Научная статья на тему 'Китай и другие государства Северо-Восточной Азии в «Арктической гонке»'

Китай и другие государства Северо-Восточной Азии в «Арктической гонке» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1658
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арктический регион / приарктические государства / НАТО / Китай / Япония / Южная Корея / Северный морской путь (СМП) / экономическая зона / милитаризация. / Arctic region / Nordic states / NATO / China / Japan / South Korea / Northern sea way / economic zone / militarization

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Морозов Юрий Васильевич, Клименко Анатолий Филиппович

В настоящей работе, анализируя политику и стратегиюведущих держав мира, авторы рассматривают вызовы региональнойстабильности в Арктике, затрагивающие интересы России.В статье исследуются интересы и стратегия государств Северо-ВосточнойАзии в этом регионе. В работе предложены направления сотрудничестваРоссии со странами СВА по экономическому освоениюАрктики и возможные шаги российского правительства в сферепротиводействия западным санкциям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Морозов Юрий Васильевич, Клименко Анатолий Филиппович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA AND OTHER COUNTRIES OF NORTH-EASTASIA IN THE “ARCTIC RACE”

The article, basing on analysis and synthesis of policy and strategy of leading world states, discusses the challenges to Arctic regional stability which may affect interests of Russia. The authors examine interests and strategies in the region of NorthEast Asian countries. The findings of this article may be represented by proposed areas of potential cooperation between Russia and the above-mentioned states in economic development of the Arctic and possible steps of the Russian Government in countering Western sanctions.

Текст научной работы на тему «Китай и другие государства Северо-Восточной Азии в «Арктической гонке»»

Китай и другие государства Северо-Восточной Азии...

173

Ю.В. Морозов, А.Ф. Клименко

КИТАЙ И ДРУГИЕ ГОСУДАРСТВА СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В «АРКТИЧЕСКОЙ ГОНКЕ»

Аннотация. В настоящей работе, анализируя политику и стратегию ведущих держав мира, авторы рассматривают вызовы региональной стабильности в Арктике, затрагивающие интересы России.

В статье исследуются интересы и стратегия государств Северо-Восточной Азии в этом регионе. В работе предложены направления сотрудничества России со странами СВА по экономическому освоению Арктики и возможные шаги российского правительства в сфере противодействия западным санкциям.

Ключевые слова: Арктический регион, приарктические государства, НАТО, Китай, Япония, Южная Корея, Северный морской путь (СМП), экономическая зона, милитаризация.

XXI век характеризуется усилением конкуренции за доступ к энергоресурсам, обеспеченность которыми во многом определяет состояние экономики сегодня и в обозримом будущем. Между тем, по мнению экспертов, запасы длительно разрабатываемых месторождений нефти близятся к истощению, а реальными возможностями добычи сланцевой нефти пока обладают лишь США. В этих условиях Арктика с ее значительными запасами углеводородов, удобными трансконтинентальными морскими и воздушными маршрутами все больше привлекает внимание развитых государств. Это положило начало гонке за обладание контроля над регионом. В последнее вре-

174

Международные отношения КНР

мя к ней присоединились и ряд развитых государств Северо-Восточной Азии (СВА) во главе с Китаем, старающихся реализовать в Арктике свои национальные интересы.

Значение Арктики в условиях глобализации XXI века: проблемы и вызовы

Причиной повышенного внимания к Арктике стало обнаружение широкого спектра полезных ископаемых, к тому же в объемах, достаточных для промышленного освоения. По оценкам Геологической службы США, в зоне Северного Ледовитого океана находится до 20 % мировых запасов углеводородов, причем потенциальные запасы нефти составляют 90 млрд баррелей, газа — 47,3 трлн куб. м, газового конденсата — 44 млрд баррелей (рис. 1)1. Поэтому арктический шельф в перспективе может стать важным и даже основным источником углеводородного сырья. Кроме того, там обнаружены значительные залежи различных руд, в том числе редкоземельные металлы. Наконец, в зоне Северного Ледовитого океана сконцентрированы крупнейшие биоресурсы, включающие более 150 видов только рыб2, а некоторые из них (треска, камбала, сельдь, навага и др.) занимают значительную нишу в мировом рыбном промысле3.

Арктика имеет и важное стратегическое значение. Здесь находятся удобные позиционные районы для старта баллистических ракет подводных лодок по всем возможным целям, для систем противоракетной обороны и раннего предупреждения о ракетном нападении, а также других элементов систем стратегического сдерживания, что важно с точки зрения обеспечения национальной безопасности. Через арктическую территорию проходят кратчайшие морские и воздушные маршруты, соединяющие Северную Америку и Европу, восточные и западные части Евразийского континента4. В связи с этим прохождение судов по СМП обходится дешевле южного маршрута. Эксплуатацию северного пути удешевляет и отсутствие пиратства, особенно угрожающего кораблям в Аденском заливе и увеличивающего страховые взносы в десятки раз.

