Классическая аэробика - средство развития координационных способностей детей 5-6
лет
Малахаева Ольга Александровна, Разова Елена Владимировна
МБДОУ детский сад №17 "Тополёк" Пушкинского района Московской области
Ключевые слова:
фитнес-аэробика, дошкольное образование, физическое развитие, физические качества, классическая аэробика, критерий ^стьюдента.
Популяризация массовой физической культуры и здорового образа жизни является сегодня наиболее актуальной. Забота о здоровье граждан выдвигается в качестве главного приоритета внутренней политики государства, о чем свидетельствуют: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», национальный проект «Здоровье», Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». На необходимость развития потребности в здоровом образе жизни неоднократно указывал Президент РФ В.В. Путин - «...это общенациональная задача - развитие физической культуры и спорта - это поддержание своего здоровья, что чрезвычайно важно для каждого конкретного человека и для общества в целом».
Совершенствование учебно-воспитательного и образовательного процесса дошкольных образовательных учреждениях предъявляет требования к использованию новых методов и форм организации образовательной деятельности, нестандартного оборудования, а также учета индивидуального развития ребенка.
В физическую активность детей дошкольного возраста можно внести много нового и интересного благодаря использованию современных фитнес-технологий, которые включают в себя адаптированные для детского организма системы занятий с применением новейшего инвентаря и оборудования.
Фитнес — один из самых молодых видов физкультурно-спортивной деятельности взрослых и детей, быстро завоевавший популярность во всем мире. Своеобразие его определяется органическим соединением спорта и искусства, единством движения и музыки. Это массовый, эстетически увлекательный и поистине зрелищный вид физической активности, синтезировавший все лучшее в теории и практике оздоровительной и спортивной аэробики.
Одним из доступным видом фитнес-аэробики является классическая аэробика - это система упражнений с музыкальным сопровождением, включающая в себя танцевальные движения, шаги и гимнастику в танцевальном формате. Классическая аэробика - это комплекс упражнений, позволяющий при минимальной нагрузке на позвоночник укрепить мышечный корсет, улучшить осанку, развить гибкость и чувство равновесия. На занятиях дети учатся не только красиво двигаться и управлять своим телом, укрепляя его физические качества, но и преодолевать определённые трудности образовательного процесса.
Цель: определить эффективность влияния средств фитнес-аэробики на развитие координационных способностей у детей 5-6 лет.
Методы: анализ литературных источников, анализ документальных материалов; методы получения текущей информации: педагогическая диагностика, педагогический эксперимент, метод математической статистики.
В настоящее время для дошкольных образовательных организаций не представлены программы по физическому воспитанию, включающие в себя элементы фитнес-аэробики. Поэтому для проведения исследования в этом направлении, нами была разработана экспериментальная
методика, которая включала в себя комплексы элементов базовых шагов классической аэробики. Критериями отбора упражнений классической аэробики для детей 5-6 лет являлись: доступность содержания, уровень сложности включённых в них движений рук и ног и их сочетание, соответствие нагрузки возможностям детей.
Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад №17 «Тополёк» Пушкинского муниципального района, в котором принимало участие 16 детей экспериментальной группы (ЭГ) в возрасте 5-6 лет, посещающие одну возрастную группу учреждения и 16 детей контрольной группы (КГ). Экспериментальная методика применялась на занятиях по образовательной области (ОО) «Физическое развитие» в течение 2015-2016 учебного года (сентябрь-март) и использованием элементов классической аэробики. В контрольной группе (КГ) занятия по ОО проводились по программе Л.А.Пензулаева «Физическая культура в старшей группе».
Для организации занятий по классической аэробики были выбраны базовые элементы.
В течение 2015-2016 учебного года было проведено тестирование координационных способностей детей 5-6 лет, которые показывают эффективность выбранной методики на занятиях образовательной области «Физическое развитие».
Таблица 1
Изменение показателей координационных способностей детей 5-6 лет экспериментальной и контрольной групп (п=16)
№ Тест Месяц тестирования М±т
ЭГ КГ
1. Челночный бег 3х10м, сек сентябрь 13,25±0,34 12,90±0,34
март 11,57±0,11 12,09±0,22
2. Бег змейкой, 10м, сек сентябрь 8,40±0,29 7,77±0,27
март 7,52±0,29 7,20±0,19
3. Статическое равновесие, сек сентябрь 16,31±0,73 14,56±0,78
март 23,81±0,85 17,81±0,64
Сравнивая результаты исследования, было выявлено, что результаты выполнения контрольных тестов детьми 5-6 лет экспериментальной и контрольной групп достоверно улучшились. Экспериментальная методика, направленная на развитие координационных способностей у детей 5-6 лет, дала положительный результат, о чем говоритзначение ^критерия Стьюдента в исследовании координационных способностей: В тесте «Челночный бег 3х10м» значение критерия Стьюдента составил 4,70, а в тесте «Статическое равновесие» - 6,69. Полученные значения, больше критического значение икритерия Стьюдента = 2.042, при уровне значимости q = 0,05, что позволяет сделать вывод, что различия статистически значимы (р<0,05) и прирост результатов в данных видах координационных способностей достигнут за счет эффективного использования экспериментальной методики. В контрольной группе значение в этих же тестах составил 2,00 и 1,93 соответственно, что меньше критического значения. Следовательно, достоверных результатов мы не получили.
Список литературы:
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учебник для вузов / Б.А. Ашмарин. - М. «Баласс», 1999. - 345 с.
2. Бернштейн, Н. А. Биомеханика и физиология движений: избранные психологические труды / Н. А. Бернштейн; под ред. В. П. Зинченко. — 2-е изд. М.. Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 688 с. — (Серия «Психологи России»).
3. Долгорукова О. Фитнес-аэробика // Обруч. - 2005. - №6. - с.42-45.
4. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика. Теория и методика. Федерация аэробики России,2009.
6. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. М: ТЦ Сфера. - 2005. - 176с.