Научная статья на тему 'Классификация мотивов к изучению иностранного языка'

Классификация мотивов к изучению иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3338
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Угрюмова С. В., Сергеева Н. Н.

Рассматривается проблема классификации мотивов учебной и профессионально-направленной деятельности студентов в процессе овладения иностранным языком, приводятся результаты теоретического анализа понятий «мотив», «учебно-познавательный мотив», «мотивационная сфера», предлагается классификация мотивов в овладении иностранным языком студентами туристических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификация мотивов к изучению иностранного языка»

УДК 3 72.88.1 ББК Ш12/17р3111

ГСНТИ 14.35.07

Код ВАК 13.00.02

Н. Н. Сергеева

Екатеринбург

С. В. Угрюмова

Тобольск

КЛАССИФИКАЦИЯ МОТИВОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: учебно-познавательный мотив; профессиональный мотив; классификация мотивов; группа мотивов.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается проблема классификации мотивов учебной и профессиональнонаправленной деятельности студентов в процессе овладения иностранным языком, приводятся результаты теоретического анализа понятий «мотив», «учебно-познавательный мотив», «мотивационная сфера», предлагается классификация мотивов в овладении иностранным языком студентами туристических специальностей.

N. N. Sergeeva

Ekaterinburg

S. V. Ugrjumova

Tobolsk

CLASSIFICATION OF THE ENGLISH LANGUAGE LEARNING MOTIVES

KEY WORDS: academic and cognitive motives; professional motive; classification of motives; group of motives.

ABSTRACT. The article touches upon the problems of classification of the educational and professionally-oriented students’ activity in the process of mastering foreign language; it introduces the results of the theoretical analysis of the following terms: «motive», «cognitive motive», «motivating sphere»; the classification of the motives in the process of mastering foreign language by the students of the tourism specialties is suggested.

Проблема формирования мотивации к изучению иностранного языка студентов туристических специальностей приобрела особую остроту в последние годы в связи с ростом социальной значимости иностранного языка в процессе динамичного развития международного и въездного туризма. Меняются и мотивационные предпочтения студентов[2].

Современное состояние понятийного аппарата в области психологии мотивации характеризуется терминологической многозначностью. В различных теоретических подходах термином «мотив» называют:

- осознанную субъектом цель действия; неосознаваемые влечения, обусловливающие наблюдаемые проявления в поведении (психоанализ);

- общую активацию организма, связанную с актуализацией потребности (теория драйва);

- внешний по отношению к организму, субъекту стимул, ключевой раздражитель, запускающий ту или иную программу поведения (бихевиоризм).

В отечественной и зарубежной психологической науке «мотив» рассматривается «как сложное интегральное психическое образование, включающее потребность, цель, намерение, побуждающие человека к

сознательным действиям и поступкам и служащие для них основанием». При этом побудителем мотива является стимул, а побудителем действия или поступка — мотив (внутреннее осознанное побуждение) [4].

А. А. Реан [7] под мотивом понимает «внутреннее побуждение личности к тому или иному виду деятельности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности».

Акцент на предметном содержании мотивации, понимание мотива как предмета потребности дается в теории А. Н. Леонтьева. Мотив определяется как «материальный или идеальный объект, в котором опредмечивается, конкретизируется, находит свое выражение та или иная потребность». Именно внешний по отношению к субъекту объект является, по А. Н. Леонтьеву, мотивом-причиной деятельности, выступающим в побудительной функции и задающим направленность этой деятельности.

Е. П. Ильин [5] в конце 90-х гг., анализируя современные подходы к выделению мотивов и их классификации вообще, считал, что последняя строится по тому, как те или иные авторы понимают сущность мотива:

1. По ведущему (наиболее ярко выраженному) мотиватору. Такие мотивы он на-

© Сергеева Н. Н., Угрюмова С. В., 2012

зывает, пользуясь термином Л. С. Выготского, «однозначными», в отличие от «многозначных», в которых имеется сразу несколько мотиваторов, имеющих для человека противоположное значение — притягивающие и отталкивающие, приятные и неприятные.

2. По видам активности, проявляемой человеком: мотивы общения, игры, учения, профессиональной, спортивной и общественной деятельности и т. д. Здесь название мотива определяется видом проявляемой активности.

