Научная статья на тему 'Классификация форм участия граждан в управлении делами государства и тенденции развития гражданского общества в России'

Классификация форм участия граждан в управлении делами государства и тенденции развития гражданского общества в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8550
803
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / УЧАСТИЕ ГРАЖДАН / УПРАВЛЕНИЕ / НАРОДОВЛАСТИЕ / ФОРМЫ / ЗАЩИТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владимиров Дмитрий Андреевич

Данная статья посвящена классификации форм участия граждан в управлении делами государства и связанной с этим тенденциями развития гражданского общества в России. Основной задачей исследования предполагает обращение к юридическому анализу форм участия граждан в управлении делами государства и существующих в современном конституционном праве их классификаций, в контексте развития гражданского общества в России. В статье подробно анализируется участие граждан в управлении делами государства; проводится аргументированная система доводов, согласно которым разнообразные формы такого участия тесно взаимосвязаны с практической реализацией одной из ключевых категорий современного российского конституционного права – народовластием. Которое по мнению автора статьи представляющим собой в настоящее время не столько совокупность форм и методов участия граждан в правотворческом процессе, сколько комплекс стратегий вовлечения населения в управление делами государства, в том числе в сфере законодательной (представительной) власти, основной функцией которой является принятие законов. Данные вопросы анализируются с применением диалектического, исторического, системного и сравнительно-правового методов, а так же с использованием системного подхода. Автор в качестве выводов, анализирует так называемый «социальный эффект», представляющий собой отличительное свойство конституционных прав, обеспечивающих участие граждан в управлении делами государства. Указанные обстоятельства обусловили необходимость обращения автора к вопросам конституционно-правовых аспектов участия граждан в управлении делами государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of forms of citizens’ participation in administration of the state and a tendency of development of civil society in Russia

This article is devoted to classification of forms of citizens participation in administration of the state and connected with it tendencies of development of civil society in Russia. The main objective of research assumes the appeal to the legal analysis of forms of citizens’ participation in administration of the state and their classifications existing in a modern constitutional law, in a context of development of civil society in Russia. There analyzed of participation of citizens in state administration; the reasoned system of arguments according to which various forms of such participation are closely interconnected with practical realization of one of key categories of a modern Russian constitutional law – democracy. Which according to the author of article representing now not so much set of forms and methods of participation of citizens in law-making process, how many strategy of involvement of the population in state administration, including in the sphere of the legislative (representative) power which main function is adoption of laws. The matters it is analyzed with application of dialectic, historical, system, comparative and legal methods, and as with use of system approach. The author as conclusions, analyzes so-called "social effect", representing distinctive property of the constitutional laws providing participation of citizens in administration of the state. The circumstances caused need of the address of the author to questions of constitutional and legal aspects of participation of citizens in state administration.

Текст научной работы на тему «Классификация форм участия граждан в управлении делами государства и тенденции развития гражданского общества в России»

1.6. КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

Владимиров Дмитрий Андреевич, аспирант. Место учебы: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. E-mail: mamitova@mail.ru

Аннотация: Данная статья посвящена классификации форм участия граждан в управлении делами государства и связанной с этим тенденциями развития гражданского общества в России.

Основной задачей исследования предполагает обращение к юридическому анализу форм участия граждан в управлении делами государства и существующих в современном конституционном праве их классификаций, в контексте развития гражданского общества в России.

В статье подробно анализируется участие граждан в управлении делами государства; проводится аргументированная система доводов, согласно которым разнообразные формы такого участия тесно взаимосвязаны с практической реализацией одной из ключевых категорий современного российского конституционного права - народовластием. Которое по мнению автора статьи представляющим собой в настоящее время не столько совокупность форм и методов участия граждан в правотворческом процессе, сколько комплекс стратегий вовлечения населения в управление делами государства, в том числе в сфере законодательной (представительной) власти, основной функцией которой является принятие законов.

Данные вопросы анализируются с применением диалектического, исторического, системного и сравнительно-правового методов, а так же с использованием системного подхода.

