Научная статья на тему 'Картина мира в эпических памятниках башкир'

Картина мира в эпических памятниках башкир Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
168
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / НАРОДНОЕ СОЗНАНИЕ / ЭПИЧЕСКОЕ СКАЗАНИЕ / ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / EPIC MONUMENTS / CULTURAL VALUES / NATIONAL CONSCIOUSNESS / EPIC SAGA / MORAL TRADITIONS / VIEW OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Давлеткулов Ахмет Хажмухаметович

В эпических памятниках народ ясно осознает себя, свои идеалы и стремления, свое специфическое место в мире. Изучение и переосмысление глубинных духовных традиций народа, опора на них в построении новых, современных культурных ценностей необходимое условие развития нации. Каждое эпическое сказание фиксировало и сохраняло в веках народное понимание о сущности того или иного исторического события деяний, исключительность которых запечатлелась в сознании современников, оставив их в народной памяти на тысячелетия. В эпических памятниках отражаются поступательное движение народного сознания, мировоззрения и восприятие его художественного мышления. Эпические образы воплотили в себе прогрессивные идеалы народа, его героический дух и настойчивое стремление сделать жизнь на земле лучше.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Picture of the World in Epic Monuments of Bashkirs

People realize their ideals and aspirations, their specific place in the world and also themselves in the epic monuments. Study and rethinking deep moral traditions of the people, supporting ourselves on them for building new modern cultural values all this is required for a nation’s development. Every epic saga fixed and preserved people’s understanding of historical events’ essence for centuries. These acts have been imprinted in the minds of contemporaries and have remained in the memory of nation. Translational motion of national consciousness, the view of the world and its perception of artistic thinking are reflected in the epic monuments. The epic characters have embodied the progressive national ideals, their heroic spirit and insistence on better and more beautiful life on earth.

Текст научной работы на тему «Картина мира в эпических памятниках башкир»

ФИЛОСОФИЯ. ЭКОНОМИКА

f ih /14 ¿1чЛч«Тч гъ. г'л еъ ¿К/ft Л» ^ч лч лч^ч лч л & Л4*

Давлеткулов УДК 008 + 65S.336.4

КАРТИНА МИРА В ЭПИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКАХ БАШКИР

Аннотация

В -эпических памятниках народ ясно осознает себя, свои идеалы и стремления, свое специфическое место в мире. Изучение и переосмысление глубинных духовных традиций народа, опора на них в построении новых, современных культурных ценностей - необходимое условие развития нации.

Каждое эпическое сказание фиксировало и сохраняло в веках народное понимание о сущности loro или иного исторического события - деяний, исключительность которых запечатлелась в сознании современников, оставив их в народной памяти на тысячелетия. В эпических памятниках отражаются поступательное движение народного сознания, мировоззрения и восприятие его художественного мышления. Эпические образы воплотили в себе прогрессивные идеалы народа, его героический дух и настойчивое стремление сделать жизнь на земле лучше.

Ключевые слова: эпические памятники, культурные ценности, народное сознание, эпическое сказание, духовные традиции, мировоззрение

Akhmel Kh. Davletkulov

PICTURE OF THE WORLD IN EPIC MONUMENTS OF BASHKIRS

Abstract

People realize their ideals and aspirations, their specific place in the world and also themselves in the epic monuments. Study and rethinking deep moral traditions of the people, supporting ourselves on them for building new modem cultural values - all this is required for a nation's development.

Every epic saga fixed and preserved people's understanding of historical events' essence for centuries. These acts have been imprinted in the minds of contemporaries and have remained in the memory of nation. Translational motion of national consciousness, the view of the world and its perception of artistic thinking are reflected in the epic monuments. The epic characters have embodied the progressive national ideals, their heroic spirit and insistence on better and more beautiful life 011 earth.

