КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ СО СТОРОНЫ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА И ПУТИ ИХ МИНИМИЗАЦИИ
© Седаев П.В.*
Приволжский институт повышения квалификации ФНС России, г. Нижний Новгород
Статья посвящена актуальной теме налоговых рисков со стороны налогоплательщиков. Здесь приводится классификация налоговых рисков, причины их возникновения и пути минимизации. Автор анализирует скрытые и явные налоговые риски, а также проблему управления ими.
Ключевые слова налоговый риск, скрытые риски, явные риски, классификатор налоговых рисков, мониторинг налоговых рисков, оценка степени риска.
В последнее время в условиях нарастающей экономической нестабильности и как следствие этого недопоступления в бюджет налоговых платежей, неизбежно усиление налогового администрирования со стороны налоговых органов. Соответственно могут значительно вырасти налоговые риски со стороны предприятий, которые будут проявляться в самых разных аспектах. К сожалению, на российских предприятиях не в полной мере уделяют внимание данной проблеме.
На наш взгляд сегодня необходимо создать инструменты мониторинга, классификации и управления налоговыми рисками. Решение данной проблемы требует создания системы прогнозирования положительных и локализации налоговых рисков, имеющихся в деятельности любого предприятия. Управление налоговыми рисками требует комплексных знаний в области налогообложения, микро и макроэкономических аспектов, а также правовых основ управления финансами предприятия.
Необходимо сразу же отметить, что понятие «налоговый риск» в Российской Федерации еще не в полной мере вошло в научный и практический оборот. Сегодня только-только начинают появляться работы, посвященные данной проблематике.
Под термином «налоговый риск» в отношении предприятий, мы будем понимать - вероятность финансовых потерь при неправильном толковании налогового законодательства, трудностей в системе налогового администрирования и налогового контроля, которые могут привести к ухудшению финансового положения предприятия в виде доначисления налогов, пеней и
* Доцент кафедры Налогов и налогообложения, к.ф.н.
штрафов, а, следовательно, к увеличению налогового бремени. Исходя из данного определения можно будет классифицировать налоговые риски.
Сразу же хотелось бы отметить, что любая предпринимательская деятельность связана по своей сути с различного рода рисками. Так в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) предпринимательская деятельность определяется, как деятельность на свой риск, направленная на получение систематической прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [1, ст. 2]. Следовательно, понятие экономического риска, в том числе и налогового, заложено в законодательстве.
То есть в предпринимательской деятельности налоговые риски неизбежны. Поэтому, необходимо вовремя их выявлять и стараться минимизировать.
Если говорить о рисках в отношении налогов, то необходимо сразу же отметить, что налоги является инструментом перераспределения материальных ресурсов в экономике, а значит, являются носителями рисков для всех участников налоговых отношений, как государства, так и субъектов предпринимательства. Причем баланс интересов, как государства так и предпринимателей соблюдается во многом благодаря наличию налоговых рисков. Отсюда понятно, и можно согласится с мнением того, что полное исключение налоговых рисков не несет положительного эффекта ни для налогоплательщика, ни для государства [5, с. 76].
Одновременно налоговые риски всегда имеют денежное выражение, а следовательно выступают как составная часть финансовых рисков. Поэтому их необходимо отнести к такого рода рискам, как составную часть. Но при этом налоговые риски выступают самостоятельными видами рисков и их можно классифицировать следующим образом.
Налоговые риски можно разделить на две категории в зависимости от их проявления к налогоплательщику: скрытые и явные. Скрытые налоговые риски это те, которые в меньшей степени зависят от деятельности самого налогоплательщика, а следовательно их труднее спрогнозировать и попытаться предотвратить.
Явные налоговые риски - это те риски о которых налогоплательщику хорошо известно, но он на них целенаправленно идет, то есть принимает риск с целью получения максимальной выгоды. Очень часто такие риски связаны с умышленным нарушением налогового законодательства. Таким типичным налоговым риском является, например, работа налогоплательщика с так называемыми «фирмами-однодневками», с целью уменьшения налогового бремени. Данные факты хорошо известны. Налоговые органы в последнее время научились выявлять такие сделки и привлекать налогоплательщика к
ответственности. Данные риски можно минимизировать или вообще отказаться от них.
Скрытые - это риски, о которых налогоплательщик не подозревает, а следовательно их труднее выявлять и минимизировать. Можно предложить следующую классификацию скрытых налоговых рисков.
Риск контрольных действий со стороны налоговых органов. Данный риск вытекает из действия налоговых органов, при проведении контрольных мероприятий. Любая налоговая проверка влечет за собой некоторые неудобства, как морального, так и материального аспектов. Данный риск можно минимизировать если все налоговые правоотношения, перевести только в юридическую плоскость. Кроме этого данный риск можно минимизировать за счет служб внутреннего аудита или же с привлечением внешних аудиторов.
