Научная статья на тему 'Кижи в русской литературе ХХ-XXI веков: к библиографии вопроса'

Кижи в русской литературе ХХ-XXI веков: к библиографии вопроса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
556
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / РУССКИЙ СЕВЕР / ОСТРОВ / ГЕОПОЭТИКА / БИБЛИОГРАФИЯ / ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ / RUSSIAN LITERATURE / RUSSIAN NORTH / GEOPOETICS / BIBLIOGRAPHY / LITERARY CRITICISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шилова Наталья Леонидовна, Урванцева Наталья Геннадьевна

Статья описывает круг литературно-художественных и библиографических источников по теме «Остров Кижи в русской литературе ХХ-XXI веков» в его современном состоянии. Авторы анализируют специфику и степень полноты опубликованных к настоящему моменту тематических указателей, приводят примеры обнаруженных лакун. Публикация включает библиографический список источников, дополняющих существующие указатели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KIZHI ISLAND IN RUSSIAN LITERATURE OF THE ХХ-XXI CENTURIES: BIBLIOGRAPHY OF THE TOPIC

A corpus of literary, critical and bibliographical publications on the topic “The island of Kizhy in Russian literature of the ХХ-XXI centuries” is described in the article. The authors of the research analyze particular characteristics and fullness of materials published on the theme in focus and provide examples of discovered lacunas. The article also includes a list of bibliographical sources, which can be added to the already existing and published register of bibliographical sources.

Текст научной работы на тему «Кижи в русской литературе ХХ-XXI веков: к библиографии вопроса»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

№ 3 (156). С. 85-90 Филологические науки 2016

УДК 821.161.1+011/016+908

НАТАЛЬЯ ЛЕОНИДОВНА ШИЛОВА

кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы и журналистики филологического факультета, Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Российская Федерация) natalia. I. shilova@gmail. сот

НАТАЛЬЯ ГЕННАДЬЕВНА УРВАНЦЕВА кандидат филологических наук, доцент кафедры философии и культурологии Института истории, политических и социальных наук, Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Российская Федерация) паЫгу@таИ ги

КИЖИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ-ХХ1 ВЕКОВ: К БИБЛИОГРАФИИ ВОПРОСА*

Статья описывает круг литературно-художественных и библиографических источников по теме «Остров Кижи в русской литературе ХХ-ХХ1 веков» в его современном состоянии. Авторы анализируют специфику и степень полноты опубликованных к настоящему моменту тематических указателей, приводят примеры обнаруженных лакун. Публикация включает библиографический список источников, дополняющих существующие указатели.

Ключевые слова: русская литература, Русский Север, остров, геопоэтика, библиография, литературоведение

В 2014 году Россия и мир отпраздновали 300-летие одного из архитектурных шедевров - Преображенской церкви на острове Кижи. В связи с этим событием вышло множество публикаций как в периодической печати, так и в специализированных научных изданиях. Среди них - новый библиографический указатель «Ансамбль Кижского погоста: история, архитектура», составленный Научной библиотекой Петрозаводского государственного университета, в котором собраны наименования сотен источников, отражающих, согласно аннотации, наиболее значимые аспекты изучения знаменитого памятника деревянного зодчества, сотни исторических, публицистических, научных статей и книг периода с конца XIX по начало XX века. Составители указателя оставили вне поля зрения одну существенную сторону бытования кижской темы в русской культуре - литературно-художественную репрезентацию острова, достаточно интересную и саму по себе, и в свете растущего интереса гуманитарных дисциплин к изображению и мифологизации пространств и мест, проявившегося сначала как изучение локальных текстов русской и мировой культуры, сегодня же сфокусировавшегося на междициплинарных исследованиях, активно ведущихся в России и за рубежом [5].

Так же как Москва и Петербург, Кавказ и Сибирь, Урал и Соловки, остров Кижи принадлежит к числу культурно значимых мест, чей ландшафт давно приобрел, помимо геофизических, еще и символико-поэтические характеристики. Сам термин «кижский текст» был введен нами в 2012 году в докладе, прочитанном в Институте мировой литературы имени Горького, по аналогии с именованием других локальных текстов - пе-

тербургского, московского, сибирского, пермского и подобных [6]. Говоря о кижском тексте, мы имеем в виду комплекс идей, образов, связанных с островом Кижи, воссоздающих в нашем сознании его историко-культурный и природный ландшафт, его «легенду местности» (термин Н. П. Анциферова) [4: 10]. Более компактный в плане текстового выражения, круга источников и, возможно, тем и мотивов, кижский круг сюжетов в то же время является самым молодым и активно развивающимся на протяжении последних десятилетий.

