Научная статья на тему 'Киберкоммуникативная зависимость как причина неуспеваемости современных подростков'

Киберкоммуникативная зависимость как причина неуспеваемости современных подростков Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
485
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тончева А. В.

В статье дано понятие киберкоммуникативная зависимость, раскрываются ее причины и влияние на успеваемость подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Киберкоммуникативная зависимость как причина неуспеваемости современных подростков»

2. Барабанщикова Т.А., Рыжкова А.Н. Психологические методики изучения личности. - М.: Ось, 2007. - С. 196-200.

3. Глуханюк Н.С. Практикум по общей психологии. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - С. 79-200. (Серия «Библиотека психолога»).

4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты второго поколения).

5. Криволапова Н.А. Учимся учиться: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Ци-баева. - Курган: Ин-т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. - 34 с. - (Серия «Умники и умницы»).

КИБЕРКОММУНИКАТИВНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ КАК ПРИЧИНА НЕУСПЕВАЕМОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

© Тончева А.В.*

Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, г. Чебоксары

В статье дано понятие киберкоммуникативная зависимость, раскрываются ее причины и влияние на успеваемость подростков.

Социальные сети - одна из массово распространенных форм проведения досуга подростками. Фонд Общественное Мнение (ФОМ) провел исследование «Подростки и Интернет», по данным которого к концу лета 2008 года 75,5 % подростков в возрасте от 14 до 16 лет являлись пользователями Интернета, при чем 62 % подростков используют Интернет в первую очередь не для дела, а для развлечений и общений в социальных сетях [6]. В среднем российские дети начинают пользоваться интернетом в 10 лет. Более четверти детей проводят в сети от 7 до 14 часов в неделю - т.е. около 1-2 часов в день, каждый шестой ребенок - от 14 до 21 часа. В то же время каждый пятый ребенок находится в онлайне более 21 часа в неделю. Часть этих детей в прямом смысле «живет в Интернете» - они проводят онлайн по двое или трое суток в неделю [4].

Социальные сети могут иметь положительное влияние на подростка, являясь уникальной образовательной средой, где могут быть представлены обучающие программы, энциклопедические материалы, а также электрон-

* Аспирант кафедры Педагогики и психологии. Научный руководитель: Кириллова О.В., профессор кафедры Педагогики и психологии, доктор педагогических наук, доцент.

ные версии учебников и видеоуроки. Но наряду с положительным влиянием социальные сети могут представлять опасность для его физического и психологического здоровья.

Социальные сети несут в себе следующие опасности: мошенничества, манипуляций подростком, распространение лживой информации; проблемы конфиденциальности: информация о себе в социальных сетях становится достоянием общественности; свободный доступ к информации, размещенной в социальных сетях.

Многие исследователи отмечают, что самая большая опасность, которую несут в себе социальные сети - это формирование психологической зависимости. В статье психологическую зависимость подростка от социальных сетей мы будем называть киберкоммуникативной зависимостью.

Исследователи отмечают, что привлекательность и заманчивость социальных сетей наряду с социальными причинами и личностно-индивидуальны-ми особенностями подростков приводят к формированию киберкоммуника-тивной зависимости.

Ведущим мотивом привлекательности для подростков социальных сетей являются возможность удовлетворения потребностей в общении в любое время вне зависимости от места нахождения, самовыражении, самоутверждении, в поднятии самооценки; получения информации о жизни знакомых, родных и близких.

По мнению В.А. Плешакова [5], социальные сети привлекательны благодаря следующим факторам: презентация и позиционирование себя; нахождение родственников и одноклассников, друзей, людей, с которыми учились в колледже, вузе и т.п.; загрузка контента (информационно значимое наполнение: тексты, графика, мультимедиа, ссылки и т.п.); полифункциональная коммуникация с незнакомыми людьми и приобретение дифференцированного опыта отношений и взаимодействия с практически неограниченной аудиторией; организация группы (минисообщества) с целями нахождения единомышленников для обсуждения общих интересующих различных и всевозможных тем (как «мирового масштаба», так и сугубо личных и/или узкопрофессиональных), объединяющих их.