Key words: epic monuments, cultural values, national consciousness, epic saga, moral traditions, view of the world

Актуальность данного исследования связана прежде всего с происходящими в нашей стране процессами возрождения национальных культур, оживлением традиций и духовных основ жизни народов. Однако идеологизация духовной жизни страны, подчинение научного и художественного процесса политико-идеологическим догмам привели к искажению реальных черт национального сознания, недооценке фнло-софско-мнровоззренческой роли традиционных форм народных культур. Абсолютизация и дог-матизация отдельных положений марксистско-

ленинской теории, совершивших коренной, революционный переворот в общественном сознании, привели к метафизическому отрицанию тысячелетней духовной традиции, отшлифовавшей мировоззренческие, эстетические, нравственные нормы жизни народов.

Задачи развития национального воспитания и образования, создания своеобразной эт-нопедагогики. совершенствования национальной художественной традиции сегодня требуют преодоления стереотипных, сусально-схематических способов представления национальной

Давлеткулов Ахмет Хижмухимепювич, доктор философских наук, профессор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (Уфа), c-mail: kafedra-blik@viail.ru

Akhmet Kh. Duvletkulov, Prof. Dr.Sc. (Philosophy). Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmullah (Ufa), e-mail: kafedra-hlikia mail.ru

'£■> Давлеткулов A.X., 2016

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ, 2016/3 (73)

культуры, когда она подгоняется под стандартный набор внешних и часто случайных атрибутов и идеологически обработанных, изолированных фольклорно-эпичсских образов. Выявление же национальной духовной традиции в ее подлинной специфики и сложной целостности требует обращения к принципам отражения и духовного освоения мира. Здесь большую роль играет мировоззренческое осмысление такой традиционной формы народной культуры, как эпическая поэзия.

Эпическая поэзия башкир является своеобразным «проектом» развертывания национальной культуры в ее мировоззренческих аспектах. В ней концентрированно содержатся мифологические представления народа, отражающие «предысторию» его общественного развития. Но эти представления уже начинают преобразовываться в художественные образы, нравственные ценности, идеи об общественном устройстве, исторические идеалы народа.

Однако эпическая поэзия - не летопись и не историческое предание. В эпических сказаниях отражаются не столько исторические события, сколько история народного сознания, его специфические особенности. Поэтому исследование философско-мировоззренческого содержания эпических сказаний, художсствснно-эстстичсскос осмысление истории башкирского народа в эпической поэзии - необходимое направление в развитии национальной культуры башкир в современных условиях.

Чтобы изучать какую-нибудь историческую обстановку по эпическим произведениям, надо ясно представить себе, к какому периоду башкирской истории следует отнести сложение эпических сказаний как жанра. Данной проблеме посвящены труды таких ученых, как Е.М. Мелетинский, В.Я. Жирмунский. А.Н. Ки-рссв, А.И. Харисов, В.Г. Котов, Л.А. Ямасва, З.Г. Аминсв и др.

Е.М. Мелетинский утверждает, что «единственно верным является подлинно исторический подход к произведению эпического народного творчества. Этот метод предполагает установление исторических условий, вызвавших к жизни героический эпос и определивших его развитие» [1, с. 32].

Советский фольклорист В.М. Жирмунский считает, что эпос возникает на последней стадии первобытнообщинного строя. «Вследствие

этого, именно эпос и оказывается таким жанром, в котором отражаются, во-первых, процессы, характерные для разложения первобытной общественно-экономической формации, и, во-вторых, стремление народа к новым идеалам, борьба еш за новые формы жизни» [2, с. 20].

Башкирский фольклорист А.Н. Киреев полагает, что «... дать прямой ответ на вопрос о том, как выглядело устно-поэтическое творчество башкирских племен на стадии первобытнообщинного строя, существовал ли уже тогда эпос, если да, то в какой форме бытовал, - также весьма трудно и почти невозможно» [3, с. 22].

Башкирский литературовед А.И. Харисов относит возникновение башкирских героических сказаний к временам, «предшествовавшим монгольскому завоеванию Башкирии, к периоду, как признаки феодализма стали ярко проявляться среди башкирских племен...Попытки же установить происхождение памятников башкирского эпоса в более древние периоды едва ли даст положительные результаты?» [4, с. 79].

Относительно возникновения и сложения эпоса «Урал-батыр» в последнее время возникли различные мнения. Например, археолог В.Г. Котов формирование эпоса относит к эпохе бронзы (III-II тысячелетия до н.э.) [5], историк JI.A. Ямаева - к кушанской эпохе (I тысячелетие до н.э.) [6].

