Научная статья на тему 'Классификация инновационных барьеров'

Классификация инновационных барьеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3379
366
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификация инновационных барьеров»

Чтобы быть успешным в современных условиях российской экономики, любому предприятию необходимо особое внимание уделять инновационной деятельности. В статье рассматриваются барьеры, с которыми может столкнуться предприятие при осуществлении инновационной деятельности.

Ключевые слова:

инновационная деятельность, инновационный потенциал, инновационный барьер, внешние и

внутренние барьеры.

Инновационной считается деятельность, направленная на получение результатов научных исследований и проведение экспериментальных разработок, которые должны быть реализованы как новый или усовершенствованный продукт, востребованный рынком, а также на создание нового или совершенствование существующего технологического процесса, которые будут использованы в будущей производственной деятельности предприятия [1, с. 57].

В западной литературе [2 с. 256, 3 с. 349, 4 с. 178] инновационная деятельность не только связывается, но и нередко подменяется деятельностью по управлению изменениями, которые, по мнению западных исследователей, происходят практически непрерывно. Но в целом, при наличии такого расширенного взгляда на инновационные процессы как на процессы всяких изменений в зарубежных исследованиях сложился довольно узкий взгляд на «барьеры на инновационном пути». Негативные факторы в процессе управления изменениями стали именоваться «сопротивлением изменениям», которое понимается исключительно как противодействие изменениям со стороны управленческого персонала и иных сотрудников предприятия.

В отечественной хозяйственной практике руководители предприятий в качестве факторов, сдерживающих инновационную деятельность, называют следующие[5, с. 58]:

- недостаток собственных финансовых средств;

- высокий уровень конкуренции;

- изношенность или отсутствие оборудования;

- высокий уровень налогообложения;

- недостаток рынков сбыта;

- длительный период окупаемости нововведений;

- высокий процент коммерческого кредита;

- высокий экономический риск научно-технических мероприятий;

- нехватка квалифицированных кадров;

- несовершенство законодательных и нормативно - правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность;

- отсутствие исследовательской базы на производстве.

Из этого списка очевидна сложность и неоднородность проблем, с которыми приходится сталкиваться отечественным предприятиям, в той или иной форме осуществляющим инновационную деятельность. Отсюда следует актуальность проблемы классификации инновационных барьеров.

Инновационный барьер представляет собой причину, вызывающую нарушение в процессе реализации инновационного потенциала предприятия; это нарушение проявляется в несоответствии между возможностями предприятия достигать инновационные цели и фактическим достижением этих целей.

Одним из важнейших оснований для классификации барьеров является возможность продолжения инновационной деятельности по реализации конкретной бизнес - идеи (рисунок 1).

Виды барьеров:

Ф \ / Ф

1. Непреодолимые барьеры, при столкновении с которыми принимается решение об остановке инновационной деятельности по данному направлению и об использовании высвободившихся ресурсов в иных сферах деятельности предприятия. 2.Труднопреодолимые барьеры требуют дня своего преодоления привлечения большого количества дополнительных ресурсов из различных источников. 3. Легкопреодолимые барьеры характеризуются возможностью разрешения возникших проблем, при помощи использования предусмотренного для проекта набора ресурсов.

Рисунок 1 - Классификация барьеров (составлен автором)

Критерии отнесения барьера к тому или иному виду по данной классификации определяются в каждом конкретном случае и вряд ли могут быть универсальными.

Как в теоретическом, так и в практическом применении не менее важно и деление инновационных барьеров по признаку источников их возникновения. В соответствии с таким подходом барьеры можно разделить на две большие группы: внешние и внутренние. Внешняя группа барьеров представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Внешние барьеры предприятия (разработана автором)

Вид барьера Характеристика барьера

Экономические Индикаторами экономических барьеров могут быть разные макроэкономические показатели, например, уровень платёжеспособного спроса, величина налогооблагаемой базы (с учётом нематериальных активов) и др.

Правовые Выражаются в несовершенстве законодательной базы, в том числе и в отношении инновационной деятельности.

Рыночные Барьеры на этапе входа на рынок, связанные с затратами, конкурентными отношениями, доступностью капиталов, информации, сети дистрибуции и т. д.

Инфраструктурные Характеризуются неразвитостью сети венчурных предприятий, системы коммерциализации технологий, трансферта технологий, системы посреднических, банковских, юридических услуг, рынка технологий и т.д.

Субъект инновационной деятельности по определению не может непосредственно влиять на внешние инновационные барьеры [6, С. 32; 7, С. 29]. Однако, это вовсе не означает что все внешние барьеры являются непреодолимыми.

Барьеры, возникающие внутри самого предприятия при осуществлении инновационной деятельности, можно назвать внутренними. Так как инновационная деятельность является комплексным видом деятельности и, соответственно, охватывает все основные сферы хозяйственной жизни предприятия, то внутренние барьеры, в свою очередь, так же можно разделить, взяв за основу классификации сферу внутрифирменной деятельности. Внутренняя группа барьеров представлена в таблице 2.

Таблица 2

Внутренние барьеры предприятия (разработана автором)

Вид барьера Признаки наличия барьера

Организационно -управленческий 1. несоответствие инновационного проекта долгосрочным целям развития предприятия; 2. несоответствие инновационного проекта стратегии предприятия; 3. отсутствие или неразвитость инновационно-приспособленной организационной структуры; 4. отсутствие или недостаточная разработанность системы принятия решений при реализации инновационного проекта; 5. недостаточное информационное обеспечение.

Научно - технический 1. недостаток научно - технических ресурсов;

2. низкий научно - технический задел; 3. низкая патентоспособность.