Для того чтобы глубже разобраться с проблемой влияния социальных сетей на формирование киберкоммуникативной зависимости, необходимо рассмотреть понятие «социальные сети» и их классификацию.

Термин «социальные сети» был введен в 1954 году социологом Джеймсом Барнсом и начал активно использоваться на Западе при исследованиях социальных связей и человеческих отношений. В Интернете социальная сеть - это виртуальная площадка для общения людей по интересам.

В 1995 году Рэнди Конрадом была создана первая социальная сеть для поиска одноклассников Classmates.com. Официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003-2004 годы, когда были запущены LinkedIn, Му-

Space и Facebook. В Россию бум социальных сетей пришел двумя годами позже - в 2006-м, с появлением Одноклассников и ВКонтакте. По числу пользователей лидируют Facebook (901 млн. активных пользователей), Twitter (500 млн.), ВКонтакте (160 млн.), Одноклассники.ги (140 млн.) [8].

Классифицируют социальные сети следующим образом: по принадлежности к тому или иному государству (российские и зарубежные); по типам (личное общение, деловое общение, развлечения, видео, ауидо, фото, геолокация, покупки, блоггинг, новости, вопрос-ответ, закладки, виртуальные миры, тематические); по доступности (открытые, закрытые, смешанные); по образовательной, политической и религиозной направленности.

Исследователи отмечают, что зависимость от социальных сетей негативно отражается на успеваемости и учебно-познавательной деятельности, подростки ухудшают свои оценки после того, как новые технологии приходят к ним в дом.

В результате исследования 71 подростка школ г. Бреста установлено, что уровень школьной неуспеваемости занижен у тех подростков, у которых присутствует риск проявления компьютерной зависимости [1].

В 2000-2005 гг. проведены исследования 150 тыс. американских школьников в возрасте от 10 до 14 лет, в которых изучали информацию о владельцах компьютеров и сравнивали годовые отметки по основным дисциплинам (чтение и математика) до и после покупки домашнего компьютера. В результате установлен умеренный, но вполне заметный отрицательный эффект, вызванный доступностью компьютера [2].

В Великобритании ведутся научные исследования, посвященные школьной неуспеваемости и киберкоммуникативной зависимости. Так, исследователи отмечают, что компьютер наносит ощутимый вред успеваемости ребенка по правописание и математике, причиной которого является то, что во время выполнения домашнего задания, дети частенько отвлекаются, начиная переписываться в Интернете с друзьями [3]. Школьные учителя в Великобритании в плохих отметках учеников винят сайты социальных сетей -Facebook и Twitter. Специалисты отмечают, что детям, которые проводят большую часть своего времени в Интернете, сложнее сосредоточиться на уроках, они постоянно отвлекаются и неспособны к длительной фиксации внимания. Учителя недовольны все возрастающим увлечением детей жаргоном смс-сообщений и чатов (сплошь состоящим из сокращений), который они используют вопреки всем правилам английской грамматики: «2mor» вместо «tomorrow», «lol» и «bk» вместо «laugh out loud» и «back» [9]. По утверждению специалистов Министерства образования Великобритании, английские школьники забывают элементарные правила родного языка и пишут сочинения на интернет-сленге, который учителя просто не понимают. Более того, в последние два года этот сленг начал активно проникать и в разговорную речь. Английские педагоги всерьез опасаются, что из-за Всемирной паутины сле-

дующее поколение молодых англичан будет говорить на никому не ведомом пока языке [7].