Один из важных аспектов изучения кижско-го текста русской литературы - библиография вопроса. В любом литературоведческом исследовании библиография составляет фундамент собственно научного построения. Полнота и точность - качества, которым библиографическая база исследования призвана удовлетворять. При этом они по необходимости являются относительными, так как любая библиография со временем устаревает и требует обновления.

Основу библиографии данной темы в русской литературе заложил подготовленный и опубликованный в 1995 году библиографами Национальной библиотеки Республики Карелия Т. В. Осиповой и Т. В. Терпуговой библиографический указатель «Кижи» [2]. Художественной литературе о Кижах здесь посвящены два раздела, насчитывающие в общей сложности 129 источников, из которых 25 - это прозаические тексты и 104 - стихотворные. Издание, помимо прочего, содержит ссылки на тематически близкие библиографические указатели, каков, например, указатель «Карелия в художественной литературе» 1981 года. В последнем есть небольшой раздел, посвященный музею-заповеднику

© Шилова Н. Л., Урванцева Н. Г., 2016

«Кижи». Он содержит 35 источников, учтенных впоследствии в специализированном указателе.

По целому ряду естественных причин не все источники нашли отражение в существующей библиографии. Лакуны эти со временем должны быть восполнены. Речь в настоящем случае идет как о естественном приросте источников после 1995 года, так и о произведениях, написанных и/или опубликованных до 1995 года, но не зафиксированных в тематических указателях. Тем более, что между последними встречаются весьма значимые и репрезентативные для кижской темы, такие, без которых у нас не может быть полного и глубокого представления об истории, хронологии и масштабах кижского текста русской литературы. Приведем примеры таких текстов.

В числе первых авторов, обратившихся в своем творчестве к кижской теме, как нам уже сегодня известно, - Николай Клюев. Указание на кижские мотивы в поэзии Клюева дает Е. И. Маркова, исследовавшая образы олонецких храмов в его творчестве: «Говоря о многоглавии, Клюев имеет в виду как группу церквей ("Лопский погост - многоглавый петух..."), так и "храм о двадцати главах". Воспел поэт и два высших творения древних мастеров: Преображенский храм (двадцать две главы) в Кижах и Покровский (двадцать четыре главы) в Вытегре» [3: 281-282].

В поэме «Мать-суббота» Н. Клюев упоминает Кижи, ставя в один ряд со знаменитыми севернорусскими монастырями:

Палеостров, Выгу,

Кижи, Соловки

Выплескали в книгу

Радуг черпаки.

В лирике Клюева упоминания Кижей не носили развернутого характера. Однако свойства лирики как «концентрированного» текста (Т. Сильман: «как можно короче и как можно полнее») компенсируют краткость текстовых отрывков насыщенностью смыслов, рождаемых поэтическим контекстом. Интересно и то, что это первые известные нам по времени обращения к кижской теме, свершившиеся задолго до того, как Кижи обретут всемирную известность. В 1920-1930-х годах, до организации музея-заповедника, Кижи привлекали на порядок меньше внимания общественности, в том числе и литературной. В этом смысле поэмы Н. Клюева оказываются важнейшим источником для изучения репрезентации Кижей в русской литературе, а возможно, и хронологической точкой отсчета кижского текста. При этом понятно, почему его тексты оказались пропущены в кижской библиографии. Это связано с трагичной судьбой поэта и его наследия. На долгие десятилетия оно было выключено из историко-литературного процесса и возвращаться начало только в 1990-е годы. «Песнь о Великой Матери», например, впервые была опубликована в 1991 году в журнале «Зна-

мя», в заглавие ее кижская тема не вынесена, и в поле зрения библиографов тексты Клюева закономерно не попали.

