Научная статья на тему 'Категоризация оппортунистического поведения экономических субъектов'

Категоризация оппортунистического поведения экономических субъектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
535
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / ОППОРТУНИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИНСТИТУТ БАНКРОТСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панфилова Е. А.

В статье исследуется категоризация оппортунизма экономических субъектов, условия и предпосылки его рассмотрения в институционализме. Раскрыты различные подходы к понятию оппортунистического поведения, определены базовые элементы оппортунизма как явления и как поведенческого феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Категоризация оппортунистического поведения экономических субъектов»

КАТЕГОРИЗАЦИЯ ОППОРТУНИСТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ

© Панфилова Е.А.*

Ростовский государственного экономического университета («РИНХ»),

г. Ростов-на-Дону

В статье исследуется категоризация оппортунизма экономических субъектов, условия и предпосылки его рассмотрения в институциона-лизме. Раскрыты различные подходы к понятию оппортунистического поведения, определены базовые элементы оппортунизма как явления и как поведенческого феномена.

Ключевые слова экономическая теория, институционализм, оппортунистическое поведение, институт банкротства

Развитие национального института несостоятельности (банкротства) связано с существенным отклонением целей реализации российского института в отличие от мировой практики. Дифункциональность российского института банкротства проявляется в том, что он используется как инструмент захвата и передела собственности (гринмейла, рейдерства), как инструмент налоговой оптимизации (вывода активов, уклонения от налогов) или как средство борьбы с конкурентами (банкротство эффективных собственников, снижение цены активов перед последующим слиянием и поглощением).

Такое целевое отклонение в функционировании базового института рыночной системы приводит к возрастанию уровня трансакционных издержек взаимодействия экономических субъектов и реализации оппортунистического поведения главных участников долговых отношений, что трансформирует мотивацию, стимулы и результативность воспроизводства экономических интересов хозяйствующих субъектов в рамках российского института банкротства.

В этой связи актуализируется проблематика рассмотрения категоризации экономического оппортунизма для конкретизации типа, характера, способа и форм реализации оппортунистического поведения хозяйствующих субъектов с целью поиска действенных ограничений оппортунизма кредитора и должника, влияющего на системную дисфункциональность российского института банкротства.

Первоначально в научный дискурс термин «оппортунизм» (от лат. - уклоняющийся, выгодный, удобный) пришел из французской авансцены в своем политическом контексте. С этих позиций оппортунизм означал умение приспосабливаться к текущему политическому моменту, извлекая из него максимум выгод. Оппортунистами называли умеренных республиканцев, занявших большинство во французиком парламенте Третьей республики

* Доцент кафедры Антикризисного и корпоративного управления, кандидат экономических наук.

(1870-1940 г.г.) после поражения Парижской коммуны (1871 г.) и стоявших в двойной оппозиции, как к монархистам, так и революционерам, что в дальнейшем прочно ассоциировалось с «социальной мимикрией, приспособленчеством, соглашательством и беспринципностью» [1].

В рамках теории классовой борьбы (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) доминировал политический оппортунизм, который рассматривался как противопоставление взглядов партийного меньшинства позиции большинства, что вносило раскол в рабочее движение и приравнивалось к осознанному отказу от революционной борьбы с буржуазией за интересы рабочего класса [2].

Понятие «оппортунистическое поведение» в экономических исследованиях прочно закрепилось только в последней трети XX века, что связано с господствующим традиционном подходом в классической экономической теории, маржиналисткой теории и неоклассической теории, рассматривающими только рыночно-ориентированое и максимизирующее поведение экономических субъектов, исходя из принципа полной рациональности поведения и полной информированности действий, что исключало понимание оппортунизма экономических субъектов. Полная (совершенная) рациональность поведения экономических субъектов строилось на допущении о следовании индивида своему личному интересу и максимизации функции полезности, а у фирмы - максимизации прибыли. Принцип полной информированности означает, что экономический субъект имеет максимально полное представление о структуре и параметрах внешней среды хозяйствования и он не только хорошо знает собственные потребности, но и обладает полной информацией обо всех средствах их удовлетворения. При этом предполагалось, что экономический субъект не имеет когнитивных ограничений(диссонанса) и обладает безграничностью интеллектуальных способностей для точного определения и оценки «выгод - затрат» своей деятельности.

