Научная статья на тему 'Категория «Национальных интересов» в стратегиях национальной безопасности России и США'

Категория «Национальных интересов» в стратегиях национальной безопасности России и США Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
8858
1522
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чапчиков Сергей Юрьевич

Статья посвящена сравнительному анализу трактовки категории «национальный интерес» в стратегиях национальной безопасности России и США

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Категория «Национальных интересов» в стратегиях национальной безопасности России и США»

Чапчиков Сергей Юрьевич Заместитель начальника подразделения в/ч 93967 Кандидат юридических наук

Преподаватель (докторант) кафедры правового обеспечения управленческой деятельности Международного института управления МГИМО (У) МИД России

E-mail: chapchikov_s@mail.ru

КАТЕГОРИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ» В СТРАТЕГИЯХ НАЦИОНАЛЬНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ И США

Становление концепции национальной безопасности в России. В российской научной литературе термин «государственная безопасность» появился в XIX в. и употреблялся как синоним категории «безопасность». Связано это с тем, что в отечественной практике сфера безопасности всегда была монополией государства.

Во времена СССР понятие «безопасности» трактовалось через термин «государственная безопасность» который был введен в нашей стране в 1934 г. при образовании в составе НКВД Главного управления государственной безопасности. В термине отражалась официальная точка зрения военнополитического руководства страны о приоритете интересов государства диктатуры пролетариата перед интересами общества в целом и интересами личности («общество для государства»).

В 1936 г. термин «государственная безопасность» был официально включен в текст Конституции СССР (пункт «и» статьи 14 главы 2) и начал употребляться в документах и актах органов советского государства, в советской правовой литературе [4].

До середины 1980-х гг. - советское обществоведение под безопасностью понимало исключительно ее военно-политическую составляющую -соотношение военных потенциалов, баланс сил между супердержавами и военно-политическими коалициями, применение военной силы в международных отношениях, контроль над вооружениями и разоружение, международные режимы и институты безопасности и т.д.

Понятие «безопасности», как системы мер по защите интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, вошло официально в политическую практику Российской Федерации в 1992 году с принятием Закона Российской Федерации № 2446-1 «О безопасности».

В политическом лексиконе России, термин «национальная безопасность» стал использоваться с 1990-х гг. Он, по мнению С. Кортунова [5], заимствован из нормативных документов некоторых стран, в которых данный термин имеет широкое научное и прикладное хождение. Подтверждая данную позицию, Д. Г. Балуев пишет: «Термин «национальная безопасность» фактически является «калькой» с английского термина «national security», который в принципе может переводиться и как национальная, и как государственная безопасность, что нередко и делается рядом авторов» [1].

Однако следует осознать, что термины «государственная безопасность» и «национальная безопасность» не синонимы, а разновеликие, самостоятельные понятия. «Подменять национальную безопасность государственной и наоборот недопустимо, поскольку первое понятие более общее, родовое, а второе — частное, видовое», — справедливо считает А. А. Прохожев [7].

Важными этапами в концептуальном осмыслении национальной безопасности России и роли национальных интересов в этой сфере явились такие важнейшие документы, как Конституция РФ 1993 г., Концепция внешней политики РФ 1993 г., Концепции национальной безопасности 1997 и 2000 гг., Военная доктрина РФ 2000 г. Концепции внешней политики 2000 и 2008 гг. Законы «О безопасности» от 5 марта 1992 года №2446-1 и 28 декабря 2010 г.

Политико-правовыми источниками концептуальных обобщений и последующих практических действий по обеспечению национальной безопасности являются также ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию, его выступления по важнейшим проблемам внутренней и внешней политики страны.

Современный официальный подход властей к проблемам национальной безопасности России был представлен в Послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации «О национальной безопасности» (июль 1996 г.),

затем в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации в декабре 1997 года и уточненной в 2000 г. Появление этих государственных нормативно-правовых документов знаменует завершение важного этапа в формировании и развитии теории и политики безопасности в России. Их содержание позволяет судить о характере официальной политики безопасности с точки зрения условий для развития гражданского общества в России.

Под национальной безопасностью России в этих документах понималась безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Такая формулировка термина «национальная безопасность» действовала с 17 декабря 1997 года по 11 мая 2009 года, когда вступила в силу Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

Следующий шаг в формировании взгляд на безопасность был сделан именно в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [9]. Этот документ - официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года "национальные интересы Российской Федерации" определены как совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства [9].

Рождение современной Стратегии национальной безопасности США. Впервые термин «национальная безопасность» употребил в 1904 г. в своем послании конгрессу США президент США Т. Рузвельт. Американская модель национальной безопасности базировалась на методологических разработках середины ХХ в. американского политолога Г. Моргентау, в которой национальная безопасность понимается как безопасность граждан, общества и государства.