Мы полагаем, что существует больше оснований связывать возникновение древнейших башкирских сказаний с периодом первобытнообщинного строя, хотя многие их мотивы и проблемы своими корнями уходят в глубокую древность.

Эпические памятники возникают в ту эпоху, которую они воспевают. Зрелость художественной формы эпических сказаний, их многосюжстность при некоторой архаизации исторической обстановки говорят о том, что в доисламский период истории башкирского общества в культурной жизни народа уже существовала богатая эпическая традиция, а эпические сказания, песни заняли в ней свое достойное место.

Постановка философских проблем при изучении эпической поэзии несомненно дополнила бы потенциал башкирского национального самосознания. Что касается специального ана-

10

А.Х. Дс1в:1етку:юв

лиза философско-мировоззрснчсского содержания эпических сказаний башкир, то здесь можно отметить лишь ряд работ Д.Ж. Валеева [81 и несколько публикаций B.C. Хазиева [9], А.Р. Хусаинова [10], РШ. Вахитова [11], хотя, разумеется, эти проблемы рассматривались в работах, посвященных башкирскому эпосу в целом, написанных с позиций фольклорного, филологического или историко-этнографичсс-кого подходов. Исследований же, посвященных именно отражению истории этноса и его социально-духовной жизни в эпической поэзии башкир, в настоящее время не имеется, чем и обусловлена научная новизна данной статьи.

Целью нашей статьи является анализ мировоззренческого содержания эпических сказаний башкир в аспекте отраженной в них целостной картины природного и социального мира, а также художественно-философского осмысления процесса развития народного сознания.

Источниковедческую базу работы составляют башкирские эпические сказания «Урал-батыр», «А'кбузат» («Акбузат»), «Заятулэк ме-нэн ЬыуЬылыу» («Заятуляк и Хыухылу»), «Алпамыша менэн БарсынЬылыу» («Алпамыша и Барсынхылу»), «Кузыйкурпэс менэн Маян-Ьылыу» («Кузыкурпсс и Маянхылу») и др., исторические песни и байты, сказки и легенды, связанные с данными эпическими сказаниями.

Длительная историческая традиция бытования «живого» эпического жанра в башкирской культуре показала его способность не только сохранять древние основы национального духа, обеспечивать культурную преемственность, но и отражать новые идеалы и ценности. Поэтому и сегодня необходимо обращение национальной философской, художественно-эстетической и нравственной, педагогической мысли к мировоззренческим идеям и образам башкирской эпической поэзии. Продолжение и переосмысление глубинных духовных традиций народа, опора на них в построении новых, современных культурных ценностей - необходимое условие развития нации.

Эпическая поэзия является своеобразным феноменом культуры. В отличие от мифологии, это уже не синкретическое соединение всех норм общественного сознания, не чисто мифологические описание и объяснение мира или изложение каких-то конкретных исторических

событий. Эпические сказания следует скорее отнести к художественно-образному (наполненному символическими значениями) выражению исторического опыта и идеалов народа. Однако они создаются, передаются и воспринимаются не как чисто художественный вымысел, исполняющий лишь эстетические функции, а выполняют также мировоззренческие, этические и социальные функции. В них сохраняются и переосмысливаются остатки древнего мифологического мировоззрения, выражаются нравственные идеалы и нормы, предлагаются созвучные эпохе социально-истори-ческие программы действия. Но все это выражено в специфических, символизированных образах, прежде всего в художественных по своей природе.

Эпические сказания башкир содержат целостную картину природного и социального мира, причем, если восходящие к мифологии представления Вселенной остаются более или менее стабильными, то восприятие общественной жизни отражает ее изменения. Картина мира в них диалектически противоречива и синкретично соединяет познавательные эстетические, нравственные моменты. Как уже отмечалось, борьба природных сил сочетается здесь с борьбой Добра и Зла, Прекрасного и Безобразного, в которой активное участие принимают люди - герои эпических сказаний, становясь либо на сторону добра, либо - зла. Следует подчеркнуть, что доброе и прекрасное в башкирской эпической традиции всегда в конечном счете побеждают, а человек -батыр - оказывается центральной фигурой мироздания. В этом нашла свое выражение жизненная сила народа, его неистребимая вера в лучшее будущее, доверие к миру.

