Научная статья на тему 'Казахстанско-российские дипломатические отношения: состояние и перспективы'

Казахстанско-российские дипломатические отношения: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4617
767
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERNATIONAL RELATIONS AND FOREIGN POLICY STRATEGY / ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / DIPLOMATIC RELATIONS / ПОЛИТИКА / POLITICS / СОТРУДНИЧЕСТВО / COLLABORATION / ГОСУДАРСТВО / STATE / ПАРТНЕРСТВО / PARTNERSHIP / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / ДВУСТОРОННИЙ ХАРАКТЕР / BILATERAL / ПРОЕКТ / PROJECT ALLIES / СОЮЗНИКИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сагиндиков Рустем Елеусинович

Статья посвящается становлению и развитию дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, которым в этом году исполняется 20 лет. Последовательный процесс развития двух крупнейших участников СНГ на основе богатейших исторических традиций СССР может быть в настоящее время новой моделью становления равноправных и взаимовыгодных отношений между независимыми государствами, которые образовались после распада Советского Союза. Автор приходит к выводу, что грамотно выстроенные дипломатические российско-казахстанские отношения позволили в течение последних 20 лет значительно укрепить межгосударственное политическое, экономическое, гуманитарное и другие направления сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kazakh-Russian diplomatic relations: status and prospects

The article describes establishment and development of diplomatic relations between the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan that turn 20 years this year. As proved in this article, over the years, a sequential process of development of the two major CIS member-states that is based on a rich historical tradition of the USSR, can become a new model of establishment of equal and mutually beneficial relations between the independent states that emerged after the dissolution of the Soviet Union. In this regard, the author concludes that well-organized Russian-Kazakh diplomatic relations have allowed to significantly strengthened the interstate political, economic, humanitarian and other areas of cooperation in the last 20 years.

Текст научной работы на тему «Казахстанско-российские дипломатические отношения: состояние и перспективы»

КАЗАХСТАНСКО-РОССИЙСКИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Р.Е. Сагиндиков

Кафедра истории России Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

Статья посвящается становлению и развитию дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, которым в этом году исполняется 20 лет. Последовательный процесс развития двух крупнейших участников СНГ на основе богатейших исторических традиций СССР может быть в настоящее время новой моделью становления равноправных и взаимовыгодных отношений между независимыми государствами, которые образовались после распада Советского Союза. Автор приходит к выводу, что грамотно выстроенные дипломатические российско-казахстанские отношения позволили в течение последних 20 лет значительно укрепить межгосударственное политическое, экономическое, гуманитарное и другие направления сотрудничества.

Ключевые слова: международные отношения, внешнеполитическая стратегия, дипломатические отношения, политика, сотрудничество, государство, партнерство, инвестиции, двусторонний характер, проект, союзники.

Прошло более 20 лет с того момента, как Казахстан и Россия стали самостоятельными участниками международных отношений. В силу своей исторической и геополитической значимости Россия является важным стратегическим партнером Казахстана. Президент Казахстана Н. Назарбаев отмечал, что «Россия была и остается крупнейшей и пока наиболее мощной страной, и именно ее выбор будет определять стабильность в мире, и в Евразии в особенности» [1]. Исходя из этого российский вектор занимает одно из приоритетных мест во внешнеполитической стратегии Казахстана. Казахстан имеет для России стратегическое значение с точки зрения его фактического лидерства в Центральной Азии, наличия мощного сырьевого потенциала, роли Каспия и комплекса Байконур, четырехмиллионной русской диаспоры.

В свою очередь, Россия нужна Казахстану: она во многом предопределяет выход республики на мировые рынки с использованием транспортно-коммуника-ционных артерий; играет ведущую роль в обеспечении стабильности и безопасности в регионе, в формировании внешнеполитической среды вокруг Казахстана; занимает весьма солидное место в экономике. Наконец, огромное значение имеют историческая общность двух государств, гуманитарные и культурные связи.

