Научная статья на тему 'Кэптивность: этап развития или стратегия деятельности коммерческого банка?'

Кэптивность: этап развития или стратегия деятельности коммерческого банка? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
992
426
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ВНУТРЕННИЙ РЫНОК ТРУДА / ВНЕШНИЙ РЫНОК ТРУДА / СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / WAGES / INTERNAL LABOR MARKET / THE EXTERNAL LABOR MARKET / THE BALANCED SCORECARD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Ю. В.

В статье проводится анализ экономических и управленческих концепций заработной платы, обосновывается современный подход к вознаграждению труда, основанный на концепции Р. Каплана и Д. Нортона — системе сбалансированных показателей эффективности, связывающей стратегические цели компании и ключевые показатели деятельности сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванова Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Captive: stage or strategy for commercial bank?

The article analyzes the economic and management concepts of wages, justified the modern approach to the reward, based on the concept of R. Kaplan and D. Norton — Balanced Score-card performance, linking the strategic goals of the company and the key performance indicators of staff.

Текст научной работы на тему «Кэптивность: этап развития или стратегия деятельности коммерческого банка?»

КЭПТИВНОСТЬ: ЭТАП РАЗВИТИЯ ИЛИ СТРАТЕГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА?

ИВАНОВА Ю.В.,

аспирант,

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

e-mail: Yivanova@mbrd.ru

В статье проводится анализ экономических и управленческих концепций заработной платы, обосновывается современный подход к вознаграждению труда, основанный на концепции Р. Каплана и Д. Нортона — системе сбалансированных показателей эффективности, связывающей стратегические цели компании и ключевые показатели деятельности сотрудников.

Ключевые слова: заработная плата; внутренний рынок труда; внешний рынок труда; система сбалансированных показателей.

The article analyzes the economic and management concepts of wages, justified the modern approach to the reward, based on the concept of R. Kaplan and D. Norton — Balanced Score-card performance, linking the strategic goals of the company and the key performance indi-cators of staff.

Keywords: wages; internal labor market; the external labor market; the balanced scorecard.

Коды классификатора JEL: E24, J21, J32.

Под кэптивным банком понимают кредитную организацию, созданную холдингом или группой лиц для обслуживания своих бизнес-интересов. Название «кэптивный» происходит от английского слова captive, что означает «пленный».

История возникновения банков — это история кэптивных банков, поскольку все банки создавались, как сейчас принято говорить, под конкретный проект. Так, первый английский банк был создан в 1684 г. шотландским купцом Уильямом Паттерсоном. Тогда 1268 акционеров выделили 1 200 000 фунтов в качестве уставного капитала. Весь этот капитал корпорации (каждый акционер не мог владеть акциями на сумму более 20 тыс. фунтов стерлингов) передавался в кредит государству под 8% годовых. Это была первая сделка, в ходе которой за предоставление кредита король Вильгельм III дал английскому банку статус акционерного общества, и до 1826 г. такое право не предоставлялось ни одному банку [2, с. 21].

Еще один пример из отечественной истории. Монопольное объединение «Продамет», возникшее в 1902 г., активно влияло на все металлургические производства России. Во главе группы находился Азовско-Донской банк, контролирующий посредством значительных пакетов акций крупные металлургические общества [1, с. 15].

В наши дни такие банки называют спецбанками, корпоративными или ведомственными банками. В современной мировой практике кэптивные банки обслуживают всего одного клиента — их собственника. В российской практике существует несколько интерпретаций понятия кэптивный банк. Так, ими могут быть банки, которые используются для того, чтобы привлекать сторонние и перераспределять внутренние средства в рамках группы взаимосвязанных компаний либо банк в составе бизнес-группы, который помимо обслуживания финансовых потоков холдинга осуществляет публичную деятельность, имеет разветвленную филиальную сеть и обширную клиентскую базу.

Попытаемся разобраться в этом вопросе подробнее.

Кэптивный банкинг в мировой практике — это начальный этап развития финансового сектора, и по мере своего развития кэптивные банки, как и любой бизнес, либо выходят на новый уровень развития и становятся универсальными банками либо, избрав кэптивность как долгосрочную стратегию, ими остаются.

Некоторые кредитные организации в России также изначально создавались для обслуживания закрытых финансовопромышленных групп, примером такого банка может служить Альфа-Банк, который создавался для обслуживания компаний «Альфа-Групп». Однако со временем он стал одним из ведущих частных банков. В данном случае кэптивность — это всего лишь этап развития.