3. По временной характеристике, т. е. это ситуативные и постоянно (периодически) проявляющиеся мотивы, а также мотивы кратковременные и устойчивые.

Одна из наиболее распространенных классификаций мотивов предполагает их разделение на внешние и внутренние (К. Замфир, М. В. Овчинников). Внутренними называют мотивы, которые непосредственно связаны с самой деятельностью.

К внешним относят остальные мотивы, побуждающие индивида к данной деятельности.

Совокупность внутренних и внешних мотивов определенным образом организуется и составляет мотивационную сферу личности, которая определяется А. Маслоу [6] как «иерархическая система мотивов личности». Структура мотивационной сферы очень сложная. При этом мотивация выстраивается в определенную иерархию не только внутри каждого вида деятельности, но и происходит ранжирование мотивации различных видов деятельности.

В нашем исследовании интерес представляют такие виды деятельности, как «учебная» и «учебно-профессиональная», где, по мнению Н. В. Горловой [3], действуют одновременно и внешние, и внутренние мотивы. Их соотношение определяет психологические особенности структуры мотивации учения студентов.

В сфере учебной деятельности Л. И. Божович и А. К. Маркова дают сходные классификации мотивов, различая при этом две большие группы познавательных и социальных мотивов [1].

Познавательные определяются как «потребность в деятельности, направленной на получение нового знания», и имеют следующие проявления:

1) широкие познавательные мотивы: реальное успешное выполнение учебных заданий; положительная реакция на повышение учителем трудности задания; обращение к учителю за дополнительными сведениями, готовность к их принятию; отношение к необязательным заданиям; обращение к учеб-

ным заданиям в свободной необязательной обстановке, например на перемене;

2) учебно-познавательные мотивы: самостоятельное обращение к поиску способов работы, решения, к их сопоставлению; возврат к анализу способа решения задачи после получения правильного результата; характер вопросов к учителю, а также вопросы, относящиеся к поиску способов и теоретическому содержанию курса; интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия; интерес к анализу собственных ошибок; самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности;

3) мотивы самообразования: обращение к учителю с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приемах самообразования, участие в обсуждении этих способов; все реальные действия обучающихся по осуществлению самообразования.

Социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями обучающегося с другими людьми, проявляются иным образом:

1) социальные широкие мотивы:

- поступки, свидетельствующие о понимании студентом общей значимости учения, о готовности поступиться личными интересами ради общественных;

- включение в разные виды общественно-политической и общественно полезной деятельности;

2) социальные позиционные мотивы:

- стремление к взаимодействию и контактам со сверстниками, обращение к товарищу в ходе обучения;

- инициатива и бескорыстие при помощи товарищу;

- принятие и внесение предложений об участии в коллективной работе;

- готовность принять участие во взаимоконтроле, взаиморецензировании;

3) мотивы социального сотрудничества:

- стремление осознать способы коллективной работы и усовершенствовать их;

- интерес к обсуждению разных способов фронтальной и групповой работы и стремление к поиску наиболее оптимальных их вариантов;

- интерес к переключению с индивидуальной работы на коллективную и обратно. На основании классификации, предложенной Л. И. Божович, М. В. Матюхина выделяет следующие группы и подгруппы мотивов [1]:

1) мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее прямым продуктом. В этой группе учебно-познавательных мотивов автор выделяет следующие подгруппы: мотивы, связанные не-

посредственно с содержанием учения, и мотивы, связанные с самим процессом учения;

2) мотивы, связанные с косвенным продуктом учения и его результатом, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности. Сюда исследователь включила следующие подгруппы мотивов:

- широкие социальные мотивы (мотивы долга и ответственности, мотивы самоопределения и самосовершенствования);

- узколичностные мотивы (стремление к мотивации благополучия и мотивации престижности);

- отрицательные мотивы или мотивы избегания неприятностей.

В последние годы получила развитие тенденция подхода к учебной деятельности как к полимотивированной. В этой связи в педагогической психологии используется классификация учебных мотивов с точки зрения их личностной значимости, выполняемой функции в системе учебной мотивации.

Если мотив имеет для личности утилитарно-прагматический смысл и реализует потребности во внешнем благополучии (материальном и/или социальном), то такие мотивы называются внешними. Если мотив имеет для личности ценностный смысл и с его помощью реализуется потребность во внутреннем благополучии, в гармонизации внутреннего мира, в оценке, коррекции, формировании системы личностных убеждений, установок, притязаний, самооценок, то такие мотивы обозначаются как внутренние. На этом основании к внутренним мотивам добавляется еще один — мотив самосовершенствования.

