Научная статья на тему 'Кибернетическая модель системы государственного регулирования рынка труда'

Кибернетическая модель системы государственного регулирования рынка труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / CYBERNETIC APPROACH / МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT MECHANISMS / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGULATION / СИСТЕМА / SYSTEM / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сараджева О.В., Боярская И.В.

Рассматриваются аспекты применения кибернетического подхода для формирования структуры и функций системы государственного регулирования рынка труда как аналитико-прогностической основы для принятия управленческих решений и осуществления необходимых воздействий (социально-экономических, политических, финансовых, законодательных и др.) в социально-трудовой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cybernetic model of system of state regulation of a labor market

Aspects of application of cybernetic approach for formation of structure and functions of system of state regulation of a labor market as analitiko-predictive basis for adoption of administrative decisions and implementation of necessary influences (social and economic, political, financial, legislative, etc.) in the social and labor sphere are considered.

Текст научной работы на тему «Кибернетическая модель системы государственного регулирования рынка труда»

КИБЕРНЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА

О.В. САРАДЖЕВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Московского государственного индустриального университета;

И.В. БОЯРСКАЯ,

старший преподаватель ТФ МЭСИ (Тверской филиал МЭСИ) Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

E-mail: braolya@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются аспекты применения кибернетического подхода для формирования структуры и функций системы государственного регулирования рынка труда как аналитико-прогностической основы для принятия управленческих решений и осуществления необходимых воздействий (социально-экономических, политических, финансовых, законодательных и др.) в социально-трудовой сфере.

Ключевые слова: кибернетический подход; механизмы управления; рынок труда; регулирование; система; управление.

CYBERNETIC MODEL OF SYSTEM OF STATE REGULATION OF A LABOR MARKET

0. V. SARADZHEVA,

candidate of economic sciences, senior lecturer of the chair The finance and the credit ofthe Moscow state industrial university;

1.V. BOYARSKAYA, senior lecturer of the TF MESI (MESI Tver branch)

Annotation. Aspects of application of cybernetic approach for formation of structure and functions of system of state regulation of a labor market as analitiko-predictive basis for adoption of administrative decisions and implementation of necessary influences (social and economic, political, financial, legislative, etc.) in the social and labor sphere are considered. Keywords: cybernetic approach; management mechanisms; labor market; regulation; system; management.

Одним из ключевых ресурсов экономики на современном этапе развития является новый взгляд на рынок труда и рабочую силу. Этот взгляд является свидетельством реального роста роли человеческого фактора в условиях технологического этапа НТР, когда реально проглядывается прямая зависимость результатов производства от качества, мотивации и характера использования рабочей силы в целом и отдельного работника, в частности.

В новых, более эффективных организационных условиях происходит соединение рабочей силы и рабочих мест, включение в инновационно-производственный процесс творческого потенциала трудящихся, подготовка и переподготовка кадров, решение проблем социальной защиты трудящихся и т.п.

В функционировании рынка труда важная роль отводится наличию эффективного алгоритмического обеспечения системы его регулирования, которая выступает аналитико-прогностической основой для принятия управленческих решений и необходимых воздействий по коррекции или упреждению нежелательных ситуаций (безработицы, дефицита рабочей силы,

дисбаланса на рынке труда, нарушения прав работников). Рассматривая вопросы формирования указанного обеспечения с использованием кибернетической модели системы управления процессом «найма (или купли-продажи) рабочей силы» (НРС), отметим содержащиеся характерные черты регулирования рынка труда. К ним относятся: достижение системой определенной цели управления; выделение в системе объекта и субъектов управления, а также внешней среды в виде факторов, влияющих на них; наличие регулятора или принципа регулирования, обратной связи и др.

Содержание алгоритмического обеспечения системы регулирования рынка труда с использованием кибернетического подхода [5] иллюстрируется в виде схемы (рис. 1), отражающей структуру и состав ее функций.

Данное представление осуществляется на основе следующих концепций устройства рынка труда как системы с управлением:

1) рынок труда — активная динамическая система, в которой ее активные элементы — субъекты рынка труда;

2) наличие в рынке труда целей управления не только в управляющей системе 51, но и в объекте управления 52.

