Научная статья на тему 'Кинематографическое сообщество: цели киноискусства и кинообразования в России'

Кинематографическое сообщество: цели киноискусства и кинообразования в России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1529
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНООБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / КИНЕМАТОГРАФИСТЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мурюкина Е. В.

Ассоциацией кинообразования и медиапедагогики России в конце 2007-начале 2008 гг. было проведено анкетирование, в котором приняли участие такие известные деятели как В.Ю.Абдрашитов, А.Б.Джигарханян, Н.В.Мордюкова, Ф.С.Хитрук и др. с целью определения их точки зрения на проблемы и тенденции российского кинематографического искусства, а также выявить их отношение к кинообразованию, его целям и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кинематографическое сообщество: цели киноискусства и кинообразования в России»

Медиа и образование: социологический аспект

Кинематографическое сообщество: цели киноискусства и кинообразования в России*

Е.В.Мурюкина, кандидат педагогических наук, доцент

*Статья подготовлена при поддержке Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008 гг.) Министерства образования и науки РФ. Проект РНП.2.1.3.491. Научный руководитель проекта - доктор педагогических наук, профессор А.В. Федоров.

Ассоциацией кинообразования и медиапедагогики России в конце 2007-начале 2008 гг. было проведено анкетирование, в котором приняли участие такие известные деятели как В.Ю.Абдрашитов, А.Б.Джигарханян, Н.В.Мордюкова, Ф.С.Хитрук и др. с целью определения их точки зрения на проблемы и тенденции российского кинематографического искусства, а также выявить их отношение к кинообразованию, его целям и т.д.

Идея проведения анкетирования обусловлена несколькими факторами:

а) кинематографисты нашей страны «всегда придавали большое значение воспитательной роли своего искусства... Взгляды на воспитательную силу кино С.М.Эйзенштейна представляют собой стройную систему.В теоретических работах Д.Вертова постоянно подчеркиваются два момента: 1) необходимость использования кинематографа для воспитания; 2) неограниченные возможности воздействия на людей с помощью документа» [Пензин, 1987, с.20-23]. Говоря о современных режиссерах, отмечается та же тенденция, например, В.Ю.Абдрашитов (принявший участие в анкетировании) участвует не только в творческом производстве, но и «в процессе распространения, потребления и ориентации воздействия фильма на аудиторию» [Гращенкова, 1986, с.183];

б) медиапедагогика использует в качестве средства образования медиакультуру. Поэтому мы нуждаемся в поддержке не только педагогов, но и профессионалов. Кинообразование возможно, по мнению С.Н.Пензина [Пензин, 1987], при наличии определенных условий: 1) контингент учащихся; 2) учителей; 3) средств обучения; 4) теории; 5) заинтересованных организаций. Все они связаны друг с другом, образуя сложное единство. Стоит выпасть одному звену, - и целостность рушится, кинообразование неосуществимо. Среди ключевых представителей «заинтересованных организаций» можно выделить режиссеров, актеров, продюсеров кинематографа;

в) безусловно, нам важно мнение людей, работающих в сфере создания, реализации медиа. Но кинематограф был базовой основой для возникновения кинопедагогики в нашей стране. «Сегодня термин «кинопедагогика» расширился до понятия «медиапедагогика». Это подразумевает рассмотрение традиционных кинопедагогических проблем в одном ряду с теорией и практикой обучения языку массовых коммуникаций» [Поличко, 2006, с.82]. Существенную роль при выборе респондентов анкетирования сыграло обстоятельство популярности кинематографа и сила его воздействия на зрителя. Итак, вопросы анкеты:

1) Какая из приведенных точек зрения российских кинорежиссеров о силе воздействия кинематографа на аудиторию наиболее близки Вам и актуальны для современной России:

a) С.Эйзенштейн последовательно выступал против бездумного отношения к кино, против использования его только в развлекательных целях. Кинорежиссер, по его мнению, должен точно знать механизм воздействия фильма на сознание зрителя, что позволяет ему умело управлять процессом формирования мировоззрения. Это позволит не только и не столько развлекать, но и развивать человека с помощью кинематографа.

b) В.Пудовкин: «Именно кинематографическое искусство обладает исключительными мощными возможностями для выражения мыслей и идей самого широкого общечеловеческого порядка. Эмоциональное волнение, чувства, выросшие в зрителе крепче и сильнее любой логической аргументации заставляет его поверить в то, что он увидел и услышал. Заставить человека поверить в истинность высказанной мысли - значит помочь ему сделать первый шаг в практической деятельности. Современное кино, благодаря своей интернациональной доступности, играет роль в духовном воспитании человечества большую, чем литература, театр, религия. Поэтому кино может стать как источником величайшего добра, так и величайшего зла».

c) А.Довженко заявлял: «Мы педагоги для миллионов. Поэтому прошу не забывать в числе прочих задач выполнение задачи педагогического характера в каждой своей картине, независимо от жанра, содержания и авторского направления».

й) Ваш вариант ответа:

2) Как Вы считаете, какую целевую аудиторию можно назвать основной для Ваших кинематографических произведений? (можно отметить несколько позиций):

a) дошкольники;

b) младший школьный возраст;

c) подростковый возраст;

й) старшие школьники;

е) молодежь (18 - 30 лет);

]) взрослая аудитория (31 - 59 лет);

е) пенсионеры (от 55-60 лет);

И) Ваш вариант ответа:

3) Какие качества зрителя Вам как профессионалу наиболее интересны? (можно отметить несколько позиций):

а) самостоятельное мышление; Ь) критическое мышление; с) креативный;

й) эстетически развитый; е) обладающий определенным запасом знаний в области кинематографии и других медиакультур; ]) всеядный; И) Ваш вариант ответа:

4) Какие ценности (моральные, нравственные и др.) Вы стараетесь отразить в своем творчестве? (можно отметить несколько позиций):

а) толерантность; Ь) любовь к своей родине; с) чувство справедливости;

й) духовность; е) честность; ]) Ваш вариант ответа:

5) Какие жанры кинематографа Вы считаете наиболее актуальными для современного кино? (можно отметить несколько позиций):

a) трагедия; Ь) комедия; с) триллер; d) фильм ужасов; е) фильм-катастрофа; вестерн; g) водевиль; Ь) философская притча; ]) драма; г) мюзикл; к) мелодрама; I) другой: какой именно.

