Научная статья на тему 'Керамика Хорезма в западных регионах Золотой Орды'

Керамика Хорезма в западных регионах Золотой Орды Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1044
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗОЛОТАЯ ОРДА / ХОРЕЗМ / КЕРАМИКА / ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ / GOLDEN HORDE / KHOREZM / POTTERY / SILK ROAD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бочаров С.Г., Масловский А.Н.

В статье рассматриваются находки керамики преимущественно хорезмийского производства и других центров Средней Азина на золотоордынских памятниках, расположенных к западу от Волги. Анализируется ассортимент, масштабы и хронология её поступления. Обсуждается влияние хорезмийских изделий на местное производство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Khorezm pottery in the Western Regions of the Golden Horde

The article is devoted to pottery artifacts produced mainly in Khorezm and other cities of the Central Asia and excavated from the Horden cites to the West of Volga. The authors analyze the assortment, amount and chronology of its imports. Pottery influence on the local manufacturing is being discussed.

Текст научной работы на тему «Керамика Хорезма в западных регионах Золотой Орды»

Литература

1. Алферов А.А. Идея общественного прогресса: содержание и становление / / Философия в пространстве культуры. Серия "Восток - Запад - Россия". - Ростов н /Д.: Феникс, 2001.- С. 52-69.

2.Гобозов И.А. Социальная философия. - М.: Изд-во Савин С.А., 2003. - 528 с.

3.Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология//Вопросы философии. 1992. - №7.- С.136-176.

4.Дуденок В.И. Духовность как показатель мировоззрения и культуры//Роль мировоззрения в активизации человеческого фактора. Ч.2. - М.,Чебоксары, 1990.- С.34-35.

5.Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. - М., 2010. - 233 с.

6.Мейнеке Фр. Возникновение историзма.- М., 2004. - 480 с.

7.Меньчиков Г.П. Духовная реальность человека. - Казань: Грандан, 1999. - 408 с.

8.Спиркин А.Г. Философия.- М., 2002. - 736 с.

9.Bury J.B. The Idea of Progress. An Inquiry into Its Origin and Growth [Электронный ресурс]. - Honolulu Hawaii: Un-ty Press of the Pacific, 2004 (reprinted from the 1921 edition).-Режим доступа: http://www.guten berg.org/files/ 4557/4557-h/4557-h.htm, свободный (Проверено 28.05.2012).

УДК 903.23

С.Г.Бочаров, А.Н.Масловский КЕРАМИКА ХОРЕЗМА В ЗАПАДНЫХ РЕГИОНАХ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ1

В статье рассматриваются находки керамики преимущественно хорезмийского производства и других центров Средней Азина на золотоордынских памятниках, расположенных к западу от Волги. Анализируется ассортимент, масштабы и хронология её поступления. Обсуждается влияние хорезмийских изделий на местное производство.

Ключевые слова: Золотая Орда, Хорезм, керамика, Великий шелковый путь.

Bocharov S.G., Maslovskiy A.N. KHOREZM POTTERY IN THE WESTERN REGIONS OF THE GOLDEN HORDE

The article is devoted to pottery artifacts produced mainly in Khorezm and other cities of the Central Asia and excavated from the Horden cites to the West of Volga. The authors analyze the assortment, amount and chronology of its imports. Pottery influence on the local manufacturing is being discussed.

Keywords: the Golden Horde, Khorezm, pottery, Silk Road

Материальная культура Золотой Орды, уже в силу её размеров и различия исторических судеб различных её частей, не могла не иметь заметных региональных различий. По ряду черт материальной культуры, в том числе и по составу столовой керамики, европейскую территорию Золотой Орды можно разделить на две основные части, граница между которыми проходила к западу от Волги.

Золотоордынский город Азак был самым западным пунктом Золотой Орды, до которого в заметном количестве доходила керамика и другие изделия среднеазиатского происхождения, поскольку именно здесь заканчивался караванный маршрут, шедший из Хорезма, и происходила перегрузка товаров на корабли. Хотя эти вещи составляют очень небольшой процент общего комплекса, они хорошо заметны благодаря своей необычности. В значительной мере через Азак они должны были поступать в другие центры западной части Золотой Орды.

