно есть только руками и запивать ее же бульоном, то есть ухой, но не чаем, и т.д.;

5) нельзя есть рыбу стоя;

6) нельзя есть рыбу в шапке, иначе шапка все съест;

7) во время еды нельзя облокачиваться руками о стол, на котором находятся блюда из рыбы;

8) во время приема рыбной пищи нельзя держать открытыми двери дома, так как еда потеряет вкус рыбы;

9) тот, кто ест голову рыбы, проживет долгую и счастливую жизнь;

10) тот, кто ест хвостовую часть рыбы, проживет не очень долго и не будет иметь счастья в своей жизни;

11) если гость, участвовавший в трапезе, собрался уходить, хозяин или хозяйка дома должны придержать руками стол, чтобы его достаток не покинул их вместе с уходом этого человека;

12) после того, как хозяева поели, хозяйка принималась за уборку стола; она тщательно собирала все рыбьи кости, недопитый бульон и относила их собаке (собака тоже считается у ханты священным домашним животным, и, полакомившись, она обращалась к своим духам, чтобы те послали побольше удачи ее хозяину в рыбном промысле).

Стоит добавить, что названные поверья, правила и запреты, связанные с приемом рыбных блюд, еще существуют у народа ханты до сих пор. В отличие от них, у русских сибиряков нет поверий, правил и каких-либо запретов при употреблении рыбы в пищу.

Нами отмечено, что русские сибиряки называют сиговые породы рыб (в том числе и щуку) белой рыбой, а из лососевых - тайменя - красной. При этом они делают упор на цвет мяса самой рыбы, подразумевая под этим и ее качественные признаки.

Для определения степени качества рыбы с точки зрения двух народов, напрямую связанных с рыболовством, мы составили таблицу классификации рыб по степени их благородства.

Более благородная рыба семейства осетровых

ханты русские

сух кары осетр стерлядь

Благородная рыба семейства лососевых

ханты русские

аланг хул таймень

Благородная рыба семейства сиговых

ханты русские

вунш нельма

мохсанг муксун

Менее благородная рыба семейства сиговых

ханты русские

щохар щекур

пишьян пыжьян

сарах сырок

К сорной рыбе, или по-хантыйски «ал хул» (то есть простая рыба), относятся четыре семейства:

Неблагородная сорная рыба семейства щуковых

ханты русские

сорт щука

Неблагородная сорная рыба семейства карповых

ханты русские

мевты язь

ай мевты подъязок

тувхул карась золотистый

ас тувхул карась серебристый

щапар чебак

келщи сорога

Неблагородная сорная рыба семейства окуневых

ханты русские

ханшанг хул окунь

лар хул ерш

Неблагородная сорная рыба семейства налимовых

ханты русские

паннэ налим

Итак, благородными рыбами бассейна реки Оби у обоих народов являются осетр и стерлядь. Более пристальное внимание мы уделим хантам. Согласно хантыйскому преданию «Как осетр стал обычной рыбой», осетр с незапамятных времен считался священной рыбой, так как он был любимым ездовым быком морского Бога Щарс ики. По этой причине осетр не давался людям в руки. Он оказался очень хвастливым и гордым. Поэтому сам Туром Ащи (Верховный Бог у ханты) наказал его тем, что лишил святости. С тех пор осетр стал обычной рыбой. Его стали всюду отлавливать и готовить из него разную вкусную еду.

Тем не менее у народа ханты, в отличие от русских сибиряков, с этой рыбой связано много запретов и поверий. Только что пойманного осетра нельзя есть в сыром виде. Его может разделывать только мужчина. Женщинам в определенный период (во время менструального цикла) нельзя употреблять эту рыбу в пищу. Во время беременности запрещено есть икру и осетра, и стерляди. Кроме того, разделывая осетра, нужно аккуратно вытащить руками его спинной хрящ, но ни в коем случае не резать его ножом. Тот же спинной хрящ нельзя растягивать во всю длину, так как от этого ум у человека растянется, и он не сможет правильно мыслить. Все это повлечет за собой то, что в дальнейшем на рыбной ловле человеку больше не удастся поймать эту благородную рыбу.

Если же удачливый рыболов привозил с промысла осетра, то обязан был сначала сварить несколько кусков этой рыбы и выставить угощение своим духам-покровителям, а уже затем угостить всех соседей. При разделке осетра рыболов,

добывший его, мог загадывать на дальнейшую удачу в рыбной ловле. Для этого он брал в руки трепещущее сердце рыбины и шел к берегу Оби. Затем с размаху, как камушек, бросал сердце осетра в воду и наблюдал, сколько раз оно коснется ее поверхности. Сколько раз сердце касалось воды, столько же осетров должен был выловить он в будущем.