В неоклассическом подходе рыночное поведение субъекта строилось исходя из личного интереса и уровня издержек производства, а трансакци-онные издержки взаимодействия экономических субъектов считались нулевыми, поэтому и не возникало необходимости рассматривать оппортунизм экономических субъектов.

Таким образом, на первоначальном этапе развития экономической науки оппортунистическое поведение экономических субъектов находилось вне «поля» зрения исследовательских интересов неоклассики (мейнстрима), по ряду взаимообусловленных причин:

- во-первых, принципы совершенной рациональности поведения субъектов и полноты информации - составляли базовые аксиомы, на которые опирались сами классические и неоклассические теории;

- во-вторых, основной объект теоретических конструкций неоклассики - оптимальность рыночного равновесия, что требовало и соответствующего характера поведения рыночных субъектов, наце-

ленного на максимизацию полезности (домохозяйства) и максимизацию прибыли (фирмы);

- в-третьих, неоклассика придерживалась нормативного (предписывающего) методологического подхода, изучавшего общие нормы поведения экономических субъектов, а не степень их отклонения от нормы;

- в-четвертых, основная гипотеза о максимизации результата при минимальных издержках, объясняющая рыночное поведение индивидов - была «проста и методически удобна» [3] для аналитических приемов и инструментария неоклассики, поскольку она дает «правильные и значимые предсказания относительно еще не наблюдавшихся явлений» [3] чем и объясняется длительная устойчивость мейнстрима, несмотря на множество фактов, подвергающих сомнению гипотезу максимизации рыночно-ориентированного поведения экономических субъектов.

© Политический оппортунизм

О

Экономический оппортунизм (мотивы, условия, источники, формы, последствия, ограничения)

Социально-экономический оппортунизм («квазирациональное поведение)

Рис. 1. Эволюция оппортунизма в научных исследования Источник: составлено автором.

Представители институционального направления экономической мысли подвергли существенной критике нереалистичность базовых аксиом и гипотез неоклассики, и особенно ее привязанность к принципу рациональности поведения субъектов, полной информированности и к нормативному подходу, что уже не отвечало требованиям практики и требовало перехода на позитивный методологический анализ для рассмотрения поведения субъектов из принципа ограниченной рациональности и асимметричности информации, что позволяло исследовать проблему «оппортунистического поведения как ключевой концепции неоинституциональной теории, объясняющей принципы поведения человека» [4].

Однако в рамках институционализма экономический оппортунизм не получил своей однозначной трактовки, а различные аспекты оппортунизма -мотивация, причины возникновения, формы охвата - нашли свое отражение в различных школах, направлениях и подходах неоинституционализма. На рис. 1. отражена эволюция оппортунизма в научных исследованиях.

Как показано на рис. 1. эволюция оппортунизма в научных исследованиях началась с рассмотрения политического оппортунизма, в экономической неоклассике - оппортунизм не рассматривался, а в институционализме - экономический оппортунизм определяется с различных позиций. Все это породило множественность исследовательских аспектов оппортунизма, что до сих пор не позволяют выявить аксиоматику оппртунистического поведения и реализуется в разнообразных определениях данного понятия - табл. 1.

Таблица 1

Трактовки «оппортунизма» и «оппортунистического поведения» экономических субъектов

№ Автор Определение

1. Уильямсон О. [5] Оппортунизм - преследование личного интереса с использованием коварства (обмана), который лежит в основе действительной или мнимой информационной асимметрии. Оппортунизм - предоставление неполной или искаженной информации(введении в заблуждение, искажении и сокрытии истины или других методах запутывания партнера). Оппортунизм отличается от простого эгоистичного поведения, когда люди, рассматриваются как участники игры с фиксированными правилами, которым они подчиняются. Некоторые индивиды иногда ведут себя оппортунистически и что степень возможного доверия редко можно определить ex-ante. Вследствие этого делаются (ex-ante) попытки получить дополнительную информацию о партнерах по сделке и создаются (ex-post) контрактные гарантии.