6) По Вашему мнению, для каких категорий населения необходимо и важно кинообразование? (можно отметить несколько позиций):

а) школьники; Ь) студенты кинематографических и театральных вузов; с) студенты педагогических и др. вузов; d) взрослая аудитория; е) Ваш вариант ответа:

7) Каковы, по-вашему мнению, основные цели кинообразования (таб. 1)? (можно отметить насколько вариантов).

Таблица 1

№ Основные цели кинообразования: Цели важны для:

будущих профессионалов в мире кино и медиа для массовой аудитории

a Развивать способности к критическому мышлению/критической автономии личности

b Развивать способности к полноценному восприятию кинофильмов, медиатекстов

c Готовить людей к жизни в демократическом обществе

d Развивать знания социальных, культурных, политических и экономических смыслов и подтекстов кинопроизведений, медиатекстов

e Обучать идентифицировать, интерпретировать, анализировать, оценивать кинопроизведения, медиатексты

f Развивать коммуникативные способности личности

g Развивать способности к эстетическому восприятию, оценке, пониманию кинофильмов, к оценке художественных качеств кино/медиатекстов

h Обучать человека самовыражаться с помощью медиа

i Экспериментировать с различными способами технического использования медиа, создавать кинофильмы, медиатексты

j Давать знания по теории медиа и медиакультуры [включая такие ключевые понятия, как «агентство медиа» (agency), «категория медиа» (category), «язык медиа» (language), «технология медиа» (technology), «репрезентация медиа» (representation), «аудитория медиа» (audience) и т.д.]

k Давать знания по истории медиа, по истории медиакультуры

l Защищать от вредных воздействий кино и медиа

m Обучать аудиторию на примере только киношедевров

п Удовлетворять текущие потребности аудитории в области кино и медиа

Нами было разослано 106 анкет. Были получены ответы от таких известных кинематографистов, как режиссеры В.Ю.Абдрашитов, Ф.С.Хитрук, Е.С.Лунгин, А.Б.Стефанович, С.С.Тарасов, Н.Н.Досталь, актеры Н.В.Мордюкова, А.Б.Джигарханян и др., за что мы выражаем им искреннюю благодарность. На наш взгляд, показателен тот факт, что многие популярные режиссеры и актеры «нового поколения», увы, не смогли найти времени и желания, для того, чтобы ответить на вопросы.

В этой статье мы хотели бы привести и прокомментировать ответы на вопросы каждого из респондентов. Хотелось бы обратить внимание читателей, что авторы анкет понимают вопрос № 5 как то, чего не хватает сегодняшнему российскому кинематографу. То есть они не констатируют актуальность того или иного жанра, а выявляют направления, которые нуждаются в особом внимании кинематографистов.

Здесь мы основывались на мнении известного кино/медиапедагога С.Н.Пензина, который еще в конце 80-х гг. прошлого века писал: «В кино есть жанры и целые направления, не нуждающиеся в посредниках. Условно в киноискусстве выделяем экстравертивные и интровертивные произведения. Первые показывают жизнь как бы взглядом постороннего, рассказывают о внешних событиях; им легче пробиться к зрителям, ибо их содержание и композиция привычнее. Иное дело интровертивные фильмы, раскрывающие внутренний мир, духовную жизнь героя (или, что еще труднее, - автора)» [Пензин, 1987, с.7]. Популярный у респондентов жанр - философская притча как раз относится ко второму типу кинопроизведений (согласно классификации С.Н.Пензина).

Ответы на вопросы В.Ю.Абдрашитова отличаются:

а) пониманием проблемности вопроса и выражением собственной позиции. Так уже в ответе на первый вопрос, Вадим Юсупович говорит о согласии с классиками и обозначает основную проблему кинематографа: «Но сегодня киноискусство уничтожается телевидением»;

б) логичностью и последовательностью в выражении своего отношения к киноискусству и зрителю.

1. Отвечая на первый вопрос, он не только дает ответ, но и очерчивает проблему: говорит о вытеснении киноискусства телевидением и разделяет понятия «киноискусство» и «кинематограф». Своим творчеством он доказал, что его кинофильмы относятся к киноискусству. По многим причинам (засилье западного кинематографа, большое количество низкопробных кинофильмов и т.д.) киноискусству необходим кинообразованный зритель, сочетающий в себе умение воспринимать кинопроизведение, интерпретировать его в соответствии с собственной позицией и точкой зрения автора, что исключает клиповость мышления.

2. Его кинематографические произведения подразумевают разновозрастную аудиторию (от подростков до людей пенсионного возраста).

3. Рассматривая варианты ответов на третий вопрос, В. Ю. Абдрашитов определяет такое ведущее качество, как душевная отзывчивость. Таким образом, становится понятна и направленность на широкую целевую аудиторию. Такая точка зрения перекликается с мнением В.И.Пудовкина, который утверждал [Пудовкин, 1975], что особенность киноискусства заключается в следующем: сила воздействия талантливого произведения искусства (кинематографического) на человеческую психику огромна, поэтому любая мысль в искусстве поднимается талантливым художником на мощной волне разбуженного чувства.

Многие психологи (В.П.Зинченко, С.К.Бондырева, Д.В.Колесов) разделяют понятия «душевность» и «духовность», определяя содержание первого как «мир чувств», а второго - «мир идей». Обращение режиссера к душе зрителя с целью «сделать зрителя чуть добрее» (ответ на вопрос № 7 о цели кинообразования) характерно для русского человека.

4. Основная ценность, которую режиссер старается отразить в своем творчестве, это толерантность. При анализе ответов анкеты, можно говорить о том, что автор обозначает проблему нашего общества - признаки душевной черствости, нежелания понять и принять позицию другого. А значит, существует кризис нравственности в социуме, так как «нравственность вырастает из черт позитивной душевности, из доминанты «Я и Ты» [Бондырева, 2007, 47].

5. Среди актуальных жанров современного киноискусства режиссер выделяет такие жанры как комедия и мелодрама.

6. Важен для нас, как для медиапедагогов, ответ режиссера на 6 вопрос. В.Ю.Абдрашитов говорит о необходимости и важности кинообразования для школьников, студентов кинематографических, театральных и педагогических вузов. Такая позиция режиссера отражает актуальность и целесообразность действий, которые предпринимаются Ассоциацией кинопедагогики и медиаобразования России.