Важная черта картины мира в башкирской эпической поэзии - единство Вселенной, человека и природы. Древние тотемистические верования со временем трансформировались в ставшие традиционными для башкирской культуры художественные образы девушек-птиц, коней-тулпаров, людей-светил и т.д. Следовательно, уже на стадии эпоса начинается процесс превращения мифических образов в художественные, которые в дальнейшем станут типичными и специфичными для башкирского искусства.

Картина мира в башкирской эпической

поэзии отличается диалектической напряженностью, ее гармония не пассивна и не безжизненна, а возникает как итог столкновения противоположных сил, в чем мы видим глубинное созвучие с идеями взаимодействия сил Инь-Янь в китайской культуре и с мысле-образом «из расходящихся - прекраснейшая гармония» Гераклита Эффсского. При этом картина мира не является чисто познавательной силой — она вся насыщена ценностными позициями. Борьба добра со злом, прекрасного и безобразного оказывается в основе космогонического, мироустроитсльного и социального процессов. Герой-человек выступает носителем добра не только для своих близких, но и для всей родной страны, даже для всего мироздания. Тема борьбы со смертью и защита от нее всей природы - оригинальная и глубокая идея в башкирской эпической поэзии. Мы можем увидеть здесь глубинное созвучие с такими известными направлениями в русской философской мысли XIX века, «как проект общего дела» по преодолению смерти и обновлению мироздания Н.Ф. Федорова и концепция «всеединства» человека и Вселенной B.C. Соловьева, которые, в свою очередь, связаны с древними пластами русской народной культуры.

Что касается социального мира в эпических произведениях, то он оказывается более динамичным. Прежде всего общество, отраженное в эпической поэзии, находится в противоречивом процессе развития, в котором укрепление и совершенствование социальных связей, преодоление стихийных, разрушительных сил сочетается с нарастающим социальным расслоением и появлением угнетения человека человеком, нападениями внешних врагов. Эпические сказания не просто отражают общественную жизнь, но и дают оценку се различным тенденциям, активно воздействуют на человека в духе идеалов единства личности и общества, социальной справедливости, свободолюбия и патриотизма.

Важной и глубокой представляется и содержащаяся в башкирской эпической поэзии мысль о том, что самой страшной и разрушительной силой в мире являются не мифические чудовища, символизирующие враждебные людям природные явления, а ставшие на путь зла и насилия люди (Шульген, шах-

палач Катил, Масем-хан).

Почти каждое эпическое сказание фиксировало и сохраняло в веках понимание народом сущности исторического события. Далеко не всякие, а только тс деяния, исключительность которых запечатлелась в сознании современников, остались в народной памяти на тысячелетия. Это и есть эпическая поэзия.

В последовательном развитии эпической поэзии отражаются поступательное движение народного сознания, мировоззрения и восприятие его художественного мышления. Традиционные эпические образы воплотили в себе прогрессивные идеалы народа, его героический дух, неизменное и настойчивое стремление сделать жизнь на земле лучше. В этих образах воплощены идеалы неиссякаемого мужества и отваги, высокого гуманизма, благородства и самопожертвования во имя своего народа. Своеобразно отображая все эти прогрессивные устремления народного сознания, башкирская эпическая поэзия сосредоточила в себе лучшие тенденции художественной практики народа.

Таким образом, в башкирской эпической поэзии отражается последовательное общественное развитие народа, происходившее в своеобразных исторических условиях. Эпическая поэзия развивается как своеобразная форма художественного отображения самых значительных событий из истории народа. Она является как бы рождающимся в душе народа откликом на жизненно важные проблемы, поставленные перед ним.

