Научная статья на тему 'Китайские беседки в Царском Селе'

Китайские беседки в Царском Селе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
776
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектура / китайский стиль в архитектуре / китайская архитектура / китайский стиль в декоративном убранстве / царское село / китайская деревня / павильоны китайской деревни

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ян Чжи Ян Чжи

В статье говорится о китайском стиле в архитектуре и декоративном убранстве ансамбля павильонов Китайской деревни в Царском Селе. Автор рассуждает о трех аспектах роль павильонов в ансамбле Китайской деревни изменение традиционных материалов и структур изменение в архитектурной декорации. Автор полагает, что китайский стиль в архитектурно-декоративных произведениях Петербурга сложился в результате изучения и заимствования элементов китайской архитектуры русскими архитекторами и явился наследием слияния китайской и русской культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work examines the Chinese architectural style and decoration of the pavilion ensemble of the Chinese village in Tsarskoye Selo. The author investigates three aspects: the role of the pavilions, the changing of materials and structures and the changing in the architectural decorations. The author believes that the Chinese style in the decorative architectural works of St. Petersburg was formed as a result of studying and borrowing elements of the Chinese architecture by the Russian architects and it is the heritage of the confluence of the Chinese and Russian cultures.А

Текст научной работы на тему «Китайские беседки в Царском Селе»

Ян Чжи

КИТАЙСКИЕ БЕСЕДКИ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ

Работа представлена кафедрой рисунка.

Научный руководитель - кандидат искусствоведения, профессор H. Н. Громов

В статье говорится о китайском стиле в архитектуре и декоративном убранстве ансамбля павильонов Китайской деревни в Царском Селе. Автор рассуждает о трех аспектах - роль павильонов в ансамбле Китайской деревни; изменение традиционных материалов и структур; изменение в архитектурной декорации. Автор полагает, что китайский стиль в архитектурно-декоративных произведениях Петербурга сложился в результате изучения и заимствования элементов китайской архитектуры русскими архитекторами и явился наследием слияния китайской и русской культур.

The work examines the Chinese architectural style and decoration of the pavilion ensemble of the Chinese village in Tsarskoye Selo. The author investigates three aspects: the role of the pavilions, the changing of materials and structures and the changing in the architectural decorations. The author believes that the Chinese style in the decorative architectural works of St. Petersburg was formed as a result of studying and borrowing elements of the Chinese architecture by the Russian architects and it is the heritage of the confluence of the Chinese and Russian cultures.

Царское Село - блестящий памятник мировой архитектуры и садово-паркового искусства XVIII - начала XX в., «самый интересный сад в мире»1.

В XVIII и XIX вв. возникает интерес современников к китайским парковым ансамблям, которые являются характерным символом восточной культуры. Китайские беседка и театр, китайский мост, китайская деревня и ряды подражают стилю китайских сооружений с летящими карнизами и отделаны драконами и фениксами, придают исключительное очарование императорскому лесному парку.

Китайские беседки производили на современников особенно глубокое впечатление. У границы Екатерининского и Александровского парков в районе живописных прудов находятся три павильона - Китайские беседки (тин). Архитектура и декор этих павильонов выполнены в китайском стиле, вернее сказать, являются сочетанием двух архитектурных культур.

Зодчие, понимая роль архитектуры павильонов в парковом искусстве, поставили их в саду, на вершине горы, на острове, окруженном водой озера или на берегу

реки. Они вписываются своими извилистыми формами в окружающий пейзаж, предоставляют посетителям парка место для отдыха, защищают от ветра и дождя. Находясь в беседке, можно осмотреть окружающий ландшафт. Хотя беседки сами по себе создают прекрасный вид.

В древнем Китае павильоны появились на крепостях, на границе страны, и впоследствии использовались местными общественными организациями. Позднее в Китае стали строить павильоны на главных дорогах для отдыха путников. Иногда ими пользовались в качестве места для встречи или, наоборот, расставания. Павильоны были расположены через каждые 2,5 или 5 километров. Обычно через 2,5 километра стоял небольшой павильон для короткой остановки, а через 5 километров - большой павильон. В дальнейшем павильоны как вид архитектуры стали использоваться в парковых и садовых комплексах.

Среди всех архитектурных украшений Екатерининского парка Китайская беседка на вершине «Большого каприза» больше всего соответствует архитектурной традиции. С этого высокого места можно

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

смотреть вдаль и наслаждаться видом «китайской деревни» и парка. Другие павильоны в настоящее время закрыты для посещения. Таким образом, они утратили свою функциональность и служат только для внешнего осмотра.

Некоторые павильоны построены на мостах. Такое сочетание создает прекрасный пространственный вид отражающейся в воде садово-парковой архитектуры. Пейзаж с павильоном делает архитектурный комплекс похожим на картину или поэтические строки. Прекрасным примером подобного архитектурного комплекса является «павильон на крестовом мосту», построенный архитекторами А. Ринальди и В. Нееловым в 1776-1779 гг. Китайская беседка на вершине «Большого каприза» (1770-1774, арх. В. Неелов, И. Герард) в Царском Селе была построена в традиции китайского пейзажного парка с искусственным водоемом и искусственной горой. Однако в Китае принято сочетать искусственную гору с водопадом, например, маленький парк на Литейном проспекте. Но «Большой и Малый капризы» имели практическое применение: у «Большого каприза» в те времена была гауптвахта со шлагбаумом. Здесь находился въезд в Екатерининский дворец. Отсюда же выезжали на главный тракт Царского Села, по которому Екатерина II часто каталась во время пребывания в своей летней парадной резиденции2. Павильоны на мосту, выполненные в китайском стиле, вливаются в единый архитектурный комплекс и образуют целостный вид. Вместе с тем можно предположить, что автор хорошо знал важные элементы китайской садовой архитектуры (гора, вода, архитектура и зеленые насаждения).