Наиболее многочисленной группой керамики из Средней Азии является продукция Хорезма и прежде всего его центра Хорезма (Куня-Ургенч), самого значимого золотоордынского города в Средней Азии [9, c.412-416]. Локализация места ее производства выполнена Г.А.Федоровым-Давыдо-вым [11, Р.127, ill.60]. Керамика эта достаточно своеобразна, чтобы её можно было с чем-то спутать [2, с.300-315, рис.21, 3-4; 22-25]. Центры по её производству изучены не только в самом Куня-Ургенче, но и в других городских центрах золотоордынского Хорезма [6, c.112]. Находки из Азака впервые опубликованы АЛ.Бойко [1, с.5]. Здесь в отдельных комплексах их доля может достигать 1,5%. Примерно в таком же количестве, как и в Азаке, керамика представлена в Маджаре. В очень небольшом количестве она достигала даже Аккермана (Белгорода-Днестровского) [8, с.95-97]. Единичные находки отмечены на поселениях Нижнего Подонья и Закубанья. Также единичны они и в Крыму.

Сосуды изготовлены вытягиванием из комка глины. Формовочные массы - без видимых примесей или с примесью мелкого песка. Обжиг - сквозной, светло-серого цвета. Сосуды с примесью песка могут иметь темно-серую, вплоть до черного, поверхность. Широко использовалась орнаментация при помощи штампов-калыпов. Для орнаментации также мог использоваться штамп-валик.

1 Исследование подготовлено в рамках работы по проекту «Причерноморье и Средиземноморский мир в системе отношений Руси, Востока и Запада в Средние века» поддержанному Российским научным фондом (соглашение № 14-28-00213 от 15 августа 2014 г. между Российским научным фондом и МГУ им. М.В. Ломоносова).

Наиболее многочисленна штампованная керамика, представленная 3 видами сосудов - кувшинами (рис.1, 3), плоскодонными флягами (рис.1, 2) и двояковыпуклыми флягами (рис.2, 1) [9, с.412-416]. Она хорошо представлена в материалах самого Хорезма [2, с.306, 308, рис.23-24]. Сосуды собирались из отдельных частей, вытянутых на круге. Орнамент наносился обминанием заготовок в калыпе, отчего на внутренней поверхности остаются характерные следы пальцев. Для стыковки использовался дополнительный жгут, прикреплявшийся с внутренней стороны. На внешней стороне место стыковки оставалось лишенным орнамента. Наиболее многочисленны кувшины с диаметром тулова 15-16 см. В комплекте с кувшинами поступали небольшие крышки с орнаментом, нанесенным при помощи штампа-валика (рис.1, 5). Два других вида сосудов представлены намного меньшим числом находок. Для стилистики орнаментов характерно большое число мелких деталей и отсутствие пустого пространства. Орнамент на нижней части сосудов проще и однотипнее. По мнению некоторых исследователей, хорезмийская штампованная керамика является самой лучшей по качеству из всей, встречающейся на территории Золотой Орды, и поэтому она вызывала подражания [10, с.89]. Только о штампованной хорезмийской керамике можно высказать предположение о её целенаправленном ввозе в европейскую часть Золотой Орды в качестве самостоятельного товара.

Помимо штампованной керамики в гораздо меньшем объеме (примерно на два порядка) ввозились столовые сосуды с врезным орнаментом: плоскодонные фляги (рис.2, 2) и кувшины различных типов (рис.2, 3), сосуды с полосчатым лощением: плоскодонные чаши, гульабданы и кубки (рис.1, 4).

Поступала в европейскую часть Золотой Орды и нестоловая керамика. В основном это кувшины с приземистым шаровидным или биконическим рифленым туловом и очень специфической формой ручки, округлой в сечении, приподнятой над местом прилепа (рис.1, 1), наиболее характерные для Куня-Ургенча [2, с.304]. Однако к западу от Волги её находки крайне редки.