В 1947 г. в США был принят закон «О национальной безопасности», что привело к появлению новой категории «национальная безопасность» в науке и политической практике в США [4].

Официальная трактовка национальных интересов США находит отражение в доктринах, стратегиях, директивах, заявлениях, выступлениях, статьях и интервью американской администрации на разных этапах политического процесса страны [10, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27].

Согласно закону о реорганизации обороны 1986 года (закон Голдуотера-Николса) администрация США обязана ежегодно представлять Конгрессу документ с изложением как текущего состояния национальной безопасности, так и своего концептуального видения стратегии национальной безопасности на будущее.

Однако только администрация Б. Клинтона представляла конгрессу стратегические документы ежегодно. Последний такой доклад под названием "Стратегия национальной безопасности США для нового столетия" (известный под именем "стратегии Клинтона") датирован 1999 годом.

События 11 сентября 2001 года резко актуализировали проблему безопасности в общественном мнении США и открыли новый этап развития стратегии национальной безопасности, в которой главной задачей США провозглашена борьба с терроризмом и оружием массового поражения. Эти задачи США и пути их решения описаны в «доктрине Буша» — «Стратегии национальной безопасности США» 2002 и 2006 годов [2].

В 2010 году Президент Обама предложил новый широкий пересмотр стратегических приоритетов США.

27 мая 2010 года была обнародована современная Стратегия национальной безопасности США Администрации Барака Обамы.

Представляет научный и практический интерес сравнение национальных интересов России и США, как они представлены в современных стратегиях двух государств в сфере национальной безопасности. Именно они в значительной мере определяют политику России и США в современном мире и будут определять ее в перспективе.

Структура стратегий по национальной безопасности. В структуре американского документа выделяются три части.

В первой части (Overview of National Security Strategy- Обзор стратегии национальной безопасности) формулируются своего рода методологические основы подхода США к проблемам современного мира и национальным приоритетам.

Во второй (Strategic approach - Стратегический подход) дается краткая оценка международной ситуации и основные принципы, положенные в основание Стратегии -2010.

В третьей части (Advancing our interests - Обеспечение наших интересов) названы национальные интересы и основные направления деятельности США для их защиты.

Как провозглашается в документе, главная цель стратегии - национальное обновление для восстановления американского глобального лидерства. Лидерство подразумевает военную мощь, экономическую конкурентоспособность, моральный авторитет, активное участие в международно-политических процессах в глобальном масштабе и усилия по упорядочиванию международной системы.

В документе отмечается, что США по-прежнему обладают ресурсами, которые в предыдущие десятилетия позволяли сохранять лидерство, в том числе сильные альянсы под американским контролем, военное превосходство и самая крупная экономика [8].

В структуре российского документа шесть важных разделов.

В первом разделе дается определение ключевых понятий по проблемам национальной безопасности, дается краткая характеристика документа.

Второй раздел посвящен анализу состояния и тенденций развития современного мира и места в нем России.

Третий раздел характеризует национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты.

Четвертый раздел раскрывает ключевые аспекты обеспечения национальной безопасности Росси в современном мире.

Пятый и шестой разделы определяют критерии национальной безопасности и организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации Стратегии.

Стратегия опирается на систему политических установок страны по обеспечению национальной безопасности и защите национальных интересов России. Она в полной мере отражает ключевые положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 года, в котором определены приоритетные направления в области внутренней и внешней политики государства: совершенствование политической системы, оптимизация государственного управления, консолидация усилий и ресурсов федерального Центра и регионов на решение задач социально-экономического развития страны, повышение возможностей государства в области обороны и безопасности, развитие новых технологий и создание основы национальной конкурентоспособности, следование идеалам многовековой отечественной культуры и духовности, повышение уровня и качества жизни российских граждан.

В Стратегии сформулирована новая оценка современных внутренних и внешних угроз национальной безопасности и стратегических рисков, оказывающих сдерживающее влияние на устойчивое развитие государства. Кардинально изменен принцип обеспечения национальной безопасности, сформирован новый механизм реализации консолидированных усилий государства и общества. Поэтому этот документ существенно отличается от Концепции национальной безопасности Российской Федерации [3].

Национальные интересы и приоритеты России и США в сфере национальной безопасности. Ключевым элементом двух стратегий являются характеристики национальных интересов, целей и приоритетов США и России на современном этапе.

Сравним в связи с этим национальные приоритеты России и США в сфере национальной безопасности, так как они изложены в Стратегиях национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и в с Стратегии национальной безопасности США 2009 г.

Россия. Национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную

перспективу заключаются:

в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;

в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;

в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация, наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности, сосредоточивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития:

повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения

экономический рост, который достигается, прежде всего, путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал

наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;

экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;

стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.