В другом хантыйском предании «Почему налима бьют?» говорится о том, что осетр является старшим зятем налима, а стерлядь - младшим. Из этого следует, что в миропонимании народа ханты все рыбы - между собой родственники. В рыбьем роду осетр - зять налима. Поэтому, если осетра выловил зять-рыболов, то его теще нельзя резать эту рыбу ни в сыром, ни в мороженом виде. Ханты считают, что, если теща нарушит запрет, зять-рыболов навсегда потеряет удачу на рыбном промысле. У русских же сибиряков не существует поверий и запретов, связанных с выловом осетра.

К благородной рыбе семейства сиговых у ханты и русских сибиряков относится нельма. В хантыйском предании «Почему налима бьют?» рыболов Ай Ас ики, обращаясь к налиму, говорит: «Ты четырехусых-пятиусых корявоголовых зятей позови (то есть осетра и стерлядь), длинномордую-узкомордую сватью с собой возьми (то есть нельму), двоюродных братьев (то есть муксуна и щекура) и двоюродных сестер (то есть сырка и пыжьяна) тоже пригласи!». Из этого предания нам становится известно, что нельма считается длинномордой-узкомордой сватьей налима. А из другого хантыйского предания «Как нельма стала сватьей налима» мы узнаем, что именно нельма уговорила налима, чтобы он выдал замуж своих дочерей за осетра и стерлядь. В связи с таким примечательным событием сам Бог Туром наградил нельму большой пастью и длинной узкой мордой, чтобы эта рыба всегда выступала в роли сватьи между другими рыбами. Кроме того, нельма - одно из любимых лакомств Верховного хантыйского Бога Турома.

По мнению информантов и по нашим собственным наблюдениям, благородной рыбой семейства сиговых у ханты и русских сибиряков считается муксун. Своими вкусовыми качествами он ничуть не уступает нельме. Из того же предания «Почему налима бьют?» нам стало известно, что муксун является двоюродным братом налима.

Менее благородными рыбами семейства сиговых, по нашему мнению, у ханты и русских сибиряков считаются щекур, пыжьян и сырок. Вкусовые качества щекура лучше, чем у пыжьяна и сырка. Но в то же время по своей жирности он намного уступает муксуну и в отличие от него, как и нельма, является рыбой скоропортящейся. В хантыйском предании «Почему налима бьют?» сказано, что щекур и муксун - двоюродные братья налима, а пыжьян и сырок - его двоюродные сестры. У русских сибиряков нет мифологических представлений о том, что все рыбы имеют между собой родственные связи.

Благородные и менее благородные сиговые виды рыб, а именно: вунш (нельма), мохсанг (муксун), щохар (щекур), пишьян (пыжьян) и сарах (сырок), - по мнению информантов и по нашим наблюдениям, считаются хантыйской рыбой. По этому поводу в народе существует поговорка: «Как ханты не может жить в чужой среде, так и хантыйская рыба не выживет без чистой обской воды».

Русские сибиряки называют сиговые породы «белой рыбой» в соответствии с белым цветом их мяса и превосходными вкусовыми качествами.

Из сорных пород рыб, или по-хантыйски «ал хул» (простая рыба), по нашему мнению, к неблагородным у ханты и русских сибиряков относятся щуковые. В прежние времена ханты употребляли щуку в пищу не только в вареном и жареном виде, но и в мороженом. В некоторых местах, например, на р. Сыня в Шурышкарском р-не женщинам нельзя ее разделывать. По представлениям народа ханты, щука - это русская рыба, о чем даже сложена поговорка: «Как русский может жить везде, так и щука выживет в любой воде».

Неблагородными из сорных рыб у ханты и русских сибиряков считаются также язь, подъязок, карась золотистый (озерный), карась серебристый (речной). По сообщению наших информантов, коренные жители никогда не употребляли их в пищу в сыром или мороженом видах. Ханты-старожилы говорили: «Если кто-то съест сырого или мороженого карася или язя, то у этого человека стянутся вместе сухожилия ног, и он не сможет ходить». В народе строго соблюдали это поверье. Русские сибиряки, как и ханты, не употребляли такие виды рыб в пищу ни в сыром, ни в мороженом виде.

К неблагородным рыбам из сорных, по нашим наблюдениям, у ханты и русских сибиряков относятся семейства карповых, окуневых и налимовых: чебак, сорога, окунь, ерш и налим. Во-первых, у них нет тех вкусовых качеств, той жирности, которыми отличаются осетровые, лососевые и сиговые; во-вторых, все они имеют своеобразный вкус и, за исключением налима, костлявы. Так, в хантыйской мифологической сказке «Сорога-сплетница» предстает хитрая рыба сорога. Благодаря доверчивости своих сородичей, она получает желанную свободу, а те, в свою очередь, попадают в рыбацкие ловушки. Но Верховный Бог Туром все же наказывает эту рыбу за ее скверный поступок, лишив мясо сороги всякого вкуса. Поэтому ханты, живущие на Оби, очень редко едят эту рыбу.

