Научная статья на тему 'Казачий монархизм как явление особого порядка'

Казачий монархизм как явление особого порядка Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
369
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЗАКИ / МОНАРХИЯ / ГОСУДАРСТВО / ПРАВО / ИСТОРИЯ / ЭТНОС / ВОЛЬНОСТИ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ерохин Игорь Юрьевич

Предметом исследования являются сложные и противоречивые отношения между казачьими сообществами дореволюционной России и институтами государственной вертикали власти, представленными царствующими монархиями. Объектом исследования стали властные институты и казачьи сообщества, действующие на принципах учета своеобразия казачьей культуры, принципов и традиций, казачьей ментальности. Отношения казаков и государственных институтов развивались нелинейно, они претерпевали периоды и эпохи сближения, либо отчуждения, формирования взаимной антипатии, неприязни. При этом казачество оставалось мощным институтом в руках государства. В качестве основных методов исследования применены методы историзма, научности, анализа и синтеза, критического отношения к источниковой базе. Важнейшим принципом стал принцип рассмотрения казачества с его этнической стороны. Научная новизна работы определена выбором методологии. Вместо сословного традиционного подхода автором использован принцип учета этнической ментальной составляющей в представлениях казаков. Это позволило автору сделать вывод об уникальных представлениях казачества в отношении государства и власти, системы мирообустройства. Казачество имело самостоятельные достаточные концепции в свете озвученных вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Казачий монархизм как явление особого порядка»

Ерохин И. Ю.

КАЗАЧИЙ МОНАРХИЗМ КАК ЯВЛЕНИЕ ОСОБОГО ПОРЯДКА

Важно отметить, что в природе казачьих вождей был принцип, сначала делать дела и творить исторические события, и лишь много позже бить челом самодержвцам, искать их милостей и расположения. Старинная казачья песня о Ермаке и его обращении к царю Ивану отчетливо обозначает этот подход: «Я разбивал, Государь, бусы корабли, Бусы корабли не орленые, не клейменые. Отслужу я, тебе, Государь, службу верную: Ты позволь мне, Царь, Казань город взять, А возьму я Казань ровно в три часа. Да и чем меня будешь жаловать?»[5, с.1]

Уже в период упрочения централизованного государства и власти казаки не особо трепетно и без должного пиетета относились к идеалу т.н. «природного царя». Казачий монархизм, если и имел место, то был совершенно особого рода и свойства, что было отмечено в исторической литературе, трудах ученых.[7] Нередки были колкие, уничижительные, саркастические высказывания и насмешки казаков в адрес правителей. Так, казаки-некрасовцы, проживавшие на территории Кубани, именовали Петра I «царем-Ерохой».[9, с.13] Эта традиция продолжится и в последующие периоды казачьей истории, - уже другие кубанские казаки (черноморцы) будут активно ругать в своих грамотах Екатерину II и в уничижительных эпитетах говорить о ней, ее деятельности.[9, с.13] При этом казаки умело используют образ «царизма», своеобразно играя и манипулируя им. Этим они часто привлекают на свою сторону крестьянские массы. Среди казачества появляется немало самопровозглашенных самозванцев.

Историк И.П.Аникин говорит об участии казаков в событиях «самозванства» эпохи русской смуты: «В то время, когда волжские казаки во главе с Ермаком завоевывали Сибирь, а яицкие казаки занимались освобождением от ногаев своего края, донские казаки находились в оппозиции к московскому царю Борису Годунову. Считая его род «не от царских корней», они активно поддержали все выступления против него.

Возникшие в Москве смутой воспользовались польские шляхтичи, которые под патронажем короля Сигизмунда, приютили у себя беглого монаха Григория, выдававшего себя за царевича Дмитрия - сына Иоанна Грозного. Лжедмитрий, вступив в сговор с донскими и запорожскими казаками, при поддержке короля Сигизмунда начал готовиться к походу на Москву. Его соратницей стала польская аристократка Марина Мнишек. Самозванец с войсками все ближе приближался к Москве». [1] Примечательно, что оппозицию устремлениям самозванца составило ополчение князя Пожарского в союзе все с теми же казаками.[1] Казаков Пожарского возглавил атаман Заруцкий. Чтобы повредить союзу ополченцев и казачества польский король инициировал хождение среди казачества «подметной грамоты», где содержались ссылки на готовящиеся со стороны властей в отношении казачества репрессии. В грамоте утверждалось, что «казаки будут все истреблены, как злое семя»[1]

С.Сагнаева пишет: «Персонифицированное представление об отечестве во многом было связано с характером взаимоотношений казачьих войск с верховной властью в абсолютистском государстве: казаки поступали на службу именно к царю, а не государству вообще, и наоборот, само понятие «государство» персонифицировалось в царе - конкретной личности, образе или идее царской власти.»[8, с.1]

