Научная статья на тему 'Карта компетенций дисциплины как инструмент организации учебного процесса'

Карта компетенций дисциплины как инструмент организации учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
486
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПАСПОРТ КОМПЕТЕНЦИЙ / КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА / COMPETENCE-BASED APPROACH / PASSPORT OF COMPETENCES / CARD OF COMPETENCES / QUALITY OF EDUCATION / ESTIMATED MEANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жакшылыкова К.Ж.

Статья поднимает вопрос детализации компетентностной модели студента, включающей разработку Паспорта компетенций, как инструмента управления знанием в вузе, и карты компетенций, как инструмента достижения компромисса между преподавателями и работодателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article brings up a question of specification of competence-based model of the student including development of the Passport of competences, as the instrument of management of knowledge in higher education institution, and cards of competences as instrument of achievement of a compromise between teachers and employers.

Текст научной работы на тему «Карта компетенций дисциплины как инструмент организации учебного процесса»

Жакшылыкова К.Ж. ©

К.п.н, ведущий научный сотрудник Лаборатории педагогики и профессионального

образования КАО

КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ ДИСЦИПЛИНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация

Статья поднимает вопрос детализации компетентностной модели студента, включающей разработку Паспорта компетенций, как инструмента управления знанием в вузе, и карты компетенций, как инструмента достижения компромисса между преподавателями и работодателями.

Ключевые слова: компетентностный подход, паспорт компетенций, карта компетенций, качество образования, оценочные средства.

Summary

Article brings up a question of specification of competence-based model of the student including development of the Passport of competences, as the instrument of management of knowledge in higher education institution, and cards of competences as instrument of achievement of a compromise between teachers and employers.

Keywords: competence-based approach, passport of competences, card of competences, quality of education, estimated means

В современном мире все больше государств осознает, что их будущее и, прежде всего, конкурентоспособность зависят от образования, точнее от качества образования.

Начиная с 80-х годов ХХ века многие развитые страны предпринимают серьезные попытки соотнести результаты функционирования образовательных систем с запросами общества (потребностями инвесторов, в том числе государства профессиональных сообществ, налогоплательщиков).

В последние годы проблема качества образования оказалась и в центре внимания кыргызской общественности. Под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Оценка качества образования подразумевает оценку образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретном образовательной организации, деятельности всей образовательной системы страны.

Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля,

конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Ключевая роль в этих условиях отводится реализации компетентностного подхода в образовании. Компетентностный подход в подготовке специалистов предполагает не простую трансляцию знаний, умений и навыков от преподавателя к студенту, а формирование у будущих выпускников профессиональной компетентности.

Сегодня высшая школа переживает процесс реформирования, среди которых в первую очередь следует назвать введение двух уровневой системы высшего

© Жакшылыкова К.Ж., 2015 г.

профессионального образования и компетентностного подхода к оценке качества образования.

Компетентностный подход предполагает совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения [4]:

• смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;

• смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

Оценка качества подготовки выпускников происходит в процессе аттестации. Но теперь в ходе аттестации придется оценивать не привычные знания, умения и навыки, а уровень освоения достаточно большого набора общекультурных и профессиональных компетенций.

Ключевые компетенции предполагают оценивание, которое состоит как из внутренней, так и внешней оценки. Каждый учащийся собирает портфолио (папка достижений), пишет резюме, проводит самоанализ и самодиагностику. Внешняя самооценка задаётся и оценивается внешним органом. Здесь возможно использовать метод тестирования, метод рецензирования, метод диалога учащегося и оценивающего и др. По результатам оценивания учащийся получает сертификат, определяющий уровень развитости той или иной компетенции.

В этих условиях вузы и структуры, занимающиеся комплексной проверкой деятельности учебных заведений, не смогут ограничиться существующими и ставшими уже привычными заданиями по отдельным предметам с выбором ответов, поскольку компетенции не являются некоторым набором предметных знаний, умений и навыков. Необходимы будут новые оценочные средства, построенные на основе современных достижений теории педагогических измерений и позволяющие измерять уровень сформированности многоплановых и многоструктурных характеристик качества подготовки выпускников вузов, которые не должны сводиться к простой сумме предметных знаний и умений [2].