Голландский психолог Пол Киршнер установил связь между приверженностью к социальным сетям и плохими отметками: любители Facebook в среднем учатся хуже, чем те, кто не пользуется социальной сетью. Автор отмечает, что те, кто пользуется социальными сетями во время выполнения домашних заданий, имеют на 20 % более низкий средний бал. Средняя оценка у любителей Facebook составила 3,06 балла по шкале от 0 до 4. Те, кто не пользуется социальной сетью, имеют средний балл 3,82. По мнению Кирш-нера, пользователям Facebook во время приготовления домашних заданий приходится постоянно переключать внимание с учебы на общение и наоборот. В результате они делают больше ошибок и тратят на задания больше времени, чем те, кто не отвлекается на посторонние предметы. Кроме того, пользователи Facebook зачастую не ограничиваются только общением в социальной сети - выполняя домашние задания, они попутно используют интернет-пейджеры и электронную почту [10].

Таким образом, киберкоммуникативная зависимость выступает в качестве одной из причин неуспеваемости современных подростков.

Список литературы:

1. Гутич А.А. Компьютерная зависимость и школьная неуспеваемость [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://infomedia-kmp.ucoz.ru/2011/ 04.htm (дата обращения: 15.05.2012).

2. Домашний компьютер отрицательно влияет на школьную успеваемость [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//soft.mail.ш/pressrl_pa-ge.php?id=38395 (дата обращения: 20.02.2012).

3. Компьютер и школьная успеваемость ребенка [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.med-curs.ru/readmore/928.html (дата обращения: 18.08.2012).

4. Круглый стол «Дети в интернете: Россия, Европа, мир. Первые Результаты международного исследования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psy.msu.ru/science/conference/e-children/2010/index.html (дата обращения: 17.02.12).

5. Плешаков В.А. Киберонтология и психология безопасности информационной сферы: аспект киберсоциализации человека в социальных сетях Интернет-среды // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика и психология. - 2010. -Выпуск 4 (19). - С. 131-141.

6. Подростки и интернет. Результаты опроса подростков от 14 до 17 лет [Электронный ресурс] / Фонд Общественное Мнение. - октябрь 2008. - Режим доступа: http://bd.fom.ru/pdf/podinte0801.pdf.

7. Смирнов В. Матрица [Текст]: самые мрачные картины знаменитой кинематографической антиутопии могут стать реальностью? / В. Смирнов // Наука и религия. - 2007. - № 3. - С. 7-8.

8. Социальная сеть [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wi-kipedia.org/wiki/ (дата обращения: 07.07.2012).

9. Социальные сети: учителя винят Facebook и Twitter в неуспеваемости учеников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ruscenter.ru/2473. html (дата обращения: 07.07.2012).

10. Фактор неуспеваемости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mir4you.ru/node/16773 (дата обращения: 11.07.2012).

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В ВУЗАХ

© Феоктистова С.В.

Московский гуманитарный педагогический институт, г. Москва

Традиции академического образования предполагают разделение учебного процесса на лекционную и практическую / семинарскую части.

Особенно удачным можно считать пособие «Управление связями с общественностью», авторы Е.М. Бортник, Э.М. Коротков, А.Ю. Никитаева.

Ведь для практического применения и отработки умения базой является знание, а для выработки навыка необходимо многократное применение умения. Для отработки умений, возникших на основе приобретенных знаний целесообразно использование реальной или игровой ситуации, которые позволяют достичь некоторой активности, которая особенно необходима при выполнении упражнений.

Наиболее важные особенности игровых технологий, объясняющие их применение в практической части академического курса: рефлексивность, инновационность, открытость, самопрограммируемость.

Конкретная ситуация, кейс (от англ. сase - случай) - описание уже случившейся ситуации. В науке два значения этого термина: а) это - подробное целостное описание конкретного случая, введенного в более широкий контекст; б) кей-стади это детализированное описание конкретного случая в форме рассказа.

В России метод кейс-стади активно развивают О.С. Виханский, А.И. Наумова. Сильная сторона метода - возможность работать всем над одной проблемой; применение принципов проблемного обучения; формирование навыков простого обобщения. К сожалению, российского банка ситуаций пока нет, поэтому обычно используют иностранные ситуации.

Сейчас учебный процесс непрерывно совершенствуется из-за того что идет смена социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающих-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.