Научная статья на тему 'Кем стать? Профориентация выпускников'

Кем стать? Профориентация выпускников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1795
477
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / СТАРШЕКЛАССНИК / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мухортова Д.Д., Мурадова В.И.

В статье рассматривается профессиональное самоопределение подростков, какая мотивация преобладает в выборе будущей профессии. Так же описываются результаты исследования на выявление лидирующей профессиональной области и преобладающей мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кем стать? Профориентация выпускников»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070 Список использованной литературы:

1. Авдулова Т. П. Агрессивный подросток: книга для родителей - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 128 с.

2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия - СПб.: Питер, 2001. - 352 с.

3. Жарновецкая Н. Ю. Возрастно-половые особенности восприятия агрессивности: диссертация канд. психол. наук : 19.00.13. - СПб., 2006, - 167 с.

4. Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения - Спб.: Питер, 2014. - 368 с.

5. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений - Спб.: Питер, 2013. - 576 с.

6. Ковалев П. А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Автореф. дис. канд. псих. наук: 19.00.07. - Спб., 1996. - 161 с.

7. Степанян А. Ю., Степанян Л.С., Григорян В. Г. Гендерные различия характера подростковой агрессивности // Ананьевские чтения - 2007: Материалы научно-практической конференции. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. - С. 616-618.

© Мурадова В.И., Николаева Е С. 2015

УДК 37.048.45

Д.Д. Мухортова

студентка 3 курса Психолого-педагогического института Мурманский Арктический Гуманитарный Университет

В.И. Мурадова

студентка 3 курса Психолого-педагогического института Мурманский Арктический Гуманитарный Университет

КЕМ СТАТЬ? ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ

Аннотация

В статье рассматривается профессиональное самоопределение подростков, какая мотивация преобладает в выборе будущей профессии. Так же описываются результаты исследования на выявление лидирующей профессиональной области и преобладающей мотивации.

Ключевые слова Самоопределение, профориентация, старшеклассник, мотивация

Задатки профориентации появились еще в III тысячелетие до н.э, тогда, например, в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. В Древнем Египте, чтобы стать жрецом, нужно было пройти определенные испытания, но вернемся в нашу эру. Основоположником часто считают английского ученого Ф. Гальтона. Он в 1884 году на выставке медицинского оборудования в Лондоне представил свои тесты на выявление способностей. В тестирование было семнадцать показателей, например, сила удара, острота объема легких, различение цветов и др. Но все же, начало целенаправленной профориентации началось в 1908 году, после открытия первого профконсультационного бюро в Бостоне. В его задачи входило изучение требований, предъявляемых к человеку различными профессиями, более детальное познание способностей школьников. Бюро вело свою работу в контакте с учителями, пользуясь тестами и анкетами. Профориентацией в свое время занимались, такие психологи, как Гуго Мюнстерберг, он в начале XX века стал применять психологические тесты для выявления профессиональных способностей человека. Так же в зарубежной психологии проблемой профессионального самоопределения занимались, такие психологи как: Карл Ясперс, Виктор Франкл, Абрахам Маслоу, Д. Сьюпер [6;10].

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

В отечественной психологии профориентацией занимались такие психологи, как: К.К. Платонова, Е.А. Климова, И.П. Титова, Е.М. Иванова, Н.С. Пряжников, М.В. Гамезо, О.Г. Носкова и др. [3;8;9].

Профориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям [9].

На выбор профессии влияют различные факторы. Согласно Э. Роу (1957), к их числу относятся социоэкономический статус, этническая принадлежность, интеллект, специальные способности, профессии родителей, а также семья, подкрепляющая те или иные образцы профессиональной карьеры и выступающая как модель определенного образа жизни, источник формирования жизненных ценностей и побуждений.

В нашей работе так же будет идти речь о мотивации выбора профессии, поэтому мы не можем не указать, что проблемой мотивации занимались такие зарубежные ученые, как Х. Шольц, В. Врум, Ш. Ричи, П. Мартин, Дуглас Мак-Грегор, Д. Аткинсон и отечественные психологии В.К. Вилюнас, Л.И.Божович, Е.П.Ильин, И.А. Зимняя [1;5].

Мотивация, по мнению X. Хекхаузен - это побуждение к действию определенным мотивом.

С.Ю. Головин писал, что мотивация - это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

Существуют различные методики, которые используются в профориентации и определение мотивации.

К часто используемым методикам для профориентации можно отнести: «Профассоциации», Методика Йовайши, Методика профессионального самоопределения Дж. Холланда, Матрица выбора профессии (по В.Г.Резапкиной), Анкета интересов А. Е. Голомштока, Дифференциально-диагностический опросник, «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой и др. [2;4].