Качество результата профессиональной подготовки будущего специалиста понимается сегодня как соответствие профессиональной подготовленности выпускника вуза современным «вызовам времени» и рассматривается через понятие «профессиональная компетентность». Профессиональная компетентность включает совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере.

Критерии готовности выпускника к профессиональной деятельности определяются требованиями государственного образовательного стандарта, его компетенции определяются основными видами деятельности, которыми должен владеть каждый выпускник. Очерчивая круг знаний и умений, решаемых задач, образовательный стандарт не определяет самого перечня задач. Следовательно, разрабатывая программу государственной аттестации, вуз должен определить перечень основных теоретических вопросов, которыми должен овладеть выпускник, и типовых задач по проектированию и реализации образовательного процесса, которые он должен уметь решать[5].

Необходимость обеспечения целостности процесса подготовки обуславливает и необходимость соблюдения единого подхода к разработке учебных программ. Они проектируются на основе отбора задач, направленных на анализ компетенций. Следовательно, при создании программ необходимо иначе, чем в настоящее время,

расставить приоритеты: на первое место выносятся характеристики компетентностей как целей программы, затем предлагаются способы их формирования и становления далее производится отбор информации, которая способствует решению конкретных задач и развитию компетентностей. Если учебная программа следует данной логике, то ее необходимыми составляющими являются, во-первых, контекстное включение студентов в содержание профессиональной деятельности, во-вторых, создание коммуникативного поля обучения, которое возникает в результате обмена суждениями и развивает социальную и языковую компетентности студента [3].

Компетенция является новой нормой качества образования, обладает интегральными характеристиками и носит межпредметный характер. Формирование компетенций требует постоянного осуществления контроля для успешного образовательного процесса, для достижения результатов обучения. Детализация компетентностной модели включает следующие этапы:

• разработка паспорта компетенций;

• разработка карты компетенций дисциплины.

Паспорт - это обоснованная совокупность вузовских требований к уровню сформированности компетенции по окончании усвоения основной образовательной программы.

Паспорт компетенции - это развернутая характеристика требований к результатам образования в части конкретной компетенции. Включает карту компетенции, отличительные уровни (дескрипторы) ее сформированности.

Карта компетенции - раскрывает компонентный состав компетенции, технологии ее формирования (какой набор учебных задач работает на формирование данной компетенции) и оценки.

Разработка паспорта компетенций, на наш взгляд, должна осуществляться вузом. Основная цель разработки паспорта компетенции - обеспечение в вузе однозначности требований к соответствующим конечным результатам обучения: какие результаты обучения должен продемонстрировать студент в рамках мероприятий итоговой государственной аттестации, чтобы подтвердить, что он сформировал компетенцию заданного уровня. На вузовском уровне требуется конкретизация требований с учетом вузовской специфики: уточняется формулировка компетенций в соответствии с реализуемым профилем подготовки (для бакалавриата) или наименованием программы (для магистратуры) [1].

При такой конкретизации для одной и той же компетенции может возникнуть ситуация неоднозначной трактовки разными преподавателями состава соответствующих знаний, умений и опыта деятельности. Видение работодателей также требует согласования.

В этой ситуации Паспорт компетенции выступает инструментом снижения неопределенности, достижения компромисса между преподавателями, администрацией вуза, работодателями.

Для корректного установления уровней сформированности компетенций необходима более полная информация, нежели просто ее формулировка. Поэтому в ходе проектных работ накапливается аналитическая информация, обосновывающая заданный в вузе уровень. В этой ситуации Паспорт компетенции выступает инструментом управления знанием в вузе, так как именно в нем может в последствии аккумулироваться вся информация о сущности, природе, структуре этой компетенции и пр.