7. Это мнение поддерживается Вадимом Юсуповичем и в ответе на 7-й вопрос - о целях кинообразования. Для В.Ю.Абдрашитова они выражаются в способности к критическому/автономному мышлению, а так же в развитии чувства доброты как для будущих профессионалов в мире медиа, так и для массовой аудитории.

Таким образом, по мнению известного режиссера, на современном этапе развития общества, нашему кинематографу необходим критически, самостоятельно мыслящий зритель, способный к эмпатии, проявлению душевных качеств, присущих русскому народу. Интересно, что медиапедагоги так же выделяют эту цель. Например, Г.А.Поличко пишет следующее: «Наша отечественная кинопедагогика исходит из концепции -человека соборного, живущего «на миру», с душой, открытой социуму. Свою мессианскую, активную роль по отношению к душе человеческой, требующей непременного улучшения и исправления, национальная педагогика заимствовала у литературы» [Поличко, 2006, с.84].

А.Б.Джигарханян дал следующие ответы на вопросы анкеты:

1. Он согласен с мнением С.М.Эйзенштейна и В.И.Пудовкина.

2. А.Б.Джигарханян считает, что его творчество интересно людям старше 18 лет. Здесь необходимо учитывать, что Армен Борисович и театральный актер. Поэтому, определяя потенциальных зрителей, он брал во внимание как кинематографические произведения, так и театральные постановки.

3. На третий вопрос респондент дает развернутый ответ, определяя такие необходимые зрителю качества как: самостоятельное, критическое мышление, креативность и эстетическую развитость. То есть для А.Б.Джигарханяна важно, чтобы анализ фильма включал эмоциональный, эстетический, мыслительный компоненты.

4. В своем творчестве А.Б.Джигарханян выделяет такие ценности как толерантность, любовь к Родине, честность. Здесь его мнение во многом совпадает с точкой зрения Н.В.Мордюковой.

5. Среди актуальных жанров современного кинематографа актер выделяет комедию, триллер и философскую притчу. Комедия, по нашему мнению, всегда останется актуальной в российском кино; триллер - дань Западу; философская притча - необходимость времени. Для России важна самоидентификация своего народа, определение пути развития, базовых ценностей и т.д.

6. Понимая важность кинообразования, А.Б.Джигарханян считает, что студенты театральных и кинематографических вузов, а также взрослая аудитория - те категории населения, которые нуждаются в нем в первую очередь. Безусловно, можно спорить о том, что, не подготовив педагогические кадры, некому будет осуществлять эту деятельность и т.д. Но мы разработали и провели анкетирование, для того, чтобы узнать мнение кинематографических деятелей. Нам важна каждая точка зрения авторитетных фигур в кинематографе. Исходя из нее, можно разработать совместные (с профессионалами в области медиа) стратегии развития медиаобразования в России. То, что кинообразование необходимо подтверждается каждым респондентом. Им видятся различные цели, категории населения, которым оно необходимо. Та же вариативность наблюдается и среди медиапедагогов (разноплановость в понимании целей кино/медиаобразования, форм деятельности и пр.). Наряду с определенными трудностями (отсутствие единой терминологической базы и т.д.) здесь есть и позитивная сторона: создание творческой атмосферы в медиаобразовательной деятельности. По мысли Г.А.Поличко, «русская кинопедагогика всегда была авторской по определению. Программы, педагогические технологии, частные методики разрабатывались каждым энтузиастом самостоятельно, исходя из собственных устремлений и местных возможностей» [Поличко, 2006, с.7].

7. Среди целей кинообразования А.Б.Джигарханян выделяет для будущих профессионалов пункты (а), (с), (ё), (е), (I), (|), (1). Реализация этих целей предполагает выпускника-профессионала не только с технической точки зрения, но и эстетически развитого, мыслящего креативно. Можно проследить сходство с ответом (на вопрос № 7) Е.С.Лунгина.

Ответы на вопросы анкеты Н.Н.Досталя отличает эмоциональная окрашенность, открытость, готовность к диалогу.

1. Н.Н.Досталь согласен с С.М.Эйзенштейном и В.И.Пудовкиным.

2. Режиссер, реально оценивая свою целевую аудиторию, пишет, что подразумевает молодежь (18-30 лет), но, скорее всего это люди 31-59 лет.

3. Среди качеств аудитории, которые важны при восприятии и анализе фильмов, Н.Н.Досталь выделяет самостоятельное мышление, а такая самостоятельность в большей степени присуща зрителям старше 30 лет. Клиповость мышления не позволяет аудитории самостоятельно провести комплексный анализ, раскрыть контексты, заложенные автором.

4. Среди базовых ценностей, которые режиссер проводит через свое творчество, он выделяет чувство справедливости и духовность. Итак, мы видим, что выдающиеся режиссеры, актеры, в большинстве строят свое творчество, опираясь на идеи, присущие русскому народу: чувство справедливости, духовная константа в качестве доминирующей над западной рациональностью.

5. Среди актуальных жанров кинематографа Н.Н.Досталь выделяет трагикомедию (в пункте «свой вариант ответа»). Такова особенность русского человека: от грустного до смешного один шаг и наоборот.

6. Необходимость кинообразования понимается режиссером как педагогический процесс, имеющий в основе практически все предложенные нами цели (вопрос № 7). Поэтому он важен для многих категорий населения: школьников, студентов всех вузов. Подготовка школьников и студентов позволит возвысить потребности зрителей, вернет аудиторию тем кинопроизведениям, в которых главное не действие, а чувства, мысли, идеи. Слабая востребованность взрослого населения как аудитории, нуждающейся в кинообразовании, объясняется и пониманием проблемы организации такого процесса: необходимости помещений, техники, медиапедагогов и т.д.

7. Для будущих профессионалов в области медиа Н.Н.Досталь выделяет следующие цели кинообразования: (с), (ё), (е), (!"), (И), (1), (|), (к), (т), а для массовой аудитории (а), (Ь), (с), (ё), (1), (т). Здесь важно заметить, что достижение таких целей (готовить людей к жизни в демократическом обществе; развивать знания социальных, культурных, политических и т. д. смыслов; развивать способности эстетического восприятия кинофильмов; обучать аудиторию только на примере киношедевров) одинаково важны для обеих категорий населения.. Это говорит о дальновидности режиссера, понимании опасности потери культурных, социальных традиций. Русский философ И.А.Ильин писал, что «человек может узнать свой народ, прислушиваясь к жизни своего личного духа и к духовной жизни своего народа и, узнавая свое творчество в его путях, а его пути в своем творчестве» [Ильин, 2006, с.223]. То есть необходим диалог автора кинопроизведения со своим зрителем. Пока же наблюдается «отток» зрителей от подлинного киноискусства к развлекательному кинематографу.