Формально не закреплена оказалась в кижской библиографии 1995 года и историческая повесть Константина Паустовского «Судьба Шарля Лонсевиля», изданная впервые в Москве в 1932 году. Написанная на карельском материале и посвященная истории Александровского завода в Петрозаводске, она содержит развернутый эпизод, посвященный Кижскому восстанию. Главы повести с кижским материалом вошли в первую антологию «Карелия в художественной литературе», составленную В. Г. Базановым и С. Шлей-мовичем в 1940 году, которая включена в указатель 1995 года. Но само имя К. Паустовского в разделе прозы отсутствует. Повесть названа в качестве источника в указателе «Карелия в художественной литературе», правда, в разделе, посвященном городу Петрозаводску. А собственно в «кижском» разделе указания на этот текст нет. Как нет и ссылки на книгу К. Паустовского «Золотая роза» (1955), в одном из очерков которой («Белая ночь») описывается пребывание писателя в Карелии во время работы над повестью. В том числе там упомянут и визит на остров Кижи. Лакуна эта представляется тем более существенной, что выход «Золотой розы» послужил импульсом к развитию кижской темы в творчестве Ю. П. Казакова.

Ни в один тематический указатель до сих пор не попал известный рассказ Ю. Казакова «Адам и Ева» (1962). Это объясняется, по всей вероятности, тем, что формально Кижи в рассказе ни разу не упомянуты, хотя кижский ландшафт описан в рассказе детально. Со слов Б. А. Гущина, старшего сотрудника музея-заповедника «Кижи», пространство, изображенное в рассказе, можно безошибочно соотнести с Карелией, и более конкретно - с Петрозаводском и островом Кижи. Нам удалось установить обстоятельства, проясняющие, почему в рассказе Казакова появился узнаваемый кижский ландшафт. Его написанию предшествовала поездка писателя в Карелию и на остров Кижи в сентябре 1959 года, о чем сохранились упоминания в переписке Ю. Казакова. В рассказе, опубликованном спустя три года, все названия заменены на вымышленные, хотя и ассоциативно напоминающие об Онежском озере и острове Кижи. Однако сам ландшафт, включая храмовый ансамбль, воссоздан с такой детальностью и играет такую роль в сюжете, что рассказ Казакова, на наш взгляд, должен быть включен в кижскую библиографию, наряду с теми текстами авторов-шестидесятников, в которых название местности оказалось сохранено.

Созданные до 1995 года литературные произведения о Кижах не всегда попадали в тематический указатель еще и потому, что некоторые были опубликованы не сразу, а спустя многие

Кижи в русской литературе XX-XXI веков: к библиографии вопроса

87

годы после написания. Таков, например, рассказ известного петербургского писателя А. Житин-ского «Путевка в Кижи». На официальном сайте писателя и в последующих публикациях рассказ датирован 1974 годом. Однако первая публикация в сборнике состоялась в 2001 году. Сложно сказать, почему этот рассказ был опубликован так поздно. Возможно, писатель считал его не совсем удачным. Однако текст в итоге все-таки вошел в прижизненные издания. Масштабы литературного дарования А. Житинского, бывшего одним из ярких ленинградских прозаиков 1970-2000-х годов, безусловно, влияют и на нашу оценку значения кижских сюжетов в русской литературе XX века, коль скоро писатель обратился к этой теме и даже поставил название острова в заглавие своего рассказа.

За рамки корпуса литературно-художественных текстов до настоящего момента были вынесены и произведения синтетических жанров, балансирующие на грани научно-популярного и собственно художественного письма. Такой является, например, книга о Кижах ученого, знатока севернорусской архитектуры академика В. П. Орфинского. Впервые она была опубликована в 1968 году под заголовком «Путь длиной в шесть столетий: архитектурные новеллы» и впоследствии дважды переиздавалась с частично измененным названием «Логика красоты: архитектурные новеллы». Уже первый заголовок сигнализировал читателю о сложной, синкретической авторской стратегии этой книги, где исторические, этнографические и архитектурные сведения излагались с живой и местами поэтичной авторской интонацией, а схемы архитектурных построек соседствовали с авторскими отступлениями, характерными для очерковой литературы или даже лирической прозы. Последний вариант названия, сохранив необычный авторский жанровый подзаголовок, только усилил эстетическую константу книги, приближающую ее к литературно-художественному дискурсу. Исходя из этого нам кажется возможным и логичным включить популярную работу В. П. Орфинского

не только в научный, но и в литературно-художественный контекст.