Рис.1. Керамика производства Хорезма (Азак). 1 - кувшин, 2 - фляга со штампованным орнаментом, 3 - кувшин со штампованным орнаментом, 4 - кубок с лощеным орнаментом, 5 - крышка со штампованным орнаментом.

Рис.2. Керамика производства Хорезма (Азак). 1- фляга со штампованным орнаментом, 2 -фляга с врезным орнаментом, 3 - кувшин с врезным орнаментом.

Было высказано предположение, что наиболее многочисленная группа сфероконусов, покрытых почти сплошь комбинациями отпечатков мелкого овального штампа, встреченных в городах европейской части Золотой Орды, происходит из Хорезма [3, с.91]. Однако серый цвет черепка ещё не доказывает их производства здесь. Хорезмийские сфероконусы орнаментировались редко [2, 314-315]. Вообще среднеазиатские сфероконусы специфичны по форме [4]. Предположительно, к продукции Хорезма можно отнести группу сфероконусов светло-серого цвета (группа 23 Г по классификации материалов Азака [9, с.418] со скупым, как правило, врезным орнаментом.

Также неоднократно высказывалось предположение о ввозе из Хорезма кашинной керамики в качестве одной из основных после шелка статей товаров и о её влиянии на сложение производства кашинной керамики в европейской части Золотой Орды [7, с.185]. Однако до настоящего времени не определены критерии, которые бы позволили выделить продукцию Хорезма в общем массиве ка-шинной керамики.

Некоторые исследователи высказали мнение, что все центры европейской части Золотой Орды, производившие штампованную керамику, подражали продукции Хорезма [10, с.89]. При этом центром, производившим наилучшие по качеству имитации, называются города Юго-Восточного Крыма (Каффа, Солхат, Судак) [10, с.90]. Более детальное рассмотрение археологических находок, однако, дает несколько иную картину. Во-первых, штампованная керамика крымского производства появляется ещё в кон.ХШ в. и получает широкое распространение ещё до распространения хорез-мийской штампованной керамики в западных регионах Золотой Орды. Во-вторых, и технологически, и морфологически, и по стилистике орнаментов продукция Крыма очень заметно отличается от продукции Хорезма. В частности, большая часть штампованных сосудов покрыта поливой, а другие -коричневым ангобом. Набор элементов орнамента ограничен и повторяется и на верхней и на нижней части сосудов. Фляги крымского производства морфологически вовсе не похожи на продукцию Хорезма. В-третьих, неясно, как могла быть сымитирована технология получения штампованного орнамента по готовым изделиям.

Примерно в 1330-е гг. в Крыму действительно появляются подражания продукции Хорезма, которые копируют серый цвет черепка и точно повторяют её орнаментацию. Они могут быть опознаны только по особенностям формовочной массы керамики Юго-Восточного Крыма, включавшей в себя шамот. Некоторые изделия покрыты черным ангобом. И число их не так уж мало. Появляются они после исчезновения крымских кувшинов с коричневым ангобом. Но здесь, на наш взгляд, речь не идет об имитации. Скорее всего, в Крым, точнее в Судак и Солхат, переселилось некоторое число мастеров из Хорезма. Но их переселение никак не повлияло на производство здесь поливной штампованной керамики. Появление же и развитие производства штампованной керамики в Крыму не связано с Хорезмом. Налаживание производства поливной керамики в Крыму связано с переселением сюда гончаров из Закавказья, которые и принесли с собой технологию производства штампованной керамики. Сама эта техника была известна ведь не только в Хорезме, но на очень широкой территории - от

Средней Азии до Малой Азии. Таким образом, Хорезм и Юго-Восточный Крым выступают как два мощных центра по производству штампованной керамики, независимых друг от друга.

