Научная статья на тему 'Категория оценки в русском языке'

Категория оценки в русском языке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1504
328
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / КАТЕГОРИЯ / СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ / ОЦЕНОЧНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ / СУБЪЕКТ / СЕМАНТИКА ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кузьмина Н.В.

Статья посвящена проблемам категории оценки в современной лингвистике. В данной статье рассматриваются различные подходы к определению категории оценки, а также средства выражения и функционирования оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Категория оценки в русском языке»

КАТЕГОРИЯ ОЦЕНКИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

© Кузьмина Н.В.*

Смоленский государственный университет, г. Смоленск

Статья посвящена проблемам категории оценки в современной лингвистике. В данной статье рассматриваются различные подходы к определению категории оценки, а также средства выражения и функционирования оценки.

Ключевые слова оценка, категория, средства выражения, оценочные значения, субъект, семантика оценки.

Язык отражает взаимодействие действительности и человека в самых разных аспектах, одним из которых является оценочный: объективный мир членится говорящим с точки зрения его ценностного характера - добра и зла, пользы и вреда. Оценка является универсальной категорией: вряд ли существует язык, в котором отсутствуют представления о хорошем и плохом.

Категория оценки широко изучается в современной лингвистике. Интерес к этой теме не ослабевает, связано это с многообразием трактовок как самой категории оценки, так и разнообразными подходами к определению круга оценочных значений и анализу оценочных категорий. Кроме того, категория оценки представляет собой достаточно сложное явление для осмысления и анализа, изучается не только в лингвистике, но исследуется в рамках философии, этики, логики, аксиологии.

Понятие оценки вошло в лингвистику из логики оценок, где оценка квалифицировалась как высказывание о ценностях. Под ценностью, или добром, принято понимать всё, что является объектом всякого желания, нужды, интереса, стремления и т.д. [4, с. 2]. Оценка представляет ценностное отношение к кому-, чему-либо, основанное на признании или отрицании достоинств и положительных качеств объекта.

«Оценка - это такое определение объекта, при котором выявляется его положительное (отрицательное) значение для субъекта, при условии, что объект способен удовлетворять потребности субъекта» [4, с. 12]. Именно такое (узкое) понимание оценки получило наибольшее распространение в лингвистике.

Оценивание различных явлений действительности является одной из важнейших составляющих когнитивной деятельности человека. Именно поэтому Н.Д. Арутюнова определяет оценку как «собственно человеческую категорию», которая «задана физической и психической природой человека, его бытием и чувствованием, она задает его мышление и деятельность, от-

* Доцент кафедры Журналистики и культуры речи, кандидат филологических наук.

Общие вопросы языкознания

41

ношение к другим людям и предметам действительности, его восприятие искусства» [1, с. 5].

В лингвистике оценка понимается как универсальная категория, сущность которой заключается в отражении в языке ценностного отношения познающего субъекта к объективной действительности. Отражение объективного мира человеческим сознанием по своей сути является отношением оценочным. «Познавательный акт как некоторый фрагмент деятельности человека уже по своей природе содержит так называемый оценочный момент, который и есть не что иное, как произведенная субъектом мыслительная операция над предметом высказывания (восприятие, понимание, обобщение, заключение и т.д.), что представляет собой «оценку» в самом широком понимании. Оценка содержится, таким образом, повсюду, где происходит какое бы то ни было соприкосновение субъекта познания с объективным миром» [5, с. 142].

Интерес лингвистов к познанию сущности оценки стремительно возрастает. Это связано с тем, что оценка имеет огромный спектр средств выражения и функционирует на всех грамматических уровнях. Шведова Н.Ю. трактовала оценку как одну из четырёх «изначальных» функций языка, которая организует словарь языка, его фразеологические средства и грамматику.

Основное направление в изучении категории оценки современными лингвистами связано с определением оценочных значений и способах их выражения. Основное внимание в традиционной лингвистике было направлено на анализ семантики и структуры оценки, изучении элементов оценочной структуры. В дальнейшем изучение категории оценки расширилось исследованиями семантических, прагматических и функциональных особенностей оценочных значений. По нашему мнению, оценка теснейшим образом связана с прагматикой. Так, говорящий воздействует на слушающего в целях создания у него адекватной реакции по поводу высказанной оценки. Выбор языковых средств для выражения наиболее точной оценки, т.е. средства практического осуществления речевого воздействия лежат за пределами прагматики - в синтактике и семантике языка, но само стремление говорящего выбрать из «наличного репертуара» языка наиболее точные, наиболее убедительные - это уже сфера прагматики [3, с. 11].

На современном этапе лингвистики проблема взаимодействия семантики и прагматики становится одной из центральных проблем языкознания.

