Научная статья на тему 'Казахский опыт инфраструктурного обеспечения национальной инновационной системы'

Казахский опыт инфраструктурного обеспечения национальной инновационной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тургинбаева Ардак Несипбековна

В статье рассматривается казахстанский опыт построения национальной инновационной системы. Анализируется нормативно-правовая обеспеченность инновационной деятельности ре публики, эффективность основных государственных институтов развития и других элементов инновационной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kazakh experience in the infrastructure of national innovation system

This article is about Kazakhstani experience of building of the national innovative system. These include the analysis of the low ensuring of innovative activity in republic, the effectiveness of the main State institutes of development and other elements of innovative infrastructure.

Текст научной работы на тему «Казахский опыт инфраструктурного обеспечения национальной инновационной системы»

ИННОВАЦИИ № 2 (112), 2008

Казахский опыт

инфраструктурного обеспечения национальной инновационной системы

В статье рассматривается казахстанский опыт построения национальной инновационной системы. Анализируется нормативно-правовая обеспеченность инновационной деятельности республики, эффективность основных государственных институтов развития и других элементов инновационной инфраструктуры.

This article is about Kazakhstani experience of building of the national innovative system. These include the analysis of the low ensuring of innovative activity in republic, the effectiveness of the main State institutes of development and other elements of innovative infrastructure.

А.Н. Тургинбаева,

к. э. нс. н. с. кафедры менеджмента и бизнеса Казахского национального университета

Казахстан на сегодняшний день характеризуется как одно из наиболее динамично развивающихся государств СНГ. Стратегический поворот в сторону нового индустриально-инновационного развития был сделан еще в 2000 г., когда Президент Казахстана Н. А. Назарбаев подчеркнул, что стратегия устойчивого развития в новом столетии будет связана с достижениями отечественной науки, переходом к производству наукоемкой и конкурентоспособной продукции на основе ресурсосберегающих и экологически чистых технологий [1].

С тех пор в республике проведены различные меры по стимулированию инновационной деятельности. Это и государственная программа инновационного развития на 2001-2005 гг., и План мероприятий по реализации Стратегии на 2006-2008 гг., и Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 гг.

Реализация Стратегии осуществляется в три этапа: первый — 2003-2005 гг., второй — 2006-2010 гг., третий — 2011-2015 гг.

Основными задачами первого подготовительного этапа реализации Стратегии индустриально-инновационного развития являлись:

• подготовка законодательной базы системных реформ во всех отраслях экономики;

• институциональное обеспечение индустриальноинновационного развития;

• проведение исследований с целью определения конкурентоспособных секторов экономики;

• формирование основ Национальной инновационной системы.

За это время разработаны и утверждены 9 программ отраслевого и межотраслевого характера, такие как программы по формированию и развитию национальной инновационной системы, развития строительной индустрии, изделий и конструкций, по

энергосбережению и другие. Приняты более 20 законов, такие как «Об инновационной деятельности», «О государственной поддержке инновационной деятельности», «О техническом регулировании», «Об инвестиционных фондах», «О регулировании торговой деятельности», «Об инвестиционном фонде Казахстана»; внесены изменения в Налоговый Кодекс, законы «Об инвестициях», «Об образовании», «О специальных экономических зонах», «О частном предпринимательстве» и др.

В кратчайшие сроки сформирована система государственных институтов развития Республики Казахстан, призванная реализовать стратегические, крупномасштабные проекты-«локомотивы» национальной экономики (рис. 1).

Совокупный уставной капитал институтов развития на 1 января 2006 г. составлял более $1 млрд. Портфель инвестиционных проектов финансовых

Рис. 1. Управление институтами развития Республики Казахстан

ю

29

11

0 10 20 30 40 50 60

□ Инновационные проекты (10)

□ Проекты НИОКР (29)

□ Венчурные фонды (11)

П Элементы инновационной инфрастуктуры (3)

Рис. 2. Проекты 2006 г., финансируемые Национальным инновационным фондом РК

институтов развития состоит из 134 одобренных к финансированию проектов на общую сумму около $4 млрд [2].

