КАТЕГОРИИ ЭЛЕКТРОННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Никитина К.И.*
Пермский государственный национальный исследовательский университет,
г. Пермь
Министерство образования Пермского края, г. Пермь
В статье рассматриваются категории электронной экономической деятельности на современном этапе развития экономики.
Ключевые слова постиндустриальное общество, электронная экономическая деятельность, электронная коммерция, электронное предпринимательство.
На современном этапе развития особую актуальность приобретает становление постиндустриального общества.
В историческом аспекте экономические системы прошли крупные стадии в своем развитии: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный периоды.
В доиндустриальной эпохе господствовало натуральное сельскохозяйственное производство, где человек был непосредственно связан с землей. Направление и характер организации деятельности, масштабы производства были предопределены для человека локальной группой, в связи с этим производство носило замкнутый характер [5, с. 55].
С переходом от мануфактурного производства к фабричному наступает индустриальная эпоха. Промышленная революция стала качественным скачком в развитии производительных сил. На смену личной зависимости в доиндустриальный период приходит личная независимость, главной сферой экономики становится промышленность, главным фактором - капитал.
В 70-е гг. XX в. высокоразвитые капиталистические страны переходят на постиндустриальный этап развития. В результате научно-технической революции существенно меняется место и роль человека в системе производства, формируется новый тип работника, в совершенстве владеющего научными принципами производства и способного обеспечить его интенсивное развитие на основе достижений науки и техники. Коренное изменение содержания труда способствует существенному преобразованию всей системы общественной жизни: социально-экономической структуры, степени свободы, демократизации, системы образования, культуры и др. [1, с. 215-216].
* Заведующий сектором Государственных закупок управления Экономики образования Министерства образования Пермского края, консультант, аспирант кафедры Экономической теории и отраслевых рынков ПГНИУ.
Теории постиндустриального общества акцентируют внимание на все возрастающей роли информации, знаний, науки, при этом ведущее место в развитии такого общества принадлежит информационным технологиям.
В постиндустриальном обществе открываются новые, перспективные возможности и формы связей между участниками экономических отношений. Активное распространение и развитие информационных технологий способствует становлению электронных форм предпринимательства.
В настоящее время вопросы развития электронного предпринимательства характеризуются недостаточной разработанностью теоретических основ функционирования данной сферы экономики.
С целью формирования целостной картины функционирования экономики необходимо исследовать основные категории электронной экономической деятельности.
Электронная экономическая деятельность - это предпринимательская деятельность, а также тесно связанная с ней иная, не запрещенная законом экономическая деятельность, осуществляемая в электронной форме [3]. Следует отметить, что предпринимательская деятельность является одним из видов экономической деятельности.
В экономической литературе наиболее часто встречающимся является термин «электронная коммерция».
Юрасов А.В. дает следующие определения термина «электронная коммерция»:
- обобщенная концепция, охватывающая любые формы деловых операций, проводимых электронным способом с использованием телекоммуникационных сетей и электронных финансово-экономических инструментов (систем обмена коммерческой информацией, заключения сделок, взаиморасчетов и т.д.);
- коммерческая деятельность, основанная на информационных технологиях, при ведении которой взаимодействие сторон осуществляется электронным способом вместо физического обмена или непосредственного физического контакта [11, с. 450-451].
По мнению Ф. Филиной, электронная коммерция - это все финансовые операции, которые осуществляются при помощи Интернета [8]. При этом основное преимущество электронной коммерции заключается в получении высоких доходов и в необходимости относительно небольшого штата специалистов.
Кобелев О.А. считает, что под электронной коммерцией следует понимать предпринимательскую деятельность по осуществлению коммерческих операций с использованием электронных средств обмена данными [4, с. 16].
По мнению Т.Ф. Старовойтовой, электронная коммерция- это система торговых отношений субъектов хозяйствования, осуществляемых электронным способом, результатом которых является передача права собственности
или права пользования вещественным товаром или услугой от одного лица к другому с целью получения дохода (прибыли), а также поддержка его получения [6, с. 9-10].
Хисаева И.Ш. считает, что электронная коммерция представляет собой комплекс современных инфокоммуникационных технологий, обеспечивающий совершение коммерческих операций с применением электронных средств обмена данными [9].
Царев В.В. и Канторович А.А. трактуют электронную коммерцию как быстрый и экономичный вид бизнеса, который не знает границ [10, с. 8].
Итак, электронная коммерция - это различные виды коммерческой деятельности, осуществляемые в форме электронного обмена данными на основе применения современных информационных и коммуникационных технологий.
Понятие «электронной коммерции» шире понятия «электронной торговли», оно включает не только торговлю, но средства ее обеспечения - международная система стандартов, совместимость электронных версий документов, подписей и др. [3]. Электронная торговля является ведущей составной частью электронной коммерции.
Становится очевидным, что электронная коммерция функционирует в рамках электронного рынка.
