Научная статья на тему 'Кьеркегор: стадии человеческого развития'

Кьеркегор: стадии человеческого развития Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6508
686
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ / СТАДИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рыбчак Е.А., Бутенко Н.А.

Удивительное по своей лаконичности и рациональности философская теория Кьеркегора как нельзя актуальна в наше время. Когда вопрос о нравственности и смысле жизни стоит очень остро в силу множества событий негативного плана, происходящих в мире событий, за которыми стоим мы люди. Как оздоровить общество, обогатить духовное сознание людейтакая непростая задача волнует мыслителей всех времен. Возможно, философия Кьеркегора прольет свет на истинные ценности жизни и поможет найти примирение с самим с собой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кьеркегор: стадии человеческого развития»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

9. Баранов Г.В. Деятельность и антропность бытия: монография. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2013. - 200 с.

10. Баранов Г. В. Онто-метафизическая концепция деятельности // Омский научный вестник. - 2014. - № 3. -С. 54-57.

11. Баранов Г.В. Логика: учеб. пособие. Омск: Изд-во Курьер, 2002. 200 с.

12. Баранов Г.В. Философия в культуре. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2015. 280 с.

13. Баранов Г. В. Современное естествознание: концепции физики: учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2013. - 140 с.

14. Баранов Г.В. Современное естествознание: концепции астрономии: учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2013. - 180 с.

15. Баранов Г.В. Концепции современного естествознания: биологические науки: учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. - 308 с.

16. Баранов Г.В. Концепции современного естествознания: науки о Земле. Науки о человеке: учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011. - 376 с.

17. Баранов Г.В. Деятельностная сущность науки // Модернизационные процессы в обществе и на железнодорожном транспорте: исторический опыт и современная практика / Отв. ред. С.Г. Шантаренко. -Омск: ОмГУПС, 2014. - С. 330-339.

18. Баранов Г.В. Инновационное содержание науки // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: сб. науч. тр. - М.: АР-Консалт, 2014. - С. 157-158.

19. Баранов Г.В. Наука в культуре общества и личности // Роль науки в развитии общества: сборник статей Международной научно-практической конференции (5 марта 2015 г., г. Уфа). В 2 частях: отв. ред А.А. Сукиасян. - Уфа: Аэтерна, 2015. - Часть 2. - С. 68-71.

20. Баранов Г.В., Антонова Ю.И. Теория и история экономики: словарь понятий: учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. - 472 с.

21. Баранов Г.В. Концепция антихаосной сущности науки // Современные концепции развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (30 апреля 2015 г., г. Уфа). В 3 частях: отв. ред. А.А. Сукиасян. - Уфа: Аэтерна, 2015. - Часть 3. - С. 30-32.

© Агальцев А.М., Рачапов А.Ф., 2016

УДК 128

Рыбчак Е.А.

Студентка СурГУ г. Сургут, ХМАО-Югра Бутенко Н.А., к.филос.н., доцент

КЬЕРКЕГОР: СТАДИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация

Удивительное по своей лаконичности и рациональности философская теория Кьеркегора как нельзя актуальна в наше время. Когда вопрос о нравственности и смысле жизни стоит очень остро в силу множества событий негативного плана, происходящих в мире событий, за которыми стоим мы - люди. Как оздоровить общество, обогатить духовное сознание людей- такая непростая задача волнует мыслителей всех времен. Возможно, философия Кьеркегора прольет свет на истинные ценности жизни и поможет найти примирение с самим с собой.

Ключевые слова

Экзистенциализм, стадии человеческого развития, смысл жизни, познание самого себя.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

К внутреннему миру человека, его сущности обращались многие философы в истории философии. Эта проблема и сегодня остается актуальной, так как что собой представляет человек - остается загадкой.

В античности первым Сократ обратил свой взор на проблему человека и призвал других «Познай самого себя». Познание самого себя и смысла жизни остается одной из главных проблем в философии. Особое место в изучении этой проблемы отводится экзистенциалистам - философскому направлению, возникшему в ХХ веке, которое достаточно пессимистично рассматривало смысл человеческого существования. Предвестником экзистенциализма был датский философ Сёрен Обю Кьеркегор, творивший в конце Х1Х века.

Основополагающая категория философии Сёрена Обю Кьеркегора - «существование». Речь идет о существовании человека, его внутреннего мира, переживании им своих чувств и настроений, появляющихся время от времени, стремлений утвердиться в мире, в котором он живет и который для него неясен.

Человек в философии Кьеркегора постоянно задается такими вопросами: «В чем смысл жизни?»; «Как правильно жить и что делать?»; «Какими правилами руководствоваться в своем поведении?» и т.д. Он блуждает в своих переживаниях и мучительно ищет ответы на поставленные вопросы. Окружающий его мир ему непонятен, загадочен и выступает для него как непознаваемая, иррациональная действительность.

Кьеркегор разделил существование на два типа: подлинное и неподлинное.

Неподлинное существование - полная подчиненность человека обществу, «жизнь со всеми», «жизнь как у всех», «плывя по течению», без осознания своего «Я», уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания [3, с. 193].

Подлинное существование - выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождения себя, превращение в хозяина своей судьбы. Подлинное существование - это экзистенция. Экзистенция - это континуум целостного человеческого существования, внутренне ощущаемого и воспринимаемого как индивидуально - личностное собственное бытие в его единстве, непрерывности и уникальности[3, с. 355].