Автор в качестве выводов, анализирует так называемый «социальный эффект», представляющий собой отличительное свойство конституционных прав, обеспечивающих участие граждан в управлении делами государства.

Указанные обстоятельства обусловили необходимость обращения автора к вопросам конституционно-правовых аспектов участия граждан в управлении делами государства.

Ключевые слова: гражданское общество, участие граждан, управление, народовластие, формы, защита.

CLASSIFICATION OF FORMS OF CITIZENS' PARTICIPATION IN ADMINISTRATION OF THE STA TE AND A TENDENCY OF DEVELOPMENT OF CIVIL SOCIETY IN RUSSIA

Vladimirov Dmitryi Andreevich, postgraduate student. Place of study: Russian economic University named after G.B. Plekhanov. E-mail: mamitova@mail.ru

Annotation: This article is devoted to classification of forms of citizens participation in administration of the state and connected with it tendencies of development of civil society in Russia.

The main objective of research assumes the appeal to the legal analysis of forms of citizens' participation in administration of the state and their classifications existing in

a modern constitutional law, in a context of development of civil society in Russia.

There analyzed of participation of citizens in state administration; the reasoned system of arguments according to which various forms of such participation are closely interconnected with practical realization of one of key categories of a modern Russian constitutional law - democracy. Which according to the author of article representing now not so much set of forms and methods of participation of citizens in law-making process, how many strategy of involvement of the population in state administration, including in the sphere of the legislative (representative) power which main function is adoption of laws.

The matters it is analyzed with application of dialectic, historical, system, comparative and legal methods, and as with use of system approach.

The author as conclusions, analyzes so-called "social effect", representing distinctive property of the constitutional laws providing participation of citizens in administration of the state.

The circumstances caused need of the address of the author to questions of constitutional and legal aspects of participation of citizens in state administration. Keywords: civil society, participation of citizens, management, democracy, forms, protection.

В современной России идет процесс формирования демократического типа общественно-государственного устройства, основанного на гармонизации интересов личности, общества и государства. Выделение и исследование конституционно-правовых аспектов участия граждан в управлении делами государства с позиций науки конституционного права предполагает дефиницию конституционной категории «участие в управлении делами государства», а также анализ российской модели конституционного закрепления прав граждан на управление и её соответствие международным стандартам в области участия граждан в управлении делами государства.

Конституция Российской Федерации прямо закрепляет некоторые формы участия граждан в управлении делами государства. Это такие формы, как:

право избирать и быть избранными;

право на равный доступ к государственной службе;

право участвовать в отправлении правосудия;

право на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления и др.

По своей ценностно-смысловой составляющей и результатам реализации эти формы имеют двойственное воздействие.

1. Позволяют удовлетворить собственные потребности гражданина:

- получение какого-либо преимущества от избрания конкретного депутата;

- построение карьеры на государственной службе;

- получение денежного вознаграждения за исполнение функций присяжного заседателя и пр.

2. Все формы участия граждан в управлении делами государства при своем использовании оказывают общий «социальный эффект», заключающийся в изменениях, более или менее значимых для социума в целом:

формируется представительный орган власти;

происходит ротация кадров на государственной службе;

выносится судебное решение по конкретному делу и некоторые другие.

Все они являются массовыми формами выражения настроения общественности. Они пригодны для реа-

лизации разных способов непосредственной гражданской активности, а именно, самозаявления вопросов, оценки положения дел в стране или на территории субъекта Федерации, а также положения дел местного самоуправления. Право граждан Российской Федерации на выражение своей воли в таких формах определено в статье 31 Конституции РФ1.

Однако участие граждан Российской Федерации в управлении государством может осуществляться во множестве иных форм, прямо не предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Поэтому мы, рассматривая формы участия граждан в управлении делами государства, будем учитывать значимость института гражданского общества для реализации права гражданина на участие в управлении.

