Научная статья на тему 'Китайский фактор во внешней политике США: возможна ли война двух держав?'

Китайский фактор во внешней политике США: возможна ли война двух держав? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
816
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США / КНР / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / «АНТИКИТАЙСКАЯ СТЕНА» / ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА / U.S. FOREIGN POLICY / U.S.-CHINA RELATIONS / “ANTI-CHINESE WALL” / PRC / ASIA-PACIFIC REGION / PROBLEM OF LEADERSHIP

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ковбасюк Анастасия Романовна

В статье рассматривается столкновение интересов США и Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Анализируются перспективы дальнейшего развития американо-китайских отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHINESE FACTOR IN THE U.S. FOREIGN POLICY: IS WAR BETWEEN THE TWO POWERS POSSIBLE?1

In this article the clash of U.S. and PRC interests in the Asia-Pacific region is examined. The prospects of further development of the U.S.-China relations are analyzed.

Текст научной работы на тему «Китайский фактор во внешней политике США: возможна ли война двух держав?»

А.Р. Ковбасюк

КИТАЙСКИЙ ФАКТОР ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ США: ВОЗМОЖНА ЛИ ВОЙНА ДВУХ ДЕРЖАВ?

THE CHINESE FACTOR IN THE U.S. FOREIGN POLICY: IS WAR BETWEEN THE TWO POWERS POSSIBLE?

В статье рассматривается столкновение интересов США и Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Анализируются перспективы дальнейшего развития американо-китайских отношений.

Ключевые слова: внешняя политика США, КНР, Азиатско-Тихоокеанский регион, американо-китайские отношения, «антикитайская стена», проблема лидерства.

In this article the clash of U.S. and PRC interests in the Asia-Pacific region is examined. The prospects of further development of the U.S.-China relations are analyzed.

Key words: U.S. foreign policy, PRC, Asia-Pacific region, U.S.-China relations, "anti-Chinese wall", problem of leadership.

Концепция «перезагрузки» российско-американских отношений являлась центром внимания политиков, журналистов и исследователей с марта 2009 г., когда глава российского МИДа С.В. Лавров и госсекретарь США Х. Клинтон объявили в Женеве о начале нового этапа политических отношений между двумя странами. Несмотря на это, нельзя отрицать, что к 2013 г. «перезагрузка» себя исчерпала, уступив место «прохладному миру». В контексте последних событий (планы размещения ПРО США в Восточной Европе, список Магнитского и «закон Димы Яковлева») ответ на вопрос, возможна ли новая «холодная» или «горячая» война с участием Вашингтона и Москвы, весьма неоднозначен.

Однако существует ряд исследователей, которые полагают, что в настоящее время следует рассматривать отнюдь не линию «Москва - Вашингтон» как очаг нового витка военного и политического противостояния. Одним из наиболее противоречивых в подобном понимании комплексов двусторонних связей эксперты-международники называют будущее китайско-американских отношений и вероятность полномасштабного конфликта между двумя державами. Целью данного исследования автор ставит анализ динамики развития связей между Соединенными Штатами Америки и Китайской Народной Республикой в последние годы, выявление «подводных камней» их взаимоотношений и формирование собственного взгляда на проблему возможной войны между Америкой и Китаем.

Для Белого дома было бы весьма недальновидно не признать объективную реальность того, что Китай на современном этапе развивается быстрыми темпами. Став безусловным лидером в Азиатско-Тихоокеанском регионе и локомотивом дальнейшего развития [5], Китай продолжает наращивать экономическую мощь (вторая экономика мира), укреплять политические позиции, чтобы добиться признания в качестве ведущей мировой державы наряду с США.

Соединенные Штаты тревожит, что у многих сложилось впечатление, будто Китай вышел из экономического кризиса значительно укрепившимся, а Америка - сильно ослабевшей. Если такой образ сохранится, это может привести к тому, что государства АТР задумаются о переориентации на Пекин как на более сильного и перспективного партнера [2]. Поэтому очевидно, что сегодняшнее поведение Вашингтона - провозглашение политики «возвращения» в АТР - вполне понятно и обосновано со стратегической точки зрения. В то же время в отношении рассматриваемого региона можно говорить (как и во многих других случаях) о тезисе «миссии США» в истории человечества, идее американской исключительности и особого, «высшего» предназначения Америки (корни этой идеи уходят еще к середине XVII в.). Такой вывод можно сделать, проанализировав заявления Х. Клинтон о наступлении «тихоокеанского века для Америки» [6] и готовности Вашингтона принять на себя лидерство в АТР, идя навстречу пожеланиям партнеров и союзников в регионе.

