Научная статья на тему 'Категоризация глагола в современных языках'

Категоризация глагола в современных языках Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
880
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / ЯДЕРНЫЙ КОМПОНЕНТ МЫСЛИ / ПРОЦЕССУАЛЬНОСТЬ / АКЦИОНАЛЬНЫЕ / СТАТУАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ / КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шелковская Нина Ивановна

Статья посвящена изучению некоторых аспектов категоризации глаголов на примере русского, немецкого, французского и английского языков. Предлагается дополнить классификацию констатирующими и интерпретирующими глаголами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Категоризация глагола в современных языках»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 17 (155).

Филология. Искусствоведение. Вып. 32. С. 109-111.

Н. И. Шелховская КАТЕГОРИЗАЦИЯ ГЛАГОЛА В СОВРЕМЕННЫХ ЯЗЫКАХ

Статья посвящена изучению некоторых аспектов категоризации глаголов на примере русского, немецкого, французского и английского языков. Предлагается дополнить классификацию констатирующими и интерпретирующими глаголами.

Ключевые слова: категориальное значение, информация, ядерный компонент мысли, про-цессуальность, акциональные, статуальные глаголы, коммуникативная функция языка.

В русском языке, как и в некоторых западноевропейских, категории действительности, типы явлений и связей оформлены в виде системы частей речи. Каждой части речи присуще определенное категориальное значение. Имени существительному - предметность, глаголу - действие, процессуальность, прилагательному - качество, свойство. Глагол в системе частей речи является самой информационной категорией, по образцу которой формируют высказывания другие части речи [4]. Характеристика частей речи осуществляется по четырем признакам:

- категориально-семантическое значение;

- набор морфологических категорий;

- способы словообразования;

- способы синтаксического функционирования.

В языке наблюдается тяготение и противостояние двух полюсов - существительного и глагола. Между ними находятся прилагательные, категории оценки и состояния. Предикативные категории пользуются как синтетическими, так и аналитическими способами выражения.

«Глагол - самостоятельная словесная номинативная часть речи, которая будучи ядерным компонентом мысли, выполняет функцию предиката и обозначает признак субъекта мысли в двусоставных высказываниях или признак как таковой в односоставных высказываниях» [5. С. 81]. Глагол выражает предикативное значение в рамках слова, глагольные суффиксы в потоке движущегося времени. Глагольные основы присоединяют к себе показатели времени, модальности и лица и являются морфологической базой предикативности, хотя надо помнить, что предикат -это не всегда глагол.

Референтом глаголов, в частности, восприятия является психическая деятельность человека. Она может быть направлена на:

- восприятие окружающего мира;

- на его осознание, т. е. операции и операторы перцептивной деятельности.

В словарях для характеристики глаголов часто встречаются пометки «ход», «развитие», «смена состояний». Они содержат понятие «движение» и указывают, что нужна определенная активность субъекта, результативность его действий. «Состояние» рассматривается как пребывание в каком-либо положении, в котором кто-нибудь или что-нибудь находится, физическое самочувствие, а также расположение духа, настроения. Из этого следует, что в смысловой структуре слова можно вычленить субъект - носитель состояния и объект, который подвержен влиянию.

«Свойство» определяется как качество, признак, способность, характеризующее кого-нибудь (что-нибудь). Способность выражает возможность осуществлять какую-либо деятельность, умение делать что-либо. Качество и признак обозначают индивидуальные особенности личности и позволяют рассматривать субъект как пассивного носителя свойства. В такой ситуации свойства выступают как параметры, создающие качественную характеристику объекта.

«Отношение» рассматривается как тот или иной характер поведения, обращение кого-либо с кем-либо, связь между кем-либо (чем-либо) на основе общения, личная связь различных предметов и явлений и т. д. Если проанализировать концепты, лежащие в основе образования процессуальных глаголов, глаголов отношения и состояния, то можно убедиться, что субъект рассматриваемых глаголов выступает как источник процесса, пассивный носитель состояния, свойства или объект отношения.

С точки зрения характеристики глаголов по отношению к субъекту происходит реализация признака: конкретное или результатив-

ное воздействие на предмет. Наиболее адекватно соответствуют пониманию неакционально-сти1 релятивные глаголы. Для них характерны инактивность субъекта и полное отсутствие какого-либо воздействия на объект.

Классификация глаголов связана с типологией предиката [3]. При этом за критерий деления принимается возможность или невозможность участия глаголов в организации моделей того или иного типового значения, предполагающая связь с определенным видом высказывания. В центре глагольной системы - подкласс глаголов со значением действия, т. е. акциональных глаголов. Именно эти глаголы наиболее полно выражают его значение как части речи.

