Научная статья на тему 'Киносеть в Среднем Поволжье в 1950 1960 годы'

Киносеть в Среднем Поволжье в 1950 1960 годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
331
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНО / КИНОСЕТЬ / СРЕДНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ / КИНООБСЛУЖИВАНИЕ / КУЛЬТУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / КАДРЫ КИНОСЕТИ / КУЙБЫШЕВСКАЯ КИНОСТУДИЯ / CINEMA / CINEMA NETWORK / MIDDLE VOLGA REGION / CINEMA SERVICE / CULTURAL DEVELOPMENT / TECHNOLOGICAL PROGRESS / CINEMA NETWORK PERSONNEL / KUIBYSHEV FILM STUDIO

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Панкратова Л. А.

В статье на примере Среднего Поволжья Ульяновской, Пензенской, Куйбышевской областей рассмотрен процесс изменения киносети. Показывается, как в данный период отрасль сталкивается с проблемами и в состоянии материально-технической базы, и в кадровом составе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CINEMA NETWORK IN THE MIDDLE VOLGA REGION IN 1950s 1960s

The author examines the process of the cinema network changes in the Middle Volga area Ulyanovsk, Penza and Kuibyshev regions. At that time the branch faced financial, technical and personnel challenges.

Текст научной работы на тему «Киносеть в Среднем Поволжье в 1950 1960 годы»

УДК 94(47+57): 77

КИНОСЕТЬ В СРЕДНЕМ ПОВОЛЖЬЕ В 1950 - 1960 ГОДЫ

© 2009 Л.А. Панкратова Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г. Самара

Поступила в редакцию 17.10.2007

В статье на примере Среднего Поволжья - Ульяновской, Пензенской, Куйбышевской областей -рассмотрен процесс изменения киносети. Показывается, как в данный период отрасль сталкивается с проблемами и в состоянии материально-технической базы, и в кадровом составе. Ключевые слова: кино, киносеть, Среднее Поволжье, кинообслуживание, культурное строительство, технический прогресс, кадры киносети, Куйбышевская киностудия.

Кино - вид искусства, который появился гораздо позже театра или балета. Однако он полюбился зрителям ничуть не меньше своих предшественников. Распространение кино на протяжении двадцатого века шло во всемирном масштабе. И в нашей стране тоже произошло повсеместное расширение кино, в повседневной жизни оно стало играть значимую роль.

Первые опыты изучения истории культурного строительства в Среднем Поволжье относятся к 1920-м годам. Поскольку они создавались современниками событий, то носят описательный характер1. В 1930-е годы исследовательская работа по проблемам культурного строительства в Среднем Поволжье сворачивается. В это время не появилось сколько-нибудь значительных работ по данной проблематике. В послевоенные годы велась работа по осмыслению развития культуры в отдельных регионах страны. В 1947 г. выходит работа К.Я. Наякшина2, в которой автор проследил ход развития культуры за годы Советской власти. В 1955 году выходит в печать работа П.И. Кабанова "Очерки культурно-просветительной работы в СССР в послевоенные годы", где наряду с общесоюзным материалом находят выражение некоторые факты по истории Среднего Поволжья3. В целом, работы, появившиеся в конце 1940-х - начале 1950-х годов, по-прежнему носят описательный характер и важны собранной фактической базой. После XX съезда КПСС наступившая в общественно-политической жизни страны короткая оттепель позволила улучшить качество работ по истории культурного строительства в Среднем Поволжье. Одной из первых попыток критически осмыслить исторический путь, пройденный советской культурой (на материалах Пензенской области), является изданная в 1957 году коллективная ра-

Панкратова Людмила Александровна, аспирант кафедры отечественной истории и археологии. E-mail: hf-f@ssttu.samara.ru

бота "Пензенская область за 40 лет советской власти". После оттепели 1950-х начала 1960-х годов страна постепенно начинает "вползать" в эпоху застоя. Время накладывает на работы историков свою печать. Появившиеся в это время обобщающие труды по истории отдельных регионов Среднего Поволжья описывают историю культурного строительства как неизменное продвижение от хорошего к лучшему4. 1960-е и 1970-е годы характеризуются стремительным развитием историографии советской культуры. История советской культуры становится предметом самостоятельного изучения5. Растет в этот период и число работ по отдельным отраслям и аспектам развития культуры, культурного строительства на материалах Среднего Поволжья. Активно разрабатываются проблемы истории народного образования, серьезное внимание уделяется рассмотрению проблем культурно-просветительной работы6. В 1980-е - 1990-е годы в обществе повсеместно распространилась демократизация, что оказало влияние и на изучение культурного строительства. Появляются работы, в которых доказывается то, что несмотря на поддержку со стороны государства, учреждения культуры региона испытывали острую нехватку в финансировании7. В 1990-е годы произошел процесс возрастания теоретического осмысления явлений культуры и оценки культурного строительства региона8.