При выделении признаков кэптивности банка следует учитывать следующие факторы:

© Ю.В. Иванова, 2012

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

• принадлежность узкому кругу собственников;

• ограниченная клиентская база;

• привлечение средств под проекты конкретного холдинга;

• льготное кредитование бизнес-проектов холдинга;

• многообразие банковских операций.

Анализ банка по данным признакам позволит сделать вывод о специфике его функционирования.

По мнению заместителя генерального директора «Эксперт РА» Павла Самиева, есть две группы кэптивных банков. Первые обслуживают интересы акционеров и аффилированных лиц. Вторая группа тесно связана с акционером или холдингом, но не только его обслуживает. Примером может служить Газпромбанк, он учрежден РАО «Газпром», или Петрокоммерц — ОАО «Лукойл», но их в чистом виде кэптивными назвать нельзя. Есть свой банк и у ОАО «НЛМК» — Металлинвестбанк. Это кредитное учреждение обслуживает финансовые потоки основного владельца, но присутствует и в других регионах, однако его пассивная база сформирована деньгами от металлургии [3].

Важной характеристикой выделения кэптивных банков является структура их пассивов. В зависимости от того, за счет каких средств она сформирована и кто является собственником этих ресурсов, можно говорить о кэптивности. Отдельные признаки кэптивности могут выражаться в льготном кредитовании родственных бизнес-структур, предоставлении им инвестиционных услуг, выдаче банковских гарантий и т. д. В некоторых бизнес-группах кэптивный банк выполняет также функции управляющей компании.

Отличительным аспектом работы кэптивных банков от работы универсальных является более высокая степень риска. Помимо общесистемных рисков кэптивные банки несут риски, связанные с финансированием компаний входящих в бизнес-группу, чаще всего работающих в определенном секторе экономики. Кризис отрасли может привести к проблемам с ликвидностью или платежеспособностью. Обслуживание проблемных долгов осложнятся неэффективными рычагами влияния на заемщиков из состава холдинга, что ослабляет возможности банка в привлечении стороннего финансирования. Потому многие кэптивные банки стремятся к операционной и финансовой независимости от группы компаний холдинга.

Очевидно, что существуют разные модели банковских систем. Существуют модели с несколькими огромными банками или с сотнями мелких банков, но если грамотно выстроить регулирование банковской системы, то присутствие в ней кэптивных банков не будет дестабилизировать эту систему и являться негативным фактором. Главным критерием безопасности должно стать полное раскрытие конечных бенефициаров, а не формальных собственников. Следующим по значимости критерием безопасности должно быть разграничение лицензированных видов деятельности универсальных и кэптивных банков. Некоторые виды банковской деятельности, связанные с операциями по обналичиванию денежных средств, должны быть переданы в ведение Росфинмониторинга. Эти меры будут способствовать прозрачности, и кэптивные банки не будут отождествляться со структурой по «отмыванию» денег.

Особая категория кэптивных банков — автобанки, которые принадлежат крупным автомобильным корпорациям. За счет узкой специализации они максимально полно удовлетворяют потребности клиентов.

В интервью порталу banki.ru Президент Тойота-Банк Александр Колошенко отметил: «Для любого универсального банка автокредит — это очень хороший канал привлечения клиентов. Но все же для кэптивного банка главная задача — это поддержка дилерской сети» [4].

На данный момент на российском рынке 6 кэптивных банков — «дочек» зарубежных автоконцернов: ЗАО «Тойота Банк» (Toyota), ООО «Мерседес-Бенц Банк Рус» (Daimler), ООО «БМВ-банк» (BMW), ООО «Банк ПСА Финанс Рус» (Peugeot Citroen), ЗАО «Банк оф Токио-Мицубиси ЮФДжей (Евразия)» (Mitsubishi), ООО «Фольксваген Банк Рус» (Volkswagen). О намерениях выйти на российский финансовый рынок заявляют также Ford и Renault-Nissan.

