Научная статья на тему 'Картелизация Российской экономики в контексте решения задач Стратегии национальной экономической безопасности'

Картелизация Российской экономики в контексте решения задач Стратегии национальной экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
816
411
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТЕЛЬ / CARTEL / АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ANTITRUST LAW / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL ECONOMIC SECURITY / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быковская Ю.В.

Тема. В настоящее время противоправная деятельность картелей представляет серьезную угрозу для национальной экономической безопасности и дальнейшего социально-экономического развития Российской Федерации. Сложившаяся ситуация требует комплексного решения, дальнейшей активной и согласованной работы органов государственной власти во взаимодействии с гражданским обществом, касающейся борьбы с картелями. Цели. Анализ текущей ситуации в российской экономике на предмет наличия и остроты угрозы картелизации и определении основных направлений противодействия данной угрозе. Методология. В статье приведен обзор данных официальной статистики в отношении нарушений антимонопольного законодательства. Систематизированы основные изменения нормативной правовой базы в части совершенствования мер противодействия деятельности картелей и монополизации экономики. Обобщены рекомендации министерств, ведомств, общественных организаций по вопросу борьбы с картелями. На основе анализа судебной практики, действующего законодательства, современной ситуации в экономике России, научных исследований выделены ключевые направления и меры борьбы с картелизацией. Результаты работы. Показано, что в современных условиях проблема картелизации российской экономики является довольно острой. В перспективе важным является продолжение работы по развитию конкуренции в России и разработка комплекса мер, направленных на противодействие картельным сговорам. Область применения. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы органами государственной власти при разработке мер, направленных на противодействие противоправной деятельности картелей. Положения работы могут применяться в научно-исследовательской работе. Выводы. Обозначены ключевые направления и меры дальнейшего развития «здоровой» конкуренции в России и противодействия процессу картелизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cartelizing processes in the Russian economy while addressing the issues of the national economic security strategy

Importance Currently, unlawful activities of cartels pose a serious threat to the national economic security and further socio-economic development of the Russian Federation. The existing situation necessitates a comprehensive solution, active and consistent cooperation of governmental authorities and the civic society in order to counter carters. Objectives The research analyzes the current situation in the Russian economy so to identify and assess the cartelizing threat and find key counteraction approaches. Methods The article overviews official statistics on violation of the anti-trust law. I systematize legislative amendments concerning the improvement of measures for countering cartels and economic monopolization. The article summarizes recommendations ministries, agencies, public associations make to counter cartels. Analyzing court practices, effective laws, current economic situation in Russia, scientific proceedings, I find key approaches and measures to tackle cartelizing processes. Results I demonstrate that Russia's economy is significantly exposed to cartelizing processes. It is important to proceed with raising the competition in Russia and outlining a set of measures against cartels. Conclusions and Relevance The article highlights key directions and measures for developing the healthy competition in Russia and countering the cartelizing process. The findings can prove useful for governmental authorities to outline what should be undertaken to combat unlawful activities of cartels. The materials can be used in researchers.

Текст научной работы на тему «Картелизация Российской экономики в контексте решения задач Стратегии национальной экономической безопасности»

pISSN 2073-2872 Угрозы и безопасность

eISSN 2311-875X

КАРТЕЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В КОНТЕКСТЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Юлия Викторовна БЫКОВСКАЯ

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник сектора экономической безопасности,

Институт экономики РАН, Москва, Российская Федерация

zima7327@yandex.ru

История статьи:

Получена 01.08.2017 Получена в доработанном виде 24.08.2017 Одобрена 18.09.2017 Доступна онлайн 27.10.2017

УДК 338.242 JEL: 010

Ключевые слова: картель, антимонопольное законодательство, конкуренция, национальная экономическая безопасность, малое предпринимательство

Аннотация

Тема. В настоящее время противоправная деятельность картелей представляет серьезную угрозу для национальной экономической безопасности и дальнейшего социально-экономического развития Российской Федерации. Сложившаяся ситуация требует комплексного решения, дальнейшей активной и согласованной работы органов государственной власти во взаимодействии с гражданским обществом, касающейся борьбы с картелями.

Цели. Анализ текущей ситуации в российской экономике на предмет наличия и остроты угрозы картелизации и определении основных направлений противодействия данной угрозе.

Методология. В статье приведен обзор данных официальной статистики в отношении нарушений антимонопольного законодательства. Систематизированы основные изменения нормативной правовой базы в части совершенствования мер противодействия деятельности картелей и монополизации экономики. Обобщены рекомендации министерств, ведомств, общественных организаций по вопросу борьбы с картелями. На основе анализа судебной практики, действующего законодательства, современной ситуации в экономике России, научных исследований выделены ключевые направления и меры борьбы с картелизацией. Результаты работы. Показано, что в современных условиях проблема картелизации российской экономики является довольно острой. В перспективе важным является продолжение работы по развитию конкуренции в России и разработка комплекса мер, направленных на противодействие картельным сговорам.

Область применения. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы органами государственной власти при разработке мер, направленных на противодействие противоправной деятельности картелей. Положения работы могут применяться в научно-исследовательской работе.