Количественно значимое приращение источников произошло после 1995 года. Среди текстов - произведения карельских авторов: Г. Сал-тупа, Б. Гущина, О. Мошникова, С. Панкратова, Е. Николаевой, Ю. Линника, А. Пертту (роман последнего «Petroskoin symposiumi» (Petroskoi: Verso, 2001), где упоминается остров Кижи, не переводился на русский язык) и других; российских прозаиков и поэтов - И. Бурковой, А. Жи-тинского; зарубежных писателей - М. Вилька (Польша). Отдельный массив составляет сегодня сетевая литература, дающая большое разнообразие произведений о Кижах от графоманских стихов с портала «Стихи.ру» до тонкой и сложной поэзии Лидии Корниловой (http://lida-kornilova. ru/#/stihi/i-vse-taki/kizhi/).

Названные источники, вероятно, не закрывают всех лакун, но они существенно дополняют зафиксированную в указателях художественную и очерковую литературу о Кижах и в количественном смысле, и в качественном. Применительно к изучению кижских сюжетов русской литературы картина будет значительно разниться, опираемся ли мы на круг вошедших в указатель 1995 года источников или принимаем в поле своего внимания произведения Н. Клюева, К. Паустовского, А. Житинского, Ю. Казакова.

В публикуемый ниже список нами включены вышедшие к настоящему моменту научные издания и статьи, освещающие кижские сюжеты русской литературы, стихи, прозу, не указанные в публиковавшихся до настоящего момента тематических библиографических указателях («Карелия в художественной литературе» (1981), «Кижи»: указатель литературы» (1995)), дополняющие их. В списке не указываются переиздания произведений. Отдельным разделом представлена антология поэзии и прозы «Сказ о Кижах» (1988), ранее ошибочно помеченная в указателе «Кижи» как сборник стихов [2: 53].

Отбор текстов, представленных в настоящей публикации, закончен в 2015 году.

Кижи в литературоведении

Байнин С. В. «Церкви-сестры» как пример олонецкой храмовой культуры в поэзии Н. А. Клюева // Церковь Преображения Господня: 300 лет на заонежской земле: Материалы Всерос. науч. конф., приуроченной к 300-летию Преображенской церкви на острове Кижи (3-5 сентября 2014 г., г. Петрозаводск, о. Кижи). Петрозаводск, 2015. С. 293-299.

Гин М. М. Далекое - близкое. Историческая тема у писателей Карелии: [О романе В. Чехова «Возмутители»] // Гин М. М. Литература и время: исследования и статьи. Петрозаводск: Карелия, 1969. С. 225-254.

Горницкая Л. И., Ларионова М. Ч. Место, которого нет. Острова в русской литературе. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2013. 226 с. Из содерж.: С. 18, 20, 29.

История литературы Карелии. Т. 3 / [Ю. И. Дюжев и др.; редкол.: Н. С. Надъярных (гл. ред.), Ю. И. Дюжев, Э. Л. Алто и др.; Ред. тома Ю. И. Дюжев]; РАН, Ин-т мировой лит. им. М. Горького, Карел. науч. центр, Ин-т языка, литературы и истории. Петрозаводск, 2000. 458 с. Из содерж.: С. 46, 245-254, 279, 282, 286, 299-300.

Кикин Д. Этюды о Кижах // Звезда. 1969. № 7. С. 184-189.

Маркова Е. И. Олонецкие храмы в поэзии Н. Клюева // Православие в Карелии: Материалы 2-й междунар. науч. конф., посвящ. 775-летию крещения карелов, Петрозаводск, 14-15 нояб. 2002 г. / Правительство РК, Петрозав. и Карел. епархия РПЦ, Ин-т языка, лит. и истории КарНЦ РАН, Петрозав. гос. ун-т; Редкол.: В. М. Пивоев и др. Петрозаводск: Карел. науч. центр РАН, 2003. С. 286-291.

Маркова Е. И. «Олонецкая купина» Николая Клюева // XXI век на пути к Клюеву: Материалы междунар. конф. «Олонецкие страницы жизни и творчества Николая Клюева и проблемы этнопоэтики», посвящ. 120-летию со дня рождения великого русского поэта Николая Клюева, 21-25 сентября 2004 г. / [Сост. и науч. ред. Е. И. Маркова]. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2006. C. 10-18.