Дело в том, что между гражданским обществом и государством существуют взаимозависимости. Участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства является необходимым условием функционирования гражданского общества и его развития в современной России. Развитое гражданское общество является необходимым условием функционирования государства на основе демократических принципов. Поэтому системное единство конституционных формул народовластия и участия российских граждан в управлении делами государства выражается в принципе взаимовлияния между демократическим государством, его гражданами и гражданским обществом.

Заметим, характер взаимодействия общества и государства во многом детерминирован политической культурой общества, которая основывается на менталитете и политической активности конкретных социальных групп и каждого гражданина.

В юридической литературе по-разному представляется классификация форм участия граждан в управлении делами государства2. Кроме того во многих научных исследованиях3 обращается внимание и на формы вовлечения граждан в процесс формализации и деятельности органов публичной власти и обеспечения конституционной возможности участия в управлении делами государства. В самом общем виде, их классификация выглядит так: народное представительство; участие граждан в отправлении правосудия; реализация активного и пассивного избирательного права.

Важнейшим элементом юридического механизма реализации конституционного права граждан на участие в управлении делами государства является орга-

1 Государственное право Российской Федерации: Учебное пособие. Часть 1, Беспалый И.Т., Самара, 2004.

2 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Издание второе, Издательство НОРМА, Москва, 2000 г. - 776 с.; Дмитриев Ю.А., Златопольский А. А. Гражданин и власть. - М., 2005, с.15.; Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юрист, 2005, с.253.; Лазарев В.В. Общая теория права и государства. - М.: ЮРИСТ, 1996, с. 399-400.

3 Липчанская М.А. Участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства: конституционно-правовое исследование: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Специальность 12.00.02 - конституционное право, муниципальное право. - Саратов, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://law.edu.ru/book/book.asp7book ID=1458028.; Широбоков С.А. Конституционно-правовые аспекты участия граждан в управлении делами государства в российской федерации. Специальность: 12.00.02 - конституционное право; муниципальное право. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Екатеринбург - 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-yuridicheskie/a46.php..

низационно-правовая форма. Установление её содержательной части, её правового выражения позволяет более четко представить виды человеческой деятельности, направленные на достижение и решение определённых целей и задач. На этом основании можно предполагать возникновение новых организационно-правовых форм участия граждан в управлении делами государства. В целом организационно-правовая форма института «участие граждан в управлении делами

4

государства» основывается на таких категориях как : комплексность;

способ закрепления и использования; объединение различных организационных формаций;

реализация инициативы граждан; добровольность деятельности индивида; юридически значимое действие.

Таким образом, организационно-правовая форма участия граждан в управлении делами государства -это юридически значимое действие гражданина или группы граждан, устанавливаемое или допускаемое нормой права, осуществляемое в процессе реализации права на управление или ведение делами государства.

Основные организационно-правовые формы участия граждан в управлении делами государства, исследователи классифицируют исходя из системных качеств по различным основаниям. С.А. Широбоков5 предлагает в своей классификации выделяет следующие основания: декларативные; идеологические; институциональные; политические и др.

Следует отметить, что полноценная реализация конституционного права граждан на участие в управлении делами государства в Российской Федерации складывается из организационных форм, которые предлагаются самим населением. Только так можно наиболее полно учесть исторические традиции, местные обычаи, жизненный уклад и многие другие факторы, которые будут способствовать успешному разрешению общественных проблем и противоречий.

Существующие организационно-правовые формы конституционного права участия граждан в управлении делами государства делятся на три группы:

государственно-политические организационно-правовые;

общественно-политические организационно-правовые; индивидуальные организационно-правовые формы. Остановимся более подробно на каждой из этих групп.

Государственно-политические организационно-правовые формы участия граждан в управлении делами государства в Российской Федерации являются особо востребованными со стороны государственных органов. Исследователи6 отмечают выраженную направленность организационной формы, на обеспечение государственной власти, удовлетворение государ-

4 Чиркин В.Е. Государство и индивид // Гражданин и право. 2009, № 12. С. 94-104.