Согласно Стратегии интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми [9].

В этом программном документе стратегическими целями обеспечения национальной безопасности нашей страны объявлено вхождение России в среднесрочной перспективе в число пяти стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта, а также достижение необходимого уровня национальной безопасности в экономической и технологической сферах [9].

В российской документе подчеркивается, что реализация Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.

США. Национальные интересы и цели США, сформулированы в Стратегии национальной безопасности 2010 года следующим образом.

Эффективное противодействие в кооперации с союзниками и партнерами распространению оружия массового уничтожения, в первую очередь ядерного; особую тревогу в этом отношении у Вашингтона вызывают такие "проблемные" государства как Иран и КНДР, а также террористические организации;

Подрыв инфраструктуры и ликвидация главной международной

террористической организации Аль - Кайда, в том числе путем радикального ослабления движения "Талибан" и оказания военно-политической поддержки правительствам Афганистана и Пакистана;

Завершение процесса суверенизации Ирака и вывод американских войск из этой страны с передачей всей полноты власти и ответственности гражданским властям и выстраиванием "отношений долгосрочного партнерства с правительством и народом Ирака";

Достижение всеобъемлющего мирного урегулирования на Ближнем Востоке между Израилем и его арабскими соседями при обеспечении безопасности еврейского государства и одновременной реализации законного стремления палестинцев к созданию своего государства, а в более широком плане сформулирована линия на расширение и продвижение партнерства с исламским миром в области политики безопасности "на основе взаимных интересов и взаимоуважения";

Возрождение экономической мощи, на которой основывается глобальное лидерство США, предполагает проведение последовательной государственной линии, нацеленной на обеспечение устойчивого экономического развития самих Соединенных Штатов и рост мировой экономики в целом, в частности, через более тесное взаимодействие в формате 0-20, а также использование других многосторонних и двусторонних инструментов, и, таким образом, на предотвращение нового экономического кризиса;

Продвижение в мире универсальных человеческих ценностей через тесное взаимодействие с другими западными демократиями и институтами, "не навязывая эти ценности силой", но включая тему прав человека в диалог с репрессивными режимами и содействуя всемерному распространению современных информационных технологий в целях расширения пространства свободы;

Формирование "справедливого и устойчивого международного порядка, который объективно будет служить национальным интересам США и предполагает ответственный коллективный подход в деле парирования таких глобальных угроз и вызовов, как изменение климата, бедность,

пандемии" [15].

В доктрине США говорится, что Соединенные Штаты должны воскресить свою собственную экономическую, нравственную и инновационную мощь, если хотят и дальше играть ведущую роль в мире. Так же, как и после второй мировой войны, Соединенные Штаты должны сформировать новый международный порядок и систему мировых институтов, отражающих действительность 21-го века, в которой «величие Америки не гарантировано» [15].

«В то время как мы ведем войны, мы должны видеть и горизонт за ними, -пишет Президент Обама во вступлении к документу. - Чтобы попасть туда, мы должны проводить стратегию национального обновления и мирового лидерства -стратегию, восстанавливающую основание американской силы и влияния» [6].

Сравнительный анализ двух стратегий показывает, что две ведущие державы мира Россия и США имеют как общие, так и различные национальные интересы.

С одной стороны, новая доктрина Обамы представляет собой разрыв с односторонним военным подходом, который его предшественник пропагандировал после терактов 11 сентября. С другой стратегия Обамы предлагает «широкое понимание того, на чем основывается наша национальная безопасность» [15].

Военное превосходство должно быть сохранено, подчеркнуто в документе, и «Соединенные Штаты остаются единственным государством, способным вести крупномасштабные военные операции на дальнем расстоянии», говорится в Стратегии. В тоже время Обама признает, что, «когда мы злоупотребляем нашей военной мощью или не используем дополнительные инструменты или действуем без партнеров то наши вооруженные силы чрезмерно напряжены. Американцы несут тяжелую ношу, а наше мировое лидерство слишком ассоциируется лишь с военной силой».

В стратегии упоминаются четыре «постоянных национальных интереса» США, «неразрывно связанных» между собой: безопасность, процветание, ценности и международный порядок [15].

В документе более адекватно, чем в предыдущих стратегиях национальной безопасности США оценивается потенциал воздействия

Вашингтона на судьбы мира, отмечается опасность ослабления Соединенных Штатов за счет "перенапряжения сил" к радости недругов Америки, подчеркивается нацеленность на совместные усилия с другими ведущими игроками на международной арене в интересах демократии, мира и процветания. Прямо заявлено, что "ни одна нация, как бы сильна она ни была, не может справиться с глобальными вызовами современности в одиночку".