Кэптивные банки зарубежных автоконцернов в России создаются, как правило, с «нуля», либо запускают проект в форме совместного предприятия с уже действующим банковским бизнесом. В частности, проект по созданию в России совместного автокредитного банка альянса Renault-Nissan и группы Unicredit постепенно приобретает очертания. По данным журнала «Коммерсант», главную роль в этом партнерстве — как в организационном, так и финансовом отношении — будет играть автоальянс. У его финансового подразделения RCI Banque 60%-ная доля в проекте и обязанности по финансированию его текущей деятельности. У группы Unicredit в проекте роль миноритарного акционера. Банк планирует завершить отбор потенциальных партнеров в четвертом квартале 2012 г.; начало операционной деятельности планируется на первый квартал 2013 г. [5].

Запуск нового бизнеса предполагает более высокие издержки, связанные с процессуальными процедурами, в частности, на построение скоринговой модели оценки рисков банка создаваемого с «нуля» требуется не менее 6-9 месяцев работы. Кроме того, банк, только получивший лицензию, согласно требованиям регулятора может начать работу с физическими лицами только через 2 года.

У кэптивных банков, как правило, жесткая модель оценки потенциальных рисков, в то время как универсальным важнее разместить избыточную ликвидность. Но ситуация постепенно меняется, и доля продаж автоконцернов через собственные банки растет. Информационно-аналитическая служба портала banki.ru составила рейтинг российских авто-кредитных банков по итогам первого полугодия 2012 г. Он подготовлен на основе анализа кредитных портфелей крупнейших розничных финансовых учреждений. Свои данные представили 47 банков. В первую десятку банков по объему портфеля автокредитов на 01.07.12 г. вошли следующие банки (табл. 1) [6].

Таблица 1

Топ-10 банков по объему портфеля автокредитов на 01.07.12 г.

Место в рейтинге Банк Портфель автокредитов Физическим лицам на 01.07.12, тыс. руб. Доля в розничном кредитном портфеле на 01.07.12, % Портфель автокредитов Физическим лицам на 01.01.12, тыс. руб. Доля в розничном кредитном портфеле на 01.01.12, % Дина-мика с начала года, % Портфель автокредитов Физическим лицам на 01.07.11, тыс. руб. м I* и1 д1 е. р7 к .0 м 1. = « І Ї не зл ое р ф в т і S Д Динамика за год, %

1 Сбербанк России 92 289 632 4,18 83 031 439 4,67 11,15 72 081 302 4,99 28,04

2 ВТБ24 81 752 460 12,17 70 505 744 12,43 15,95 57 830 362 12,40 41,37

3 РусфинансБанк 77 527 536 76,99 75 258 180 74,43 3,02 69 433 144 77,55 11,66

4 ЮниКредит Банк 54 263 509 56,76 45 648 156 54,93 18,87 38 198 449 56,25 42,06

5 Райффайзенбанк 25 932 839 23,70 23 906 200 23,32 8,48 19 978 140 22,84 29,81

6 Тойота Банк 24 301 309 100,00 17 746 302 100,00 36,94 13 770 121 100,00 76,48

7 БМВ Банк 18 362 491 100,00 15 623 387 100,00 17,53 12 848 809 100,00 42,91

8 Металлургический Коммерческий Банк 12 491 896 91,15 9 874 352 90,36 26,51 5 905 556 87,68 111,53

9 Газпромбанк 11 356 690 8,67 11 363 961 10,43 -0,06 11 166 496 14,14 1,70

10 Восточный Экспресс-Банк 9 648 905 7,22 5 539 518 5,56 74,18 3 451 168 4,72 179,58

Прогнозы аналитиков относительно перспектив кэптивных банков автопроизводителей достаточно оптимистичны. Увеличение доли рынка в сегменте автокредитов кэптивных банков обусловлено тем, что для них банковский бизнес является инструментом стимулирования спроса на продукцию компании их учредившей, а не центром прибыли. Кроме того, они имеют более дешевое фондирование от головных компаний, чем большинство российских универсальных банков. Следовательно, процентная ставка по кредитам кэптивного банка может варьироваться, а сами кэптивные банки создают комфортные условия клиентам через гибкие программы автокредитования: предлагают лизинг и автострахование, кредиты на автомобили с пробегом, кредитные программы с остаточным платежом и гарантированной стоимостью выкупа автомобиля.

С учетом прекращения государственной программы льготного автокредитования более очевидным становится прогноз относительно увеличения числа выдачи автокредитов кэптивными банками, поскольку, они имеют ряд конкурентных преимуществ, недоступных российским универсальным банкам.