5 Широбоков С.А. Кконституционно-правовые аспекты участия граждан в управлении делами государства в российской федерации. Специальность: 12.00.02 - конституционное право; муниципальное право. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Екатеринбург - 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-yuridicheskie/a46.php.

6 Там же.

ственных интересов, использование её в практике государственно-властного управления.

Традиционно конституционное право граждан на участие в управлении делами государства с государственно-политической точки зрения ассоциируется с использованием таких организационно-правовых форм как: выборы; референдум;

право равного доступа к государственной службе; право в отправлении правосудия. Но в современных исследованиях выделяются и иные государственно-политические организационные формы участия граждан в управлении делами государства, имеющие широкую практику применения. Речь идет о таких формах, как:

консультативный совет (коллегиальный консультативный орган, создаваемый с целью координации работы комитетов и комиссий и оказания помощи руководителю в организации деятельности государственного органа);

молодёжный парламент (общественный совещательный (консультативный) орган при законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Федерации, который в определенной мере может участвовать в разработке нормативных правовых актов в сфере государственной молодежной политики, осуществляет взаимодействие с соответствующими комитетами, комиссиями, депутатами органа законодательной власти)7;

национальный проект8 (национальный приоритетный проект, являющийся механизмом ускорения системных изменений, непосредственно внедряющий в массовую практику новые управленческие подходы).

Перечисленные формы участия граждан в управлении непосредственно связаны с процессом развития институтов гражданского общества, что побуждает государство к поиску эффективного правового механизма взаимодействия с неправительственными организациями собственных граждан с целью достижения общественных благ и, в конечном итоге, улучшению качества жизни своих граждан. К таким механизмам можно отнести:

государственный социальный заказ (поручение государства на выполнение мероприятий и мер, направленных на решение социально значимых проблем межгосударственного, федерального и (или) регионального уровней);

создание государственно-общественных объединений федеральными органами исполнительной власти, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утверждаемыми этими органами власти.

Причем типовые положения о государственно-общественных объединениях утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в определённой сфере деятельности.

На данном этапе наших рассуждений можно сделать вывод, что фактически в Российской Федерации постоянно и достаточно продуктивно используются раз-

7 Чертков А.Н., Артамонова Н. В. Региональный опыт функционирования "молодежного парламентаризма" как механизма развития правовой культуры российских избирателей // Журнал российского права. 2008, № 1. С. 52-61.

8 Юрасов И.А. Практические вопросы управления проектами // Управление персоналом. 2007, № 4. С. 73-75

личные государственно-политические организационно-правовые формы участия населения в управлении делами государства. Но для повышения качества использования правового регулирования данного вида организационно-правовых форм необходимо более широкое привлечение к данному процессу граждан государства, следует давать им в рамках деятельности организационно-правовой формы различные поручения и наделять обязанностями.

Общественно-политические формы конституционного права участия граждан в управлении делами государства в Российской Федерации вытекают из конституционного права граждан, но прямо не устанавливаются. Установленное конституционное право имеет практическое выражение в вопросах ведения делами государства или в решении общественных проблем. Организационно-правовые формы в большей степени ориентированы на использование коллективных форм воздействия на общественные отношения. Как верно отмечает Широбоков С.А.9 к таким формам можно отнести: общественная палата; общественнаяя экспертиза10; общественная организация; национально-культурная автономия; общественная инициатива; общественная самодеятельность; общественное обсуждение.

Несмотря на то, что реализация конституционного права граждан на участие в управлении делами государства в виде общественно-политических организационно-правовых форм прямо не устанавливается Конституцией РФ, в России существует широкая практика применения данного правового института11. Сближение общественных и государственных интересов порождает необходимость использования личностных возможностей граждан государства. Этого можно достичь, применяя различные виды общественно-политических форм участия граждан в решении общественных и государственных дел.

Индивидуальные организационно-правовые формы конституционного права участия граждан в управлении делами государства в Российской Федерации имеют свою правовую специфику и востребованность. Данные организационно-правовые формы ориентированы, в большей степени, на отдельную личность, так как в этом случае индивид реализует свои личные потребности, цели и задачи. Например, широко распространена такая организационно-правовая форма участия граждан в управлении делами государства как обращение граждан.