Выводы. Обозначены ключевые направления и меры дальнейшего развития «здоровой» конкуренции в России и противодействия процессу картелизации.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017

Для цитирования: Быковская Ю.В. Картелизация российской экономики в контексте решения задач стратегии национальной экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2017. -Т. 13, № 10. - С. 1972 - 1984. https://doi.org/10.24891/ni.13.10.1972

На сегодняшний день процесс картелизации национальной экономики, огромные масштабы этого явления, усиленное распространение и проникновение во все сферы экономической деятельности представляет серьезную угрозу для дальнейшего социально-экономического

развития Российской Федерации и ее национальной экономической безопасности. В мировой практике деятельность картелей

является одним из самых опасных видов правонарушений, причиняющих наибольший вред интересам государства в экономической сфере. Противоправная деятельность картелей ограничивает или полностью блокирует конкуренцию в различных отраслях экономики, снижает ее привлекательность для инвестиций, приводит к затруднению рыночной саморегуляции, торможению научно-технического прогресса, влечет за

1972

собой разрастание коррупции и увеличение неравенства доходов граждан, и в результате ведет к стагнации экономики, снижению темпов развития государства, а также к подрыву доверия общества к основам рынка.

Оценка современной социально-

экономической ситуации в России показывает, что практически все сферы народного поражены «картельным частности, эта проблема медицину, фармацевтику, промышленность, транспорт и перевозки, информационные технологии, а также сферы, имеющие стратегическое значение, в том числе касающиеся обеспечения

обороноспособности страны, поставки медикаментов распределения биологических проявления выражаются в

хозяйства уже вирусом» [1]. В охватила ЖКХ, строительство, железнодорожный

и

продуктов питания, и добычи водных ресурсов. Негативные деятельности картелей

установлении определенных цен на товары и услуги, снижении качества производимой продукции, сокращении ассортимента товаров, закреплении отдельных сегментов рынка под контролем картелей, создании искусственных препятствий для входа на рынок новых фирм.

Анализ данных официальной статистики подтверждает серьезность ситуации в экономике России в части противоправной деятельности картелей. Так, например, в 2016 г. было возбуждено 692 дела об антиконкурентных соглашениях и 877 дел об административных правонарушениях, касающихся нарушений антимонопольного законодательства. Вынесено 493

постановления о назначении

административного наказания в виде штрафа на общую сумму 8 414 тыс. руб. Взыскано денежных средств на общую сумму 6 351,3 тыс. руб. В Реестр недобросовестных поставщиков включено 5 555 обращений1.

По информации Российского союза промышленников и предпринимателей, проблемы, связанные с недобросовестной конкуренцией, на сегодняшний день являются довольно значимыми для бизнес-структур. Так, согласно проводимым опросам общественного мнения в последние 10 лет, почти 1/4 компаний-респондентов полагают, что недобросовестная конкуренция - это одна из наиболее острых проблем, мешающих ведению и развитию предпринимательской деятельности в России. В 2007 г. с недобросовестной конкуренцией

столкнулось 25,7% участников опроса, в 2016 г. - 23,6%. При этом за период 20072016 гг. российские компании при осуществлении своей деятельности все чаще встречали недобросовестных конкурентов. Так, если в 2007 г. 37,8% компаний отмечали наличие ситуации, связанной с нарушением их прав и недобросовестной конкуренцией, то к 2016 г. этот показатель повысился и достиг отметки в 48,4%2.

Обзор судебной практики по делам о нарушении антимонопольного

законодательства и наличии картельных сговоров3 [2-5] также демонстрирует широкое распространение процесса картелизации в современной российской экономике. Примером может служить дело «Конкурс 5/12».

В 2012 г. Приморским территориальным управлением Росрыболовства был проведен конкурс на право заключения договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления товарного рыбоводства

1 О состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2016 г. Доклад ФАС России.

2 Там же.

3 Кинёв А.Ю., Щерба Т.Э. Обзор лучших дел территориальных органов ФАС России по картелям и иным антиконкурентным соглашениям за 2014 г.

// Garant Science Discussion Board on Legal, Accounting and Auditing. 2015. № 3. С. 1; Кинёв А.Ю., Франскевич О.П. Обзор лучших дел Центрального аппарата ФАС России по картелям и иным антиконкурентным соглашениям за 2014 год // Garant Science Discussion Board on Legal, Accounting and Auditing. 2015. № 3. С. 2.

