Научная статья на тему 'KERGüTäMINõ В СЕТУСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНЕ: ПРАКТИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ, ОБЫЧАЙ ИЛИ КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПРИЕМ?'

KERGüTäMINõ В СЕТУСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНЕ: ПРАКТИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ, ОБЫЧАЙ ИЛИ КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПРИЕМ? Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
55
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «KERGüTäMINõ В СЕТУСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНЕ: ПРАКТИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ, ОБЫЧАЙ ИЛИ КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПРИЕМ?»

МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА «НАРОДНАЯ МУЗЫКА НА СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕРТНОЙ ЭСТРАДЕ И В ОБРАЗОВАНИИ»

28 ноября 2012 г. в Национальном исследовательском Мордовском государственном университете прошел семинар с международным участием, посвященный проблемам изучения, возрождения, сохранения и трансляции в современную музыкально-образовательную среду национально-культурных традиций финно-угорских и соседних народов. Музыкальный фольклор — это многомерная, не до конца познанная сфера культуры человечества, которая развивается по своим законам и имеет разные языки выражения. Активное научное осмысление этого богатейшего материала способствовало формированию различных подходов и методик изучения, способов и форм претворения в современном композиторском и исполнительском творчестве. Это определило основные направления тематики семинара, которые были объединены в три блока: актуальные проблемы музыкальной финно-угристики; народная музыка в образовательном и исполнительском пространстве финно-угорского мира: опыт и перспективы; проблема «фольклор и композитор» в музыкальной культуре.

Актуальные проблемы музыкальной финно-угристики

Ж. Пяртлас, старший научный сотрудник Эстонской академии музыки и театра, кандидат искусствоведения (г. Таллин)

Kergйtaminб в сетуской народной песне: практическая необходимость, обычай или композиционный прием?

На юго-востоке Эстонии проживает маленькая этническая группа эстонцев — сету. Музыкальная традиция сету не только значительно отличается от музыки остальных эстонцев, но и весьма оригинальна в более широком масштабе. Наряду с сохранившимся архаическим многоголосием и редкими ладовыми структурами спецификой сетуской песни является особый исполнительский прием, который сами певцы называют квтдМаштд.

250

Материалы семинара

КвтдМатЫб — нисходящая модуляция, которую несколько раз осуществляет запевала на протяжении песни и которой обычно предшествует постепенное повышение высоты строя. Хотя повышение строя — обычное явление в песенных традициях с интенсивной манерой звукоизвлечения, однако нисходящая модуляция как осознанный и регулярно используемый прием встречается редко (о таком приеме у мордвы пишет Н. Н. Гилярова1). Значение слова квтдМаттб (от квтдМата — облегчать) указывает на основную функцию этого приема — облегчать пение, когда преобладающее расположение звуков по высоте в музыкальном произведении (тесситура) становится слишком напряженным.

По утверждению Я. Сарва, использование квтдМаттб может быть связано с содержанием текста и подчеркивать начало смысловых разделов песни2. Хотя такая возможность не исключается, анализ песен из репертуара сетуской певицы А. Вабарна, проведенный Л. Лаанеметс, не подтверждает этого наблюдения3.

Акустические исследования записей хора А. Вабарна выявили некоторые тенденции в изменении абсолютной высоты строя песни. Во-первых, повышение строя происходит особенно быстро после применения квтдМаттб и затем замедляется. Во-вторых, запевала начинает каждую следующую строфу чуть ниже конца предыдущей (на слух это почти не воспринимается). В-третьих, повышение строя перед нисходящей модуляцией может быть небольшим и не требовать применения квтдМаттб.

Создается впечатление, что квтдМаттб — это старый обычай, который стараются соблюдать и тогда, когда для этого нет практической необходимости. Особенно это характерно для современных сетуских хоров, в пении которых повышение тесситуры не выражается так ярко, как прежде. Последнее, очевидно, связано с изменениями в манере пения, которая у большинства современных хоров менее интенсивна. Впрочем, современные хоры используют квтдМаттб намного реже, чем это было принято раньше.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Гилярова Н.Н. Многоголосие как один из компонентов музыкального диалекта // Песенное многоголосие народов России: тез. докладов науч.-практ. конф. (Воронеж, 24—29 сент. 1989 г.). М., 1989. С. 34—36.

Народная музыка на современной концертной эстраде и в образовании 251

2 См.: Sarv J. Uheksa setu rahvalaulu // Soomeugri rahvaste muusikaparandist. Tallin, 1977. S. 68—103.

3 См.: Laanemets L. Setu lauliku Anne Vabarna viisirepertuaarist ERA helisalvestiste pôhjal. Magistritoo. Tallin: Eesti muusika ja teatriakadeemia, 2007.

М. В. Медведева,

заведующая кафедрой хорового и сольного народного пения Российской академии музыки им. Гнесиных, кандидат педагогических наук, профессор (г. Москва)

Особенности функционирования народно-песенных традиций

Фольклор выступает как целостное социально-историческое обусловленное явление, обладающее «художественно-образными средствами, рассчитанными на непосредственное слуховое сочетающееся со зрительным восприятие в момент исполнения»1. Нерасчлененность процессов создания, исполнения и восприятия фольклорных произведений обусловливает художественную специфику народного музыкального творчества. Синкретичность творческого процесса воссоздания фольклорного первообраза порождает своеобразную художественную систему, в которой функциональное предназначение произведения и его содержательно-структурные особенности выступают как единое целое.

Фольклорное песнетворчество обладает специфическими свойствами: служит этнообъединяющим фактором; основано на эстетике канонического тождества; подразумевает множественное, вероятностное воплощение художественных текстов; предполагает особый тип общения; базируется на коллективной художественной памяти народа; отражает мифологическое сознание носителей традиций; передает закодированную информацию, обладающую недосказанностью; наследует не многовариантные продукты творческой деятельности, а порождающие их модели.

Многовариантность выступает структурно-художественным принципом народного песнетворчества. Вариативность вызвана устной формой бытования и передачи фольклорных традиций. Изустный характер проявляется во взаимодействии слухового (вербального, музыкального), визуального и пластического способов передачи информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.