Таким образом, последовательное усилие, направленное на дальнейшее становление и укрепление российско-казахстанских дипломатических отношений после распада СССР, строится на богатых исторических традициях и вполне может служить в качестве примера сотрудничества для других стран Содружества Независимых Государств, основанного на формировании глубокого уважения и взаимопонимания между независимыми государствами, какими являются Российская Федерация и Республика Казахстан.

После распада СССР и образования СНГ дипломатические отношения между двумя крупнейшими государствами Содружества прошли определенные этапы своего развития, которые непосредственно связаны с международно-правовыми, торгово-экономическими, научно-техническими, гуманитарными и другими отношениями, рассчитанными на дальнейшее стратегическое партнерство.

Первый этап начался сразу после появления на мировой политической арене новых независимых государств, которые уделили особое внимание договорно-правовому оформлению двусторонних отношений между собой. На начальном этапе обретения ими независимости и осознания своего международного статуса эти проблемы часто оказывались отодвинутыми на второй план. Большинство стран отдавали приоритет форсированию процесса своего признания на международной арене, уделив при этом особое внимание ведущим государствам мира. Интенсивный характер отношений Казахстана и России, двух наиболее крупных государств бывшего СССР, несколько выбивался из общего ритма. Активизация казахстанско-российского диалога шла наряду с процессом выстраивания отношений с остальным миром. И здесь надо подчеркнуть, что инициатором многих форм сотрудничества Казахстана и России, закрепленных международными договорами, стал президент Казахстана Н.А. Назарбаев [2].

Весьма знаменателен факт, что первые официальные документы на двусторонней основе были подписаны руководством Казахстана именно с Россией. 25 мая 1992 г. президенты Казахстана и России, Н.А. Назарбаев и Б.Н. Ельцин, подписали основополагающий документ, ставший платформой для дальнейшего развития двусторонних взаимоотношений — Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Российской Федерацией [3].

Позитивна роль России в процессе получения Казахстаном статуса безъядерного государства, конкретным подтверждением чего служит Соглашение о стратегических ядерных силах, временно расположенных на территории РК. В этом документе отмечается, что «Республика Казахстан гарантирует и обеспечивает право Российской Федерации на функции управления, эксплуатации, обеспечения ядерной безопасности и материально-технического оснащения СЯС, временно расположенных на территории Республики Казахстан» [4]. Таким образом, Казахстан практически полностью передал ответственность за ядерным оружием российской стороне.

23 мая 1992 г. в Лиссабоне представители пяти государств, в том числе РК и РФ, подписали протокол, который содержал обязательства Казахстана соблюдать договор о нераспространении ядерного оружия, заключенного странами, не имеющими ядерного оружия. Таким образом, было окончательно подтверждено решение об отказе от всех видов вооружения. В декабре 1994 г. на саммите Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Будапеште был подписан Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Республики Казахстан к договору о нераспространении ядерного оружия. Одним из государств, подписавших меморандум, стала Российская Федерация. В такой ситуации не могли остаться в стороне различного рода экстремистские силы по обе

стороны границы. Сотрудничество между Казахстаном и Россией столкнулось с серьезным испытанием на прочность.

В этой связи необходимо отдать должное политической дальновидности и выдержке казахстанского руководства, которое тем не менее продолжало проводить линию на сохранение тесных и дружественных отношений, на интеграцию с Россией. По мнению Н.А. Назарбаева, «все эти годы, что бы ни говорили отдельные политики, какие бы сложности ни возникали в наших отношениях, Казахстан ни разу, нигде не предавал Россию, не высказывал негативного к ней отношения. И в мировой политике, и внутри СНГ всегда поддерживал Россию как настоящий союзник. Казахстану и сейчас, и в будущем необходима дружба с Россией. Самой историей, самой природой нам предназначено быть стратегическими союзниками. Нельзя забывать о том, что в иные годы наши народы жили вместе. Полагаю, что и Россия будет в дальнейшем исходить из того, что Казахстан должен оставаться ее близким соседом и союзником» [5].

