Научная статья на тему 'Кейс-метод в обучении педагогов-психологов: научно-методический аспект'

Кейс-метод в обучении педагогов-психологов: научно-методический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3513
1034
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кейс-метод в обучении педагогов-психологов: научно-методический аспект»

КЕИС-МЕТОД В ОБУЧЕНИИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ: НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИИ АСПЕКТ

Л.В. Лежнина, докторант кафедры психологии МПГУ

Существенные изменения в структуре и содержании высшего профессионального образования, происходящие в рамках модернизации всей российской образовательной системы на современном этапе, направлены на повышение качества подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности. В первую очередь, это связано с усилением практической готовности обучающихся, их умения использовать полученные знания в реальной профессиональной ситуации.

По справедливому опасению многих специалистов, откровенная адаптация вузовской системы к требованиям рынка труда через отведение на практическую подготовку до 50 % учебного времени, грозит разрушением общепризнанных достоинств отечественного высшего образования - фундаментальности и системности. В силу их исключительной важности и безвозвратности в случае утраты отказываться от базовых составляющих или даже подвергать их риску нельзя. Однако и игнорировать требования современных работодателей вузы также не могут.

На наш взгляд, достижение баланса между академической и практической подготовкой специалиста возможно благодаря сочетанию отечественных традиций с современными практико-ориентированными методами и технологиями обучения. Одним из таких методов обучения, отвечающих актуальным требованиям современного высшего образования, является так называемый кейс-стади (case-study) метод. Это метод обучения через разбор конкретного случая или ситуации в профессиональной деятельности. Суть его в том, что студентам предлагают проанализировать реальную ситуацию, описание которой содержит практическую проблему (как правило, не имеющую однозначного решения) и которая направленно актуализирует определенный комплекс знаний, необходимый при разрешении данной проблемы.

Считается, что «матерью» метода кейсов является американская система профессиональной подготовки - в начале ХХ века его активно стали применять в Школе бизнеса Гарвардского университета. Сегодня этот метод за рубежом наиболее широко используется в обучении экономике и бизнесу, американский студент «прорабатывает» сотни кейсов за время своего обучения. А в Европе уже более 30 лет существует специальный институт по сбору, разработке и распространению кейсов European Case Clearing House (ЕССН).

В отечественном образовании применение кейс-метода началось лишь в 80-х годах прошлого века и до настоящего времени не получило должного внимания вузовских специалистов, за редким исключением - при изучении юриспруденции, политологии, менеджмента, медицины и некоторых других.

К сожалению, богатейший отечественный опыт обоснования и анализа таких практико-ориентированных методов обучения, как проблемные ситуации (Ю.М. Забродин, А.Н. Матюшкин,

A.А. Понукалин), педагогические задачи (Н.В. Кузьмина,

B.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин) и учебно-профессиональные задачи (Н.Ф. Талызина, А.Э. Штейнмец), разновидностью которых и является кейс-стади метод, не был реализован на практическом уровне создания пакетов ситуаций и их применения в отечественном профессиональном образовании. В результате по формальному признаку - публикация первого сборника кейсов в 1921 г. в США - мы отстаем лет на 80, поскольку по многим направлениям подготовки специалистов содержательное и методическое обеспечение метода разбора конкретных ситуаций отсутствует до настоящего времени.

Кейс - это описание реально произошедшего в профессиональной деятельности специалиста события, побуждающее студентов к выработке в ходе дискуссии способов разрешения ситуации на основе ее анализа. Кейс имитирует профессиональную деятельность, фактически выступая прообразом реальных профессиональных ситуаций, задач и проблем, с которыми будущий специалист неизбежно столкнется в своей профессиональной деятельности. Система грамотно составленных кейсов в процессе их аналитического разбора обеспечивает овладение необходимыми профессиональными умениями, навыками, и способст-

вует выработке профессиональной уверенности будущего специалиста.

Значение кейс-метода в профессиональной подготовке специалистов невозможно переоценить:

- это единый информационный комплекс, вырабатывающий умения анализировать ситуацию, планировать стратегию и принимать решения [1];

- это способ, обучающий применять академическую теорию в реальных событиях будущей профессиональной деятельности, способствующий активному усвоению знаний и навыков анализа профессионально-значимой информации [2];

- он формирует у студентов различные профессиональные навыки: аналитические (классифицировать, выделять, анализировать), творческие (креативно мыслить), коммуникативные и социальные (слушать и слышать, взаимодействовать и общаться, убеждать), а так же практические умения (использовать на практике академические теории, методы и принципы) [3].