Менялись материалы и внешняя конструкция сооружений. Известно, что для построения фундамента в древней китайской архитектуре по большей части использовалось дерево. Позднее для предотвращения возникновения пожаров стали использовать камень и кирпич в конструкции, но снаружи все же применяли деревянные ма-

териалы, что позволяло достигать эффекта деревянной архитектуры. Для конструкции простых павильонов, обычно использовали только дерево. А в Царском Селе, кроме дверей и оконных рам, почти во всех «китайских» архитектурных сооружениях, использовали камень. Эти конструкции и внешне, и по декоративному убранству сильно отличаются от китайских оригиналов.

Китайские павильоны очень разнообразны по своей форме, но в своей конструкции они похожи, т. е. имеют сходные элементы : крышу, колонны, каменный фундамент, перила и каменные либо деревянные скамейки по периметру строения, стены же, как правило, отсутствуют. Все эти элементы придают целостность китайскому павильону. Павильоны бывают разными в плане, т. е. различаются по форме основания: квадратные, круглые, прямоугольные, пятиугольные, шестиугольные, восьмиугольные, похожие на цветок сливы, в виде веера и т. д. Павильоны могут также различаться по количеству карнизов крыши: одноярусные, двухъярусные и трехъярусные.

В китайской беседке Екатерининского парка павильон построен с использованием архитектурной формы русского собора с заменой купола на китайскую беседку с шестиконечной крышей. Помимо этого, с двух сторон от нее добавлены еще две беседки с квадратными крышами. «Павильон» вытянут в плане, так как расположен на узком перешейке между двумя прудами. К центральному овальному купольному залу примыкают два меньших по размеру зала, почти квадратные в плане. Скрипучая беседка имеет два входа, решенные в виде прямоугольных выступов, оформленных с трех сторон открытыми полуциркульными арками: один вход расположен с западной стороны, другой - с восточной3. Между колонами нет камня и кирпича, что придает павильону большую схожесть с традиционно-китайскими строениями.

Крыша является главной декоративной

Китайские беседки в Царском Селе

частью в китайской архитектуре. В павильонах карнизы удлиняются и изгибаются с помощью деревянных элементов - до-угун. Крыша покрывается темно-желтыми глазурованными черепицами, конек декорируется резьбой с изображением дракона и феникса, а под карнизом располагаются цветные гравюры. На колоннах обычно висели парные надписи с поэтическими строками, описывающими пейзаж. Колонны, как правило, могут быть двух цветов: красными, либо сохраняется естественный цвет дерева.

В китайской беседке Екатерининского парка крышу и карниз заменили на жесть, сохранив специфический выгнутый угол. Самое интересное - это несколько рядов маленьких камней в качестве декорации под карнизом и колоннами. Возможно, что это копии китайских архитектурных элементов - доугун. Под карнизом есть и деревянные конструкции. Это свидетельствует о том, что архитектор понимает также и декоративную функцию догун, а не только его роль функционального свойства. Флажок дракона над павильоном мог быть ори -гинальной идеей автора, хорошо выражающей его функцию в китайской архитектуре. «Кровля беседки, имеющая изогнутые края по углам, была украшена ярко раскрашенными и позолоченными фигурами извивающихся драконов, изготовленными из дерева мастером П. Брюлло... из китайской архитектуры был заимствован и мотив горок из камня у основания пилястр.»4.

Красный и белый цвета павильонов оказались мягче, чем сочетание красного и желтого цветов, и более подошли тону всего сада. Крестовый мост очень оригинальный. Хотя павильон по образу не соответствует традиционному китайскому стилю, но гармонично вписывается в целостный комплекс, потому что он украшен красным и желтым цветами, традиционными для Китая. Карниз украшен декором в виде чешуи.

В итоге Китайский павильон в целом соответствует стилю российской архитектуры, но с привнесением элементов китайской архитектуры, для создания иллюзии архитектурного единства с Екатерининским дворцом. Кроме павильонов, еще существуют терема ( - ло)5, домики ( - гоан)6, залы ( /т ~ цзит) и коридоры ( Щ - лань), с изящными декорированными дверями и окнами, которые образуют свой классический садовый стиль, прямо как китайские павильоны в Царском Селе. Поэтому, кроме своего функционального назначения, садовая архитектура обладает и эстетически -ми свойствами. Архитекторы, исходя из художественного замысла и пользуясь методами украшения, сочетали функции конструкции и декорации в едином целом, что составляло простую, но величавую архитектурную работу.

Китайские павильоны Екатерининского парка являются также ярким свидетельством опосредованного влияния китайского искусства на русскую парковую архитектуру.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Доон Джекобсон. Китайский стиль / Пер. В. И. Самошкин. М., 2004.

2 Жаркова Т., Канаева Л., Сулимоеа С., Ходасевич Г. Царское село. СПб., 1999.

3 Там же. С. 133.

4 Там же. С. 134.

5 «Терем» - в китайской архитектуре - двух- или многоэтажный дом. Является видом садовой архитектуры и часто располагается на горе или на берегу реки. Предназначен для спальни, кабинета или созерцания пейзажа.

6 Теремок - архитектурное сооружение, напоминающее терем, но меньшее по размерам. В плане представляет собой квадрат. Чаще всего двухэтажный, с окнами по четырем стенам. Он предназначен для хранения книг, созерцания пейзажа или хранения скульптуры Будды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.