Далее проанализируем виды мотивов применительно к иностранному языку. Учебный предмет «Иностранный язык», будучи интегративным по цели обучения и междисциплинарным по предметному содержанию, призван сыграть одну из ведущих ролей в формировании профессиональной компетенции выпускника вуза.

Мотивационное обеспечение процесса изучения иностранного языка связано с самим предметом и заключается в коммуникативной направленности учебно-воспитательного процесса на занятиях по иностранному языку (В. А. Артемов, А. А. Бодалев, Б. В. Десятников, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. А. Миролюбов, Е. И. Пассов, Ю. А. Сорокин).

Данные авторы считают, что учебная мотивация в процессе изучения иностранного языка определяется рядом специфических факторов:

- особенностями обучающегося (пол, самооценка, уровень интеллектуального развития);

- особенностями преподавателя и его отношения к педагогической деятельности;

- организацией педагогического процесса;

- спецификой дисциплины «Иностранный язык».

Примерами внешних мотивов в данном случае могут служить следующие:

- мотив достижения (вызван стремлением студента достигать успехов и высоких результатов в любой деятельности, в том числе и в изучении иностранного языка, например, для отличных отметок, получения диплома);

- мотив самоутверждения (стремление утвердить себя, получить одобрение других людей; студент изучает иностранный язык, чтобы получить определенный статус в обществе);

- мотив идентификации (стремление одного студента быть похожим на другого, а также быть ближе к своим кумирам и героям, например, чтобы понимать тексты песен любимой зарубежной группы);

- мотив аффилиации (стремление к общению с другими людьми; студент может учить иностранный язык, чтобы общаться с друзьями-иностранцами);

- мотив саморазвития (стремление к самоусовершенствованию; иностранный язык служит средством для духовного обогащения и общего развития личности студента);

- просоциальный мотив (связан с осознанием общественного значения деятельности; студент изучает иностранный язык, потому что осознает социальную значимость учения).

Внутренняя же мотивация связана не с

внешними обстоятельствами, а непосредственно с изучаемой дисциплиной. Ее еще часто называют процессуальной мотивацией. Студенту нравится непосредственно иностранный язык, нравится проявлять свою интеллектуальную активность. Действие внешних мотивов (престижа, самоутверждения) может усиливать внутреннюю мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности. Если внешняя мотивация выполняет «стратегическую роль», то внутренняя мотивация — «тактическую», поскольку она стимулируется самим процессом овладения языком. Коммуникативная разновидность внутренней мотивации является основной, так как овладение умением общаться — это первая и естественная потребность изучающих иностранный язык.

Следующей разновидностью внутренней мотивации является лингвопознавательная, которая заключается в положительном отношении обучаемых к самой

языковой материи, к изучению основных языковых знаков.

По мнению С. И. Самыгина и Л. Д. Сто-ляренко [8], при традиционном усвоении иностранного языка у студентов формируется две группы побуждающих мотивов:

I — непосредственно побуждающие мотивы. Они могут возникнуть у студентов за счет педагогического мастерства преподавателя, формируя интерес к данному предмету. Эти внешние факторы отражают, скорее, заинтересованность, но не мотивацию познавательного плана.

II — перспективно побуждающие мотивы. Так, например, преподаватель объясняет студенту, что без усвоения данного конкретного раздела нельзя освоить следующий раздел; либо у студентов формируется мотив к обучению, поскольку впереди экзамен по дисциплине; или нужно отлично сдать сессию, чтобы получать повышенную стипендию. В этом случае познавательная деятельность является лишь средством достижения цели, находящейся вне самой познавательной деятельности.

При активных формах обучения возникает совершенно новая группа мотивов:

III — познавательно-побуждающие мотивы бескорыстного поиска знания, истины. Интерес к обучению возникает в связи с проблемой и развертывается в процессе умственного труда, связанного с поисками и нахождением решения проблемной задачи или группы задач.

В процессе обучения выбранной специальности студенты проходят этапы профессионализации. Следовательно, познавательные мотивы студентов тесно коррелируют с профессиональными мотивами. Профессиональные мотивы выступают как стремление усвоить совершенно конкретную область знаний.