При внешней простоте специалисты описывают кейс-метод как сложную систему, в которую интегрированы более простые методы познания: моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, игровые методы.

Таким образом, кейс-метод в ходе групповых дискуссий формирует личность будущего специалиста, важнейшие для становления профессионала навыки самоанализа и самоменеджмента, способствует созданию первых продуктивных стереотипов избранной деятельности и обогащает бесценным опытом, в том числе ошибочных рассуждений и решений, полученным, к счастью, в учебной ситуации. Особенное значение кейса состоит в том, что он формирует культуру предварительного анализа ситуации, из которой собственно и «вырастает» проблема, что очень важно для обдумывания и принятия эффективных решений, например, в виде мер педагогического или психологического воздействия.

Кейс-метод представляется нам особенно эффективным при подготовке специалистов социальной сферы, в первую очередь, психологов и педагогов, поскольку с их помощью возможно полноценное моделирование будущей профессиональной деятельности. Автор убедилась в этом во время годичной преподавательской стажировки на психологическом отделении одного из американских университетов, после чего стал накапливаться собственный опыт использования кейсов при подготовке будущих практических психологов для системы образования.

Важнейшими условиями эффективности учебного процесса на основе кейса специалисты считают, во-первых, наличие грамотного кейса и, во-вторых, соблюдение определенной методики его использования [2]. Как уже подчеркивалось, пакетные описания кейсов для подготовки, например, будущих психологов у нас до сих пор отсутствуют, если не считать единичные пособия с учебными задачами по возрастной и педагогической психологии (И.Е. Валитова, 1997; Б.С. Волков, Н.В. Волкова, 1994, 2004, и др.). Поэтому приходится прибегать к таким источникам пополнения кейсов, как обращение преподавателя к собственному практическому опыту, опыту коллег-психологов и самих студентов, а так же использовать статьи из печати, телевизионные сюжеты, фрагменты художественных фильмов и сериалов. Как показывает наш опыт, разработка элементарных кейсов, описывающих простые ситуации и небольших по объему, вполне доступна преподавателям вузов.

В профессиональной подготовке педагогов-психологов нами используются, как правило, две формы кейсов.

Структурированный кейс содержит минимум информации, и для его решения применяют определенную теоретическую модель или схему. Такие ситуации могут иметь известное преподавателю оптимальное решение. Структурированные кейсы особенно полезно использовать для закрепления изученной темы и при проведении мини-контрольных работ. В этом случае они должны содержать конкретные вопросы для ответа.

«Драчун»

К школьному психологу обратилась мама восьмилетнего мальчика с жалобой на его агрессивность: «Миша очень вспыльчив, все конфликты пытается разрешить силой. Бывает очень жестоким, часто старается исподтишка навредить противнику. Ребята в классе его не любят. Он у нас единственный ребенок в семье, мы (оба родителя) работаем, за сыном присматривает старая прабабушка. Нас с мужем очень беспокоит такое поведение сына».

Определите вид агрессивности у ребенка и возможные причины агрессивного поведения. Сформулируете задачи коррекци-онной работы и обоснуйте оптимальные для данной ситуации методы коррекции.

Поскольку такие кейсы «умирают» буквально после применения в блиц-опросе с первой группой студентов, пакет этих кейсов должен быть очень динамичным, постоянно обновляющимся. Поэтому нередко он содержит не только так называемые «полевые» ситуации, основанные на фактах из реальной психолого-педагогической деятельности, но и «кабинетные», когда ситуация имеет формальный характер, а кейс готовится за рабочим столом преподавателя.

Неструктурированный кейс может быть изложен на 1-10 страницах текста и даже включать приложения в виде выписок из карты развития, журналов психолога или класса, протоколов ответов и т.п. Информация в нем очень подробная, в том числе и ненужная, а необходимая порой может и отсутствовать.

