Научная статья на тему 'Классификация диагностических ошибок практического психолога'

Классификация диагностических ошибок практического психолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2915
557
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ОШИБКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DIAGNOSTIC THINKING / DIAGNOSTIC ERROR / PSYCHOLOGICAL DIAGNOSIS / PSYCHODIAGNOSTIC ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рыжкова Аурика Николаевна

Статья посвящена рассмотрению видов диагностических ошибок в работе практического психолога. Предложенная в статье авторская классификация создана путем обобщения описанных в психологии видов диагностических ошибок и построена на основании выделения трех критериев: субъективные и объективные источники диагностических ошибок, тактические ошибки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article devoted to types of diagnostic errors practical psychologist. The proposed article author classification established by described in psychology types of diagnostic errors and built on the basis of a selection of three criteria: the subjective and objective sources diagnostic errors, tactical errors.

Текст научной работы на тему «Классификация диагностических ошибок практического психолога»

ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

А.Н. Рыжкова

КЛАССИФИКАЦИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ОШИБОК ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

Статья посвящена рассмотрению видов диагностических ошибок в работе практического психолога. Предложенная в статье авторская классификация создана путем обобщения описанных в психологии видов диагностических ошибок и построена на основании выделения трех критериев: субъективные и объективные источники диагностических ошибок, тактические ошибки.

Ключевые слова: диагностическое мышление, диагностическая ошибка, психологическая диагностика, психодиагностическая деятельность.

В эпоху современных технологий к физическому и психическому здоровью человека предъявляются повышенные требования, в связи с чем увеличиваются требования к качеству и эффективности работы психологов, что сегодня является крайне актуальным. Одним из путей повышения качества работы психолога является анализ диагностических ошибок, которые допускаются психологом-практиком. Такой анализ необходим для формирования диагностического мышления психолога и улучшения ка-

чества оказания психологической помощи клиентам на основании распознавания их психологических особенностей.

Вместе с тем в наше время, когда происходит дифференциация общепсихологических дисциплин на многие прикладные и практические, что приводит к образованию узких специализаций психолога, общие методологические вопросы диагностического мышления приобретают особую важность. Мы считаем, что в психологии настало время и появилась необходимость в рамках разрабатываемой общей теории психологического диагноза [1] формирования нового раздела, посвященного анализу ошибок психолога, и, в частности, диагностических.

Ввиду того, что в психологии диагностические ошибки до сих пор являются малоизученными [3; 5; 6; 13; 14], для понимания содержания ошибки в диагностике, а также их разновидностей целесообразно использовать данные, накопленные в других областях диагностической деятельности, в частности - в медицине. Медицинская диагностика является уже сложившейся, достаточно разработанной и имеющей методологически сформированную дисциплину по изучению профессиональных ошибок врача - деонтологию, являющуюся одним из разделов медицинской психологии. Медицинская деонтология является составной частью врачебной этики - учения о профессиональной морали и нравственности. Врачебная эрология, или учение о профессиональных ошибках, является весьма существенным аспектом в медицинской деонтологии. Учитывая специфику диагностики как особого вида деятельности распознавания, состоящую в том, что она является общенаучным понятием, имеет свою собственную структуру и является крайне индивидуальной, методологический анализ диагностических ошибок в медицинской диагностике позволит установить линию исследования диагностических ошибок в психологии и выделить гносеологическую основу для построения их классификации.

В медицинской диагностике существует многочисленные труды, посвященные рассмотрению диагностических ошибок [2; 4; 9; 11], а также ряд классификаций причин диагностических ошибок, в которых осуществляется попытка их обобщения. Многовековая история медицины свидетельствует о том, что на всех этапах ее развития освещению врачебных ошибок придавалось особое значение. Еще Гиппократ утверждал, что хорошим врачом является тот, кто ошибается редко, но превосходным - тот, кто

ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

признается в ошибке. Обращаясь к своим коллегам, он говорил: «Если мы будем требовательны к себе, то не только успех, но и ошибка станет источником знания». Неизбежность ошибок во врачебной деятельности признается учеными и сегодня. Возникновение любых врачебных ошибок (и, в первую очередь, диагностических) объясняется прежде всего тем, что врачу приходится иметь дело не со стандартным материалом, легко поддающимся оценке и учету, а со всевозможными индивидуальными особенностями организма человека. Работа клинициста носит в определенной степени вероятностный характер, и врач часто совершает выбор одного из нескольких вариантов, характерный для творческого работника. Поэтому только признание своих оплошностей, самокритичное отношение к ним и тщательный анализ происхождения каждой ошибки может способствовать совершенствованию теоретических познаний и практического опыта врача потому, что выявленные и признанные ошибки учат, как не ошибаться. При этом необходимыми предпосылками для совершенствования медицинской помощи населению являются систематический анализ допущенных ошибок и их обнародование в кругу коллег.

В методологической литературе, посвященной анализу медицинской диагностики, отмечается, что врачебную ошибку нужно отличать от диагностической. В понятие врачебных ошибок следует включать все издержки, промахи, недочеты, упущения в организации медицинской помощи и проведении лечебно-диагностического процесса, что кратко обозначают термином «дефектура». Таким образом, понятие врачебной ошибки более широкое. Оно включает в себя диагностическую, прогностическую, лечебную, экспертизу трудоспособности и другие ошибки. По мнению большинства ученых, из всех врачебных ошибок именно диагностические ошибки встречаются наиболее часто.

В медицинской диагностике существует достаточно большое количество определений диагностических ошибок. Например, В.М. Сырнев и С.Я. Чикин под диагностической ошибкой понимают правильный, но запоздалый диагноз [12]. По мнению И.П. Осипова и П.В. Копнина, ошибочным является диагноз, установленный только на основании одного анамнеза [7]. Р. Ригель-ман диагностические ошибки понимает как ошибки, допущенные по неведению (отсутствию или неправильному применению необходимых знаний врачом) и по ложному умозаключению [9].

И.Я. Султанов под диагностической ошибкой понимает ошибку, возникшую на одном из этапов распознавания заболевания, в результате которой ставится диагноз неверный, неточный или недостаточно полный [11].

В психологическом словаре ошибка диагноста понимается как разновидность артефакта, обусловленная недостаточной опытностью или предубежденностью исполнителя методики.

Обобщение известных определений позволяет построить новые определения ошибки и диагностической ошибки в психологии.

Ошибка психологическая - все издержки, промахи, недочеты, упущения в организации психологической помощи и проведении коррекционно-развивающего процесса.

Диагностическая ошибка - ошибка, возникшая на одном из этапов распознавания психологической симптоматики, описанная в теоретических конструктах, при расхождении мысленной картины состояния системы, выраженного в диагнозе с реальным ее состоянием, в результате чего ставится психологический диагноз неверный, неточный или недостаточно полный.

Поскольку в гносеологии самыми широкими понятиями являются субъект и объект познания, а любой диагностический процесс совершается при их взаимодействии, то в психологической диагностике, так же как и в медицинской, критериями классифицирования всех диагностических ошибок должно являться их деление на: 1) субъективные источники; 2) объективные источники и 3) ошибки взаимодействия субъекта и объекта диагностики (тактические ошибки). Обобщая многочисленные сведения о диагностических ошибках, имеющихся в психологической диагностике, можно построить их новую классификацию.

1. Субъективные источники диагностических ошибок.

1.1. Ошибки, связанные со сбором феноменологических данных.

1.1.1. Ошибки наблюдения, связанные с психологическими эффектами.

1.1.2. Ошибки регистрации феноменологических данных (отсутствие схемы регистрации; эмоциональная окрашенность записей в протоколе; случаи, когда абстрактная оценка выдается за предметную; различия в понимании одних и тех же терминов разными людьми).

1.1.3. Ошибки, связанные с количеством феноменологической информации:

ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

а) дефицит информации (недостаточность феноменологической информации или времени для консультации; языковой барьер, бессимптомность/малосимптомность или отсутствие примеров проявления трудностей);

б) избыток информации (многосимптомность проявления трудностей);

в) деформация информации (ввиду ее искажения со временем, наличие семантических барьеров, противоречивых симптомов);

г) прочие факторы, влияющие на информативность феноменологии.