Кроме того, усилению позиций кэптивных банков автоконцернов на рынке способствует удобство сотрудничества с автодилерами. Через банки автопроизводителей дилеры получают широкий доступ к целому ряду банковских инструментов: факторинг, кредитные линии, овердрафт. От универсальных банков такие услуги получить сложнее, поскольку они консервативнее оценивают риски.

Выгодные финансовые условия кэптивных банков стали возможны за счет не только субсидий автокорпораций и финансовых институтов, но и довольно низких издержек (по сравнению с «универсальщиками»). Например, затраты кэптивных банков на региональную экспансию намного ниже, так как у них нет необходимости открывать представительство в каждом небольшом городе, а достаточно организовать одно рабочее место в салоне дилера. Такие мини-офисы — наименее затратная и наиболее эффективная форма ведения бизнеса в регионах. Она обеспечивает быстрое и стопроцентное проникновение на региональный рынок. «Volkswagen Group Finanz» предложил еще менее затратную схему, он не планирует нанимать сотрудников в регионах. Кредиты будут выдаваться работниками дилерских центров, которые пройдут специальное обучение. А приглашать банковских специалистов будет лишь на следующем этапе, при значительном объеме клиентских заявок.

В качестве прогноза отметим, что универсальные банки не будут сдавать позиций, и чтобы конкурировать с кэптивными для сохранения доли рынка им целесообразно мобилизовать свои силы в следующих направлениях: прежде всего, это развитие партнерских программ с автодилерами, причем в первую очередь не с монобрендовыми, а с теми, кто сотрудничает с большим числом автопроизводителей; следующий — экспресс-кредитование, где в первую очередь работает спонтанный спрос; и наконец, предоставление кредитов на подержанные автомобили, этот сегмент пока практически не охвачен ни кэптивными банками, ни универсальными.

Российский рынок автокредитования в 2012 г. в целом можно оценить достаточно позитивно. Объем кредитов, выданных на приобретение новых автомобилей и автомобилей с пробегом, вырос на 20-25%, увеличилась доля автомобилей, продаваемых в кредит, появились новые интересные кредитные предложения. По мнению экспертов, в 2013 г. положительная динамика развития рынка автокредитования сохранится.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

Помимо автоконцернов тенденцию кэптивности поддерживают крупные ретейлеры. Так, Auchan Group планирует запускать банковский проект в России в форме совместного предприятия с группой Credit Europe, российская «дочка» которой, Кредит Европа банк, давно является партнером Auchan. Контроль в банковском проекте Auchan и Credit Europe будет у французской группы. Юридически акционерами нового банка будут Oney Banque Accord и Credit Europe Group с пакетами 60% и 40% соответственно. Уставный капитал создаваемого банка предположительно составит 345 млн руб. [7]. Oney Banque Accord является дочерней финансовой структурой группы Auchan и в России c 2005 г. существует в форме представительства, участвующего в разработке банковских продуктов, которые реализуются партнером «Ашана» Кредит Европа банком. Совокупное число клиентов в рамках этого партнерства составляет 260 тыс. Auchan уже давно детально изучают вопрос о получении в России банковской лицензии.

Кроме того, в апреле 2012 г. о создании на паритетных началах банковского совместного предприятия с Credit Europe заявила компания Ikano, родственная IKEA Group. Ikano изначально входила в IKEA Group, однако в 1988 г. была выделена в отдельную группу компаний. В ее специализацию входят финансы, страхование, управление активами, недвижимость. Создаваемый банк, как ожидается, начнет работу с 2013 г. Изначально банк создается для работы с корпоративными клиентами, в первую очередь с ЖЕА в России и ее партнерами, а через 2 года начнет кредитовать покупателей в магазинах сети. Ikano и Кредит Европа банк будут продолжать действовать независимо друг от друга по всем своим другим видам деятельности. Создание банка на партнерских условиях позволит уменьшить первоначальные расходы шведской группы по разработке банковских продуктов и использовать успешный опыт выхода на российский рынок Credit Europe Bank.

Как известно, пока банков крупных глобальных ритейлеров в России нет. Запуск банковского проекта в партнерстве с участником российского банковского рынка — более рентабельная модель для международной торговой или промышленной группы.

Согласно статистическим данным и экспертным оценкам, зачастую для россиян предпочтительнее РОБ-кредитование1, чем кредиты наличными или кредитные карты [8]. Маркетологи Auchan уловили актуальную тенденцию и приступили к созданию собственного банка.