Проще говоря, США в АТР начинают реализовывать уже опробованную на Российской Федерации и постсоветском пространстве схему «опоясывания» государства (в данном случае КНР) лояльными к американскому правительству странами. Однако подобная политика в рассматриваемом регионе имеет осложняющий элемент: Вашингтон налаживает связи и заключает договоры в том числе с теми государствами, которые вовлечены в территориальные споры с Китаем. Здесь можно привести пример подписания Маниль-ской декларации, учитывая вновь разгоревшийся между Манилой и Пекином конфликт вокруг находящегося под филиппинской юрисдикцией рифа Скар-боро (в КНР его называют островом Хуанъянь). Еще один пример - визит в 2012 г. министра обороны США Л. Панетты во Вьетнам, который также является участником спора с Китаем относительно принадлежности островов в Южно-Китайском море.

Кроме того, со стороны Соединенных Штатов предпринимаются меры экономического характера, в том числе запуск интеграционного проекта «Тихоокеанское партнерство», целью которого является создание в АТР преференциального торгового режима на базе многостороннего соглашения с участием Австралии, Брунея, Вьетнама, Малайзии, Новой Зеландии, Перу, Син-

гапура и Чили, т.е. в обход Китая. По словам М.В. Мамонова, подобные действия США привели к существенному сужению окна внешнеполитических возможностей для КНР и заставили задуматься о формировании в регионе некой «великой антикитайской стены» [3].

Многие аналитики оценивают шансы США на реализацию новой тихоокеанской стратегии, направленной на изоляцию Китая, как довольно ограниченные. Уже упомянутое «Тихоокеанское партнерство» устанавливает достаточно высокие стандарты [3]. Таким образом, перспективы интеграции вос-точноазиатских государств в соответствии с данной программой весьма туманны. К тому же, активизации внешнеполитического курса Соединенных Штатов в отношении стран АТР могут препятствовать некоторые трудности: противоречия с Россией по европейской ПРО и по Сирии, потребность по-прежнему активно участвовать в процессах переустройства Ближнего Востока, а также продолжающие обостряться противоречия с Пакистаном и их влияние на урегулирование ситуации в Афганистане.

Несмотря на приведенные факты, можно заметить, что Вашингтон и Пекин в силу целого ряда политических и экономических причин прилагают все силы для того, чтобы не допустить конфликта. Здесь следует обратить внимание на примирительный тон внешнеполитических заявлений американского руководства. Оценивая атмосферу на состоявшемся в Сингапуре диалоге «Шангри-Ла» (июнь 2012 г.), китайские издания отмечают, что, вопреки ожиданиям, «деэскалация» была ключевым словом саммита, а вопрос споров в Южно-Китайском море не был ключевым звеном дискуссий [7].

Исходя из этого, нельзя не заметить, что в американо-китайских отношениях сложилась в определенной мере двойственная ситуация. С одной стороны, Соединенные Штаты, как уже было отмечено, предпринимают шаги, направленные на последовательное сдерживание Китая. С другой - Вашингтон не может не учитывать того, что Пекин становится его важнейшим торговым партнером. Опираясь на авторитетные мнения современных экспертов в области международных отношений и оперируя фактами, можно выделить два основных сценария развития американо-китайских отношений.

Первый - эскалация. Не самая позитивная перспектива, акцентирующая внимание на сохранении конфронтационных алгоритмов «холодной войны» в регионе, на инертности американо-китайских отношений, что в обозримом будущем может привести к необходимости активизации сдерживания Америкой военно-политических амбиций Китая [3]. При этом для отвлечения внимания Вашингтона Пекин будет использовать имеющиеся у него инструменты: от экономических и валютно-финансовых рычагов до, к примеру, применения права вето в Совете Безопасности ООН (как вариант - в случае с

Сирией). К тому же при подобной конфронтационной модели китайско-американских отношений противоречиями между двумя державами не преминут воспользоваться те игроки в регионе, которые заинтересованы в расширении американской поддержки в своих спорах и конфликтах с Пекином (Филиппины, Вьетнам, Тайвань). Иначе говоря, возникнет еще одна угроза региональной безопасности.