«Тихий омут»

Восьмилетний Ваня Николаев был направлен к школьному психологу его учителем. По словам педагога, все время в школе Ваня проводит сидя за своей партой: он не гуляет по классу, не выходит в коридор на переменах и к доске на уроках, когда его спрашивают. Так продолжается уже в течение двух первых месяцев школьного обучения. Ваня вместе со всем классом ходит в школьный буфет на завтраки, но почти не ест поданное блюдо. Он постоянно садится один и редко вступает в контакт с детьми, даже если они начинают разговор с ним. Несмотря на такую "застенчивость", Ваня превосходно справляется со школьными заданиями и отвечает на вопросы учителя.

Педагог выразила свое предположение о том, что Ваня больше чем застенчивый ребенок. Она сожалела, что не обратилась к психологу раньше, поскольку считала необходимым сначала обсудить эту ситуацию с родителями мальчика. Однако, несмотря на назначенную индивидуальную встречу, родители Вани не пришли.

Николаевы дали согласие о встрече с психологом, но тоже не пришли, а потом еще раз переносили дату. Наконец в назначенный день Николаевы пришли на встречу и даже на 10 минут раньше времени.

Папа Вани работает в строительно-ремонтной фирме своего отца. Это невысокий темноволосый, носящий бороду, мужчина тридцати с небольшим лет. Мама Вани - домохозяйка, она ухаживает за тремя их детьми: старшим 8-летним Ваней, 5-летним Димой, и 3-летней Юлей, которые в настоящий момент находились под присмотром бабушки (мамы главы семейства). Мама Вани - хрупкая женщина около 30-ти лет с длинными темными волосами и слегка возбужденная, - объяснила, что не могла прийти на ранее назначенные встречи из-за маленьких детей. Она сообщила, что не допускает мысли оставлять детей с приходящей няней и что ей необходимо быть дома как можно скорее.

Николаевы были удивлены, узнав, что Ваню направили к школьному психологу. По словам отца, это хороший ребенок, которого почти не приходится дисциплинировать. Мама согласилась с этим, дополнив, что Ваня всегда послушен, сам следит за своими игрушками и содержит чистоту и порядок в своей комнате. Николаевы сообщили, что с самого рождения Ваня развивался в соответствии с возрастными требованиями - ходить начал в двенадцать месяцев, пользоваться туалетом с трех лет. Ясли и детский сад не посещал, но с шести лет сам начал читать. Родители также не знали никаких проблем при подготовке его к школе и к занятиям сейчас. Когда их спросили

о друзьях Вани, мама сказала, что он предпочитает читать или играть с сестричками.

На следующий день Ваня появился в кабинете психолога. Это был ребенок с прямыми темными волосами и большими карими глазами, аккуратно одетый в чистые синие штаны и полосатую рубашку. Пока он осматривал новое для него пространство кабинета, он ни разу не встретился взглядом с психологом. Послушно сел в указанное кресло и не заинтересовался находящимися вокруг игрушками даже после ободрения психолога.

Ваня рассказал, что он старший из троих детей в семье, и что ему жаль, что он не самый младший, потому что у Юли нет никаких обязанностей. Когда психолог спросила о его обязанностях, Ваня сообщил, что он должен каждое утро заправлять свою постель, менять постельное белье один раз в неделю, выносить мусор каждый вечер, и кормить и поить собаку. Он сказал, что обязанности несложные, но они мешают его любимому чтению.

Также Ваня сообщил, что в школе у него все хорошо, но затруднился назвать, что ему нравится и не нравится здесь. На вопрос о школьных друзьях он сказал, что их у него нет, и в ответ на удивление психолога, заметил, что не переживает по этому поводу: «Так меньше проблем и неприятностей».

На вопрос о его увлечениях сказал, что любит читать, но теперь не так сильно, как раньше. Ваня сообщил, что с тех пор как начал учиться в школе, у него появились проблемы со сном, часто он не может заснуть до полуночи, а потому ему все сложнее просыпаться утром и собираться в школу. В ходе выяснения возможных причин, Ваня признался, что не может спать из-за переживаний о том, что он сделал. Он сообщил, что не хочет, чтобы его мама узнала, какой он плохой. Ваня рассказал, что иногда думает подговорить своего брата Диму начать протестовать против их домашних обязанностей и не выполнять их. Его глаза наполнились слезами, когда он рассказывал, как мама сильно их любит, а он плохо думал о ней, будто она слишком властна и не позволяет ему побыть одному.