Такой подход открывает дверь сотрудничеству России и США в решении наиболее сложных и опасных современных проблем.

Литература

1. Балуев Д. Г. Личностная и государственная безопасность: современное международно-политическое

измерение : автореф. дис. ... д-ра полит. наук. Н. Новгород, 2004.

2. Википедия // эл.ресурс http: //ru.wikipedia.org/wiki/%

3. Витковский А. И. Национальная безопасность: понятие, нормативное правовое обеспечение// Аналитический вестник Совета Федерации . 2010 .№ 17 (403)

4. Зеленков М. Ю. Теоретико-методологические проблемы теории национальной безопасности Российской Федерации: монография/- М.: Юридический институт МИИТа, 2013. С.20

5. Кортунов С. В. Концептуальные основы национальной и международной безопасности. М.:

Государственный университет - Высшая школа экономики, 2007.

6. Кортунов С. В. Национальная и международная безопасность: Концептуальные основы. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. - С. 21.

7. Общая теория национальной безопасности: учебник / под ред. А. А. Прохожева. М. : Изд-во РАГС, 2002. С.

23.

8. Стратегия национальной безопасности Барака Обамы: старое вино в новых мехах? // США-Канада: экономика, политика, культура, 2011, № 1

9. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"// "Собрание законодательства РФ", 18.05.2009, N 20. Ст. 2444

10. “Four Freedoms” Speech, Franklin D. Roosevelt, 1941 // A Documentary History of The United States. Richard D. Heffner. 2002

11. A National Security strategy of Engagement and Enlargement. The White House. February 1996. URL: http://www.fas.org/spp/military/docops/national/1996stra.htm ; A National Security Strategy for а New Century. May 1997.

URL: http://www.globalsecurity.org/military/library/policy/national/nss9705.htm

12. Corollary to the Monroe Doctrine, Theodore Roosevelt, 1904, 1905 // A Documentary History of the United States. Richard D. Heffner. 2002

13. Foreign Policy Address at the Council on Foreign Relations. Clinton H. R. Secretary of State. Washington, DC.

July 15, 2009. URL: http://www.state.gov/secretary/rm/2009a/july/126071.htm

14. National Defense Strategy. June 2008. URL:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://www.defenselink.mil/news/2008%20National%20Defense%20Strategy.pdf

15. National_security_strategy . May. 2010 www.whitehouse.gov/sites/default/files/rss_viewer/national_security_strategy.pdf

16. President Bush Hosts Summit on Financial Markets and the World Economy. National Building Museum. Washington, DC. November 19, 2008. URL:

http://georgewbushwhitehouse.archives.gov/news/releases/2008/11/images/20081115-5_p111508jb-0477-515h.html

17. Remarks by the President at the New Economic School Graduation. Moscow, Russia. July 7, 2009. URL: http://www.whitehouse.gov/the_press_office/Remarks-By-The-President-At-The-New-Economic-School-Graduation/

18. Remarks by the President on a new beginning. Cairo University. Cairo, Egypt. June 4, 2009. URL: http: //www.whitehouse.gov/the_press_office/Remarks-by-the-President-at-Cairo-University-6-04-09/

19. Rice C. Campaign 2000: Promoting the National Interest. Foreign Affairs. January/February 2000. URL: http: //www.foreignaffairs.com/articles/55630/condoleezza-rice/campaign-2000-promoting-the-national-interest

20. Remarks by the President to the United Nations General Assembly United Nations Headquarters New York, New York. September 23, 2009. URL: http://www.whitehouse.gov/the_press_office/Remarks-by-the-President-to-the-United-Nations-General-Assembly/

21. Secretary Clinton's Remarks at Town Hall Meeting at Moscow State University. October 14, 2009. URL: http://www.state.gov/secretary/rm/2009a/10/130567.htm

22. The American University ‘Strategy of Peace” Speech, John F. Kennedy, 1963 // A Documentary History of the United States. Richard D. Heffner. 2002

23. The Monroe Doctrine, James Monroe, 1823 // A Documentary History of the United States. Richard D. Heffner.

2002

24. The National Security Strategy of the United States of America. The White House. September 17, 2002. URL: http://georgewbush-whitehouse.archives.gov/nsc/nss/2002/index.html

25. The National Security Strategy of the United States of America. The White House. March 16, 2006. URL: http: //georgewbush-whitehouse.archives.gov/nsc/nss/2006/

26. U.S. Secretary of State Rice C. Rethinking the National Interest. Foreign Affairs, July/August 2008. URL: http: //www.foreignaffairs.com/articles/64445/condoleezza-rice/rethinking-the-national-interest

27. War Message to Congress, Woodrow Wilson, 1917 // A Documentary History of the United States. Richard D. Heffner. 2002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.