Научная статья на тему 'Киноклуб как форма социокультурной самозащиты'

Киноклуб как форма социокультурной самозащиты Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
661
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Киноклуб как форма социокультурной самозащиты»

ческий слух, умение анализировать звучащее слово, а также дифференцировать отличительные артикуляционные и акустические особенности звуков речи, перекодировать звуковую форму слова в графическую (с помощью специальных фишек, а позже - букв) и наоборот - графическую в звуковую. Они овладели не только механизмом чтения и письма, но и лингвистической теорией родного языка.

Обучение детей по новой программе "Ребенок и книга" позволило реализовать культурологический подход к литературному развитию дошкольников, активизировать и обогатить их образное восприятие

в процессе слушания художественного произведения.

В следующих номерах журнала мы будем публиковать материалы проведенного исследования в виде научных статей, программ, методических разработок и рекомендаций для педагогов-воспитателей, учителей начальной школы, родителей, а также студентов, аспирантов и ученых, занимающихся проблемой раннего обучения родному языку.

Приглашаем всех принять участие в обсуждении важной проблемы развивающей подготовки дошкольника к систематическому обучению языку и литературе.

В.Л. МО НАСТЫР С КИЙ Киноклуб

как форма социокультурной самозащиты

В конце прошлого года Тамбовский киноклуб "Контакт" отметил свое пятнадцатилетие. Эти годы вместили сотни киновечеров, кинопросмотров, обсуждений. Менялись формы работы, размеры экрана, состав клуба, его дислокация, но неизменным оставались серьезное, взыскательное отношение к кино как явлению культуры, интерес к его истории и "включенность" в современный кинопроцесс.

А возник "Контакт" в 1980 году как киноклуб педагогического института. Его ядро составляли институтские преподаватели и студенты. Но на клубные сеансы они приводили своих знакомых, те, в свою очередь, - своих, и "Контакт" очень быстро, в первый же год своего существования, обрел статус городского киноклуба, объединив полторы сотни поклонников киноискусства.

"Контакт" стал для его участников формой творческого, развивающего досуга. Здесь можно было узнать много нового, расширить свои представления о кино, обменяться мнениями по поводу увиденного. Талантливые, иногда просто уникальные фильмы, общение с новыми знакомыми вносили в жизнь разнообразие, делали ее содержательнее и интереснее.

Всей текущей деятельностью киноклуба руководил избранный на его общем собрании Совет. Бессменными членами Совета в течение всех пятнадцати лет остаются наши университетские коллеги Е.В.Милоссрдова, С.Е.Бирюков, Г.Н.Евстратова и я - его председатель. За

эти годы через киноклуб "прошло" более тысячи человек. Кто-то из них посещал "Контакт" всего лишь один сезон, кто-то несколько, но хочется думать, что все они сохранили об этом периоде добрые воспоминания. Бывших киноклубников я иногда встречаю в Москве, Воронеже, некоторые, я знаю, сейчас живут в районе, среди них мои бывшие студенты, впервые в "Контакте" открывшие для себя настоящее кино. Но есть у нас и "нестареющие душой ветераны", которые со дня основания и по сей день хранят верность десятой музе и нашему клубному союзу.

Что же такое киноклуб? Это форма самоорганизации зрителей с целью удовлетворения своих эстетических потребностей, самодеятельное общественное добровольное объединение любителей киноискусства (клуб по интересам). Киноклубы как зрительские объединения стали возникать еще в двадцатые годы. Первым киноклубом принято считать Лондонский киноклуб, созданный в 1925 году. А в 1932 году была учреждена Британская Федерация киноклубов. Очень популярны были киноклубы в послевоенной Франции, где из них вышло немало выдающихся деятелей киноискусства (Франсуа Трюффо, Андре Базен и др.). В 1947 году была создана Международная Федерация киноклубов, которая в наше время объединяет более семидесяти национальных сообществ. В 1989 году в нее была принята Федерация киноклубов СССР, чему предшествовал долгий и трудный процесс становления и

развития киноклубного движения, берущий начало в ячейках и кружках Общества Друзей Советского Кино, которое просуществовало с 1926 по 1934 гг.

