Научная статья на тему 'Китайский туризм в Японию: примирение «Мягкой силой»?'

Китайский туризм в Японию: примирение «Мягкой силой»? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
733
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / Япония / японо􏰀китайские отношения / опросы общественного мнения / дружеские чувства / антипатия / «мягкая сила». / China / Japan / Japanese􏰀Chinese relations / public opinion poll / friendship / antipathy / “soft power”

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Казаков Олег Игоревич

В 2017 г. количество китайских туристов в Японии превысило 7 млн человек, что составляет более 25 % от числа всех иностранных туристов, посетивших страну. Китайцы охотно едут в Японию по туристическим визам, и это является крупным «мягко􏰀 силовым» успехом Японии и результатом эффективных действий правительства страны по привлечению иностранных туристов. Тем не менее, опросы общественного мнения в Японии показывают вы􏰀 сокий уровень антипатий японцев к Китаю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINESE TOURISM TO JAPAN: APPEASEMENT BY “SOFT POWER”?

In 2017, the number of Chinese tourists in Japan exceeded 7 million people, what is more than 25 % of all foreign tourists. The Chinese are really willing to go to Japan as tourists, and that is a significant achievement of Japan's “soft power” activ􏰀 ities and a result of efficient steps of Japanese government aimed at foreign tourists' attraction. At the same time, public opinion polls in Japan show a high level of an􏰀 tipathy of the Japanese towards China.

Текст научной работы на тему «Китайский туризм в Японию: примирение «Мягкой силой»?»

DOI: 10.24411/2618-6888-2018-10019

О.И. Казаков

КИТАЙСКИЙ ТУРИЗМ В ЯПОНИЮ: ПРИМИРЕНИЕ «МЯГКОЙ СИЛОЙ»?

Аннотация. В 2017 г. количество китайских туристов в Японии превысило 7 млн человек, что составляет более 25 % от числа всех иностранных туристов, посетивших страну. Китайцы охотно едут в Японию по туристическим визам, и это является крупным «мягко-силовым» успехом Японии и результатом эффективных действий правительства страны по привлечению иностранных туристов. Тем не менее, опросы общественного мнения в Японии показывают высокий уровень антипатий японцев к Китаю.

Ключевые слова: Китай, Япония, японо-китайские отношения, опросы общественного мнения, дружеские чувства, антипатия, «мягкая сила».

1. О некоторых особенностях въездного туризма Японии

Доминирование китайцев во въездном туризме Японии прежде всего обусловлено позицией страны в отношении иностранных туристов: по экономическим и имиджевым соображениям Япония заинтересована в росте въездного туризма и предпринимает для этого все возможные шаги организационного и экономического харак-

тера1. Можно выделить два существенных фактора, которые послужили причиной активного развития въездного туризма Японии в последние годы.

Во-первых, как ни парадоксально это может показаться, — это мощное землетрясение, произошедшее 11 марта 2011 г. — так называемое Великое бедствие на Востоке Японии. Оно привело к возникновению разрушительного цунами, человеческим жертвам и техногенной катастрофе на АЭС «Фукусима-1». Катастрофа шокировала не только японцев, но и весь мир. Возникла угроза радиоактивного заражения, из зон риска были эвакуированы проживавшие там японцы, многие иностранцы покинули Японию. Эта угроза, в частности, привела к падению числа иностранный туристов в 2011 г. на 27,8 % по сравнению с 2010 г. Правительством Японии была поставлена задача восстановления пострадавшей от природ-но-техногенного бедствия национальной экономики, частью которой является и туристический сектор. И уже начиная с 2012 г. в Японии фиксируется стабильный рост въездного туризма, демонстрирующего целую череду рекордов по количеству посещений страны интуристами.

К настоящему времени результатом усилий японского правительства стало почти полное восстановление экономики страны после катастрофы 2011 г., хотя актуальной осталась проблема запуска остановленных АЭС. Во многом, хотя и не полностью, Япония улучшила свой имидж, подорванный радиационным загрязнением части японской территории. И несмотря на землетрясения, тайфуны и цунами, которые являются неотъемлемой частью природных особенностей Японии, для туристов она продолжает оставаться одной из самых безопасных стран мира.