Природные ограничения и экологические вызовы. Однако активному использованию Северного морского пути препятствуют трудно-

Китай и другие государства Северо-Восточной Азии...

175

сти плавания в высоких широтах и слабая транспортная инфраструктура региона как следствие суровых климатических условий. Поэтому в обозримом будущем навигация в арктических водах будет возможна по-прежнему только в течение нескольких летних месяцев. При этом на некоторых участках пути, например, между островами Врангеля и Новая Земля (свыше 3,5 тыс. км) потребуется ледовая проводка. Все это значительно снижает скорость перехода (так, дооборудование судна снижает его скорость на 10 -15 %, а плавающие льды — в 2 раза). К тому же обледенение судов снижает полезную загрузку и повышает расход топлива. В связи с этим СМП использует преимущественно Россия для осуществления «северного завоза», транспортировки добываемого в северных районах сырья и для некоторых других целей.

Хозяйственная деятельность в Заполярье ограничивается экстремальными климатическими условиями, прежде всего низкими температурами, зависимостью от завоза топлива и промышленного оборудования и другими факторами, отчего такая деятельность и носит очаговый характер.

Природа в Арктике в высшей степени чувствительна к антропогенному воздействию и медленно восстанавливается. Остро стоит проблема утилизации промышленных отходов, в большом количестве накапливающихся вокруг предприятий. Существует и опасность радиоактивного загрязнения региона по причине неудовлетворительного технического состояния объектов хранения радиоактивных отходов и отработанного ядерного топлива. Только на атомных подводных лодках Северного флота РФ, находящихся в отстое, и в береговых хранилищах Кольского полуострова сосредоточено около 250 реакторов5.

Не лучшим образом сказывается на экологии и деятельность других приарктических государств. Поэтому экологические проблемы Арктики нельзя рассматривать как национальные или региональные. Реализовать такие важнейшие проекты, как обоснование «экологической емкости» территорий, расчеты допустимых «антропогенных нагрузок», а также разработать нормативы природопользования для условий Арктики можно только совместными усилиями.

Проблемы разграничения полярных владений. Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., приарктическим странам6 в

176

Международные отношения КНР

Рис. 1 Богатства Арктики. Источник: URL: www.vsgs.gov.

Арктическом регионе принадлежат исключительные экономические зоны (шириной до 200 миль) и континентальный шельф (до 350 миль), в пределах которых они обладают суверенным правом на разработку недр (см. рис. 1). Этот принцип секторального деления Арктического региона стал признанной реальностью, и только в последнее время зазвучали призывы к его пересмотру, а в стане приарктических государств возникли разногласия. Так, Канада не желает, чтобы Северо-Западный проход, соединяющий Тихий и Атлантический океаны, приобрел статус международного пролива. Дания не может ни договориться с Канадой относительно границ юрисдикции на разделяющих их владения акваториях, ни согласовать ряд «арктических проблем» с Норвегией и Россией.

В 2008 г. президент России поставил перед правительством РФ задачу сформировать прочную нормативно-правовую базу, обеспечи-

Китай и другие государства Северо-Восточной Азии...

177

вающую закрепление внешней границы российского континентального шельфа. Для этого Россия представила специальной комиссии ООН научные подтверждения того, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева, как и расположенная между ними котловина Макарова являются компонентами азиатской материковой окраины на северном направлении. Это станет веским основанием для включения данных областей Арктики в состав континентального шельфа России. Можно надеяться, что заявка России на хребты Ломоносова и Менделеева в 2015 г. встретит такое же понимание, как удовлетворенное ООН в 2014 г. обращение по поводу российской акватории в Охотском море.

Проблемы трансарктических перевозок. В 1991 г. Россия открыла СМП для проводки иностранных судов, установив некоторые ограничения в акваториях, находящихся под ее юрисдикцией. По некоторым оценкам, в перспективе объем транзита по СМП может достичь 8-12 млн т в год. Поэтому Россия заинтересована в расширении транзита грузов по СМП как дополнительного источника валютных поступлений для развития его инфраструктуры.

На этом фоне деструктивным для российских интересов выглядит стремление ряда стран придать СМП интернациональный статус. Наибольшую активность проявляют США, Канада, скандинавские и некоторые другие страны. Евросоюз, подавляющее большинство стран-членов которого имеют весьма отдаленное отношение к Арктике, настаивает на расширении круга акторов, участвующих в решении проблем региона, а также подводит юридическую базу под идею интернационализации СМП, игнорируя существующую нормативно-правовую основу. Между тем маршрут СМП в своей значительной части располагается в пределах исключительной экономической зоны России, в ее территориальном море либо даже в российских внутренних водах, т. е. в пространствах, подпадающих под суверенитет или юрисдикцию нашей страны.