Большинство респондентов также выделяют много целей кинообразования. По нашему мнению, это свидетельство того, что

большинство сформулированных целей таковыми не являются, а могут выполнять лишь функции задач. Цель должна лаконично отражать суть педагогического процесса, «давать обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах» [Загвязинский, 2005, 59]. Но это уже работа методологов медиапедагогики.

Несмотря на подробное описание целей кинообразования, Н.Н.Досталь формулирует также свое видение (сохранена авторская редакция): «В.Шаламов писал (говорил): есть 10 заповедей! И этого достаточно для обучения (усвоения человеком)... Об этом забывать не надо... P.S. Цитирую по памяти, не дословно». Это показательная точка зрения, которая помогает нам еще раз понять/почувствовать смысл творчества известного режиссера.

Ответы Е.С.Лунгина входят в группу тех респондентов (В.Ю.Абдрашитов, Ф.С.Хитрук, С.С.Тарасов, Н.Н.Досталь, А.Б.Стефанович), которые не только рассматривают предлагаемые варианты ответа, но и высказывают свою точку зрения. То есть «отсутствие равнодушия» (ответ Е.С.Лунгина на вопрос № 4) реализуется не только в их творчестве, но и в жизни.

1. Автор согласен с точкой зрения С.М.Эйзенштейна, как и большинство респондентов.

2. Е.С.Лунгин обращает внимание на то, что аудитория зависит от фильма. Но в тоже время в качестве своих основных зрителей выделяет людей от 31 до 59 лет.

3. Среди важных качеств аудитории респондент выделяет самостоятельное и критическое мышление. Но важнее и первичнее то, что Е.С.Лунгин ценит в зрителе отсутствие равнодушия (свой вариант ответа). То есть душевная восприимчивость окружающего мира с его проблемами, разнообразием способствует их осмыслению, пониманию. Ответ на этот вопрос схож с точкой зрения В.Ю.Абдрашитова, который ратует за душевную отзывчивость. Из таких качеств душевности складывается нравственность человека и целого народа.

4. Е.С.Лунгин говорит о том, что в своем творчестве он старается быть объективным, честным. Цель его профессиональной деятельности заключается в ответе: «Я пытаюсь дать людям надежду». Потеря ориентиров, которым ознаменовались 80-90-е годы прошлого века привела к тому, что люди не знают во что/кого верить. В такой ситуации вера в Бога может стать спасением: поэтому сейчас многие ученые (Б.С.Братусь, В.П.Зинченко, А.С.Панарин и мн. др.) изучают творчество русских философов (Н.А.Бердяева, И.А.Ильина и др.), рассматривают теологический компонент как необходимый для духовного становления человека, народа. Нахождение своих корней, восстановление культурных традиций так же способствует обретению надежды, веры. Кинематограф «как важнейшее из искусств» может и должен сыграть важную роль.

5. Наиболее актуальные жанры современного кино - трагедия, мелодрама и трагикомедия. Отметим, что практически все респонденты дают схожие ответы на этот вопрос.

6. Кинообразование, по мнению Е.С.Лунгина, необходимо для школьников и студентов кинематографических и театральных вузов. Свою точку зрения режиссер-сценарист расшифровывает следующим образом: «Кинообразование важно для всех, кто без кино не сможет жить, кто не сможет не работать в кино» (сохранена авторская редакция). То есть -школьники самые активные зрители, а студенты театральных и кинематографических вузов - те, кто почувствовал, осознал, что хочет связать себя с кинематографом. Именно сначала почувствовал, так как сознание, по мнению психологов [Бондырева, 2007] не является руководящей силой для деятельности, «уступая место» потребностям, основанным на желаниях, «оснащенных» мотивацией и целеполаганием.

7. Е.С.Лунгин, отвечая на вопрос № 7, четко разделяет цели кинообразования будущих профессионалов в области медиа (пункты (Ь), (I), (|), (к), (1)) и массовой аудитории ((а), (с), (ё), (е), ф, ,(И), (к), (1)). Цели для двух типов аудитории сходятся только в варианте (к) - давать знания по истории медиа и медиакультуры. Так же Е.С.Лунгин формулирует свою цель: «Добавить к таланту (если он, конечно, есть) навыки ремесла (чтобы избежать дилетантов и непрофессионалов). Идея самовыражения при владении кино с точки зрения ремесла» (сохранена авторская редакция). Безусловно, эта цель направлена на образование профессионалов в области медиа, что не расходится с мнением респондента (в предыдущих вопросах): он выступает сторонником введения кинообразования в учебную деятельность студентов кинематографических и театральных вузов.

Мы с особым трепетом и чувством благодарности относимся к анкете Н.В.Мордюковой, которая нашла время и силы ответить на вопросы. Преклоняясь перед ее талантом, члены Ассоциации кинопедагогики и медиаобразования России со всей страной скорбят по поводу ее кончины.

1. Нонна Викторовна согласна с мнением классиков киноискусства. Своим творчеством она доказала, что главная роль киноискусства - это не развлечение, а развитие личности человека. Воздействие, которое кино оказывает на эмоциональную сферу, способно возвысить потребности, помочь в формировании системы ценностей личности. Но многие современные кинокартины отличаются негативной духовностью («духовность лишенная подлинной человечности, позитивной душевности» [Бондырева, 2007, с.112]). То есть идея, заложенная в фильме важна, но пути достижения ее находятся за рамками нравственности, морали. На первое место выходит рациональный, а не эмоциональный уровень (что не свойственно россиянам).

2. Подростки, молодежь и взрослые (до 59 лет), по мнению Н.В.Мордюковой, основная аудитория кинофильмов, в которых она снималась. Но, конечно, мы можем говорить о том, что зрительская аудитория этой великой актрисы намного шире.

3. Нонна Викторовна выделяет самостоятельное мышление как основное качество, которым она хотела бы наделить своих зрителей. Это связано с осознанием проблемы клиповости сознания. Упрощение сюжетов, снижение качества кинофильмов (не технологически, а с точки зрения нравственности,

духовности и т.д.) развивает у аудитории «зашоренность сознания». Современный кинематограф стремится воздействовать на наше сознание, выявляя проблему невостребованности душевных качеств, отсутствие эмпатии к героям кинофильмов.