Во-вторых, 7 сентября 2013 г. в Буэнос-Айресе (Аргентина) на 125-й сессии Международного олимпийского комитета Токио был объявлен столицей Олимпиады 2020 г. В Японии началась активная подготовка к Олимпийским и Паралимпийским играм-2020. При этом японское правительство поставило цель удвоения числа иностранных гостей с 20 млн человек в 2015 г. до 40 млн к 2020 г.

Динамика роста числа иностранных туристов в Японии показывает, что эта цель с высокой степенью вероятности будет достигнута, но при условии, что не произойдет каких-либо чрезвычайных собы-

тий, связанных с природными катаклизмами или военными действиями.

В настоящее время японское правительство проводит активную работу по развитию иностранного туризма, причем эта работа носит системный и всеобъемлющий характер. Япония создает свой привлекательный образ, подчеркивая, с одной стороны, свою традиционность (связанную с такими явлениями, как самураи, гейши, ниндзя, каратэ, чайная церемония, икэбана, бонсай, синтоистские и буддистские храмы, театры Но и Кабуки, традиционная японская кухня и т. д., и т. п.), а с другой, — современность (музыка, мода, архитектура, театр, анимэ, спорт и др.) и технологическое лидерство (робототехника, искусственный интеллект, чистая энергетика, самоуправляемый транспорт, высокотехнологичные дроны и др.). Все это побуждает иностранцев увидеть Японию — Cool Japan — своими глазами. Однако серьезным сдерживающим фактором для туристов из стран с невысоким уровнем подушевого дохода остается относительная дороговизна жизни в Японии.

Правительство упрощает процедуры выдачи визы иностранцам, но при этом усиливает контроль над въезжающими в страну иностранцами с целью обеспечения безопасности, создает условия для увеличения количества авиа- и морских рейсов, поддерживает создание новых и развитие уже ставших популярными туристических маршрутов. При этом работа ведется не только в правительстве, но и «на местах» — в префектурах и в муниципалитетах, включая разные секторы экономики (развиваются туристический бизнес и услуги, система питания и развлечений, традиционный шопинг и др.). Особая роль отводится улучшению условий пребывания интуристов в Японии (в плане повышения качества услуг переводчиков; развития справочных систем, включая мобильные сервисы; систем дорожных знаков, разметок и оповещения; дублирования названий и объявления на английском и других языках; оперативной поддержки при возникновении нестандартных ситуаций) и вопросам безопасности

* Cool Japan (в России переводится как «Крутая Япония» или «Замечательная Япония») — японская правительственная инициатива по укреплению связей между Японией и другими странами в таких областях, как экономика, культура и дипломатия. URL: http://www.cao.go.jp/cool_japan/english/index-e.html (на англ.).

(взаимодействие с полицией; выработка алгоритма действий сторон в случае стихийных бедствий). Усилия правительства имеют солидную опору в лице традиционных гостеприимства и вежливости

2

японцев — омотэнаси , которые создают для гостей исключительно благоприятный климат пребывания, а также — особого отношения японцев к иностранцам, воспринимаемого последними как толерантность. Все это находит отклик в Китае, граждане которого все более охотно посещают Японию. В итоге статистика показывает, что в вопросах привлечения иностранных туристов Япония добивается значительных успехов.

2. Китайское туристическое доминирование в Японии

По данным Японской национальной туристической организации (Japan National Tourism Organization), в 2012 г. прирост числа иностранных туристов составил 34,4 % (более 1,4 млн человек); а в 2017 г. количество иностранных гостей превысило 28 млн (табл. 1). Из них более 7 млн человек — китайцы. На их долю приходится более 25 % от всего иностранного туристического потока в Японию; граждане Китая — самая многочисленная группа интуристов в Японии. Однако в 2017 г. произошел резкий рост (на 40 %) и количества туристов из Республики Корея, которое тоже преодолело планку в 7 млн человек и почти достигло четверти от общего числа интуристов.

Примечательно, что в Японии подводят итоги и по результатам финансового года (фин.г. — начинается 1 апреля, заканчивается 31 марта следующего года). По данным правительства3, в 2017 фин.г. количество иностранных посетителей Японии по сравнению с предыдущим годом выросло на 19,9 % — до 29,77 млн человек, что обусловлено увеличением числа недорогих авиарейсов, связывающих Японию с Республикой Корея и другими странами. По данным Японского агентства по туризму (Japan Tourism Agency), показатель за 2018 календарный год, по всей видимости, преодолеет планку в 30 млн человек.