Это наиболее сложный вид кейса, требующий для успешного анализа усвоения студентом ключевых положений изучаемой и смежных дисциплин, умения интегрировать теоретические знания из разных предметных блоков (культурологических, психологических, педагогических) и владения не просто частными, но комбинированными практическими навыками, целостно отражающими будущую профессиональную деятельность.

По целевой направленности кейсы, используемые нами в работе с будущими практическими психологами образования, условно подразделяют на три содержательных типа [3]

1. Кейсы, иллюстрирующие проблему, концепцию или решение в целом. Как правило, подобные «иллюстративные» кейсы используются нами на лекционных занятиях по всем дисциплинам учебного плана в качестве введения в обсуждаемую проблему. Ситуации этого типа выполняют функцию формирования методологии и стимулируют овладение теоретическими знаниями будущими специалистами. Такие кейсы, короткие по тексту (от одного абзаца) и почти не содержащие «излишней» информации, можно без труда найти в статьях из опыта работы психологов, в средствах массовой информации, из книг или фильмов.

2. Кейсы, обучающие анализу и оценке ситуации, выполняющие функцию овладения психолого-педагогическими нормами и правилами избранной деятельности. В основном, этот тип ситуаций стимулирует к анализу и оценке организационной стороны труда психолога в образовании, описывая статусно-правовые, морально-этические, научно-методические проблемы его деятельности.

К этому же типу мы относим кейсы, направленные на овладение будущими психологами такими необходимыми практическими знаниями, как слушание, наблюдение, диагностика, прогнозирование и др. Для этой цели наиболее эффективными являются видеосюжеты, отражающие реальные ситуации с участием психолога, которые накапливаются, в основном, благодаря видеоотчетам наших студентов-практикантов в детских садах, школах, лагерях и учреждениях дополнительного образования.

Ситуации данного типа применяются на занятиях по «Введению в психолого-педагогическую деятельность», «Практической психологии образования», «Психолого-педагогическому практикуму», «Психологической диагностике», а так же в целом ряде тренингов и спецкурсов.

3. Кейсы, обучающие решению проблемы и принятию решений, выполняют функцию формирования у будущего психолога профессиональных умений и развития оперативного мышления специалиста.

Это самый сложный тип ситуаций, требующих разрешения проблемы в условиях недостаточной информации и данных о событии. Здесь всегда предполагается возможность нескольких решений проблемы, но требуется нахождение и обоснование наиболее предпочтительного из них. Решение подобных кейсов возможно лишь на основе интеграции теоретических знаний из разных предметных блоков и дисциплин, а потому их применение наиболее оправданно уже на старших курсах обучения по специальным дисциплинам.

Рассмотренные формы и типы кейсов обеспечивают возможность использования данного метода для достижения различных образовательных целей на всех этапах профессиональной подготовки педагогов-психологов. Для этого необходимо не только создать и постоянно обновлять банк специально подготовленных обучающих кейсов, но и правильно использовать эти материалы в учебном процессе.

Известны две основных технологии применения кейсов в обучении: открытая дискуссия и индивидуально-групповой опрос. Открытая дискуссия - это традиционный гарвардский метод работы с кейсом, когда студенты знакомятся с ситуацией, самостоятельно обдумывают ее и приступают к совместному обсуждению в учебной аудитории под руководством преподавателя, который не дает качественной оценки ответов - любое высказывание воспринимается как возможное в реальной жизни.

В подготовке психологов технология открытой дискуссии эффективна для развития социально-коммуникативных навыков, связанных с проявлением толерантности, способности работать в команде, слушать и понимать других, а также умения четко выражать свои мысли и аргументировать их. Важнейшим достоинством решения кейсов в открытой дискуссии является высокая динамичность метода, способствующая формированию важнейшего для любого профессионала свойства - оперативности психических процессов и практических действий.

Индивидуально-групповая технология работы с кейсом в обучении состоит в самостоятельном выявлении сути проблемы, формулировании собственной позиции в оценке ситуации, путей ее решения и рекомендаций. Проведенный каждым студентом анализ может обсуждаться в малой рабочей группе для выработки ее единой позиции или сразу привноситься в общегрупповую дискуссию.