Историк Д.В. Колупаев замечает по данному вопросу: «Монархизм казаков представлял собой один из традиционных вариантов русского народного монархизма. Казаки, считая себя прямыми социальными партнерами монархии, исходя из исторических традиций договора между донскими казаками и Иваном Грозным в 1570 году, весьма скептически относились к бюрократическим надстройкам последующей империи. Отсюда традиционный и постоянный конфликт, неважно по какому поводу, между казаками и властью, чиновничеством... Соглашаясь или противодействуя тем или иным распоряжениям властей, казачьи сообщества осознавали себя не просто верноподданными жителями короны, но и полноправными участниками политического процесса, претендующими на социальное партнерство в отношениях с царской властью.»[4, с.42]

Данный факт найдет свое наглядное подтверждение, например, в истории Сибирского казачества в эпоху его активных споров с местным чиновничеством по земельным вопросам. В качестве верховного арбитра

спора казаки изберут арбитраж императора Александра Ш.[4, с.42]

Ряд источников отмечает: «Каждый из российских государей отчасти был и считал себя казаком.»[2, с.3]

Особое отношение казаков к монархии звучит и в словах Т.М .Старикова - думского депутата от Области Войска Донского и блестящих офицера, героя Первой мировой войны: «Помню, как поразила нас, окопных жителей, та легкость, с которой рухнул монархический строй. Мы ясно и однозначно поняли, что он полностью изжил себя. Подгнили корни, и упало могучее дерево.»[3; 6, с.5]

Отдельного упоминания заслуживают представления казаков-некрасовцев или т.н. «игнат-казаков», которые сформировали целую идеологию своего отношения к русским монархам и монархической системе России. Игнат Некрасов, - лидер данной группы казачества сформулировал взгляды в своих тезисах: «Царизму не покорятся. При царях в Россию не возвращаться. Высшая государственная власть для нас, - Казачий круг. Решения круга исполняет атаман. Ему строго подчиняются. Решения круга для всех строго обязательны. За исполнением их следят все.»[9] Российские монархи неоднократно пытались «достать» и вернуть бунтарей некрасовцев из османских владений, куда те бежали от преследований. Такие попытки предпринимали императоры Петр I, Екатерина II, Анна Иоанновна. Их посланниками выступали авторитетные фигуры в лице царедворцев И.Бринка, А.А.Прозоровского, генерала де-Медема и др. Однако, все эти попытки закончились провалом. Султаны не спешили выдать бунтарей российским властям, а сами некрасовцы добровольно отказывались от «царских милостей и прощения», выбирая вольную жизнь общины по своим собственным установленным правилам.

Из всего сказанного представляется возможным сделать важный вывод о том, что у казаков в период централизации государственной власти и складывания имперской государственной модели в России имелись собственные политические концепции государственного устройства. Эти концепции были промежуточными между монархической и республиканской формами правления, именно поэтому, было бы сильным преувеличением считать казаков безраздельно преданными идеям служения самодержавию. Взаимоотношения казачьих сообществ и представителей царского дома России складывались сложно, противоречиво, имели периоды сближения и

«охлаждения» отношений. Казаки свои отношения с властью пытались организовать в форме договора сотрудничества, не считая себя обязанными этой власти за те преференции, которые они имели в системе государства.

* * *

1..Аникин И.П. Рыцари речного войска [Электронный сетевой ресурс]. - Режим доступа: http://ural-cossacks.chat.ru/

2.Вараксин В.В., Митин А.Н. Российское казачество на государственной службе [Электронный сетевой ресурс] // Российское образование. - 2003. - №5(27). - Режим доступа: http://law.rdu.ru/doc/document.asp?docID=1150022

3.Государственный Архив Российской Федерации: ГАРФ . - Ф.6473. Оп.1. Ед. хр.7. Л.1.

4.КолупаевД.В. Сибирское казачество во второй половине XIX в.: 1850-1900 гг.: дис. д-ра ист. наук: 07.00.02. - Иркутск, 2011. - 496 с.

5.Краснов П.Н. Казачья самостийность [Электронный сетевой ресурс] // Двуглавый орел, Берлин, 1922. - с.1-9. - Режим доступа: http://kazachiy-kryg.ru/stati/o-samostijnosti/kazachja-samostijnost

6.Маркедонов С.А. Государевы слуги или бунтари-разрушители?: к вопросу о политических отношениях донского казачества и Российского государства [Электронный сетевой ресурс] // Консерватизм и традиционализм на Юге России: сборник трудов. -Ростов-на-Дону, 2002. - С.130-160. - Режим доступа: http://www.cossacdom.com/artides/rn/markedonov_gosslugi.htm

7.Побережников И.В. Казачий монархизм: по материалам фольклора казаков XVII-XIX вв. // Казачество в истории России. - Краснодар: Изд. Кубанского государственного университета, 1993. - С.201-204.

8.Сагнаева С.К. Исторические аспекты формирования самосознания уральского казачества и современные проблемы самоидентификации казаков [Электронный сетевой ресурс]. - Режим доступа: http://www.yail.ru/rus/about/index.php?about=2146 http://forum.kazakia.info/viewtopic.php?p=1556

9.Сень Д.В. Левиафан государственности и казачество: «У какого царя живем.., тому и служим...» [Электронный сетевой ресурс]. - Режим доступа: http://www.cossackdom/articles/s/sen_leviafan.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.