Понятие «обращение» имеет статус юридической категории, она устанавливает параметры и возможности его использования. Обращение предстает как право, объективное и субъективное. Существует множество различных моделей обращений граждан, которые требуют своего правового установления и регулирования.

9 Широбоков С.А. Кконституционно-правовые аспекты участия граждан в управлении делами государства в российской федерации. Специальность: 12.00.02 - конституционное право; муниципальное право. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Екатеринбург - 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-yuridicheskie/a46.php.

10 Мамитова Н.В. Правовая экспертиза российского законодательства: учеб.- практ. пособие / Н.В. Мимитова. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2013 г.

11 Широбоков С.А. Участие граждан в управлении делами государства в Российской Федерации: монография. -Пермь, 2010.

Традиционные письменные и устные обращения граждан в различные государственные структуры имеют достаточно детально разработанную правовую базу. Но, что касается, к примру, обращения с использованием современных информационных технологий требует дополнительной разработки законодательной базы.

Своеобразными модификациями индивидуальной организационно-правовой формы участия граждан в управлении делами государства можно считать такие как:

телефон доверия; общественная приёмная; «прямая линия» и т.д.

Востребованность такой организационной формы как обращение настолько велико, что различные варианты и модели данной формы присутствуют практически во всех иных формациях участия граждан в управлении делами государства.

Заслуживает внимания также такая индивидуальная организационно-правовая форма конституционного права участия граждан в управлении делами государства в Российской Федерации как пожертвование. Пожертвование имущества гражданину должно быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению, при отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества.

Нормативно организационная форма участия граждан в управлении делами государства в виде пожертвования может определяться как:

безвозмездное внесение гражданином Российской Федерации собственных денежных средств на специальный счет;

благотворительность12 (добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств;

бескорыстное выполнение работ, предоставление услуг, оказание иной поддержки), меценатство (бескорыстная, безвозмездная помощь граждан в сфере искусства, науки, культуры, образования, просвещения, выражающаяся в передаче другим гражданам или юридическим лицам имущества и денежных средств). Существует разница между благотворительностью и меценатством, меценатство отличается большим объёмом, значимостью и постоянством.

Анализ правового обеспечения индивидуальных организационно-правовых форм конституционного права участия граждан в управлении делами государства в Российской Федерации показывает, что: при формировании любых организационно-правовых форм участия граждан в управлении делами государства и общества следует учитывать интересы конкретной личности. Сама личность самостоятельно не сможет полностью реализовать своё конституционное право на участие в управлении делами государства вне организационно-правового оформления или без существенной поддержки со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления.

12 Широбоков С.А. Участие граждан в управлении делами государства в Российской Федерации: монография. -Пермь, 2010. С. 98

Поэтому при разработке новых или использовании имеющихся организационно-правовых форм следует учитывать следующие ценностно-смысловые трансформации в российском обществе: прежде большинство индивидов чем-то пожертвовали ради общей идеи или интереса, то в настоящее время все большее число российских граждан ориентированы на свои индивидуалистские потребности и интересы13, Поэтому важно учитывать личную заинтересованность человека в конкретной деятельности и необходимость полноценной компенсации индивидуальных затрат.

Обращаясь к анализу ежегодных Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2011 и 2012 гг., который дал нам понимание вектора социально-политического развития Российского государства, инициируемого президентской властью. Данный вектор направлен на модернизацию всех сфер государственного управления при активизации процесса участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства. Ориентирование государства на формирование диалога с институтами гражданского общества и отдельными гражданами в построении демократического правового государства актуализирует проблему повышения политико-правовой активности граждан.