Маркова Е. И. «Цветет в сутемёнки, пылает в зарань» (Образ храма Пресвятые Богородици в «Песни о Великой Матери»). Melbourne (Австралия): Academia press, 2004. С. 85-92.

Михайлов А. И. Поэтическая этнография Севера // Север. 1987. № 2. С. 113-117.

Патроева Н. В. Карельские мотивы и фольклорные элементы в лирике Р. Рождественского: [Анализ стихотворений Р. Рождественского «Кижи», «Мы стоим пред Кижским собором одни...»] // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2015. № 5 (150). С. 87-91.

Рогощенков И. Историзм и художественность: [истор. тема в «Кижских рассказах» В. И. Пулькина] // Север. 1991. № 5. С. 148-157.

Шилова Н. Л. Адам и Ева на острове Кижи: об одном сюжете Ю. Казакова // Вестник Санкт-Петербург. гос. ун-та. Сер. 9. 2014. Вып. 4. С. 67-73.

Шилова Н. Л. Карельские реалии в рассказе Ю. Казакова «Адам и Ева» // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2014. № 5 (142). С. 82-85.

Шилова Н. Л. Кижи и массовая культура // Топографии популярной культуры: Сб. ст. М., 2015. С. 133-150. (Науч. б-ка).

Шилова Н. Л. Кижи как идиллический локус в русской прозе 1970-х годов: [о репрезентации о. Кижи в рус. прозе 1970-х гг.] // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2013. № 7 (136). Т. 2 (136). С. 78-81.

Шилова Н. Л. «Кижи многоглавые»: образ острова в русской литературе // Церковь Преображения Господня: 300 лет на заонежской земле: Материалы Всерос. науч. конф., приурочен. к 300-летию Преображенской церкви на о-ве Кижи (3-5 сентября 2014 г., г. Петрозаводск, о. Кижи). Петрозаводск, 2015. С. 299-306.

Шилова Н. Л. Кижский текст в русской литературе // Н. П. Анциферов. Филология прошлого и будущего: Материалы междунар. науч. конф. «Первые московские Анциферовские чтения». Москва, 25-27 сентября 2012 г. М.: ИМЛИ РАН, 2012. С. 391-395.

Шилова Н. Л. О специфике литературной репрезентации острова Кижи в русской прозе XX в. // Классический университет в пространстве трансграничности на Севере Европы: стратегия инновационного развития: Материалы междунар. форума: (Петрозаводск, 9-13 декабря 2014 года). СПб., 2014. С. 265-266.

Шилова Н. Л. Образы кижских храмов в русской литературе ХХ века (к 300-летию Преображенской церкви) // Проблемы исторической поэтики [Редкол.: В. Н. Захаров (отв. ред.) и др.]. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. Т. 12: Евангельский текст в русской литературе XII-XXI веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Вып. 9. С. 572-587.

Шилова Н. Л. Остров-музей: об особенностях литературной репрезентации острова Кижи // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2015. № 3 (148). Т. 2. С. 83-88.

Кижи в художественной литературе

Сказ о Кижах: Сб. / Сост. Е. И. Такала, М. В. Тарасов. Петрозаводск: Карелия, 1988. 142 с.: ил.

Кижи в поэзии

Аркавин С. Кижи // Курьер Карелии. 2003. 25 апр. С. 4.

Бабкин А. В. Маков ручей: Стихи. Петрозаводск: Карелия, 1991. 111 с. Из содерж.: Кижи. С. 30.

Байер О. Преображение // Кижи. 2007. № 3. С. 8.

Бацер М. Еще о Кижах // Курьер Карелии. 2004. 17 июня. С. 9.

Благинина Е. Кижи // Кижи. 2004. № 6. С. 8.

Бобров Н. В Кижских шхерах // Кижи. 2011. № 1. С. 8.

Боголюбова М. «Поющие в Кижах соборы - загадка родимой земли.» // Кижи. 2014. № 7. С. 7.

Бугмырин А. Кижи. Храм Преображенья // Кижи. 2014. № 7. С. 7.

Вихорев В. «Скрипят по насту лыжи...» // Кижи. 2009. № 11. С. 7.

Воскресенский Э. Кижи // Лицей. 2008. № 5. С. 2.

Герасимова Е., Герасимов А. Признание Кижам // Кижи. 2010. № 6. С. 8.