Маркетинговый 1. несоответствие проекта основным потребностям рынка; 2. нечёткое представление о потребителях инновации; 3. неверная оценка общей ёмкости рынка; 4. неверная оценка общей конкурентной среды; 5. изъяны ценовой политики; 6. недостатки в продвижении и рекламе продукции; 7. неразработанность каналов сбыта.

Производственный 1. недостаточная производственная мощность; моральный и физический износ оборудования; 2. изъяны в разработке технологического процесса; 3. отсутствие или недостаток необходимого сырья и материалов; 4. отсутствие должной системы контроля качества продукции.

Финансовый 1. недостаток собственных средств для финансирования инновационного проекта; 2. неприемлемые условия кредитования; 3. низкая норма прибыли; 4. низкая окупаемость инновационного проекта; 5. устаревший уровень финансового анализа, бухгалтерского и управленческого учёта.

Кадровый 1. низкий уровень специальных знаний разработчиков инновационной бизнес - идеи; 2. недостаток практического опыта внедрения инноваций у исполнителей проекта; 3. отсутствие действенного механизма мотивации нововведений; 4. сопротивление изменениям; 5. коммуникационные барьеры; 6. низкие инновационные культура и климат на предприятии.

В современных условиях большинство предприятий РФ находятся в сложном финансовом положении. Для обеспечения выхода предприятий из кризисной ситуации и для повышения их конкурентоспособности необходимо осуществление комплексной инновационной деятельности. В статье были классифицированы внешние и внутренние барьеры, с которыми сталкиваются предприятия при осуществлении инновационной деятельности.

Применение основных методов и методик инновационного менеджмента, при учете возникающих барьеров, помогает эффективной реализации инновационного потенциала в рамках инновационных проектов и устранению инновационных барьеров.

Работа выполнена под научным руководством д.э.н., профессора Плотникова А.Н.

Список использованной литературы:

1. Кокурин, Д.И. Инновационная деятельность. - М. : ЭКЗАМЕН, 2001. - 575 с.

2. Дойль, Питер. Менеджмент: стратегия и тактика / Питер Дойль. - СПб: Издательство «Питер», 1999. - 560 с.;

3. Холл, Р. X. Организации: структуры, процессы, результаты / Р. X. Холл. - Спб : Питер, 2001. - 512 с.;

4. Баркер, Л. Алхимия инноваций / Алан Баркер. - М. : ООО «Вершина», 2004. - 224 с.

5. Беляева, Е. С. Исследование проблем инновационной деятельности промышленных предприятий Алтайского края / Е.С. Беляева, Е. В. Касаткина // Инновации. - 2006. - №9. С. 58.

6. Плотников, А.Н. Научная сфера и ее влияние на инновационный потенциал региона /Попов А.В., Плотников А.Н. // Межвуз. сб. науч. трудов: Менеджмент: управление в социальных и экономических системах /под общ. ред. д-ра экон. наук, проф С.Д. Резника. - Вып. 5. - Пенза: ПГУАС, 2014. - С. 30-35.

7. Плотников, А.Н. Обзор моделей инновационного процесса на основе работ западных ученых / А.Н. Плотников, Е.В. Апситис // Инновационная деятельность. - 2012. №2 (20). С. 28-33

© Р. Р. Вьюнова, 2015

УДК 338.2

М.В. Каркавин

канд.экон. наук, доцент, НГТУ, г. Новосибирск, РФ

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Аннотация:

В статье исследованы классические концепции стратегического планирования и управления и нетрадиционные подходы к стратегическому управлению развитием экономических систем.

Ключевые слова:

экономические системы, стратегическое управление

Термин «стратегическое управление» сформировался в конце 60-х годов ХХ в. с целью показать отличие управленческой деятельности на высшем уровне по постановке и реализации долгосрочных целей от управления текущей производственной деятельностью фирмы. Свое развитие концепция стратегического управления получила в работах таких зарубежных авторов как И. Ансофф, Х. Виссема, Г. Минцберг, Д. Хасси. Наиболее широкую популярность получила работа американских экономистов А.А. Томпсона и А.Дж. Стрикленда. Весьма существенный вклад в развитие науки о стратегическом управлении вносят также и российские авторы - О.С. Виханский, В.С. Сизов, Р.А. Фатхутдинов и др. Основываясь на опыте российских компаний, эти авторы попытались взглянуть на стратегический менеджмент сквозь призму реалий российской экономики [1].

Стратегическое управление - это: 1) набор решений и действий по формированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь целей организации (Дж. А. Пирс и Р. Б. Робинсон); 2) процесс установления и определения связи организации с ее окружением, проявляющийся в достижении поставленных целей и попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством такого распределения ресурсов, которое позволило бы результативно действовать организации и ее подразделениям (Д. И. Шендел и К. Дж. Хаттен); 3) процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением (Дж. М. Хиггенс); 4) такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей (О.С. Виханский); 5) непрерывный процесс решения пяти задач. Первые три - развитие (разработка стратегического видения и миссии компании), определение целей, формирование стратегии -представляют, по их мнению, процесс стратегического планирования. Четвертая (осуществление стратегического плана) и пятая (оценка деятельности, анализ изменений с последующей корректировкой стратегии) задачи дополняют первые три задачи, достраивая процесс стратегического управления (стратегического менеджмента) как единого целого (А. А.Томпсон и А. Дж. Стрикленд) и др.[2].

Можно выделить два типа систем управления, которые сложились к середине XX столетия и предшествовали возникновению методологии стратегического управления - долгосрочного технико-экономического планирования и экономического программирования (индикативного планирования),

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.