Согласно А.В. Юрасову под электронным рынком необходимо понимать следующее:
- виртуальное рыночное пространство для ведения электронной коммерции, где различают горизонтальные рыночные пространства для представления товаров и услуг различных отраслей и вертикальные -представление товаров и услуг одной отрасли;
- виртуальное рыночное пространство для ведения электронной коммерции, адресованное только профессиональной аудитории, охватывающее только ту сферу сбыта и снабжения, на которой реализуется процедура авторизации участников [11, с. 451-452].
К особенностям электронного рынка относятся открытость, интернациональность, меньший объем средств фирмы для входа на рынок по сравнению с традиционными формами рынка; наличие электронных платежных систем [6, с. 16].
Важной особенностью электронного рынка, по сравнению с традиционным, является снижение трансакционных издержек, связанное с сокращением затрат на поиск информации о товарах, работах, услугах, о поставщиках (исполнителях, подрядчиках); на ведение переговоров с деловыми партнерами; на внутренние коммуникации внутри организации и т.п.
Электронный рынок представляет собой механизм, существующий для реализации рациональных планов продавца и покупателя, осуществляемых в виртуальном пространстве на основе применения современных информационно-телекоммуникационных технологий.
На электронном рынке осуществляется широкий спектр видов экономической деятельности. Обзор таких видов экономической деятельности представлен в табл. 1.
Таблица 1
Виды электронной экономической деятельности
Вид экономической деятельности Содержание
Электронная финансовая деятельность (электронное финансовое посредничество) Деятельность кредитных организаций в области осуществления электронных расчетов с использованием банковских карт и систем электронных денег, биржевые операции с фондовыми ценностями и финансовое посредничество иных участников электронной экономической деятельности.
Электронная страховая деятельность Виды деятельности, связанные с долгосрочным и краткосрочным распределением рисков с элементом или без элемента сбережения.
Электронная консультационная деятельность Консультационная деятельность по вопросам правового регулирования, налогообложения, бухгалтерского учета, аудита, стратегий, и систем управления экономической деятельностью третьих лиц.
Электронная маркетинговая деятельность Виды деятельности, связанные с исследованиями конъюнктуры рынка, в области рекламы, в сфере выявления общественного мнения.
Электронная образовательная деятельность Деятельность в области осуществления программ дистанционного образования с использованием информационно-коммуникационной сети Интернет.
Электронная издательская деятельность Деятельность в области издания средств массовой информации в информационно-коммуникационной сети Интернет.
Электронная торговая деятельность Виды деятельности, связанные с продажей товаров.
Электронные услуги населению Виды деятельности, связанные с предоставлением органами государственной власти услуг населению с применением информационно-телекоммуникационных технологий.
Деятельность по предоставлению услуг электронной связи Деятельность по предоставлению услуг доступа к информационно-коммуникационной сети Интернет, осуществляемая юридическими лицами - провайдерами.
Источник: построено автором на основе источника [7].
Электронная экономическая деятельность осуществляется на различных рыночных сегментах, представленных в табл. 2.
Таблица 2
Модели коммерческих взаимодействий электронной экономической деятельности
Наименование коммерческого взаимодействия Содержание
В2В («Вштезз4о-Визтезз») -коммерческое взаимодействие между юридическими лицами, организациями Сфера заключения электронных сделок между хозяйствующими субъектами на различных торгово-закупочных площадках. Отраслевые электронные площадки, электронные платежные системы, виртуальные предприятия, электронные биржи, интернет-реклама и т.д.
Продолжение табл. 2
Наименование коммерческого взаимодействия Содержание
В2С («Bшmess-to-QJstomer») -между юридическими и физическими лицами Электронные магазины, электронные аукционы, электронные витрины и каталоги, электронные платежные системы, интернет-страхование, системы телеработы, интернет-реклама и т.д.
В2G («Busmess-to-Gover'ment») -между юридическими лицами и государственными организациями Участие в аукционах в электронной форме на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд; предоставление налоговой, статистической и иной отчетности.
C2С («Customer-to-Customer») -между физическими лицами Системы многоуровневого маркетинга, доски объявлений, интернет-аукционы.
G2С («Goverment-to-Customer») -между государственными организациями и физическими лицами Юридические, информационно-справочные службы, геоинформационные системы и т.п.
C2B («Customer-to-Business») -между физическими и юридическими лицами Оказание частных услуг, участие в опросах, рекламных акциях, в партнерских, спонсорских программах
G2G («Goverment-to-Goverment^>) - между государственными организациями Автоматизированные системы сотрудничества в таможенной, налоговой, правоохранительной сферах, геоинформационные системы.
C2G («QJstomer-to-Goverment») -между физическими лицами и государственными организациями Участие в вопросах общественного мнения; уплата налогов, сборов, штрафов; предоставление заявок, жалоб, обращений граждан.
G2B («Goverment-to-Business») -между государственными организациями и юридическими лицами Юридические, информационно-справочные службы, геоинформационные системы; проведение открытых аукционов в электронной форме на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд; Обеспечение контакта с администрациями, органами лицензирования, сертификации, налоговыми органами и т.п.