Гребенщиков Н. А. Ветер над морем: Стихи. Петрозаводск: Карелия, 1981. 54 с. Из содерж.: Кижи. С. 50-51.

Григорьева О. Из цикла «Кижи» [«Ворожи, ворожи, север.»] // Кижи. 2014. № 7. С. 7.

Ефименко К. Птица, взлетевшая над миром // ТВР-Панорама. 2006. № 13. С. 13

Иванов А. А. Добрые вехи: Стихи. Петрозаводск: Карел. кн. изд-во, 1969. 162 с. Из содерж.: Кижи. С. 9-10.

Калачева В. «Я знаю, что смерти нет...» // Север. 2006. № 1-2. С. 3-5.

Клюев Н. А. Мать Суббота / Н. А. Клюев. Пг.: Полярная звезда, 1922. 36 с.

Клюев Н. Песнь о Великой Матери // Знамя. 1991. № 11. С. 3-44.

Корниенко Т. Возвращение в Кижи // Кижи. 2004. № 6. С. 8.

Корнилова Л. Кижи [«Клочок проездного билета...», «Этого храма нет...»] // Персональный сайт Лидии Корниловой [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lida-kornilova.rU/#/stihi/i-vse-taki/kizhi/klochok-proezdnogo-bileta/

Костин И. А. Золотец: стихи и поэма / [ред. Б. А. Шмидт]. Петрозаводск: Карел. кн. изд-во, 1968. 86 с. Из содерж.: Кижи. С. 7-9.

Костин И. А. Кижи. Земляки. Повенчаночка // День поэзии Севера. 1967. Петрозаводск, 1968. С. 74-76.

Костин И. А. На острове сокровищ: Посреди Онежских вод, Храм Покрова, Церковь воскрешения Лазаря, Мельница, Дом крестьянина Ошевнева // Кижи. 2014. № 2. С. 7.

Костин И. А. У Онего, среди перелесиц: стихи и поэма. Петрозаводск: Карелия, 1971. 112 с.: ил. Из содерж.: Кижи. С. 65-67.

Крохина Е. В Кижах // Север. 1966. № 2. С. 21.

Кувшинов С. Рукотворные Кижи // Кижи. 2014. № 7. С. 7.

Кутов Н. В Кижах // Кижи. 2014. № 7. С. 7.

Линник Ю. Преображенка: венок сонетов // Кижи. 2013. № 3. С. 3.

Мишин А. Прощание с Кижами // Кижи. 2009. № 11. С. 7.

Москалев А. А. Кижи в тумане // Русский Дом. 2013. № 10. С. 32-33.

Кижи в русской литературе XX-XXI веков: к библиографии вопроса

89

Мошников О. Банный дух // Кижи. 2006. № 4. С. 6. Мошников О. Кижский Нестор // Кижи. 2007. № 4. С. 8 Натико. Церковь в Кижах // Кижи. 2014. № 7. С. 7. Никитина Н. От апреля до апреля // Кижи. 2007. № 9. С. 8

Николаева Е. М. Желаю тебе добра: Стихи / [Ред. В. И. Чернецова]. Петрозаводск: Карелия, 1979. 46 с. Из содерж.: Кижи. С. 39.

Рождественский В. А. Избранное. М.; Л.: Худож. лит., [Ленинград. отд-ние], 1965. 447 с. Из содерж.: Погост в Кижах. С. 274-275.

Рождественский Р. Новые стихи // Север. 1971. № 11. С. 3-6.

Сергин В. В. Брусничный бор: Книга стихов. М.: Современник, 1985. 80 с. Из содерж.: Кижи. С. 38-43. Серов Е. Встреча с чудом // Кижи. 2011. № 1. С. 8. Силин В. Кижи // Кижи. 2006. № 4. С. 6.

Сысойков М. П. Весне навстречу: Стихи. Петрозаводск: Гос. изд-во Карело-Финской ССР, 1955. 106 с. Из содерж.: Кижский собор. С. 18-19.

Судаков В. «В Кижах летели паутинки...» // Кижи. 2006. № 9. С. 8. Фокина О. Кижи // Кижи. 2009. № 11. C. 7. Фролов Н. Тишина // Кижи. 2011. № 7. С. 8. Чакусова Е. Кижи // Карелия. 2010. 6 мая. С. 10.

