Научная статья на тему 'Карьерный и профессиональный рост педагога в условиях учреждения дополнительного образования'

Карьерный и профессиональный рост педагога в условиях учреждения дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3108
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
карьерный рост педагога / профессиональный рост педагога / учреждение дополнительного образования

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беленькая Е. В.

Статья посвящена осмыслению новых социокультурных условий к подготовке специалистов непрерывного образования. Раскрыта проблема профессионального становления личности как индивидуальной траектории профессионального роста. Автор рассматривает некоторые подходы к процессу развития педагогов, отличает основные направления методической работы, методы кадровой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New sociocultural conditions for training of continuous education specialists are analysed in the article. The problem of a person"s professional formation is revealed as an individual trajectory of vocational growth. The author considers some approaches to teachers" development process and distinguishes the main directions of methodic work and techniques of personnel policy.

Текст научной работы на тему «Карьерный и профессиональный рост педагога в условиях учреждения дополнительного образования»

Е. В. Беленькая

КАРЬЕРНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа представлена кафедрой управления образованием Педагогического института Южного федерального университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Л. М. Сухорукова

Статья посвящена осмыслению новых социокультурных условий к подготовке специалистов непрерывного образования. Раскрыта проблема профессионального становления личности как индивидуальной траектории профессионального роста. Автор рассматривает некоторые подходы к процессу развития педагогов, отличает основные направления методической работы, методы кадровой политики.

New sociocultural conditions for training of continuous education specialists are analysed in the article. The problem of a person’s professional formation is revealed as an individual trajectory of vocational growth. The author considers some approaches to teachers’ development process and distinguishes the main directions of methodic work and techniques of personnel policy.

Ученые подчеркивают неравномерность этапов и ступеней профессионального становления личности, обозначая ее как индивидуальную траекторию профессионального роста.

Когда начинается карьера? Однозначного ответа не существует. Одни считают, что карьера начинается с окончанием специализированного образовательного заведения, другие - с началом реальной трудовой деятельности, третьи - с возникновением взаимоотношений с работодателем или получением первой трудовой книжки.

В нашей стране совсем недавно слово «карьера» употреблялось в негативном контексте, «карьеристами» были в нашей литературе отрицательные герои, в то время как на Западе это понятие общеупотребительно (профориентация в США часто называется психологией карьеры).

В широком смысле карьера определяется как общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни (семейной, трудовой, досуговой). При этом карьера представляется динамикой социально-экономического положения, статусно-ролевых характеристик, форм социальной активности личности. Сущностной составляющей понятия «карьера» является продвижение, т. е. движение вперед, и чем стремительнее общее движение, тем опаснее замедление и тем более необходи -мо человеку готовить себя к встрече с будущими событиями. Отсюда формируется понимание карьеры как активного продвижения человека в освоении и совершенствовании способа жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в потоке социальной жизни.

Профессиональное становление тесно связано со становлением личностным. Педагог воспитывает, прежде всего, собственной личностью, ибо, как говорили древние, нельзя дать того, чего не имеешь. Но также важна и технологическая составляющая: если освоить различные педагогические приемы и техники, высвободится место для Творчества. Профессиональное самосовер-

шенствование не отнимает ресурсы (силы и время), а наоборот, обогащает, ведь сколько сил и нервов отнимают поначалу те же проблемы с дисциплиной, с грамотным распределением учебного времени, с организацией собственной методической работы.

Успешная карьера во многом зависит от того, насколько правильно сделал человек свой профессиональный выбор, а вернее, насколько удачным было его профессиональное самоопределение.

Следует различать понятия «профессиональное самоопределение» и «профессиональный выбор». Профессиональный выбор затрагивает лишь ближайшую перспективу, он может быть осуществлен как с учетом, так и без учета определенных последствий принятого решения (Е. И. Головаха). Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов, т. е. сама карьера - это «чередующиеся выборы». Профессионализм педагога - это результат индивидуальной, целенаправленной работы над собой, постоянное повышение своего научно-методического потенциала. Современный педагог дополнительного образования должен быть, прежде всего, направленным на детей, обладать коммуникативными качествами, эмпатийностью, стремиться к партнерским отношениям со своими воспитанниками; владеть знаниями, достаточными для разработки авторской образова-тельной программы; умением использовать в своей деятельности разнообразные педа-готические средства и приемы, инновационные технологии; владеть техникой исследовательской работы, ее организацией и анализом Ч.