Несмотря на наличие ряда работ по данной тематике мы предлагаем сопоставительную классификацию глаголов в современных языках. Акциональные глаголы как в русском, так и в немецком, французском и английском языках представлены несколькими тематическими полями [6. С. 66-68]:

a) движение, перемещение (бегать, ходить, ездить, путешествовать, плавать, прыгать; laufen, schwimmen, fliegen, reisen; marcher, courir, voyager, sauter, arriver; go, drive, travel, swim, jump, run);

b) конкретное физическое действие (брить, коптить, кормить, жевать, стрелять, крошить, красить, мыть, чистить, копать; waschen, weben, nahen; arracher, laver, fumer; teindre, wash, feed, share, cut, paint, dig);

c) речевое действие (бурчать, говорить, сетовать, лепетать, спрашивать, кричать, рассказывать, сообщать; rufen, erzahlen, nachrichten; crier, balbutier, parler, declarer; speak, complain, sell, babble, murmur, cry);

d) донативное действие (давать, брать, выручать; geben, nehmen, uberreichen; donner, prendre; give, take, assist).

Действия, обозначаемые этими глаголами, носят межличностный, субъективный характер, особенно с суффиксом «-ся» в русском языке, и смыкаются с глаголами интерсубъектных действий (играть с кем-л., ссориться, мириться).

Все эти поля характеризуются активностью и целенаправленностью действия, которое осуществляется живым существом. Другие тематические поля обладают этими признаками не в полном объеме. В анализируемых языках это касается глаголов:

a) ментальных действий (думать, размышлять; nachdenken, grubeln, absehen;

penser, songer, reflechir; meditate,reason, devise, conceive, deliberate, think, deliberate);

b) эмоциональных (баловать, бояться, гневаться, сердиться, ценить, ласкать, утешать, хвалить, желать, мечтать, нервничать, жалеть, буянить; sich argern, zornen; estimer, caresser; pet, praise, dream, wish, appreciate);

c) физиологических (дышать, есть, пить, зевать, жевать; schlucken, kratzen, fressen; manger, buver, respirer; eat, drink, breathe, chew);

d) называющих способ поведения (дружить, капризничать, лицемерить, мошенничать, моргать, хозяйничать, хлопотать, служить, врать, прятать; verwohnen, betrugen, mogeln; servir, mentir; serve, hide, bilk).

Базовой основой классификации глаголов являются ранее не используемые критерии констатации и интерпретации. Перечисленные глаголы не лишены признаков активности, но чаще всего представляют интерпретацию постоянного или итеративного процесса. Наличие элементов интерпретации дает еще один критерий категоризации глаголов:

a) констатирующие глаголы (дать кому-л, говорить о ком-л, сказать о ком-л; erzahlen uber; parler de, donner a qn; speak about smth, give smb);

b) интерпретирующие глаголы (ругать, осуждать, клеветать, очернить, преуменьшить, поручить; gronder; scold, sentence, blame, decrease, instruct).

Интерпретация и оценка возникают при известной дистанцированности от эмпирически наблюдаемого, допускающего момент некоторого обобщения, осмысления (ошибиться, промахнуться, прозевать, проморгать; se tromper, manquer). Эти признаки наблюдаются у глаголов динамических, но могут быть у статуальных, неполнознаменательных, модально-каузативных.

Глаголы состояния - статуальные - признаками акциональности не располагают. Носителями состояний выступают субъекты трех видов:

a) лица, которые испытывают физические и душевные состояния (болеть, мерзнуть, страдать, тосковать; souffrir; supper, freese) или пребывают в социально значимом состоянии, общественном положении (сиротствовать, бедствовать, вдовствовать; vagabonder; travel);

b) предметы (вянуть, сохнуть, цвести, пениться; secher, fleurir; dry, wither, bloom, foam);

Категоризация глагола в современных языках

111

с) среда, пространство, место (светать, громыхать, сквозить, s’obscurcir).

Подвижной может быть грань между некоторыми видами действия и состояния в зависимости от контролируемости (или преднамеренности) / непроизвольности его (дышать, respirer, атеп - неконтролируемое и Дышите! Respirez! Атеп Sie! Brease!- регулируемое) [2].

Проведенные наблюдения за особенностями глаголов дают возможность утверждать, что картина мира предстает в речи либо в статичном виде, либо в движении, в процессе становления. Глагольные категории как формы языкового сознания служат средством отражения окружающего мира в сознании носителей того или иного языка [1. С. 14]. Категории глагола служат для реализации коммуникативной функции языка.

Примечание

1 В качестве антонима к общепринятому термину «акциональность» предлагается рабочее наименование «неакциональность».

Список литературы

1. Болдырев, Н. Н. Языковые категории как формат знания // Вопр. когнитив. лингвистики. 2006. № 2. С. 5-22.

2. Золотова, Г. А. Коммуникативная грамматика русского языка / Г. А. Золотова, Н. К Онипенко, М. Ю Сидорова. М., 1998. 528 с.

3. Кравченко, А. В. Язык и восприятие : Когнитивные аспекты языковой категоризации. Иркутск : Изд. Иркут, гос. ун -та, 2004. 206 с.

4. Кубрякова, Е. С. Язык и знание : На пути получения знаний о языке : Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М. : Языки славян. культуры, 2004. 560 с.

5. Шарандин, А. Л. Глагол в системе частей речи. СПб. : Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 1992. 133 с.

6. Шелховская, Н. И. Отглагольное словообразование в когнитивном аспекте : дис. ... канд. филол. наук. Челябинск, 2001. 219 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.