Чехонин Р. Возвращение к началу // Молодежная газета Карелии. 2004. 1-7 апр. С. 24. Шушковская Е. Остров Кижи // Кижи. 2014. № 7. С. 7. Юферев В. В Кижах // Кижи. 2014. № 7. С. 7. Klavacvet. Кижи // Кижи. 2014. № 7. С. 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кижи в прозе

Агапитов В. А. Святая салма: Проза. Стихи. Переводы. Петрозаводск: Б.и., 1998. 79 с.: ил. Из содерж.: Кижские картинки. С. 7-14; А в Кижах красивая осень. С. 14-18; Серёдка. С. 18-22; Святая Салма. С. 22-25; Письма к Щеголёнку (или письма с Пустого берега). С. 25-43.

Буркова И. Е. В Кижи // Буркова И. Е. Хочуха. М.: Звонница-МГ, 2006. С. 79-106.

Горышин Г. Онежские записи // Горышин Г. А., Региня Л., Самойлов А. Онего: Сегодня и завтра. Л.: Гидрометеоиздат, 1981. С. 4-28.

Гущин Б. А. А моя Марфута упала с парашюта // Мир Севера. 2000. № 4. С. 81-83. Житинский А. Путевка в Кижи // Житинский А. Седьмое измерение. СПб.: Амфора, 2001. С. 309-330. Казаков Ю. Адам и Ева // Казаков Ю. Собр. соч.: В 3 т. М.: Русскш мiръ, 2008. Т. 1.: Странник. С. 255-280. Костин И. А. Сотворение красоты: [очерки о Заонежье]. М.: Сов. Россия, 1982. 86 с.

Любовцев В. Прогулка в Кижи // Всегда начеку: очерки о героях и подвигах советской милиции: Очерки / Сост. В. И. Лю-бовцев. М.: Политиздат, 1967. С. 166-177.

Нагибин Ю. М. Дневник. М.: Книж. сад, 1996. 699 с., [16] л. фот.

Онегов А. С. Вода, настоянная на чернике: Рассказы. М.: Современник, 1983. 240 с.: ил. Из содерж.: Кижи: [рассказ]. С. 180-189.

Орфинский В. П. Путь длиною в шесть столетий: архитектурные новеллы. Петрозаводск: Карел. книж. изд-во, 1968. 112 с.: ил.

Панкратов С., Поморцев Б. Север в душе моей. Петрозаводск: Карелия, 1981. 151 с.

Паустовский К. Г. Собр. соч.: В 6 т. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1957. Т. 2. Повести. 702, [2] с. Из содерж.: Золотая роза. С. 435-699.

Паустовский К. Г. Судьба Шарля Лонсевиля / Рис. и пер. Т. А. Мавриной. М.: Мол. гвардия, 1933. 114, [2] с.: ил. Пулькин В. Кижские «беседы» // Природа и человек (Свет). 2007. № 4. С. 64-66.

Пулькин В. И. Кленовое кантеле: сказания о пришедших издалека. Петрозаводск: Карелия, 2008. 170 [6] с.: ил. Пулькин В. Северная Фиваида (заонежские легенды) // Север. 2008. № 1-2. С. 178-187.

* Статья подготовлена в рамках комплекса мероприятий Программы стратегического развития ПетрГУ на 2012-2016 гг. Подпроект «Лаборатория "Философские, исторические и культурологические исследования"».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ансамбль Кижского погоста: история, архитектура: Библиогр. указатель / Мин-во образования и науки РФ, Федерал. гос. бюждет. образ. учреждение высш. проф. образования «Петрозавод. гос. ун-т», Науч. б-ка, Федерал. гос. бюждет. образ. учреждение культуры Гос. ист.-архит. и этногр. музей-заповедник «Кижи»; [Науч. рук. и авт. вступ. ст. В. А. Гущина; Ред.-библиографы: А. А. Николаева (отв. ред.) и др.]. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. 106 с.

2. Кижи: Указатель литературы / Нац. б-ка Респ. Карелия; Сост.: Т. В. Осипова, Т. В. Терпугова. Петрозаводск : РИО Ко-миздат РК, 1995. 88 с.