Согласно другому пакету данных, тогда же опубликованному Агентством, расходы иностранных туристов в Японии в период с ян-

Таблица 1. Количество иностранных туристов в Японии (человек)*

Страна** Год

2012 2013 2014 2015 2016 2017

Китай 1 425 100 (36,6 %) 1 314 437 (-7,8 %) 2 409 158 (83,3 %) 4 993 689 (107,3 %) 6 372 948 (27,6 %) 7355818 (15,4 %)

Республика Корея 2 042 775 (23,2 %) 2 456 165 (20,2 %) 2755 313 (12,2 %) 4 002 095 (45,3 %) 5 090 302 (27,2 %) 7 140 165 (40,3 %)

Тайвань 1 465 753 (47,5 %) 2 210 821 (50,8 %) 2 829 821 (28,0 %) 3 677 075 (29,9 %) 4 167 504 (13,3 %) 4 564 053 (9,5 %)

Гонконг 481 665 (32,0 %) 745 881 (54,9 %) 925 975 (24,1 %) 1 524 292 (64,6 %) 1 839 189 (20,7 %) 2 231 568 (21,3 %)

США 716 709 (26,7 %) 799 280 (11,5 %) 891 668 (11,6 %) 1 033 258 (17,8 %) 1 242 702 (20,3 %) 1 374 964 (10,6 %)

Всего: 8 358 105 (34,4 %) 10 363 904 (24,0 %) 13 413 467 (29,4 %) 19 737 409 (47,1 %) 24 039 053 (21,8 %) 28 691 073 (19,3 %)

* В скобках указан прирост/сокращение по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

** В табл. указаны страны, численность туристических потоков из которых в Японию превышает 1 млн человек. Количество туристов из этих стран составляет 79 % от всех интуристов.

Источник: Японская национальная туристическая организация. URL: http:// www.jnto.go.jp/ (на яп.).

варя по март 2018 г. выросли на 17,2 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составили 1,13 трлн иен (10,5 млрд долл.). Основные покупатели японских сувениров и других товаров — китайские и южнокорейские гости. Между тем в среднем расходы на одного иностранного гостя увеличились лишь на 0,6 % — до 148 891 иены, что обусловлено ростом числа южнокорейцев, которые, как считается, жестко контролируют свои расходы; при этом каждый из них в среднем потратил 69 262 иены.

В целом за первый квартал 2018 г. гости из материкового Китая потратили больше всех — 439,1 млрд иен, за ними следуют жители заморской провинции КНР — Тайваня — 149,5 млрд иен, южноко-

рейцы — 147,6 млрд иен, гости из Особого административного района КНР Сянган — 81,9 млрд иен.

С ростом количества иностранных туристов устанавливаются и новые рекорды. Так, в марте 2018 г. количество иностранных гостей в Японии оценивалось в 2 607 900 человек, что на 18,2 % больше, чем на соответствующую дату годом ранее. Это — очередной рекордный мартовский показатель.

Китайцы доминируют во въездном туризме Японии, но и среди постоянно проживающих в Японии иностранцев китайская диаспора тоже самая многочисленная. Так, по данным Министерства юстиции Японии, к концу 2017 г. китайцев в стране насчитывалось более 730 тыс. (это рекордный показатель), или 28,5 % от всех проживающих в стране иностранцев, на втором месте — южнокорейцы — более 450 тыс., или 17,6 % (табл. 2).

Таблица 2. Количество проживающих в Японии иностранцев. 2012—2017 гг.

Страна* Год

2012 2013 2014 2015 2016 2017 (доля, %)

Китай 652 595 649 078 654 777 665 847 695 522 730 890 (28,5)

Республика Корея 489 431 481 249 465 477 457 772 453 096 450 663 (17,6)

Вьетнам 52 367 72 256 99 865 146 956 199 990 262 405 (10,2)

Филиппины 202 985 209 183 217 585 229 595 243 662 260 553 (10,2)

Бразилия 190 609 181 317 175 410 173 437 180 923 191 362 (7,5)

Всего: 2 033 656 2 066 445 2 121 831 2 232 189 2 382 822 2 561 848 (100)

* В табл. указаны страны, число граждан которых, проживавших в Японии по состоянию на 2017 г., превышало 100 тыс. человек; в целом они представляют 74 % всех иностранцев.