За подобными предложениями, в том числе о создании «Международного транспортного консорциума для управления СМП», стоит желание оттеснить Россию от руководства этой важной артерией.

Милитаризация региона. Несколько лет тому назад комиссары Евросоюза подготовили для стран-членов ЕС совместный доклад, в котором предупредили об опасности возможных конфликтов в Арктике. Исходя из этого, генсек НАТО выразил мнение, что альянсу

178

Международные отношения КНР

будет необходимо расширять военное присутствие в Арктическом

регионе по мере того, как глобальное потепление будет растапливать

7

северные льды .

Скандинавские страны объявили о планах создания собственного неформального объединения, некоего подобия военного блока. В него вошли Дания, Исландия и Норвегия, а также придерживавшиеся до последнего времени политики неприсоединения к военно-политическим альянсам Финляндия и Швеция. Они заявили, что это объединение преследует цели «обеспечения безопасности в Арктическом регионе»8. Не остаются в стороне от «скандинавского блока» и США, которые регулярно проводят масштабные военные учения в Арктике. Аналогичные маневры проводит и Канада, обеспокоенная американской и российской активностью в регионе и потому предпринимающая меры, включая военные, чтобы защитить свой суверенитет на севере.

В противовес военной активности стран НАТО Москва вынуждена создавать группировку войск в Арктике с целью обеспечить безопасность РФ в различных условиях развития военно-политической обстановки.

Таким образом, стратегическая важность региона и попытки инициировать вопрос о пересмотре принципов и действующих международных норм, определяющих порядок разграничения владений в нем приарктических государств, — вот причины возможных серьезных конфликтов в Арктике, способных вызвать дестабилизацию и региональной, и глобальной обстановки. При этом международные организации, такие как «Арктический совет» и «Совет Баренцева/ Евро-Арктического региона», а также иные форматы сотрудничества в Арктике скорее «копят портфель возможностей», чем выступают фактором стабильности.

Политика и стратегия государств Северо-Восточной Азии в Арктике

В 2013 г. в «Арктический совет» в качестве постоянных наблюдателей были приняты Китай, Япония и Южная Корея. И хотя статус наблюдателей не дает права решающего голоса, но и совещательный

Китай и другие государства Северо-Восточной Азии...

179

голос позволяет им выдвигать собственные стратегии развития Арктики.

Среди этой группы стран Китай стал самым активным игроком, продвигающим целую серию экономических, политических и научных инициатив для реализации своих стратегических целей в Арктике.

К наиболее значимым относятся:

• постепенное усиление влияния на принятие решений, касающихся Арктики. Пекин уже устойчиво интегрирован в систему решения арктических проблем, включая экологические и экономические. Он расширяет инвестиции в проекты приаркти-ческих государств и таким образом формирует механизмы экономического нажима на эти страны с целью реализации собственных интересов в регионе;

• получение более глубокого представления об отрицательном воздействии изменения климата в Арктике на окружающую среду и сельское хозяйство Китая. КНР, активно осуществляя научно-техническое освоение Арктики, ускоренно модернизирует базу проведения арктических исследований, создает новые технические возможности для обработки данных и перестраивает ледокольный порт в Шанхае;

• обеспечение поставок энергетических и других ресурсов по СМП. Китайцы называют этот путь, защищенный от воздействия со стороны ВМС США, «Северо-западным проходом», а неофициально — «Морским шелковым путем».

Согласно китайским прогнозам, к 2020 г. по СМП пойдет от 5 до 15 % китайского внешнеторгового грузопотока, в основном в виде контейнерных перевозок. По оценке китайских экспертов, один «северный» рейс контейнеровоза или сухогруза может сэкономить от 0,5 до 3,5 млн долл. Для КНР данный вопрос крайне важен: экономика этой крупнейшей страны-экспортера на 46 % зависит от международного судоходства.

Представитель Даляньского морского университета Ли Чжэнфу довольно точно выразил мнение китайских экспертов, которые считают, что тот, кто получит в XXI веке контроль над арктическим маршрутом, будет контролировать новый путь мировой экономики. Освобождение Арктического региона ото льда придает импульс су-

180

Международные отношения КНР

доходству Китая по пути в Европу. Поэтому помимо собственной базы КНР арендует у Северной Кореи два порта — Чонгкинг и Райан, а на китайских верфях строятся новые ледоколы.

Используя тот факт, что на международном уровне вопрос о разделе Арктики пока окончательно не решен, Китай, стремится доказать, что ни у кого нет исключительных прав на освоение этого региона.