4. То, что актриса пронесла через свою жизнь и творчество, выразилось в ответе на вопрос № 4. Любовь к родине, чувство справедливости, духовность - вот ценности, которые являются базовыми для России. Именно они позволяют зрителю идентифицировать себя как часть целого народа, то, что И.А.Ильин называл «сопринадлежностью», которая позволяет проникнуть в понимание культуры, национально-духовного уклада. «России необходима идея воспитания в русском народе национально-духовного характера. Это главное. Это - творческое. Без этого России не быть. Отсюда придет ее возрождение» [Ильин, 2006, с.223].

5. Здесь мнение Н.В.Мордюковой совпадает с точкой зрения других профессионалов области киноискусства. Комедия и мелодрама, жанры, которые актуальны в современном кинематографе.

6. Нам как педагогам важна точка зрения великой актрисы относительно кинообразовательной деятельности и ее потенциальной аудитории. Итак, Н.В.Мордюкова согласна с важностью и необходимостью кинообразования, а основная аудитория для которого - студенты педагогических, кинематографических и театральных вузов. Ответ на этот вопрос необходимо рассматривать в совокупности с вопросом № 7. Актриса выступает за следующие цели кинообразовательной деятельности: а) развивать способности к эстетическому восприятию, оценке, пониманию кинофильмов, к оценке художественных качеств кино/медиатекстов. В этой цели раскрываются основы отечественной кинематографии и понимание особенностей российского менталитета; б) обучать аудиторию на примере только киношедевров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приоритетность такого рода цели кинообразовании разделяют и многие медиапедагоги - С.Н.Пензин, О.А.Баранов, Г.А.Поличко, Ю.Н.Усов и др. Причем, достижение целей обосновано ими не только на теоретическом уровне, но и реализовано в практической деятельности: О.А.Баранов -создатель легендарного школьного киноклуба в Твери, основанного еще на заре 60-х годов прошлого века; С.Н.Пензин - основатель студенческого киноклуба «на принципах серьезной киношколы»; Ю.Н.Усов был руководителем ряда широкомасштабных кинообразовательных экспериментов в десятках московских школ; Г.А.Поличко - организатор детских медиаобразовательных кинофестивалей, на которых осуществляется интенсивная программа развития культуры киновосприятия, базирующаяся на трех задачах: 1) приобщение современных молодых поколений к отечественной и мировой детской киноклассике; 2) формирование и развитие у детей навыков чтения экранного языка (кино, видео, ТВ), художественного вкуса, критического отношения к агрессии электронных СМИ; 3) восстановление культурных и профессиональных связей в области

детского экранного творчества и детской кино педагогики между странами СНГ и Балтии.

Интересно рассмотрение ответов на вопросы анкеты известного продюсера А.С.Ставиской. Респондент выражает свое мнение следующим образом:

1. Ада Семеновна согласна с мнением С.М.Эйзенштейна, который говорит о важности знания механизмов восприятия фильма на сознание зрителя. Цель кинематографа не только развлекать, но и развивать аудиторию.

2. Целевой аудиторией своих продюсерских проектов А.С.Ставиская считает людей от 18 лет и старше. Учитывая, что респондент производит сериалы для телевидения, мы можем говорить, что эти зрители коммерчески выгодны. Именно на эту аудиторию рассчитано большинство телевизионных и кинематографических медиатекстов.

3. В то же время Ставиская выделяет одним из важных качеств зрителей самостоятельное мышление, а ценности, позиционируемые в ее проектах -толерантность и честность. Ответы на 3-й и 4-й вопросы взаимодополняют друг друга. В качестве выводов можно сказать о специфике образования респондента (юридический вуз). Ведущей целью продюсерских проектов респондента можно считать а) повышение статуса правоохранительных органов в обществе; б) определенные усилия, направленные на формирование правовой грамотности населения. Героев, в продюсируемых А.С.Ставиской сериалах, отличает самостоятельное мышление, честность в профессии и жизни, терпимость, высокий профессионализм. Причем, в частных беседах с людьми, представляющими правосудие в реальной жизни (председателями федеральных судов, адвокатами, следователями), они говорят, что эти сериалы точно и профессионально грамотно отражают работу правоохранительных органов. А.С.Ставиская как продюсер рассчитывает на мыслящего зрителя, в то время как чувства и эмоции «уходят на второй план». Об этом свидетельствует невостребованность в вопросе 3 вариантов (с), (ё), а в вопросе 4 - (Ь), (с), (ё).

4. Анализируя ответ А.С.Ставиской на пятый вопрос, можно утверждать, что в современном кинематографе актуальны все жанры, за исключением фильмов ужасов. Заметим, что это мнение отличается от точки зрения других респондентов. По нашему мнению, востребованных жанров значительно меньше. Например, вариант «мюзикл» в сегодняшнем кинематографе не популярен, но как театральную постановку его пытаются «раскрутить» в России.

5. При ответе на шестой вопрос, который подводит респондента к педагогической деятельности, А.С.Ставиская выделяет широкую аудиторию (школьники и студенты всех вузов), нуждающуюся в кинообразовании.

6. Основная цель кинообразовательной деятельности, по мнению продюсера, - развитие знания социальных, культурных, политических, экономических смыслов и подтекстов кинопроизведений. Эта цель должна быть заложена в кинообразование как профессионалов в области медиа, так и массовой аудитории.

А.Б.Стефанович

1. А.Б.Стефанович не просто выделяет точку зрения С.М.Эйзенштейна, но и подчеркивает наиболее важную мысль: «Кинорежиссер, по его мнению, должен точно знать механизм воздействия фильма на сознание зрителя, что позволяет ему умело управлять процессом формирования мировоззрения. Это позволит не только и не столько развлекать, но и развивать человека».

2. Свое творчество А.Б.Стефанович адресует молодежи и взрослой аудитории (до 59 лет).

3. При ответе режиссера на третий вопрос его точка зрения пересекается с мнением других кинематографистов: он ценит в зрителе такие качества как самостоятельность мышления и эстетическую развитость. Прослеживается четкое понимание роли кинематографа, восприятие его как важного компонента искусства, значимость эстетической составляющей кинопроизведения. Поэтому изучение кинопроизведений должно включать интерпретацию, анализ авторской позиции и т.д., в том числе через призму эстетического вкуса, предпочтений.