2. Капелюшников Р.И. [6] Оппортунизм - недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки или нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру Оппортунизм - преследование собственного интереса, доходящее до вероломства. К нему относятся любые формы обмана и нарушения взятых на себя обязательств неоинституционализм

Продолжение табл. 1

№ Автор Определение

3. Нестеренко А. [7] Оппортунизм - любое уклонение от соблюдений условий контракта или неписанного соглашения.Оппортунизм всегда основан на неполной или искаженной информации, которую субъект оппортунистического поведения предоставляет партнеру до или после начала действия контракта.

4. Шаститко А. [8] Оппортунизм - способ действия экономического агента в соответствии с собственными интересами, которое не ограничено соображением морали и противоречит интересам других агентов.

5. Олейник А. [9] Оппортунизм - использование ассиметричной информации для своей выгоды и в ущерб интересам контрагента.

6. Баишев А. [10] Оппортунистическое поведение - деятельность в рамках или за пределами установленных формальными и неформальными институтами наборов альтернатив по реализации правомочий экономических агентов (государства, предпринимательских организаций, домохо-зяйств) в отношении специфических активов в процессе заключения и реализации отношенческого контракта при ограниченных возможностях измерения участия каждой из сторон в процессе выполнения условий контрактных отношений, что выступает источником негативных экстерналий

7. Богданова Н. [11] Оппортунистическое поведение - система социальных действий и взаимодействий индивидов, возникающих как ответ на несбывшиеся ожидания и неудовлетворенные потребности; побуждаемых индивидуалистическими и эгоистическими интересами, основанными на различных формах обмана, воровства и мошенничества; наносящих экономический и социальный вред другим индивидам, коллективам, организациям.

8. Зацепилин А. [12] Оппортунистическое поведение направлено на достижение собственных целей экономических агентов, а различные его формы не ограничиваются соображениями морали. Конечным результатом оппортунизма выступает резкое повышение полезности одной стороны контрактных отношений в ущерб другой стороне. Условия возникновения оппортунизма являются - ограниченность ресурсов, нечеткая спецификацию прав собственности, низкие стимулы безусловного выполнения договорных обязательств, степень ответственности за невыполнение условий контракта и другие.

9. Королев А. [13] Оппортунистическое поведение - стремления индивида реализовать эгоистический институциональный интерес к трансакционной деятельности, не ограниченной моральными устоями, по отчуждению и присвоению прав собственности при помощи искажения информации, с нанесением материального и морального ущерба другим лицам

10. Попов Е, Смирнова В. [14] Оппортунистическое поведение - реднамеренное скрытое действие экономического агента, основанное на использовании информационного преимущества и направленное на достижение личного интереса в ущерб другим участникам соглашений

11. Бас А. [15] Сущность оппортунистического поведения как экономической категории выражается в стремлении экономического агента реализовать собственные эгоистические интересы, не ограниченные моральными устоями, противоречащие интересам других агентов.

Источник: составлено автором.

Как видно из табл. 1 трактовки базовых элементов оппортунистического поведения (цель, субъекты, характер, причины, формы, средства, результат, ограничения, вид, тип оппортунизма) хоть и широки, однако позволяют сконцентрировать их в следующем виде:

- Цели (мотивы) оппортунизма (для чего?) - реализация личного интереса, односторонняя выгода, собственные цели, выбор набора альтернатив поведения субъекта;

- Субъекты оппортунистического поведения (кто?) - партнеры по контракту (сделке), участники соглашений, фирмы, домохозяйства (индивиды), группы, государство;

- Характер оппортунизма (какой?) - аморальный, злостный, коварный, преднамеренный, недобросовестный, уклоняющийся (от условий контракта), эгоистичный, противоречивый (интересам контрагентов), системный;

- Причины возникновения оппортунизма (почему?) - асимметричность информации, специфичность активов, нечеткая спецификация прав собственности, низкие стимулы безусловного выполнения договорных обязательств, ограниченность возможностей измерения участия каждой из сторон в процессе выполнения условий контрактных отношений, низкая степень ответственности(санкций), несбывшиеся ожидания и неудовлетворенные потребности, реализация эгоистичного институционального интереса;