Источник: построено автором на основе источников [7; 11, с. 23-24].
На сегодняшний день развиваются все вышеперечисленные сегменты взаимодействия участников электронной экономической деятельности. При этом наибольшее распространение получили сегменты В2В и В2С, на которых реализуется заключение различных договоров купли-продажи, в том числе предоставление потребителям электронных банковских услуг.
На функционирование и развитие электронного рынка значительное влияние оказывают факторы макросреды: экономические, политические, социально-культурные, научно-технические, правовые.
К экономическим факторам макросреды, влияющим на электронный рынок, относятся стабильность экономической ситуации, состояние электронных платежных систем, налоговый климат, инвестиционный климат, наличие доступных средств доставки товаров.
Политические факторы: стабильность политической ситуации, отношение государственной власти к развитию электронного рынка.
Социально-культурные факторы: мобильность, социальная активность населения; отношение общества к информационным технологиям и новым формам экономической деятельности.
Научно-технические факторы: состояние и развитие информационно-телекоммуникационных технологий.
Правовые факторы: состояние и развитие нормативно-правовой базы, регулирующей отношения на электронном рынке, защита интеллектуальной собственности.
На современном этапе развития общества активно применяются информационные технологии, которые открывают новые формы связей между участниками экономических отношений и способствуют становлению электронного предпринимательства.
Якубайтис Э.А. считает, что электронное предпринимательство - это предпринимательство, использующее глобальные сети и компьютерные технологии [12].
Вольфсон М.Б. определяет следующие характеристики электронного предпринимательства: взаимодействие между участниками осуществляется в электронной или цифровой форме; снижение издержек взаимодействия участников; обслуживание одной или нескольких стадий предпринимательской деятельности (маркетинг, производство, продажа, поставка, послепродажное обслуживание) и др. [2, с. 21-22].
В контексте гражданского законодательства электронное предпринимательство можно определить как самостоятельную, осуществляемую в виртуальном пространстве на основе применения современных информационно-телекоммуникационных технологий на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, электронное предпринимательство включает широкий спектр видов деятельности, осуществляемых в виртуальном пространстве на основе применения современных информационно-телекоммуникационных технологий, способствующих снижению трансакционных издержек.
Список литературы:
1. Васильева Т.С. Социальная философия / Т. С. Васильева, В.В. Орлов. -Пермь: Перм. гос. ун-т, 2007.
2. Вольфсон М.Б. Организационно-экономический механизм формирования и развития электронных предпринимательских структур: дисс. ... к.э.н. - СПб., 2003.
3. Карев А.Я. Электронные документы и сообщения в коммерческом обороте: правовое регулирование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.05.2012).
4. Кобелев О.А. Электронная коммерция. - М.: Дашков и К., 2012.
5. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. - М.: Норма, 2007. - С. 55.
6. Старовойтова Т.Ф. Электронный бизнес и коммерция. - Минск: Тетра Системс, 2009.
7. Тедеев А.А. Новые сферы электронной коммерции: проблемы формирования и классификации [Электронный ресурс] // Проблемы современной экономики. - 2008. - № 3 (27). - Режим доступа: http://www.m-econo-my.ru/art.php?nArtId=2163 (дата обращения: 20.05.2012).
8. Филина Ф. Электронная коммерция // Финансы: планирование, управление, контроль. - 2011. - № 5.
9. Хисаева И.Ш. Современные аспекты формирования предпринимательских структур в сфере электронной коммерции [Электронный ресурс] // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 1 (37). - Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3465 (дата обращения: 20.05.2012).
10. Царев В.В., Канторович А.А. Электронная коммерция. - СПб.: Питер, 2002.
11. Юрасов А.В. Электронная коммерция. - М.: Дело, 2003.
12. Якубайтис Э.А. Компьютерные сети и системы: словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.abc-it.lv/dict/informatics/cgi-bin/IBD/ sartf40d.html (дата обращения: 05.06.2012).
РАЗНИЦА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФЬЮЧЕРСОВ И ФОРВАРДОВ В ХЕДЖИРОВАНИИ ВАЛЮТНЫХ РИСКОВ
© Скиба М.В.*
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет,
г. Санкт-Петербург
Статья посвящена проблемам управления валютными рисками в организации. Цель статьи - исследование разницы использования фьючерсов и форвардов в управлении валютными рисками со стороны организации. В статье представлен анализ сравнения использования фьючерсов и форвардов в хозяйствующих субъектах. Результаты исследования могут быть использованы как руководителями предприятий, чья производственно-хозяйственная деятельность связана с экспортно-импортными поставками, так и регулирующими органами. Выводы, полученные автором в ходе исследования, отражают необходимость создания механизма внедрения на российских предприятиях систем по управлению валютными рисками.
Ключевые слова валютный фьючерс, валютный форвард, хеджирование, валютный риск.
* Аспирант кафедры Предпринимательства и коммерции.