Помимо Хорезма в европейскую часть Золотой Орды поступала штампованная керамика и из других центров Средней Азии, Ирана, Закавказья, Малой Азии. О производстве её здесь и после монгольского завоевания имеются убедительные данные, например, подписанные изделия с указанием дат [5]. Встречены фрагменты светлоглиняных, желтоглиняных, красноглиняных и сероглиняных сосудов, произведенных явно не в Хорезме. Они отличаются стилистикой своей орнаментации (рис. 3, 2). Место их производства в настоящее время не может быть установлено. Часть из них, произведенная на территории Средней Азии, поступала в европейскую часть Золотой Орды через Хорезм. Их попадание сюда в большинстве случаев случайно и связано исключительно с высокой степенью развития международных связей Золотой Орды. В качестве диковин можно отметить образцы серо-глиняной керамики с врезным и накольчатым орнаментом, часть из которой, судя по формовочным массам, также могла происходить из Хорезма росписью красками и золотом. Но некоторые образцы, как например, с мылким на ощупь, с большим количеством мелких пор черепков, с росписью красками и золотом (рис.3, 1) происходят явно из других центров.

Помимо сероглиняной керамики Хорезма в Азак и Маджар в отличие от Поволжья в очень небольшом количестве поступала поливная керамика из Средней Азии [9, с.450-452]. Она сильно выделяется на фоне остального комплекса использовавшейся здесь поливной посуды. Вся она изготовлена из светложгущихся мелкодисперсных глин. Характерным внешним признаком являются мельчайшие трещинки на поверхности, перпендикулярные направлению ротации. Черепок имеет высокую пористость вследствие использования полностью выгорающей мелкой органической примеси. Поддоны вырезаны косо поставленным резцом, с оставлением в центре конусовидного выступа. По внешнему краю подошвы поддона часто снята фаска. Для орнаментации использовалась полихромная подглазурная роспись.

Представлена продукция не менее 5-6 центров, наверняка реэкспортировавшихся через Хорезм. К сожалению, выделить среди них продукцию самого Хорезма для исследователей из других регионов, не знакомых с ней визуально, затруднительно. Наиболее многочисленна группа белогли-няной керамики с бесцветной глазурью и росписью серо-зеленым, ультрамарином и бирюзовым (рис.3, 4, 5). По стилю своей росписи она достаточно близка к кашинной керамике. Встречена даже продукция такого удаленного центра как Отрар. Остальные группы представлены единичными находками. Среди них наиболее интересной находкой являются фрагменты большого блюда диаметром более 45 см с широким отогнутым бортиком (рис.3, 3). Глазурь - лимонно-желтая. Роспись -темно-коричневая с расцветкой деталей зеленым. Изображены птицы в зарослях.

Некоторые группы керамики, отмеченные в западных регионах Золотой Орды, возможно, произведены не в Средней Азии, но под влиянием гончарных традиций этого региона. Как, например некоторые круглодонные котлы, изготовленные по емкостно-донной программе. Помимо керамики из Средней Азии происходят также орнаментированные каменные котлы.

Рис.3. Керамика производства Средней Азии (Азак). 1 - кувшин с врезным и накольчатым орнаментом росписью красками и позолотой, 2 - сосуд со штампованным орнаментом, 3- поливное блюдо, 4-5 - поливные чаши.

В целом следует сказать, что число среднеазиатских импортов в Азаке, Маджаре и Белгороде-Днестровском на порядок меньше, чем в городах Нижнего Поволжья. Ещё на порядок уменьшается это число в городах Юго-Восточного Крыма.

Пути и время поступления различных категорий среднеазиатских импортов сильно различались. Сероглиняная штампованная керамика из Хорезма поступала более или менее стабильно на протяжении всего XIV в. Здесь мы явно имеем дело с целенаправленным ввозом. Ни появление в конце 2 чет. XIV в. имитаций, близких к аутентичным изделиям производства Юго-Восточного Крыма, ни внутренние смуты в Золотой Орде заметного влияния на динамику её ввоза не оказали. Что же касается поливной керамики из Средней Азии, то практически вся она датируется в материалах Азака 3 чет. XIV в. Наряду с другими факторами её появление указывает на переселение в Азак группы горожан из золотоордынских городов Нижнего Поволжья вместе со своими пожитками, и, таким образом, перед нами - опосредованный импорт. То же самое, вероятно, относится и к каменным котлам.