Активностью Китая в Арктике недовольны приарктические государства — Россия, США, Канада и Норвегия, считая КНР опасным конкурентом. Игнорируя это, Китай также называет себя «при-арктической страной». Тем не менее, Пекин старается не давать поводов считать его намерения агрессивными. Пока он предпочитает не ввязываться в дипломатические конфликты и действует через совместные предприятия.

Начало серьезного спора России и Китая по поводу СМП отвечало бы интересам Запада, взявшего курс на сдерживание КНР. Для западных стран появление в Арктическом бассейне Китая является менее желаемой перспективой, чем все российские арктические претензии. Поэтому многие западные эксперты пытаются доказать Москве, что появление Китая в Арктике создает «региональную угрозу, и прежде всего — для России»9.

В противовес этим утверждениям Пекин применяет в Арктике несколько иные подходы. С одной стороны, Китай добивается выгод, активно работая с «малыми» странами. Так, несмотря на существовавшие противоречия с Норвегией, он заключал с ней договоры по освоению Арктической зоны. Первая китайская научная станция «Хуанхэ» на Шпицбергене появилась еще в 2004 г. Норвегия предоставила Китаю не только территорию, но и техническую базу: станция «Хуанхэ» была построена и обслуживается норвежцами. Китай во многом поддерживает в Арктике и Дания. Их сотрудничество из сферы торговли постепенно перерастает в тесные партнерские отношения. Причина — гренландские полезные ископаемые. Копенгаген надеется, что сокращение ледяного покрова позволит добывать редкоземельные металлы, уран, железную руду, свинец, нефть и драгоценные камни. А Китай может стать их главным покупателем.

Исландия тоже важна для Пекина как плацдарм для прорыва в Арктику. Китайская корпорация China National Offshore Oil

Китай и другие государства Северо-Восточной Азии...

181

Corporation объявила о сделке с фирмой Eykon Energy по разведке запасов нефти у юго-восточного побережья этой страны. Корпорация Sichan Xinue Mining стала инвестором крупного горнодобывающего проекта на гренландском железорудном месторождении Исуа. В случае успеха к проекту подключатся и другие китайские компании, уже проводившие здесь разведку залежей меди и золота.

При этом Китай использует в своих целях разногласия среди крупных держав региона. При этом Пекин дает понять Москве, что перспективы взаимовыгодных проектов перед лицом угроз со стороны Запада более значимы, чем проникновение Китая в Арктику. Он настойчиво пытается внушить России, что она самостоятельно не сможет освоить ресурсы Арктики, и предлагает инвестиции с целью создания трехсторонних совместных предприятий с привлечением передовых западных (норвежских) технологий, без которых РФ не в состоянии вести добычу сырья с больших глубин.

В 2014 г. «Роснефть» и китайская нефтегазовая корпорация CNPC договорились о совместном изучении Западно-Приновозе-мельского участка в Баренцевом море, а также Южно-Русского и Медынско-Варандейского участков в Печорском море. Действует соглашение CNPC с «Газпромом» по разведке нефтяных и газовых месторождений в Арктике, совершена сделка по покупке этой компанией 20 % акций проекта «Ямал СПГ». Проект предусматривает запуск в 2016 г. завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 16,5 млн т в год на ресурсной базе Южно-Там-бейского месторождения, создание транспортной инфраструктуры, включающей морской порт, способный принимать крупнотоннажные СПГ-танкеры, и аэропорт в районе поселка Сабетта на Обской губе.

Китайские инвесторы выразили готовность вкладывать средства в строительство нового глубоководного морского торгового порта в Архангельске и железнодорожной магистрали Белкомур (Белое море—Коми—Урал), которая на 800 км сократит путь из Сибири до Белого моря. В этом проекте архангельский порт с грузооборотом около 30 млн т в год станет пунктом «стыковки» СМП с российской системой железных дорог.

О серьезности намерений Китая говорит наличие в структуре его органов власти особой Арктической и Антарктической админи-

182

Международные отношения КНР

страций, отвечающих за выполнение научных программ. С 1994 г. китайские ученые изучают арктический бассейн. Планируется создать постоянную дрейфующую станцию в Северном Ледовитом океане. В 2014 г. Китай спустил на воду сверхмощный ледокол, способный проходить льды толщиной до 4,5 м. А в ближайшем будущем Пекин обзаведется постоянно действующим «полярным» флотом и специальной авиацией, могущей приземляться на Северном полюсе. Таким образом, продвижение Китая в Арктику идет по нарастающей, поскольку научные, экономические и финансовые возможности у КНР есть, и год от года они будут только увеличиваться.