Своим вторым рождением киноклубное движение обязано хрущевской "оттепели". Тогда, во второй половине пятидесятых, отечественный кинематограф сделал мощный рывок вперед, появились яркие, проблемные, необыкновенно искренние фильмы, отличавшиеся к тому же непривычным, новаторским киноязыком. Они провоцировали полемику, споры, столкновение мнений. И зрители отреагировали на это созданием любительских объединений дискуссионного характера.

В шестидесятые годы впервые в печати обозначилась проблема неоднородности зрительской аудитории, эстетической неразвитости значительной ее части. Тогда же появилось понятие "трудный" фильм -трудный для восприятия неподготовленной аудиторией, сложный по стилистике, но обладающий несомненными художественными достоинствами. Прокатчики с ними работать не умели и не хотели. А заинтересованные, но разобщенные зрители вынуждены были их "отлавливать" на случайных, единичных сеансах. В этих условиях киноклубы стали основной формой дифференцированного, точнее специализированного проката. Они помогали сложным, незаурядным кинопроизведениям встретиться со "своим" зрителем, а зрителям - с интересующими их фильмами.

Киноклубы стали очагами культуры в социуме, многие из них вели помимо внутриклубной и внеклубную культурно-. просветительную работу, направленную на приобщение населения к ценностям киноискусства. В то же время они противостояли, с одной стороны, насаждаемой официозом идеологически безупречной серости и конъюнктуре, а с другой - столь любезной сердцу прокатчиков бездумной "развлекаловке", коммерческим поделкам, дававшим львиную долю плана.

Создание в 1988 году Федерации киноклубов СССР стало триумфом киноклубного движения, получившего, наконец, долгожданный статус, который открывал перед ним, казалось, небывалые возможности и перспективы: создать альтернативный кинопрокат, стать влиятельным участником современного кинопроцесса в качестве авангарда кинозрителей, войти в мировое сообщество киноклубов и др. Это был романтический, по-своему прекрасный, но, к сожалению, недолгий период в истории киноклубного движения. Мы просто представить себе не могли, как все

сможет повернуться, причем в скором времени...

Распад СССР и соответственно Федерации киноклубов СССР. Обреченная попытка сохранить былое киноклубное пространство в виде Федерации киноклубов Евразии. Развал государственной системы проката и появление обилия прокатных фирм, заполонивших экраны американской киномакулатурой. Окончательное вытеснение отечественного кино из репертуара кинотеатров. Экономические катаклизмы, вызвавшие подорожание всего и вся: кинокопий, транспортировки фильмов, билетов в кинотеатр. И в результате -кризис киноклубного движения. Резкое сокращение числа клубов. Утрата многих завоеваний прошлых лет.

"Контакту" удалось выжить, хотя не обошлось без потерь и компромиссов. Причем мы не просто адаптировались к изменившимся условиям, а попытались по-новому взглянуть на возможности и задачи киноклуба, осмыслить его роль в современной социокультурной ситуации.

Ни от чего не отказываясь в истории "Контакта", более того, с грустью вспоминая его лучшие времена, считаю, что скромная, не имеющая былого общественного резонанса сегодняшняя деятельность нашего киноклуба является по-своему не менее актуальной и социально значимой, чем в прежние годы. Попробуем оценить ее с позиции социальной защиты человека.

Объектами социальной защиты и социальной помощи традиционно считаются малообеспеченные люди, инвалиды, неблагополучные контингенты, маргинальные группы. Причем помощь эта большей частью носит материальный, житейски-бытовой характер.