В лингвистической литературе оценку часто рассматривают как субъективную категорию. Так, Н.Д. Арутюнова считает, что оценка выражает субъективное отношение к явлениям окружающей действительности, а не отражает их объективные характеристики. Такой подход предопределяет изучение оценочных значений в тесной связи с человеком, т.е. с восприятием объективной действительности человеком и его оценки по поводу воспринимаемых явлений действительности.

42

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

Однако по данному вопросу существуют и противоположные мнения. Так Е.М. Вольф считает, что оценка предполагает собственные свойства предмета, т.е. содержит объективный компонент. По мнению Е.М. Вольф, субъект оценки опирается не только на личностное отношение к объекту оценки, но и на стереотипные представления об объекте [3, с. 23]. В случае индивидуальной оценки автор выражает не только свое мнение, но и то общепризнанное положение вещей, которое существует в данном социуме, т.е. в случае субъективной оценки также имеется понятие о нормативном положении, которые представляются таковыми для субъекта оценки. Таким образом, критерием, на основании которого дается оценка, является стереотипное представление субъекта оценки о данном положении вещей, которое существует, принято в данном социуме.

Изучение оценки со стороны семантики позволило выявить тот факт, что субъективный и объективный факторы неразрывно связаны между собой. Можно говорить о том, что объективное и субъективное - это две стороны одного и того же явления - познания и отражения действительности. Субъективное складывается на основе объективного. На основе явлений, существующих в объективной действительности, складывается их субъективная оценка.

Рассмотрение объективных и субъективных факторов в оценке предполагает разграничение оценочных и дескриптивных компонентов значения. Вопрос о соотношении оценочного и дескриптивного в оценке является весьма спорным. Убедительным в этом плане, на наш взгляд, является мнение Н.Д. Арутюновой, которая считает, что основные различия между двумя типами значений заключаются в том, что дескриптивные значения фиксируют отношение между языком и окружающим миром, а оценочные значения характеризуют отношение между окружающим миром и его идеализированной моделью: наличие и отсутствие соответствия между этими мирами [2, с. 182].

Связь между дескриптивными и оценочными значениями наиболее полно проявляется в семантике прилагательных, так как их основу составляет признаковая семантика.

Эмоциональная оценка, создаваемая прилагательными, как любая оценочная структура, отражает два фактора: объективный и субъективный, представляет отношения субъекта оценки к объекту и свойствам самого объекта, на которые направлена оценка. Отношение субъекта к объекту может быть оценено с точки зрения хорошо / плохо. Взаимодействие объективного и субъективного факторов лежат в основе структуры оценочной шкалы, представляющей собой «континуум», где постоянно нарастает или снижается степень признака [3, с. 54]. Точкой отсчета для эмоциональной оценки на шкале будет нормальное, обычное положение вещей. Норма соотнесена с той частью шкалы оценок, на которой помещаются стереотип-

Общие вопросы языкознания

43

ные представления о данном объекте с соответствующим признаком. По одну сторону шкалы оценки располагаются прилагательные со знаком «+», по другую - со знаком «-». Прилагательные со знаком «-» свидетельствуют об отклонении от нормы, прилагательные со знаком «+» - о соответствии норме.

Таким образом, в самой семантике прилагательных оказываются связанными собственно семантический и прагматический планы высказывания. Прагматический аспект присутствует у качественных прилагательных, имеющих оценочный характер.

Список литературы:

1. Арутюнова Н.Д. Аксиология в механизмах жизни и языка / Н.Д. Арутюнова // Проблемы структурной лингвистики. - М., 1984. - 287 с.

2. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М.: Языки русской культуры, 1999. I-XV - 182 с.

3. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. - М.: Наука, 1985. -228 с.

4. Ивин А.А. Основания логики оценок. - М.: МГУ, 1970. - 229 с.

5. Колшанский Г.В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. - М., Наука, 1975. - 232 с.

ОППОЗИЦИЯ «СВОИ - чужой» в создании ОБРАЗА РОССИИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

© Лисихина М.А.*

Педагогический институт Тихоокеанского государственного университета,

г. Хабаровск

В настоящей статье рассматриваются возможности использования оппозиции «свой - чужой», одной из базовых культурно-психилогиче-ских оппозиций, в политическом дискурсе. В работе представлен анализ языковых средств выражения оппозиции «свой - чужой» в политических аналитических статьях качественной прессы Великобритании, посвящённых России.

Ключевые слова: оппозиция «свой - чужой»; политический дискурс; СМИ; образ России.

* Доцент кафедры Английской филологии и межкультурной коммуникации, кандидат филологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.