Изучив методические подходы, которые предлагаются, было принято решение остановиться на двух методиках: первая методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой [2], вторая методика Дж.Холланда [4] на определение профессиональной направленности личности. Было отдано предпочтение именно этим методикам, т.к. они достаточно емкие, быстры в проведение и анализе.

В качестве гипотезы исследования было введено предположение о том, что у каждого школьника будет преобладать сразу несколько профессиональных направлений, а мотив выбора профессии будет внутренний социально значимый.

Было поставлено две цели:

1. Выявление преобладающего мотива выбора профессии.

2. Определить, какая профессиональная область преобладает у выпускников.

Данное исследование проводилось с учениками 9 класса в количестве 16 человек. Возраст испытуемых - от 14 до 15 лет.

Обработав и проанализировав весь полученный диагностический материал, мы сделали определенные выводы по эмпирическому исследованию.

В работе были проведены следующие мероприятия:

1. Использование теоретических методов (анализ, обобщение литературы по проблеме).

2. Применение эмпирических методов; методы количественной обработки данных, интерпретационные методы (количественный анализ - описание результатов исследования).

В первой методике Дж. Холланда школьникам требовалось выбрать одну из двух предлагаемых профессий, но не с точки зрения престижности, а с точки зрения ее сути: "Могу ли я заниматься данным видом деятельности, хочу ли я этого?". В этом тесте есть 6 типов профессий, Р - реалистический тип, И -интеллектуальный тип, С - социальный тип, К- конвенциальный тип, П - предпринимательский тип, Х -художественный тип. Получились следующие результаты: только у четверых учеников получился один тип, у десятерых сразу преобладает два типа, у двоих преобладает три типа. Это говорит о том, что выпускники 9 класса еще не готовы к окончательному выбору своей будущей профессии. После беседы с ними так и оказалось, они мечутся между несколькими профессиями. По этому тесту так же можно сказать, что у этого класса преобладал в выборе следующий тип: Х - Художественный. В отношениях с окружающими такой тип

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

опирается на воображение и интуицию. Этому типу присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Преобладают следующие черты характера: независимость в принятии решений, гибкость и оригинальность мышления. Как правило, человек с Х-типом не живет по правилам и традициям, предпочитает занятия творческого характера: музицирование, рисование, актерская карьера и т.д. У людей этого типа часто высокие способности восприятия и моторики. Люди данного типа часто встречаются среди студентов (историков, филологов, студентов художественных вузов). Так же по беседе выяснилось, что у кого вышел Х-тип, они действительно творческие личности, которые бы и хотели реализовать себя в этом плане, но возможности такой нет, скорее всего, они будут выбирать профессию по другим типам.

Методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой выдала следующие результаты: у всех преобладает внутренняя мотивация, но у шестерых учащихся, это внутренняя индивидуально-значимая мотивация, а у остальных внутренняя социально значимая мотивация.

Внутренняя мотивация - мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. Это то, что порождается в сознании человека самой трудовой деятельностью: понимание ее общественной полезности, удовлетворение, которое приносит работа, т. е. результат и процесс труда. Такая мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе он трудится с удовольствием, без какого-либо давления.

В результате исследования были получены данные, о которых можно сказать, что школьникам сложно определиться с будущей профессией, часто выбор зависит не от них. Мы считаем, что школам требуется проводить больше профориентационных занятий. Рассказывать какие профессии вообще есть, помогать школьникам понять, что больше подходит им, где выше шанс, что они достигнут вершин.

Список использованной литературы:

1. Вилюнас В.К. Теория деятельности и проблема мотивации // А.Н. Леонтьев и современная психология -М.: Из-во МГУ, 1983. - С. 191-200.

2. Врублевская М.М., Зыкова О.В. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации -Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 80 с.

3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 512 с.

4. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности - СПб., 2003. - С.386-389.

5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы - СПб.: Питер, 2000. - C. 65, 68, 253.

6. Маслоу А. Г. Мотивация и личность - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.

7. Носкова О.Г. Психология труда: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е.А.Климова. -М.: Академия, 2007. - 384 с.

8. Пряжников Н.С. Профессиональное личностное самоопределение - М.: Просвещение, 2008. - 384с.

9. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии - СПб.: КАРО, 2008. - 176 с.

10. Франкл В. Человек в поисках смысла - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

© Мухортова Д.Д., Мурадова В.И., 2015

УДК 159.923.2

А. Х. Мухтарова

бакалавр 4 курса обучения «Психолого-педагогическое образование» Астраханский государственный университет, факультет психологии

Г. Астрахань, Российская Федерация

НРАВСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация

В статье в структуре личности выделяется роль нравственной направленности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.