Между тем, есть категория людей, вполне благополучных, хорошо образованных, отличающихся достаточно высоким духовным потенциалом, чьи интересы нуждаются в особого рода защите - социокультурной, ибо они оказались в ситуации прогрессирующего сужения культурного пространства их жизнедеятельности. Сегодня нашей интеллигенции от многого приходится отказываться, во многом себя ограничивать. Недоступными становятся книги, газеты, журналы, которые выписывались в течение десятилетий, даже не очень дальние поездки, не говоря о путешествиях, хорошие фильмы. Последние - в силу того, что их негде посмотреть.

Вот и остается в киноклубах (и нашем, и других) та, все более сужающаяся прослойка людей, которые и в современных условиях стараются сохранить достоинст-

во, приверженность высокому искусству, культурным традициям. Без регулярного общения с искусством, без постоянной духовной подпитки от него они не мыслят полноценной жизни. Для одних таким искусством является литература, для других - музыка, для третьих, помимо названных, а также не названных, - искусство кино.

Те, кто постарше, открыли его для себя в далекие шестидесятые, когда наряду с такими отечественными шедеврами, как "Летят журавли'', "Баллада о солдате", "Иваново детство", ’Тени забытых предков", они увидели "Дорогу" и "Ночи Каби-рии", "Земляничную поляну", "Пепел и алмаз". Позже таким фильмом - открытием кинематографа как искусства, входным “ билетом в него стал для кого-то "Сталкер", а для кого-то "Полет над гнездом кукушки".

За прошедшие годы киноклуб сформировал и закрепил у этих людей потребность в киноискусстве такого класса, привычку следить за современным кинопроцессом. А главное - потребность в той

эмоциональной встряске, в том душевном очищении и эстетическом наслаждении, которые дает общение с подлинным искусством. Для них киноклуб - это средство социальной защиты их художественных интересов, их права на доступ к ценностям кинематографической культуры.

Но киноклуб - не просто кинотеатр, где можно посмотреть неординарный или "дефицитный" фильм. Это, прежде всего, сообщество близких по духу людей, которые создали свой небольшой социум, со своими особыми отношениями, атмосферой, критериями оценок, пространством общения. Очень точно отметил в свое время социальное значение киноклубов итальянский кинорежиссер КЛидзани: 'Телевидение разъединяет людей, а киноклубы объединяют". Чувство же принадлежности к культурному сообществу, где всех объединяют общие интересы, радости, открытия и переживания, в условиях социальной нестабильности и растущей разобщенности людей, на мой взгляд, многого стоит.

ХРОНИКА

Российско-американский семинар по исторической демографии России

В Тамбовском государственном университете имени Г.Р.Державина 12-14 января 1996 года состоялся очередной семинар российских и американских историков по проекту "Историческая демография России 1700-1914 годов." Идея проекта разрабатывалась на первом семинаре в июне 1994 г. в университете г Айова (штат Айова, США). Группа российских и американских историков определила основные задачи исследования: 1. Выявление архивных источников в провинциальных архивах России по исторической демографии, их идентификация и описание; 2. Разработка методов анализа источников и сбора банка данных; 3. Обеспечение российских историков современной теорией и методикой исторической демографии.

Группа учитывала, что в западной историографии сложилась традиция исследования демографических процессов на локальном уровне (деревня, село, город). За традиционную микроединицу исследова-

ния берется церковный приход, в котором сохранилось наиболее полное представительство источников за сто лет. Подобные проекты разрабатывались во многих европейских странах: Франции, Великобритании, Голландии, Германии и других. Учитывая трудоемкость сбора и обработки источников, такие исследования осуществляются крупными научными группами. Полученные результаты анализируются с использованием современной вычислительной техники, применяя математические и статистические методы анализа.

Проект по исторической демографии России рассчитан на несколько лет. Ближайшими целями его должны стать выпуск на русском языке классического учебника по исторической демографии известного французского историка Луи Анри и издание авторского учебного пособия по исторической демографии России. Научные цели проекта предусматривают подготовку к изданию сборников статей по историче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.