В такой обстановке существенную роль в активизации российско-казахстанских международных отношений имел первый государственный визит главы Республики Казахстан в Российскую Федерацию в марте 1994 г., когда было подписано 23 документа, среди которых следует отметить Договор о дальнейшем углублении экономического сотрудничества и интеграции, Соглашение об основных принципах и условиях использования космодрома Байконур. Именно поэтому первый официальный визит в Российскую Федерацию президента Казахстана имел большое политическое значение.

В начале июля 1998 г. главы РК и РФ подписали масштабный документ — Декларацию о вечной дружбе и сотрудничестве, ориентированную на ХХ! век. Декларация представляет большую политическую ценность. Подписывая этот беспрецедентный в истории двусторонних отношений документ, лидеры Казахстана и России подтвердили, что оба государства являются партнерами и союзниками, связанными узами вечной дружбы. Декларация о вечной дружбе и союзничестве между Россией и Казахстаном — это действенная программа, планомерно реализующаяся двумя государствами. Об этом свидетельствуют и утвердившиеся принципы партнерства, которые пронизывают весь спектр казахстанско-российских отношений, а также степень политического доверия, уровень масштабного экономического, делового, культурного и научно-технического сотрудничества, равноправного партнерства.

Новый этап в развитии казахстанско-российских отношений наступил после прихода к власти в России В.В. Путина в качестве президента Российской Федерации. Об особом характере отношений между лидерами Казахстана и России свидетельствует факт участия в инаугурации президента Н.А. Назарбаева 12 января 2006 г. президента РФ В.В. Путина и экс-президента РФ Б.Н. Ельцина [6].

Высокий уровень всех направлений сотрудничества характеризуют регулярные контакты руководителей наших стран. В частности, в течение 2006 года Н. Назарбаев и В. Путин встречались тринадцать раз, то есть личные встречи двух лидеров проходили практически ежемесячно. Руководители двух государств как

бы испытывают постоянную необходимость обсудить при непосредственном общении все важнейшие события, происходящие как в их государствах, так и во всем мире. Параллельно президенты двух стран демонстрируют пример того, как можно быстро и безболезненно решать различного рода вопросы, когда речь идет о взаимоотношениях двух независимых государств. В результате были приняты 22 межгосударственных, межправительственных и межотраслевых соглашений [7].

Российская Федерация и Казахстан в силу многочисленных объективных и субъективных причин остаются тесно взаимодействующими государствами. Именно этот фактор во многом определяет динамику развития двусторонних отношений. По многим параметрам взаимосвязь интересов Казахстана в России и России в Казахстане является исключительной и не имеет аналогов на всем постсоветском политическом пространстве. В целом, казахстанско-российские международные связи являются наиболее успешной моделью сотрудничества. Эти страны сумели не только сохранить историческую общность и вековые связи, но и научились строить взаимоотношения на принципах равноправия и взаимовыгодного партнерства. Сегодня оба государства заинтересованы в углублении партнерства. Об этом особо говорится в Послании Главы государства: «Казах-станско-российские отношения находятся на высоком уровне доверия и стратегического партнерства, а сотрудничество с Россией выступает важнейшим приоритетом внешней политики Казахстана» [8].

В этой связи надо отметить, что основу отношений между Казахстаном и Россией составляет экономическое сотрудничество, которое интенсивно развивается в последнее время. В частности, торговля является одной из наиболее важных областей казахстанско-российских отношений. Российская Федерация занимает первое место в пятерке основных торговых партнеров Казахстана. На ее долю приходится 24,7% от общего объема товарооборота страны, 75% от товарооборота со странами СНГ, а в рамках ЕврАзЭС она достигает 90%. Казахстан, в свою очередь, входит в десятку основных внешнеторговых партнеров России. По официальным данным, в 2010 г. товарооборот между РК и РФ достиг рекордной отметки в 12 млрд долл. США, в этом году прогнозируется 16 млрд долл. CША [9].