В разных теориях профессионального развития оказываются использованы самые разнообразные подходы к Я-концеп-ции: социологические, структурно-психоаналитические (Симондс), фактор-анали-тические (Дж. Гилфорд: Я-концепция как сумма образцов реагирования), феноменологические (Комб, Нойбауер: Я-концеп-

27 1

ция как отношение к себе в аспекте собственной судьбы.

В трудах отечественных ученых: Мара-лова В. Г., Митиной Л. М., Борытко Н. М., Дружилова С. А., Смоловой Л. В., Климова Е. А., Кудрявцева Т. В, Сафина В. Ф., Никова Г. П. - также разрабатываются идеи профессиональной ориентации и психологии труда, генезиса профессиональных интересов, склонностей, намерений, собственно профессионального выбора и дальнейшего профессионального развития

А. К. Маркова выделяет следующие уровни профессионализма4:

• допрофессионализм (человек уже работает, но не обладает полным набором ка -честв настоящего профессионала);

• профессионализм (человек - профессионал, т. е. стабильно работает и выполняет все, что от него требуется);

• суперпрофессионализм (творчество, личностное развитие, то, что называется «акме» - вершина профессиональных достижений);

• непрофессионализм, псевдопрофессионализм (внешне достаточно активная деятельность, но при этом либо он делает много «брака» в работе, либо сам деградирует как личность);

• послепрофессионализм (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов).

Цель дополнительного образования -содействие и помощь человеку в овладении способами культурного самоопределения, самореализации и самореабилита-ции, содействие в понимании человеком самого себя. Педагог дополнительного образования - ключевая фигура в становлении юного гражданина, его социализации, развитии творческих способностей, приобщении к миру прекрасного. Поэтому очень важно, чтобы педагог был личностью особенной и неповторимой, обладал высоким профессиональным мастерством.

Одной из главных задач методической работы в Доме детского творчества явля-ется создание условий для постоянного профессионального и творческого роста педагогов в рамках спроектированной системы непрерывного образования и самообразования.

Эта задача реализуется в трех направлениях: обучение (переподготовка и повышение квалификации) в учреждениях дополнительного профессионального образования; обучение внутри учреждения (система семинаров, практикумов, консультаций и т. д.); обучение по индивидуальным планам, проектам.

Анализ методической литературы показывает достаточную разработанность первых двух направлений повышения квалификации. Актуальной в связи с обозначенной ситуацией в образовательном пространстве учреждения дополнительного образования является проблема организации методической работы по повышению квалификации педагога с целью развития профессионализма и творчества средствами инновационной и экспериментальной работы.

Известно, что образование, получаемое человеком с опорой на собственный профессиональный и личностный опыт, является наиболее эффективной формой повышения квалификации. Использование максимальной индивидуализации процесса повышения квалификации позволяет каждому педагогу корректировать свой уровень профессионального мастерства и творчества в соответствии с собственными достижениями и имеющимися проблемами, дает возможность выйти на разработку либо индивидуальных программ самообразования, либо делать упор на проектных технологиях 2.

В Доме детского творчества апробирована программа профессионального роста педагога. Ее главной целью являлось включение педагога в ситуацию творческого поиска с опорой на имеющиеся знания и опыт.

Методическая работа по реализации программы предусматривает несколько этапов. Первый позволяет педагогу определить актуальную для него проблему, выбрать методы индивидуальной работы по самообразованию. При необходимости формируются творческие группы. На втором этапе необходимо обучить педагогов технологии самообразования. Для этого предусматривается цикл семинарских занятий, дискуссий, деловых игр, конференций, которые проводятся как с коллективом в целом, так и с отдельными группами. На третьем этапе педагогам дается возмож-ность продемонстрировать собственные достижения. Например, выступление на педагогическом совете, презентация проекта перед коллективом, вынесение своего проекта на публичную экспертизу.