Второй - превентивное сотрудничество. Один из ведущих китайских исследователей Янь Сюэтун выдвигает концепцию, согласно которой в ближайшие пять лет конфигурация «одна сверхдержава - несколько сильных держав» трансформируется в более вероятный и актуальный аналог «две сверхдержавы - несколько сильных держав» [4, с. 93]. Внимание акцентируется на том, что у государств-лидеров недостаточно сил для обеспечения превосходства, а страны, обладающие для этого достаточным потенциалом, не принимают на себя лидерские функции (видимо, под последними понимается Китай). С некоторой долей условности концепция Янь Сюэтуна может рассматриваться в качестве внешнеполитического манифеста КНР, ядром которого стало заявление о готовности к обсуждению с Соединенными Штатами вопроса о повышении бремени ответственности Китая за мировые процессы (как минимум в региональном масштабе). М.В. Мамонов подчеркивает: речь не идет о крайностях - системе «мирового со-господства» или уходе США из Восточной Азии. Скорее здесь имеется в виду то, что приоритетом внешней политики как Америки, так и Китая должно стать признание интересов друг друга в АТР и рассмотрение альтернатив существующей модели безопасности в регионе, построенной на сети двусторонних военно-политических союзов государств региона с Соединенными Штатами.

Что же мы имеем в итоге? Можно согласиться с тезисом о том, что сегодня Азия нуждается не в новом лидере, а в новой структуре гарантий безопасности. Безусловно, нельзя отрицать, что заявленное «возвращение» США в АТР станет удобным поводом для корректировки позиций стран в регионе и превратится в площадку для обсуждения новых принципов организации безопасности и, как следствие, регионального сотрудничества США и КНР.

Итак, пришло время ответить на ключевой вопрос исследования: возможна ли сегодня война между Америкой и Китаем? Исходя из амбиций этих объективно сильных держав, невозможно отрицать потенциальный соблазн обеих применить «жесткую силу» для установления своего единоличного патроната в АТР. Однако учитывая все перечисленные в данном исследовании риски и факторы, нетрудно предположить, что обе страны как минимум не за-

интересованы в открытом противостоянии (как максимум не готовы к нему), поэтому будут стараться его избежать.

Литература

1. Болятко А.В. Отношения КНР - США: переломный период? // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Вып. XVI / Отв. редактор-составитель Е.И. Сафронова. - М.: ИДВ РАН, 2011. - С. 85 - 95.

2. Лукьянов Ф.А. Американо-китайские ценности // Россия в глобальной политике. - 20.01.2011. - Режим доступа: http://www.globalaffairs.ru/redcol/Amerikano-kitaiskie-tcennosti-15093

3. Мамонов М.В. Возможна ли война между Америкой и Китаем // Международные процессы. - 2012. - № 2 (29). - Режим доступа: http://www.intertrends.rU/twenty-ninth/14.htm#note1

4. Мамонов М.В. Потенциал конфликтности китайско-американских отношений // Обозреватель-Observer. - 2012. - № 11. - С. 88 - 96.

5. Ху Цзиньтао: Китай продолжит лидировать в экономике АТР // Взгляд. - 08.09.2012. - Режим доступа: http://www.vz.ru/news/2012/9/8/597192.html

6. Clinton H. America's Pacific Century // Foreign Policy. - November 2011. -URL: http://www.foreignpolicy.com/articles/2011/10/11/americas_pacific_century?page=full

7. De-escalating "key word" at Summit // China Daily. - June 04, 2012. -URL: http://usa.chinadaily.com.cn/world/2012-06/04/content_15462941.htm

Коротко об авторе

Ковбасюк Анастасия Романовна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: kanastar@mail.ru

Briefly about author

Kovbasiuk Anastasiia Romanovna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky. E-mail: kanas-tar@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.