Эффективно развивается сотрудничество в топливно-энергетическом секторе. Продолжается успешная реализация ряда крупных двусторонних проектов по освоению новых нефтеносных районов на шельфе Каспия, разработке других месторождений. Ярким свидетельством доверия стало создание в Оренбурге совместного казахстанско-российского газоперерабатывающего предприятия. Казахстан и Россия как крупнейшие производители голубого топлива на мировом рынке теперь будут работать вместе в плане добычи и переработки карачаганакского газа.

Дальнейшее развитие получает взаимодействие двух стран по исследованию и использованию космического пространства. Подписанное соглашение между РК и РФ о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса Байконур создает благоприятные предпосылки для реализации казахстанской космической программы.

Успешно реализуется Программа развития приграничного сотрудничества 2015 года. Приграничные регионы являются своего рода генераторами экономической интеграции. На приграничную торговлю приходится до 70% товарооборота между двумя государствами. Из 89 регионов России 74 имеют экономические связи с Казахстаном [10].

Продолжает успешно развиваться инвестиционное сотрудничество. В настоящее время в Казахстане зарегистрировано около 1000 предприятий с участием российского капитала [11]. Среди наиболее крупных проектов — сборочное производство автомобилей «Нива» в Усть-Каменогорске, СП на базе Алтайского и Павлодарского тракторных заводов. Консорциум Казахстан-КамАЗ» по сборке большегрузов в Казахстане. В свою очередь, Евразийский банк развития, созданный не так давно, должен стать в ближайшей перспективе региональным инвестором, таким как, например, Европейский банк реконструкции и развития или Азиатский банк развития.

Россия и Казахстан являются ядром региональной экономической интеграции и интенсивно сотрудничают в рамках разных межгосударственных объединений: Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Интеграционный потенциал наших двух стран будет задействован и в рамках формирующегося единого экономического пространства (ЕЭП), куда входят также Украина и Беларусь. В целом, соседство Казахстана и России с территориями, обладающими высоким конфликтным и террористическим потенциалом, становится консолидирующей основой двустороннего взаимодействия по укреплению стабильности на евразийском пространстве, противодействию новым угрозам национальной, региональной и международной безопасности. К ним относятся международный терроризм и экстремизм, организованная транснациональная преступность с незаконным оборотом наркотиков и оружия, нелегальной миграцией. РК и РФ координируют свои действия в рамках соответствующих структур ШОС и Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), чтобы обеспечить существенное влияние этих региональных организаций в международных делах.

Другим важным направлением успешно развивающихся двусторонних связей является сотрудничество в культурно-гуманитарной сфере. В вузах России обучается 16,5 тысячи казахстанцев [12].

В Астане имеется филиал МГУ имени М. Ломоносова. Обе стороны уделяют постоянное внимание вопросам соблюдения прав этнических россиян, проживающих в Казахстане, и казахов, проживающих на территории России, максимально полному удовлетворению их культурных и образовательных потребностей. Президент РК, характеризуя значимость культурно-гуманитарного сотрудничества, сказал: «Совместные мероприятия в сфере культуры способствуют упрочению традиционных гуманитарных связей между нашими народами, открывают новые возможности для изучения духовного наследия и в целом обогащают многообразную палитру казахстанско-российских отношений. Духовная часть не должна отставать от экономики, от других вопросов, которые мы решаем» [13]. Знамена-

тельными событиями являлись открытия Года России в Казахстане и Казахстана в России, в рамках которых проводилось много интересных и важных мероприятий. В частности, были открыты памятники Абаю в Москве и Пушкину в Астане.

Казахстанско-российское сотрудничество может сыграть чрезвычайно важную роль, способствуя решению не только проблем двустороннего характера, но и многих региональных и глобальных вопросов. Поскольку Казахстан, как и Россия, заинтересован в развитии интеграционных процессов на постсоветском пространстве, он последовательно выступает за сохранение, укрепление и развитие СНГ, Евразийского экономического сообщества и общего экономического пространства.