В целях дальнейшего повышения и стимулирования инвестиционной и инновационной активности во всех секторах экономики Республики Казахстан Указом Президента РК от 16 марта 2006 г. создан АО «Фонд устойчивого развития «?азына» как управляющая холдинговая компания по отношению к государственным институтам развития и имеющая права владения и пользования государственными пакетами акций.

Если отметить результаты деятельности институтов развития, то с момента создания Банка развития в республике одобрено 84 инвестиционных проекта и экспортных операций на сумму $1970,2 млн с участием Банка на сумму $807,7 млн, в том числе, в первом полугодии 2006 г. — 10 инвестиционных проектов и экспортных операций на сумму $196,9 млн с участием Банка $57,7 млн. Среди финансируемых проектов Банка можно выделить такие, как создание текстильного кластера в Южно-Казахстанской области и развитие Актауского морского международного торгового порта.

Основными направлениями деятельности Национального инновационного фонда, кроме инвестирования и привлечения инвестиций в создание отечественных и зарубежных венчурных фондов, является и поддержка компаний, реализующих инновационные проекты, создание специализированных субъектов инновационной деятельности (технопарков, технологических бизнес-инкубаторов), а также финансирование опытно-конструкторских разработок. Так, по состоянию на 1 июля 2006 г., Фонд принял обязательства по финансированию 53 проектов общей стоимостью 102 млрд тенге. Виды данных проектов отражены на рис. 2.

АО «Центр инжиниринга трансферта технологий» (далее — АО «ЦИТТ») был создан постановлением Правительства РК в августе 2003 г. С декабря 2004 г. АО «ЦИТТ» было определено компанией по развитию сети технопарков в Республике Казахстан. Сегодня АО проводит работу по привлечению передовых зарубежных технологий и продвижению казахстанских инновационных разработок на мировом рынке.

Одной из последних разработок АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий» является создание Казахстанской сети трансферта технологий

(далее — КСТТ). КСТТ — это сеть организаций инновационной инфраструктуры, занимающиеся передачей/трансфертом технологий — является инструментом инновационной инфраструктуры, позволяющим эффективно распространять технологическую информацию и осуществлять поиск партнеров для реализации инновационных, инвестиционных проектов [3].

Основной целью сети является содействие развитию инновационного бизнеса и коммерциализации наукоемких технологий в Казахстане. Электронная платформа КСТТ является открытой технологической биржей, торговой площадкой для заинтересованных встреч потенциальных поставщиков и потребителей технологий, с целью осуществления трансферта технологий. В основу архитектуры КСТТ вложено использование адаптированных методологий Европейской сети инновационных релей-центров (далее — ШС).

Координирующей организацией сети КСТТ является — АО «ЦИТТ». На сегодняшний день существует следующая форма участия в КСТТ это: член сети (далее ЧС) — предприятия инновационной инфраструктуры и другие организации, занимающиеся трансфертом технологий, которые собирают информацию о предлагаемых или требуемых технологиях, проводят технологический аудит и заполняют профили для занесения в базу КСТТ, формируя, таким образом, свои локальные базы данных, за содержание которых они несут полную ответственность (рис. 3).

Члены сети имеют возможность размещать материалы (технологические профили) в международных специализированных базах данных, в частности, в Российской сети трансферта технологий (ИТТ^ через АО «ЦИТТ», зарубежных информационных агентствах и изданиях, членами которых планирует стать АО «ЦИТТ». В настоящее время ведутся переговоры по включению Казахстана в ШС. Данный вопрос внесен на повестку дня заседания комиссии по сотрудничеству между Европейским Союзом и Казахстаном. В случае положительного решения данного вопроса, члены сети получат возможность доступа к ресурсам ШС. Также в АО «ЦИТТ» ведется работа по созданию собственной электронной платформы и базы данных.