В этой связи необходимо кратко наметить основные возможные направления дальнейшего исследования проблем, затронутых в данной работе. Прежде всего, более глубокое понимание основных принципов художественно-эстетического осмысления истории башкирской культуры может дать исследование мировоззренческих аспектов языка, быта, «несловесных» видов искусства, а также других форм древней словесности (пословицы, песни, мифологические легенды, родословные и т.д.) и сопоставление с эпической картиной мира.

Для исследования особенностей взаимодействия форм общественного сознания представляет огромный интерес выявление особенностей взаимовлияния эпической поэзии и религии.

12

АХ. Давлеткулов

Наконец, в изучении развития современных форм общественного сознания важное значение может иметь исследование мировоззренческих, эстетических и этических функций отдельных элементов эпической образности, существующих в рамках современной духовной культуры.

Также необходимо отмстить, что именно в эпических сказаниях народ ясно осознает себя, свои идеалы и стремления, свое специфическое место в мире. Если мифология -своеобразный процесс стихийного осмысления своего наличного положения в мире, то эпическая поэзия - это определенная «программа» становления и развития нации, ее перехода из мира природного в мир социально-исторический. Поэтому именно эпические образы ложатся в основу народных сказов, становятся символами народа, играют большую роль в национальном искусстве, приобщая людей к вечно живым истокам их культуры и к познанию культуры других народов.

Изучение, осмысление и включение в систему образования и воспитания образов и ценностей национальных эпических сказаний -важная культурная и социальная задача ученых и педагогов. Раскрыть философские аспекты этого осмысления эпической поэзии - необходимое звено в духовном возрождении народа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники. - М.: Наука, 1963. - 462 с.

2. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. - М.: Наука, 1974. - 727 с.

3. Kupeee А.Н. Башкирский народный героический эпос. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1970. - 302 с.

4. Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа (XVIII-XIX вв.) - 2-е изд., доп. - Уфа: Китап, 2007. - 344 с.

5. Котов В.Г. Башкирский эпос. «Урал-батыр»: историко-мифологические основы. -Уфа: Гилем, 2006. - 408 с.

6. Ямаева Л.А. «Урал-батыр» - эпос кушанской эпохи // Ватандаш. - 2015. - № 9. -С. 31-44.

7. Аминев З.Г. Эпос «Урал-батыр» как источник по изучению космогонических воз-

зрений древних башкир // Проблемы востоковедения. - 2012. - № 2 (56). - С. 90-94.

8. Валеев Д.Ж. История башкирской философской и общественно-политической мысли. Основные тенденции развития. - Уфа: Китап, 2001.-352 с.

9. Хусаинов А.Р. Геракл и Урал-батыр как источник по изучению космогонических воззрений древних башкир // Истоки. — 2015. — № 46. - С. 5.

10. Хазиев B.C. Космос и хаос в эпосе башкир «Урал-батыр» // История, философия, антропология и педагогика исламского образования новой России. - Уфа, 2013. - С. 250-281.

11. Вахитов Р.Ш. Что общего между эпосом «Урал-батыр» и мифами древней Греции // Проблемы востоковедения. - 2012. - № 2 (56). -С. 95-103.

REFERENCES

1. Meletinskiy, Е.М. Proiskhozhdenie geroic-heskogo eposa: Rcmnie formy i arkhaicheskie pamyatniki [The Origin of the Heroic Epic: Early Forms and Archaic Monuments |. Moscow, Nauka Press, 1963, 462 p. (In Russ).

2. Zhirmunskiy, V.M. Turkskiy geroicheskiy epos [The Turkic Hcroic Epic]. Moscow, Nauka Press, 1974.727 p. (In Russ).

3. Kireev, A.N. Bashkirskiy narodnyi geroicheskiy epos [The Bashkir National Hcroic Epic]. Ufa, Bashkirskoc knizhnoc izdatcl'stvo, 1970. 302 p. (In Russ).

4. Kharisov, A.I. Literaturnoe nasledie bas-hkirskogo naroda (XVIIIXIX vv.) [The Literary Heritage of the Bashkir Nation (18th -19th Centuries)]. 2nd Ed. Ufa, Kitap, 2007, 344 p. (In Russ).