В учебно-профессиональной мотивации как многомерной и многоуровневой системе, среди ее форм выделяется профессиональная направленность, определяемая «как отношение студента к избранной специальности и заключающаяся в интеграции побуждений, связанных с учебной и профессиональной деятельностью на основе взаимных трансформаций познавательных и профессиональных мотивов» [3].

На основании вышеизложенных подходов к классификации мотивов мы считаем целесообразным сгруппировать мотивы в овладении иностранным языком студентами туристических специальностей следующим образом:

по видам:

- социальные (долг, ответственность, понимание значимости приобретаемой

профессии для всего общества);

интеллектуально-познавательные (стремление больше знать, стать эрудированным, поскольку интерес к английскому языку как таковому способствует формированию мотивов к анализу языковых явлений, к развитию лингвистического мышления;

- профессионально-ценностные (знание иностранного языка способствует увеличению возможностей устроиться на перспективную и интересную работу);

- внешние мотивы (исходят от педагогов, других лиц, общества в целом и приобретают форму подсказок, намеков, требований, указаний, понуканий, принуждений);

- внутренние мотивы (вызваны внутренними побудительными силами);

- осознанные мотивы (выражаются в умении студента рассказать о причинах, побуждающих его к изучению иностранного языка, выстроить побуждения по степени значимости);

- неосознанные мотивы (основаны на полном непонимании смысла изучения иностранного языка и полном отсутствии интереса к учебно-познавательному процессу и профессиональной деятельности);

по уровням:

- широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости изучения иностранного языка; стремление личности через учение утвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус);

- узкие социальные мотивы (знание иностранного языка поможет занять определенную должность в будущем, получить признание окружающих, а также достойное вознаграждение за свой труд);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- мотивы социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, утверждение своей роли и позиции в группе);

- широкие познавательные мотивы (проявляются как ориентация на эрудицию, реализуются как удовлетворение от самого процесса изучения иностранного языка и его результатов; познавательная деятельность человека является ведущей сферой его жизнедеятельности);

- учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний по профилирующим дисциплинам);

- мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний по иностранному языку);

по направленности и содержанию:

- мотивы достижения (проявляются в стремлении достигать успеха, высоких

результатов как в изучении иностранного языка, так и в профессиональной деятельности);

- эмоционально-эстетические (от творческого процесса усвоения иностранного языка получается удовольствие, раскрываются скрытые способности и таланты);

- коммуникативные (возможность использования английского языка как средства обмена информацией, изучение культуры, истории, развития действительности как стран изучаемого языка, так и регионального культурноисторического наследия [9]);

- статусно-позиционные (стремление через изучение иностранного языка

ЛИТЕРАТУРА

1. БАСОВА Н. В. Педагогика и практическая психология. Ростов-на-Дону : Феникс, 2000.

2. ВИШТАК О. В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов // Социологические исследования. 2003. № 2.

3. ГОРЛОВА Н. В. К вопросу об особенностях психологической готовности к профессиональной дея-

тельности на начальном и завершающем этапах профессионального образования / / Современные проблемы психологии развития и образования человека : сб. материалов / под ред. В. Н. Скворцова. СПб., 2010.

4. ЗИМНЯЯ И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону : Феникс, 1997.

5. ИЛЬИН Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2002.

6. МАСЛОУ А. Г. Мотивация и личность. СПб. : Евразия, 2001.

7. РЕАН А. А. Психология изучения личности : учеб. пособие. СПб., 1999.

8. САМЫГИН С. И., СТОЛЯРЕНКО Л. Д. Психология и педагогика. Ростов-на-Дону : Феникс, 2009.

9. СЕРГЕЕВА Н. Н., АБЫШЕВА Н. Ю. Применение регионального компонента на уроках иностранного языка / / Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2009. №2.

или общественную деятельность утвердиться в обществе);

- утилитарно-познавательные (стремление усвоить иностранный язык с целью самосовершенствования);

Данная классификация подразумевает формирование и развитие мотивации к изучению иностранного языка у студентов туристических специальностей таким образом, чтобы в их мотивационной сфере образовался ведущий комплекс мотивов, объединяющий наиболее значимые для учебнопрофессиональной деятельности студента интеллектуально-познавательные и профессионально-ценностные мотивы.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. В. Коротаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.