Казанский собор Андрея Воронихина и его влияние на архитектуру Санкт-Петербурга в XXI веке (на примере архитектурного решения Торгового дома на Казанской улице, 2002-2005) М.А.Рейнберг
С архитектурой Андрея Воронихина мне довелось встретиться дважды, занимаясь проектной практикой в Санкт-Петербурге. Рядом с Казанским собором был участок, на котором заказчик «Корпорация С» предложил нашей архитектурной мастерской «Рейнберг&Шаров» спроектировать коммерческий комплекс - Торговый дом.
Уже после окончания строительства Торгового дома мне и моим коллегам по мастерской предстояла работа над жилым комплексом на том участке Каменноостровского проспекта, где прежде находился деревянный дом, в котором некоторое время жил Воронихин. Этого дома уже не было, но прежде он состоял под охраной ГИОПа, и в архиве хранились его чертежи. Захотелось дом воссоздать, поставив на красную линию проспекта, частично застроенную в этом месте малоэтажными домами. Мы это сделали, и дом уже стоит в память о зодчем Андрее Воронихине,творческой концепции которого и посвящены мои размышления. Я не чи-
тал архитектуроведческих книг о его работах и, возможно, повторяюсь, но эти рассуждения возникли потому, что новая архитектура рядом с Казанским собором - дело очень ответственное.
Необходимо было понять, что требовало от архитектора Андрея Воронихина то место на Невском проспекте, где собирались строить Собор Иконы Казанской Божьей Матери и какие вопросы он мог поставить перед собой, занявшись проектированием Собора? Я полагаю, такие: как будет развиваться город во времени, каким должен стать храм и как ему стоять на главной улице города?
Сегодня на эти вопросы дает ответы сам Собор. А тогда Санкт-Петербург становился столицей европейского уровня, поэтому в городе, где не было старорусских построек, не было боярской Руси с ее нравами и обычаями, надо было продолжить строить по-европейски. Следовало принять европейскую архитектурную традицию и продолжить ее раз-
Казанский собор. Архитектор А.Воронихин. Начало XIX века
Дом Зингера. Архитектор П.Сюзор. Начало XX века
Торговый дом. Архитекторы М.Рейнберг и А.Шаров. Начало XXI века
2 2010 23
витие в петербургской архитектуре. Так Во-ронихин и поступил. Место расположения Собора на Невском проспекте до сих пор определяет его градостроительное и образное решение. Создание образа Собора явилось первостепенной задачей архитектора, а необходимость раскрыть Собор на проспект вынуждала его творчески переработать сложившиеся каноны функциональной и синодальной структуры православного храма.
Способ нахождения компромисса - взаимодействие канонических принципов и нового образа храма - складывались у архитектора из опыта изучения существовавших в Европе сооружений такого типа и преодоления отношения к церковной традиции на Руси. Сохранена каноническая ось Собора «запад-восток», параллельная проспекту, но Собор раскрывает объятия идущим по Невскому своей роскошной галереей: ...А зодчий не был итальянец, Но русский в Риме, - ну, так что ж! Ты каждый раз, как иностранец, Сквозь рощу портиков идешь.
О.Мандельштам Трудно подыскать более выразительный комплимент архитектору Воронихину.
Место определило образное решение Собора, что позволило архитектору выполнить важнейшую задачу - преобразование канона, функций, т.е. структуры здания с целью создания полноценной архитектуры пространства. Такая архитектура порождает у людей новые чувства, действует на их души. Архитектурный образ Собора одушевил пространство. А одушевленное пространство рождает любовь у тех, кто это почувствовал. Поэтому мы так любим наш город. И храма маленькое тело Одушевленнее стократ Гиганта, что скалою целой К земле беспомощный прижат.
О.Мандельштам По моему мнению, архитектура совершенна, когда образ подчиняет функцию. Вот примеры таких образных одушевленных пространств в Петербурге. Это вид с Троицкого моста на набережные Невы, Петропавловскую крепость, Стрелку Васильевского острова. Это Адмиралтейство в створе Невского проспекта, это Летний Сад с набережной Невы и, конечно, Казанский Собор с прилегающим к нему пространством, которое
Перспектива Торгового дома вдоль ограды Казанского собора
Решетка Казанского собора на фоне вечернего освещения Торгового дома
Торговый дом. Компьютерная перспектива проекта
развивается во времени. Вокруг строятся новые здания, растут сады, преобразуя его, сохраняя соразмерность и духовную силу места. И когда архитекторам нашей мастерской предстояло проектировать расположенный рядом Торговый дом, мы следовали тому, что нам дал Андрей Воронихин своим Казанским Собором: архитектурное сооружение должно не только организовывать, но и одушевлять пространство. Создавая архитектуру нового времени, мы старались сохранить соразмерность этого сложившегося за двести лет пространства. Последовательность в развитии места была заложена Воронихиным при создании Казанского собора, и думаю, что эту традицию нам удалось сохранить - новый образ соответствует новому времени.
В начале XIX века пространство определяла архитектура Казанского собора. Через сто лет ее продолжил Дом Зингера. Архитектор Сюзор обозначил в нем архитектуру начала XX века и не разрушил, а дополнил вневременную силу места.
Прошло еще сто лет, и построенный в начале XXI века Торговый дом, будем надеется, продолжил эту традицию.
По моему мнению, образное решение Дома так же формалистично, как и архитектурное решение Собора. При этом Дом не только отражает на своей поверхности его образ, но и, сохраняя соразмерность, создает новые ощущения места, пробуждающие новые чувства. Вид на город и Собор из ресторана на крыше и из галереи Торгового дома, для этого построенной, может стать еще одним одушевленным пространством Петербурга XXI века.
Казанский собор Андрея Воронихина предопределил последовательное развитие окружающего пространства. Преобразованное построенными позже другими зданиями, оно тем не менее сохранило душу и соразмерность.
Сейчас, через несколько лет после окончания строительства Торгового дома, я рассуждаю об этом с некоторой логикой и последовательностью, а тогда благодаря такому удивительному соседству архитектура рождалась интуитивно.
The Kazan Temple by Andrew Voronikhin and its influence of the architecture of St. Petersburg of XXth century (the architectural solution of the Trade house(2202-2005) at Kazanskaya street being the example). By M.A. Reynberg
The article reveals the influence of Russian architect of XVIII-XIX century, Andrew Voronikhin, on the modern architecture of St. Petersburg. The Trade house, which was projected by M.A. Reynberg and built near the Kazan Temple on the Nevsky prospect in St. Petersburg in 2002-2005, being the example.
Ключевые слова: архитектор Андрей Воронихин, Казанский собор, Невский проспект, Торговый дом на Казанской улице в Санкт-Петербурге, архитектор М.А.Рейнберг, архитектурная мастерская «Рейнберг&Шаров»
Key words: Andrey Voronikhin, architect; the Kazan Temple; Nevsky prospect; Trade house at Kazanskaya street in St. Petersburg; M.A. Reynberg, architect; architectural workshop "Peynberg&Sharov"
Дом на Каменноостровском проспекте, в котором жил А.Воронихин. Воссоздан по сохранившимся чертежам
2 2010
25