В восхождении к подлинному существованию человек проходит несколько стадий. Эти стадии необходимы, чтобы постичь существующую истину и реальное бытие. Каждый этап жизни отличается друг от друга и имеет собственную динамику развития. Человек на каждом этапе жизненного развития сталкивается с выбором между Богом и миром.

На первой, эстетической стадии, находится человек, который стремиться только к удовольствию, а его жизнь определяется внешним миром. Человек, на этой стадии, не проявляет интереса к истине, так как он ее познал, поэтому для него остается только лишь путь чувственных удовольствий, он как бы «плывет по течению». Но этот путь неизбежно ведет к страданиям. Человек все время чувствует себя не удовлетворенным настоящим, не удовлетворенным своим чувственным бытием [2, с. 46].

Вторая стадия - этическая. На этическом этапе жизни человек делает сознательный выбор. Этическая стадия характеризуется, прежде всего, противостоянием между добром и злом. Противоположность между добром и злом возникает в человеке и ставит его перед другими проблемами. Возникают проблемы: критерия выбора, критерия нравственности, критерия моральных ценностей. На этой стадии человек осознает себя как личность [2, с. 46].

Третья стадия - религиозная. На религиозном этапе жизни человек со всей серьезностью осознает свое призвание и до конца своих дней «несет свой крест», преодолевая все внешние обстоятельства и страдания[3, с. 194].

Опираясь на эти стадии, Кьеркегор классифицирует людей на четыре типа.

Первый тип - обыватель. Человек, относящийся к этому типу, следует стадному инстинкту, то есть подражает обществу, которое его окружает. Он старается найти работу, зависти семью, неплохо одеваться и хорошо излагать свои мысли. Он пассивно подчиняется и смиряется с обстоятельствами, не задумываясь о том, что он может что-то поменять в своей жизни. Обыватель даже не подозревает, что у него есть выбор.

Второй тип - эстетик. У эстетика есть выбор, и он это знает, он знает, что ему не нужно следовать за обществом и подчиняться ему. Он сам выбирает свой путь. Он предпочитает жизнь полную удовольствий. Он не думает об ответственности и чувстве долга и, о том, что такое хорошо и что такое плохо, он живёт

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

сегодняшним днём и наслаждается жизнью. Ему становиться скучно тогда, когда его ничего не интересует. Этому типу свойственна личность Дон Жуана, о котором писал Байрон. Дон Жуан постоянно ищет удовольствия и развлечения. Человек может перейти через переживание отчаянья на этическую стадию тогда, когда его поступками руководит разум и чувство долга.

Третий тип - этик. Этик не чувствует, что его жизнь пуста. У него развито чувство долга и ответственности. Он разбирается, где добро и где зло. Он считает, что нужно жить с женщиной, любить её и быть ей верным. Ему хочется совершать только хорошие поступки и стараться не делать ничего плохого. Образцом этического типа личности Кьеркегор приводил древнегреческого философа Сократа, который считал своим высшим долгом служение истине и не мог изменить своим убеждениям даже ради собственного благополучия. На этической стадии эстетическая не исчезает бесследно, а происходит постоянное колебание между эстетическим и этическим. Вновь испытав разочарование человек, в конце концов, приходит к осознанию ограниченности как эстетического, так и этического образа жизни. Тогда происходит переход на духовную стадию, где человеком руководит любовь и вера, которая не подвластна ни чувственности, ни разуму.

Четвертый тип человека - религиозный. Человек, относящийся к этому типу, понимает, что он в отличие от Бога не совершенен и нуждается в нем. Он верит, что Бог поможет ему справиться с трудностями. Человек выбирает то, что противоречит мирской этике, если того требует бог, и поэтому переходит в неземной религиозный план.

Кьеркегор выделяет две стадии религиозности. На первой стадии человек только осознает себя как существо, отлученное от Бога, как тварь, испытывающий бесконечную вину перед Богом и страх наказания за нее. На второй стадии, человек вымаливает прощение у Бога и тем самым возвышается в духе и совершает переход в вечность. По мнению Кьеркегора, эта концепция является наиболее достоверной[1, с. 47].

Человек, по Кьеркегору, представляет собой соединения конечного и бесконечного, временного и вечного, свободы и необходимости. Построив определенным образом свою жизнь, мы тем самым создаем эти соединения, который не даются человеку от природы и не происходят сами по себе. Таким образом, основная задача, которая ставиться перед человеком в жизни, - это обретение собственной индивидуальности в среде страха и ужаса непринужденного бытия.

Таким образом, человек полноценно развивается, последовательно проходя все три стадии преобразования, после чего в нем пробуждается осознание себя в мире. В своем творческом пути к единению с Богом, люди переживают опыт одного из типов развития по классификации Кьеркегора. Главная цель в жизни - познание себя, своей личности, на что наша личность способна, какие недостатки и какие достоинства она имеет, и постепенное преображение ее в свете Божественной истины. Потому как Бог и есть истина. Когда человек познает свою личность, он полностью перейдет под руководство души, так как душа - это частица Бога данная каждому человеку, она во всем гармонична и безупречна.

Список использованной литературы:

1. Кьеркегор, С. «Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал» // С. Кьеркегор. Наслаждение и долг. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998, 530с.

2. Лега, В.П. «Современная западная философия»/ В.П. Лега2-е изд. — М.: ПСТГУ, 2009, 80 с.

3. Руденко, А.М. Философия в схемах и таблицах: учеб. пособие / А.М. Руденко. - Ростов - н/Д: Феникс, 2016 -382с.

© Рыбчак Е.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.