Япония выработала свою стратегию деятельности в Арктике. Это обусловлено тем, что страна полностью зависит от импорта природных ресурсов. Импорт углеводородов обеспечивает 84 % ее энергетических потребностей, а после аварии на АЭС в Фукусиме в 2011 г. степень этой зависимости выросла еще больше. Поэтому в экспертном сообществе Японии активно обсуждается вопрос о возможности ограничения или даже отказа от ядерной энергетики, в связи с чем потребность углеводородных ресурсов в стране резко возрастет. Это инициирует повышенный интерес Японии к гигантским запасам энергоресурсов Арктики, и страна старается расширить свое присутствие в этом регионе.

На политическом уровне Токио регулярно проводит двусторонние переговоры с приарктическим государствами, в том числе с Россией. В 2013 г. Япония и РФ провели встречу в формате «2+2», на которой министры иностранных дел и обороны обсудили вопросы, связанные с сотрудничеством и безопасностью. Однако Японию и Россию нельзя назвать партнерами в этой сфере. Такие вопросы, как статус Курильских островов и японско-американской военный союз, являются серьезным препятствием для установления партнерских отношений. Перспектива круглогодичного плавания по СМП увеличивает ценность Курил (порты, складская инфраструктура, объекты систем безопасности и т. д.), что придаст новый импульс спорам вокруг этих островов. Кроме того, в японских СМИ периодически поднимается вопрос о нарушениях РФ стандартов использования окружающей среды и «деградации» северных народов.

Китай и другие государства Северо-Восточной Азии...

183

Тем не менее, Токио готов к сотрудничеству с РФ, хорошо понимая масштабы его возможной выгоды. Налаживая практические отношения с Россией, Япония стремится воспользоваться потенциалом Арктики и обрести поддержку РФ в противостоянии напористой политике Китая. Сотрудничество с Россией является благоприятной возможностью для Японии укрепить связи с самым влиятельным игроком в Арктике и заслужить авторитет в Арктическом совете. Оно позволит японским энергетическим и морским транспортным компаниям и научным институтам получить доступ в Арктику, а также расширить список поставщиков энергоресурсов и маршрутов перевозок. Японские порты получат преимущества перед своими конкурентами, такими, как Сингапур, Шанхай и Гонконг. А совместная работа с российскими специалистами, имеющими опыт судовождения и эксплуатации оборудования в суровых погодных условиях, может оказаться полезной для японских компаний. В 2013 г. японская компания Inpex Corporation заключила с «Роснефтью» договор о совместной разработке двух нефтяных месторождений, принадлежащих России. Япония построила дизель-электрический ледокол «Сиирадза» и разработала программу космического мониторинга погоды на СМП10. А компания Mitsui OSK запланировала инвестиции в размере 932 млн долл. для создания трех танкеров СПГ, которые могли бы плавать в водах Северного Ледовитого океана.

Имея в своем распоряжении один из крупнейших торговых флотов в мире, Япония может извлечь выгоду от использования СМП, который позволяет сократить время пути от Гамбурга до Йокогамы приблизительно на 40 %, а расход топлива — на 20 % по сравнению с маршрутом, пролегающим через Суэцкий канал. Таким образом, Россия рассматривается японским правительством как один из главных партнеров в освоении ресурсов Арктики и налаживании судоходства по Северному морскому пути. И если Москве и Токио удастся преодолеть препятствия на пути к диалогу, они смогут извлечь для себя выгоду не только в Арктике. Однако российско-японские отношения в этом регионе будут носить коммерческий характер. В вопросах же безопасности Япония продолжит активное сотрудничество с Вашингтоном.

На волне повышенного интереса мировых держав к освоению ресурсов Арктики Южная Корея также стремится обеспечить себе

184

Международные отношения КНР

определенные позиции в регионе. Приоритетами деятельности Сеула в Арктике являются: укрепление отношений сотрудничества с арктическими странами, развитие исследовательской и формирование новой модели предпринимательской деятельности в Арктике, совершенствование правовой и институциональной инфраструктуры.

Эти направления получили развитие в «Плане реализации комплексной политики в отношении Арктики» (2013 г.). При этом интерес РК к региону в значительной степени связан с возможностью задействования при эксплуатации СМП крупнейших южнокорейских портов — Пусана, Ульсана, Кваньяна, а также судостроительных и судоходных компаний. Поэтому развитие СМП позволит стране не только увеличить производство кораблей арктического класса, но и приумножить товарооборот корейских портов с портами в Западной Европе.

В связи с перспективами освоения ресурсов Арктики и использования Северо-Восточного и Северо-Западного проходов в качестве международных морских путей ряд экспертов в Южной Корее указывают на необходимость принятия Сеулом шагов, способных обеспечить для РК участие в развитии основных портов Северного Ледовитого и северной части Тихого океана, а также в удовлетворении потребностей заинтересованных стран в различного рода судах ледового класса.