Карта компетенций дисциплины - это развернутая характеристика требований к содержанию образовательной дисциплины, к формируемым компетенциям и компонентного состава компетенции, технологии ее формирования (какой набор учебных задач работает на формирование данной компетенции) и оценки.

Одна из основных целей разработки карты компетенций дисциплины - это гарантия качества содержания учебной дисциплины посредством ее непрерывного совершенствования.

Для описания каждой компетенции устанавливается следующая структура:

• индекс компетенции и её наименование;

• содержание компетенции;

• технологии её формирования;

• формы оценочных средств форсированности компетенции.

Содержание компетенции раскрывается в терминах «знать», «уметь», «владеть» и фактически является её определением. Это наиболее значимая часть раздела, которая определяет и технологии формирования, и формы оценочных средств, и содержание уровней освоения. В конечном итоге карта компетенций является основанием формирования содержания дисциплины.

Технологии формирования компетенции могут быть представлены как традиционными формами (лекции, практические и лабораторные занятия, коллоквиумы, консультации и т.п.), так и активными и интерактивными (проблемные лекции; проблемноактивные практические занятия и лабораторные работы; семинары; тренинги; имитационные, деловые и ролевые игры; метод проектов; дискуссионные формы. Особую роль имеют и технологии самостоятельной работы студентов (курсовые работы и проекты; расчётно-проектировочные, расчетно-графические работы; написание рефератов, эссе, обзоров и т. п.).

К формам оценочных средств относятся: оформленные и защищённые лабораторные работы, рефераты; эссе; проекты; оценка активности студентов на семинарах, играх; результаты коллоквиумов, контрольных работ, тестирования, выступлений на конференциях; зачеты, экзамены и т. п.

Основными группами пользователей карты компетенции дисциплины являются преподаватели, студенты, эксперты общеобразовательных программ.

Карта позволяет:

преподавателю

• более точно донести до студентов, что именно от них ожидается;

• облегчает выбор методов преподавания и обучения, обеспечивающих достижение установленных результатов обучения;

• оценивать уровень усвоения знаний и формирования компетенции у студентов.

студенту

• учиться более эффективно;

• понять, что могут приобрести студенты, прослушав некоторый данный курс или лекцию

• объясняют студентам образовательные цели

экспертам ООП

• Обеспечивают прозрачность и обоснованность принятого в вузе уровня сформированности каждой компетенции

Карта компетенций дисциплины разрабатывается преподавателем или группой преподавателей.

Введение компетентностного подхода серьёзно затрагивает все компоненты процесса обучения и потребует существенного пересмотра содержания образования, методов обучения и традиционных вузовских контрольно-оценочных систем.

Таким образом, реализация компетентностного подхода в образовании на современном этапе обеспечит выполнение основной цели профессионального образования -подготовку квалифицированных работников соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.

Идеальным результатом современного образования должен стать компетентный специалист, а реальным - создание условий для достижения поставленной цели в образовательной организации.

В целом можно сказать, что процесс совершенствования перечней компетенций и дисциплин по различным профилям подготовки специалистов должен носить

пролонгированный характер и основываться не только на мнениях экспертов из числа профессорско-преподавательского состава вузов или работодателей, но и на опыте преподавания, анализе тенденций изменения качества образования.

Литература

1. Азарова Р.Н., Золотарева И. М. Разработка паспорта компетенции.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010.

2. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход: учеб. пособие. - М.: Университетская книга; Логос, 2009.

3. Козырева В.А. Компетентностный подход в педагогическом образовании-СПб.: Изд-во РГПУ им А.Н. Герцена, 2004.

4. Сивицкая Л. А., Смышляева Л. Г., Смышляев А. В. Реализация компетентностного подхода в высшей школе: дефициты методической готовности преподавателей // Вестник ТГПУ. - 2010. Выпуск 12 (102).

5. Хайбулаев М.Х. Сб. статей: Реализация компетентностного подхода в профессиональнопедагогическом образовании/ Под ред. М.Х. Хайбулаева, А.С. Аскерова.- Махачкала: ГОУ ВПО «ДГПУ», 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.