1973

в отношении водных биологических ресурсов внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации в Приморском крае. В результате проведения данного конкурса должно было быть решено, какие компании получат рыбопромысловые участки для товарного рыбоводства в Приморском крае. Однако ряд компаний - участников конкурса и его заказчик - Приморское территориальное управление Росрыболовства - вступили в соглашение, которое ограничило конкуренцию при распределении

рыбопромысловых участков. Помимо Приморского управления Росрыболовства, антимонопольное законодательство нарушили ООО «Аква-культура», ООО «Акваресурс-ДВ», ООО «Прибрежный лов», ООО «Морской бриз», ООО «Алеут Восток», ООО «Зарубинская база флота», ООО «Хасан рыба», ООО «Моревод» и ООО «О.В.К.». Конкурсная документация разрабатывалась Приморским территориальным управлением Росрыболовства таким образом, чтобы была обеспечена победа именно этих компаний, а при проведении самих торгов предложения конкурентов данных компаний оценивались конкурсной комиссией заказчика

с использованием заниженных коэффициентов (с помощью выставления предусмотренных конкурсной документацией коэффициентов сопоставлялись заявки участников). Ущерб от противоправных действий участников картеля оценивается в сумму более 900 млн руб.

По результатам рассмотрения дела Приморскому территориальному управлению Росрыболовства, ООО «Аква-культура», ООО «Акваресурс-ДВ», ООО «Прибрежный лов», ООО «Морской бриз», ООО «Алеут Восток», ООО «Зарубинская база флота», ООО «Хасан рыба», ООО «Моревод» и ООО «О.В.К.» были выданы предписания об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства. Матер и алы д ела о нар у ше нии антимонопольного законодательства были

переданы ФАС России в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Приморскому краю для решения вопроса о возбуждении уголовного дела4.

Проблемы, касающиеся деятельности картелей в Российской Федерации, необходимость борьбы с данным противоправным явлением, важность развития «здоровой» конкуренции в России ни один год поднимаются в научных исследованиях. Так, различным аспектам защиты конкуренции посвящены труды М.Ю. Осипова [6, 7], С.А. Паращука [8], Р.В. Авдонина [9], признаки картеля рассматриваются в работе М.А. Егоровой и А.Ю. Кинёва [10], методы и инструменты борьбы с картелями раскрываются в статьях К.В. Дозмарова [11] и А.Ю. Кинёва [12], нормативно-правовая и уголовно-правовая проблематика в отношении картельной деятельности анализируется в публикациях А.В. Денисовой [13, 14], К.А. Иващенко5, Р.С. Ярандайкина, М.Л. Толстовой6, процесс картелизации в отраслях экономики описывается в работах М.А. Хамукова [15], В.Н. Горбунова и др.7, противоправная деятельность картелей как угроза экономической безопасности исследуется в статье М.В. Кунцман и А.А. Султыговой [16]. Тем не менее на сегодняшний день, учитывая важность угрозы картелизации для России и ее национальной экономической безопасности, данная

4 О состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2014 г. Доклад ФАС России.

5 Иващенко К.А. Проблемы доказывания ограничивающих конкуренцию соглашений (картелей) по материалам дел, рассмотренных Санкт-Петербургским УФАС России // Ученые записки юридического факультета. 2015. № 39. С. 141-143.

6 Ярандайкин Р.С., ТолстоваМ.Л. Современные правовые проблемы выявления и предупреждения картельных соглашений в Российской Федерации

// Новое слово в науке: перспективы развития. 2014. № 2. С. 321-322.

7 Горбунов В.Н., Михайлина Ю.М., Дмитриева Т.Н., Дунаев А.В. Анализ ограничения конкуренции на рынке строительных услуг региона // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 6. С. 33.

1974

проблематика остается недостаточно разработанной как в теоретическом, так и в методологическом аспектах.

Таким образом, очевидно, что в настоящее время масштабы картелизации российской экономики, ее усиленное разрастание в последние годы требуют принятия ряда мер со стороны государства и общества для адекватного противодействия данному негативному явлению. Комплекс мер по противодействию картелям должен учитывать накопившиеся за ряд лет системные проблемы, обширную судебную практику, сложности и специфику выявления и доказывания картельных сговоров, принимать во внимание огромный мировой опыт борьбы с картелями и включать мероприятия организационного, административного, правового, экономического, методологического и методического характера. Проводимые мероприятия должны быть направлены как на выявление картельных сговоров, так и на предупреждение и профилактику такой противоправной деятельности.

Важно отметить, что совершенствование нормативной правовой базы в части защиты и развития конкуренции в России осуществляется постоянно на протяжении ряда лет. Так, в конце 2015 г. принят четвертый «антимонопольный пакет» нормативных правовых актов, который был разработан в соответствии с рекомендациями ОЭСР и направлен на повышение эффективности работы, связанной с предупреждением и пресечением антиконкурентных правонарушений и преступлений и ответственности за такие противоправные действия, а также на сокращение административных барьеров для хозяйствующих субъектов. Также принят так называемый «антикризисный закон», направленный на снижение чрезмерного антимонопольного контроля и сокращение количества оснований, по которым

у антимонопольных органов имеется право осуществлять внеплановые проверки соблюдения требований антимонопольного законодательства в отношении субъектов малого предпринимательства без согласования с прокуратурой. Среди основных нововведений можно выделить положения, представленные в табл. 1.