Вместе с тем в Сеуле осознают, что РК будет проблематично обеспечить реализацию своих экономических интересов в Арктике и выдержать конкуренцию со стороны Китая. И здесь, по мнению южнокорейских экспертов, приоритетным направлением представляется сотрудничество с Россией. В случае эксплуатации СМП в качестве торгового маршрута возникает необходимость пользования контролируемой РФ водной акваторией, услугами российских портов, геонавигационной системы и ледокольного флота. При этом учитывается, что Россия играет ведущую роль в системе международного управления Арктическим регионом, в частности в Арктическом совете и Европейском Арктическом совете Баренцева моря.

По мнению представителей корейской стороны, для формирования с РФ надежных партнерских отношений, предполагающих ак-

Китай и другие государства Северо-Восточной Азии...

185

тивное сотрудничество в Арктике, целесообразно реализовать ряд конкретных инициатив.

Во-первых, основываясь на «Плане реализации комплексной политики в отношении Арктики», выработать и принять на правительственном уровне «Общую стратегию сотрудничества с Россией в Арктике», после чего выйти к Москве с предложением подписания «мастер-плана» развития ресурсного и транспортно-логистического направлений освоения Арктического региона.

Во-вторых, инициировать создание при Российско-корейской совместной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству отраслевого комитета по сотрудничеству в Арктике. Наряду с этим РК предлагает учредить в российском секторе Арктики совместный исследовательский орган — Российско-корейский центр сотрудничества и изучения Арктики, который в дальнейшем станет основным «мозговым центром» российско-корейского арктического сотрудничества.

В-третьих, совместно с РФ инициировать создание регионального механизма многостороннего сотрудничества в Арктике с условным наименованием «Азиатско-Тихоокеанский арктический совет», что позволит Сеулу рассчитывать на повышение своего статуса и роли в качестве одной из ведущих стран Арктического региона.

В-четвертых, в целях подготовки квалифицированных специалистов по Арктическому региону предлагается направлять корейских специалистов на учебу в образовательные учреждения РФ и привлекать российских специалистов-полярников в РК, а также укреплять взаимодействие с Северным (Арктическим) федеральным университетом им. М.В. Ломоносова (Архангельск) и с подконтрольным ему Институтом судостроения и морской арктической техники.

В своих концепциях развития двусторонних отношений сотрудничества с Россией в Арктике РК исходит из того, что процесс освоения российских арктических пространств с целью закрепления их статуса, развития инфраструктуры, разработки и добычи запасов природных ресурсов весьма недешев и потребует от Москвы привлечения масштабных инвестиций, в том числе и иностранных. Южная Корея готова их предложить в обмен на гарантии свободного досту-

186

Международные отношения КНР

па к использованию СМП, а также сделать вложения в российский сектор Арктики для осуществления исследовательских и геологоразведочных работ и предоставления необходимого сервисного обеспечения.

Таким образом, Сеул нацелен на получение доступа к освоению энергетических, минеральных и иных ресурсов Арктического региона, на использование логистического потенциала СМП, занятие российского рынка специализированного крупнотоннажного судостроения, осуществление научно-технического взаимодействия в плане получения от РФ специальных знаний, опыта и технологических наработок в области исследовательской и хозяйственной деятельности в Арктике.

Исходя из российских интересов, к возможным направлениям двустороннего сотрудничества с РК в Арктике можно отнести кооперацию в развитии и модернизации российских арктических портов, подтверждением чему может служить факт подписания в январе 2014 г. соответствующего меморандума о взаимопонимании. Кроме того, Россию могут заинтересовать инвестиции, информационно-коммуникационные технологии, научно-техническое сотрудничество и совместные НИОКР. Инициатива РК по созданию в рамках Российско-корейской совместной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству отдельного отраслевого комитета по вопросам Арктики также не лишена смысла и может быть реализована.

В то же время ряд предложений корейской стороны, как представляется, не отвечает национальным интересам РФ. Маловероятно, что предложение об учреждении Российско-Корейского центра сотрудничества и изучения Арктики будет иметь положительный отклик ввиду нацеленности Сеула на получение плацдарма для проникновения в Арктический регион, в качестве которого и рассматривается указанная структура. Для России сомнительна выгода от создания Азиатско-Тихоокеанского арктического совета, где обсуждались бы вопросы освоения Арктики в региональном или в глобальном масштабе. Целесообразность совместной выработки и принятия «генерального плана» российско-корейского сотрудничества в Арктике также вызывает сомнения с сточки зрения обязательств сторон.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Китай и другие государства Северо-Восточной Азии...