3. Маркова Е. И. Олонецкие храмы в поэзии Н. Клюева // Православие в Карелии: Материалы 2-й междунар. науч. конф., посвящ. 775-летию крещения карелов, Петрозаводск, 14-15 нояб. 2002 г. / Правительство РК, Петрозавод. и Карел. епархия РПЦ, Ин-т языка, лит. и истории КарНЦ РАН, Петрозавод. гос. ун-т; Редкол.: В. М. Пивоев и др. Петрозаводск: Карел. науч. центр РАН, 2003. С. 286-291.

4. Московская Д. С. Н. П. Анциферов и художественная местнография русской литературы: к истории взаимосвязей русской литературы и краеведения. М.: Наследие, 2010. 432 с.

5. Уваров М. С. Культурная география в культурологической перспективе (аналитический обзор) // Культурная география: Междунар. журнал исследований культуры. 2011. № 4 (5) [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ы1р://%'%глг. culturalresearch.ru/ru/archives/76-2011geography (дата обращения 15.09.2015).

6. Шилова Н. Л. Кижский текст в русской литературе // Н. П. Анциферов. Филология прошлого и будущего: Материалы междунар. науч. конф. «Первые московские Анциферовские чтения». Москва, 25-27 сентября 2012 г. М.: ИМЛИ РАН, 2012. С. 391-395.

Shilova N. L., Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russian Federation) Urvantseva N. G., Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russian Federation)

KIZHI ISLAND IN RUSSIAN LITERATURE OF THE XX-XXI CENTURIES: BIBLIOGRAPHY OF THE TOPIC

A corpus of literary, critical and bibliographical publications on the topic "The island of Kizhy in Russian literature of the XX-XXI centuries" is described in the article. The authors of the research analyze particular characteristics and fullness of materials published on the theme in focus and provide examples of discovered lacunas. The article also includes a list of bibliographical sources, which can be added to the already existing and published register of bibliographical sources. Key words: Russian literature, Russian North, geopoetics, bibliography, literary criticism

REFERENCES

1. Ansambl'Kizhskogo pogosta: istoriya, arkhitektura: Bibliograficheskiy ukazatel' [The ensemble of Kizhi history, architecture: bibliography]. Petrozavodsk, Izdate'stvo PetrGU, 2015. 106 p.

2. Kizhi: Ukazatel'literatury [Kizhi: index of literature] / Natsional'naya biblioteka Respubliki Kareliya; Sost.: T. V. Osipova, T. V. Terpugova. Petrozavodsk, RIO Komizdat RK Publ., 1995. 88 p.

3. Markova E. I. Olonets temples in poetry of N. Klyuev [Olonetskie khramy v poezii N. Klyueva]. Pravoslavie v Karelii: Materialy 2-y mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, posvyashchennoy 775-letiyu kreshcheniya karelov [Orthodoxy in Karelia. Proceedings of the 2nd International Scientific Conference dedicated to the 775th anniversary of the baptism of Karelians]. Petrozavodsk, 2003. P. 286-291.

4. Moskovskaya D. S. N. P. Antsiferov i khudozhestvennaya mestnografiya russkoy literatury: k istorii vzaimosvyazey russkoy literatury i kraevedeniya [Antsiferov and art mestnografiya of the Russian literature: to the history of relations between Russian literature and the study of local lore]. Moscow, Nasledie Publ., 2010. 432 p.

5. Uvarov M. S. Cultural geography in cultural perspective (analytical review) [Kul'turnaya geografiya v kul'turologicheskoy perspektive (analiticheskiy obzor)]. KuVturnaya geografiya: Mezhdunarodnyy zhurnal issledovaniy kul'tury [Cultural Geography. International Journal of Cultural Studies]. 2011. № 4 (5). Avaliable at: http://www.culturalresearch.ru/ru/archives/76-2011geography (accessed 15.09.2015).

6. Shilova N. L. Kizhi text in Russian literature [Kizhskiy tekst v russkoy literature]. N. P. Antsiferov. Filologiyaproshlogo i budushchego. Po materialam mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii "Pervye moskovskie Antsiferovskie chteniya" [N. P. Antsiferov. Philology of the past and the future. According to the materials of the international scientific conference "Moscow Antsiferov first reading". Moskow, 25-27 of september 2012]. Moscow, IMLI RAN Publ., 2012. P. 391-395.

Поступила в редакцию 08.12.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.