Всплеск данной активности пришелся на последний выборный цикл в федеральный уровень власти. После объявления итогов голосования по выборам в Государственную Думу Федерального собрания РФ 4 декабря 2011 г., в российском обществе, особенно в интернет-сообществе, наблюдался небывалый для последнего десятилетия всплеск политической активности граждан. Массовые акции протеста прошли во многих городах России под лозунгами «За честные выборы». Предпринятые меры со стороны государства, в первую очередь, Президента Медведева, кандидата на пост Президента В.В. Путина, а также всей государственной власти в целом, обеспечили активный диалог с населением, сделаны конкретные шаги по реформе политической системы. По инициативе В.В. Путина была обеспечена беспрецедентно прозрачная процедура голосования на выборах Президента России 5 марта 2012 г. Все это сказалось на итогах выборов и снизило накал политических страстей в обществе.

Завершая анализ существующих форм участия граждан в управлении делами государства, мы приходим к выводу, что в России в последние годы ускоряются процессы развития институтов гражданского общества, что сказывается на изменениях в функционировании государства. Выделяя и анализируя тенденции развития механизмов социально-правового института «участие граждан в управлении делами государства», мы пришли к выводу, что в последние 3-4 года в России наибольшее развитие получили общественно-политические организационно-правовые формы участия граждан в управлении делами государства. События декабря 2011 - марта 2012 г.г. инициировали процессы развития государственно-политических организационных форм участия граждан в управлении государственными делами.

Развитие названных форм, а также возможности глобальной информационной сети Интернет, которые чрезвычайно расширяют границы общения человека,

13 Правотворческая политика в современной России: курс лекций / под ред. А.В. Малько. - Саратов: Изд-во ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия». 2013 г.

способствуют развитию в России гражданского общества и индивидуальных организационно-правовых форм участия граждан в управлении делами государства. Современное российское гражданское общество характеризуется стремительным развитием общественных отношений, причем средством социальных связей являются информационные технологии. Поэтому в целях эффективного функционирования института участия граждан в управлении государственными и общественными делами, представляется целесообразным внедрение новых форм участия российских граждан в управлении делами государства, к числу которых можно отнести:

предложения граждан в ежегодные Послания Президента РФ Федеральному Собранию;

публичные обсуждения проектов федеральных конституционных и федеральных законов с использованием Интернет-ресурсов;

общественная экспертиза деятельности государственных и муниципальных органов; проведение гражданских форумов. Все перечисленные формы можно реализовать при широком использовании информационно-

технологических способов коммуникации граждан России между собой и со всеми структурами государства и институтами гражданского общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С точки зрения системного подхода, гарантированная Конституцией Российской Федерации возможность участия российских граждан в управлении делами государства представляет собой совокупность находящихся в правовом поле форм воздействия граждан на осуществление общегосударственных дел, являющуюся составной частью метасистемы более высокого уровня - управления делами государства.

Таким образом, общим признаком форм участия граждан в управлении делами государства является наличие, так называемого «социального эффекта», заключающегося в наступлении изменений, более или менее значимых для социума в целом и представляющего собой отличительное свойство конституционных прав, обеспечивающих участие граждан в управлении делами государства.

В ходе исследования конституционно-правовой регламентации участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства, выраженной в доктринах конституционного права, федеральном законодательстве, правовых позициях Конституционного Суда РФ были выявлены тенденции развития форм и способов участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства, а также выработаны предложения, направленные на совершенствование российского законодательства по обеспечению гарантий в данной сфере.

В итоги анализ существующих форм участия граждан в управлении делами государства показал, что в России в последние годы доминировали государственно-правовые организационные формы участия граждан в управлении делами государства. Но последний выборный цикл в представительные органы России активизировал развитие общественно-политических организационно-правовых форм участия граждан в управлении делами государства. Данная тенденция связана с развитием институтов гражданского общества.

Список литературы:

Мамитова Н.В. Правовая экспертиза российского законодательства: учеб.- практ. пособие / Н.В. Мимито-ва. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2013 г.

Правотворческая политика в современной России: курс лекций / под ред. А.В. Малько. - Саратов: Изд-во ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия». 2013 г.