Одним из важных компонентов кибернетической модели рынка труда является система (субъект) управления (СУ) 51. Она предназначена для формирования на уровне региона или страны управляющих воздействий и, направленных на объект управления. В 51 выделены следующие конкретные функции, составляющие содержание структурно-функционального обеспечения подсистемы управления:

♦ формирование целей управления W1, получение информации о целях W2 субъекта управления;

♦ получение информации о внешних воздействиях Хи результатах управления, т.е. о поведении У и состоянии Zобъекта управления;

♦ анализ (оценка) полученной информации и выработка на ее основе управленческого решения Я;

♦ исполнение решения путем осуществления управляющих воздействий и. Важной подсистемой в 51 является блок формирования управляющих решений и воздействий, обычно посредством лица, принимающего решение (ЛПР), или группы индивидуумов, имеющей право принимать окончательное решение Я

по выбору одного или нескольких управляющих воздействий и Для регулируемого социально-экономического объекта (процесса НРС) они выдаются в виде конкретных действий (законы, льготы, кредиты, налоги, гарантии и др.), обеспечивающих регулирование рынка труда с помощью следующих, рассматриваемых далее базовых механизмов (или способов, алгоритмов) управления.

Наиболее важные базовые механизмы регулирования найма рабочей силы как объекта управления предложены Н.В. Локтюхиной [3, с. 237—241]. Это:

1) механизмы административно-организационного управления содержат совокупность методов и средств достижения целей управления, опирающихся на политическую волю и авторитет государства. Государство в качестве ЛПР формирует специальные государственные институты для подготовки и реализации решений как специальные организационные системы. Так, например, реализацию государственной политики занятости в России осуществляет Федеральная служба по труду и занятости;

2) механизмы нормативно-правового управления охватывают в рынке труда, по существу, всю систему и весь процесс управления. С помощью правового

Рис. 1. Состав и основные функции системы управления рынком труда в современных условиях № 6 / 2013 -Вестник Московского университета МВД России-

обеспечения законодательно (принудительно) устанавливаются правила для всех субъектов рынка труда, которые формируются специальными институтами: законодательными, судебными и контрольными органами. Наряду с рассмотренными прямыми методами воздействия возможны и косвенные способы (механизмы) управления процессом купли-продажи рабочей силы, когда воздействиями на отдельные личности добиваются цели для единого социально-экономического объекта [2, с. 25—33];

3) механизмы (способы) социально-психологического управления— совокупность средств и методов, основным объектом изучения и управления которых являются личности, находящиеся в контакте с другими субъектами процесса найма рабочей силы. Данный способ отличается косвенным характером воздействия, так как путем рефлексивного управления отдельными личностями реализуется управление более сложным социально-экономическим объектом;

4) механизмы косвенного экономического управления — совокупность мер, ориентированных на использование экономических интересов социальных субъектов при найме рабочей силы. Суть этих способов заключается в том, что каждый из них действует так, чтобы максимально удовлетворить свои социально-экономические интересы. Следовательно, ЛПР должно создать правовые, организационные и прочие условия, стимулирующие отдельные личности и их группы, входящие в состав управляемого объекта к достижению общей цели управления;

5) механизмы сорегулирования — совокупность мер, реализуемых профсоюзами, объединениями работодателей и другими общественными организациями (институтами) в контакте с органами власти, по воздействию на процесс обмена рабочей силы на жизненные средства. Работа данного механизма базируется на решении проблемы балансирования интересов (целей) различных участников рынка [1, с. 304—306]. В странах с социально-ориентированной рыночной экономикой он реализован в виде системы социального партнерства. При слабом представительстве или, наоборот, при чрезмерно доминирующей активности какого-либо из участников этого партнерства теряется сам смысл сорегулирования.

Неотъемлемая специфика кибернетического подхода — выделение в системе не только субъекта и объекта управления, но также внешней среды, отражаемой в виде совокупности характеризующих ее факторов.

Механизмы прямого воздействия на внешние факторы среды — это совокупность управляющих воздействий на эти факторы, вырабатываемая субъектом управления с целью исключения или снижения их влияния на объект управления. Управление этими воздействиями может осуществляться с использованием пяти принципов (механизмов), рассмотренных выше. Так, например, с помощью нормативно-законодательных актов нормативно-правового механизма могут быть снижены квоты на миграцию неквалифицированной рабочей силы и т.д.

Механизмы коррекции и упреждения воздействия внешних факторов среды—это способы и схемы адаптивного к влиянию этих факторов управления процессом найма, которые обеспечивают снижение или упреждение их негативного влияния на значения регулируемых параметров этого процесса. Данный механизм поддерживает свойство адаптации рынка труда к внешним возмущениям (факторам). Наличие данной характеристики свойств рынка труда позволяет отнести его к классу самоорганизующихся систем.