Для определения содержания индивидуальной образовательной программы педагогам предлагается следующий алгоритм. Первым шагом становится анализ собственного опыта работы: анализируются аспекты профессиональной деятельности педагога, цели, задачи, применяемые методики, результаты деятельности. На основе проведенного анализа педагог определяет тему самообразования. Далее следует разработка индивидуального пути, который подразумевает работу над методической литературой, посещение занятий коллег, участие в работе практического семинара, другие виды работы.

Таким образом, работа над программой включает тапы постановки проблемы, определения целей и задач, способов решения задач; ресурсное обеспечение, ожидаемые результаты, способы проверки результатов, прогнозируемые «минусы» и меры по их устранению.

Далее следует представление результа-тов работы на заседании МО, методическом совете, педагогическом совете. Это также может быть и творческий отчет на одном из педагогических советов, и интегрированное занятие, и открытое внеклассное мероприятие, и т. д.

Мотивация педагогов к самообразованию, включение их в ситуацию творческого поиска начинается с диагностики профессиональных интересов и профессиональных затруднений. Еще до составления плана индивидуальной работы по теме са-мообразования, теме проекта организуются встречи, обсуждение выбранных проблем. В этой работе активно участвует психолог, передавая педагогам навыки самооценки, диагностики результатов своей деятельности. Следствием такой работы яв-ляется выбор педагогом для себя методов развития профессионализма и творчества. Стоит заметить, что программа может быть как индивидуальной, так и групповой, в зависимости от поставленной цели и задач, объемов работы. Они могут различаться между собой и по длительности, поэтому по выбору педагогов проходят промежуточные представления и обсуждения полученных результатов на методических объединениях, заседаниях творческих групп.

Таким образом, складывается система совместного творчества педагогов, наполненная качественным смыслом. Важно, что методисты Дома детского творчества при организации работы педагогов над созданием программы выступают не в роли контролера, а помогают получать знания самостоятельно, поэтому основными видами деятельности методистов являются: консультирование на любом этапе работы, методическая помощь в организации проектной деятельности, создание условий для промежуточных встреч педагогов, презентаций и плодотворной работы, организация экспертизы для качественной оценки проектов.

На основе анализа теоретических источников мы выявили андрагогические условия обеспечения качества обучения взрослых. Организационно-педагогические условия включают в себя: индивидуальность обучения, гибкость обучения, внутреннюю открытость, компактность и ускоренность обучения, адаптивность. Учебно-методи-

ческие условия предполагают, во-первых, обеспеченность взрослый обучающихся учебно-методическими материалами, во-вторых, авторизованный подход взрослого обучающегося к процессу собственного обучения.

Центральные проблемы психологии обучения взрослых - проблема взрослого человека как субъекта учения, проблема личностно-мотивационных механизмов, определяющих психологические особенности учебной деятельности взрослых. Психологические условия предполагают созда-ние ситуации, в которой у взрослого обучающегося при сравнении поставленных целей и предполагаемых результатов обра-зовательной деятельности возникают внутренние противоречия, как источник развития, которые будут способствовать личностному и профессиональному росту.

Научный анализ процесса обучения взрослого человека как субъекта учения осуществляется на соподчиненных между собой уровнях: личностном, деятельностно-ролевом и процессуальном.

Личностный уровень готовности взрослого слушателя системы постдипломного образования к обеспечению качества собственного обучения характеризуется такими критериями, как наличие мотива обучения, тесно связанного с личностными и профессиональными образовательными потребностями, и наличие острой потребности в получении новых знаний.

Деятельностно-ролевой уровень готовности взрослого слушателя системы постдипломного образования к повышению качества обучения характеризуется критериями следующего типа: способность к самоорганизации процесса обучения, которая включает в себя самостоятельное определение параметров обучения и самообразования; определение цели, поиск необходимых знаний, формирование умений, навыков и качеств; аккумуляцию опыта как источника обучения.

Одним из основных элементов технологии обучения согласно андрагогической

модели является планирование учебного процесса, в котором главную роль играет сам обучающийся, а методист выступает в роли преподавателя и источника обучения.