Россия и Казахстан как неотъемлемая часть азиатского мира могут стать опорой формирующегося многополярного мира, демонстрируя новое качество внешней политики. Оба государства становятся все более влиятельными геополитическими игроками, перейдя от реагирующей к активной модели внешней политики и национальной безопасности.

В настоящее время два крупнейших государства СНГ продолжают курс на укрепление сотрудничества как в двустороннем, так и в многостороннем формате. В этом контексте особое значение приобретает взаимодействие Казахстана и России в СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС и в Прикаспийском регионе, которые развиваются и строят свои взаимоотношения на основе эффективной деятельности дипломатических ведомств как России и Казахстана, так и других заинтересованных государств. Оба государства, располагающие значительными запасами природных ресурсов, выступают одновременно и как поставщики, и как транзитеры углеводородов на мировые рынки. Учитывая эти обстоятельства, Казахстан и Россия уже сегодня могли бы выйти на более высокий уровень сотрудничества в этой сфере. Речь может идти о таких проектах, как совместное освоение месторождений углеводородов на Каспии и на территории России; совместная модернизация нефтегазовой инфраструктуры и обмен активами в нефтегазовой отрасли; объединение усилий в сфере диверсификации маршрутов транспортировки углеводородов на мировые рынки.

Особо актуальными являются в настоящее время совместные казахстанско-российские проекты в сфере мирного освоения атома. Объединение потенциала в сфере атомной энергетики может превратить казахстанско-российский тандем в мощнейший фактор обеспечения мирового энергетического баланса. Не случайно Казахстан и Россия называются локомотивами интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Они стали инициаторами реформирования СНГ, создания и развития Евразийского экономического сообщества, формирования единого экономического пространства. В настоящее время довольно успешно развиваются такие международные проекты, как Каспийский трубопроводный консорциум, отлаживается параллельная работа энергосистем обеих стран, создается совместное предприятие на базе Экибастузской ГРЭС-2. И таких примеров немало. По оценкам экспертов, в рамках ЕврАзЭС вполне реально довести уровень интеграции до 80%, а затем выйти на создание общего рынка. Задача единого экономи-

ческого пространства (ЕЭП) также заключена в переходе к более высокому уровню интеграции — свободе перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. При этом важно, что ЕврА3ЭС и ЕЭП выступают как взаимодополняющие структуры [14].

В формировании транспортной и энергетической архитектуры ЕврАзЭС Казахстан и Россия также играют ключевую роль. Государства добились, чтобы транзит грузов по территории двух стран стал намного дешевле по сравнению с торговыми путями по территории других стран. Таким образом, транспортно-транзит-ные проекты в рамках ЕврАзЭС открывают огромные перспективы для экономик обеих стран. Наконец, на последнем саммите глав государств в Душанбе в составе Казахстана, России и Беларуси был создан Таможенный союз.

Надо подчеркнуть, что в настоящее время Российская Федерация и Республика Казахстан имеют взаимопонимание по всем вопросам, в том числе и в области дипломатии, так как все проблемы решаются с учетом добрососедства и конструктивного диалога. Это свидетельствует о том, что наше сотрудничество и взаимодействие постоянно возрастает. Характеризуя состояние и перспективы двустороннего сотрудничества двух дружественных и добрососедских государств, связанных вековыми узами дружбы, сотрудничества, народов, которые вместе прошли через многие трудности, невзгоды, нужно сказать, что соседями их сделала география, весь многовековой пройденный исторический путь сделал их друзьями, двустороннее экономическое сотрудничество сделало их партнерами, а защита своих национальных интересов, независимости, территории сделала их потенциальными союзниками.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства // Казахстанская правда. — 2008. — 16 октября.

[2] Тажин М.М. Приветственное слово участникам конференции «Казахстанско-россий-ские отношения на современном этапе: итоги и перспективы сотрудничества» — Астана, 2007. — С. 7—9.