Если говорить о развитии уголовного законодательства и прежде всего о ст. 178 «Ограничение конкуренции» Уголовного кодекса РФ8, то оно идет по пути:

• повышения ответственности хозяйствующих субъектов за совершение действий, ограничивающих конкуренцию;

• изменения существа противоправных действий, совершаемых в экономике и негативно влияющих на ситуацию на товарных рынках;

• повышения сумм ущерба, влияющих на квалификацию противоправных действий и назначение наказания.

Например, на сегодняшний день крупным ущербом, причиненным в результате противоправных действий, считается сумма в размере 10 млн руб.; особо крупным ущербом - свыше 30 млн руб. Доходом, полученным в результате противоправных действий, считается сумма: в крупном размере -свыше 50 млн руб.; в особо крупном размере -свыше 250 млн руб. В 2009 г. эти суммы были гораздо ниже: крупный и особо крупный ущерб составлял 1 млн руб. и 3 млн руб. соответственно; крупный и особо крупный размер доходов, полученных в результате противоправных действий, - 5 млн руб. и 25 млн руб. соответственно.

Также следует сказать о том, что предпринимаемые меры в части развития конкурентной среды в России, приносят положительные результаты. Так,

8 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ.

1975

в аналитическом докладе Всемирного банка «Ведение бизнеса в 2017 г.» в рейтинге 190 стран мира по показателю создания благоприятных условий и легкости ведения бизнеса Россия заняла 40-е место и поднялась по сравнению с предыдущим годом на 11 позиций9. В рейтинге глобальной конкурентоспособности, формируемом

аналитической группой Всемирного экономического форума, 2016 г. Россия поднялась с 45-го на 43-е место из 138 стран10.

Однако масштабы картельных сговоров во всех отраслях деятельности российского государства говорят о необходимости продолжения работы по развитию конкуренции в России, совершенствованию антимонопольного законодательства.

Ежегодно министерствами, ведомствами, региональными властями, общественными организациями и аналитическими центрами даются предложения в ФАС России по совершенствованию антимонопольного

законодательства и развитию конкурентной среды в России. Важнейшими из этих предложений, на решение которых должны быть в ближайшей перспективе направлены совместные усилия органов государственной власти, являются:

— развитие законодательства об импортозамещении продукции;

— внесение изменений в действующее законодательство, регламентирующее деятельность различных отраслей и сфер российской экономики, а также в нормативную правовую базу

9 Official website of the World Bank. URL: http://d0ingbusiness.0rg/~/media/WBG/D0ingBusiness/D0c uments/Annual-Reports/English/DB 17-Chapters/DB 17-Mini-Book.pdf?la=en http: //www.doingbusiness .org / reports / global-reports / ~ / media / WBG / Doing Business / Documents / Annual-Reports / English / DB 16-Chapters / DB 16-Mini-Book.pdf

10 Official website of the World Economic Forum. URL:

http://reports.weforum.org/global-competitiveness-index/country-profiles/#economy=RUS

о государственных закупках

и государственном регулировании тарифов;

внесение дополнений в нормативную правовую базу в части введения в нее ряда терминов, а также уточнение имеющихся в законодательстве понятий и определений;

- корректировка системы федеральной статистической отчетности в целях обеспечения субъектов Российской Федерации необходимой статистической информацией для проведения мониторинга состояния конкуренции на рынках товаров работ и услуг;

ужесточение процедуры создания новых государственных (муниципальных) унитарных предприятий;

совершенствование платежной системы в части унификации условий для доступа на товарный рынок услуг эквайринга при обслуживании безналичных расчетов между торговыми предприятиями и держателями банковских карт;

разработка методики оценки уровня развития конкурентной среды в субъектах Российской Федерации;

- активизация работы органов исполнительной власти по развитию конкуренции и обеспечению условий для благоприятного инвестиционного климата на отраслевых рынках;

- развитие малого предпринимательства и системы его поддержки, дальнейшее смягчение требований антимонопольного законодательства к субъектам малого предпринимательства, а также облегчение процедуры доступа субъектов малого предпринимательства к государственным закупкам;

разработка механизма подготовки кадров региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере антимонопольной деятельности;

1976

— переработка профессиональных стандартов специалистов в сфере государственных закупок, выработка требований к компетенциям в сфере закупок, создание профессионального органа, отвечающего за развитие профессиональных квалификаций в сфере закупок, введение специальных требований к действующим учебным центрам, осуществляющим подготовку специалистов в сфере государственных закупок;

— внедрение хозяйствующими субъектами антимонопольного комплаенса;

— совершенствование деятельности контролирующих органов, процедуры проведения проверок, исключение дублирующих функций;

— изменение и дифференциация размеров штрафов и мер ответственности за отдельные виды административных правонарушений в части несоблюдения антимонопольного законодательства и ограничения конкуренции.

Принимая во внимание особое значение указанных мер и важность их реализации в перспективе, полагаем, что ключевые направления дальнейшего развития здоровой конкуренции в России и противодействия картелизации российской экономики прежде всего должны базироваться на стратегических приоритетах национальной экономической безопасности Российской Федерации.

Так, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации11 указано, что негативное воздействие на экономическую безопасность и достижение экономического роста оказывает ряд факторов, в числе которых - усиление недобросовестной конкуренции. В связи с этим в целях противодействия угрозам экономической безопасности реализация государственной

11 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683.