Несмотря на интерес исследователей к культурному строительству Среднего Поволжья вопрос о кинофикации Среднего Поволжья подробно не изучен. Изменения, касающиеся клубных учреждений, системы образования, литературы и театра, были прослежены в разные годы. Детальная оценка состояния и развития киносети региона до сих пор не вошли в круг интересов исследователей.

С момента образования советского государства киносеть страны постоянно находилась под контролем, так как кино должно было играть

роль посредника между властью и населением в деле воспитания достойных строителей коммунизма. Внимание руководства уделялось тому, чтобы кинофильмы из "легкого" жанра, воспитывающего "низменные" чувства человека, стали высоко идейными, чтобы в фильмах раскрывалась повседневная жизнь во всем ее росте, в стремлении трудящихся масс к новым победам, преображении и духовном обогащении. При этом государство проводило в отношении кино особую линию: с одной стороны, стремилось постоянно увеличивать киносеть, обеспечивать выполнение эксплуатационно-финансовых планов и посещаемость киносеансов населением, а с другой - не обеспечивало всех финансовых потребностей отрасли, что вело к задержкам развития сети кино. Фактически киносеть должна была сама обеспечивать свое благосостояние. Уже в 1940 году в соответствии с постановлением СНК СССР работа отделов кинофикации исполкомов районных Советов депутатов трудящихся строится на началах полного хозяйственного расчета. Ульяновское областное управление кинофикации в 1950 году в своем послании к нижестоящим структурам подчеркивало, что никакими возможностями для оказания финансовой помощи начальникам районных отделов кинофикации не располагает, и "нужно покончить с самого начала с иждивенческим настроением 9.

Несомненным фактом в 1950 - 1960-е годы является рост количества киноустановок. Если в Пензенской области в 1950 г. было 384 киноустановки, то в 1955 г. - 479, в 1960 г. - 745. В Ульяновской области в 1944 г. было 46 киноустановок, в 1950 г. - 288 , в 1955 г. - 347, в 1960 году - 531. В Куйбышевской области - 127, 385 и 851 киноустановка соответственно.10 Таким образом, к концу 1950-х годов в регионе удалось добиться восстановления отрасли после упадка, случившегося в период Великой Отечественной войны. Однако это не обеспечило удовлетворения постоянно растущих потребностей населения. По состоянию на начало 1961 года в РСФСР на 910 жителей (в среднем) приходилась 1 киноустановка, а, к примеру, в Пензенской области количество жителей составляло до 1226 человек на 1 киноустановку11. Произошедшее в 1950-е годы увеличение киносети отставало от оптимальных потребностей населения.

Технический прогресс не миновал и киносеть. К началу 1950-х годов, помимо количественного увеличения числа киноустановок, произошли и их "качественные" изменения - киноустановки из немых (в первой половине XX века) к середине века становятся звуковыми. Так, в Куйбышевской области в 1940 году были 44 "немые" передвижки, в 1948 году - 5, а в 1949 году - их нет вообще12.

Положительными моментами, конечно же, нельзя охарактеризовать состояние киносети Среднего Поволжья, которое в 1950-е годы было довольно тяжелым. Финансовых средств на развитие киносети в начале 1950-ых годов не хватало. Состояние материально-технической базы оставляло желать лучшего. В регионе остро стоял вопрос о нехватке помещений, приспособленных для показа. Часто в помещениях, где проводились сеансы, не было отопления, вентиляции, оборудованных киноаппаратных, а в сельской местности показ приходилось проводить в зданиях с соломенной крышей. В Ульяновской области в 1950 году 500 населенных пунктов области совершенно не имели специальных приспособленных помещений. В Пензенской области даже в 1964 году более 300 населенных пунктов не имели приспособленных помещений13. Были сложности со строительством кинотеатров. За период с 1943 по 1950 год Министерство кинематографии РСФСР выделило Ульяновской области на строительство и реконструкцию кинотеатров только 220 тыс. руб., в то время как строительство в 1953 году только одного кинотеатра "Родина" в городе Ульяновске потребовало 1 млн. 71 тыс. руб.14