4. Справедливость - то чувство, которым автор руководствуется в своем творчестве. Как нами уже отмечалось, это чувство популярно и в ответах респондентов.

5. Актуальным жанром современного кинематографа А.Б.Стефанович считает мелодраму.

6. Как и С.С.Тарасов, А.Б.Стефанович считает, что: кинообразование необходимо только студентам кинематографических и театральных вузов

7. Среди целей для будущих профессионалов в области медиа

A.Б. Стефанович выделяет: развитие знания социальных, культурных, политических, экономических смыслов кинопроизведений; экспериментирование с различными способами технического использования медиа; знания по истории медиа и медиакультуры.

С.С.Тарасов

1. Респондент разделяет точку зрения С.Эйзенштейна.

2. С.С.Тарасов в качестве целевой аудитории подразумевает людей от 18 до 59 лет. Эти возрастные категории (по результатам анкетирования) наиболее популярны среди опрошенных нами кинематографистов. Во многом этот выбор связан с таким качеством зрителей как самостоятельное мышление, востребованное С.С.Тарасовым и др. респондентами (вопрос № 3).

3. В творчестве С.С.Тарасова заложены такие базовые ценности как любовь к Родине, чувство справедливости и духовность. Его точка зрения совпадает с ответами других кинематографических деятелей. Обращение к духовности русского народа в работах психологов (Б.С.Братусь, С.К.Бондырева, В.П.Зинченко и др.), философов (И.А.Ильин, Н.А.Бердяев,

B.В.Розанов и др.), политологов (А.С.Панарин и др.), педагогов и медиапедагогов (Е.П.Белозерцев, В.В.Зеньковский, С.Н.Пензин, О.А.Баранов, Г.А.Поличко и др.) находит поддержку и у кинематографистов и их зрителей.

4. Ответ на вопрос № 5 совпадает со смыслом, который закладывают и другие респонденты, а именно понимание «актуальности» не как

популярности, а осознанной необходимости обращения к тому или иному жанру. Сейчас возник кризис детского кино и мультипликации. Относительно мультфильмов важно мнение Ф.С.Хитрука. Те мультфильмы, которые производятся сегодня в России, в качестве целевой аудитории подразумевают не дошкольный и школьный возраст, а более старшую аудиторию. Об этом говорят диалоги, сюжеты, поступки персонажей. Причина заключается в том, что эти медиатексты должны быть коммерчески успешны, а значит и зрители должны быть материально независимы. С.С.Тарасов, осознавая как саму проблему, так и ее последствия, пишет о том, необходимо возрождать «хорошие сказки для детей».

5. Ответ на шестой вопрос, который волнует многих медиапедагогов, представлен в ответе респондента следующим образом: кинообразование необходимо только для студентов кинематографических и театральных вузов. Целью такой кинообразовательной деятельности должна стать защита будущих профессионалов от вредных воздействий кино и медиа. Кинообразование массовой аудитории имеет целью развить способности к полноценному восприятию кинофильмов

Таким образом, С.С.Тарасов, (как и А.Б.Джигарханян, А.Б.Стефанович) выступает сторонником такого направления в медиапедагогике как образование будущих профессионалов в области медиа. Большинство респондентов придерживаются точки зрения, по которой кинообразовательная деятельность должна быть направлена на более широкие слои населения. Но каждое мнение деятелей киноискусство важно для медиапедагогов.

К.А.Федулов

1. Среди прочих, Федулов выделяет точку зрения В.И.Пудовкина. В ней режиссер акцентирует внимание на возможностях кинематографа посредством эмоционального кружения «заразить» зрителя чувствами, эмоциями, мыслями, которые автор заложил в свое произведение.

2. Своими потенциальными зрителями автор считает молодежь и взрослую аудиторию.

3. Среди необходимых зрителю качеств, К.А.Федулов выделяет самостоятельное мышление и эстетическую развитость. Несмотря на то, что режиссер принадлежит к «новому поколению», он разделяет точку зрения «более взрослых» респондентов.

4. Мнение К.А.Федулова совпадает с точкой зрения опрошенных нами деятелей кинематографа (А.Б.Джигарханян, А.С.Ставиская и др.) о том, что честность - та ценность, которую необходимо проявлять в своем творчестве. Ответ подразумевает как выстраивание сюжета, характеров, поступков героев в соответствии с данным качеством, так и правдивость в представлении какой-либо информации, фактов.

5. Среди актуальных жанров кинематографа, К.А.Федулов выделяет трагедию, комедию, философскую притчу и драму. Похожая точка зрения встречается в ответах других респондентов.

6. Респондент выступает за кинообразование населения: от школьников до студентов всех вузов. Такой ответ говорит не только о знании

кинематографа, его специфики с точки зрения профессионала, но и об осознании роли киноискусства как мощного фактора влияния на развитие человека, общества.

7. Ответ на вопрос № 7 подтверждает позицию режиссера в отношении необходимости кинообразования. К.А.Федулов придерживается мнения, что кинообразовательная деятельность должна осуществляться на материале киношедевров, исключая низкопробную продукцию. Режиссер, как и большинство респондентов, не придает кинообразовательной деятельности какое-то одно направление, разделяя цели кинообразования в зависимости от типов аудитории. Так, кинообразование будущих профессионалов должно стремиться к достижению целей (ё), (е), (И), (т). Для массовой аудитории автор определяет другие ориентиры: пункты (а), (ё), (1), (1).

Можно говорить о схожести точек зрения А.Б.Джигарханяна и К.А.Федулова. Однако разница во взглядов заключается, например, в том, что Армен Борисович считает важным научить защищаться от вредных воздействий кино и медиа обе категории аудитории, а Кирилл Александрович отмечает эту цель как важную для массовой аудитории. Вариативность целей, выделенных респондентом, говорит о том, что они актуальны и целесообразны. Мнение респондентов, как людей, создающих кинопроизведения, которые изучаются, анализируются в процессе кинообразовательной деятельности, важно для нас, так как сегодня потеряны тесные связи между педагогами и кинематографистами.