В ходе эволюции рынка труда, особенно с появлением в нем такого механизма управления, как система социального партнерства [4, с. 293—316], постепенно размывается граница, разделяющая составляющие управления, входящие в систему (СУ) и объект (ОУ) управления. Поэтому согласование правил НРС в рамках социального партнерства, как показано на рис. 1, осуществляется отдельным интегрированным из СУ и ОУ блоком, выполняющим ранее раздельные функций управления в виде единой интегрированной функции саморегулирования.

Ядром объекта управления 52 является базисный (рыночный) процесс найма рабочей силы. Поскольку данный объект относится к активным (интеллектуальным) системам, то он имеет функции, характерные и для субъекта управления 51. Поэтому в 52 выделены подсистемы (блоки), реализующие следующие (в основном схожие с 51) функции:

♦ анализ полученной информации и выработка на ее основе внутренних управленческих решений;

♦ получение информации о цели W1 системы 51, формирование внутренних целей управления W2;

♦ получение информации о внешних Хи управляющих ивоздействиях, представление в 51 информации о поведении У и состоянии Z объекта.

Данная подсистема в виде «черного ящика» реализует определенный закон функционирования, на-

правленный на достижение в S2 поставленных внешних и внутренних целей, поддерживаемых в базисном процессе купли-продажи рабочей силы. Внутренними целями этого процесса может выступать обеспечение внутренним рыночным механизмом системы S2 рациональных, экономически обоснованных для рыночных отношений показателей уровня занятости, безработицы, оплаты труда, производительности труда.

Развитие механизмов социального партнерства в целях содействия занятости населения, повышения качества рабочих мест и совершенствование системы оплаты труда будет способствовать росту уровня заработной платы и в конечном счете повышению уровня жизни населения Российской Федерации.

Именно поэтому с учетом кибернетического подхода возможно решение вопроса о роли государства в регулировании занятости и рынка труда, так как сфера занятости и развития человеческого капитала не может и не должна оставаться на вторых ролях и фи-

нансироваться по остаточному принципу, как было принято до этого в России.

Литература

1. Андрианов В.Д. Эволюция основных концепций регулирования экономики от теории меркантилизма до теории саморегуляции. М., 2008.

2. Кононов Д.А., Кульба В.В., ШубинА.Н. Информационное управление в социально-экономических системах: элементы управления и способы информационного воздействия // Проблемы упр. 2004. № 3.

3. Локтюхина Н.В. Кибернетическая модель системы государственного регулирования найма рабочей силы // Вестник университета им. В.И. Вернадского. 2010. № 4—6 (29).

4. Рынок труда: учебник / под ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. М., 2003.

5. Словарь по кибернетике / под ред. В.М. Глуш-кова. Киев, 1979.

К ВОПРОСУ О ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ РОССИИ В СЕГОДНЯШНИХ УСЛОВИЯХ

Д.Д. ТУТАЕВА,

адъюнкт Академии управления МВД России Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

E-mail: kafedral2@bk.ru

Аннотация. В статье речь идет об особенностях теневой экономике в Северо-Кавказском федеральном округе России в сегодняшних условиях, указаны механизмы влияния теневых отношений на экономику России и Северо-Кавказского федерального округа, рассмотрены нерешенные острые социально-экономические, общественно-политические, духовно-нравственные проблемы, толкающие часть молодежи на путь радикализма, предложен план мероприятий по противодействию коррупции в Северо-Кавказском федеральном округе России.

Ключевые слова: преступность, теневая экономика, Северо-Кавказский федеральный округ России, противодействие коррупции, религиозные процессы, теневые отношения, экономическая преступность, криминальные образования, коррупционная экономика, фиктивная экономика, терроризм, экстремизм.

THE UNDERGROUND ECONOMY IN THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT OF RUSSIA TODAY

D.D. TUTAEVA,

adjunct ofthe Management Academy of the Moscow university ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. The article is about the peculiarities of the underground economy in the North Caucasus Federal District of Russia in today's world, are mechanisms of influence of the shadow economy in Russia and relations of the North Caucasus Federal District, considered unresolved pressing socio-economic, socio-political, spiritual and moral problems among youth on the path of radicalism, proposed a plan of measures to counter corruption in the North Caucasus Federal District of Russia.

Keywords: criminality, shadow economy, North-Caucasian Federal District of Russia, countering corruption, religious processes, shady relations, economic crime, criminal, corrupt economy, fictitious economy, terrorism, extremism.

№ 6 / 2013

Вестник Московского университета МВД России

225

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.