1.2. Ошибки инструментальные (неумение пользоваться тестами, аппаратурой и другой измерительной техникой как в техническом, так и в интерпретационном аспекте; нарушение/незнание психометрических требований психодиагностики; использование «модных» и/или «устаревших» тестов и т.д.).

1.3. Логические ошибки.

1.3.1. Нарушения в соотношении категорий:

а) общих (причина-следствие; сущность-явление; форма-содержание; возможность-действительность и др.);

б) частных (норма-патология, социальное-биологическое и др.).

1.3.2. Нарушения формально-логического характера:

а) требований (всестороннее изучение исследуемого предмета, вскрытие всех его связей и опосредований; рассмотрение предмета в развитии; включение в полное определение предмета практики как критерия истины; конкретность истины);

б) методов (аналогии, обобщения, индукции, дедукции, гипотезы, доказательства, умозаключений и др.);

в) законов (тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания).

1.3.3. Ошибки, связанные с несформированностью диагностического мышления психолога-диагноста (нарушение этапов диагностического процесса и ошибки, возникающие на каждом этапе; несамостоятельность, ригидность, механистичность и консерватизм мышления; разновидности когнитивных стилей; диагноз по интуиции).

1.4. Ошибки, связанные с презентацией диагностических данных (наличие психологических барьеров; способ сообщения информации без содержательного объяснения, без учета личностных особенностей интервьюера, его образовательного уровня,

отсутствие знаний по психологии и ожидаемой эмоциональной реакции на информацию).

1.5. Ошибки, связанные с личностными особенностями психодиагноста:

а) характерологические особенности (недисциплинированность, безответственность, неаккуратность, застенчивость, ригидность, подозрительность, закрытость, доминантность (авторитарность), чрезмерная самоуверенность, эгоцентризм, низкая коммуникативная компетентность);

б) особенности эмоционально-волевой сферы (высокий уровень тревожности и/или чувствительности, эмоциональная лабильность и/или неустойчивость, раздражительность, невротичность, конфликтность);

в) особенности познавательной и психомоторной сфер:

- нарушение функций памяти (ее видов, свойств и процессов);

- нарушение свойств внимания;

г) особенности мотивационно-потребностной сферы (потребность в социальном одобрении и дефекты Я-концепции);

д) особенности профессиональных характеристик и компетентности диагноста (уровень образования и качество профессиональной подготовки, т.е. запас теоретических знаний); стаж работы и опыт диагностической деятельности; «узость специалиста»; его положение по отношению к испытуемым и др.);

е) особенности состояния здоровья и функционального состояния диагноста (настроение психолога; острое, хроническое переутомление; психологический стресс; монотония; десинхроноз; «трудные» психические состояния; синдром эмоционального выгорания).

2. Объективные источники диагностических ошибок.

2.1. Ошибки, связанные с восприятием личности диагноста и отношением к нему (диссимуляция клиента; уровень доверия к психологу; эффекты плацебо, Хотторна, социальной фасилита-ции (усиления) и др.).

2.2. Ошибки, связанные с мотивацией испытуемого (наличие прошлого консультативного и диагностического опыта; установки на согласие и/или на отказ; мотив «социальной желательности» или мотив симуляции психологического неблагополучия и т.п.).

2.3. Ошибки, связанные с личностными особенностями клиента (особенности Я-концепции, мышления (когнитивные дихото-

ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

мии) и репрезентативной системы; наличие семантических барьеров; уровень образования и др.).

2.4. Инструментальные ошибки (неправильное понимание инструкции или утверждений тестов; эффекты «психологического барьера» и «сверхдоверия» при компьютерном обследовании и др.).

3. Тактические ошибки (нарушение взаимодействия субъекта и объекта диагностики).

3.1. Противоречивая направленность подходов качественной и количественной оценок личности в психологической диагностике и вариативность в названии компонентов личности.

3.2. Отсутствие или несовершенство психологических методик (психометрические характеристики тестов; неполнота руководства тестов; быстрота «старения» тестов; широкая доступность методики; погрешности при формулировке вопросов в тестах или в ключах; использование не адаптированных методик и др.).