Ф.С.Хитрук

1. Федор Савельевич согласен с мнением всех режиссеров. Нам представляется, что все творчество Ф.С.Хитрука отвечает требованиям, предъявляемым классиками к творческому кинематографическому процессу, ответственности режиссеров, актеров и др. перед зрительской аудиторией. Все его фильмы стали классикой советской/российской мультипликации: «Винни-Пух», «Фильм, фильм, фильм» и т.д. Они «пропитаны» чувством юмора, понятным и детям (как основной аудитории), и взрослым. Обращение к чувствам способствует воздействию на сознание, что отвечает целям кинематографа, обозначаемым в цитатах великих режиссеров.

2. Интересен ответ Федора Савельевича, который определяет целевую аудиторию - дошкольников, потому что его мультфильмы смотрят и любят люди всех возрастов. Популярность во времени, у разных поколений, при различных политических системах управления доказала, что аудитория его творчества значительно шире. Но Ф.С.Хитрук в здесь обозначает, что его творчество ориентировано все-таки на детей дошкольного возраста.

3. Среди важных качеств зрителей режиссер-мультипликатор выделяет самостоятельное мышление и креативность. Именно творческий подход к любому виду деятельности характеризует дошкольный возраст. И.А.Ильин писал, что «бремя эмпирического существования вообще преодолевается только творчеством, то есть созданием новых ценностей» [Ильин, 2006, с.224]. То есть творчество это «прорыв» в духовную сферу. Современные российские

психологи так же утверждают, что «творчество есть проявление и признак наличия у творящего духовности» [Бондырева, 2007, с.14].

Представляется важным подчеркнуть, что Ф.С.Хитрук как и многие другие режиссеры «советской школы», при создании мульт/кинофильмов опирается на возрастную психологию, знает механизмы воздействия на эмоциональную сферу зрителя, его сознание. Сейчас коммерческие расчеты несколько «пошатнули» сплоченность такого союза искусства и науки.

4. Творчество Ф.С.Хитрука направлено на развитие у аудитории чувства справедливости и духовности. Эти ценности всегда были востребованы в российском обществе. В своем ответе мультипликатор соединил две психические черты личности: душевность - «мир чувств», и духовность -«мир идей» (согласно мнению С.К.Бондыревой и Д.В.Колесова), особенно важные для русского человека. Так же как душевность нуждается в духовности, последняя «... не должна рассматриваться как достоинство само по себе, важна направленность личности, наличие черт нравственной развитости. Нравственность вырастает из черт позитивной душевности, из доминанты «Я» и «Ты»» [Бондырева, 2007, с.46-47].

5. Среди актуальных жанров кинематографа Ф.С.Хитрук выделяет мелодраму и философскую притчу. Кстати, философская притча - популярный ответ у респондентов. По нашему мнению, востребованность этого жанра у кинематографистов может говорить о необходимости осознания зрителями смысла жизни, самоидентификации себя, своей страны в окружающем мире и т.д.

6. Режиссер-мультипликатор выступает за необходимость кинообразования для школьников и студентов вузов, при этом, исключая театральные, кинематографические и педагогические вузы. В то же время хочется отметить, что чаще всего кино/медиапедагогами становятся учителя (Л.М.Баженова, О.А.Баранов и др.), киноведы (Е.А.Бондаренко, С.В.Кудрявцев и др.) искусствоведы (А.С.Вартанов, Н.Б.Кириллова и др.), журналисты (Н.Л.Альварес, А.П.Короченский и др.).

7. Федор Савельевич различает цели кинообразования для профессионалов в области медиа (пункты (И)) и массовой аудитории ((е), ф, (1), (п)). Несколько «режет слух», что режиссер предлагает в качестве цели «удовлетворять текущие потребности аудитории в области кино и медиа». Но поскольку Ф. С. Хитрук стоит на позиции развития душевности и духовности, то подразумевающиеся им потребности не являются «примитивными». Здесь можно сослаться на мнение психологов, в соответствии с которым «развитие и возвышение каких-либо потребностей невозможно без получения и усвоения индивидом информации, а информация - один из ведущих факторов духовности» [Бондырева, 2007, с.54].

Как режиссер, работающий для дошкольной аудитории, Ф.С.Хитрук понимает степень ответственности каналов масс-медиа в воспитании детей, развитии их нравственных, эстетических ориентиров. Заполонение экранов западной низкопробной продукцией говорит о важности защиты несовершеннолетней аудитории (в качестве цели кинообразования - пункт (1))

от манипулятивных, вредных воздействий медиа. Вот что говорит режиссер: «А ведь анимация - от слова «анима», душа. И так парадоксально, что анимация стала без души. Вот такая халтура, такой примитивизм сейчас и навязывается детям».

Таким образом, цели кинообразования двух групп аудитории взаимосвязаны: умение профессионалов самовыражаться при помощи медиа, учитывая художественный, эстетический компоненты в качестве необходимых для творчества, позволит зрителям развивать качественный анализ медиатекстов, повысить свои потребности в области медиа, а как следствие в жизни.

Итак, сравнительный анализ анкет, заполненных кинематографистами-профессионалами, позволил нам изучить мнение каждого из них. В тоже время такая работа способствовала выявлению определенных тенденций в развитии кинематографа, медиапедагогики, пониманию позиции режиссера, актера, сценариста, продюсера «изнутри». Анкетирование также выявило интерес кинематографистов к кинообразовательной деятельности, стремление к диалогу с обществом, потенциальными зрителями.

Литература

Бондырева С.К. Колесов Д.В. Духовность (психология, социология, семантика). М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЕК, 2007. 144 с.

Гращенкова И.Н. Кино как средство эстетического воспитания: социально-эстетический потенциал современного кинопроцесса. М.: Высшая школа, 1986. 224 с.

Загвязинский В.И. Атаханов Р.А. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2005. 208 с.

Ильин И.А. Путь духовного обновления. М.: АСТ, 2006. 365 с.

Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. 174 с.

Поличко Г.А. Киноязык, объясненный студенту. Москва-Рязань: Русское слово, 2006. 201 с.

Пудовкин В.И. Собрание сочинений Т. 2. М. 1975. 763 с.

Эйзенштейн С.М. Избранные произведения. Т. 1. М. 1964. 684 с.