Широбоков С.А. Участие граждан в управлении делами государства в Российской Федерации: монография. -Пермь, 2010.

Широбоков С.А. Кконституционно-правовые аспекты участия граждан в управлении делами государства в российской федерации. Специальность: 12.00.02 -конституционное право; муниципальное право. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Екатеринбург - 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-yuridicheskie/a46.php.

Чертков А.Н., Артамонова Н. В. Региональный опыт функционирования "молодежного парламентаризма" как механизма развития правовой культуры российских избирателей // Журнал российского права. 2008, № 1. С. 52-61.

Юрасов И.А. Практические вопросы управления проектами // Управление персоналом. 2007, № 4. С. 73-75.

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Издание второе, Издательство НОРМА, Москва, 2000 г. - 776 с.;

Дмитриев Ю.А., Златопольский А. А. Гражданин и власть. - М., 2005, с.15.;

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юрист, 2005, с.253.;

Лазарев В.В. Общая теория права и государства. -М.: ЮРИСТ, 1996, с. 399-400.

Липчанская М.А. Участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства: конституционно-правовое исследование: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Специальность 12.00.02 - конституционное право, муниципальное право. - Саратов, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://law.edu.ru/book/book.asp? bookID=1458028);

Чиркин В.Е. Государство и индивид // Гражданин и право. 2009, № 12. С. 94-104.

Рецензия

на статью Владимирова Дмитрия Андреевича «Классификация форм участия граждан в управлении делами государства и тенденции развития гражданского общества в России»

В статье Владимиров Д.А. затрагивает достаточно актуальную тему, что обуславливается недостаточностью научных исследований конституционно-правовых аспектов участия граждан в управлении делами государства. Немаловажными являются, и вопросы анализа российского законодательства участия граждан в управлении делами государства, которые занимают одно из центральных мест, как в конституционном праве, так и в практике развития и укрепления гражданского общества в России. Кроме того, актуальность обосновывается и динамичностью развивающихся в современном законодательстве организационно-правовых основ участия граждан в управлении делами государства. В этой связи развитие таких форм участия граждан в управлении делами государства, как консультативный совет, молодежный парламент, национальные проекты, общественная инициатива, а так же правовая экспертиза нормативных правовых, пуб-

личных слушаний в процессе принятия нормативных правовых актов, может выступать надежным инструментом развития гражданского общества, утверждения режима законности, укрепления демократии.

Новизна и оригинальность идей Владимирова Д.А. содержащихся в рецензируемой рукописи заключается в том, что он проводит достаточно аргументированную и логически построенную классификацию форм участия граждан в управлении делами, раскрывает суть каждой из форм, подвергает анализу, так называемый «социальный эффект», представляющий собой отличительное свойство конституционных прав.

Автором выявлены тенденции развития форм и способов участия граждан России в управлении делами государства, а также выработаны предложения, направленные на совершенствование российского законодательства по обеспечению гарантий в данной сфере, что безусловно является оригинальным авторским подходом.

Вместе с тем сам текст статьи является полностью оригинальным, содержащий ссылки на разнообразные источники, как теоретического характера, так и нормативную базу. Все разделы статьи логически взаимосвязаны, а положения статьи подтверждены цитатами из авторитетных источников и ссылками на научные исследования.

Отмечается теоретическая и практическая ценность рукописи, осуществляется оценка основных результатов исследования, а именно Владимиров Д.А. предлагает авторское понимание с точки зрения системного подхода, возможности участия российских граждан в управлении делами государства, которое по мнению автора представляет собой совокупность находящихся в правовом поле форм воздействия граждан на осуществление общегосударственных дел, являющихся составной частью метосистемы более высокого уровня - управления делами государства.

Анализ классификации форм участия граждан в управлении делами государства и тенденции развития гражданского общества в России предоставят импульс для дальнейших исследований в данной области права.

В статье не содержатся положения и информации предназначенной для ограниченного доступа или являющейся информацией для служебного пользования.

Д.ю.н., профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Мамитова Н.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.