Данный проект выглядит достаточно логичным. Учитывая наличие довольно крупной лояльной клиентской базы, «Ашан» заинтересован в развитии высокомаржинальных кредитных продуктов — кредитных карт и потребительских кредитов.

Во-первых, создаваемый кэптивный банк будет расчетным центром сети, позволяя значительно сократить время и затраты на обслуживание финансовых потоков группы «Ашан» в России. Во-вторых, банк можно будет ориентировать на розницу: клиентопоток в магазинах группы огромен, и банк сможет очень быстро сформировать клиентскую базу и кредитный портфель. Размещение банковских офисов в магазинах с такой проходимостью позволит достаточно быстро окупить вложения в проект. Так что возможно, что в ближайшем будущем на российском банковском рынке появится еще один кэптивный банк с большим потенциалом.

Однако у современных тенденций создания кэптивного банковского бизнеса есть и обратная сторона. Все чаще Федеральная антимонопольная служба России находит нарушения в работе кэптивных банков.

Так, в 2011 г. Московским областным УФ АС России возбуждено дело о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО «Мерседенс-Бенц Банк Рус» по признакам нарушения части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе», при рассмотрении рекламы, в которой отсутствовала часть существенной информации об условиях приобретения рекламируемого товара, и сведений, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее [9].

В 2012 г. возбуждено дело по результатам рассмотрения заключенного между ОАО «УРАЛСИБ» и ООО «Фольксваген Банк РУС» Договора о сотрудничестве [10]. Уведомление о Договоре было представлено в ФАС России в редакции, действовавшей до вступления в силу «третьего антимонопольного пакета».

Предметом Договора является открытие ОАО «УРАЛСИБ» текущих счетов физическим лицам для зачисления на них сумм кредитов, предоставляемых ООО «Фольксваген Банк РУС», и осуществление банковских операций по этим счетам.

При этом Договор предусматривает для ОАО «УРАЛСИБ» обязанность не рекомендовать и не создавать условия для приобретения физическими лицами услуг ОАО «УРАЛСИБ» как для целей погашения обязательств по кредитному договору с ООО «Фольксваген Банк РУС», так и любых других целей, включая приобретение автотранспортных средств.

Признаки нарушения усматриваются в том, что заключив Договор на подобных условиях, ОАО «УРАЛСИБ» фактически отказался конкурировать с ООО «Фольксваген Банк РУС» и предлагать физическим лицам, обратившимся к его контрагенту по Договору, свои услуги по кредитованию.

Отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке является признаком ограничения конкуренции.

Создание совместных банковских проектов влечет за собой формирование особых договорных условий, схем сотрудничества, предлагаемых продуктов, и здесь альянсам необходимо быть особенно бдительными, чтобы формируя пути экономического сотрудничества, не нарушать антимонопольное законодательство.

Что касается кэптивных банков, то у них два направления развития: сосредоточиться на обслуживании различных финансово-расчетных схем внутри группы или избранного круга клиентов либо выходить за пределы бизнес-группы, охватывая собственными кредитными средствами не только крупные компании, но средний и малый бизнес, а также население. Первое направление не обеспечит долгосрочных перспектив развития банковского бизнеса, а к трудностям второго направления относится проблема недостаточности собственных средств и высокие кредитные 1 POS-кредитование — кредитование физических лиц в точках продаж.

риски. Банки, которые преодолеют это, смогут расширить рыночные сегменты деятельности и выйти из состояния кэптивности. Хотя, далеко не все кэптивные банки ставят перед собой такие цели. Для большей части из них кэптив-ность и есть, по сути, стратегия функционирования, других задач такие банки в ходе деятельности не решают.

ЛИТЕРАТУРА

1. Статистика акционерного дела в России / Под ред. И.Ф. фон Дитмора. Вып. 2. Харьков,1990.

2. Функ Я.И., Михалеченко В.А., Хвалей В.В. АО: история и теория. Минск, 1999.

3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rosinvest.com/page/kak-razoblachit-karmannyj-bank.

4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.banki.ru.

5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kommersant.ru.

6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.banki.ru/news/research/?id=42527б8&lang=ru.

7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bankir.ru/novosti/s/bankovskii-biznes-auchan.

8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.marketing.rbk.ru.

9. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bankir.ru/bank/news/140330б/100045б3#ixzz2J0YLJZrf.

10. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bankir.ru/bank/news/б103732/10023922#ixzz2J0Xjs3XT.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.