социально-экономической политики в Российской Федерации должна быть направлена на совершенствование условий для развития предпринимательства и конкуренции.

Однако в Стратегии экономической безопасности12 такое явление, как картелизация российской экономики не определено, ее масштабы и тенденции разрастания недооценены. Данная проблема не обозначена в качестве одного из основных вызовов и угроз экономической безопасности. В связи с этим целесообразно внести изменения в действующую Стратегию экономической безопасности и обозначить в качестве одного из основных вызовов и угроз экономической безопасности картелизацию российской экономики.

Важным является принятие Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации. В настоящее время ФАС России подготовлен проект Национального плана развития конкуренции на 2017-2019 гг. (далее - Национальный план). Учитывая современную социально-экономическую

ситуацию в России, прогнозы и перспективы ее развития, необходимость изменения подходов к проводимой социально-экономической политике, полагаем, что Национальный план должен быть разработан на долгосрочную перспективу и включать в себя долгосрочные цели, принципы, задачи, направления государственной политики по развитию конкуренции, а также конкретные поручения органам государственной власти по реализации намеченных целей и задач. Введение в действие Национального плана будет способствовать формированию институциональной основы для решения организационных, административных, правовых, экономических, финансовых, методологических и методических проблем,

12 О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.: Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1977

касающихся развития конкуренции и недопущения монополистической деятельности в России, и возникающих в процессе внедрения и реализации Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации.

Ключевым направлением развития конкурентной среды в России и борьбы с нарушениями антимонопольного законодательства является совершенствование проводимой политики импортозамещения. Очевидно, что предпринимаемые

государством меры способны оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на состояние конкуренции российского товарного рынка, темпы ее развития. По этой причине принимаемые решения должны быть предельно взвешены, продуманы, всесторонне обоснованы и экономически просчитаны. В ситуации ограниченности бюджетных ресурсов выделение бюджетного финансирования на реализацию мероприятий, касающихся замещения импортных товаров отечественной продукцией, необходимо осуществлять на цели и в сферы деятельности российского государства, которые в большей степени связаны с обеспечением его национальной безопасности. В первую продукция военного, и фармацевтического

продовольственная продукция, а также продукция топливно-энергетического комплекса.

Выделение бюджетных средств не может быть «точечным» или разовым. Оно должно быть планомерным и последовательным, рассчитанным на долгосрочную перспективу и стратегические приоритеты национальной безопасности. В противном случае может произойти распыление бюджетных ресурсов, их неэффективное и неэкономное использование, и в результате -неполноценное достижение намеченных целей. Очевидно, что меры по замещению импорта продукции могут быть различными -

очередь это медицинского назначения,

от введения запретов на импортные товары до увеличения государственной поддержки производителей такой продукции. Основной акцент в ходе реализации политики импортозамещения должен быть сделан на развитие механизмов участия государства в этом процессе, в том числе в части совершенствования законодательства о государственных закупках, предоставления субсидий и бюджетных кредитов, а также модернизации российского производства и создания новых предприятий.

Развитие малого бизнеса также является приоритетным направлением обеспечения конкуренции в Российской Федерации и экономики в целом. По этой причине данному процессу, особенно учитывая, что в последние годы динамика такого показателя как количество малых предприятий является отрицательной, необходимо уделять повышенное внимание со стороны государства, общественных организаций, крупных бизнес-структур. На сегодняшний день приоритетные направления развития малого бизнеса на долгосрочную перспективу обозначены в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г.13. В контексте необходимости борьбы с картелями и монополизацией российской экономики, а также с учетом положений данной Стратегии особое значение имеет совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса (финансовой, правовой,

информационной, консультационной),

применение новых подходов при осуществлении такой поддержки, а также совершенствование налоговой политики в части налогообложения малого бизнеса.

Важным является формирование

благоприятных условий для расширения доступа малого предпринимательства

13 Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г.: расп. Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р.

1978

к закупкам товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд и повышения доли таких закупок у субъектов малого предпринимательства. Данную задачу возможно решить путем внесения изменений в законодательство о государственных закупках в отношении упрощения процедуры участия малого бизнеса в закупках. Например, на сегодняшний день острой является проблема, связанная с тем, что многие крупные заказчики при проведении конкурсов на закупку товаров, работ, услуг требуют прохождения подрядчиками добровольной сертификации для установления соответствия стандартам заказчика в одобренных ими организациях. Для малого бизнеса такая процедура в силу ее высокой стоимости практически недоступна, следовательно, снижается или исключается возможность у ч ас тия малы х пр едпр иятий в государственных закупках. Также нередки случаи, когда заказчики предъявляют завышенные и не всегда обоснованные требования к приобретаемой ими продукции. Ассортимент у малого предпринимательства, как правило, невелик, по этой причине участие в конкурсах для этой категории бывает невозможным.