- Средства оппортунизма (при помощи чего?) - обман, воровство, мошенничество, введение в заблуждение, запугивание партнера, шантаж, недобросовестное поведение (невыполнение условий контракта), отлынивание, вымогательство, искажение информации;

- Виды оппортунизма - формальный, неформальный доконтрактный (ex-ante), послеконтрактный (ex-post), контрактный, внутрифирменный, межфирменный;

- Тип оппортунизма - явный (открытый), неявный (скрытый); односторонний, двухсторонний;

- Формы оппортунизма (в какой форме?) - индивидуальная форма, коллективная (групповая);

- Ограничения оппортунизма (при помощи чего?) - мораль, санкции, репутация, сбор дополнительной информации о контрагентах, постконтрактные гарантии, доверие;

- Последствия оппортунизма (каков результат?) - ущерб контрагентам, расторжение контракта, моральный и материальный ущерб другим лицам (индивидам, группам, организациям), экономический и социальный вред, снижение уровня доверия, отрицательные экс-терналии.

Таким образом, анализ базовых элементов оппортунизма экономических субъектов показал, что эволюция категоризации оппортунистического пове-

дения пришло к пониманию: его системного и поведенческого характера, а не единичной реализации в действиях участников контрактных отношений. Расширились субъекты оппортунизма - не только отдельные индивиды, но и все экономические субъекты. Уточнилось понимание видов оппортунизма (в рамках формальных и неформальных институтов), а так же конкретизировался спектр причин возникновения оппортунизма, средств и форм оппортунизма и т.д., что позволяет исследовать оппортунистическое поведение экономических субъектов на системной основе, как неотъемлемую характеристику институционального взаимодействия экономических агентов, определяя ограничения и последствия оппортунизма.

Список литературы:

1. Большой словарь иностранных слов. - М.: Издательство «ИДДК», 2007.

2. Ленин В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме / В.И. Ленин // Избранные произведения: в 10-ти т. Т. 9. Июнь 1919 - февр. 1921. - М.: Политиздат, 1987. - XXIV - С. 207-295.

3. Фридман М. Методология позитивной экономической науки // THESIS. - 1994. - Вып. 4. - С. 20-52.

4. Шаститко А. Предметно-методологические особенности новой институциональной экономической теории // Вопросы экономики. - 2003. - № 1.

5. Уильямсон О. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, отношенческая контрактация. - СПб., 1996.

6. Капелюшников Р. Собственность и контроль в российской промышленности: некоторые итоги опроса российских предприятий // Рынок ценных бумаг. - 2001. - № 20. - С. 35.

7. Нестеренко А.Н. Экономика и институциональная теория. - М.: Эди-ториаял УРСС, 2002. - 416 с.

8. Шаститко А.Е. Новая теория фирмы. - М.: Экономический факультет МГУ; ТЕИС, 1996.

9. Олейник А. Институциональная экономика. Учебно-методическое пособие // Вопросы экономики. - 1999. - № 10.

10. Башиев А.Ф. Особенности оппортунистического поведения экономических агентов в современной российской экономике: автореф. дисс. ... к.э.н.: 08.00.01. - Казань, 2011. - 23 с.

11. Богданова Н.Ю. Оппортунистическое поведение в коммерческих фирмах Украины и России: автореф. дисс. ... к.с.н.: 22.00.03. - Волгоград, 2010. - 23 с.

12. Зацепилин А.А. Оппортунистическое поведение финансовых институтов в системе инвестирования реального сектора рецессионной экономики: автореф. дисс. ... к.э.н.: 08.00.01, 08.00.10. - Саратов, 2010. - 24 с.

13. Королев А.М.Тенденции оппортунистического поведения в условиях экономики неравновесности: автореф. дисс. ... к.э.н.: 08.00.01. - Саратов, 2010. - 24 с

14. Попов Е., Симонова В. Оценка внутрифирменного оппортунизма работников и менеджеров // Проблемы теории и практики хозяйствования. -2005. - № 4. - С. 9.

15. Бас А.В. Экономические и институциональные ограничения оппортунистического поведения субъектов рыночной экономики: автореф. дисс. ... к.э.н.: 08.00.01 - Саратов, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.