Особое отношение у хантов - к налиму, что ярко отразилось в мифологических преданиях и в повседневной жизни народа. Налим считается рыбой духа нижнего мира Хынь ики (духа смерти, болезней и зла). Поэтому мясо вареного налима никогда не выставляется духам в качестве угощения. Из хантыйского предания «Почему налима бьют?» нам известно, что налим приходится тестем осетру и стерляди, сватом - нельме, двоюродным братом - муксуну, щекуру, пыжьяну и сырку. Также ханты никогда не варят налима в одном котле с вышеназванными видами рыб. В то же время из другого хантыйского предания «Юган ики и вор» мы узнаем, что в зимнее время налим, наряду с щукой, -это почти единственная рыба, благодаря которой ханты выживали в суровых климатических условиях. В хантыйской сказке «Супруги Тырамы» о зимней ловле налимов сказано следующее: «Вытаскивая из-подо льда очередную гим-гу и вываливая на снег крупных извивающихся налимов, мужчина радовался богатому улову, и добродушная улыбка время от времени проскальзывала по его лицу, усам и пряталась в короткой черной бороде». Здесь рыболов радуется не просто богатому улову налимов: он еще и доволен тем, что в холодное зимнее время его семья будет иметь достойное питание для своего дальнейшего существования.

Кроме того, из кожи налима шили одежду, обувь и др., то есть использовали его кожу как материал для изготовления различных вещей, которые носили в летнее время года. Кстати, именно в связи с тем, что в прошлом ханты носили одежду из налимьей кожи, в русском языке появилось выражение: «одежда на рыбьем меху». В отличие от народа ханты, у русских сибиряков налим считается обычной рыбой.

В завершение отметим, что и в настоящее время рыба для народа ханты играет главенствующую роль не только как основной продукт питания. Она напрямую связана с его культурой, обычаями, обрядами, традиционными промыслами и языком.

Если у ханты вся жизнь связана с рыбой, то для русских сибиряков это просто дополнительный источник питания. Поэтому у них нет такого трепетного отношения к рыбе, таких верований, запретов и преданий, которые до сих пор существуют у рыболовов-ханты, проживающих в Шурышкарском р-не Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области.

ИНФОРМАНТЫ

1. Енов Егор Андреевич. 62 года (1930-1992). Житель д. Карвожи Шурышкарского р-на.

2. Енов Николай Тимофеевич. 52 года (1932-1984). Житель д. Карвожи Шурыш-карского р-на.

3. Толба Григорий Иванович. 73 года (1937). Житель п. Лопхари Шурышкарского р-на. ПРИМЕЧАНИЯ

1. Попов П. А. Рыбы Сибири: распространение, экология, вылов. Новосибирск, 2007. 526 с.

2. Поездка на Северный Урал летом 1892 года / сост. по дневникам г.г. Сыромят-никова и Андреева Н. Подревский [репр. воспроизведение изд. 1895 г.]. Тюмень: Мандр. и Ка, 2004. 211 с.

3. Рандымова З. И. Оленеводческая культура приуральских хантов / отв. ред. Н. В. Лукина. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. 133 [1] с.

Поступила в редакцию 22.08.2013

V. E. Jenov

Classification of Fishes of the Lower Ob River Basin in Linguistic and Cultural Aspectfrom the Point of View of the Khanty People and Russian Siberians

The article is devoted to revealing and description of types of fishes living in the Lower Ob River basin that still play a dominant role for Khanty people not only as the main food, but also as the direct connection with their culture, customs, ceremonies, traditional trades and language. The problem is examined in a comparative-typological aspect with traditions of Russian Siberians, for whom fish is an additional source of meal and therefore they do not have such a quivering attitude towards fish, such beliefs, prohibitions and legends that still exist

among Khanty-fishermen, which live in Shuryshkarsky district of Yamalo-Nenets Autonomous Area of Tyumen Region.

Keywords: Khanty fishermen, noble and ignoble classes of fish, beliefs, prohibitions, legends.

Енов Владимир Егорович,

аспирант,

ФГБОУ ВПО «Югорский государственный университет» 628000, Россия, г. Ханты-Мансийск, ул. Комсомольская, 31

E-mail: asovo@bk.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Jenov Vladimir Egorovich,

Postgraduate Student, Jugor State University 628000, Russia, Khanty-Mansiysk, Komsomol'skaya st., 31

E-mail: asovo@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.