Создавался замкнутый круг: недостаточное выделение государством финансовых средств тормозило развитие киносети, что не позволяло самому государству получать доходы от проведения киносеансов в свой бюджет. Киносеть Куйбышевской области в 1949 - 1950 годы не обеспечила поступления в бюджет и недодала 2 млн. 203 тыс. руб. налога с кино. В Ульяновской области в 1950 году тоже не поступило в бюджет 2 млн. 812 тыс. руб. Пензенская область не стала исключением из этого списка: в 1951 году в бюджет не было перечислено 5 млн. 210 тыс. руб.15 Основными причинами невыполнения плана по кинообслуживанию населения и по поступлению в бюджет доходов от кино в 1950 - 1960-е годы государство видело в неудовлетворительном руководстве со стороны областных управлений кинофикации и районных отделов киносети. Местные чиновники несерьезно относились к кино: они не только не были заинтересованы в кинообслуживании своих подчиненных, но и наоборот, препятствовали продвижению кинопередвижек, срывали графики показов кино, использовали технические средства не по назначению - на селе во время уборочной автомашины отделов управлений кинофикации использовались для перевозки зер-на16. Таким образом, расширение сети учреждений кино происходило без должного содействия на местах, а иногда даже вопреки нему. "Областные управления кинофикации Среднего Поволжья не добились еще выполнения планов по показам

кино всеми районами; не обеспечили необходимого улучшения работы кинопередвижек, играющих важную роль в кинообслуживании населе-ния"17. Также мало внимания уделядлсь качеству кинопоказа, редко показывались населению учебные, научно-популярные и хроникально-документальные сельскохозяйственные фильмы18. Уровень кинообслуживания не достиг в период 1950 -1960-х должного уровня, не отвечал запросам рабочих, колхозников, интеллигенции19.

В середине и второй половине 1950-х годов происходит всплеск интереса к кино, вызванный сокращением рабочего дня на ряде предприятий, и, как следствие, появлением дополнительного свободного времени. Также в этот период происходит сокращение цен на билеты. Два этих фактора позволили киносети выбраться из состояния безденежья. В 1955 году Куйбышевская область получила доходов от кино сверхпланово в размере 1 млн. 993 тыс. руб. Валовой сбор Ульяновского областного управления кинофикации в 1955 г. составил 19 млн. 311 тыс. руб.20 Кадровый вопрос в киносети Среднего Поволжья был не решен: низкий уровень заработной платы и постоянная нехватка жилых помещений для специалистов киносети приводили к тому, что работающие не дорожили своими местами, вследствие чего происходила текучесть кадров. Так, в Пензенской области в 1960-х годах ежегодно менялась 1/3 часть киномехаников21. В той же Пензе отсутствие условий для закрепления кадров привело к тому, что во второй половине 1960-х из города были вынуждены уехать двое специалистов с высшим образованием22. В результате из-за отсутствия киноинженеров не вводились новинки техники и науки, были невысоки технические показатели работы киноаппаратных. В Ульяновской области в 1955 году по причине отсутствия киномехаников киноустановки простаивали 690 трудодней23. Трудовая дисциплина работников киносети не была удовлетворительной: имели место разболтанность, факты присвоения государственных средств, допуска на сеансы безбилетных зрителей. К сожалению, на протяжении 1950 - 1960-ых годов данные факты продолжали иметь место. Работники киносети допускали факты порчи фильмокопий, срывали графики показа кинофильмов, часто прибегали к повторному (вместо рекламированного нового) показу кинофильмов. Случаи потерь отдельных частей фильмов и метража были регулярными и в 1950-е, и в 1960-е годы. Меры, предпринимаемые руководством, а именно - повышение морально-нравственных качеств работающих через воспитательные беседы, не привели к искоренению вышеназванных явлений24. Поэтому проблема нехватки квалифицирован-

ных кадров киносети региона на протяжении всего рассматриваемого периода продолжала быть насущной.

Важной особенностью Среднего Поволжья было наличие Куйбышевской студии кинохроники, обслуживавшей все Поволжье. Студия выпускала фильмы и киножурнал "Поволжье", которые затем использовались как средство идеологической пропаганды: в них показывались успехи и достижения советского народа. В 1955 году студия сняла кинофильм по заказу строителей Куйбышевской ГЭС - "Перекрытие русла Волги". В том же 1955 году Куйбышевская студия направила заявку на II Всероссийский конкурс на лучший киножурнал и сюжет, показала более качественные материалы и получила вторую премию за журнал и 45 премий за сюжеты25. Один из журналов режиссера Саватеева принес Куйбышевской киностудии премию на Всесоюзном конкурсе. По итогам всесоюзного соревнования между киностудиями за 3 квартал 1964 г. Куйбышевской студии кинохроники была присуждена третья премия26.

Таким образом, в киносети Среднего Поволжья в 1950-1960-е годы произошло увеличение количества киноустановок и, как следствие, расширение зон охвата. Просмотр фильмов становится все более доступным не только для городов, но и для отдаленных населенных пунктов. Технический прогресс позволил звуковым кинопередвижкам получить повсеместное распространение в регионе. В первой половине 1950-х годов по причине недостатка средств, выделяемых государством, материально-техническая база киносети находится в разрушенном состоянии. В этот период киносеть не приносит прибыли государству. Ситуация осложняется еще и кадровыми проблемами, когда невысокая оплата труда и низкий престиж приводят к постоянной смене специалистов. Во второй половине 1950-х и в 1960-е годы происходит всплеск интереса к кино, что позволяет киносети Среднего Поволжья выйти из состояния безденежья: киносеть региона начинает приносить доход государству. Но проблемы недостаточной материально-технической базы и нехватки кадров и в 1950-е, и в 1960-е годы не получают разрешения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1 Луначарский А.В. По Среднему Поволжью. - Л., 1929.