Проекты, рассматриваемые АО «Инвестиционный фонд Казахстана» направлены на создание новых экспортоориентированных и импортозамещающих производств, совершенствование действующих пред-

Казахстанская сеть трансферта технологий

а т

0 Т.

т. х и

1 °-^-8-О Т. п X

и

О- I

о о

Член сети 1 * | трансфер технологий 1 Партнер- предприниматель

Член сети Партнер- предприниматель

| поиск партнеров | 1 | электронная 1

Член сети Партнер- предприниматель

платформа

Рис. 3. Казахстанская сеть трансферта технологий

ИННОВАЦИИ № 2 (112), 2008

ИННОВАЦИИ № 2 (112), 2008

приятий, в таких сферах, как производство строительных материалов, агропромышленный комплекс, стекольная промышленность, металлургия, машиностроение, лесная и деревообрабатывающая, химическая, рыбная промышленность, инфраструктура (энергетическая и транспортная) и другие. За первое полугодие 2006 г. на рассмотрение поступило 362 проекта на общую сумму $9,8 млрд. Одобрено 36 проектов на общую сумму 174,19 млрд тенге. Доля участия Фонда — 24,08%. По состоянию на 1 июля 2006 г. Фондом профинансировано (участие в уставном капитале) 27 проектов общей стоимостью свыше $850 млн. Участие Фонда — $182 млн [4].

В АО «Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» по состоянию на 1 июля 2006 г. подан 221 проект на страхование экспортных кредитов и инвестиций на сумму 80,0 млрд тенге.

Из 202 рассмотренных проектов на общую сумму 36,0 млрд тенге Правлением Корпорации приняты решения о страховании 162 экспортных проектов и инвестиций на общую сумму 28,8 млрд тенге, из которых по 96 проектам на сумму 17,4 млрд тенге заключены и реализуются договоры страхования. Приняты решения по отказу в страховании по 40 проектам на сумму 7,2 млрд тенге ввиду их сырьевой принадлежности, а также неудовлетворительного финансового положения покупателя за рубежом.

В целом по состоянию на 1 июля 2006 г., объемы действующих договоров страхования возросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем в 1,6 раза и составили 11,8 млрд тенге.

АО «Центр маркетингово-аналитических исследований» при АО «Фонд устойчивого развития «Ка-зына» работает на рынке консалтинговых услуг с августа 2003 г. Стратегическая цель Центра заключается в маркетинговом информационно-аналитическом обеспечении процессов диверсификации национальной экономики, роста конкурентоспособности и

экспорта продуктов в рамках реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан до 2015 г.

Кроме того, в Казахстане по итогам 2006 г. созданы три национальных технопарка (Парк информационных технологий, Парк ядерных технологий, Парк биотехнологий) и функционирует три региональных технопарка в городах Уральск, Караганда и Алматы. Специализация региональных технопарков соответствует основной промышленной ориентации данных регионов, наличию научного и учебного потенциала.

Таким образом, Казахстан, понимая опасность приоритета сырьевого фактора, формирует новую экономическую политику, основанную на развитии новых производств с высокой добавленной стоимостью, с использованием наукоемких технологий. При этом, не смотря на определенный дефицит финансовых, материальных, научно-технических ресурсов, уже важно то, что государство проявляет непосредственный интерес к данной проблеме, определяющийся не только количеством вышедших законов, указов и постановлений, но и реальными конкретными делами.

Литература

Н. Назарбаев. Участникам Международной конференции «Наука третьего тысячелетия»//Казахстанская правда. 11 мая, 2000.

Е. Заборцева. Реструктуризация инвестиционной политики Республики Казахстан в процессе реализации стратегии индустриально-инновационного развития экономики//Экономи-ка и статистика, № 4, 2006.

Электронный журнал «Технологии Казахстана». http://www.innovations.kz

Отчет министерства экономики и бюджетного планирования РК «Итоги социально-экономического развития РК за первое полугодие 2006 г. и задачи на второе полугодие 2006 г.». http://www.minplan.kz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.