Источник: Министерство юстиции Японии. URL: http://www.moj.go.jp/ content/001256897.pdf (на яп.) (дата обращения: 07.05.2018).

Демографические тенденции в Японии таковы, что, с одной стороны, седьмой год подряд в стране идет сокращение населения (на 1 октября 2017 г. зафиксировано 126,7 млн человек, что на 227 тыс. человек меньше показателя 2016 г.4), а с другой — растет количество иностранных туристов и зарегистрированных иностранцев, постоянно проживающих в Японии. Таким образом, доля иностранцев, перманентно находящихся в Японии, неуклонно растет. Японцы со своим «островным менталитетом» и традиционно настороженным, хоть и вежливым, отношением к иностранцам вынуждены пусть с трудом, но адаптироваться к данной ситуации.

Настроения японцев в отношении Китая

При том, что набольшее число иностранных туристов в Японии составляют китайцы и южнокорейцы (порядка 50 % от всех интуристов) и соответствующие диаспоры в Японии самые многочисленные (около 46 % от всех иностранцев), отношение японцев к Китаю и Республике Корея характеризуется высоким уровнем антипатии, особенно к КНР. Эти антипатии обусловлены, в частности, обострившимися в последнее время историческими спорами об оценках действий японцев во время оккупации Китая и Кореи и территориальными разногласиями по островам: с Китаем по Сэнкаку (кит. Дяоюйдао) и с Республикой Корея по Такэсима (кор. Токто).

С 1978 г. Отделом по связям с общественностью кабинета министров и премьер-министра Японии и Центральной исследовательской службой (Central Research Services) проводится всеяпон-ский опрос общественного мнения, касающийся отношения японцев к другим странам и регионам5. В этом опросе японцы отвечают в том числе на вопрос о своих страновых симпатиях или антипатиях. Некоторые результаты опроса за последние 6 лет представлены в табл. 3.

Результаты опроса демонстрируют высокий уровень антипатий японцев к Китаю — порядка 80 % и Республике Корея — порядка 60 %. Для примера указано отношение респондентов к США, которое, наоборот, характеризуется высоким уровнем симпатий к военно-политическому союзнику Японии — порядка 80 %. Однако аме-

Таблица 3. Отношение японцев к Китаю, Республике Корея и США в 2012-2017 гг., %

Страна Ответы Год

2012 2013 2014 2015 2016 2017

Китай Симпатия 18 18,1 14,8 14,8 16,8 18,7

Антипатия 80,6 80,7 83,1 83,2 80,5 78,5

Не знаю 1,4 1,2 2,2 2,1 2,7 2,8

Республика Корея Симпатия 39,2 40,7 31,5 33 38,1 37,5

Антипатия 59 58 66,4 64,7 59,1 59,7

Не знаю 1,8 1,3 2,2 2,3 2,8 2,8

США Симпатия 84,5 83,1 82,6 84,4 84,1 78,4

Антипатия 13,7 15,8 15,3 13,5 13,2 19,1

Не знаю 1,8 1,1 2,1 2,1 2,6 2,4

Источник: Отдел по связям с общественностью кабинета министров и премьер-министра Японии. URL: http://survey.gov-online.go.jp/index-gai.html (наяп.).

риканцев-туристов в Японии значительно меньше — примерно 10 % от всех интуристов (см. табл. 1).

На первый взгляд парадоксальным кажется то, что, несмотря на антипатии японцев к Китаю, исследование, проведенное Японской организацией по развитию внешней торговли (Japan External Trade Organization, JETRO) в 2017 г., показало, что Япония занимает первое место в списке стран и территорий, которые хотят посетить граждане Китая: в пользу Японии высказалось 40,2 % всех респондентов; на втором месте — США (39,9 %) и на третьем — Италия (37,4 %) (табл. 4). На дополнительный вопрос респондентам, сначала выбравшим другую страну, хотят ли они посетить Японию, 88,9 % китайцев ответили «да» и 11,1 % — «нет».

Каждый год JETRO проводит подобные опросы среди жителей шести крупных китайских городов, имеющих относительно высокий уровень дохода. В 2017 г. Япония впервые вышла на первое место после начала проведения таких опросов в 2013 г.