Обобщая, можно констатировать, что влияние Хорезма и всей Средней Азии в целом на культуру западных городов Золотой Орды было несравнимо более слабым по сравнению с регионом Нижнего Поволжья и носило опосредованный характер.

Литература

1. Бойко А.Л. Новые находки керамических импортов из раскопок средневекового Азака по материалам 1989-1990 гг. / / Археология на новостройках Северного Кавказа (1986-1990 гг.). - Грозный, 1991.

2. Вактурская Н.Н. Хронологическая классификация средневековой керамики Хорезма (XI-XVII вв.) / / Керамика Хорезма. Труды хорезмской археолого-этнографической экспедиции. Т. IV. - М. , 1959.

3. Волков И.В. Распространение сфероконусов в Золотой Орде как отражение международной торговли // Международные отношения в бассейне Черного моря в древности и средние века. - Ростов-н/Д., 1994. -С.97-99.

4. Галиева З. Сфероконические сосуды Средней Азии: к вопросу о типологии и хронологии // Материалы международной конференции, посвящ. научной деятельности Г.В.Шишкиной. - М.: Гос. музей Востока, 2000. - С.52-61.

5. Давидович Е.А. Два самаркандских кувшина с датой и именем мастера в надписи / / Краткие сообщения института истории материальной культуры.- 1960. - № 80.- С.109-113.

6. Кдырниязов М.-Ш. Хорезм в эпоху Золотой Орды // Труды ГИМ. Вып.184. Город и степь в контактной евро-азиатской зоне. - М., 2013. - С.110-114.

7. Кдырниязов М.Ш., Кдырниязов О.Ш. Хорезм и Северное Причерноморье в золотоордынскую эпоху//Дон-ские древности. Вып.10: Диалог городской и степной культур на евразийском пространстве. - Азов, 2009. - С.183-187.

8. Кравченко А.А Средневековый Белгород на Днестре (конец XIII-XIV в.).- Киев: Наукова думка, 1986. - 128 с.

9. Масловский А.Н. Керамический комплекс Азака. Краткая характеристика // Историко-археоло-гические исследования в г. Азове и на Нижнем Дону в 2004 г. Вып.21. - Азов, 2006.

10. Панина Э.Л., Волков И.В. Штампованная керамика золотоордынских городов / / Средняя Азия. Археология. История. Культура: материалы Междунар. конф., посвящ. научной деятельности Г.В. Шишкиной. - М. : Гос. музей Востока, 2000.- С.89-91.

11. Fyodorav-Davydov GA The Culture ofthe Golden Horde Cities// BAR International Series 198. - Oxford., 1984.- 113 t.

УДК 342

Дарина В.Шамсутдинова

СООТНОШЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ

Культура прав человека не была ранее предметом исследования в науке. Изучение конституционного правосознания и культуры прав человека имеет важное теоретико-методологическое и практическое значение. Особую актуальность эти вопросы приобретают сегодня. Россия - страна, где на протяжении многих веков отсутствовали традиции парламентаризма, утверждалась харизматическая концепция власти, что принижало значимость конституционного правосознания. При этом права человека рассматривались в нашей стране в качестве нравственной, а не юридической категории.

Ключевые слова: культура прав человека, ценностные ориентации, правовые отношения, конституционно-правовая психология, конституционно-правовой идеализм

Darina Shamsutdinova THE RATIO OF A CULTURE OF HUMAN RIGHTS AND CONSTITUTIONAL JUSTICE

Human rights culture has not previously been the subject of research in science. The study of the constitutional sense of justice and human rights culture has an important theoretical and methodological and practical significance. Of particular relevance these issues are today. Russia is a country that did not have parliamentary tradition, firmly established the concept of charismatic authority, for centuries, which diminished the importance of the constitutional sense of justice. At the same time human rights in our country is considered as a moral, not a legal category.

Key words: human rights culture, values, legal relations, constitutional and legal psychology, constitutional and legal idealism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.