3.3. Нарушение стандартности условий тестирования (организационные формы испытаний и порядок предъявления тестов; наличие контактов между обследуемыми во время тестирования; особенности микроклимата в обследуемом коллективе и т.д.).

3.4. Нарушение эргономических характеристик средств труда (условия освещенности и тишина в помещении; цвет стен; неудобное или тесное размещение испытуемых в кабинете тестирования; качество стимульного материала и др.).

3.5. Ошибки, связанные с применением компьютерных тестов (отсутствие рестандартизации компьютерной версии методики на ее адекватность традиционному «ручному» аналогу и др.).

Обобщая, можно еще раз отметить, что диагностические ошибки в психологической диагностике являются следствием комплекса субъективных, объективных и тактических причин в работе практического психолога. В основе тактических диагностических ошибок лежат нарушения взаимодействия субъекта и объекта диагностики. Основой объективных причин диагностических ошибок являются личностные особенности обследуемого человека. В основе субъективных причин диагностических ошибок находятся профессионально-методические особенности психолога, а также нарушения диагностического процесса диалектического и формально-логического характера. По нашему мнению, большая часть субъективных диагностических ошибок психоло-

га обязательно связана с формально-логическими ошибками, которые, в свою очередь, всегда приводят к ошибкам фактическим

и, как следствие - к ложному диагнозу.

Учитывая «удельный вес» субъективных ошибок по сравнению с объективными и тактическими ошибками и осознавая, что для практического психолога особенно важно иметь сформированное диагностическое мышление, мы считаем, что практических психологов необходимо специально обучать законам правильного логического мышления. Такое специально выстроенное обучение позволит повысить качество работы психологов-практиков за счет снижения количества диагностических ошибок.

Таким образом, профессиональное мастерство психолога - это творческий процесс, который неразрывно связан с чутким, сердечным, душевным отношением его к обследуемому человеку, а также с вниманием к собственной личности психодиагноста. Успех в диагностике начинается с изучения психологом особенностей своей личности и кропотливой работой над результатами собственной деятельности, а все неудачи и беды, как правило, начинаются с дефицита такого внимания. Особенно яркое тому свидетельство - категория субъективных психодиагностических ошибок. Такие ошибки ведут к очень серьезным последствиям для обследуемых психологом людей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз. Система основных понятий. М., 2006.

2. Бойко Ю.Г., Силяева Н.Ф. Проблема врачебных ошибок в медицинской деонтологии. Обзор // Медицинские новости. 1999. №9.

3. Вахрушев С.В. Психодиагностика трудностей в обучении учителями начальных классов: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1995.

4. Димов А.С., Витер В.И., Неволин Н.И. Врачебное диагностическое мышление: дефекты и пути оптимизации. / Ижевск; Екатеринбург, 2004.

5. Костромина С.Н. Исследование процесса решения психодиагностических задач практическим психологом: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1997.

6. Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. М.; Воронеж, 1996.

7. Осипов И.П., Копнин П.В. Основные вопросы теории диагноза. Томск, 1962.

8. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности / Под ред. В.А.Бодрова. М., 2003.

ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

9. Ригельман Р. Как избежать врачебных ошибок. М., 1994.

10. Справочник практического психолога. Психодиагностика / Под ред. С.Т. Посо-ховой. М.; СПб., 2005.

11. Султанов И.Я. О некоторых проблемах так называемых «быстрых диагнозов по интуиции», а также роли лабораторно-инструментальных исследований в происхождении диагностических ошибок в практической деятельности врачей // Вестник РУДН. Серия «Медицина». 2001. №3.

12. Сырнев Б.М., Чикин С.Я. Врачебное мышление и диалектика (истоки врачебных ошибок). М., 1973.

13. Юдина Е.В. Соотношение личностных качеств практического психолога и эффективности диагностической деятельности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2001.

14. Plewiska Z. Podstawy diaqnozy psiholoqicznej // Stosowana psihoioqia wychowawcza. Warszawa, 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.