187

Некоторые направления сотрудничества России

с государствами СВА в Арктике:

возможные пути решения существующих проблем

В связи с ростом значимости Арктического региона в России была принята стратегия его освоения11. Она определяет основные принципы российской политики в Арктике до 2020 г. и призвана оптимизировать систему контроля над обстановкой в регионе, где Россия намерена сотрудничать с другими державами. В качестве российских национальных интересов названы: использование арктической зоны РФ в качестве стратегической ресурсной базы государства, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны; сохранение Арктики как территории мира и сотрудничества; сбережение уникальных экологических систем региона; использование СМП в качестве единой национальной транспортной коммуникации РФ.

Стратегия предусматривает поэтапное осуществление российской политики в регионе. На первом этапе (2008—2010 гг.) были проведены работы по подготовке материалов для обоснования внешней границы арктической зоны РФ и частично реализован ряд проектов в рамках государственно-частного партнерства. На втором (2011— 2015 гг.) — предусматривается международно-правовое оформление внешней границы арктической зоны России и решение задач ее структурной оптимизации. На третьем (2016—2020 гг.) — должно быть реализовано превращение арктической зоны России в ведущую стратегическую ресурсную базу страны.

Однако изменения в геополитической ситуации в мире в 2014 г. наложили отпечаток на российские планы освоения Арктики. В связи с событиями на Украине Запад применил санкции с целью международной изоляции России. В частности, была запрещена поставка в Россию оборудования для глубинной добычи нефти и газа и для разработки арктического шельфа (буровые платформы, детали для бурения, морское оборудование для работы в условиях Арктики, дистанционно управляемые подводные аппараты, насосы высокого давления и т. п.).

В свете сложившейся ситуации особую актуальность приобретает сотрудничество со странами СВА. Анализируя арктическую поли-

188

Международные отношения КНР

тику этих государств, представляется возможным сформулировать ряд предложений по взаимодействию с ними в свете задач России по освоению Арктики. Основным из них может стать установление партнерских отношений с заинтересованными в освоении Арктики государствами СВА, используя преимущества обладания Россией самым мощным ледокольным флотом в мире и контроля за СМП. У этих стран пока нет достаточного количества специально подготовленных кораблей с двойной обшивкой и ледоколов. Это плюс для РФ: на самом трудном участке маршрута торговые и пассажирские корабли могут проходить СМП только в сопровождении российских ледоколов.

В Арктическом совете и в Европейском арктическом совете Баренцева моря целесообразно выступить ведущим субъектом в совместном освоении и эксплуатации ресурсов Арктики. Прагматичная политика в этих структурах, особенно в отношении стран-наблюда-телей, может свести к минимуму число недругов и установить благоприятный международный климат, при котором Россия могла бы направить энергию на развитие своих арктических владений.

Для РФ особое значение приобретают финансовые и научно-технические возможности стран СВА в предоставлении инвестиций, передаче информационно-коммуникационных технологий и поставке оборудования, используемого при разработке глубоководных арктических месторождений нефти и природного газа.

Стратегическим партнером России в освоении Арктического региона способен стать Китай. При этом Москва не только сможет переложить часть финансовой нагрузки на Пекин, но и получит средства для модернизации существующих и строительства новых портов на всем протяжении СМП. РФ может оказать КНР помощь в проведении исследований в Арктике и в развитии танкерного флота, предназначенного для плавания в северных широтах. Россия заинтересована в финансовых инвестициях Китая в развитие инфраструктуры северных территорий и в добычу энергоресурсов. К примеру, «Газпром» мог бы пригласить китайскую шельфовую нефтяную корпорацию CNOOC к участию в проекте освоения Долгинского месторождения в Печорском море и соседнего Приразломного.

При нейтральной позиции Сеула в отношении режима антироссийских санкций рационально было бы попытаться объединить уси-

Китай и другие государства Северо-Восточной Азии...

189

лия, знания, капиталы, наработки и технологии Южной Кореи и России. Основания для этого существуют. Президент РК Пак Кын Хе глубоко убеждена в необходимости расширять объемы инвестиций в новейшие научные исследования и разработки в сфере судоходства в Арктике. Корейское правительство планирует развивать порты вдоль арктического морского пути и предоставлять льготы судоходным компаниям, которые станут этим путем пользоваться12.

В перспективе Россия может извлечь выгоду из укрепления отношений с Японией. Поскольку российские стратегические интересы смещаются из Европы в Азию, РФ целесообразно обезопасить себя на случай непредвиденных обстоятельств в отношениях с Китаем и наладить тесные партнерские отношения с другими государствами Азии. Хотя Пекин остается важнейшим торговым партнером России в Восточной Азии, Москва должна расширять список восточноазиатских покупателей ее энергоресурсов. Инфраструктура энергетических проектов «Алтай» и «Сила Сибири» пока нацелена только на Китай. Для России это является довольно серьезным стимулом к расширению клиентской базы и включению в нее других государств СВА. Кроме того, японские ноу-хау в области добычи энергии и морских операций могут помочь российским компаниям преодолеть отставание от своих главных конкурентов в сфере технологий, необходимых для ведения деятельности в Арктическом регионе.