Не менее важным является создание реестра надежных поставщиков из числа субъектов малого предпринимательства. Особое значение имеет обеспечение доступности финансовых ресурсов для малого предпринимательства, в частности за счет улучшения условий и расширения программ кредитования малого бизнеса коммерческими банками, увеличения объемов предоставления долгосрочных кредитов.

Еще одним направлением развития конкуренции в России и противодействия процессу картелизации российской экономики является усиление взаимодействия и сотрудничества заинтересованных органов государственной власти, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации

и муниципальных образований, а также общественных организаций, представителей бизнеса, контрольных и правоохранительных органов и научного сообщества. Данное направление должно быть реализовано прежде всего путем совершенствования процесса своевременного информационного обмена по д ел ам об админи стр атив ных правонарушениях и преступлениях, выявленных в субъектах Российской Федерации, в том числе информации по антимонопольным делам, проигранным в судах ФАС России, а также обеспечения доступа к развернутой статистической и налоговой информации, формируемой Росстатом и ФНС России.

Данное информационное взаимодействие целесообразно организовать на едином специально созданном для этих целей информационном портале. На базе такого портала можно предусмотреть организацию взаимодействия всех заинтересованных с тор он в части р аз ме щ ения предпринимательских инициатив, официальных запросов информации, официальных ответов и разъяснений на интересующие вопросы. На платформе данного портала в формате онлайн можно проводить обучающие мероприятия, повышение квалификации сотрудников, тренинги, научно-практические конференции, форумы и семинары. Такой информационный портал может быть использован для повышения и оценки профессиональных квалификаций сотрудников органов государственной власти. Там же могут публиковаться результаты научных

исследований различных организаций и объединений в части развития конкуренции и выработки мер по противодействию монополизации российской экономики.

В заключение следует сказать, что в настоящее время проблема картелизации российской экономики приобрела огромные масштабы и стоит довольно остро. Об этом

1979

свидетельствуют не только данные о совершенных правонарушениях и преступлениях в данной сфере, но и меры, предпринимаемые государством для противодействия данной деятельности, а также современное состояние российской

экономики и прогнозы ее развития. В связи с этим крайне важным является продолжение работы всех заинтересованных сторон по развитию «здоровой» конкуренции в России и совершенствованию антимонопольного

законодательства.

Таблица 1

Основные нововведения, внесенные в антимонопольное законодательство в 2015 г. Table 1

Principal amendments made to the anti-trust law in 2015

Основные нововведения Содержание нововведений

Четвертый антимонопольный пакет нормативных правовых актов - Федеральный закон от 05.10.2015 г № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

1. Исключение возможности признания доминирующего положения хозяйствующего субъекта Исключение возможности признания доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке определенного товара не превышает 35%. Упразднение реестра лиц, имеющих долю на товарном рынке свыше 35%

2. Увеличение ответственности должностных лиц органов государственной власти за решения, связанные с ограничением, недопущением или устранением конкуренции Введение наказания в виде дисквалификации при повторном нарушении должностными лицами положений антимонопольного законодательства

3. Разработка механизмов формирования единообразной практики применения антимонопольного законодательства Создание в федеральном антимонопольном органе коллегиальных органов, наделенных полномочиями по пересмотру решений территориальных антимонопольных органов по делам о нарушении антимонопольного законодательства при условии, что решения нарушают единообразие в толковании и применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства. Наделение вновь созданного коллегиального органа ФАС России полномочиями давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства по результатам изучения и обобщения практики его применения

4. Совершенствование действующего законодательства в части противодействия антиконкурентным соглашениям и пресечении недобросовестной конкуренции Дополнение признаков картеля как наиболее опасного антиконкурентного соглашения. Введение в законодательство дополнения о том, что к антиконкурентным соглашениям относятся не только картели продавцов, но и картели покупателей. Введение в закон о защите конкуренции главы «Недобросовестная конкуренция», в которой регламентированы формы недобросовестной конкуренции

5. Расширение институтов предупреждения и предостережения Расширение круга лиц, которым могут быть направлены предостережения. Расширение перечня оснований для выдачи предупреждения

6. Согласование с антимонопольным органом соглашений о совместной деятельности, заключаемых между конкурентами Введение в законодательство положений о необходимости предварительного согласовании с антимонопольным органом соглашения о совместной деятельности хозяйствующих субъектов-конкурентов, заключаемые без образования юридического лица. Данное согласование необходимо в случае, если стоимость активов участников такого соглашения превышает 7 млрд руб. (выручка свыше 10 млрд руб.) либо один из участников такого соглашения включен в реестр

7. Обязательность анализа состояния конкуренции на товарном рынке при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства Введение положения об обязательности проведения антимонопольным органом анализа состояния конкуренции при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения

8. Соотнесение национального антимонопольного регулирования и регулирования отношений по защите конкуренции в рамках Евразийского экономического союза Введение нормы, в соответствии с которой положения закона о защите конкуренции не распространяются на отношения, урегулированные едиными правилами конкуренции на трансграничных рынках, контроль соблюдения которых относится к компетенции Евразийской экономической комиссии в соответствии с международным договором

Антикризисный закон - Федеральный закон от 03.07.2016 № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