Таблица 4. Ответы граждан Китая на вопрос «Укажите три страны, которые хотите посетить в будущем» (допустимо три ответа), %

Страна Год (месяц)

2013 2014 2015.01 2015.07 2016.01 2016.10 2017.08

Китай* 18,3 23,6 26,2 19,3 17,4 17,6 15,9

Япония 22,3 24,2 25,7 33,4 34,2 35,4 40,2

США 43,6 37,6 40,9 33,6 37,2 38,8 39,9

Великобритания 30,9 25,9 25,0 24,2 25,5 26,9 24,1

Италия 37,3 35,8 31,1 37,1 38,9 36,4 37,4

Франция 44,8 46,6 41,4 35,8 36,0 33,3 34,9

Германия 22,6 22,3 17,9 18,8 19,6 21,2 23,9

Республика Корея 20,8 23,3 25,3 19,9 20,8 18,8 18,3

Таиланд 14,3 14,2 14,4 9,3 9,7 11,0 11,4

Другие 0,8 0,8 1,3 0,3 0,3 0,3 0,2

* Внутрикитайский туризм. Источник: Японская организация по развитию внешней торговли JETRO. URL: http://www.jetro.go.jp/ext_images/_News/releas es/2017/9c767c469d4a6467/1.pdf (на яп.) (дата обращения: 07.05.2018).

В этом же опросе китайцы поставили Японию на первое место среди других стран по таким показателям, как (1) экологическая чистота, (2) уровень обслуживания и (3) вежливость. Вероятно, в Японии китайские гости не ощущают антипатии к своей стране, что дает им возможность в комфортных условиях получать от туризма в Японии все, на что они готовы тратить деньги.

Примечательно, что за последние 3 года уровень антипатий к Китаю у японцев уменьшился с 83,2 % в 2015 г. до 78,5 % в 2017 г., а уровень симпатий увеличился с 14,8 % в 2015 г. до 18,7 % в 2017 г. Однако учитывая существующие де-факто глубокие исторические и культурные связи между Китаем и Японией, а также обширные торгово-экономические контакты между ними, демонстрируемое в опросе негативное отношение японцев к Китаю нельзя назвать нормальным.

При этом уровень симпатий к США упал с 84,1 % в 2016 г. до 78,4 % в 2017 г., а уровень антипатий повысился с 13,2 % в 2016 г. до 19,1 % в 2017 г. Считается, что причиной такого изменения является рост негативного отношения японцев к новому лидеру США президенту Д. Трампу. Отношение японцев к лидерам стран, похоже, является существенным фактором, проецирующим это отношение на всю страну. В данном контексте выстраивание более доверительных связей между председателем КНР Си Цзиньпином и премьер-министром Японии С. Абэ может стать важным механизмом позитивиза-ции восприятия Китая со стороны японцев.

«Мягкосиловая» активность как фактор сближения

Послевоенная Япония с ростом своей экономики уделяла все большее внимание пропаганде за рубежом ее традиций и достижений с целью создания благоприятного климата для ведения бизнеса и выстраивания комфортных для сотрудничества отношений. В последнее время многоплановую международную деятельность страны, направленную на улучшение восприятия страны за рубежом, стали называть «мягкой силой». Из-за отсутствия в Японии полноценных вооруженных сил, обусловленного итогами Второй мировой войны (Силы самообороны не нацелены на ведение боевых действий за пределами страны), приращение «мягкой силы» Японии стало доминирующим направлением работы японских дипломатов и соответствующих правительственных и иных организаций при достижении тех или иных внешнеполитических целей6. И до настоящего времени у Японии нет силовой альтернативы «мягкой силе». Болезненно реагируя на угрозы со стороны КНДР и усиление оборонной мощи КНР, которая предъявляет Японии территориальные претензии, используя для этого, в частности, и военные средства, Япония, хотя и усилила взаимодействие со своим стратегическим партнером — США в военно-политической сфере, включая закупки у него современного вооружения, однако дипломатическая работа продолжает оставаться основным инструментом в решении ее внешнеполитических задач. Демонстрация военной силы и «игра муску-

лами», которые традиционно практикуют, например, США и Россия, для Японии пока категорически неприемлемы.