Совместное со странами СВА освоение богатств Арктического региона и развитие международного судоходства по СМП сталкиваются с разного рода проблемами. Первая и самая главная из них, отмеченная иностранными компаниями, — это отсутствие обратной связи с соответствующими госструктурами РФ, прежде всего с администрацией СМП. Слишком много времени уходит на согласование рабочих моментов, получение информации о маршруте, прохождение бюрократических процедур. Очевидно, что российская сторона должна срочно выработать гибкий механизм оперативного принятия решений, который устранил бы все издержки, связанные с получением разрешения на использование СМП. Это касается и согласования тарифов.

Второй проблемный момент — это имидж СМП в глазах субъектов международной судоходной отрасли, который пока остается неоднозначным и меняется то в лучшую, то в худшую сторону. А ведь

190

Международные отношения КНР

именно от имиджа во многом зависит окончательное решение компании-перевозчика о том, какой маршрут выбрать: СМП или иной. Поэтому необходимо прилагать больше усилий для повышения привлекательности СМП за рубежом. В связи с этим перед государственными ведомствами может быть поставлен ряд задач внешнеполитического характера.

Перед администрацией СМП небесполезно поставить следующие задачи: адресная работа с иностранными судоходными компаниями и другими экономическими субъектами, заинтересованными в использовании СМП; презентация возможностей и потенциала СМП на ведущих отраслевых выставках, семинарах, конференциях. МИД РФ мог бы заняться проведением консультаций с иностранными государствами по поводу их участия в освоении СМП (эта задача наиболее актуальна в случае с Китаем, где судоходная отрасль находится под преимущественным контролем государства), а также утверждением и обеспечением международного признания права РФ вести самостоятельную тарифную политику в Арктике13.

Третья проблема — обеспечение безопасности судоходства по СМП. Она может быть решена посредством создания активно функционирующей системы береговой охраны ФСБ в арктической зоне РФ и повышения эффективности взаимодействия с береговыми охранами других государств. А поддержание в регионе стабильности, обеспечение решения природоохранных и иных задач целесообразно осуществлять усилиями только приарктических государств, не допуская к этому военные союзы и иных антироссийски настроенных акторов.

Кроме того, необходимо быть готовыми к усилению информационного и международно-правового противоборства по проблемам Арктического региона на глобальном уровне и играть на опережение недругов в этой сфере. Периодически поднимающиеся вопросы о необходимости международного доступа к эксплуатации СМП и «интернационализации» прав на регион, экологические проблемы России позволяют продвигать интересы тех государств, которые обладают мощными экономическими, финансовыми и военными возможностями. Это выгодно и под силу сделать США и их союзникам в Европе и в Азии. Вопрос реализации их интересов в данном случае будет решаться путем давления на Россию, так или иначе нарушившую устанавливаемый порядок.

Китай и другие государства Северо-Восточной Азии...

191

Примечания

1 Кашин В. Арктическая кладовая // Ведомости. 25.07.2008.

2

Steve Robinson & Ben DiPierto. Seafood International. URL: http:/ /www.Fish online.ru

3

Арктика: перспективы развития // Информационно-аналитический бюллетень РИСИ. 2008. № 4. URL: http:/ /www.riss.ru

Морозов Ю.В. Стратегия ведущих государств мира в Арктике в XXI веке и вызовы национальным интересам России в регионе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 45. С. 37—52.

5 Загрязнение радионуклидами арктических морей России // Арктика сегодня. URL: http://www/arctictoday.ru

6 К приарктическим странам относятся: Россия, Канада, США, Норвегия и Дания, на этот статус претендуют также Финляндия, Швеция и Исландия.

7 NATO Warns Of Tensions As Ice Thaws In The Arctic // The Associated Press. 30.01.2009.

8

Скандинавские страны создают «арктический кулак». URL: http://news. mail.ru/politics/2364882/

9 Morozov Y. Arctic 2030: What Are The Consequences Of Climate Change? The Russian Response //Bulletin of the Atomic Scientists. 2012. Т. 68. № 4. Р. 22—27.

10 URL: http://www.dv.ee

1 Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу, утвержденные Указом Президента РФ от 17 декабря 2008 г.

12

URL: http://www.morvesti.ru 13

13

URL: http://www.voprosik.net>rossiya-morskoi-put/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.