Педагоги выразили мнение, что уроки психологической культуры, проводимые в учреждении, содействуют сплоченности коллектива, создают условия для становления новых качественных отношений друг с другом. Заседания творческой группы целесообразно проводить по следующей схеме: анализ проведенного урока по ранее проведенной теме; планирование новой темы, обсуждение актуальности темы; «проигрывание» нового занятия. При этом психолог выступает в роли консультанта занятий, а педагоги делятся опытом проведения «уроков психологической культуры», что способствует расширению профессиональных границ педагогов-участников обсуждения.

Проведение занятий предполагает групповую форму работы, с использованием следующих методов: ролевые игры, упражнения, дискуссии, сказки, беседы, анкетирование, эмпирическое обучение, индивидуальное и коллективное рисование.

Применение современных технологий в организации педагогического самообразования приводит к возникновению в образовательном учреждении особого методического пространства, способствующего достижению более высокого качества образования.

Дополнительное образование детей можно рассматривать и как один из видов образования по выбору, как эффективное средство социального, а в последующем, возможно, и профессионального самоопределения учащихся.

Известно, что содержание общего образования детей выстраивается на основе стремления педагогов упорядочить представления учащихся об окружающем мире,

о месте человека в мире вещей, событий, явлений.

Содержание дополнительного образования задается стремлением детей устано-

вить в своей деятельности удобный для них одушевленный порядок в сложившемся мире вещей, событий, явлений и приспособить или организовать ситуации под свою индивидуальность. В процессе такой свободной деятельности проявляются личностные особенности поведения человека в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные качества, вырабатываются и постигаются определенные морально-нравственные ценности в русле тех или иных культурных традиций. При этом для педагога открывается возможность воздействовать на результаты дополнительного обра-зования обучающихся одновременно по нескольким направлениям: организация социального действия через изменение структуры самодеятельности (например, молодежная организация лидер-центр «Остров Сокровищ» для социально-активных детей, школа «Успех» для старшеклассников), включение новых культурных норм (например, разработка и органичное введение в образовательный процесс уроков психологической культуры личности).

Проблема повышения качества дополнительного образования имеет несколько аспектов, требующих внимания. С одной стороны, необходимо повышение качества педагогической деятельности, что связано с профессиональной компетентностью педагогов, с другой - целенаправленное научно-методическое обеспечение образова-тельного процесса.

Ярким показателем качества дополнительного образования является творческая активность всех субъектов педагогической деятельности (педагогов) и внеучебной деятельности (обучающихся).

В системе дополнительного образова -ния необходимо постоянное обновление

даже таких традиционных форм работы, как праздники знакомств, конкурсные и концертные программы, семейные праздники. Постоянно меняющиеся интересы и рост образовательных потребностей семьи заставляют практически каждого педагога принимать необходимость технологического обеспечения.

В Доме детского творчества Советского района вопросы внедрения педагогических технологий в деятельность творческих объединений в целях духовного развития и социального самоопределения детей рассматривались в течение нескольких лет на методических советах, методических объединениях. В результате отмечено значительное расширение диапазона используемых педагогических технологий, свидетельствующее о повышении профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования.

Отмечены положительные тенденции: преобладание технологий на основе личностной ориентации образовательного процесса; использование педагогических технологий, опирающихся на теоретические положения деятельностного, личностноориентированного и культурологического подходов; внедрение технологии разноуровневого обучения; взаимодействие научного консультанта и педагога-практика в описании педагогической технологии.

Разработанная система методической подготовки и профессионального самообразования педагогов позволяет объективно и оперативно оценивать состояние образовательного процесса, его условия и результативность, способствуя профессиональному и личностному росту педагогов в условиях учреждения дополнительного образования.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Роботова А. С., Леонтьева Т. В., Шапошникова И. Г. и др. Введение в педагогическую деятельность. М.: Академия, 2000. Глава 6.3.

2 Гусева А. С., Иглин В. А., Лытов Б. В. и др. Служебная карьера. М., 1998.

3 Битянова Н. Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. М., 1998.

4 Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.