9. Введение иммунитетов для отдельной категории хозяйствующих субъектов Введение положения, в соответствии с которым предоставляется иммунитет для хозяйствующих субъектов в части злоупотребления ими доминирующим положением, выручка от реализации товаров которых за последний календарный год не превышает 400 млн руб. Ограничение круга хозяйствующих субъектов, которые могут быть признаны нарушившими требования

10. Изменение прав антимонопольного органа Введение положения, в соответствии с которым у антимонопольного органа появилось право обратиться в суд с иском о признании торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных сделок недействительными только в случае, если проведение таких торгов, запроса котировок, запроса предложений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ограничение количества оснований, по которым антимонопольный орган вправе проводить внеплановые выездные проверки в отношении субъекта малого предпринимательства без согласования с органом прокуратуры

Источник: письмо ФАС России от 24.12.2015 № ИА/74666/15 «О применении Четвертого антимонопольного пакета». URL: http://kremlin-moscow.com/008031

Source: Letter On Enforcement of the Fourth Anti-Trust Legislative Package of December 24, 2015 № ИА/74666/15. URL: http://kremlin-moscow.com/008031

Список литературы

1. Тенишев А.П., Бандурина Н.В. Картелизация как фактор снижения эффективности государственных расходов в сфере закупок // Вестник АКСОР. 2016. № 4. С. 57-62.

2. КинёвА.Ю., ТимошенкоА.С. Обзор судебной практики по делам о картелях и других антиконкурентных соглашениях // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 3. С. 10-21.

3. Кинёв А.Ю. Уголовная ответственность за картели: практика применения статьи 178 Уголовного Кодекса Российской Федерации // Юридический мир. 2013. № 3. С. 9-18.

4. Кинёв А.Ю., Егорычев Н.Н., Самолысов П.В., Тенишев А.П. Картели: система доказывания и судебная практика // Закон. 2013. № 4. С. 131-139.

5. Балуев О.Е., Самолысов П.В. Административно-правовые механизмы выявления

и доказывания картелей на торгах в сфере гособоронзаказа (на примере дела «ВААЗС)» // Экономическое правосудие в Уральском округе. 2015. № 4. С. 60-68.

6. Осипов М.Ю. О некоторых проблемах реализации положений Федерального закона о защите конкуренции // Конкурентное право. 2014. № 2. С. 8-11.

1981

7. Осипов М.Ю. Проблемы совершенствования законодательства о защите конкуренции // Конкурентное право. 2014. № 4. С. 8-12.

8. Паращук С.А. Понятие и виды недобросовестной конкуренции в проекте изменений законодательства о защите конкуренции // Юрист. 2015. № 1. С. 15-22.

9. Авдонин Р.В. Борьба со злоупотреблением доминирующим положением: поиск компромиссов // Экономика и предпринимательство. 2017. № 4-2. С. 576-579.

10. ЕгороваМ.А., Кинёв А.Ю. Правовые критерии картеля // Право и экономика. 2016. № 4. С. 4-11.

11. Дозмаров К.В. Экономические методы борьбы с картелями // Экономический журнал. 2016. Т. 42. № 42. С. 15-31.

12. Кинёв А.Ю. Развитие административно-правовых и уголовно-правовых инструментов борьбы с картелями // Научный портал МВД России. 2014. № 1. С. 104-107.

13. Денисова А.В. Перспективы изменения уголовно-правовой политики государства

в отношении картелей: материалы XIII международной научно-практической конференции «Уголовное право: стратегия развития в XXI веке». М.: Изд-во МГЮА, 2016. С. 77-80.

14. Денисова А.В. Общественно опасные последствия преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ «Ограничение конкуренции» // Российский следователь. 2016. № 13. С. 26-32.

15.ХамуковМ.А. Особенности проявления картелей в российской промышленности и методы их выявления // Вестник СевКавГТИ. 2016. Т. 1. № 4. С. 60-64.

16. Кунцман М.В., Султыгова А.А., Юрина С.И. Деятельность картелей как угроза экономической безопасности // Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования». 2015. № 4. С. 142-144.

Информация о конфликте интересов

Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

1982

pISSN 2073-2872 eISSN 2311-875X

Threats and Security

CARTELIZING PROCESSES IN THE RUSSIAN ECONOMY

WHILE ADDRESSING THE ISSUES OF THE NATIONAL ECONOMIC SECURITY STRATEGY Yuliya V. BYKOVSKAYA

Institute of Economics, RAS, Moscow, Russian Federation zima7327@yandex.ru

Article history:

Received 1 August 2017 Received in revised form 24 August 2017 Accepted 18 September 2017 Available online 27 October 2017

JEL classification: 010

Keywords: cartel, antitrust law, competition, national economic security, small business

Abstract

Importance Currently, unlawful activities of cartels pose a serious threat to the national economic security and further socio-economic development of the Russian Federation. The existing situation necessitates a comprehensive solution, active and consistent cooperation of governmental authorities and the civic society in order to counter carters. Objectives The research analyzes the current situation in the Russian economy so to identify and assess the cartelizing threat and find key counteraction approaches. Methods The article overviews official statistics on violation of the anti-trust law. I systematize legislative amendments concerning the improvement of measures for countering cartels and economic monopolization. The article summarizes recommendations ministries, agencies, public associations make to counter cartels. Analyzing court practices, effective laws, current economic situation in Russia, scientific proceedings, I find key approaches and measures to tackle cartelizing processes. Results I demonstrate that Russia's economy is significantly exposed to cartelizing processes. It is important to proceed with raising the competition in Russia and outlining a set of measures against cartels.