2 Наякшин К. Я. Культурное строительство в Куйбышевской области за 30 лет. - Куйбышев,1947.

3 Кабанов П.И. Очерки культурно-просветительной работы в СССР в послевоенные годы. - М., 1955.

4 Наякшин К.Я. Очерки истории Куйбышевской области. - Куйбышев,1962.

5 ЗакЛ.М. История культурного строительства в СССР в Советской историографии // Вопросы истории. - 1964.

- № 2. - С. 15.

6 См. напр.: Гомжин В.Ф. Культурно-просветительская работа на селе Среднего Поволжья в годы первой пятилетки (1928 - 1932): Автореф. ... канд. ист. наук. -Куйбышев, 1975; Кавлис А.А. Культурно-просветительская деятельность самарских профсоюзов в восстановительный период (1921 - 1925 гг.) // Из ист. Ср. Пов. и Приур.- Куйбышев, 1973. Т. 115. С. 88- 99.

7 Чернышева Л.А. Книгоиздательское дело в Среднем Поволжье и его роль в осуществлении задач социально-политического строительства (1941-1961 гг.) Автореф. ... канд. ист. наук. Куйбышев, 1978.

8 См. напр.: КуйтейниковИ.А. Культурное строительство в Среднем Поволжье в первые послевоенные годы (1946

- 1950): Автореферат канд. ист. наук. - Куйбышев, 1990.

- 20 с.; Морозов Н.А. Народное образование и культурно-просветительные учреждения Среднего Поволжья в 1950-ые- начале 1960-ых ): Автореферат канд. ист. наук. - Самара, 1993. - 25 с.

9 ГУУО "ЦГАУО", ф. р - 3053, оп.1, д. 91, л. 31.

10 ГУПО "ЦГАПО", ф. р - 2353, оп.1, д. 346, л.48.; ГУУО "ЦГАУО", ф. р - 3053, оп.1, д.62, л.17.; ГУСО "ЦГАСО", ф. р - 4057,оп.1, д.110, л.1; д.245, л.1.

11 ГУСО "ЦГАПО", ф. р- 2353,оп.1, д.346, л. 38.

12 ГУСО "ЦГАСО", ф. р - 4057,оп.1, д.110, л.1.

13 ГУПО "ЦГАПО", ф. р - 2353, оп.1, д.346, л. 37-39.,ГУУО "ЦГАУО", ф. р - 3053, оп.1, д. 62, л. 29.

14ГУУО "ЦГАУО", ф. р - 3053, оп.1, д. 26, л.22, д. 62, л. 61.

15 ГУСО "ЦГАСО". ф. р - 4057, оп.1, д.136, л.30.ГУУО, "ЦГАУО", ф. р - 3053, оп.1, д . 62 л. 15.ГУПО "ЦГАПО", ф. р - 2353, оп.1, д.107, л.1-2.

16 См., напр.: ГУСО "ЦГАСО", ф. р - 4057, оп.1, д.122, л.5.

17 ГУСО "ЦГАСО", ф. р - 4057, оп.1, д.136, л.30.

18 Там же.

19 ГУСО "ЦГАСО", ф. р- 4057, оп.1, д.136, л. 30.

20 ГУУО "ЦГАУО", ф. р - 3053, оп.1, д. 62, л.61.

21 ГУПО "ЦГАПО", ф. р - 2353, оп.1, д. 346, л. 26.

22 Там же.

23 ГУУО "ЦГАУО", ф. р - 3053, оп. 1, д. 62, л. 61.

24 См. напр.:ГУУО "ЦГАУО", ф. р - 3049, оп.2, д.50, л.31.

25 ГАРФ, ф. А501, оп.1, д.2191, л. 10.

26 ГАРФ, ф. А546, оп.1, д. 118, л. 27.

CINEMA NETWORK IN THE MIDDLE VOLGA REGION IN 1950s - 1960s

© 2009 L.A. Pankratova

Volga Region State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara

The author examines the process of the cinema network changes in the Middle Volga area - Ulyanovsk, Penza and Kuibyshev regions. At that time the branch faced financial, technical and personnel challenges. Key words: cinema, cinema network, Middle Volga region, cinema service, cultural development, technological progress, cinema network personnel, Kuibyshev film studio.

Lyudmila Pankratova, Graduate Student, Russian History and Archeology Department. E-mail: hf-f@ssttu.samara.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.