Риск увеличения налогового бремени при применении санкций и штрафов. Этот риск может проявляться в виде доначисления налогов, а также пеней и штрафов в случае налогового правонарушения. Если нарушение довольно значительно, то оно может полностью изменить финансовое состояние предприятия. Более того, после налоговой проверки, налогоплательщику иногда приходится корректировать всю свою финансовую и бухгалтерскую отчетность в соответствии с теми требованиями, которые были предъявлены в ходе налоговой проверки. А это процесс занимает много сил и материальных затрат. Такого рода налоговый риск минимизируется если на предприятии поставлена и хорошо налажена работа внутреннего аудита. Кроме этого можно переложить данный риск на внешних аудиторов, доверив им проверку финансовой отчетности.
Риск лишения активов предприятия. Данный риск проявляется в том, что налоговый орган вправе проводить арест имущества предприятия, а также его расчетных счетов, что может привести к полной или частичной остановки деятельности предприятия, со всеми вытекающими отсюда последствиями: снижение инвестиционной привлекательности, репутацион-ные потери и т.д.
Данный риск можно поставить в один ряд с риском банкротства предприятия. Статья 6 ФЗ № 127 от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает возможность признания должника банкротом и открытия в отношении него конкурсного производства, если его суммарная задолженность по налогам и сборам превышает всего сто тысяч рублей [4, ст. 6]. Понятно, что для российской действительности это слишком маленькая сумма, которая, тем не менее может привести к ликвидации предприятия.
Еще одним существенным риском можно назвать риск потери ликвидности предприятия. Данный риск связан с тем, что с потерей ликвидности, предприятие может не только попасть под ликвидацию, но и потерять свою репу-
тацию. Это грозит потерей потенциальных инвесторов и партнеров, что повлечет за собой дальнейшее ухудшение финансового состояния предприятия.
Еще одним существенным риском можно назвать риск уголовного преследования. Данный риск может существовать в отношении предприятий, занимающихся незаконным предпринимательством, или же совершившим серьезные налоговые правонарушения. Более того, в соответствии со ст. 199 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) уклонение от уплаты налогов является уголовным преступлением [3, ст. 199]. Согласно УК РФ уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, -наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового [там же].
Поэтому риск уголовного преследования руководства предприятия является одним из наиболее существенных рисков, который может сказаться на деятельности всего предприятия.
Еще одним налоговым риском со стороны предприятий можно назвать несовершенство налогового законодательства. Данный риск заключается в том, что налогоплательщик минимизирую свои налоговые обязательства на законных основаниях, может попасть под действия санкций со стороны налоговых органов, что может принести серьезные финансовые потери и судебные разбирательства.
Еще одним налоговым риском можно назвать неоднозначность судебной практики в отношении налогового администрирования. К сожалению, очень часто бывает, что арбитражные суды различных субъектов Российской Федерации могут выносить совершенно противоположные решения по абсолютно похожим делам.
Как показывает российский опыт, налоговые риски возникают как раз в тех случаях, когда предприятия пытаются добиться для себя наиболее благоприятных условий налогообложения, т.е. минимизировать налоги. Поэтому нужно четко представлять, что если предприятие стремиться «сэкономить» на налоговых платежах, оно уже находится в зоне потенциального риска. В ходе юридического и налогового анализа планируемых сделок, как правило, выявляются так называемые налоговые риски - ситуации, когда
даже специалисту сложно однозначно ответить на вопрос можно не платить налог или же все таки лучше уплатить.
Для успешного управления рисками необходимо, в первую очередь, идентифицировать риск. Для этого надо обладать всей полнотой информации, так как степень риска можно оценить по сложившейся судебной практике. Здесь необходимо постоянно отслеживать информацию по судебным вопросам налогообложении, а если практика еще не сложилась, то можно самому налогоплательщику инициировать судебный спор с налоговым органом, чтобы создать судебный прецедент. Хотя прецедентное право в России не применяется, но судьи не хотят, чтобы их решения отменялись, и поэтому всегда учитывают решения вышестоящих инстанций.
Кроме этого необходим постоянный мониторинг налоговых рисков, анализ различных сторон деятельности предприятия, которые могут сказаться на увеличении налоговых рисков. Здесь же необходимо определять возможность финансовых потерь при наступлении рисского события.
С целью минимизации налоговых рисков необходимо разработать и использовать на предприятии механизмы нейтрализации негативных последствий отдельных налоговых рисков.
Таким образом система управления налоговыми рисками на предприятиях является целым комплексом управленческих действий, которые находятся в одной финансовой и юридической плоскости.
Список литературы:
1. Гражданский кодекс РФ.
2. Налоговый кодекс РФ.
3. Уголовный кодекс РФ.
4. ФЗ № 127 от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)».
5. Куницин Д.В. Налоговая реформа и налоговые риски. - М., 2011.
6. Тихонов Д., Липник Л. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2012.