Conclusions and Relevance The article highlights key directions and measures for developing the healthy competition in Russia and countering the cartelizing process. The findings can prove useful for governmental authorities to outline what should be undertaken to combat unlawful activities of cartels. The materials can be used in researchers.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017

Please cite this article as: Bykovskaya Yu.V. Cartelizing Processes in the Russian Economy while Addressing the Issues of the National Economic Security Strategy. National Interests: Priorities and Security, 2017, vol. 13, iss. 10, pp. 1972-1984.

https://doi.org/10.24891/ni.13.10.1972

References

1. Tenishev A.P., Bandurina N.V. [Cartelization as a factor for reducing the effectiveness of public procurement spending]. VestnikAKSOR = AKSORBulletin, 2016, no. 4, pp. 57-62. (In Russ.)

2. Kinev A.Yu., Timoshenko A.S. [Analysis of jurisprudence on cartels and other anti-trust agreements]. Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika = Laws of Russia: Experience, Analysis, Practice, 2016, no. 3, pp. 10-21. (In Russ.)

3. Kinev A.Yu. [Criminal liability for cartels: the enforcement practices for Article 178 of the Criminal Code of the Russian Federation]. Yuridicheskii mir = Juridical World, 2013, no. 3, pp. 9-18. (In Russ.)

4. Kinev A.Yu., Egorychev N.N., Samolysov P.V., Tenishev A.P. [Cartels. The system of proof and judicial practice]. Zakon = Law, 2013, no. 4, pp. 131-139. (In Russ.)

1983

5. Baluev O.E., Samolysov P.V. [Administrative and legal mechanisms for identifying and proving cartels in bidding for State defense orders: Evidence from the BAASZ case)]. Ekonomicheskoe pravosudie v Ural'skom okruge = Economic Justice in Ural District, 2015, no. 4, pp. 60-68. (In Russ.)

6. Osipov M.Yu. [On some problems of realization of federal law on protection of competition]. Konkurentnoe pravo = Competition Law, 2014, no. 2, pp. 8-11. (In Russ.)

7. Osipov M.Yu. [Problems of improvement of the legislation on protection of competition]. Konkurentnoe pravo = Competition Law, 2014, no. 4, pp. 8-12. (In Russ.)

8. Parashchuk S.A. [Concept and types of unfair competition in the draft amendments to the legislation on protection of competition]. Yurist = Jurist, 2015, no. 1, pp. 15-22. (In Russ.)

9. Avdonin R.V. [Combating abuse of dominant position: finding compromise]. Ekonomika

ipredprinimatel'stvo = Journal of Economy andEntrepreneurship, 2017, no. 4-2, pp. 576-579. (In Russ.)

10. Egorova M.A., Kinev A.Yu. [Legal criteria cartel]. Pravo i ekonomika = Law and Economics, 2016, no. 4, pp. 4-11. (In Russ.)

11. Dozmarov K.V. [Economic methods in the fight against cartels]. Ekonomichesky Zhurnal, 2016, vol. 42, no. 42, pp. 15-31. (In Russ.)

12. Kinev A.Yu. [The development of administrative-and-legal and criminal legal instruments for combating cartels]. Nauchnyi portal MVD Rossii = Scientific Portal of the Russia MI, 2014, no. 1, pp. 104-107. (In Russ.)

13. Denisova A.V. [Prospects for changing the criminal policy of the State in relation to cartels]. Ugolovnoe pravo: strategiya razvitiya v XXI veke: materialy XIII mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. Criminal Law: The Development Strategy in the 21st Century]. Moscow, MSAL Publ., 2016, pp. 77-80.

14. Denisova A.V. [Publicly dangerous consequences of the crime provided by Article 178 of the Criminal Code of the Russian Federation "Limitation of Competition"]. Rossiiskii sledovatel' = Russian Investigator, 2016, no. 13, pp. 26-32. (In Russ.)

15. Khamukov M.A. [Specifics of cartels in the Russian industrial sector and methods to reveal them]. Vestnik SevKavGTI = Bulletin of North Caucasian State Technological Institute, 2016, vol. 1,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

no. 4, pp. 60-64. (In Russ.)

16. Kuntsman M.V., Sultygova A.A., Yurina S.I. [Protection of the competition as counteraction to threats of economic security]. Mezhdunarodnoe nauchnoe izdanie Sovremennye fundamental'nye i prikladnye issledovaniya = International Scientific Periodical Modern Fundamental and Applied Researches, 2015, no. 4, pp. 142-144. (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

1984

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.