5. Kotov, V.G. Bashkirskiy epos «Ural-batyr»: istoriko-mifologicheskie osnovy [The Bashkir Epic Ural-balyr. Historical and Mythological Foundations], Ufa, Gilem Publ., 2006, 408 p. (In Russ).

6. Yamaeva, L.A. «Ural-batyr» - epos kus-hanskoy epokhi [Ural-batyr as an Epic of the Kushan Era], Vatcmdash - Compatriot Journal, 2015, no 9, p. 31-44 (In Russ).

7. Aminev, Z.G. Epos "Ural-batyr" kctk istochnik po izuchemyu kosmogonicheskikh voz-zreniy drevnikh bctshkir [The Epic Ural-batyr as

a Sourcc for Studying Cosmogonical Views of Ancient Bashkirs]. Problemy vostokovedeniya The Problems of Oriental Studies Journal, 2012, no 2 (56), p. 90-94 (In Russ.).

8. Valcev, D.Zh. Istoriya bashkirskoy filosof-skoy i obshchtstvenno-politicheskoy mysli. Osnov-nyye tendentsii razvitiya [The History of Bashkir Philosophical and Political Thought. The Main Development Trends]. Ufa, Kitap Publ., 2001, 352 p. (In Russ).

9. Khusainov, A.R. Gerakl i Ural-batyr kak istochnik po izucheniyu kosmogoniches-kikh vozzreniy drevnikh bashkir [Hercules and Ural Batyr as a Source for the Study of the Cosmological Beliefs of Ancient Bashkirs |.

lstoki - Sources, 2015, no 46, p. 90-94 pp. (In Russ).

10. Khaziev, V.S. Kosmos i khcios v epose bashkir «Ural-batyr» [Cosmos and Chaos in the Bashkir Epic Ural-batyr}. In: Istoriya, ftlo-sofiya, antropologiya i pedagogika islamskogo ob-razovaniya novoy Rossii [History, Philosophy, Anthropology and Pedagogies of Islamic Education of the New Russia], Ufa, 2013, p. 250-281 (In Russ).

11. Vakhitov, R.Sh. Chto obshchego mezhdu eposom «Ural-batyr» i mifami Drevney Gretsii? [What is Common between the Epic Ural-Batyr and Ancient Greek Myths? |. Problemy vostokovedeniya Problems of Oriental Studies Journal, 2012, no 2, p. 96-103 (In Russ).

Т. Ф. Файзуллин, Р.Ю. Галеев УДК 101.2

О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация

В статье раскрывается содержание понятия духовный потенцией и структура его категории.

Духовный потенциал является составной частью социального потенциала, сущность которого определяется как феномен. Присущая материально-духовным системам совокупность факторов обусловливает наличие у этих систем определенных возможностей, способностей, ресурсов и т.д. для реализации тех или иных уешгий, направленных на самосохранение и самодвижение, а также на преобразование условий и характеристик социальной среды. Исходя из этого, духовный потенциал рассматривается как система элементов, непосредственно формирующих духовную деятельность и возможности получения истинных духовных благ населения. Духовный потенциал непосредственно формирует социальную активность и возможности получения социально значимых результатов в различных сферах общественного бытия, конкретного административно-территориального образования, имеющего свои особенности. На основе данного видения разрабатывается структура духовного потенциала и его роль в современном обществе.

Ключевые слова: социальный потенциал, самореализация, духовность, духовный потенциал, структура духовного потенциала, духовное воспроизводство

Файзуллин Тагир Фанилевич, кандидат социологических наук, заместитель директора филиала Российского государственного социального университета (Уфа), e-mail: fayzullin@rgsu.net

Галеев Рустам Юрьевич, аспирант кафедры философии Уфимского государственного авиационного технического университета (Уфа), e-mail: yu.rustem@yandex.ru

Taghir F. Fayzullin, Cand. Sc. (Sociological Sciences), Deputy Director of the Branch of Russian State Social University (Ufa), e-mail: fayzullin@rgsu.net

Rustem U. Galeyev, Post-graduate Student, Ufa State Aviation Technical University (Ufa), e-mail: yu. rustem@yandex. ru

© Файзуллин ТФ., Галеев Р.Ю., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.