Приложение

(краткие творческие биографии участников анкетного опроса)

Абдрашитов Вадим Юсупович

Родился 19 января 1945 г. в Харькове. Заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии СССР. Учился в Физтехе, в Московском химико-технологическом институте им. Д.И.Менделеева. В 1970 г. поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М.И.Ромма, после смерти которого студентов доводил до диплома Л.А.Кулиджанов). После окончания ВГИКа В.Ю.Абрашитов работал в паре со сценаристом А.Миндадзе. Среди их совместных фильмов: "Слово для защиты" (1976), "Поворот" (1978), "Охота на лис" (1980), "Остановился поезд" (1982), "Парад планет" (1984), "Плюмбум, или Опасная игра" (1986), "Слуга" (1988),

"Армавир" (1991), "Пьеса для пассажира" (1995), "Время танцора" (1997) и др.

Джигарханян Армен Борисович

Родился 3 октября 1935 г. в Ереване. Народный артист СССР. Еще в школьные годы он увлекся театром и кино. В 1958 году окончил Ереванский художественно-театральный институт. С 1967 года играет в театре под руководством Анатолия Эфроса. С 1969 года стал работать у А.Гончарова в Московском театре имени В.Маяковского, который он покинул в 1996 году и создал свой театр. В кино А.Б.Джигарханян дебютировал в 1960 году в фильме «Обвал», а известность к нему пришла с фильмом Ф.Довлатяна «Здравствуй, это я!». За несколько десятилетий своей кинокарьеры

A. Б. Джигарханян сыграл около двухсот киноролей, став самым востребованным российским актером («Здравствуйте, я ваша тетя!»

B.Титова, «Собака на сене» Я.Фрида, «Место встречи изменить нельзя»

C.Говорухина, «Новые приключения неуловимых» и «Корона Российской империи» Э.Кеосаяна, «Тегеран-43» А.Алова и В.Наумова, «Две стрелы» А.Суриковой, «Паспорт» Г.Данелия и др.).

Досталь Николай Николаевич

Родился 21 мая 1946 г. в Москве. В 1970 г. окончил факультет журналистики МГУ, в 1982 г. — режиссерское отделение Высших курсов сценаристов и режиссеров (мастерская Г. Данелия). Режиссер таких фильмов «Ожидается похолодание и снег» (1982), «Шура и Просвирняк» (1987), «Облако-рай» (1990), «Гражданин начальник» (2001), «Штрафбат» (2004) и др.

Лунгин Евгений Семенович

Родился 15 сентября 1960 г. в Москве. В 1983 году окончил ГИТИС. В 1989 году стал художественным руководителем компании Passport Productions, где снял документальные фильмы «Письма из далека, или дорогие все...», «Хроника советского андеграунда non-stop (Clandestroika)» и «Казнь одиночества». В 1993 году вышел полнометражный игровой фильм «Ангелы в раю» (сценарий Е.С.Лунгина). В 2001 году Е.С.Лунгин поставил документальный фильм «Алфизик Алферов, или Физика счастливого тела»). В 2002 году - документальные фильмы «Его Тату», «182-й нескорый» и «Игры взрослых». В 2003 году Е.С.Лунгин в качестве режиссера-постановщика и соавтора сценария поставил минисериал «Время - деньги».

Мордюкова Нонна Викторовна

Родилась 25 ноября 1925 г. в станице Константиновской Донецкой области. Народная артистка СССР, лауреат государственных премий.

Окончила ВГИК (1950). Первая кинороль - в фильме С.Герасимова «Молодая гвардия» (1948). Далее последовали удачные роли в фильмах «Чужая родня» (режиссер М.Швейцер), «Простая история» (режиссер Ю. Егоров), «Женитьба Бальзаминова» (режиссер К. Воинов), «Тридцать три» (режиссер Г. Данелия), «Комиссар» (режиссер А.Аскольдов) «Бриллиантовая рука» (режиссер Л. Гайдай), «Русское поле» (режиссер Н. Москаленко) и многие др. Британская энциклопедии "Кто есть кто" включила Н.В.Мордюкову в десятку самых выдающихся актрис XX века (1992). Ушла из жизни вечером 6 июля 2008 года. больнице.

Ставиская Ада Семеновна

Родилась 1 декабря 1947 г. в Ленинграде. В 1974 г. окончила юридический факультет ЛГУ. Работала ассистентом режиссера на "Леннаучфильме", зам. директора картин на киностудии им. Горького, директором картин на "Ленфильме". В 1988 году организовала и возглавила студию "Панорама". Продюсер фильмов: «Эра Стрельца», «Ментовские войны», «Тайны следствия», «Я все решу сама», «Агентство НЛС», «Охота на Золушку» и др.

Стефанович Александр Борисович

Родился 13 декабря 1944 г. в Ленинграде. Режиссер, сценарист. Окончил режиссерский факультет ВГИКа (1969). Режиссер фильмов «Вид на жительство» (1972), «Дорогой мальчик» (1974), «Пена» (1979), «Душа» (1981), «Начни сначала» (1986), «Барды» (1988), «Время жестоких» (2004) и др.

Тарасов Сергей Сергеевич

Родился 11 декабря 1933 г. Режиссер, сценарист, актер. Учился в Военно-воздушной академии имени Жуковского (1951-1954), окончил экономический (1958) и сценарный (1964) факультеты ВГИКа, Высшие курсы сценаристов и режиссеров (1969). С 1963 — член сценарно-редакционной коллегии Комитета по кинематографии, гл.редактор творческого объединения «Юность» студии «Мосфильм». С 1969 года -режиссер-постановщик. Среди фильмов, поставленных С.С.Тарасовым: «Стрелы Робин Гуда» (1975), «Черная стрела» (1985), «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» (1983), «Князь Юрий Долгорукий» (1998) и др.

Федулов Кирилл Александрович

Родился 17 декабря 1975 г. в Москве. В 1993-98 учился во ВГИКе. С 1998 - режиссер-постановщик ряда сюжетов для телепрограмм,

анимационных и документальных фильмов, сериалов. Режиссер-постановщик фильмов «Бородатый анекдот» (1996), «Случаи 1 и 2» (1996), «Новые бременские» (2000) и др.

Хитрук Федор Савельевич

Родился 1 мая 1917 г. в Твери. Народный артист СССР, лауреат Государственных премий, лауреат премии Президента России. В 1936 г. окончил художественный техникум в Москве. С 1938 г. работает на «Союзмультфильме» как художник-мультипликатор. С 1962 года - режиссер, создавший свыше 200 анимационных фильмов («Фильм, фильм, фильм», «Винни-Пух», «Остров», «Икар и мудрецы», «Каникулы Бонифация», «Топтыжка» и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.