Так, ведущаяся уже несколько лет дискуссия об изменении «мирной статьи» Конституции Японии (ст. 9) пока не принесла премьер-министру С. Абэ и правящей Либерально-демократической партии существенного успеха. По данным опроса общественного мнения7, проведенного в Японии в преддверии 71-й годовщины вступления 3 мая 1947 г. в силу Конституции страны, 61 % респондентов — против внесения поправок в Конституцию; 38 % — за него. Опрос также показал, что 58 % японцев полагают внесение в будущем поправок в Верховный закон «необходимым» или «скорее необходимым»; 39 % не видят такой необходимости. Результаты опроса говорят о том, что, с одной стороны, многие японцы осознают необходимость пересмотра Конституции в соответствии с веяниями времени, а с другой — они не видят необходимости спешить. Последнее может отражать недоверие японцев к администрации С. Абэ на фоне ряда политических скандалов с его участием. В исследовании также подчеркивается, что японская общественность высоко оценивает отказ страны от военного пути разрешения конфликтов, при этом 69 % считают это причиной, по которой после окончания Второй мировой войны Япония никогда не использовала за рубежом военную силу. Однако общественное мнение в Японии по пересмотру

«мирной статьи» Конституции страны в настоящее время расо

колото , а данная тема является своеобразной «лакмусовой бумажкой» настроений японцев относительно желательности или нежелательности перехода от «мягкой силы» к «жесткой силе».

Нельзя не признать, что «мягкая сила» Японии как инструмент дипломатии весьма эффективна. Она способствует более успешному решению разных задач страны: от привлечения иностранных туристов до облегчения бизнес-деятельности японских компаний за рубежом. В последние время активно развивающиеся Китай и Республика Корея также уделяют много внимания механизмам «мягкой силы», что создает своеобразную «конкурентную среду» в Восточной Азии в вопросе овладения настроениями и умами людей. В этих условиях Япония вынуждена постоянно совершенствовать свой «мяг-косиловой» инструментарий. В конечном счете, если в Восточной Азии начнут доминировать исключительно «мягкие силы», в частно-

сти, поддерживаться мощные туристические потоки между странами, то это, несомненно, будет способствовать улучшению отноше-

9

нии между народами региона на уровне «корней травы» и снижению рисков применения «жесткой силы», что можно только приветствовать.

* * *

Итак, иностранный туризм Японии четырех последних лет отличается уверенным ростом числа китайских гостей (даже на фоне в целом негативного отношения японцев к Китаю), и это дает некоторое основание с определенной долей оптимизма смотреть на перспективы несомненно сложных японо-китайских отношений. Роль иностранного туризма имеет не только сугубо экономическое значение, заключающееся в извлечении немалых финансовых доходов: иностранный туризм в качестве одного из аспектов «мягкой силы» служит механизмом выстраивания добрососедских отношений между странами, развивающими турбизнес и снимающими разного рода ограничения на пересечение государственных границ. Он, в частности, способствует снижению уровня недопонимания в человеческом общении, а также рисков возникновения вооруженных конфликтов. Думается, опыт Японии в этом контексте показателен и поучителен.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечания

1 Казаков О.И. Рекордный туризм в Японию в 2015 г. на фоне отношения японцев к другим странам // Японские исследования. 2016. № 3. С. 13—24.

2 Японский термин омотэнаси означает высокий уровень гостеприимства, вежливости, обслуживания и т. д.

3 No. of foreign visitors to Japan in fiscal 2017 reaches almost 30 mil // Japan Today. 19.04.2018. 04:50 pm JST.

4NHK World. 13.04.2018.

5 Официальное название — «Опрос общественного мнения по внешним отношениям», результаты которого размещаются на сайте Отдела по связям с общественностью кабинета министров и премьер-министра. URL: http://www.cao.

go.jp (на яп.). Техническую работу выполняет организация Central Research Services (Центральная исследовательская служба). URL: http://www.crs.or.jp (на яп.).

6 Казаков О.И.«Мягкая сила» Японии и информационные войны // Япония наших дней. 2014. № 2 (20). М.: ИДВ РАН, 2014. С. 20—35.

7 60 % opposed to amendment of Japan's Constitution under Abe // Japan Today. 26.04.2018 06:30 am JST.

8 Abe seeks support for constitutional revision // Japan Today. 02.05.2018 06:50am JST.

9 Используемый в Японии термин «куса-но нэ» имеет дословный перевод «корни травы» и в данном случае близок по смыслу к американскому термину grassroots (так в США называют спонтанные движения «снизу»); он означает контакты и взаимодействие между обычными людьми, а не официальными лицами, во многом — «народную дипломатию».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.