В самом общем виде требуемый от студентов анализ кейса напоминает решение проблемной ситуации и обычно включает следующие этапы:

1) ознакомление с ситуацией через прочтение ее описания или просмотр видео-сюжета;

2) анализ ситуации с целью определения проблемы;

3) концептуализация (подведение теоретических оснований под конкретный случай);

4) разработка плана решения проблемы;

5) обоснование конкретных способов, средств и приемов воздействия;

6) рефлексивный прогноз возможных последствий и результатов применения выработанной стратегии решения ситуации.

Как правило, такая работа проводится каждым студентом самостоятельно в рамках подготовки к занятию, этапы 2-6 оформляются в письменном виде, после чего обсуждаются непосредственно на занятии и (или) сдаются на проверку.

Данная технология работы с кейсом неоценима в формировании важнейшей для практического психолога способности предварительного анализа ситуации, без которой невозможно проектирование и принятие эффективных решений. Так же она

закладывает базовые стереотипы продуктивной реализации основных профессиональных функций психолого-педагогического труда: консультирование, коррекция, просвещение, развитие и т. п.

Метод кейсов используется нами не только в обучении, но и для мониторинга его результатов, например, на экзаменах, когда студент представляет экзаменатору заранее подготовленный анализ полученного перед испытанием кейса, либо решает его прямо на экзамене в качестве практического задания, сформулированного в билете.

Поскольку для успешного решения проблемной ситуации необходимы самостоятельные интеллектуальные действия студента, основанные на интеграции усвоенных за годы обучения психолого-педагогических знаний, накопленных профессиональных навыков и опыта, кейс рассматривается нами как одно из средств оценки готовности выпускаемого специалиста к профессиональной деятельности педагога-психолога в соответствии с требованиями к его квалификации. Поэтому на факультете педагогики и психологии Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской решение кейсов включено в программу итогового государственного экзамена по специальности «педагогика и психология».

Экзаменационный кейс достаточно короткий и простой, больше напоминающий психолого-педагогическую задачу. Это вызвано необходимостью уложиться в ограниченные временные рамки и избежать дискуссии, в том числе среди членов комиссии. Студентам заранее известны только предметные области (психокоррекция, консультирование и другие) и требуемый алгоритм решения экзаменационного кейса.

Пример экзаменационного кейса по психодиагностике:

Десятилетнего Костю воспитывает одна мама. Между сыном и матерью до недавнего времени было полное взаимопонимание. С первого класса учился только на «5». Учительница говорила, что он способный ребенок. Но примерно полгода назад начались из школы звонки и записки о плохом поведении. На вопросы о причинах происходящего ребенок не отвечает. Из отзывчивого и доброго мальчика он превратился в замкнутого и нервного. В школу идет с большой неохотой, просит маму: «Можно мне остаться дома, я не хочу в школу».

Запрос матери: «Пожалуйста, помогите разобраться, что происходит с мальчиком?».

Алгоритм решения экзаменационного психодиагностического кейса:

1. определить запрос и проблему (поведенческие, личностные, эмоциональные; деятельность (учеба), взаимоотношения);

2. сформулировать гипотезы о возможных причинах явления;

3. определить сферы, необходимые для диагностического обследования;

4. подобрать соответствующие этим сферам и возрасту ребенка 3-5 методик (название и автор теста, суть процедуры);

5. обосновать цель каждой методики;

6. дать прогноз психодиагностической деятельности по составленной схеме.

Эффективность описанного метода при подготовке психологов в американских университетах и накопленный авторский опыт его применения уверенно свидетельствуют о далеко неисчерпанных возможностях кейса в деле повышения качества вузовского обучения, поскольку он не просто формирует профессиональные умения будущего специалиста, но развивает профессионально значимые качества его личности и обеспечивает практическую готовность к избранной деятельности.

Литература

1. Кларин М.В. Инновации в обучении: Метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин. - М. : Наука, 1997.

2. Михайлова Е.И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И. Михайлова // Маркетинг. - 1999. - № 1.

3. Смолянинова О.Г. Кейс-метод обучения в подготовке педагогов и психологов / О.Г. Смолянинова // Информатика и образование. - 2001.-№ 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.