Научная статья на тему 'Китай как источник информационных ресурсов'

Китай как источник информационных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
128
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia and China have the same problems of defence and developing their culture. The project «Computer system for supporting of Russian-Chinese negotiations» is discussed. The aim of this paper is to invite for participation in the project.

Текст научной работы на тему «Китай как источник информационных ресурсов»

Математические структуры и моделирование 1999. Вып. 3, с.70-72.

УДК 316.6:820(73)

КИТАЙ КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

В.А. Филимонов

Russia and China have the same problems of defence and developing their culture. The project «Computer system for supporting of Russian-Chinese negotiations» is discussed. The aim of this paper is to invite for participation in the project.

1. Ситуация и ресурсы

В условиях тотальной компьютеризации на основе англоязычной культуры задача сохранения и развития других культур становится критической для их носителей. Задача сохранения культуры России является критической для автора данной статьи, поэтому он пытается подходить к ее решению с использованием своего профессионального подхода - «Экран»-технологии [1, 2].

В рамках этого подхода строится «Экран»-прототип: наиболее простой вариант системы, содержащий наиболее сложный элемент. Для данной задачи таким прототипом является взаимодействующие сети экспертов (сеть 1) и политиков (сеть 2), каждая из которых включает представителей существенно различающихся культур. По ряду параметров в качестве альтернативной стороны в 1996 г. был выбран Китай. Разработано несколько проектов, один из которых - «Компьютерная информационная технология «Экран» для поддержки российско-китайских переговоров» - принят как экспонат Оргкомитетом 2-й выставки наукоёмких российских технологий в Китае (Харбин, 1997 г.). Ниже более детально приведены отдельные компоненты указанных проектов.

Для пояснения выбранного подхода укажем на отдельные близкие работы. В [3] рассматривается система, содержащая базы видео- и аудиоинформации, систему моделирования напряженности, систему извлечения знаний из текстов. В [4] описана технология ведения переговоров и отмечено существование экспертной системы, которая поддерживает этот процесс. В [9] предложен сервер, с использованием которого за определенную плату могут провести свои переговоры конфликтующие стороны. В [5, 6, 7, 8] описаны политические технологии, которые формализуются в рамках «Экран»-модификации.

© 1999 В.А. Филимонов

E-mail: [email protected]

Омский филиал Института математики СО РАН

Математические структуры и моделирование. 1999. Вып. 3.

71

2. Проект «Экран-Китай»

Проект предназначен для специалистов (референтов-аналитиков), которые готовят два типа материалов:

- документы для подписания участниками переговоров;

- справочный материал для обоснования аргументов сторон.

Проблема переговоров состоит в недостаточно правильном понимании участниками ситуаций двух типов:

- смысла того, что именно было сказано (проблема слушающего);

- смысла того, как именно было понято сказанное (проблема говорящего).

Улучшить понимание можно путём трёх действий:

- сказать одно и то же разными способами (определения, схемы, метафоры);

- показать, какие варианты понимания и НЕ-понимания существуют;

- прибегнуть к помощи дополнительного человека (и компьютера), не

знающего сути, но контролирующего логику рассуждений.

С помощью обученных людей и компьютера можно делать следующее:

- извлекать из текстов различные смыслы;

- анализировать логику рассуждения;

- моделировать некоторые события (например, расширение рынка сбыта);

- быстро найти справки по законодательству, образцы договоров, протоколы успешных переговоров;

- найти исторические и культурные аналогии ситуаций, обсуждаемых на переговорах;

- создать графические образы, дополняющие словесные формулировки, на

основе когнитивной графики;

- придумывать новые способы решения проблем (социальная инженерия).

Технические средства:

- персональный компьютер класса Pentium с возможностями мультимедиа и выходом в Internet;

- компьютер класса notebook с активной матрицей;

- проектор плёнок (overhead);

- презентационная панель для демонстрации изображений с экрана компьютера на настенный экран через проектор.

Программное обеспечение:

- интегрированная система (редактор текстов, графика, электронные таблицы, базы данных);

- системы анализа (реферирования) текстов;

- оболочка экспертной системы (или язык типа пролог).

Отметим, что в ОмГУ с 1998 г. работают курсы по изучению китайского языка. По Интернет доступны достаточные для начального использования текстовые процессоры китайского языка, в частности, редактор NJCWP31.

72

В. А. Филимонов. Китай как источник информационных ресурсов

3. Заключение

Данная статья написана с целью пригласить заинтересованных людей к сотрудничеству. Мультидисциплинарность задачи позволяет представителям различных областей знания найти оптимальную для каждого форму участия, а потенциал задачи достаточен для выявления собственного потенциала участника. «Совершенствование в движении - в отсутствии колеи и следа. Совершенствование в речи - в отсутствии заминок и оговорок».

Дао-Дэ цзин, 27 чжан.

Литература

1. Филимонов В.А. Использование интеллектуальной среды «Экран-3» для организации работы коллектива экспертов в области региональной политики // Сб. науч. тр. 5-й конф. «Искусственный интеллект-96». - Казань: Ассоц. искусств, интеллекта, 1996. - Т. III. - С. 462-465.

2. Filimonov V.A. «EKRAN»-Technology for Collective of Experts// Вестн. Омск, унта. - 1996. - Вып. 2. - С. 20 - 22.

3. Бабынин И.В., Кретов B.C., Власов И.Е. и др. Подход к построению интеллектуальной системы мониторинга международных конфликтов // Сб. науч. трудов конф. КИИ-94. - Рыбинск: Ассоц. искусств, интеллекта, 1994. - Т. 2. - С. 309 -313.

4. Ниренберг Дж. Маэстро переговоров. - Минск: Парадокс, 1996. - 416 с.

5. Зенгер X. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. 36 стратагем за три тысячелетия. - М.: Прогресс, 1995. - 384 с.

6. Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве // Конрад И.И. Избранные труды. - М.: Наука, 1977. - С. 14 - 304.

7. Тридцать шесть стратагем. Китайские секреты успеха. - М.: Белые альвы, 1997. - 192 с.

8. Макиавелли И. Избранные сочинения. - М.: Худ. лит., 1982. - 503 с.

9. Thiessen Е.М., Loucks D.P., Stedinger J.R. Computer-Assisted Negotiations of Water Resources Conflicts // Group Decision and Negotiations, 1998, V. 7, N 2, P. 109 - 129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.