[3] Турсунбаев Т.А. Российско-казахстанское сотрудничество: состояние и перспективы // Казахстанская правда. — 1995. — 20 июня.

[4] Там же.

[5] Назарбаев Н.А. «Казахстан — 2030». — Алматы, 1998. — С. 15.

[6] Сейпульник А. Проблемы интеграции на постсоветском пространстве. — Астана, 2006.

[7] Халидуллин Г. Становление внешней политики Казахстана: история, состояние. — Астана, 2007. — С. 376.

[8] Назарбаев Н.А. «Казахстан — 2030». — Алматы, 1998. — С. 21.

[9] Арамов Э.М. Россия и Казахстан: пути интеграции. — Астана, 2011. — С. 51—52.

[11] Экономическая безопасность России. — М.: МГУ, 2010. — С. 88.

[12] Там же. — С. 91.

[13] Ахметова А. Гуманитарные связи Российской Федерации: пути реализации. — М., 2009. — С. 155.

[14] Там же. — С. 93.

[14] Абдулаев Г.З. Россия—Казахстан: перспективы интеграции. — Астана, 2011. — С. 39—40.

KAZAKH-RUSSIAN DIPLOMATIC RELATIONS: STATUS AND PROSPECTS

R.E. Sagindikov

Peoples Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10-1, Moscow, Russia, 117198

The article describes establishment and development of diplomatic relations between the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan that turn 20 years this year. As proved in this article, over the years, a sequential process of development of the two major CIS member-states that is based on a rich historical tradition of the USSR, can become a new model of establishment of equal and mutually beneficial relations between the independent states that emerged after the dissolution of the Soviet Union.

In this regard, the author concludes that well-organized Russian-Kazakh diplomatic relations have allowed to significantly strengthened the interstate political, economic, humanitarian and other areas of cooperation in the last 20 years.

Key words: international relations and foreign policy strategy, diplomatic relations, politics, collaboration, state, partnership, investment, bilateral, project allies.

REFERENCES

[1] Nazarbaev N.A. Kazahstanskaja Pravda — Kazakhstan truth, 2008, 16 Oktobre.

[2] Tazhin M.M. Kazahstansko-rossijskie otnoshenija na sovremennom jetape: itogi i perspektivy sotrudnichestva [Kazakh-Russian relations at the present stage: results and prospects of cooperation]. Astana, 2007, pp. 7—9.

[3] Tursunbaev T.A. Kazahstanskaja Pravda — Kazakhstan truth, 1995, 20 June.

[4] Ibid.

[5] Nazarbaev N.A. Kazahstan — 2030 [Kazahstan — 2030]. Almaty, 1998, p. 15.

[6] Sejpul'nik A. Problemy integracii na postsovetskom prostranstve [Problems of integration in the postsoviet space]. Astana, 2006.

[7] Halidullin G. Stanovlenie vneshnej politiki Kazahstana: istorija, sostojanie [Formation of foreign policy of Kazakhstan: history, state]. Astana, 2007, p. 376

[8] Nazarbaev N.A. Kazahstan — 2030 [Kazahstan — 2030]. Almaty, 1998. — p. 21.

[9] Aramov Je.M. Rossija i Kazahstan: puti integracii [Russia and Kazakhstan: ways of the integration]. Astana, 2011, pp. 51—52.

[10] Jekonomicheskaja bezopasnost' Rossii [The economic security of Russia]. Moscow: MGU, 2010, p. 88.

[11] Ibid, p. 91.

[12] Akhmetova A. Gumanitarnye svjazi Rossijskoj Federacii: puti realizacii [Humanitarian Communications of the Russian Federation: ways of the realization]. Moscow, 2009, p. 155.

[13] Ibid, p. 93.

[14] Abdulaev G.Z. Rossija-Kazahstan: perspektivy integracii [Russia-Kazakhstan: Prospects for Integration]. Astana, 2011, pp. 39—40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.